■ ■ ■ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ
Автор: ЗАХАРОВА Ф.С.
ЗАХАРОВА Фатима Савлоховна - аспирант кафедры Управления информационными процессами отделения журналистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье представлено обоснование роли информационно-коммуникативных технологий в повышении качества предоставления государственных услуг, автором акцентируется внимание на изменение моделей взаимодействия в системе «общество - власть», определены проблемы и перспективы перехода к электронному формату взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг.
Ключевые слова: коммуникации, модели взаимодействия, информационно-коммуникативные технологии, электронное правительство, государственное управление, государственные услуги.
Для цитирования: Захарова Ф.С. Информационно-коммуникативные технологии в повышении качества публичных услуг. - Коммуникология. Том 5.№1.С.111-120 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-1-111-120
В условиях формирования информационного общества, социальных изменений и усложнения пространства коммуникаций трансформируются модели взаимодействия, что обусловливает необходимость изменения качества государственного управления, принципов, методов и технологий управленческого воздействия. В пространстве коммуникации доминирующими тенденциями становятся постоянно и многократно увеличивающийся объем доступной информации, появление новых форм и способов информационного влияния. В современных научных исследованиях все чаще отмечается формирование особого рода пространства, предопределяющего и новые формы поведения, и новые виды деятельности, качественно отличные от тех, что существовали ранее [1].
Развитие информационно-коммуникативных технологий
Формирование постиндустриального общества сопровождается радикальными социальными трансформациями, находящими свое выражение в развитии глобальной информационной индустрии, радикально меняющейся роли знаний и информации [2]. Развитие информационно-коммуникативных технологий актуализирует задачу специального осмысления как позитивных, так и негативных явлений, связанных с влиянием информационно-коммуникативных процессов.
Повсеместное внедрение информационных технологий повлекло за собой изменения в пространстве коммуникаций. Модифицируются каналы, стратегии и формы взаимодействия в условиях увеличения объемов и интенсивности информационных обменов. Интернет-технологии становятся мощным инструментом виртуального политико-коммуникативного взаимодействия, усиливаются альтернативность и множественность информации, в процессе структурирования и трансмиссии из виртуальной среды в повседневную практику информации появляются новые содержательные аспекты коммуникаций в пространстве взаимодействия общества и власти [3].
Развитие новых специализированных виртуальных ресурсов (социальные сети, блогосфера, интернет-порталы и сайты) [10] представляет собой активно развивающийся в настоящее время процесс, открывающий как дополнительные возможности для политического участия, новых форм самоорганизации, так и новых угроз манипулирования политическим поведениям, возможностей формирования мифологизированных стереотипов и установок. С одной стороны, глобальные сети обеспечивают оперативный доступ к информации, усиливается плюрализация источников информации, усиления фактора интерактивности в процессе коммуникации, наличие большого количества переплетающихся коммуникативных каналов, выступающих альтернативными источниками информации, с другой - продуцируют информационные риски и угрозы.
В условиях новых вызовов информационной эпохи государству необходимо формирование новых стратегий принятия решений на основе эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества [4]. Коммуникации, становясь интегральным показателем качества государственного управления, приобретают новое онтологическое содержание [5]. Оценка населением качества государственной политики во многом зависит от качества и доступности услуг, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления [6]. Концептуальной идеей институциональных реформ государственного управления в России является формирование компактного, сервисно ориентированного государства. Концепция преобразований, направленных на улучшение качества государственных и муниципальных услуг, тесно увязана с другими направлениями институциональных изменений: с реализацией стратегической программы развития информационного общества, с повышением эффективности деятельности органов власти, оптимизацией бюджетных расходов и межбюджетных отношений. Развитие форм и способов предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечение многоканальности и права выбора получателем формата взаимодействия являются ключевыми предпосылками для реализации сервисно ориентированного управления на всех уровнях власти [7].
Процесс внедрения в управленческую практику информационно-коммуникативных технологий требует координации деятельности органов власти как на федеральном, региональном, так и местном уровне
по вопросам совместной выработки оптимальных решений реализации информационно-коммуникативной стратегии. На организационном уровне реализация стратегии требует высокого уровня целеполагания, постановки задач и контроль за их реализацией, ключевым аспектом становится развитие коммуникативной компетентности и квалификации руководителей и исполнителей в сфере управления информационно-коммуникативными процессами. На наш взгляд, важно подчеркнуть, что одних организационных мер, направленных на создание специализированных структур в органах власти, явно недостаточно, так как необходимы серьезные содержательные изменения соответствующих административных процессов [11-20].
Повышение эффективности использования современных технологий
Для повышения эффективности управления информационно-коммуникативными процессами и более полного раскрытия потенциала информационно-коммуникативных технологий в деятельности властных структур в зарубежной практике используется подход, направленный на формирование единой системы управления информационными технологиями [7]. Качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг напрямую зависит от эффективной организации административных процессов, от согласованности действий органов власти различных уровней, от степени реализации клиенториентированного подхода в деятельности органов власти.
В настоящее время необходимы комплексные системные меры, основанные на принципиально новой концепции управления, которая ориентирована в первую очередь на развитие культурной составляющей, с формированием готовности жить в новом информационном мире, а не только изменение операциональных компонентов деятельности органов власти. Передовая управленческая практика свидетельствует, что внедрение концепции е-доуегптеп1 открывает доступ гражданам к высококачественным услугам, одновременно существенно сокращая затраты и уменьшая стоимость этих услуг. Унификация информационных систем, упрощение и сокращение числа процессов обеспечивают более качественное обслуживание граждан, снижают расходы и упрощают взаимодействие бизнеса и власти, сокращают операционные расходы, открывают доступ к услугам людям с ограниченными возможностями и в целом повышают прозрачность и ответственность органов власти.
Обеспеченность органов власти современными технологиями является лишь необходимой технической предпосылкой для осуществления управленческих функций и предоставления услуг. Более четкая выработка стратегии реализации услуг в электронной форме, реформирование административных процессов и регламентов на основе использования информационно-коммуникативных технологий, в конечном итоге, должно привести к реализации идей сервисного государства, основу которого составляют технологии «электронного правительства» [10].
Диалоговая модель взаимодействия власти и общества
Существует несколько подходов к сущности электронного правительства, но, несмотря на различия в моделях, которые предопределяются приоритетностью ключевых целей и задач (новые принципы внутренних и внешних коммуникаций органов публичной власти, повышение эффективности деятельности властных структур и качества проводимой государственной политики, предоставляемых услуг на основе использования возможностей интернета и информационно-коммуникативных технологий), внедрение информационных технологий в деятельность властных структур, как правило, связывается с комплексными инновационными изменениями деятельности органов власти (с изменениями принципов и механизмов внутренних и внешних коммуникаций, структурными и функциональными изменениями, изменениями административно-управленческих процессов) [8]. В настоящее время с целью систематизации административно-управленческих процессов в деятельности органов власти и системы взаимодействия в контексте реализации электронного правительства выделяют следующие направления:
- качество взаимодействия с гражданами (Government to Citizen, G2C);
- эффективная коммуникация власти и бизнеса, направленная на создание благоприятных условий для развития бизнес-среды (Government to Business, G2B);
- оптимизация внутриадминистративного взаимодействия (Government to Government, G2G).
Главная идея качественных изменений в сфере государственного управления заключается в формировании диалоговой модели взаимодействия в системе «государство-граждане-бизнес» на основе более полного раскрытия потенциала информационно-коммуникативных технологий. Необходимо отметить, что инновации в системе государственного управления осуществляются в условиях изменения и понимания сущности общественного служения. Сервисность, ориентированность на потребности граждан становится центральным элементом во взаимоотношениях между государством и населением, формировании «электронного правительства».
Внедрение информационных технологий является сложным процессом, требующим оптимизации процессов, проходящих как внутри соответствующих административных структур, так и системы внешней коммуникации. Это означает, что административная реформа должна учитывать и инкорпорировать задачи информатизации органов власти в более широком контексте обеспечения качества, открытости и доступности в деятельности властных структур [21-27].
Традиционно проблемной зоной в предоставлении государственных и муниципальных услуг является недостаточная информированность населения, что приводит к искаженному восприятию, в силу этого информирование получателей должно стать объектом пристального внимания в процессе опти-
мизации предоставления услуг. Неинформированность граждан лишает их возможности получить услугу наилучшим и удобным для них способом, что отражается в целом на доступности услуг. Данные исследований, касающихся информационного обеспечения предоставления услуг и их информационной доступности, показывают, что одним из важнейших элементов является совершенствование информационных потоков, разработка удобного для получателей интерфейса, определяющего, какая информация должна предоставляться получателям на разных стадиях предоставления услуг, дифференциация в отдельных случаях информации и формы ее предоставления для различных групп получателей.
Формирование «электронного правительства» необходимо рассматривать как новую форму организации деятельности органов власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности властных структур [8].
Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности органов власти позволяет достичь:
- прироста оперативности, гибкости в изменениях административных процессов; снижения административного бремени и временных затрат (исключение физического перемещения людей и бумаг);
- оптимизации межуровенного и межведомственного взаимодействия в процессе принятия управленческих решений;
- развития социального контроля при осуществлении доступа граждан к информации, увеличения возможностей осуществления дистанционные проверки принятых решений.
Повышение качества публичных услуг
Направление совершенствования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг связано с переходом от стадии информирования к организации интерактивного взаимодействия, электронным транзакциям, обеспечению полного цикла предоставления услуг в электронном формате, что требует, соответственно, нового уровня интеграции и изменение деятельности органов власти на всех уровнях.
Важным представляется раскрытие полного потенциала информационно-коммуникативных технологий - не просто моделировать с помощью ИКТ реалии мира «бумажного» государства (электронные документы, обмен электронными документами, выписками, справками), не формировать компьютерную модель государственного управления без изменения старого содержания. Основу архитектуры «электронного правительства», независимо от уровня (общегосударственный, региональный, уровень муниципального образования), составляет процессно-ориентированная модель [7]. Комби-
нация этого подхода с концепцией информационных технологий позволяет лучше увязать процесс разработки компонентов информационных систем с миссией, основными задачами и функциями органов власти.
«Современный менеджмент рассматривает организации не как жесткие, иерархические, бюрократические единицы управления, а как адаптирующиеся структуры, то есть вместо метафоры «организация как механизм, машина» используется метафора «организация как живой организм». Точно так же при использовании сервис-ориентированных принципов проектирования информационных систем вместо традиционной метафоры «создание системы как строительство здания» больше подходит метафора «информационная система как живой организм». Развитие информационного общества, реализация стратегии и программ перехода к «электронному правительству» качественно преобразуют социально-политическую действительность.
В общественном мнении сегодня складывается четкое понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения, об этом свидетельствует и широкий общественный резонанс государственной программы «Информационное общество». Для повышения эффективности проводимой государственной политики недостаточно лишь эффективного использования различных способов и каналов организации коммуникаций. На наш взгляд, для этого необходима парадигмальная основа, которая позволит взаимоувязать общими концептуальными рамками процессы реализации государственной политики в сфере предоставления публичных услуг и государственную информационную политику на основе единой системы стратегических ориентиров и принципов.
Определение роли информационно-коммуникативных технологий в повышении качества публичных услуг неразрывно связано с преодолением упрощенного понимания, акцентирование внимания на социокультурных аспектах. Необходимым условием эффективности государственной политики в сфере предоставления услуг, предоставление их в электронной форме, развитие принципов «одного окна» напрямую предопределено степенью вовлеченности человека в процесс самореализации в условиях информационного общества, развитие информационной культуры и коммуникативная компетентность напрямую связаны с осознанием открывающихся возможностей информационных ресурсов, развитием навыков их использования, являющиеся базовой составляющей социальной адаптации граждан к условиям и вызовам информационной эпохи.
Среди ключевых проблем, на решение которых необходимо акцентировать управленческое воздействие, можно выделить достаточно сильную асимметрию развития спроса и предложения в сфере информационных услуг. На формирование адекватного спроса со стороны внутреннего рынка и, прежде всего, индивидуальных потребителей, граждан, внимание обращалось гораздо меньше).
Выводы
Низкий уровень информационной культуры граждан, отсутствие системы обучения граждан являются серьезным барьером в раскрытии потенциала информационно-коммуникативных технологий в повышении качества публичных услуг. Отсутствие комплексных просветительских программ также приводит к повышению сопротивляемости внедрению. Как справедливо отмечают эксперты, любые «попытки реализовать проекты по оказанию гражданам электронных услуг обречены, если не будут подкреплены соответствующей системой обучения», в отсутствии национального стандарта информационной грамотности [6].
В настоящее время граждане недостаточно информированы, не в полной мере осознана упущенная выгода, выражаемая не только в финансовых потерях, но и прежде всего, в сокращении временных затрат, снижении эмоциональные издержек при взаимодействии с властными структурами, в предупреждении коррупционных транзакций.
В последнее время происходит осознание того, что создание технической инфраструктуры, поставка компьютеров, прокладка сетей и разработка программных решений не может решить проблемы информационного общества. Необходимо отметить, что проблема не столько в «цифровом разрыве», сколько в информационном неравенстве. Государственный бюджет предусматривает серьезные затраты на разработку порталов и сайтов, но вместе с тем, остается открытым вопрос, какой процент людей в России имеют возможности использовать эти ресурсы в повседневной жизни. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, к 2015 году государственные услуги должны были быть переведенными в электронную форму, вместе с тем в настоящий момент данный переход остается нереализованной целью [9]. Состояние готовности России к информационному обществу определяется не только развитием отрасли информационных технологий, но и, в первую очередь, обеспечением готовности граждан и организаций к использованию данных возможностей.
Повышение качества публичных услуг на основе информационно-коммуникативных технологий предусматривает упрощение процедур взаимодействия общества; развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства; повышение открытости деятельности органов государственной власти; формирование единого пространства электронного взаимодействия, преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и популяризацию возможностей и преимуществ информационного общества; повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных технологий. Развитие информационных процессов и совершенствование информационно-коммуникационных технологий позволяют
активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы, но увеличение объемов информации предъявляет повышенные требования к их смысловой интерпретации субъектом. В этой связи эффективность информационного взаимодействия определяется уровнем информационной и коммуникативной компетентности.
Источники:
1. Силкин В.В. Мифы в конструировании коммуникативного пространства государственного управления // Государственная служба. 2014. №4 (90).
2. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.
3. Основы теории коммуникации: учебник/ М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. — 615 с.
4. Алескеров Ф.Т., Головщинский К.И., Клименко А.В. Оценки качества государственного управления. М., 2006.
5. Эффективность государственного управления / Пер.с англ.; общ.ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М., 2008.
6. Архипов О. Рынок электронных услуг населению в России: проблемы и перспективы // Информационные ресурсы России. 2011. № 4.
7. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Вишняков В.Г. Правовые проблемы развития электронного правительства в Российской Федерации // Образование и право. 2012. № 4. C. 7-24.
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212) // «Российская газета» от 16 февраля 2008 г. № 34.
10. Шарков Ф.И. Визуализация политического медиапространства. - Полис. Политические исследования. 2016. № 5. С. 97-107. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08.
11. Hilbert, M. (2015). Digital Technology and Social Change [Open Online Course at the University of California] freely available at: https://canvas.instructure.com/courses/949415
12. Beniger, James R. (1986). The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
13. Webster, Frank (2002). Theories of the Information Society. Cambridge: Routledge
14. Individuals using the Internet 2005 to 2014, Key ICT indicators for developed and developing countries and the world (totals and penetration rates), International Telecommunication Union (ITU). Retrieved 25 May 2015.
15. Internet users per 100 inhabitants 1997 to 2007, ICT Data and Statistics (IDS), International Telecommunication Union (ITU). Retrieved 25 May 2015.
16. The World's Technological Capacity to Store, Communicate, and Compute Information, Martin Hilbert and Priscila Lopez (2011), Science (journal), 332(6025), 60-65; free access to the article through here: martinhilbert.net/WorldInfoCapacity.html
17. Susan Crawford: The Origin and Development of a Concept: The Information Society. Bull Med Libr Assoc. 71(4) October 1983: 380-385.
18. Machlup, Fritz (1962). The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, NJ: Princeton University Press.
19. Marc Porat (1977) The Information Economy. Washington, DC: US Department of Commerce.
20. Karl Deutsch (1983) Soziale und politische Aspekte der Informationsgesellschaft. In: Philipp Sonntag (Ed.) (1983) Die Zukunft der Informationsgesellschaft. Frankfurt/Main: Haag & Herchen. pp. 68-88.
21. Daniel Bell (1976) The Coming of Post-Industrial Society. New York: Basic Books, 127, 348.
22. Jean-François Lyotard (1984) The Postmodern Condition. Manchester: Manchester University Press, 5.
23. Darin Barney (2003) The Network Society. Cambridge: Polity, 25sq.
24. Peter Glotz (1999) Die beschleunigte Gesellschaft. Kulturkämpfe im digitalen Kapitalismus. München: Kindler.
25. Wolfgang Fritz Haug (2003) High-Tech-Kapitalismus. Hamburg: Argument.
26. Nicholas Garnham (2004) Information Society Theory as Ideology. In: Frank Webster (Ed.) (2004) The Information Society Reader. London: Routledge.
27. Eryomin A.L. Information ecology - a viewpoint // International Journal of Environmental Studies. 1998. Vol. 54. P. 241-253.
■ ■ ■ INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN ENHANCING QUALITY OF PUBLIC SERVICES
Author: ZAKHAROVA F.S.
ZAKHAROVA Fatima Savlohovna, graduate student of the Chair of information processes, Journalism Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract: The article presents the rationale for the role of ICT in enhancing the quality of public services, the author focuses on the changing patterns of interaction in the system "society - power", identified the problems and prospects of transition to electronic format of interaction in the provision of public services.
Keywords: communication, interaction models, information and communication technologies, e-government, public administration, public services.
For citation: Zakharova, F. S. Information and communication technologies in improving the quality of public services. - Communicology. Volume 5. No. 1. P. 111-120 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-1-111-120
References
1. Silkin V.V. Mifyi v konstruirovanii kommunikativnogo prostranstva gosudarstvennogo upravleniya // Gosudarstvennaya sluzhba. 2014 №4 (90). [Silkin V.V. Myths in the design of government communication space // Gosudarstvennaya sluzhba. 2014. №4 (90)]. (In Russ.).
2. Chernov A.A. Stanovlenie globalnogo informatsionnogo obschestva: problemyi i perspektivyi. M: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°», 2003. [Chernov A.A. The formation of a global information society: problems and prospects. M: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K 2003]. (In Russ.)
3. Osnovyi teorii kommunikatsii: uchebnik / Vasilik M.A., Vershinin M.S., Pavlov V.A. [i dr.] / pod red. prof. Vasilika M.A. - M.: Gardariki, 2006. - 615 s. [Basics of communication theory: a textbook / Vasylyk M.A., Vershinin M.S., Pavlov V.A. [et al.] / Ed. prof. Vasilika M.A. - Moscow, 2006. 615 p.]. (In Russ.)
4. Aleskerov F.T., Golovschinskiy K.I., Klimenko A.V. Otsenki kachestva gosudarstvennogo upravleniya. - M., 2006. [Aleskerov F.T., Golovschinsky K.I., Klimenko A.V. Estimates of governance. Moscow, 2006]. (In Russ.)
5. Effektivnost gosudarstvennogo upravleniya / Per.s angl.; obsch.red. S.A. Batchikova i S.Yu. Glazeva. M., 2008. [The efficiency of public administration / Trans.fr. Eng.; Ed. Batchikov S.A. and GlazyevS.Y Moscow, 2008]. (In Russ.)
6. Arhipov O. Rynok elektronnyih uslug naseleniyu v Rossii: problemyi i perspektivyi // Informatsionnyie resursyi Rossii. - 2011. - № 4. [Arkhipov O. Market of electronic services to the population in Russia: problems and prospects // InformatsionnyieresursyRossii. 2011. № 4]. (In Russ.)
7. Danilin A.V. Elektronnyie gosudarstvennyie uslugi i administrativnyie regla-mentyi: ot politicheskoy zadachi k arhitekture «elektronnogo pravitelstva». - M., 2004. [Danilin A.V. Electronic public services and administrative regulations: the political challenges to the architecture of «electronic government». Moscow, 2004] (In Russ.)
8. Vishnyakov V.G. Pravovyie problemyi razvitiya elektronnogo pravitelstva v Rossiyskoy Federatsii // Obrazovanie i pravo. - 2012. - № 4. C. 7-24. [Vishnyakov V.G. Legal problems of e-government development in the Russian Federation // Obrazovanie i pravo. 2012. № 4. pp. 7-24]. (In Russ.)
9. Strategiya razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossiyskoy Federatsii (utv. Prezidentom RF 7 fevralya 2008 g. N Pr-212)// «Rossiyskaya gazeta» ot 16 fevralya 2008 g. № 34. [Strategy for Information Society Development in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation. February 7, 2008 N Pr-212) // «Rossiyskaya Gazeta», dated February 16, 2008 № 34]. (In Russ.)
10. Sharkov F.I. Visualization of the political media space. - Polis. Political studies. 2016. No. 5. P. 97-107. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08. (In Russ.).
11. Hilbert, M. (2015). Digital Technology and Social Change [Open Online Course at the University of California] freely available at: https://canvas.instructure.com/courses/949415
12. Beniger, James R. (1986). The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
13. Webster, Frank (2002). Theories of the Information Society. Cambridge: Routledge.
14. Individuals using the Internet 2005 to 2014, Key ICT indicators for developed and developing countries and the world (totals and penetration rates), International Telecommunication Union (ITU). Retrieved 25 May 2015.
15. Internet users per 100 inhabitants 1997 to 2007, ICT Data and Statistics (IDS), International Telecommunication Union (ITU). Retrieved 25 May 2015.
16. The World's Technological Capacity to Store, Communicate, and Compute Information, Martin Hilbert and Priscila López (2011), Science (journal), 332(6025), 60-65; free access to the article through here: martinhilbert.net/WorldInfoCapacity.html
17. Susan Crawford: The Origin and Development of a Concept: The Information Society. Bull Med Libr Assoc. 71(4) October 1983: 380-385.
18. Machlup, Fritz (1962). The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, NJ: Princeton University Press.
19. Marc Porat (1977) The Information Economy. Washington, DC: US Department of Commerce.
20. Karl Deutsch (1983) Soziale und politische Aspekte der Informationsgesellschaft. In: Philipp Sonntag (Ed.) (1983) Die Zukunft der Informationsgesellschaft. Frankfurt/Main: Haag & Herchen. pp. 68-88.
21. Daniel Bell (1976) The Coming of Post-Industrial Society. New York: Basic Books, 127, 348.
22. Jean-François Lyotard (1984) The Postmodern Condition. Manchester: Manchester University Press, 5.
23. Darin Barney (2003) The Network Society. Cambridge: Polity, 25sq.
24. Peter Glotz (1999) Die beschleunigte Gesellschaft. Kulturkämpfe im digitalen Kapitalismus. München: Kindler.
25. Wolfgang Fritz Haug (2003) High-Tech-Kapitalismus. Hamburg: Argument.
26. Nicholas Garnham (2004) Information Society Theory as Ideology. In: Frank Webster (Ed.) (2004) The Information Society Reader. London: Routledge.
27. Eryomin A.L. Information ecology - a viewpoint // International Journal of Environmental Studies. 1998. Vol. 54. P. 241-253.