А.М. СЕРАЖЕТДИНОВА аспирант Института государственной службы и управления персоналом'
Информационно-аналитическая составляющая обучения государственных гражданских служащих в
системе ДПО
Развитие государства требует формирования эффективного государственного аппарата, способного разрабатывать государственную политику и решать первостепенные задачи в интересах всего общества. Недостаточная интеллектуальная проработанность принимаемых решений органами государственной власти и управления России всех уровней давно является общепризнанной. Существующая система информационного обеспечения государственного управления справляется далеко не со всеми требующими решения задачами1. В то же время объективное усложнение задач государственного управления на всех его уровнях приводит к резкому росту объемов информации и интенсивности информационного обмена в системе государственного управления, что неизбежно повышает требования к качеству информационно-аналитического обеспечения решений государственных органов и должностных лиц. Информационное обеспечение государственного управления является базой, на которой строится управленческая деятельность государственного аппарата. В современных условиях информация способна играть ключевую роль в управлении лишь будучи собранной, систематизированной, проанализированной и преобразованной в пригодную для использования форму2. Данная задача решается такой специфической формой работы органов государственной власти и управления, как информационно-аналитическая деятельность (ИАД). Это целенаправленная деятельность по сбору, обработке и анализу информации о сложных, самоорганизующихся и саморазвивающихся социальных, политических и экономических системах, составляющих объект управления государственного органа3. Сущность информационно-аналитической деятельности можно раскрыть через определение основных процессов, ее составляющих: 1) анализа целей управления и формулирования задач информационно-аналитической работы; 2) адаптивного управления сбором информации в интересах решения управленческих задач; 3) анализа и оценивания полученной информации в контексте целей управления, выявления сущности исследуемых процессов и явлений; 4) построения модели предметной области исследований, объекта исследований и среды его функционирования; 5) планирования и проведения натуральных или модельных экспериментов, полевых исследований и др.; 6) синтеза нового знания, интерпретации результатов, прогнозирования, необходимых для решения задач управления; 7) доведения результатов аналитической работы до субъекта управления - структуры или лица, принимающего решение4. Специфика аналитической деятельности состоит в том, что она «встроена» в процесс управления. Сущность и назначение ИАД определяют основные требования к ее организации. Среди принципов ИАД, обеспечивающих ее эффективность, выделяют следующие5: целенаправленность, системность, актуальность, своевременность, активность, инициативность, достоверность, объективность, полнота, непрерывность, альтернативность мнений, гибкость, обоснованность.
Недостаток внимания к информационно-аналитическому обеспечению государственного управления в современном обществе, характеризуемом как информационное, может привести к непредсказуемым последствиям. Это в полной мере относится к большинству постоянно усложняющихся современных проблем в сфере государственного управления. Для их решения нужно не только владеть необходимой информацией, но и уметь оперировать ею, больше уделять внимания информационно-аналитическому обеспечению государственного управления, поскольку оно позволяет органам государственной власти и управления принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях. Необходимы профессиональные и компетентные государственные гражданские служащие, обладающие соответствующими знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI в., для осуществления функций государственного управления.
Значительным потенциалом для развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих обладает система дополнительного профессионального образования, которое становится фактором устойчивого социально-экономического развития страны и региона, поскольку способствует адаптации кадров управления к непрерывным изменениям в различных сферах жизни общества. Оно является основным связующим звеном между интересами личности, общества и государства, различными уровнями профессионального образования и отраслями экономики и социальной сферы, требованиями государственной гражданской службы (работодатель) и запросами непосредственных потребителей образовательных услуг (организации, бизнес, население и др.). Постановлением Правительства РФ № 362 от 6 мая 2008 г. определено, что дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих РФ является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а
* Серажетдинова Алсу Мударрисовна, e-mail: [email protected]
1 См.: Попов В.Д. Социальная информациология: проблемы становления и развития. М., 2004.
2 См.: Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002.
3 См.: Государственное управление: основы теории и организации. М., 2002, т.1 / Под ред. В.А. Козбаненко.
4 См.: Курносое Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М., 2004.
5 См. там же.
также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих РФ.
Обучение государственных гражданских служащих проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам (ДПОП) повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные требования к этим программам6. В результате освоения дополнительных профессиональных образовательных программ обучающиеся должны обладать компетенциями и среди них - «способностью анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, осуществлять управленческую деятельность с использованием современных социальных технологий; пониманием сущности и значения информации в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе; способностью применять информационно-коммуникативные технологии, в том числе технологии электронного документооборота; способностью к аналитической обработке информации»7.
Компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования .
Программы повышения квалификации осуществляются в целях: 1) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности государственных гражданских служащих; 2) комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач. Повышение квалификации государственных гражданских служащих осуществляется исходя из вида и области их профессиональной деятельности по профилю основных образовательных программ.
Программы профессиональной переподготовки осуществляются в целях приобретения дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления нового вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.
Содержательное наполнение системы профессионального дополнительного образования может быть эффективно осуществлено на основе блочно-модульного принципа построения ДПОП. При этом системность программ обеспечивается, с одной стороны, соответствием наполнения учебного материала всем требованиям к профессиональным знаниям служащих различных сфер деятельности, с другой - блочной структурой программ, в которых блоки соответствуют всем компонентам управленческой деятельности государственных гражданских служащих. Специфичность программ обеспечивается отражением в модулях (как в теоретическом, так и в практическом аспекте) специфики той или иной сферы деятельности госслужащего.
Так, например, в разработанной программе «Государственное и муниципальное управление» содержится блок «Информационное обеспечение системы государственного управления», который включает следующие модули: 1) информационная политика органов государственного управления; 2) информационно-аналитическое обеспечение государственной службы; 3) управление эффективными коммуникациями на государственной службе; 4) коммуникации как фактор организационного обеспечения деятельности государственной власти. Трудоёмкость ДПОП «Государственное и муниципальное управление» - 520 часов, срок реализации - 4 месяца. Цель изучения программы состоит в подготовке кадров для осуществления профессиональной деятельности в сфере обеспечения эффективного управления организацией, участия в организации и функционировании систем государственного и муници-пального управления, совершенствования управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Слушатель должен освоить компетенции, обеспечивающие работу со следующими объектами профессиональной деятельности: различными организациями и подразделениями в системе государственного и муниципального управления, процессами экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемами функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемами взаимодействия человека и общества. Прикладная направленность ДПОП обеспечивается не только наличием базовых теоретических знаний и освещением новейших научных изысканий в сферах деятельности государственных гражданских служащих, но и наличием определенной доли учебного материала, раскрывающего прикладную значимость соответствующих научных положений для сферы практического управления социально-экономическими системами, а также методически и технологически направленного на выработку у слушателей соответствующих практических умений, компетенций.
Серажетдинова А.М. Информационно-аналитическая составляющая обучения государственных гражданских служащих в системе ДПО. Государственной гражданской службе необходимы управленцы-
6 См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2012 г. № 239 «Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих».
7 Там же.
8 См.: Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня, 2004, № 3.
аналитики. Обучение специалистов возможно в условиях дополнительного профессионального образования, включающего профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации.
Serazhetdinova A.M. Information and analytical study component of state civil servants in the system APE. State civil service needs managers-analysts. Training of such specialists is possible in terms of additional professional education: professional retraining and aggrandizement development.
Key words: additional professional education, professional retraining, aggrandizement development.