Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные технологии на уроках химии'

Информационно-коммуникативные технологии на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонычева О. В.

Вхождение отечественной школы и педагогики в мировое культурное и образовательное пространство, формирование личности специалиста инновационного типа обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, а именно разработки и реализации информационных технологий в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонычева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные технологии на уроках химии»

Рассмотрев структуру ИОС, можно с точностью определить функции и информационные ресурсы отдельных ее компонентов, которые являются универсальными для любого образовательного учреждения. Следующим этапом становится определение основных направлений информационного взаимодействия между элементами информационно-образовательной среды.

Таким образом, можно говорить, что формализация структуры образовательного учреждения с точки зрения системного подхода, определение информационных потоков внутри этой структуры и реализация ее на практике с использованием средств информатизации и информационных технологий необходимо для решения задачи следующего этапа информатизации.

Список литературы:

1. Зайцева Ж.Н., Солдаткин В.И. Перспективы информатизации образования // Профессиональное образование. - 2004. - № 2. - С. 4-5.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

3. Зауэр Л. С. Информационные технологии в личностно-ориентиро-ванном обучении // Профессиональное образование. - 2005. - № 3. - С. 22.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.

5. Исаченко О.В. Информатизация как основное направление модернизации современной системы образования. Вторая ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии». Сборник трудов. / Под. ред. П.М. Ло-пашинова. - Смоленск: ФГОУ СПО СПЭК, 2009. - С. 81-82.

6. Проскудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы [Электронный ресурс] // www.anthropology.ru /ru/ texts/ prokudin/ art_inf_edu.html.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ

© Платонычева О.В.*

Институт развития образования Ивановской области, г. Иваново

Вхождение отечественной школы и педагогики в мировое культурное и образовательное пространство, формирование личности специалиста инновационного типа обусловили потребность пересмотра и ка-

* Заведующая кафедрой Естественно-математического образования, кандидат химических наук.

чественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, а именно разработки и реализации информационных технологий в педагогической деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы связаны с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответ-ствующей подготовки специалистов. Внутренние факторы связаны с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования. Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100 % охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков [1].

Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. В режиме зачета учащиеся выполняют задания на время.

Электронные образовательные издания позволяют:

1. создать психологические условия включения учащихся в тестирование;

2. эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;

3. не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и оценивать их по «Критериям оценки выполнения заданий»;

4. формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать.

Кроме того, применение современных средств мультимедиа интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей мультимедийные средства открывают и для самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся [2]. Использование мультимедийных дисков, таких как: «Открытая химия» (Физикон); «Химия: базовый курс. 8-9 класс» (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); «Общая и неорганическая химия: 1011 класс» (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); «Химия: вирту-

альная лаборатория. 8-11 класс» (Лаборатории систем мультимедиа, Мар-ГТУ); «Репетитор по химии» (Кирилл и Мефодий); «1С: Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ 2005» (1С); «Химия» (Просвещение-медиа); «Химическая энциклопедия» (Большая Российская Энциклопедия); сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы «Школьный химический эксперимент», значительно облегчает работу учителю.

Одним из инновационных направлений в школьном образовании является привлечение средств и возможностей Интернет в работе с учащимися на уроках и в исследовательской деятельности школьников. Большие возможности Интернет открывает и для создания компьютерных презентаций по химии учителю и учащимся [3].

Вот небольшой список сайтов Интернет, где можно почерпнуть информацию к урокам химии как учителю так и учащимся:

«Открытая химия» - www.college.ru/chemistry - много учебных материалов по химии для абитуриентов, школьников и учителей. Здесь организована система дистанционного обучения по ряду школьных предметов: физика, математика, химия, английский язык, биология. В разделе химии имеется электронный учебник, интерактивные химические модели, тесты, интерактивная таблица Д.И. Менделеева, список ресурсов «Химия в Интернете». Вы можете зарегистрироваться на сервере и стать клиентом системы дистанционного обучения.

«Химические программы и базы данных» - city.tomsk.net/~chukov/ Лет/ - Он создан на сервере Томского университета, здесь имеются бесплатные обучающие программы-справочники, справочная информация по общей, аналитической и органической химии, подборки статей по химии из ФИДО (любительская глобальная компьютерная сеть), справочные данные по 11 элементам.

«Электронная библиотека химического факультета МГУ» - www/ chem.msu.su:8081/rus/elbibch - здесь можно найти монографии и аналитические обзоры, электронные версии около 20 журналов по химии, в том числе такого популярного среди учителей химии журнала, как «Химия и жизнь», электронные версии учебников и задачников, изданных в МГХ сборники олимпиадных задач по органической химии, учебные базы данных, в том числе «Неорганическая химия в таблицах», данные о лауреатах нобелевской премии по химии за 1998-2009 гг, данные о химическом факультете МГХ его кафедрах и истории, сведения о российских химиках и их вкладе в химическую науку (справочник «Кто есть кто в российской химической науке).

«Газета химия» - http://him.lseptember.ru - издательство «Первое сентября». Доступны электронные версии архивных номеров, начиная с 1997 г.

Химическая страничка - На сервере Ярославского центра дистанционного обучения школьников www-windows-1251.edu.yar.ru/Russian/ cources/chem/ - здесь можно найти такие разделы: «Химические олимпиады», «Опыты», «Элементы», «Геохимия», «Словарь химических терминов».

«Химия для всех» - www.informika.ru/text/database/chemy/ - один из офицеальных серверов МО РФ, здесь приведены текстовые и графические материалы учебного компакт-диска «Химия для всех», бесплатные обучающие программы.

«Химия и жизнь - XXI века» - www.aha.ru/~hj/ - приводится краткое содержание очередного номера журнала, сведения о грантах, конкурсах, в том числе и о конкурсах школьных проектов.

Сервер «Экзамен» - www.examen.ru - здесь можно дистанционно сдать более 40 экзаменов и пройти тестирование по более чем 50 тестам. В числе дисциплин: химия, общая биология, ботаника, зоология. Кроме того, на сервере создана обширная база данных учебно-методических материалов de facto. Здесь есть такие разделы химии, как «Общая химия», «Органическая химия», «Рефераты», «Неорганическая химия», «Великие химики», «История химии». Есть также несколько ссылок на полезные образовательные ресурсы по химии.

Сервер «Ростест» - rostest.runnet.ru - (поддерживается МГУ), можно пройти тренировочное тестирование по тестам централизованного тестирование. Подготовлены программы тестирования по семи предметам, в том числе химии.

Телетестинг - www.teletesting.ru -Центр тестирования «Гуманитарные технологии» проводит общероссийское централизованное дистанционное тестирование будущих абитуриентов через сеть региональных центров системы «Телетестинг».

Использование типовых приложений Microsoft Office: Word, Excel, Power Point в работе учителя дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.

Тестовый редактор MS Word представляет возможности для создания профессионально выполненных документов, художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице, придание впечатления объемности тексту, изображение тени от написанного текста, закрашивание букв узором произвольного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.

Использование презентационной графики Power Point позволяет дополнить текстовую часть работы визуальным рядом: рисунком, фотографиями, картинками. Поиски последовательности в построении визуального ряда является по своему смысловому контексту, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материала.

Программа Power Point позволяет подготовить выступление с использованием слайдов, которые можно напечатать прозрачных пленках или на бумаге, продемонстрировать на экране компьютера, а также включить в конспект доклада или в комплект материалов для раздачи учащимся.

Программа Excel позволяет внедрять в текстовую часть работы таблицы, числовую информацию, формулы, диаграммы и графики.

Информационные технологии можно использовать на разных этапах урока:

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения;

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может проходить разными путями:

- разъяснение значения информации для будующей профессиональной деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;

- рассказ о производственных проблемах, которые были решены с помощью этой информации.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании;

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение ме^ду словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель;

5. Систематизация и закрепление материала. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, ной с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Успешное применение новых информационных технологий в учебном процессе средней школы во многом зависит от умений и навыков учителей критически оценивать педагогические программные средства, их место в учебном процессе, их педагогическую эффективность, а также результаты обучения с использованием конкретных педагогических программных средств и корректировки в зависимости от этого процесса обучения. Не менее важны и проблемы отбора учебного материала, при изучении которого компьютер будет наиболее полезен, а также определение тех тем, изучение которых эффективнее осуществлять традиционными методами без использования компьютера.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала [4].

Список литературы:

1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и система повышения квалификации педагогических кадров. - М.: Академия, 2003.

2. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока. // Учитель. - 2004. - № 2.

3. Никитенко С.Г. Интернет для учителя химии. // Газета «Химия». -2004. - № 7.

4. Ваграменко Я.С. Информационные технологии в учебном процессе. // Образование и общество. - 2005. - № 5.

СОЗДАНИЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

© Рудик Г.П.*

Уральский институт экономики, управления и права, г. Екатеринбург

Во всех вузах страны остро стоит вопрос о развитии научных иссле-дований и привлечении к ним студентов. Любое научное исследование начинается с постановки проблемы, которую необходимо исследовать и предложить свой вариант ее решения. Описанные ниже примеры из

* Инженер-программист отдела Качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.