Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРАНСПОРТА'

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ / ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОМПАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Соня Махмудовна, Исмаилова Нигора Яркиновна

В данной статье рассматриваются вопросы информатизации железнодорожной отрасли, внедрения их в соответствии с современными требованиями к международным стандартам учёта, информационное обеспечение анализа финансовой отчётности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE FINANCIAL STATEMENTS OF THE TRANSPORT ENTERPRISE

This article discusses the issues of informatization of the railway industry, their implementation in accordance with modern requirements for international accounting standards, information support for the analysis of financial statements.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРАНСПОРТА»

AuNiVERSUM:

№ 12 (99)_экономика и юриспруденция_декабрь. 2022 г.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

DOI - 10.32743/UniLaw.2022.99.12.14521

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ ТРАНСПОРТА

Султанова Соня Махмудовна

канд. эконом. наук, доц. каф. "Учёт и бизнес" Ташкетский государственный транспортный университет, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: sofsul@mail.ru

Исмаилова Нигора Яркиновна

Соискатель, ТГТрУ, Республика Узбекистан, г. Ташкент

INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE FINANCIAL STATEMENTS OF THE

TRANSPORT ENTERPRISE

Sonya M. Sultanova

Candidate of economy sciences, associate Pro fessor Tashkent State Transport University, Uzbekistan, Tashkent

Nigora Ya. Ismailova

TSTrU applicant, Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы информатизации железнодорожной отрасли, внедрения их в соответствии с современными требованиями к международным стандартам учёта, информационное обеспечение анализа финансовой отчётности.

ABSTRACT

This article discusses the issues of informatization of the railway industry, their implementation in accordance with modern requirements for international accounting standards, information support for the analysis of financial statements.

Ключевые слова: цифровая экономика, электронный документооборот, бухгалтерский учёт, транспорт, железнодорожная компания, управленческие решения, информационно-аналитическое обеспечение.

Keywords: digital economy, electronic document management, accounting, transport, railway company, management solutions, information and analytical support.

В условиях цифровой экономики и электронного документооборота информационно-аналитическое обеспечение данных, формируемых в консолидированной отчётности железнодорожной компании АО «Узбекистан темир йуллари», включает данные бухгалтерского учёта, учёта работы персонала, налогового и статистического учёта. Главное их свойство наличие специального администрирования, защиты базы данных от несанкционированного доступа, создание архивных копий базы данных.

Особое внимание в управлении АО «Узбекистон темир йуллари» уделяется стратегическим задачам, т.е. построению бизнес-моделей, способных улучшить качество показателей деятельности компании и

особенно формирования консолидированной отчётности [1, с. 16].

Проблемам формирования и анализа внутриотраслевой отчётности в различных секторах экономики посвятили свои работы ведущие отечественные и зарубежные ученые и специалисты.

Среди зарубежных авторов, можно отметить таких, как К.С. Лаудон, Ж.Р. Лаудон, Р.М. Стайр, П. Драккер, Д. Белл, Ж. Стиглер, К. Эрроу, Н. Виннер, Дж. Кантер, Ф. Котлер, Р.Д. Льюис, Х. Райф, М.Х. Мескон и др.

Проблемы, связанные с отраслевыми аспектами внедрения информационных систем на железно -дорожном транспорте, рассматриваются в работах

Библиографическое описание: Султанова С., Исмаилова Н. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРАНСПОРТА // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2022. 12(99). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/14521

Б.Н. Макаровского, А.Б. Каплан, А.П. Петрова, Л.Н. Иванова, Э.В. Петровой, А.А. Рубцова, В.И. Ханина, Р.М. Царева, В.П. Катаева и др.

Современные темпы быстрого развития и внедрения информационно--коммуникационных технологий (ИКТ) на железнодорожном транспорте, недостаточная степень теоретического и практического исследования вопросов организации и внедрения прогрессивных информационных систем и технологий бухгалтерского учета на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан предопределило выбор темы данного исследования.

На основе результатов проведённого исследования нами выявлены определённые упущения,

ограничивающие возможность принятия высшим менеджментом эффективных управленческих решений [2]. В системе финансового учёта используются общеустановленные и утверждённые принципы и правила (НСБУ, МСФО и т.п.), при этом правила ведения управленческого учета устанавливаются самим предприятием.

В информационной системе АО «Узбекистан темир йуллари», по нашему мнению, имеются некоторые упущения в формировании внутренней управленческой и консолидированной отчётности, а именно: (рис. 1).

1. действующая система, внутриотраслевых сводок, рапортов, справок, и отчётов зачастую носит фрагментарный характер и ее отвечает современным требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению управления производством (полнота, оперативность, точность, целесообразность данных кт.и);

2. В организационной структуре имеется чрезмерная концентрация: управленческих функций на уровне высшего менеджмента, не представляется возможным проводить эффективный контроль но всеми4 направлениям деятельности из-за отсутствия единой методики учёта

3. В консолидированной отчётности имеются, с одной стороны, избыточные сведения, а с другой - нехватка релевантной информации, что затрудняет процесс ее обобщения и принятия решений по конкретным направлениям и участкам деятельности; отсутствует иерархия форм отчетов для разных уровней управления.

Рисунок 1. Факторы влияния на информационную систему консолидированной финансовой отчётности

Предлагаем разработанную нами схему формирования сводной консолидированной финансовой отчётности рис. 2.

Рисунок 2. Схема формирования финансовой отчётности АО «Узбекистон темир йуллари» в АС "Финансы"

Как видно на рисунке 2 с целью консолидации данных финансовой отчётности в АО "Узбекистон темир йуллари" учитывается информация по четырём видам деятельности включая основную (перевозочную), промышленную, подрядную и социальную. При этом в процессе консолидации сводной финансовой отчётности данные отражаются в трёх видах бухгалтерского баланса, в том числе социальная сфера формирует бухгалтерский баланс по счетам бюджетного учёта [4, c.729].

Полнота, качество и своевременность поступления информации определяющим образом влияют на эффективность управления железнодорожным транспортом. Весь комплекс задач управления, связанных с обработкой данных, позволяет эффективно решать системы представления информации, создаваемые с помощью технологии Data Warehouse (Хранилища данных). Она дает возможность хранить большие объемы информации и быстро извлекать ее в необходимых логических аспектах, тем

самым управлять процессом представления знаний об исследуемом объекте. Сложность задачи перехода на новый программный комплекс заключается в обеспечении преемственности по данным и реализуемым функциям с ранее разработанной системой, преодолевается с помощью мощных интеллектуальных возможностей и гибких инструментальных средств информационного хранилища [5, с. 579].

Важной задачей в процессе модернизации АС «Финансы» является перевод всей системы с файловой на клиент-серверную архитектуру, что позволяет более полно использовать мощности серверов, средств связи, увеличивать надежность, отказоустойчивость системы, а также ускорить создание единой информационно-аналитической системы кампании.

Для решения блока экономических вопросов в системе управления хозяйственно-финансовой деятельности дороги может быть использован модуль контроллинга (СО) системы R/3 (Рис.3).

Рисунок 3. Блок-схема модуля контроллинга интегрированной системы

Созданное информационное хранилище, объединяя данные бухгалтерского учета по пяти региональным железнодорожным узлам и структурным предприятиям АО «Узбекистон темир йуллари» и предоставляя специализированные средства для их аналитической обработки, будет выполнять роль единого источника информации, позволяющего не только вести учет данных, выполнять их статистический анализ и формирование отчетности, но и осуществлять оперативное и долгосрочное управление, повышая общие показатели.

Интегрированная система экономического анализа и планирования затрат на его базе вырабатывает решения на основе автоматизации обработки финансовой, экономической и производственной информации.

Интегрированная система экономического планирования и анализа затрат позволяет улучшить качественные показатели управления дорогой, обеспечивает условия для быстрой выработки управленческих решений и реагирования на изменение условий рынка. С его помощью в системе решаются следующие задачи:

1. Централизованный оперативный контроль состояния сальдо, оборотов, позиций счетов главной книги, вспомогательной бухгалтерии;

2. Одноразовый ввод данных. Благодаря формированию автоматических бухгалтерских проводок из других модулей системы, а также автоматическому расчёту НДС, скидок, акцизов и т.п. что позволит значительно сократить объем ввода информации в

бухгалтериях подразделений, финансовой и экономической службах;

3. Интеграция данных вспомогательных бухгалтерий с главной бухгалтерией на уровне данных;

4. Оперативная подготовка и анализ баланса, отчета о прибыли и убытках, отчета о движении денежных средств.

Внедрение системы даёт возможность на дорожном уровне централизованно управлять финансовыми

ресурсами, повысить оперативность управления до реального масштаба времени, сократить цикл подготовки финансовой отчетности.

Интегрированная система экономического планирования и анализа затрат позволит улучшить качественные показатели управления, обеспечит условия для быстрой выработки управленческих решений и реагирования на изменение условий рынка.

Список литературы:

1. Sultanova S.M., Ismailova N.Ya. Assessment of the Innovative Potential of the Enterpise. //"Moliya" ilmiy jurnali. № 2, 2019. - T.: p. 103-108.

2. Sultanova S.M. Improvement of Financial Flow Management of a Railway Transport Enterprise. //Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry (TOJQI) Volume 12, Issue 6, July , 7117-7121. https://www.tojqi.net/index.php/journal/article/view/2993/1994

3. Друцкая М.В., Карпова Н.А. Аналитические возможности консолидированной отчетности для характеристики финансовой устойчивости // Международный бухгалтерский учет. 2018. №12 (450).

4. Ибрагимов У., Рахманбердиев Р. О развитии информационно-коммуникационных технологий в АО «Узбекистан темир йуллари» // Информационные технологии Узбекистана №2, 2016 г. - Ташкент, с. 62-65. www.infocom.uz.

5. Кадыров М.К., Султанова С.М., Нурматова И.А. Цифровизация учёта на железнодорожном транспорте Узбекистана // 1-я международная научно-практическая конференция "Молодой научный исследователь" 1-2 апрель 2022 г. - Ташкент, с. 728-733.

6. Каримов А.А., Исмаилова Н.Я. Построение модели бизнес-процесса «Аудит инвестиционной деятельности АО «Узбекистан темир йуллари». //Статситический вестник Узбекистана, 2021, № 4.- Ташкент, 2021.

7. Матвеева В.С., Карпачева О.Н. Особенности организации и проведения внутреннего контроля на железнодорожном транспорте. /Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции. 2019. с. 15-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.