УДК 130.12:130.123.3+304.5
DOI: 10.18384/2310-7227-2019-4-104-112
ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И ДУХОВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА
Некрасов А. С.
Российский университет транспорта (МИИТ)
127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, Российская Федерация
Аннотация. Целью статьи является обоснование природы творчества как информационно-энергетического явления, сущностью которого выступает её духовно-деятельностная составляющая, а также на основе определения субъекта и объекта творчества рассмотрение механизма творческого процесса. Методологией исследования выступает системный, аксиоматический и энергетический подходы к анализу процессов творчества для определения природы и сущности этого феномена. Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что существует целый ряд подходов к осмыслению сущности творчества, но самым обоснованным является синергетический, рассматривающий творчество как одну из форм обновления материи, а также энергетический, который позволяет рассматривать творчество как результат постоянного обмена энергией, веществом и информацией, т. к. психика человека энергетична по своей природе, а деятельность человека - это результат обработки информации, которая становится мотивом и побудителем к деятельности и поведению человека. Психика накапливает и производит психическую энергию для переработки информации, обеспечивая «топливом» деятельность сознания (интеллекта). На этом основании творчество по своей природе - это форма расходования энергетического запаса человека, результат которого даёт прирост и развитие душевно-духовного мира человека. Творчество - это процесс перехода небытия в бытие, которое осуществляется в разных формах, но лидирует духовное и деятельностное бытие. Духовность и творчество дополняют друг друга. И творчество по своей сущности это духовно-деятельностное явление. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в обосновании энерго-информационной природы и духовно-деятельностной сущности творчества, что является самостоятельным выводом автора, который может стать основой теории творчества.
Ключевые слова: феномен творчества, синергетика, энергия, информация, природа творчества, сущность человека, сущность творчества, уровни духовности, трансценденция
INFORMATIVELY ENERGETIC AND SPIRITUALY ACTIVE NATURE OF CREATIVITY
A. Nekrasov
Federal State Institution of Education «Russian University of Transport» 9, b. 9, Obraztsova st., Moscow, 127994, Russian Federation
© CC BY Некрасов А. С., 2019.
Abstract. The purpose of the article is to substantiate the nature of creativity as an informational and energetic phenomenon, the essence of which is its spiritual and activity component, and also, based on the definition of the subject and object of creativity, to consider the mechanism of the creative process. The research methodology includes the systemic, axiomatic and energy approaches to the analysis of the creative process to determine the nature and essence of this phenomenon. The analysis allows the author to conclude that there are a number of approaches to understanding the essence of creativity, but the most justified are the synergetic, considering creativity as one of the forms of matter renewal, and energetic, viewing creativity as a result of constant exchange of energy, matter and information, as human psyche is energetic in nature and human activity results in information processing, which becomes a motive and motivator for human activity and behavior. The psyche accumulates and produces psychic energy for processing information, providing «fuel» for the activity of consciousness (intelligence). On this basis, creativity by its nature is a form of spending a person's supply of energy, the result of which increases and develops the spiritual world of an individual. Creativity is a process of transition of non-being into being, which takes place in various forms, but leads to a spiritual and active being. Spirituality and creativity complement each other. And creativity in its essence is a spiritual-activity phenomenon. The theoretical and practical significance of the article lies in the substantiation of the energy-informational nature and the spiritual-active essence of creativity, which is an independent conclusion of the author and can become the basis for the theory of creativity.
Keywords: the phenomenon of creativity, synergetics, energy, information, the nature of creativity, the essence of man, the essence of creativity, levels of spirituality, transcendence
В истории философии можно выделить два основных подхода к определению феномена творчества - сакрально-религиозный и реалистический, в основе которых лежит выбор определённого субъекта и объекта творчества и механизма творческого процесса. Для первого подхода характерно представление в качестве субъекта творчества Бога или мистической силы, а механизмом является дух как творческая сила; для второго подхода характерно представление о творчестве как способности, присущей и природе, и человеку, направленной на создание материального и идеального мира, благодаря наличию мышления и психологических особенностей человека.
В широком значении творчество можно рассматривать как механизм развития от небытия к бытию, в узком
значении - как результат взаимоотношений человека с миром по созданию новых материальных и духовных ценностей на основе изменений в духовном мире человека.
В наше время формируются новые перспективы в исследовании этого феномена на основе синергетики, изучающей саморегулирование открытых нелинейных систем, которые обмениваются энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Поэтому эти системы непостоянны, неравновесны, т. к. подсистемы, из которых они состоят, постоянно меняются (флуктуируют) и в определённый момент они ведут к всесторонним преобразованиям всей системы (они происходят в точках бифуркации), когда спонтанно возникает порядок из хаоса.
На этой основе некоторые исследователи рассматривают феномен творчества как одну из форм обновления материи (появление её новых модификаций, которые проявляются как нестационарные (неравновесные), непостоянные системы) в живой - как эволюционные изменения, а в обществе - как творческие.
Многие исследователи, применяя синергетику, связывают хаос с творческой активностью. Так, Эдвард дэ Боно, противопоставляя шаблонное и нешаблонное (творческое) мышление, писал: «шаблонному мышлению прямо пропорциональны безграничные потенции хаоса нешаблонного мышления»1, ибо хаос подвергается случайным воздействиям и богат на любые изменения в отличие от порядка, в котором превалирует ограниченное количество вариантов развития, т. к. он подчинён закономерности.
Так, П. В. Симонов утверждал, что порядок (постоянство) нельзя считать источником творческого акта, а хаос рождает предпосылку к творчеству [11].
Другим важным направлением в исследовании проблем творчества является концепция, согласно которой бытие мира - это постоянный обмен энергией, веществом и информацией, а творчество - это результат данного обмена. Отсюда, творчество по своей природе энергетически-информационное явление, т. к. психика человека энергетична по своей природе, а деятельность человека - это результат обработки информации, которая ста-
1 Де Боно Э. Курсы развития мышления. М.: Попурри, 2017. С. 77.
новится мотивом деятельности и поведения человека [1; 5; 6; 8]. Так, З. Фрейд рассматривал активность как биологическую, природную силу, источником которой являются инстинкты, на которые общество накладывает «цензуру», вследствие чего вытесняются в сферу подсознания, но и здесь сохраняется энергетический потенциал, который управляет духовной жизнью человека и его поведением2.
Последователи З. Фрейда - неофрейдисты (Э. Фромм, К. Хорни и др.) к идеям учителя прибавили влияние социальной среды, рассматривая её как источник творческой активности человека.
Энергетический подход в трактовке феномена творчества сформировался ещё в начале XX в. Так, Ч. Спирмен утверждал, что в основе талантливости лежит «умственная энергия», отличающая одного человека от другого [10]. А российский психиатр А. Ф. Лазурский писал, что талант человека зависит от потенциального запаса нервно-психической энергии человека (психической активности) [7].
Существенный вклад в «антропологический поворот» [4, с. 159] внесла отечественная философская мысль. Так, религиозно-философская трактовка феномена творчества раскрывала его содержание как синергийного процесса, в котором присутствует свобода воли: «человек здесь представлен не как «раб Божий», покорный исполнитель божественной воли, но как свободный соучастник божественного творчества» [2, с. 276]. Свобода воли как основа творческого процесса ин-
2 Фрейд З. Малое собрание сочинений. СПб, 2015. 603 с.
терпретировалась как «самовластие» [3, с. 117], как условие духовно-творческого развития.
Представители энергетической трактовки человека утверждали, что человек - это и источник, и потребитель энергии, т. е. своеобразный её «аккумулятор», а существование человека в мире представляет собой постоянный обмен как вещества и психической энергии, так и информацией. Жизнь - это природная закономерность. Человек, будучи существом природным, подчиняется этой закономерности.
Так, наследуемая внутренняя энергия организма (биологическая природа), накапливаясь в процессе жизнедеятельности, становится топливом (материальной энергией), которую человек получает из пищи, воды и воздуха. Эта энергия тела - биопотнциал (биоэнергетический потенциал человека), на основе которого энергия психики и сознания человека перерабатывает информацию и внешнюю энергию, поступающие извне, и обеспечивают активное и творческое отношение человека к миру. Эти два процесса являются элементами структуры человеческой активности, выступая двумя видами потенциалов человека - психоэнергетического (помогает ему перерабатывать информацию) и интеллектуально-информационного (обеспечивает психической энергией механизмы его активности). Эти потенциалы имеют как верхние, так и нижние пределы (выход за них приводит к разным нарушениям и даже может угрожать жизни).
Кроме них существует ещё и побу-дительно-мотивационный потенциал, который аккумулирует всю энергию
тела, психики и сознания человека, а также ту, которая идёт от внешних источников [1, с. 29].
Таким образом, человек в своей жизнедеятельности пользуется как внутренней, так и внешней врождённой и приобретённой физической, психической и интеллектуальной энергией и информацией. Энергия является источником деятельности человека (тело, поглощая физическую энергию, обеспечивает жизнедеятельность человека, психика накапливает и производит психическую энергию для переработки информации, обеспечивая «топливом» деятельность интеллекта или сознания). А сознание помогает субъекту мышления отбирать, концентрировать, увеличивать объём информации и энергии в нужном направлении деятельности. Иначе, сознание, перерабатывая физическую и психическую энергию, превращает её в интеллектуальную информацию.
На основе энергетического мировоззрения, присущего разным эзотерическим учениям Востока и Запада, мир рассматривается как совокупность энергий различных уровней. Отсюда, материальный мир - это самая грубая форма энергии, а дух - как более «уплотнённый» вид энергии (например, «Агни-Йога», разработанная супругами Рерихами).
Эти взгляды не противоречат основным положениям европейской науки, отстаивающей идеи об иерархическом устройстве мира.
Расходование энергии осуществляется в процессе деятельности. Творчество -это тоже форма расходования энергетических запасов человека, результат которого даёт прирост и развитие душевно-духовному миру человека.
Творчество представляет собой процесс приращения и перехода небытия в бытие (на основе его энергетических затрат). Поэтому его можно рассматривать как взаимодействие трёх составляющих: переход небытия и бытия; соотношение старого и нового содержания в творческом процессе; энергия самого человека, направленная к объекту творчества.
Для понимания сущности творчества необходимо обратиться к сущности человека. Сегодня можно констатировать наличие пяти вариантов определения сущности человека: био-логизаторский подход, психологические концепции, социологизаторские теории, духовно-религиозные интерпретации и определение сущности человека как космического существа. Кроме того, при рассмотрении сущности человека выбирают разные творческие её составляющие - разум, способность к общению, субстанциональные её проявления. В результате сущность человека предстаёт в виде определённого набора качеств (или наследуемых, или сформированных в процессе жизнедеятельности). Таким образом, сущность человека до настоящего времени однозначно не определена, т. к. человек, будучи существом многомерным является носителем двух миров -субъективного и объективного, внутреннего и внешнего.
Его тело, биологические и физиологические качества - это часть природы, но, будучи членом общества, он является носителем социальных качеств, которые сформировал в процессе своей жизнедеятельности.
В нашем понимании наиболее близко к выявлению сущности человека подошёл Л. Фейербах, который утверждал,
что конкретный человек не является носителем человеческой сущности. Эту сущность он формирует только в процессе своего общения с другими людьми. По мысли Л. Фейербаха, только целостный и чувственный человек может проникнуться бытием другого человека. Его душевные силы и порождают сущность человека, ибо «человеческая сущность налицо только в человеческом общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты»1. Таким образом, человек становится человеком, т. е. обретает свою сущность, в процессе события: способ существования среди людей создаёт первоначальное основание, из которого рождается собственное самобытие человека.
Бытие человека осуществляется в разных формах, но лидирует духовное и деятельное бытие. В работе «Духовность: сущность и проявление» [9] рассматриваются уровни развития индивида. Авторы доказывают, что рождаясь человеком и пройдя этап формирования самосознания, возможно достигнуть уровня духовного бытия и становления личности. Уровень повседневного бытия представляет собой бессознательное эмпирическое его существования, где сознание обслуживает его телесное Я (здесь индивид ещё не личность). Следующий уровень - рефлексивный, где постепенно формируется его самосознание и способность сосредотачиваться на самом себе, и сознание приобретает способность представлять себя как
1 Фейербах Л. Сущность христианства. Основы философии будущего. Рига: Звайгзне, 1983. С. 203.
посторонний объект. Если на первом уровне человек ещё не является субъектом своих мыслей и действий, то на втором - уже начинает формироваться субъективность, т. е. способность оценивать самого себя, и его сознание ещё не нацелено на самосовершенствование, а уже на следующем (духовном) уровне человек способен направлять свою деятельность на реализацию поставленной собой цели, и, осознавая конечность своей жизни, он начинает осуществлять своё духовное бытие и становится личностью [9].
Таким образом, эмпирический уровень - это уровень личностного пред-бытия, а рефлексивный уровень - уровень становления личности, а третий уровень - уровень духовного бытия, когда он становится личностью и бы-тийствует в качестве духовной субстанции.
На духовном уровне бытия начинают взаимодействовать все ценностно-смысловые структуры личности и возникает её способность создавать трансцендентные образы на основе причинных связей. Это помогает ей выходить за свои внутренние пределы, определяя своё существование. Так личность сама творит своё духовное бытие, находясь постоянно в процессе самотворения.
Подняться до уровня духовного бытия могут многие люди, ибо он потенциально заложен в каждом человеке. Но духовно жить могут немногие. Личностью становятся только те индивиды, которые свои врождённые качества раскрывают в процессе своей жизнедеятельности, придавая явлениям и событиям ценностный смысл и значение, превращая их в своё духовное трансцендирующее бытие. Только
личность является причиной самой себя, выступает как субстанция и обладает независимым духовным бытием, целостностью, целенаправленностью и самоорганизованностью.
Личностью становится только тот человек, который способен подняться до духовного бытия, достигнув которое он становится духовной субстанцией. Личность - это устойчивое сущностное ядро духовной субстанции, порождающее систему экзистенциальных переживаний и самооценок, в процесс самотворения и творчества. А духовность - это особое качество личности, основанное на её транс-цендирующей способности, которая осмысливая, бескорыстно оценивая и чувственно переживая, способна создавать свой внутренний мир и получать информацию, которую она сама на основе общечеловеческих нравственных ценностей направляет на достижение истины, добра и красоты.
Таким образом, бытие личности выражается в духе, который представляет собой её субъективное поле человека во всём его многообразии.
Если сначала человеческая субъективность представлена только в потенциале, то в процессе жизнедеятельности человека из заложенной возможности она реализуется в его внутреннем духовном мире. Поэтому дух можно рассматривать как способность личностного сознания целенаправленно стремиться к самосовершенствованию.
Человеческим существованием управляет душа человека, которая руководит всеми духовными процессами и, будучи сопричастна ко всему, направляет глубоко истинные и неприкосновенные переживания в нужное
русло. Душа непокорна никакому принуждению, она по своему желанию приказывает себе и сама выполняет свои приказы. Душа гармонично соединяет тело и дух в человеке, представляя собой особое интегральное качество человеческого бытия, которое охраняя суверенность его внутреннего мира, создаёт неповторимое духовное Я, т. е. обеспечивает монадность индивида, давая оценку всем явлениям внешнего и внутреннего мира в форме эмоционально-чувственных переживаний. Поэтому Августин о сущности души говорил: оживляя тело, она называется душой, а проявляя желания - волей.
Если духовность делает акцент на осмысленность и ценностную ориентированность человека, то душа -на чувственность его переживаний. Поэтому душу можно определить как чувственность человека, как уникальность Я в человеке, которое управляет его решениями.
Духовность и душа пересекаются, но они не тождественны и дополняют друг друга. Но если вектор духовности направлен от конечного в бесконечное,
то творчество реализуется в движении от виртуальных глубин субъективного бытия к деятельно-практической сфере. Без духовности не было бы условий для творчества, а без механизма творчества не было бы связи между духовностью и культурой.
Таким образом, по своей сущности творчество в его человеческом измерении шире, чем деятельность, это родовой признак и родовая сущность человека, форма его бытия, которое охватывает как духовные, так и деятельные проявления в их единстве и взаимосвязи.
Творчество и деятельность взаимосвязаны: не существует бездеятельного творчества, а творчество - это всегда проявление человеческой активности, которая реализуется в определённом результате.
Таким образом, творчество по своей природе энергетически-информационно, а по своей сущности - это духов-но-деятельностный феномен.
Статья поступила в редакцию 02.09.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимов И., Клименко В. О природе таланта. О мальчике, который умел летать, или путь к свободе. Т. 1. Концепция. М, 1994. 224 с.
2. Бондарева Я. В. Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ. М.: ИИУ МГОУ, 2011. 322 с.
3. Бондарева Я. В., Устинов О. А. Проблема человека в русской духовной культуре XII-XVII веков: историко-философский анализ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 3. С. 112-127.
4. Бондарева Я. В., Устинов О. А. Религиозно-философская антропологическая парадигма в русской философии XIX - начала XX века: историко-философский анализ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 4. С. 159-171.
5. Калинаускас И. Н. Будь с характером. Соционика. Спб.: Вектор, 2014. 220 с.
6. Калинаускас И. Жить надо! Спб.: Медуза, 1994. 372 с.
7. Лазурский А. Ф. Теория личности: 100 лет забвения и развития. СПб.: Невский Архетип, 2017. 489 с.
8. Лень А. Поводырь. Краснодар, 2008. 1536 с.
9. Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Духовность: сущность и проявление. М.: Полиграф-сервис, 2014. 139 с.
10. Савенков А. И. Психология детской одарённости. М.: Генезис, 2016. 442 с.
11. Симонов П. В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. № 11. С. 3-24.
REFERENCES
1. Akimov I., Klimenko V. O prirode talanta. O malchike, kotoryi umel letat, ili put k svobode. T. 1. Kontseptsiya [On the nature of talent. About a Boy who Could Fly or the Path to Freedom. Vol. 1. The Concept]. Moscow, 1994. 224 p.
2. Bondareva Y. V. Metodologicheskie osnovy russkoi religioznoi filosofii: istoriko-filosofskii analiz [Methodological Basis of Russian Religious Philosophy: Historical-Philosophical Analysis]. Moscow, Moscow Region State University Publ., 2011. 322 p.
3. Bondareva Y. V., Ustinov O. A. [The problem ofman in the Russian spiritual culture of the 1217th centuries: historical and philosophical analysis]. In: Vestnik Tverskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2017, no. 3, pp. 112-127.
4. Bondareva Y. V., Ustinov O. A. [Religious and philosophical anthropological paradigm in Russian philosophy of 19th and early 20th century: historical and philosophical analysis]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2017, no. 4, pp. 159-171.
5. Kalinauskas I. N. Bud s kharakterom. Sotsionika [Be a character. Socionics]. St. Petersburg, Vektor Publ., 2014. 220 p.
6. Kalinauskas I. Zhit nado! [One Must Live!]. St. Petersburg, Meduza Publ., 1994. 372 p.
7. Lazursky A. F. Teoriya lichnosti: 100 let zabveniya i razvitiya [The Theory of Personality: 100 Years of Neglect and Development]. St. Petersburg, Nevsky Archetype Publ., 2017. 489 p.
8. Len A. Povodyr [A Guide]. Kuban, 2008. 1536 p.
9. Nekrasova N. A., Nekrasov S. I. Dukhovnost: sushchnost i proyavlenie [Spirituality: Nature and Manifestation]. Moscow, Poligraf-servis Publ., 2014. 139 p.
10. Savenkov A. I. Psikhologiya detskoi odarennosti [Psychology of Children's Giftedness]. Moscow, Genezis Publ., 2016. 442 p.
11. Simonov P. V. [Brain and Creativity]. In: Voprosy filosofii [The Study in Russian Philosophy], 1992, no. 11, pp. 3-24.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Некрасов Андрей Сергеевич - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Российского университета транспорта (МИИТ); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Andrey S. Nekrasov - PhD in Education, senior lecturer at the Department of Philosophy and Cultural Studies, Federal State Institution of Education «Russian University of Transport»; e-mail: [email protected]
\VUJ
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Некрасов А. С. Информационно-энергетическая и духовно-деятельностная сущность творчества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 4. С. 104-112. БОБ 10.18384/2310-7227-2019-4-104-112
FOR CITATION
Nekrasov A. S. Informatively Energetic and Spiritually Active Nature of Creativity. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 4, pp. 104-112. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-4-104-112