Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативное пространство китайской молодежи: опыт социологического анализа'

Информационно-коммуникативное пространство китайской молодежи: опыт социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / КИТАЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / COMMUNICATIVE SPACE / SOCIAL MANAGEMENT / MASSMEDIA / INFORMATION PRIORITIES / CHINESE YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лю Пэн

В статье раскрываются особенности функционирования средств массовой информации Китая в молодежной среде, приводятся социологические данные о приоритетах в выборе информационных каналов и программ китайской молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лю Пэн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATIVE SPACE OF CHINESE YOUTH: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article describes the peculiarities of the media in China among young people, given the sociological data about the priorities in the choice of media channels and programs of Chinese youth.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативное пространство китайской молодежи: опыт социологического анализа»

УДК 316.31 Лю Пэн

аспирант Московского государственного технического университета гражданской авиации тел.: (495) 458-78-14

ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КИТАЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ:

ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Liu Peng

post-graduate student of Moscow State Technical University of Civil Aviation tel.: (495) 458-78-14

INFORMATION AND COMMUNICATIVE SPACE OF CHINESE YOUTH: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация:

В статье раскрываются особенности функционирования средств массовой информации Китая в молодежной среде, приводятся социологические данные о приоритетах в выборе информационных каналов и программ китайской молодежью.

Ключевые слова:

коммуникативное пространство, социальное управление, средства массовой информации, информационные приоритеты, китайская молодежь.

The summary:

The article describes the peculiarities of the media in China among young people, given the sociological data about the priorities in the choice of media channels and programs of Chinese youth.

Keywords:

communicative space, social management, mass-media, information priorities, Chinese youth.

Актуальность анализа состояния и тенденций развития информационно-коммуникативного пространства молодежи Китая обусловлена, прежде всего, динамично развивающимися процессами модернизации информационной инфраструктуры страны, радикальными изменениями в идеологии, политике, экономике, социальной сфере, а также необходимостью переосмысления места коммуникации в глобализирующемся мире и определения специфики управления коммуникационными процессами в разных социальных группах населения Китая.

Коммуникативное пространство в данной статье понимается как совокупность процессов передачи, получения и использования информации, необходимой для обеспечения взаимодействия социальных групп и отдельных личностей. В современном компьютеризованном обществе, где информационные обмены невозможны без развитой технической базы, коммуникативное пространство превратилось в виртуальную зону общения людей, формируемую на основе их включения в информационные потоки. Социологический анализ предпочтений в выборе содержательных позиций, предлагаемых средствами массовой информации и выбор этих средств как каналов коммуникативного взаимодействия и способа удовлетворения информационнокоммуникативных потребностей, может служить основанием для принятия решений в управлении политической, экономической и культурно-воспитательной сферами общественной жизни.

В настоящее время социум Китая активизирует процессы возрождения традиционных ценностей, связанных с идеей конфуцианства. Активным фактором этих процессов и формирования новых духовных ценностей являются средства массовой информации. По данным китайского издательского ежегодника в настоящее время в Китае издается почти 2 тыс. наименований газет и свыше 9 тыс. журналов. Среди них более 100 газет и журналов ориентируются на молодежь. Функционирует около 2 тыс. радиопрограмм, доля молодежных радиопрограмм составляет 29,1 %. В телепрограммах (общей численностью около 3 тыс.) доля молодежных программ составляет 8,1 %. Можно заметить, что в общей структуре СМИ Китая молодежные программы занимают незначительное место. Вместе с тем средства массовой информации становятся основным каналом воздействия на духовный мир китайской молодежи и претендуют на роль приоритетного субъекта в формирования мировоззрения как отдельной личности, так и ценностных ориентаций целых молодежных общин. Ежедневно программы телевидения смотрят более 938 млн. человек, 320 млн. человек читают газеты, 231 млн. - журналы, радио слушают 161 млн. человек, Интернетом пользуются 35 млн. человек. В информационном пространстве китайского общества господствует государственная медиасфера. Государство, удерживая в своих руках средства массовой информации, транслирует в коммуникативное пространство нужные ему новостные блоки, задает параметры обсуждения волнующих население проблем, поставляет

развлекательную информацию, транслируя дискурс центральной власти. Однако тенденция концентрации общества вокруг государственно-политического информационного ядра и традиционных ценностей китайской культуры все явственнее вступает в противоречие с тенденцией глобализации информационного поля мировой цивилизации, предлагающей китайскому социуму новые жизненные ориентиры, характерные для европейских стран. Особенно отчетливо глобализационные мотивы внедряются в сознание и поведение молодого поколения китайцев. В связи с этим с социологической точки зрения представляется интересным определить проблемы, возникающие в информационно-коммуникативном поле китайской молодежи.

В социологии молодежь традиционно рассматривается как социальная группа, основные функциональные параметры которой детерминированы возрастом. Молодежь как социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного китайского общества. В 2009 г. в структуре населения Китая, согласно статистике, молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет составляли около трети (28,0 %). Из них 30,2 % живут в крупных городах, 17,2 % проживают в небольших городах, более половины (52,6 %) - жители деревень. Уровень урбанизации молодого населения составляет 47,4 % (уровень урбанизации всего населения Китая - 23,5 %).

Для выяснения характеристик коммуникативного пространства современной молодежи Китая в ноябре 2010 - феврале 2011 г. автором статьи методом анкетирования был проведен социологический опрос 1 074 молодых людей в возрасте 19-30 лет. Из них 26,5 % респонденты в возрасте 19-22 года, 39,2 % опрошенных относятся к возрастной группе 23-28 лет, 33,6 % -старше 28 лет. Молодым респондентам, принявшим участие в социологическом опросе, с целью определения каналов формирования коммуникативного пространства, было предложено ответить на вопрос: «Какой канал получения информации предпочитаете? (выбрать только один вариант)», а также выразить свои предпочтения в содержании передач, транслируемых по разным каналам информации.

Большинство опрошенных в качестве основного информационного канала выбрало телевидение (38,3 %), четверть опрошенных (24,7 %) предпочитает Интернет, 22,8 % - газеты и только 13,3 % опрошенных уверены в том, что они предпочитают радио остальным каналам (интересно отметить, что журналы читают только 1,1 %). Такая ситуация характерна не только для китайской молодежи. Проведенные в России социологические исследования информационных предпочтений молодежи показали, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизованности; во-вторых, большим количеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной жизни [2]. Сопоставление результатов социологических опросов китайской и российской молодежи позволяет сделать вывод о наличии неких общих тенденций в выборе коммуникационных каналов и формировании коммуникативной виртуальной среды данной социальной группы, что обусловлено, как представляется, процессами глобализации.

Анализ данных, полученных при ответе на вопрос: «Какие передачи предпочитаете смотреть по телевизору?» - показал значительное доминирование развлекательной информации в предпочтениях опрошенных молодых китайцев. Так, 27,3 % опрошенных молодых людей в качестве основных телепрограмм, которые они чаще всего смотрят, назвали фильмы и сериалы, 21,5 % - спортивные программы, 18,3 % - развлекательные юмористические программы. Только 15,6 % в числе предпочитаемых назвали научно-популярные программы, 7,2 % - программы о культуре, 7,5 % - новостные информационные программы.

Для значительного числа молодых людей Китая можно констатировать ослабление ценности семейных, дружеских и других социальных связей. Данная ситуация во многом формируется информационным содержанием современных СМИ. Последние задают массовые стандарты поведения, потребления и проведения досуга. С их помощью образуются суррогатные коммуникативные пространства и внедряются в сознание новые идентичности, новые социальные ценности [3, с. 55-56]. В условиях культурной (в том числе и коммуникативной) колонизации у молодежи формируется отчуждение от истории и культуры народа. В качестве одной из тенденций развития коммуникативного пространства в молодёжной среде следует отметить необходимость восстановления или формирования заново национальной идентичности через поиск ее оснований в прошлом или настоящем, поиск организационно-коммуникативных инноваций, необходимых для улучшения молодежного информационного менеджмента, способствующего культурному развитию молодежи.

Управляя информационными процессами в коммуникативном пространстве китайской молодежи, надо помнить, что научно-технический прогресс превращает информацию не только в ценный товар, но и в средство активного воздействия на общественное сознание. Различные

политические и социальные силы в стране и за рубежом используют СМИ в качестве каналов для решения своих определенных задач: сохранение власти, в том числе и глобальной, достижение экономических и военных выгод. Принципиально новая ситуация в новых условиях медиарынка, нарастание конкуренции, развитие свободы слова, привнесение рыночных отношений в эту сферу деятельности выдвигает перед редакционными коллективами и журналистами новые требования к навыкам и умениям формирования новых смыслов, отвечающих информационным потребностям молодежи, соответствующих запросам молодых людей.

Ссылки:

1. Социология молодежи / под ред. В.Н. Кузнецова. М., 2007.

2. Лесная Л.Ю., Соловьева С.С. Информационное

поле и менталитет горожанина как предметная область социологического исследования // Глобализация и социальные изменения: материалы научной конференции. Кафедра методологии социологических исследований. М., 2006. 11Р1_:

http://lib.socio.msu.rU/1/library (дата обращения:

16.06.2011).

3. Гаранина О.Д., Неведомская Т.Д. Перверсия гуманистических ценностей в современном мире // Научный Вестник МГТУГА. 2010. № 155. С. 54-59.

References (transliterated):

1. Sotsiologiya molodezhi / ed. by V.N. Kuznetsov. M., 2007.

2. Lesnaya L.Y., Solov'eva S.S. Informatsionnoe

pole i mentalitet gorozhanina kak predmetnaya oblast' sotsiologicheskogo issledovaniya // Globali-zatsiya i sotsial'nye izmeneniya: materialy

nauchnoy konferentsii. Kafedra metodologii sotsiolog-icheskih issledovaniy. M., 2006. URL:

http://lib.socio.msu.ru/1/library (date of access:

16.06.2011).

3. Garanina O.D., Nevedomskaya T.D. Perversiya gumanisticheskih tsennostey v sovremennom mire // Nauchniy Vestnik MGTUGA. 2010. No. 155. S. 54-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.