это в большинстве случаев драма, в которой женщина может быть жестоко осуждена и наказана. Сам факт измены требовал от женщины в отличие от мужчины наличия в ней чувства независимости и силы духа, обладания внутренней автономией.
Необходимо поставить проблему изучения нового и драматически захватывающего сюжета в гендерном пространстве Кавказа, приоткрыть завесу над табуированной, далеко не однозначной и не примитивной роли горянки в любви, браке и семье. Непредвзятый взгляд на интимную жизнь женщины позволит внести коррективы в понимание истории повседневных отношений между полами. Очевидно, что горянка в историческом прошлом была не менее свободна и раскрепощена, чем европейская женщина. Вплоть до утверждения ислама поведение ее могло показаться достаточно раскованным и более независимым, чем у женщин «просвещенных народов». Но свобода эта была иного характера -более деликатного - и гармонично вписывалась в парадигму традиции.
Литература
1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - С. 42-47.
2. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. - М., 2004. - С. 219.
3. Гарданов В. К. Общественный строй горских народов. - М., 1967. - С. 258.
4. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // Архив ЦГА. - С. 382.
5. Монпере де, Ф.Д. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхидию, Г рузию, Армению и в Крым // Архив ЦГА - С. 443.
6. Кагаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности. - М., 1929. - С. 187.
7. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - С. 361.
8. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Нальчик, 2002. - Вып. 1.
9. Мид М. Взросление на Самоа // Культура и мир детства. - М., 1988. - С. 112.
10. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - С. 361.
11. Мелик-ханум. Тридцать лет в турецких гаремах // Живая старина. - 1991. - № 1. - С. 31.
12. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. - С. 38
13. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Бутаева Марзижат Ахмедовна - канд. филос. наук, доцент кафедры социальных технологий, Дагестанский гос-университет.
Butaeva Marzizhat Akhmedovna - candidate of philosophical sciences, lecturer of department of social technologies of Daghestan State University.
E-мail: [email protected]
УДК 007 : 37
Ю.А Матвеева
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье анализируются факты становления нового информационно-коммуникативного типа культуры в современном обществе.
Ключевые слова: культура, информация, информационное общество, диалог, коммуникация, информационнокоммуникативная культура.
Yu.A. Matveyeva
INFORMATION-COMMUNICATIVE CULTURE AS THE MAIN CHARECTERISTICS
OF MODERN SOCIETY
In the article the facts of forming of a new information-communicative type of culture in modern society are analized.
Key words: culture, information, informational society, dialogue, communication, information-communicative culture.
Современный мир характеризуется всевозрас- тельности человека. Кроме того, информация
тающей значимостью информации - многооб- является ключевой категорией системы ценноразной и обширной, так как представляет собой стей информационно-коммуникативной культу-
совокупность интеллектуальных ресурсов, ин- ры. Как отмечается в Окинавской Хартии Гло-
формационных технологий и коммуникативной бального информационного общества, одним из
инфраструктуры. Потребность в информации наиболее важных факторов, влияющих на фор-
входит в число основных потребностей, предва- мирование общества XXI в., является информа-
ряющих всякое действие, что обусловливает ее ционно-коммуникативная культура [10]. Именно
особую значимость в профессиональной дея- модель общества, в котором доминируют теку-
щая информация и новые формы включенности в коммуникативные сети, будет предопределять новую форму бытия общества.
Современная информационно-коммуникативная культура способствует, с одной стороны, эффективности процесса информатизации, охватывающей все сферы общественной жизни, в особенности, профессиональную, меняя социально значимую деятельность, повышая ее эффективность. С другой стороны, информационнокоммуникативная культура в условиях современного общества способствует преодолению негативных последствий информатизации посредством социокультурной и профессиональной деятельности человека.
Информация на сегодняшний день становится производственным ресурсом. Частным выражением этого процесса выступают новые требования к профессиональной деятельности будущих специалистов, выражающиеся в специфической самоорганизации личностного образовательноразвивающего пространства, выработке индивидуального творческого стиля, воспитании духовно-нравственных качеств личности. Однако современное образование все еще ориентировано на подготовку узких специалистов, не способных зачастую к профессиональной мобильности и самообразованию.
В современном обществе информационнокоммуникативная культура перестраивает образ жизни и характер коммуникаций, влияет на человеческую ментальность, поведение, так как подается в основном в аудиовизуальных мозаичных формах, которые нацелены на звук и картинку, что ведет к усилению значения виртуальной реальности, которая трансформирует сознание аудитории. Возникает опасность того, что новую реальность незачем пытаться понимать и творчески осваивать, поскольку она не поражает воображение и не обладает ценностью. Насыщение информационно-коммуникативной культуры материалистическими и гедонистическими ценностями способствует расшатыванию базовых нравственных норм и идеалов. В связи с этим возникает необходимость научного осмысления разнонаправленного воздействия информационно-коммуникативной культуры на личность.
Анализ социокультурной ситуации позволяет сформулировать следующие противоречия между:
- нарастающим значением информационнокоммуникативной культуры в общественном развитии (что, в свою очередь, ведет к постоянному увеличению объема информации и оказывает влияние на специфику общения) и ее нерациональным использованием в процессе подготовки компетентных специалистов информационнокоммуникативного типа;
- востребованностью профессионалов, обладающих мобильным мышлением, на рынке труда и состоянием гуманитарного образования, направленного на решение узкоспециальных задач в контексте традиционной педагогической парадигмы;
- потребностью студентов в различных видах коммуникации и недостаточно полным использованием духовно-нравственных смыслов учебных знаний в их профессиональном становлении, учитывающем гуманитарные и экологические проблемы современного общества.
Таким образом, для того чтобы полноценно использовать информационно-коммуникативные возможности университета в качестве источника формирования профессионального мышления студентов, возникает необходимость научного осмысления информационно-коммуникативной культуры, являющейся средством формирования всесторонне образованной личности.
Проблемам влияния культуры на человеческую деятельность посвятили свои работы М.М. Бахтин, Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, М. Хайдеггер. Связь культуры и образования фиксируется отечественными учеными и философами (В.Е. Давыдович, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов и др.). В том числе особое внимание уделяется концептуализации деятельностного подхода в культуре, а также разработке деятельностного подхода к образованию. Формирование информационно технологической культуры в системе образования рассмотрено в публикациях Т.П. Ворониной, А.Н. Дулатовой, В.П. Кашици-на, О.М. Молчановой, Г.Л. Ильина, С.Я. Подо-пригоры, Т.Г. Первиль. Проблему коммуникативной культуры выделяют Н.В. Бордовская, Л.М. Митина, Г.Н. Михалевская, Н.Н. Михайлова, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.П. Шипилина, В.А. Якунин.
В целом культурную грамотность, согласно теории американского культуролога Э. Хирша, составляют знания, позволяющие формировать единое коммуникативное пространство культуры [1]. Исходя из теории Э. Хирша, становится ясно, что человек в период происходящих трансформаций должен обладать культурной грамотностью, для того чтобы адекватно воспринимать происходящие изменения. Поэтому, чтобы лучше определить сущность понятия «информационно-коммуникативная культура», нам представляется необходимым дать определение понятию «культура».
Понятие «культура» многогранно, каждый автор видит в нем что-то свое: способ самоосуще-ствления человека (И.Кант); духовный и материальный прогресс во всех областях, которому сопутствует нравственное развитие человека и человечества (А. Швейцер); сферу высших челове-
ческих действий (К. Ламберг-Карловски и Дж. Саблов); то, что выращено собственными усилиями человека, а не присваивается извне (Х.Ортега-и-Гассет); науку человеческого взаимопонимания: общественно-признанный куль-
турный пантеон, антология образцов, обрастающих комментариями (М. Л. Гаспаров). Определений понятия культуры настолько много, что американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон еще в 1964 г. провели обзор известных концепций и определений культуры. Ими было проанализировано более 350 определений, каждое из которых отражало важную сторону этого понятия.
Кроме того, культура получает выражение в декларируемых ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Она формирует общее пространство, в котором воспроизводятся ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми его членами, что помогает людям жить и развиваться в определенной среде, сохраняя единство и целостность определенного сообщества. При этом, что немаловажно, сам механизм воспроизводства культуры построен на обмене информацией. Процесс развития системы культуры подчиняется принципу максимума информации, согласно которому эволюция происходит в направлении увеличения объема информации [4].
Информация в современном постиндустриальном обществе - не только новый вид материи, но и капитал (Т. Стоуньер) и основная экономическая деятельность [4]. Понятие «постиндустриальное общество», введенное американским социологом Д. Беллом в 1974 г., соответствует признакам общества, перешедшего на стадию тертиарных (от лат. тертиус - третий) промыслов, т.е. маркетинга и услуг. Французский социолог Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг». Понятие «информационное общество» для обозначения этапа постиндустриального общества появилось по причине начала преимущественного использования принципиально новой («умственной») технологии. Следует отметить тот факт, что понятия «постиндустриальное общество» и «информационное общество» как в мировой, так и в отечественной научной, научно-популярной литературе, в средствах массовой информации чаще всего отождествляются.
Среди отечественных ученых, которых можно назвать основоположниками проблематики информатизации общества, - В.М. Глушков, А.П. Ершов, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, А.Д. Урсул. Активно работают и вносят значительный вклад в развитие направления Р.Ф. Абдеев, Г.Т. Артамонов, В.А. Герасименко, К.К. Колин, И.С. Мелюхин, Я.В. Рейзема, Е.Н. Пас-
хин, Р.И. Цвылев и другие.
С точки зрения информационного общества интересна трактовка понятия «культура», данная Ю.М. Лотманом. Он определяет понятие «культура» как совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения. Суть его подхода выражается в следующем. Культуры созданы из коммуникационных процессов. А все формы коммуникаций основаны на производстве и потреблении знаков. Поэтому необходим четкий анализ реальности и ее символического отображения [7]. Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. Культура, по Ю.М. Лотману, есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются [8]. Культура образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знак представляет собой материальное выражение (слова, рисунки, вещи), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла. Назначение знаков - осуществление коммуникативной функции. Следовательно, культура имеет информационную природу. А информация - это ресурс культуры, посредством которого обеспечивается целенаправленность и упорядоченность социального развития и использования самой информации, производимой людьми, а также информации, заключенной в их социальной памяти или в искусственных системах [6].
Другими словами, культура современного общества характеризуется не только расширением возможности накопления и переработки информации, но и разнообразными формами коммуникации.
Анализируя различные трактовки культуры, при всем многообразии точек зрения нам представляется возможным выделить нечто общее, не противоречащее ни одному из концептуальных определений, - культура существует только через человека, то есть предполагает общество. Общество же является коммуникативным по своей природе. На это указывает та же этимологическая близость различных «общ»-производных слов: в ряду однокоренных терминов («общность», «община» и т.д.) понятия «общество» и «общение» неотделимы друг от друга. Соединение двух концептов «культура» и «информация» проясняется непосредственно в процессе коммуникации. Согласно положению Н. Лумана, культура развивается благодаря изменениям в технике коммуникации в новых условиях [9]. Этого же мнения придерживается Герберт Маршал Маклюэн, автор общей теории коммуникации. Он утверждает, что передача информа-
ции посредством символов и образов для дальнейшего декодирования придает процессу коммуникации характеристику феномена культуры, определяет характер культуры и выступает в качестве решающего фактора формирования общества. Р. Тибалд в своих работах пишет, что проблема выживания мира в современных условиях зависит от человеческой способности слушать друг друга и учиться на опыте других. Ключ формулы выживания находится в адаптации к новым реалиям. А таковым является усиление коммуникационного начала в общественной жизни.
Существует большое количество мнений по вопросу о сущности коммуникаций - от понимания коммуникации как типа информационного взаимодействия людей друг с другом до экзистенциалистского понимания коммуникации как обнаружения «Я» в Другом. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова, означающего «делать общим, связывать», он определяется как путь сообщения (воздушная, водная и другие коммуникации); форма связи (телеграф, радио, телефон); акт общения, связь между двумя или более индивидами. Обычно этот термин обозначает как средство, так и процесс передачи информации от одного субъекта к другому, специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющейся при помощи языка или знаковых систем. Сам термин «коммуникация» был введен Н. Винером как синоним слова «связь». Сейчас этим термином обозначают психические и социальные контакты между членами и социальными слоями общества, при этом реализуется передача информации от одного адресата к другому. Такая коммуникация имеет диалогический принцип и рассчитана на взаимопонимание.
Следовательно, средства коммуникации обеспечивают диалогическую форму общения. Подчеркивая это обстоятельство, И.П.Фарман пишет, что «понятие коммуникации (при всей его многозначности) связывается не столько с информационной коммуникацией, предполагающей передачу сообщения в одностороннем монологическом порядке и делающей акцент на распространение, сколько с процессуальной формой коммуникации», то есть осмыслением коммуникации как процесса общения, под которым понимается соучастие субъектов, их совместная деятельность, диалог [2]. Михаил Бахтин известен как филолог. Для него жизнь по своей природе диалогична. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, он вкладывает всего себя в слово и это слово входит в «диалогическую ткань человеческой жизни». Диалог является по
своей действительности средством осуществления коммуникационных связей. Диалог - это показатель общей культуры общества. «Диалог не средство, а самоцель. Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается. Поэтому диалог в сущности не может и не должен кончаться» [8 с. 155]. Так как языки и коды культуры как целостности меняются достаточно медленно, еще нельзя говорить о сформи-рованности новых ментальных моделей реальности. Однако очевидны смена механизмов в освоении культуры, открытие новых путей закрепления и воспроизводства поведенческих стереотипов, особенно в специализированной культуре. Ослабляется зависимость трансляции культуры от коммуникативной практики обучения, от непосредственно жизненного опыта, которые заменяются информационно-коммуникативными
технологиями без обязательного участия в процессе обучения учителя - транслятора этого опыта.
Изменяется коммуникативная роль языка как средства передачи культурных знаний, социализации и социальной интеграции. Расширяется круг искусственных языков, прежде всего компьютерного как современного средства коммуникации и общения. Его значение для нового типа культуры и человека еще не дооценивается философами и культурологами, так как не учитывается фактор внутреннего диалога и обратных связей между создателями компьютерных программ, виртуально участвующих в формировании человека.
Новый облик приобретают коммуникации и на обыденном уровне культуры. Наиболее радикальные трансформации заметны в «повседневно-наивных» коммуникациях, не предполагающих рефлексивной работы сознания, когда общение направлено на сохранение текущей информации коммуникации [2]. Очевидна деформация обыденного языка как языка человеческого общения. Естественный язык черпает из структур повседневности свои постулаты-допущения, основанные на очевидностях, уместных и пригодных в конкретных ситуациях. Отсутствие в языке отвлеченной рефлексивной терминологии компенсируется экспрессивновыразительной составляющей [1]. Если уровень культуры личности определяется развернутостью системы ассоциаций, то жизнь в мире рекламы, слоганов, стандартных коммуникативных ситуаций, коллажей из стихотворений, мультиков и новостей приведет не только к снижению уровня культуры речи, но к упрощению, линейной трактовке текстов современной культуры. Кроме того, происходит формирование новых образных рядов культуры разных социальных страт, которые все более удаляются друг от дру-
га. Элементы языка - символы, фиксирующие явления опыта, уже не всегда ассоциируются с целыми группами и определенными классами явлений культуры, отражая лишь единичные явления опыта человека. Это затрудняет общение, ибо «единичный опыт пребывает в индивидуальном сознании и не может быть сообщен».
Меняются и типы межличностных коммуникаций. С одной стороны, формируется модульный человек, не заинтересованный в длительных межличностных отношениях, характерной чертой коммуникативной деятельности которого становится «мимолетность» (Э. Тоффлер). С другой стороны, растет число пользователей всемирной информационно- коммуникативной сети, не нуждающихся в традиционных формах взаимодействия. Формируются разного рода информационно-коммуникативные среды, претендующие на частичную замену социокультурного пространства.
Таким образом, возникновение информационно-коммуникативной культуры в условиях становления глобального информационного общества связано, прежде всего, с изменением:
• характера доступа, хранения и передачи информации. Современные поисковые системы за секунды по заданным словам находят нужный фрагмент в потоке информации, сопоставимой с книгой в 700 страниц. В настоящее время широко оцифровываются тексты, визуальная и звуковая информация. Создаются электронные библиотеки, художественные порталы. Происходит объединение информации в единстве ее вербальной, визуальной и звуковой составляющих.
• способов коммуникации, которые выражаются в их принципиальной интерактивности, способствующей раскрытию индивидуальности личности.
• самих кодов (символов), с помощью которых в процессе коммуникации транслируется накопленное знание и усваивается новое. В культуре, основанной на письменной фиксации ин-
УДК 130.2
формации, кодирование опиралось на принципы системности, детерминизма, объективности. В основе информационно-коммуникативной культуры современного общества лежит возможность одновременного выбора нескольких вариантов кодирования, восприятия и творческой переработки информации.
Отмеченные трансформации в информационно-коммуникативном поле современной культуры свидетельствуют о закреплении в обществе разных форм нового типа культуры.
Литература
1. Бороноева А., Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социологические исследования. - 2003. -№8. - С. 3-11.
2. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Творчество. - М.: Наука, 1991. - 340 с.
3. Егоров В.С. Философия открытого мира. - Воронеж: Модэк, 2001. - 125 с.
4. Зубков Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: сб. ст. -М.: Изд-во МГУКИ, 1994. - С.6-12.
5. Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации // Материалы междунар. науч.-практ. конф. -Минск: Белисса, 2008. - 316 с.
6. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М.: Наука, 2000. - 580 с.
7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Прогресс, Гнозис, 1992. - 270 с.
8. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Новая литература по культурологии. - 1995. - №3. -С.30-42.
9. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / под ред. А.О. Броноева. - СПб.: Петрополис, 1994.
10. Окинавская хартия глобального информационного общества // Концепции и программы: сб. докл. и материалов / под ред. Н.В. Борисова, Ю.Е.Хохлова. - СПб., 2001. -С.63-71.
Матвеева Юлия Александровна - ст. преп. кафедры “Языкознание и культура зарубежных стран”, ЧитГУ.
Matveyeva Yuliya Aleksandrovna - senior teacher of department “Linguistics and culture of foreign countries”, Chita State University.
E-mail: [email protected]
О.И Николина
МНОГООБРАЗИЕ ВЕКТОРОВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА
В статье анализируется общая схема развития культуры. Выводятся четыре культурные формы: архаическая, эстетическая, рациональная и неомифологическая. Выявляется динамика развития культуры на примере культуры романтизма. Романтизм рассматривается как переходная фаза между двумя формами культуры. Это дает возможность выявить многообразие векторов в развитии культуры.
Ключевые слова: культура, немецкий романтизм, вектор.