Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ЭКЗИСТИРОВАНИЯ DIGITAL-НОМАДА'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ЭКЗИСТИРОВАНИЯ DIGITAL-НОМАДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / НЕОНОМАДИЗМ / DIGITAL-НОМАДИЗМ / КОЧЕВАНИЕ СОЗНАНИЯ / МЕНТАЛЬНОЕ КОЧЕВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / INFORMATIONAL AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / INFORMATIONAL REALITY / VIRTUAL REALITY / DEFINITION OF THE TERM INFORMATIONAL AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / ROAMING CONSCIOUSNESS / NEO-NOMADISM / DIGITAL NOMADISM / MENTAL ROAMING / ETHNOCULTURAL IDENTITY / DIGITAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фурсова Дарья Аветисовна

Статья посвящена проблемам экзистирования в информационно-коммуникативной среде: сопоставляются понятия неономад и digital-номад, выделяются виды кочевания в информационно-коммуникативной среде. В статье также фиксируются отличительные черты digital-номада: кочующее сознание, информационная булимия, культурная и пространственная обездвиженность, онтологическая индифферентность; экзистирование номада отличает избыточное производство информации, утрата этнокультурной идентичности и приобретение цифровой идентичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT AS AN EXISTENCE SPACE OF DIGITAL-NOMAD

The article is dedicated to the problems of existence in the information and communication environment. The author compares the terms “neo nomad” and “digital-nomad”, differentiates two types of digital-nomads. The main features of digital-nomads such as roaming consciousness, information bulimia, cultural and space immobility, ontological indifference are fixed in the article. The author points that digital-nomad’s existence is characterized by extra information producing, loosing ethnocultural identity and obtaining digital identity.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ЭКЗИСТИРОВАНИЯ DIGITAL-НОМАДА»

RAR

УДК 008(001.8):304.2

ББК 71.0

10.34685/HI.2020.30.3.006

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ЭКЗИСТИРОВАНИЯ

DIGITAL-НОМАДА

Фурсова Дарья Аветисовна,

преподаватель кафедры второго иностранного языка, Институт иностранных языков им М. Тореза ФГБОУ ВО МГЛУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» ул. Остоженка, 38, с. 1, Москва, РФ, 119034 e-mail: da_fursova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблемам экзистирования в информационно-коммуникативной среде: сопоставляются понятия неономад и digital-номад, выделяются виды кочевания в информационно-коммуникативной среде. В статье также фиксируются отличительные черты digital-номада: кочующее сознание, информационная булимия, культурная и пространственная обездвиженность, онтологическая индифферентность; экзистирование номада отличает избыточное производство информации, утрата этнокультурной идентичности и приобретение цифровой идентичности.

Ключевые слова

Информационно-коммуникативная среда, информационная реальность, неономадизм, digital-номадизм, кочевание сознания, ментальное кочевание, этнокультурная идентичность, цифровая идентичность.

В последние годы в научном дискурсе появились такие термины, как techno-nomad и digital-nomad, или цифровые кочевники. Данные термины являются производными от слова неономад, используемого в работах Ж. Аттали, З. Баумана, Ж. Делёза, Ф. Гваттари и пр. для описания нового типа человека, утрачивающего или уже утратившего этническую идентичность и не привязанного к определенной социокультурной среде и месту. З. Бауман подчеркивал, что социально-экономические причины неономадизма совершенно различны, вплоть до диаметральной противоположности, и поэтому разделял неономадов на ту-

ристов - людей, передвигающихся по миру по собственному желанию, «коллекционеров ощущений»; и бродяг - вынужденных покидать родные места в поисках заработка или безопасности1.

К цифровым же кочевникам чаще всего относят людей, работающих удалённо - блог-геров, программистов, дизайнеров и пр. -и осуществляющих свою профессиональную деятельность с использованием информаци-

1 Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М. : Весь Мир, 2004. С. 47.

онных технологий и номадических предметов, которыми, согласно Ж. Аттали, являются мобильные телефоны, ноутбуки и пр2.

Термин цифровые (или digital) кочевники интересный и перспективный, однако, с нашей точки зрения, его целесообразнее использовать для обозначения другой категории людей - «жителей» информационно-коммуникативной среды, всех тех представителей различных национальных, возрастных, гендерных и иных групп, которых З. Бауман назвал «скачущими» с канала на канал или по интернету3.

На наш взгляд, именно эту весьма разобщенную, неоднородную массу людей уместнее всего назвать цифровыми кочевниками. Это люди с кочующим/номадическим сознанием. Они, с одной стороны, постоянно перемещаются внутри информационно-коммуникативной среды (из цифрового пространства в реальное, и обратно), а с другой - по цифровому пространству (с одного сайта на другой).

Таким образом, для описания феномена физического перемещения масс людей, не привязанных к этнической культуре, по геометрическому пространству (по П. Сорокину), целесообразно использовать термин неономадизм; тогда как термин цифровой номадизм (digital-номадизм) логичнее использовать для описания перемещения сознания людей внутри информационно-коммуникативной среды и внутри цифрового пространства. Иными словами, неономадизм есть кочевание физическое, а цифровой номадизм - кочевание сознания, ментальное кочевание. Поэтому люди, работающие удаленно и свободно перемещающиеся по миру, принадлежат, скорее, к категории неономадов. При этом, мы не исключаем, что определенная часть неономадов может одновременно являться и digital-номадами. Иными словами, ключевым фактором для причисления современных номадов к категории цифровых кочевников является не наличие номадических предметов. Это недостаточным, но необходимым условием. Ключевым же является кочевание сознания.

2 Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. [Электронный ресурс] URL: https://royallib.com/read/attali_gak/ na_poroge_novogo_tisyacheletiya.html#309390

3 Бауман 3. Указ. соч. С.50.

В связи с использованием нами термина Шдка1-номад для обозначения людей с кочующим сознанием, нам представляется необходимым рассмотреть информационно-коммуникативную среду как пространство экзистирования Шдка1-номада.

Парадоксальность неономадизма, на наш взгляд, заключается в том, что этот вид кочевничества формируется внутри оседлой культуры. При схожести внешних проявлений -пересечение границ, выход за рамки локуса, разрушении принципа локальной привязанности - можно говорить о разных причинах преодоления оседлости. Согласно З. Бауману, неономады делятся на две категории - туристов и бродяг. Бродяги кочуют реагируя на изменения среды, под влиянием внешних факторов-«раздражителей»; их цели, если они у них есть, экзогенны; туристы же, напротив, отправляются в путь, будучи мотивированны своими желаниями, в поисках новых впечатлений, их цели экзогенны.

По аналогии с классификацией З. Баумана, мы предлагаем разделить Шдка1-номадов также на две группы Шдка1-бродяг и Шдка1-туристов. Однако сразу оговоримся, что ключевым классифицирующим параметром в случае цифровых кочевников является не столько оппозиция - внешний / внутренний раздражитель (хотя отчасти, в какой-то мере и этот параметр определяет условия классификации), сколько цель, вернее оппозиция цель / отсутствие цели (бесцельность). Наличие цели присуще туристам, ищущим развлекательный контент, отсутствие цели, соответственно, является основанием, согласно нашей логике, отнести цифрового номада к категории цифровых бродяг. Можно было бы ввести и еще одну категорию (она как бы логически напрашивается) - тех, кто передвигается с целевой установкой не на развлечение, и назвать их цифровыми пилигримами. Однако мы глубоко убеждены в том, что эта категория в принципе не возможна; прежде всего, потому, что тот, кто двигается в информационно-коммуникативной среде осмысленно, не является кочевником. Он не живет в информационно-коммуникативной среде, а использует ее. Для него она на экзистенциальный, а инструментальный фактор. Иными словами, цифровой номад, который вдруг (не будем предполагать почему) начинает использовать информационно-комму-

никативный инструментарий для достижения целей в реальной жизни (получение знаний), прекращает быть цифровым кочевником.

Важным культурным фактором как для оседлой культуры, так и для номадической является пространство. Ж. Делёз и Ф. Гваттари разделяли пространство на гладкое и рифленое. Представители как ШдИа1-бродяг, так и ё1дИа1-туристов скользят по гладкому цифровому пространству, кочуют внутри информационно-коммуникативной среды: бродяги, повторимся, бесцельно, реагируя на внешние раздражители в виде рекламы, постов и репо-стов в новостной ленте, сообщений в социальных сетях и т.д., туристы - в поисках развлекательного контента (фильмов, музыки, онлайн игр и пр.).

Сравнивая номадическую культуру с нео-номадической, обратим внимание на различия осваиваемого пространства и, соответственно, на разницу в его освоении. Для традиционной номадической культуры характерно скольжение по гладкому геометрическому пространству и отсутствие привязанности к месту при наличии этнокультурной идентичности, т.е. связи времени. В неономадической культуре привязанность к номадическим предметам сочетается с отсутствием привязанности к месту и этнокультурной идентичности. Неслучайно А. Хеллер, говоря о неономадах, отмечает, что они существуют внутри «культуры абсолютного настоящего»4.

Если говорить о ё1дИа1-номадах, то следует отметить, что они также существуют в абсолютном настоящем, а этнокультуная идентичность заменяется на цифровую (о ней скажем ниже). Что касается пространства, то они осуществляют два вида кочевания: с одной стороны, это кочевание из цифрового пространства в реальное и обратно, с другой стороны, - кочевание по цифровому пространству. При этом перемещение в геометрическом пространстве, которое они естественно осуществляют, не является в этом случае определяющим культуро-образующим фактором. Гораздо важнее фактор мобильности сознания, его способности перемещаться в информационно-коммуникативной среде. Таким образом, ШдИа1-номадизм

4 Бауман 3. С. 50.

отличается от номадизма и неономадизма прежде всего смещением акцента с физического на ментальное: т.е. кочеванием сознания, или ментальным кочеванием, а также межсредо-вым кочеванием.

Гладкое пространство, в котором существует номадическая культура, подразумевает слияние со средой. При этом у традиционных кочевников происходило слияние с природой, нерукотворной средой, тогда как у неономадова - с рукотворной средой, а у digital-кочевников происходит слияние как с рукотворной (гад-жетами), так и с цифровой средой. И, если Ж. Аттали отмечал, что слияние с номади-ческими предметами формирует новый тип мышления у неономадов5, то тем более можно говорить о том, что слияние с инфомационно-коммуникативной средой является фактором, детерминирующим мышление digital-номада.

Важным культурным параметром является трехчленная оппозиция созидание / потребление / разрушение. Отличительной особенностью номадической культуры, как традиционной, так и нео- и digital, является ориентация на потребление и разрушение. Используя аргументацию Делеза и Гватарри, можно объяснить это тем, что скольжение по гладкому пространству не предполагает его трансформирования. В номадиче-ской культуре потребление выражалось по большей части в захвате продуктов оседлой культуры (не случайно номадическая культура связана с машиной войны6) и её разрушении. Неонома-дическая культура, существующая в рамках так называемого общества потребления, породила явление шопинга и булимии; её разрушительный потенциал редуцирован до неспособности созидать. Культура digital-номадов, разворачивающаяся в рамках информационно-коммуникативной среды, помимо физического потребления, присущего неономадической культуре, породила, с одной стороны, явление цифровой / информационной булимии, бесконтрольного потребления информации, а, с другой, - ее беспредельное,

5 Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. [Электронный ресурс] URL: https://royallib.com/read/attali_gak/ na_poroge_novogo_tisyacheletiya.html#309390

6 Делез Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари; пер. с франц. и послесл. Я.И. Свирского; науч. ред. В.Ю. Кузнецов. Екатеринбург : У-Фактория; М. : Астрель, 2010. С. 672.

избыточное производство (различный контент в соцсетях). Однако это производство не имеет созидательного характера, потому что оно не направлено на преобразование среды. Количество не трансформируется в качество. Поэтому как бесконтрольность потребления, так и беспредельность производства, по сути, деструктивны; объектом же разрушения в случае цифрового неономадизма является сознание цифрового неономада, превращение в гладкое.

Между тем, именно рифленость является маркером преобразования, трансформации: если речь идет о среде - то это создание бытия-для-нас7, если о сознании - то это рефлексивность / осознанность / осознаваемость \ еодИо-для-Я. «Оседлость» сознания формирует рифленое пространство прежде всего в его головном мозге человека (формируются новые извилины, увеличиваются определённые зоны)8. Усложнению «ландшафта» мозга способствует осознанная работа со сложно структурированной информацией9. «Рельеф» сложной информации не предполагает скольжения; оно возможно только в том случае, если игнорируется сложность информации, т.е. не происходит ее семантического декодирования. Если же оно происходит, то, соответственно, происходит и процесс, декодирования, который в рамках наших аналогий можно назвать вторичным рифлением информационного пространства - еодИо-для-Я. Поскольку организация пространства, его рифление - это деятельность субъекта по освоению объекта: без познающего субъекта свойства объекта потенциальны и не актуализированы.

А. Тойнби обратил внимание на интересную особенность гладкого пространства -в нем невозможно движение, в силу отсутствия границ. С его точки зрения, о движении можно говорить только в том случае, когда есть точка отсчета, то, относительно чего происходит дви-

7 Делез, Гваттари. Там же.

8 Черниговская Т.В. Одарённость зачастую передаётся по наследству. [Электронный ресурс] URL: https:// rg.ru/2017/04/17/chergiovskaia-um-i-odarennost-zachastuiu-peredaiutsia-po-nasledstvu.html

9 Савельев С.В. Изменчивость мозга. Основы половой и этнической изменчивости мозга. [Электронный ре-

сурс] URL: http://window.edu.ru/resource/259/42259/files/

gl12.pdf. С. 15.

жение. В этом смысле Тойнби считает, что кочевники обездвижены. Развивая идею А. Тойнби, можно говорить об отсутствии культурной динамики в номадической культуре10. В таком случае, неономады и ё1дИа1-номады также обездвижены. Об их культурной обездвиженности свидетельствует культ потребления, не предполагающий акта созидания. Таким образом, наличие рифлености пространства, горизонтальных границ (под которыми в том числе мы имеем в виду и табу), стимулирует культурную динамику. Иными словами, условием для культурного развития и формирования высокой культуры является оседлость, культивирующая рифленность, созидание, или во всяком случае строго регламентирующая деструктивное скольжение.

Границы - это еще и то, что выделяет микропространство человека внутри макропространства культуры - дом. Безусловно, в традиционном обществе дом существует не только в оседлой, но и в номадической культуре (кибитка, юрта)11. Дом - это граница между человеком и окружающей средой. Дом номадов, стационарный и мобильный одновременно, является, однако, своим пространством. Если же говорить о неономадах, дом которых может быть в любом месте, где есть возможность пользоваться номадическими предметами, то их дом перестает быть своим пространством, он связан не с пространством, а с вещью, номади-ческими предметами, дом неономада - своя вещь в чужом пространстве, неономад пространственно индифферентен. Степень геометрической привязанности ё1дИа1-номада еще более низкая: физическое, или геометрическое, пространство для ^Иа1-номада не важно (в его иерархии ценностей оно не на первом месте), хотя он в нем существует, причем как в формальном статусе представителя либо оседлой, либо неомадической культуры. В этом смысле дома в геометрическом пространстве у него нет Домом, очевидно, можно считать его аккаунт. Таких виртуальных домов у одного &дИа1-номада может быть несколь-

10 5.Филиппов А. Парадоксальная мобильность. [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/ oz/2012/5/paradoksalnaya-mobilnost.html

11 Шляков А.В. Нарратив дома в пространстве куль-туры осёдлости и номадности. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58). Т. 2. С. 219-223.

ко одновременно. При этом сам хозяин «домов» может представлен в каждом доме под разными никами. Проблема личностной соотнесенности как с множественностью виртуальных локусов, так и с множественностью индивидуальных ников осложняется ещё и проблемой принадлежности дома: все аккаунты расположены на неком, организованном пространстве, площадке, являющейся чьей-то собственностью. И этот реальный хозяин может распорядиться домом по своему усмотрению, а также предоставить доступ кому-то без ведома хозяина аккаунта.

При этом концепт дома - один из ключевых концептов любой культуры и связка человек-дом - один из идентификаторов человека. Дом не что иное как маркер «антропогенности» культуры. Интересно, что маркером психического и/или ментального здоровья личности (во всяком случае в русском языке) является метафора дома: у него не все дома, крыша едет, дом стоит и пр. Трансформация концепта дома в культуре свидетельствует о фундаментальном сдвиге, о формировании чего-то принципиально иного в сравнении традиционной, и даже отчасти с неомадической культурой. Цифровой номадизм фактически обнуляет фундаментальную культурную связку человек - дом. Дом как таковой, как идентификатор личности, здесь не существует, потому что реальная личность не тождественна виртуальной, представленной серией симулякров, между которым распределено сознание их «исходника» или за которыми оно скрывается. Обнуление идеи дома и утрата связи и с домом происходит еще и потому, что его создание отнюдь не обременительно для ^НаГномада. Цифровой номад блуждает между своими домами и никами, проявляя уже не только пространственную, но и онтологическую индифферентность.

Как и геометрическое пространство, так и информационно-коммуникативная среда

может осваиваться по-разному. Неономади-ческий тип освоения, обусловленный как экзогенными, так и эндогенными причинами, проявляющийся в кочевании по гладкому информационно-коммуникативному пространству, не предусматривающий создания рельефа, мало чем отличается от обездвиженности, что проявляется в формировании кочующего сознания и разрушении ключевых концептов культуры.

Список литературы

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. [Электронный ресурс] URL: https://royallib.com/ read/attali_gak/na_poroge_novogo_tisyacheletiya. html#309390

2. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М. : Весь Мир, 2004. 188 с.

3. Делез Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари; пер. с франц. и послесл. Я.И. Свирского; науч. ред. В.Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 895 c.

4. Савельев С.В. Изменчивость мозга. Основы половой и этнической изменчивости мозга. [Электронный ресурс] URL: http://window. edu.ru/resource/259/42259/files/gl12.pdf.

5. Филиппов А. Парадоксальная мобильность. [Электронный ресурс] URL: https:// magazines.gorky.media/oz/2012/5/paradoksalnaya-mobilnost.html

6. Черниговская Т. В. Одарённость зачастую передаётся по наследству. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2017/04/17/chergiovs-kaia-um-i-odarennost-zachastuiu-peredaiutsia-po-nasledstvu.html

7. Шляков А.В. Нарратив дома в пространстве культуры осёдлости и номадности.// Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58). Т. 2. С. 219-223.

INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT AS AN EXISTENCE SPACE OF DIGITAL-NOMAD

Fursova Darya Avetisovna,

lecturer, the Department of the second foreign language, MSLU Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Moscow State Linguistic University" 38/1 Ostozhenka str., Moscow, Russian Federation 119034,

e-mail: da_fursova@mail.ru

Abstract

The article is dedicated to the problems of existence in the information and communication environment. The author compares the terms "neo nomad" and "digital-nomad", differentiates two types of digital-nomads. The main features of digital-nomads such as roaming consciousness, information bulimia, cultural and space immobility, ontological indifference are fixed in the article. The author points that digital-nomad's existence is characterized by extra information producing, loosing ethnocultural identity and obtaining digital identity.

Keywords

Informational and communication environment, informational reality, virtual reality, definition of the term informational and communication environment, roaming consciousness, neonomadism, digital nomadism, mental roaming, ethnocultural identity, digital identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.