ИНФОРМАЦИОННО-ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА КАК ВАРИАНТ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
А.С. Суханов
В последние годы при изучении таких предметов, как история и социология, сказывается резкий рост объема информации и ее разнообразия, что создает известные трудности для систематизации и оптимального усвоения материала. Сказывается и лимит учебных часов по данным предметам. Поэтому вполне объяснимо, что студенты порой не успевают выработать у себя достаточное представление об основных этапах истории человечества и закономерностях развития различных сфер жизни общества, слабо учитывают взаимосвязь демографического фактора и экономики, научно-технических изобретений и их внедрений и характера культуры, сопряженность между средствами хранения и передачи информации и мировоззрением в исторической ретроспективе.
Для разрешения этой проблемы автором разработана комплексная информационно-хронологическая таблица, которая в краткой и, по возможности, оптимальной форме отражает ход истории человечества в самых основных ее параметрах и событиях.
Таблица фиксирует 8 важнейших исторических этапов (большей частью в Европе):
1. 40-30 тыс. лет назад. Окончательное становление человека современного типа.
2. 9-7 тыс. лет до н.э. Неолитическая революция.
3. 4-3 тыс. лет до н.э. Возникновение первых цивилизаций.
4. У1-У вв. до н.э. Осевая эпоха мировой истории (по К. Ясперсу).
5. Начало н.э. - У век. Кризис и распад Римской империи.
6. ХУ-ХУ1 вв. Эпоха Возрождения в Европе.
7. ХУШ в. Эпоха Просвещения в Европе.
8. ХХ в. Расцвет индустриальной цивилизации.
Сущность каждого этапа раскрывается в нескольких тематических рубриках, в которых отражены самые значимые для него события:
1. Название эпохи. Регионы. Социально-политические системы.
2. Демо(гео)графия.
3. Средства хранения и передачи информации.
4. Экономика. Научно-технические изобретения и их внедрения. Виды энергии.
5. Мировоззрение. Этические нормы.
Кроме этой, чисто информационной, функции таблица помогает выявлять причинно-следственные связи между событиями разных сфер жизнедеятельности в конкретные исторические периоды и в исторической последовательности. Например, к ХУ-ХУ1 вв. в Европе был сделан ряд технических изобретений и усовершенствований: компас, морская астролябия, новый тип судна - каравелла и т.д. Они дали возможность осуществить великие географические открытия (рубрика № 2), которые, в свою очередь, стимулировали торгово-купеческую деятельность (рубрика № 4), в результате чего она по объему создаваемого капитала начинает преобладать над капиталом, получаемым в аграрном секторе. Благодаря географическим открытиям расширились кругозор людей и ассортимент товаров, появились новые потребности, что способствовало формированию новой системы ценностей, послужившей катализатором процесса Реформации (рубрика № 5). Реформация, в свою очередь, изменила характер культуры (рубрики № 5 и 3) и создала благоприятные условия для развития рыночных отношений ( рубрика № 4).
Таким образом, разработанная таблица является для студентов удобным вспомогательным средством наглядной демонстрации изучаемой эпохи, определения ее общего характера и сопоставления параллельных процессов в разных сферах жизни.