Научная статья на тему 'Информационно-аналитическое обеспечение органов власти, с использованием слабоструктурированной информации'

Информационно-аналитическое обеспечение органов власти, с использованием слабоструктурированной информации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
569
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ID-КАРТЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митягин С.А., Змиевский А.Ф., Гарадаглы И.Э.

Проблема информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти с использованием слабоструктурированных данных. Описание существующего процесса информационно-аналитического обеспечения органов на примере города Санкт-Петербурга. Анализ существующих подходов к информационно-аналитической поддержке, выявление существенных недостатков, которые могут быть устранены с помощью использования слабоструктурированных данных. Развитие информационных технологий, в частности, Web 2.0, помогает упростить распространение информации и организацию социальной коммуникации между людьми, являясь некоей платформой для обсуждения наиболее проблемных тем. Отличительная особенность Интернет-СМИ - это то, что они являются динамической структурой, которая способствует формированию локальных групп пользователей с похожими взглядами и интересами. Учитывая определенную инертность мнений, информация, распространяемая через Интернет-источники, оказывает значительное влияние на общее эмоциональное и психологическое состояние населения. С другой стороны, спектр обсуждаемых тем в Интернет-СМИ может быть рассмотрен как срез эмоционального и психологического состояния общества в момент наблюдения. Таким образом, Интернет-СМИ являются важным источником информации о состоянии и благополучии региона. Тем не менее, существует острая нехватка методов и алгоритмов для анализа Интернет-контента, Интернет-СМИ и социальных сетей, их систематического изложения, пригодного для современных прикладных исследований. Учитывая тот факт, что проблема остро стоит почти для всех регионов, проблема исследования Интернет-СМИ и социальных сетей особенно актуальна в настоящее время. Эта статья посвящена сбору и обработке информации, предоставленной современными Интернет-СМИ (далее СМИ) и социальными сетями в Интернете. Статья содержит описание концептуальной модели системы программного обеспечения, основной задачей которого является осуществление анализа такого сбора и структурирования данных для дальнейших систем обработки для поддержки принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митягин С.А., Змиевский А.Ф., Гарадаглы И.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическое обеспечение органов власти, с использованием слабоструктурированной информации»

2. Развитие интернета в регионах России по данным компании «Яндекс», http://companv.vandex.ru/researches/reports/intemet regions 2012.xml

3. «Однокласники.ру» - социальная сеть для поиска одноклассников, коллег и знакомых в регионах России, СНГ и за рубежом, http://www.odnoklassniki.ru

4. «ВКонтакте» - поиск людей по их увлечениям, месту учебы и работы, персональным данным, http://www.vk.com

5. «Живой Журнал» - блог-платформа для ведения онлайн-дневников, http://www.liveioumal.com

6. Федеральная Служба Государственной Статистики, официальный Интернет ресурс: www.gks.ru

7. «Яндекс.Директ» - Размещение контекстной рекламы с разными видами привязки к поисковой выдаче Яндекса и на сайтах Рекламной сети, http://www.direct.vandex.ru

8. «Google AdSense» - сервис контекстной рекламы от компании Google, http://google.com/adsense

9. «Bing Ads» - сервис контекстной рекламы от компании Microsoft, https://secure.bingads.microsoft.com

10. Указ Президента РФ от 21.09.2012 N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации»,

http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx71623676

УДК 004.42

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛАБОСТРУКТУРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Митягин Сергей Александрович, начальник отдела разработки информационно-аналитических систем, Санкт-Петербургский Информационно-Аналитический Центр, Россия, Санкт-Петербург,

mitvagin@,iac.spb.ru

Змиевский Александр Федорович, программист отдела разработки информационно-аналитических систем, Санкт-Петербургский Информационно-Аналитический Центр, Россия, Санкт-Петербург,

zmievskiv@iac. spb. ru

Гарадаглы Ильяс Эльмарзаде, программист отдела разработки информационно-аналитических систем, Санкт-Петербургский Информационно-Аналитический Центр, Россия, Санкт-Петербург,

garadaglv@gmail.com

Необходимость создания и интенсивного использования в органах государственной власти и органов местного самоуправления информационных и аналитических отделов и служб является важной задачей, которая непосредственно связана с созданием и поддержанием инструментов информационной поддержки принятия решений. Стало популярным утверждение, что поток информации не поддается никакой системе учета и контроля. Даже эксперты в своей области столкнулись с невозможностью просмотреть все публикации или выступления по любому вопросу. Мы можем говорить только о некотором приближении к полноте [4]. Это обусловливает субъективность анализа информации, так как один человек не может держать в голове всю информацию, необходимую для принятия решений, необходимых в довольно широком диапазоне проблем. Для удовлетворительных решений этих проблем, как правило, используют «штаб-квартиры» или ситуационные центры.

Ситуационный центр располагает текущей оперативной и статистической информацией, предоставленной аналитическими службами различных ведомств, для решения проблемы управления территорией. Деятельность по управлению характеризуются решениями, принятыми соответствующими руководителями: основой управления является решение управляющего, см. рисунок 1.

118

Рис. 1 - Цикл управления региона и жизненных функций общества

Любой цикл управления процессом (в том числе социально-экономическим) всегда является замкнутой петлей [3] и включает в себя:

• постановку целей, задач;

• комплексный анализ и оценку социально-экономических условий;

• разработку возможных (альтернативных) вариантов развития территории или других проблем жизни;

• принятие решения;

• организацию выполнения решения по реализации всех видов поддержки;

• мониторинг производительности и настройки решения.

Основными требованиями к управленческим решениям являются обоснованность и своевременность. При соблюдении этих и других требований будет достигнут пакет мер для обеспечения полного выполнения задач [5].

Стратегический уровень предполагает выявление проблемных областей в различных сферах жизни в регионе, анализ и прогноз его развития, долгосрочных тенденций и долгосрочных программ обучения и планов. На этом уровне работа, в первую очередь, ведется со статистическими и агрегированными данными. Проблемы стратегического управления связаны, главным образом, с перспективами регионального развития, стабильности и преемственности власти. Особенности этого уровня выходят за рамки данной статьи.

Оперативный уровень следит и анализирует ситуацию, основываясь на текущем состоянии элементов жизненной области, оперативного контроля и регулирования реализации планов и проектов. Решение оперативных, тактических задач регионального управления направлено на текущую организационную, финансовую и ресурсную поддержку реализации стратегических планов и проектов, в том числе постоянный мониторинг, анализ, прогнозирование, государственное регулирование основных социально-экономических показателей.

Чрезвычайное управление включает в себя ответную реакцию в условиях быстро меняющейся окружающей среды. Этот уровень включает в себя прогнозирование и

119

предупреждение чрезвычайных ситуаций, создание сценариев их возникновения и развития, постоянный мониторинг характеристик и показателей потенциально опасных природных, технологических, социально-политических факторов и обеспечение организационных и технических вопросов управления в экстремальных условиях. Работа в чрезвычайных ситуациях организована по принципу сотрудников и может быть развернута на основе ситуационного центра. В таких условиях всесторонней, объективной оценки ситуации и перспектив ее развития требуется четкое понимание тенденций и проблем, знание возможностей и ресурсов, необходимых для управления ситуацией.

Таблица 1 - Мониторинг ситуации с наркотиками в режиме реального времени

Особенность Информация Приложение

Криминологический Данные идентификации с незаконным оборотом наркотиков и правоохранительной деятельности Информация широко используется для оценки криминологической ситуации. Участвуют в формировании статистических и аналитических отчетов за отчетный период. Как правило, не содержит информацию о личности преступника, пол и возраст.

Данные, сообщенные населением по фактам злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту Данные активно используется контролирующими органами для организации оперативной работы, но данные не используются для анализа ситуации с наркотиками, из-за их неполноты.

Клинический Данные по факту отравления химическими веществами (в том числе наркотики), включая смерти. Информация активно используется для создания статистических отчетов и выявления групп повышенного риска. Может активно использоваться для оперативного мониторинга и отчетности в режиме реального времени.

Психосоциальный Данные в средствах массовой информации. Данные о пропаганде наркотиков. Данные об общественном отношении к наркотикам и наркомании. Не используется.

Эти постоянно планируемые мероприятия и список возможных чрезвычайных ситуаций, модели их развития, планы по предупреждению и ликвидации последствий, как правило, должны быть готовы и обновляются заранее [3]. Учитывая оперативные вопросы и регион, чрезвычайное управление обычно показывает проблемы сбора и предоставления наиболее полной информации из настолько большого количества источников с высокой точностью в реальном времени, насколько это возможно. Проблемы сохранения и накопления ретроспективы вторичны.

В настоящее время ситуационные центры обеспечиваются статистической информацией, оперативной информацией об активности служб и физического состояния региона (включая движение, состояние окружающей среды, криминальную ситуацию и т.д.). При этом совсем недостаточен мониторинг в социальной сфере. Тем не менее, обеспечение свободного доступа профессионалам к множеству информационных источников - это один из важнейших факторов улучшения эффективности оперативного управления [3, 4]. Исследование состояния общества может предотвратить негативные социальные явления,

120

такие как массовые демонстрации, массовые беспорядки, забастовки, и оценить отношение общества к действующей политике и принятию ключевых решений.

Мониторинг и анализ ситуации с наркотиками в данный момент является одним из самых актуальных вопросов государственной политики и деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией [4]. Основные решения в борьбе с наркотиками в регионах Российской Федерации принимаются в антинаркотической комиссии, в которой председательствует губернатор. Аналитическое исследование по такой проблеме, как состояние наркоситуации и уровня наркомании населения, не может быть ограничено только фиксированным списком статистических показателей, которые составляют государственные и ведомственные статистические данные. Из-за специфической проблемы наркомании населения, особенно его высокой латентности, классических методов для изучения ведомственной статистики недостаточно для объективной оценки ситуации с наркотиками. Таким образом, необходимым компонентом мониторинга являются социологические исследования и мнения экспертов по широкому кругу вопросов наркоситуации. Учет онлайн-данных для мониторинга ситуации с наркотиками в регионе даёт криминологические, клинические и психологические составляющие ситуации с наркотиками, табл 1.

Таким образом, мы видим, что одна и наиболее важная характеристика наркоситуации в настоящее время не попадает в рассмотрение и оценку оперативной обстановки по ситуации с наркотиками в регионе. В этом случае следует отметить, что изучение социальных сетей обеспечивает новой информацией, которая позволяет более целенаправленно осуществлять борьбу с такими негативными явлениями, как наркомания.

Рассмотрим криминологические исследования ситуации с наркотиками на основе докладов людей о фактах злоупотребления наркотиками и их незаконном обороте. Эти сообщения собираются горячей телефонной линией в рамках закона [5,6,7]. Большинство горячих линий начали работать в середине - конце 2010 года, что объясняет сильную вариабельность серии в 2013 и 2014 годах. Необходимо отметить зависимость заявлений населения от проводимых антинаркотических мероприятий.

26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией. В Санкт-Петербурге ежегодно проводится месяц антинаркотической деятельности до 26 июня. В рамках этих мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, функционируют горячие линии, которые регистрируют сообщения населения. В 2013 году эти пики не наблюдались, но общий уровень общественных заявлений был высок, что говорит об эффективности социальной рекламы. Практически не было никаких очевидных всплесков, см. рисунок 2.

Клинические характеристики наркоситуации. Рассмотрим клинические характеристики наркоситуации на основе данных об отравлении населения химическими веществами, интоксикации, пьянстве, а также наркотическом отравлении. Эти факты регистрируются органами здравоохранения и наиболее полно отражают ситуацию в наркомании.

В целевых группах населения есть определенная специфика интоксикации. Так что на этом графике можно увидеть снижение интоксикации в летний период для детей дошкольного возраста и учащихся, которое связано с летними каникулами в Санкт-Петербурге, из-за которых происходит миграция из городов. Тем не менее, осенние, зимние и весенние каникулы не влияют на интоксикацию. Среди рабочих и неработающего населения пики в начале года в связи с национальными праздниками. Отдельно надо отметить увеличение числа зарегистрированных отравлений в Санкт-Петербурге весной 2012 года.

Глядя на более подробные данные об отравлениях в Санкт-Петербурге в течение последних двух лет, мы видим повышение общего уровня регистрации отравлений весной и летом 2011-ом. Отдельно от пиков отравления на новогодние праздники. Улучшение

121

регистрации отравления в 2011 можно отнести к повышенному вниманию к этой проблеме в правительстве, и в результате, поддержке органов здравоохранения оборудованием и прочим [8].

Рис. 2 - Количество сообщений людей о фактах злоупотребления наркотиками и их незаконного

оборота в Санкт-Петербурге

Рис. 3 - Количество отравления (интоксикация, опьянение, пьянство, наркотики) в Санкт-Петербурге

В апреле 2011 года Президент Российской Федерации выступил с заявлением на заседании Президиума Государственного совета по борьбе с употреблением наркотиков, на котором было предложено принять федеральный закон, который бы регулировал меры для обнаружения наркотиков среди молодежи и, в частности, позволил бы проводить тестирование учащихся на наркотики. Это заявление широко обсуждалось в Интернете. Интересен тот факт, что видимый пик в начале года, связанный с новогодними праздниками, почти не зависит от дней недели. Следует также отметить, что передозировка наркотиков гораздо менее динамична, чем отравление и алкогольное опьянение, как это часто бывает с наркоманами с тяжелой наркотической зависимостью. С другой стороны, причины интоксикации и отравления более случайны.

Реализация быстрой оценки ситуации с наркотиками на основе криминологических и клинических данных позволяет ответственным органам власти реагировать на изменение ситуации в режиме реального времени.

122

Рис. 4 - Кол-во ссылок в интернете на тему наркотической ситуации

Эти данные являются основой поддержки принятия решений в правоохранительной сфере, здравоохранении, а также для принятия стратегических решений региональными органами власти. Но социально-психологическая оценка ситуации в социальных сетях и Интернет-СМИ почти выпадает из рассмотрения. С другой стороны, в современном обществе почти любое событие и явление отражены в сети, социальных сетях и Интернет-СМИ, их исследования могут предусмотреть возможные негативные последствия. На рисунке 3 указан рост кол-ва ссылок за последние несколько лет в Интернете по этой теме.

Литература

1. Бершадская, Л., Чугунов А., Жусупова, З. 2013. Понимание электронного правительства Барьеры развития в странах СНГ и изучение механизмов регионального развития. С поддержкой технологии инновации для демократии, правительства и управления. Ред. Ред. A.Ko, C. Лейтнер, Г. Leitold, А. Проссер. Издание Springer. 87-101.

2. Бершадская, Л., Чугунов А., Трутнев, Д. 2012. Методы мониторинга оценки развития электронного правительства: сравнительный анализ международного и российского опыта. В 6-й Международной конференции по теории и практике электронного управления (ICEGOV 2012). Труды конференции. Редактор по J.R. Гил-Гарсиа, Н. Хельбига, А. Оджо. N.Y .: ACM Press. 490-491.

3. Захаров Ю.Н. Методика оценки развития ИКТ и электронного правительства в Санкт-Петербурге и задачи по контролю за осуществлением мероприятий Плана Стратегии развития информационного общества / / Интернет и современное общество: Труды XIII Всероссийской единой конференции. Санкт-Петербург, 19 - 22 октября 2010 - St., 2010. С. 192 - 194. [Электронный ресурс] http://conf.infosoc.ru/2010/thesis/PDF/192-194 Zakharov.pdf

4. Голенищев Е.П., Клименко И.В.Информационная поддержка систем управления. Ростов, 2003.

5. Курлов А.Б., Петров В.К. Основы информационных аналитиков. М. Лоер, 2009. - 350 с.

6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 не № 537 "Об утверждении Стратегии национальной

безопасности Российской Федерации до 2020 года"

7. Закон Санкт-Петербурга от 07.09.2011 № 541-106 «Профилактика наркомании в Санкт-Петербурге".

8. Архив новостей. [Электронный ресурс] http://lenta.ru/news/2011/04/18/narcotics/

123

9. Губанов Д.А., Д.А. Новиков, Чхаришвили А.Г. Социальные сети: модели информационного

влияния, управления и противоборства / Под ред. Корр. РАН Д.А. Новиков. - М. Издательство физико-математической литературы, 2010 - 228 с. (ISBN 9785-94052-194-5)

10. Пёрл Дж. Вероятностные рассуждения в интеллектуальных системах. Нью-Йорк: Морган Кауфманн, 1988. 552 с.

11. Koller Д., Фридман Н. Вероятностные графические модели. Принципы и методы. Кэмбридж, Массачусетс, МТИ Пресс, 2009.

УДК 681.31

АНАЛИЗ ДИАГРАММАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ12

Афанасьев Александр Николаевич, д.т.н., профессор, проректор по дистанционному и дополнительному образованию, Ульяновский государственный технический университет, Россия,

Ульяновск, a.afanasev@ulstu.ru

Войт Николай Николаевич, заместитель директора по научно-исследовательской работе института дистанционного и дополнительного образования УлГТУ. Россия, Ульяновск, n.voit@ulstu.ru Воеводин Евгений Юрьевич, заведующий лабораторией «Развитие инновационных образовательных технологий, Ульяновский государственный технический университет, Россия,

Ульяновск, voevodineu@ido.ulstu.ru

Гайнуллин Ринат Фаязович, ведущий специалист, ООО «Эквид», Россия, г.Ульяновск,

r.gainullin@gmail.com

Введение

Одной из основных проблем в проектировании автоматизированных систем (АС) является успешность, под которой понимают достижение заданной функциональности при временных и финансовых ограничениях. Несмотря на успехи в программной инженерии, в настоящее время только 35-40% разработок заканчиваются успехом. Системное использование диаграмматических моделей в артефактах визуальных языков (UML, IDEF, eEPC, ER, DFD, BPMN и др.) способствует повышению успешности, так как является формальным инструментом производственного процесса проектирования и служит для увеличения взаимопонимания разработчиков, средством документирования и источником автоматической генерации программного кода.

Анализ и контроль топологии (синтаксиса) диаграмм в инструментальных комплексах технологий проектирования (например, RUP и ARIS) реализован достаточно хорошо, хотя требует, как правило, нескольких проходов, при которых реализуются определенные правила контроля, в ряде случаев не определяются ошибки, связанные со сложными структурами ветвления-распараллеливания-соединения. А вот проблема семантического контроля, связанная с анализом текстовой атрибутики, которая присутствует в любой диаграмматической модели, не решена.

Целью данной работы является разработка метода анализа и контроля семантики диаграмм. Отличительной особенностью метода является его автоматная интерпретация, основанная на применении авторских графических грамматик.

В качестве примера рассматриваются UML-диаграммы.

1. Многоуровневые RV-грамматики

Основой предлагаемого метода является семейство автоматных графических RV-грамматик [1 - 3].

12 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-07-08268 а.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.