Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СООБЩЕСТВА'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ / МАНИПУЛЯЦИИ / ДЕВИАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова С.В., Палеха Е.С., Иванов Г.А.

Актуальность исследования обусловлена попыткой авторов дать теоретическое обоснование феномена информационно-коммуникативной безопасности личности. В статье предлагается рассмотреть закономерности функционирования феномена в условиях агрессивной инфосреды современного позиционирования. На основе анализа теоретической литературы, комплекса исследования психолого-лингвистической направленности и включенного наблюдения авторы характеризуют интернет-среду как небезопасную, способную деструктивно влиять на лиц группы риска. Ожидаемым результатом исследования стал этап формирования законов информационно-коммуникативной безопасности. Кроме того, была предложена модель идеальной безопасной интеракции в сети. Статья предназначена для психологов, работающих в образовательных учреждениях, специалистов по профилактике радикализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хусаинова С.В., Палеха Е.С., Иванов Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY OF THE INDIVIDUAL IN CONDITIONS OF MULTICULTURAL COMMUNITY

The relevance of the study is due to the authors' attempt to give a theoretical justification for the phenomenon of information and communication security of a personality. The article proposes to consider the patterns of functioning of the phenomenon in the aggressive information environment of modern positioning. Based on the analysis of theoretical literature, a complex of psychological and linguistic studies and participant observation, the authors characterize the Internet environment as unsafe, capable of destructively influencing people at risk. The expected result of the study was the stage of formation of laws of information and communication security. In addition, a model of ideal secure interaction in the network was proposed. The article is intended for psychologists working in educational institutions, specialists in the prevention of radicalization.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СООБЩЕСТВА»

Безопасность личности

УДК 159.99

Информационно-коммуникативная безопасность личности в условиях поликультурного сообщества

Information and communication security of the individual in conditions of multicultural community

Хусаинова С.В., Институт педагогики, психологии и социальных проблем, us@ippisp.ru

Палеха Е.С., Институт педагогики, психологии и социальных проблем, katerina.paleha@gmail. com

Иванов Г.А., Институт педагогики. психологии и социальных проблем, ivanov.g.a@ippisp.ru

Khusainova S., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, us@ippisp.ru Palekha E., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, katerina.paleha@gmail.com Ivanov G., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, ivanov.g.a@ippisp.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.030

Статья выполнена по государственному заданию FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».

Ключевые слова: ресоциализация, личность, кибербезопасность, дерадикализация, манипуляции, девиантность.

Keywords: resocialization, personality, cybersecurity, deradicalization, manipulation, deviance.

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена попыткой авторов дать теоретическое обоснование феномена информационно-коммуникативной безопасности личности. В статье предлагается рассмотреть закономерности функционирования феномена в условиях агрессивной инфосреды современного позиционирования. На основе анализа теоретической литературы, комплекса исследования психолого-лингвистической направленности и включенного наблюдения авторы характеризуют интернет-среду как небезопасную, способную деструктивно влиять на лиц группы риска. Ожидаемым результатом исследования стал этап формирования законов информационно-коммуникативной безопасности. Кроме того, была предложена модель идеальной безопасной интеракции в сети. Статья предназначена для психологов, работающих в образовательных учреждениях, специалистов по профилактике радикализации.

Abstract. The relevance of the study is due to the authors' attempt to give a theoretical justification for the phenomenon of information and communication security of a personality. The article proposes to consider the patterns of functioning of the phenomenon in the aggressive information environment of modern positioning. Based on the analysis of theoretical literature, a complex of psychological and linguistic studies and participant observation, the authors characterize the Internet environment as unsafe, capable of destructively influencing people at risk. The expected result of the study was the stage offormation of laws of information and communication security. In addition, a model of ideal secure interaction in the network was proposed. The article is intended for psychologists working in educational institutions, specialists in the prevention of radicalization.

Введение. В настоящее время изучению взаимодействия участников инфосреды,

безопасности личности в условиях (не)защищенности ее субъектов, фактора

поликультурной постоянно меняющейся среды психологического комфорта, а также условий,

посвящено много работ, авторы которых затрудняющих данное взаимодействие. подчеркивают важность изучения особенностей

Изучение информационно-психологической безопасности как особого социально -психологического состояния защищенности психики человека от внешних информационных воздействий в последнее время изучается именно с позиций препятствия отклонения в поведении человека, включенного в социум и современную информационную среду. Публикуется все больше результатов исследований, демонстрирующих деструктивность такого внешнего воздействия: инфосреда, вливаясь в процесс выстраивания отношений человека и социума, активного субъекта с информационным пространством, преломляет представления личности о ценностях и нормах [13]. Строится такое воздействие на скрытых манипуляциях, а основанием для его эффективности зачастую становится феномен психологического принуждения [2].

Понятие «информационно-

коммуникационная безопасность личности» введено в научную дискуссию исследователями инфопотоков Г.В. Грачевым и И. Мельником. Она понималась как «.. .состояние защищенности индивидуального сознания от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные психо-эмоциональные и социальные процессы в условиях межкультурного и внутрикультурного взаимодействия» [3]. Исходя из этого определения, данный феномен следует отнести к социологии и социальной психологии - в этих областях знания в настоящее время присутствует необходимость в разработке как методического аппарата, так и методик исследования, которые могут позволить вывить механизмы формирования информационно-

коммуникационной безопасности личности. На сегодняшний день достаточного обоснования указанных механизмов и методик в гуманитарной области знания не существует.

Г.В. Грачев в другой своей работе обратил внимание научной общественности на то, что средства массовой информации имеют возможность не просто моделировать картину мира человека, но способны своими информационными потоками воздействовать на восприятие этого мира когницией личности, деформируя при этом представления человека о себе самом: «...общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. То есть информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не

позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя» [4].

Нами вводится смежное понятие -«информационно-коммуникативная безопасность личности» (коммуникативная У8

коммуникационная), под которой мы предлагаем понимать «состояние относительной

защищенности индивидуального языкового сознания от воздействия текстов / сообщений, не входящих в поле коммуникативной желательности данной языковой личности и способных вызвать негативный эмоциональный перлокутивный эффект. Свобода общения, свобода слова, свобода самовыражения, как и любые другие общечеловеческие свободы, могут существовать только там, где не нарушаются границы «Другого»» [8].

Рассмотрение особенностей феномена информационно-коммуникативной безопасности личности и агрессивной инфосреды позволит определить его основные характеристики и закономерности, а также смоделировать дальнейшее направление его исследования. Это понятие, хотя и было введено нами несколько лет назад, все еще требует теоретического осмысления, дополнения, детальной проработки и внедрения в исследовательскую практику. В связи с этим нами проведено несколько исследований и аналитических обобщений.

Материалы и методы исследования. В исследовании использовался комплекс методов и методик. Сбор материала осуществлялся с применением качественных методов (глубинное интервью, аналитическая обработка сетевых текстов, участвующее наблюдение, фрэйм-анализ, контент-анализ, интент-анализ). Методы исследования:

- общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, аналогия, систематизация;

- методы теоретического исследования: индукция и дедукция, интерпретация, формализация, моделирование, обзорно-аналитический метод;

- методы эмпирического исследования: включенное наблюдение; контент-анализ; интент-анализ; фрэйм-анализ; тестирование; комплексный глубинный текстовый анализ;

- методы обработки данных: качественные (анализ глубинного интервью) и количественные (методы статистического анализа данных).

Выборка составила 112 человек, где 61 -человек социально нормированные и 51 - человек группа риска.

Результаты исследования. Итак,

информационно-коммуникационная среда сети

Интернет является пространством крайне неэкологичным по коннотативной наполненности и небезопасным с точки зрения комфорта пребывающей в нем личности. Интернет-общение традиционно характеризуется «масочностью контактов и мнимой вседозволенностью» [8], крайней степенью недружественности и этикетности. «Особенно разрушительное воздействие такая среда оказывает на личность так называемой группы риска, и без того зачастую пребывающую в подавленном или депрессивном состоянии, переживающую последствия неблагополучной социализации, межличностные и

внутриличностные конфликты, подверженную приступам речевой агрессии», а потому именно процесс межличностного взаимодействия в этой среде требует профилактирования агрессивности и радикализованности [6;8].

Феномен информационно-коммуникативной безопасности личности базируется, по нашим представлениям, на нескольких исходных положениях. Такая безопасность имеет отсылку к устойчивой модели коммуникации или речевого события. Согласно получившей наибольшее распространение теории Р.О. Якобсона, в коммуникации участвуют адресант (инициатор / автор сообщения) и адресат (реципиент) в условиях контакта, от первого ко второму направляется сообщение, передаваемое с помощью кода по определенному каналу и при условии включения в контекст и шумы. Эта модель коммуникации принимается рабочей и рамках настоящего подхода, а значит информационно-коммуникативная безопасность формируется в условиях актуализации всех перечисленных компонентов коммуникации независимо от коммуникативного исхода и его перлокутивного эффекта [12;13].

Кроме того, мы исходим из положения о том, что общей целью воздействия на личность в инфосреде становится формирование определенных социальных взглядов и представлений, а значит информационно-коммуникативная безопасность должна осмысливаться как разновидность когнитивного и поведенческого управления в социальных системах.

Сам процесс формирования информационно-коммуникативной безопасности личности рассматривается нами как явление динамично-двустороннее, но направленное, а личность, подвергающаяся воздействию, анализируется одновременно и как объект, и как субъект такого воздействия: мы стоим на позициях, в которых

воздействие не предполагает объектности - в нем участвуют два субъекта.

При этом нами учитывался фактор контекстуальности жизнедеятельности личности: обстоятельства жизни человека, предполагаемые риски, ответные реакции на негативные события, вызовы общества, экономические изменения, семейная ситуация, образовательный и уличный контекст - все это способно спровоцировать личностные переживания негативного характера, которые будут вытеснены либо вымещены в доступное для личности поле (как вариант -инфосреду). Фактически жизненная среда всегда создает нежелательные факторы, риски, а в ситуациях изменения поведение лиц группы риска отмечается невозможностью справиться с трудностями, потерей нормальных условий развития, социальных контактов, здоровья и даже жизни. Неслучайно указанная группа лиц исследователями именуется «группой риска» или «категорией лиц, требующих особого внимания». Эту группу Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева описывают как «лиц, в силу обстоятельств жизни наиболее подверженных негативным внешним воздействиям как со стороны общества, так и его криминальных элементов» [7]. Следовательно, эта группа наиболее подвержена разрушающим

последствиям дисфункции информационно-коммуникативной безопасности инфосреды.

В связи с этим важно сформулировать и конечную цель информационно-

коммуникативной безопасности, под которой мы предлагаем понимать дерадикализацию сообщества (дерадикализация - это «психолого-педагогический процесс, посредством которого человек, вовлеченный в радикальную идеологию, демонстрирует признаки существенного снижения угрозы его привлечения в противоправную деятельность» [10;11]) и повышение уровня личностной коммуникативно-сетевой осознанности.

Личность, находящаяся в неравновесном состоянии, переживающая момент травмы, возрастной или социальный кризис, неминуемо будет вовлекаться в информационно-психологический манипулятивный поток сети Интернет, а значит эмоционально воспринимать и, возможно, остро реагировать на вербально-невербальный деструктивный импульс. Сетевой текст, ориентированный на деструктивное воздействие, имеет ряд маркеров, описанных в работах современных лингвистов и социологов, как то: «отсутствие навыков гармонизации общения, несоблюдение этикетности речи, Я-центрирование, использование маркеров

агрессивного текста, неэкологичные этикетки высказываний, директивизация когнитивной сферы и проч.» [5;9]. На сегодняшний день описано большинство деструктивных интенций субъекта (автора) воздействия, которые неизменно находят выражение в языке и речи (к примеру, примитивизация содержания, вербальная грубость и вседозволенность, криминализация и демократизация текста, контекстный шум, девиантное коммуникативное поведение, языковая русофобия,

лингвотоксичность).

Завершая наши рассуждения, сформулируем универсальные законы информационно-коммуникативной безопасности личности.

Закон 1. Личность - адресат воздействия всегда есть субъект коммуникативного процесса, независимо от формата коммуникации, объема воздействующего потенциала инициатора общения. А потому на ней в равной степени лежит ответственность за коммуникативный исход и способ коммуницирования.

Закон 3. Принимая собственную коммуникативную ответственность, личность выходит из системы манипулирования, одностороннего воздействия и становится персоной нон грата в системах вовлечения и радикализации.

Закон 4. Принять коммуникативную ответственность личность может самостоятельно при условии развитости коммуникативной грамотности, широком кругозоре и исходных данных, выводящих ее из группы риска. При иных условиях ей требуется поддержка или контроль окружения или образовательных (реже - специализированных) структур, которые смогут фильтровать информационные потоки и регулировать уровень агрессивности

информационного потока.

Закон 5. Дискоммуникативные потоки масштабнее и ярче в своем проявлении и деструктивном воздействии на личность, чем коммуникативно нейтральные и экологичные.

Закон 6. Текст - основной источник информации о мире. Личность постоянно взаимодействует с текстом, интерпретируя его. Только в условиях узкой профессиональной специализации индивид получает доступ к относительно объективированной картине мира, во всех остальных случаях он имеет дело с чьей-либо интерпретацией. Это значит, что выбор системы убеждений или поведенческих стратегий сводится для него к выбору той или иной текстовой модели - экологичной или неэкологичной (радикализованной, с элементами пропаганды или языкового насилия).

Закон 7. Текст всегда информирует и воздействует - двигает человека к принятию решения, обучает его, ориентирует в ситуации, формирует установки и проч. Эффект речевого воздействия непреодолим, однако он нуждается в определенных условиях - например, информативность текста или уровень критичности и информированности реципиента могут снизить / повысить градус воздействия.

Закон 8. Текст (высказывание) одновременно является и результатом поведенческого акта (речевого действия), и его моделью. Смысловая концепция автора, инициатора сообщения всегда заложена в тексте (при условии его адекватности и отсутствия намерения исказить восприятие). Считать и интерпретировать ее можно сознательно или на уровне подсознания. Таким образом, текст - это всегда информация о смысловой концепции его автора. Уже один этот факт делает текст заведомо воздействующей системой.

Закон 9. Текстовое воздействие не может достигнуть своей цели, если зиждется исключительно на стремлении автора внедрить новые смысловые паттерны в систему восприятия реципиента. Оно всегда задействует эмоциональную сферу, систему подстройки под адресата, учитывает его исходные данные. И чем коммуникативно грамотнее реципиент, тем меньше шансов у него стать объектом таргетированных высказываний пропаганды.

Закон 10. Информационно-коммуникативная безопасность личности есть «состояние относительной защищенности индивидуального языкового сознания от воздействия текстов / сообщений, не входящих в поле коммуникативной желательности данной языковой личности и способных вызвать негативный эмоциональный перлокутивный эффект» [8].

Достигается такая безопасность в системе взаимодействия языковых личностей разных уровней одного индивида:

- личности мыслящей - как части глобальной сети коммуникации;

- личности языковой - как части национальной группы;

- личности речевой - как проявления индивидуального в человека;

- личности коммуницирующей - как личности, владеющей законами экологичного общения в разных ситуативных контекстах и с разными пресуппозициями общения.

В свете вышесказанного идеализированная схема экологичного равнобезопасного для

субъектов коммуникативного процесса должна выглядеть следующим образом:

- адресант (инициатор / автор сообщения) и адресат (реципиент) как равнозначимые субъекты процесса,

- двусторонний контакт,

- целенаправленное сообщение,

- языковой и неязыковой код для его передачи,

- согласованные обеими сторонами общения канал,

- контекст, осознаваемый обоими субъектами,

- нейтрализуемые коммуникативные шумы,

- языковые и неязыковые картины мира обоих субъектов, которые находятся во взаимодействии,

- и самый важный компонент - намеренно встраиваемый фильтр восприятия, установка на остановку заведомо воздействующего текста, его критическое осмысление и последующее принятие в случае оценки сообщения как нужного для развития личности реципиента.

Заключение. В связи с проведенными исследованиями указанного феномена современное гуманитарное знание должно ориентироваться на такой прикладной аспект, как разработка принципов создания относительно безопасного для личности информационно-коммуникативного пространства, методов его регулирования и нативной коррекции. В частности, могут быть разработаны и распространены эффективные практики речевого общения в сети, методы вербальной самозащиты,

приемы самостоятельной психорегуляции, предупреждения конфликтов и их нейтрализации, умение отсеивать токсичный контент, нейтрализовать его воздействие. Иными словами, необходимо включение в социокультурную среду молодого поколения ориентации на коммуникативное саморазвитие, изучение механизмов саморегуляции, познание возможностей отражения сетевой агрессии, понимание нравственных, традиционных устоев и правовых норм современного общества.

Требуется и снижение уровня сетевой радикализации. Ее корректирование способно оказать влияние на формирование общей психологической безопасности (а это «состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее

референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую

защищенность ее участников» [1]).

Отчасти проблему коммуникативного развития и предотвращения интернет-агрессии может решать социально-педагогическая

профилактика, которая может проводиться на разных уровнях системы образования.

Считаем также, что дальнейшее изучение феномена информационно-коммуникативной безопасности личности должно учитывать законы лингвоэкологии, особенности современной социализации и кибербезопасности, процессы формирования интернет-зависимости и многие другие аспекты проблемы.

Литература:

1. Баева И.А. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии как составляющие профессиональной компетентности выпускника психолого-педагогического профиля [Электронный ресурс] / И.А. Баева // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ntehnologii-obespechemya-psihologicheskoy-bezopasnosti-v-sotsialnom-vzaimodeystvii-kak-sostavlyayuschie-professionalnoy

2. Власова Е.В. Речевая агрессия в печатных СМИ (на материале немецко- и русскоязычных газет 30-х и 90-х гг. XX века): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Власова Елена Вячеславовна. - Саратов, 2005. - 24 с.

3. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью / Г. Грачев, И. Мельник. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 236 с.

4. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Электронный ресурс] / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - Режим доступа: http://licman.narod.ru/books/psychology/01/gratchov.htm# _Toc71281498

5. Караяни А.Г., Зинченко Ю.П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика: учебник / А.Г. Караяни, Ю.П. Зинченко. - М.: МГУ, 2007. - 172 с.

6. Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика / О.И. Кукушкина // Альманах института коррекционной педагогики РАО. -М., 2002. - № 5. - С. 75-86.

7. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Изд-во «Academia», 2008. - 256 с.

8. Палеха Е.С. Лингвоэкология как фактор информационно-коммуникативной безопасности в сети Интернет / Е.С. Палеха // Ученые записки Казанского университета. - 2019. - Т. 161. - № 5-6. - С. 117-126.

9. Палеха Е.С. Эволюция директивного дискурса: способы формирования агрессивной модальности / Е.С. Палеха // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманит. науки. -2012. - Т. 154, кн. 5. - С. 179-188.

10. Соснин В.А. Психология современного терроризма: учебное пособие / В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ, 2010. - 160 с.

11. Хусаинова С.В. Внешнее влияние как фактор безопасности образовательной среды / С.В. Хусаинова // Научное мнение. - 2018. - № 1. - С. 85-92.

12. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация; Язык в отношении к другим системам коммуникации / Р.О. Якобсон // Избранные работы. - М.: Прогресс, 1985. -С. 306-330.

13. Khusainova S., Palekha K. Generation Z: ways, methods and forms of training (to the question of increasing the motivation of students and the professional growth of teachers) // ICERI2019 Proceedings. - 2019. - Pp. 36703675.

References:

1. Baeva I.A. Technologies for ensuring psychological safety in social interaction as components of the professional competence of a graduate of a psychological and pedagogical profile [Electronic resource] / I.A. Baeva // Universum: Bulletin of Herzen University. - 2012. - № 1. -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/nAehnologii-obespecheniya-psihologicheskoy-bezopasnosti-v-sotsialnom-vzaimodeystvii-kak-sostavlyayuschie-professionalnoy

2. Vlasova E.V. Speech aggression in the print media (on the material of German and Russian-language newspapers of the 30s and 90s of the XX century): Abstract of thesis ... cand. philol. Sciences: 10.02.19 / Vlasova Elena Vyacheslavovna. - Saratov, 2005. - 24 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Grachev G., Melnik I. Personality manipulation / G. Grachev, I. Melnik. - M.: Book on Demand, 2013. - 236 p.

4. Grachev G.V. Information and psychological security of the individual: the state and possibilities of psychological protection [Electronic resource] / G.V. Grachev. - M.: Publishing House of the RAGS, 1998. -Access mode: http://licman.narod.ru/books/psychology/01/ gratchov.htm#_Toc71281498

5. Karayani A.G., Zinchenko Yu.P. Information and psychological confrontation in war: history, methodology, practice: textbook / A.G. Karayani, Yu.P. Zinchenko. - M.: MGU, 2007. - 172 p.

6. Kukushkina O.I. Correctional (special) pedagogy / O.I. Kukushkina // Almanac of the Institute of Correctional

Pedagogy of the Russian Academy of Education. - M., 2002. - № 5. - P. 75-86.

7. Oliferenko L.Ya. Socio-pedagogical support for children at risk / L.Ya. Oliferenko, T.I. Shulga, I.F. Dementieva. - M.: Publishing house "Academia", 2008. -256 p.

8. Palekha E.S. Linguoecology as a factor of information and communication security in the Internet / E.S. Palekha // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. -2019. - T. 161. - № 5-6. - P. 117-126.

9. Palekha E.S. Evolution of directive discourse: ways of forming aggressive modality / E.S. Palekha // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Series: Humanity science. - 2012. - T. 154, book. 5. - P. 179-188.

10. Sosnin V.A. Psychology of modern terrorism: textbook / V.A. Sosnin. - M. : FORUM, 2010. - 160 p.

11. Khusainova S.V. External influence as a safety factor of the educational environment / S.V. Khusainova // Scientific opinion. - 2018. - № 1. - P. 85-92.

12. Jacobson R.O. Speech communication; Language in relation to other communication systems / R.O. Jacobson // Selected Works. - M.: Progress, 1985. - P. 306-330.

13. Khusainova S., Palekha K. Generation Z: ways, methods and forms of training (to the question of increasing the motivation of students and the professional growth of teachers) // ICERI2019 Proceedings. - 2019. - P. 36703675.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии Сведения об авторах:

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории изучения отклоняющегося поведения, заместитель директора на науке ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», е-шай: sv_husainova@mail.ru

Палеха Екатерина Сергеевна (г. Казань, Россия), кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории изучения отклоняющегося поведения ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», е-шай: katerina.paleha@gmail.com

Иванов Глеб Андреевич (г. Казань, Россия), инженер-исследователь лаборатории изучения отклоняющегося поведения ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», е-mail: ivanov.g.a@ippisp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.