Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая система управления социально-экономическим развитием государства'

Информационно-аналитическая система управления социально-экономическим развитием государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елагин В. В., Болодурина И. П.

В статье представлено описание информационно-аналитической системы поддержки подготовки принятия решений в области мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития государства и его регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система управления социально-экономическим развитием государства»

Елагин В.В.

Доцент кафедры системного анализа ОГУ, кандидат технических наук,

Болодурина И.П.

Заведующая кафедрой прикладной математики ОГУ, доктор технических наук, доцент

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОСУДАРСТВА

В статье представлено описание информационно-аналитической системы поддержки подготовки принятия решений в области мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития государства и его регионов

На сегодняшний день в различных информационных системах органов государственной власти России накоплены огромные объемы разнообразных данных о социально-экономическом состоянии государства, его субъектов и другой информации, которая в том или ином виде может потребоваться для нужд государственного управления. Её основу составляют статистические данные о социально-экономических процессах развития общества. Вся указанная информация открывает самые широкие возможности для разностороннего анализа посредством современных методов и средств обработки данных, с помощью которых можно выявить явные и скрытые тенденции, строить варианты социально-экономических стратегий, формировать альтернативные управленческие решения и т. п.

Применение современных методов автоматизации и новейших информационных технологий оказывает влияние не только на все этапы технологического процесса разработки статистической информации (от проектирования формы статистического наблюдения до предоставления статистических данных пользователю), но и в условиях модернизации системы, которая осуществляется одновременно по трем направлениям: техническое переоснащение, применение новых системных программных средств, промышленных программ, а также изменение прикладного программного обеспечения, процесс модернизации информационных технологий позволяет качественно изменить многие этапы работы, предоставив аналитикам инструмент непосредственного контакта с информационными массивами и возможность применения мощных средств редактирования, аналитической обработки и т. д. и т. п.

Прогнозы социально-экономического развития России на различные промежутки време-

ни, подготовленные крупными научно-исследовательскими институтами или известными научными школами, при всех их достоинствах и недостатках, не могут быть однозначно приняты руководством страны для практического воплощения по целому ряду причин, связанных со слабой оправдываемостью прогнозов, ошибками в расчетах социально-экономических показателей на перспективу, а также характере и динамике институциональных и организационно-хозяйственных преобразований, не говоря уже о многочисленных трудно предсказуемых факторах внешнего влияния.

И даже, если бы указанные прогнозы и отражали бы будущие тенденции и параметры социально-экономических процессов, которые будут происходить в российском государстве, они все равно не могут быть взяты на веру лицом, принимающим решения уже потому, что нет никакой гарантии того, что они содержат достаточно адекватный прогноз еще не наступившей реальности.

Анализ практики информационно-аналитического обеспечения долгосрочного прогнозирования и социально-экономического планирования в государственном управлении, в том числе имеющихся на сегодняшний день в органах государственной власти РФ возможностях электронной обработки данных, средствах, технологиях и системах автоматизации управления социально-экономическими процессами позволили определить существующие проблемы, связанные с подготовкой принятия решений по основным стратегическим направлениям развития государства, а также показать недостаточную эффективность используемых для этих целей информационно-аналитических систем органов государственной власти. Отсюда совершенно очевиден вывод: прогноз и стратегия социаль-

но-экономического развития государства должны формироваться в составе задач информационно-аналитической системы (ИАС) лица, принимающего решения (ЛПР).

На рис. 1 представлена концептуальная схема ИАС лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства, которая позволяет, во-первых, видеть при необходимости всю информационную подоснову подготовки управленческих решений; во-вторых, процедуры и содержание всех этапов подготовки принятия решений; в-третьих, алгоритмы и технологии анализа принятых решений и прогнозирования социально-экономической динамики на любой перспективный срок.

Необходимость поддержки принятия управленческих решений ни у кого не вызывает сомнений, но вопросы возникают при определении необходимой информационной основы и при реализации механизма поддержки принятия решений. ИАС ЛПР призвана осуществлять поддержку с помощью мониторинга, анализа и прогнозирования показателей социаль-

но-экономического развития регионов, которые ежегодно предоставляет Федеральная служба госстатистики РФ. Реализуется это с использованием достижений новейших информационных технологий посредством построения автоматизированной обработки информации на основе персональных компьютеров и локальных вычислительных компьютерных сетей. Данные хранятся в базе данных, управляемой СУБД, доступ к ним осуществляется с использованием прикладных пользовательских программ.

Автоматизация нацелена на повышение оперативности решения управленческих задач за счет создания аналитической базы данных социально-экономических показателей, а также обеспечение органов государственной власти регионов (субъектов) Российской Федерации оперативной, актуальной аналитической и прогнозной информацией для обоснования управленческих решений по текущему и перспективному планированию и регулированию социально-экономических процессов в конкретных регионах.

Рисунок 1. Концептуальная схема ИАС лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства

Структура ИАС ЛПР имеет пять уровней анализа данных:

- общегосударственный;

- федеральных округов;

- региональный (субъектов РФ);

- муниципальный;

- корпоративный (включающий уровень крупнейших промышленных предприятий РФ).

ИАС ЛПР запроектирована так, чтобы иметь возможность получить, кроме имеющейся в своем хранилище данных информации, любые интересующие ЛПР сведения из других развитых систем огв, включить в себя при необходимости различные гИС, СППР, экспертные и интеллектуальные информационные системы.

Функциональная часть ИАС ЛПР по социально-экономическому развитию государства описана в табл. 1

Как видно из таблицы 1 подсистемы и программные модули ИАС ЛПР по социально-экономическим направлениям развития государства во многом отражают систему подготовки принятия решений по стратегическим направлениям государственного регулирования в современной России.

В результате использования данной системы ЛПР может получить эффективный инструмент проведения мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития регионов РФ, все данные по которым представляются в табличном и графическом виде, который призван обеспечить централизованный сбор, хранение, обновление, структуризацию, систематизацию, интеграцию, обработку и консолидированный анализ многообразных данных социально-экономических показателей любого региона России.

Результатом внедрения системы, в частности, будет централизованный информационный ресурс социально-экономических показателей по регионам РФ, дающий возможность выявления и анализа проблем региона, усиления контроля динамики социально-экономической обстановки в регионе, а также повышения эффективности процессов принятия решений за счет сокращения времени на получение необходимых и достоверных данных.

Целью ИАС является создание единой картины социально-экономической ситуации и тенденций развития регионов (субъектов РФ)

и улучшєниє инфopмaциoннoгo oбecпeчeния пpoцecca пpинятия peшeний ЛПP то тоциаль-нo-экoнoмичecкoмy paзвитию гocyдapcтвa.

Cиcтeмa peшaeт задачи:

1. Aнaлиз cлoжившиxcя инфopмaциoннo-aнaлитичecкиx шстем пoддepжки пpинятия уп-paвлeнчecкиx peшeний;

2. Paзpaбoткa пpoгpaммнoгo oбecпeчeния для peaлизaции aвтoмaтизиpoвaннoгo ввoдa, xpaнeния, oбpaбoтки, анализа, пpoгнoзa мак-poэкoнoмичecкиx cтaтиcтичecкиx пoкaзaтeлeй;

3. Coздaниe xpaнилищa данньк мaкpoэкo-нoмичecкиx пoкaзaтeлeй coциaльнo-экoнoми-чecкoгo paзвития peгиoнoв.

Для xpaнeния cтaтиcтичecкиx дaнныx дoл-жна быть выбpaнa база дaнныx c нaдeжнoй и выcoкoпpoизвoдитeльнoй CУБД, paбoтaющeй пo тexнoлoгии клиeнт-cepвep и пoддepживaю-щєй любым coвpeмeнныe тexнoлoгии xpaнeния, oбpaбoтки и дocтyпa к данным.

Пpoгpaммнoe oбecпeчeниe дoлжнo oбecпe-чивать:

- ввoд и peдaктиpoвaниe cтaтиcтичecкиx дaнныx в xpaнилищe дaнныx,

- зaкaчкy даннык из MS Excel (таблицы yc-тaнoвлeннoй фopмы), т.к. чacть инфopмaции Ужє ecть в видє таблиц MS Excel,

- пpeдocтaвлeниe выбopa cтaтиcтичecкиx пoкaзaтeлeй, пpocмoтp дaнныx то пoкaзaтeлям в paзличныx paзpeзax (то вpeмeни, пo тeppитo-pиям) и в paзличнoм видє (таблицы, кубы (кpocc-тaблицы, cвoдныe таблицы), гpaфики), пoзвoлять cвoдить на oднoм гpaфикe данные paзныx peгиoнoв для выбpaннoгo вpeмeннoгo интepвaлa, а также пpoгнoзиpoвaниe изменений (c выявлением тенденций) мaкpoэкoнoмичecкиx токазателей для выбpaнныx peгиoнoв c течением вpeмeни.

Для фyнкциoниpoвaния пpoгpaммнoгo oбecпeчeния нeoбxoдим вычиcлитeльный ^м-плете бoльшoй мoщнocти c нeoбxoдимым на-бopoм ycтpoйcтв и тexничecкиx cpeдcтв.

Имeннo пoэтoмy выбpaнo cлeдyющee пpo-гpaммнoe oбecпeчeниe: для MS SQL Server Desktop Edition oпepaциoннaя одетема MS Windows 98 или выше, для MS SQL Server 2000 oпepaциoннaя шстема MS Windows 2000 Server или MS Windows 2003 Server.

В качестве CУБД выдана MS SQL Server 2000. &py^ypa базы даннык дoлжнa oбecпe-

Таблица 1. Состав функциональной части ИАС ЛПР по социально-экономическому развитию государства

Наименование подсистем и программных модулей задач Основные функции

Подсистема государственной статистической информации статистический и трендовый анализ

Программный модуль поддержки принятия решений социально-экономического развития регионов на основе мониторинга, анализа и прогнозирования Состав основных макроэкономических показателей в разрезе федеральных округов и регионов (субъектов РФ): - население; - труд; - уровень жизни населения и социальная сфера; - валовый региональный продукт; - предприятия и организации; - промышленность; - сельское хозяйство; - строительство; - транспорт и связь; - торговля и услуги населению; - финансы; - инвестиции; - цены.

Программный модуль «Система национальные счетов» Представление взаимосвязанных макроэкономических показателей и стандартизированных классификаций по отраслям в соответствии с МСОК и типами экономического поведения институциональных единиц: - нефинансовые предприятия; - финансовые учреждения; - государственные учреждения; - некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; - домашние хозяйства; - остальной мир.

Подсистема «Комплексное -управление природныгми ресурсами»

Программный модуль «Экономическая оценка минерально-сы1рьевыгх ресурсов» Описание состава задач приведено в /2/

Программный модуль «Экономическая оценка земельныгх, водных, лесных и других видов ресурсов государства» Описание состава задач приведено в /2/

Подсистема «Управление государственныгм имуществом»

Программный модуль «Экономическая оценка государственного имущества» Зеркалирует соответствующую систему Правительства РФ

Подсистема альтернативныгх источников информации о ресурсах государства

Программный модуль «Аэрокосмические наблюдения и разведданные» Формирует информационные запросы на основе спецданные,

Программный модуль «Состояние и прогноза развития ВПК» Закрытая информация по запросам ЛПР

Программный модуль «Анализ информационные источников СМИ о социальноэкономическом состоянии государства и прогноза его развития» Тематическая выборка наименований опубликованных метериалов в СМИ Представление полных текстов (или фрагментов) необходимых источников

Программный модуль «Корпоративная статистика» Подготовка данных о любых корпорациях и крупнейших предприятиях, учреждениях, организациях

Подсистема «Данныге налоговой и финансово-кредитной систем России»

Программный модуль «ИПС налоговых органов РФ» Закрытая информация

Программный модуль «ИПС Центробанка РФ» Закрытая информация

Программный модуль «ИПС финансово-кредитных учреждений» Закрытая информация

Программный модуль «Внешне-финансовая деятельность государства» Закрытая информация

Подсистема законодательныгх и нормативно-правовыгх актов по социально-экономическому развитию государства»

Правовые системы «Консультант+», «Гарант» и другие общеизвестные системы. Организация доступа к любой системе из имеющихся в юридической и правовой практике

Программный модуль «Федеральные и региональные целевые программы» Представление полные текстов (или фрагментов) целевых программ

Подсистема «Мировая экономика»

Программный модуль «Сведения о социально-экономическом состоянии государств мира и их ранжирование по различным аспектам деятельности» Осуществляет функции ИПС о состоянии государств мира, а также осуществляет их ранжирование по любым признакам (факторам и показателям развития)

Программный модуль «Сведения о деятельности международных и транснациональных корпораций и их ранжирование по различным аспектам деятельности» Осуществляет функции ИПС о состоянии корпораций, а также осуществляет их ранжирование по любым признакам (параметрам и результатам деятельности)

Программный модуль «Сведения о внешнеторговой деятельности России и других мировые держав» Осуществляет функции ИПС о состоянии внешнеторговой деятельности и ранжирование государств мира по соответствующим показателям

Программный модуль «Сведения о ВПК мировые держав» Закрытая информация

Программный модуль «Подготовка принятия решений по основным направлениям развития государства» Включает элементы ИПС по вопросам разработанных стратегий социально-экономического развития России различными школами. Готовит экспертные оценки и интеллектуальную увязку альтернатив

Подсистема «Сведения о политических собыгтиях, процессах и тенденциях»

Программный модуль «Сведения о важнейших политических событиях в мире, их участниках и аналитических оценках» Осуществляет функции ИПС о происшедших политических событиях, их участниках и аналитических оценках в СМИ и

Программный модуль «Рейтинги политической элиты и расклад политических сил по вопросам развития государства» Осуществляет функции СППР (расчет рейтинговых оценок, формирование групп политических лидеров и т.п.

Программный модуль «Сведения о деятельности ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций» Осуществляет функции ИПС о международные организациях

Подсистема «Банк знаний о теоретических исследованиях и практических результатах в управлении государством»

Формирование банка знаний, содержащего разнообразную информацию Представление необходимых сведений из имеющихся в банке

чивать объединение данных любого качества и объема, минимизацию времени обработки информации, эффективный доступ к данным в различных режимах функционирования.

Создание такой ИАС - это не приложение новых технических средств и информационных технологий к разбухшей, бюрократизированной и, зачастую, коррумпированной государственной машине, а построение самостоятельной системы управления с использованием новейших технологий сбора и анали-

за информации и формирования эффективных управленческих решений на базе, разработанной авторами новой концепции ИАС ЛПР по социально-экономическому направлению развития государства. Подобная ИАС по своей сути являющаяся автономной и самодостаточной, может использоваться (особенно в начале эксплуатации) как параллельная функционирующим в ОГВ АИС Правительства РФ, ситуационному центру Президента России и др.

Список использованной литературы:

1. В.В. Елагин. Информационно-аналитическое обеспечение долгосрочного прогнозирования и социально-экономического планирования в государственном управлении./ Информатизация и управление социально-экономическим развитием России и ее субъектов: Научные труды. - Челябинск: Изд-во ЮурГУ, ЦНТИ, 2004. - с.267-271.

2. В.В. Елагин Природные ресурсы и управление ими в условиях рыночной реформы. ./ Информатизация и управление социально-экономическим развитием России и ее субъектов: Научные труды. - Челябинск: Изд-во ЮурГУ, ЦНТИ, 2004. - с. 213266.

3. Болодурина И.П. Основы государственного управления промышленностью в регионах России. Научное издание. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2003. - 343 с.

4. Логиновский О.В., Елагин В.В., Болодурина И.П. Развитие информационно-аналитического обеспечения государственного, регионального и корпоративного управления // Юбилейный сборник научных трудов ЮУрГУ. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.