Научная статья на тему 'Модель регионального управления и информационно-аналитическая система органов государственной власти'

Модель регионального управления и информационно-аналитическая система органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рязанов Н. М., Козлов А. С., Елагин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель регионального управления и информационно-аналитическая система органов государственной власти»

В уже работающей базе для добавления показателя нужно прибавить строку с описанием показателя в справочник показателей и создать новую таблицу для хранения значений показателя.

Этапы создания ИАС ЛПР в целом или отдельных подсистем в основном зависят от целей и задач, которые ставят перед работниками ЛПР. В любом случае состав баз данных является в целом достаточным для нормальной работы ЛПР по социально-экономическому развитию государства.

Функциональная часть системы для достижения провозглашенных в концепции подготовки

принятия решений по социально-экономическому развитию государства немыслима без создания подсистемы государственной статистической информации (этап 1) и подсистемы комплексного управления природными ресурсами (этап 2). Проектирование и внедрение остальных подсистем ИАС ЛПР может быть разбито на любое число этапов в произвольном порядке, что не сможет препятствовать решению основной ее задачи -осуществлению мониторинга, анализа и прогнозирования основных направлений социально-экономического развития государства.

МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Н.М. Рязанов, A.C. Козлов, В.В. Елагин

Сегодня многие субъекты РФ в управлении социально-экономическим развитием региона используют различные управленческие подходы и системы подготовки принятия решений. Часть этих подходов (концепций, региональных программ, информационных систем и т.п.) базируются на известных моделях регионального управления, сформированных крупнейшими научными школами экономики и менеджмента. В то же время в региональных администрациях вызревают собственные, вызванные практической необходимостью подходы к решению многих управленческих задач социально-экономического развития регионов. Например, в последние годы создан целый ряд региональных концепций управления развитием промышленных предприятий, малого бизнеса, социальной сферы и др.

Так, в Челябинской области разработана собственная концепция регионального управления развитием сфер жизнедеятельности субъекта РФ, базирующаяся на следующих принципах:

• управление субъектом РФ должно основываться на глубоко продуманной региональной экономической политике, основные цели которой должны, с одной стороны, быть нацелены на повышение уровня жизни населения, с другой - соответствовать заданным векторам развития РФ;

• для достижения целей регионального управления необходимо осуществлять взаимодействие органов государственной власти субъекта РФ с региональными экономическими субъектами (РЭС), к которым относятся муниципальные образования, естественные монополии, крупные предприятия различных типов собственности и видов экономической деятельности;

• используемые методы регионального управления должны полностью соответствовать законодательству РФ;

• современное управление немыслимо без использования автоматизированных информационно-компьютерных систем.

С учетом этого создана комплексная автоматизированная информационная система (АИС) регионального управления, базирующаяся на актуальной модели интегрированной системы регионального управления и на программных комплексах, разработанных комитетом информационного и программного обеспечения правительства Челябинской области.

Создание подобной АИС - большая научно-техническая работа, выполняемая в рамках развития существующей автоматизированной информационно-компьютерной системы субъекта РФ, реализуемой в соответствии с разработанной авторами моделью формирования интегрированной структуры регионального управления.

Основой интегрированной системы управления региональными структурами является интегрированный банк данных, который логически может быть представлен как матрица баз данных (БД), при этом столбцы матрицы ассоциированы с РЭС, а строки - с источником данных о РЭС. Отметим, что первая строка матрицы (с индексом 0) заполняется данными, поступающими непосредственно от РЭС, информация в остальных строках также характеризует РЭС, но информация в них проходит предварительную обработку в информационно-аналитических модулях (ИАМ) специализированных организаций или органов управления, например, в региональном отделении Федеральной службы государственной статистики, Министерстве управления промышленностью субъекта РФ, Министерстве экономического развития и торговли и т.д. Совокупность ИАМ, действующих на территории региона, можно рассматривать как информационно-аналитический блок (ИАБ) регионального управления.

Интегрированный банк данных организован по принципам хранилища данных, то есть это - предметно-ориентированное, привязанное ко времени и неизменяемое собрание данных для поддержки процесса принятия управляющих решений. В соответствии с концепцией хранилищ данных в структуре интегрированного банка данных выделены банк метаданных и банк данных. Метаданными называется информация о структуре, размещении и трансформации данных. Благодаря им обеспечивается эффективное взаимодействие различных компонентов хранилища. Для выборки метаданных используется устройство выборки метаданных, для выбора данных соответственно устройство выборки данных.

Работа системы заключается в процессах мониторинга, анализа и оптимизации значений показателей хозяйственной деятельности РЭС и формирования управленческих решений с использованием модели ситуативного управления. Для этого в системе предусмотрены блоки:

• формирования системных показателей мониторинга;

• формирования системных показателей оптимизации;

• формирования критериев оптимизации;

• формирования критериев оценки;

• задания управляющего воздействия;

• принятия решений.

Интегрированная система управления региональной структурой функционирует следующим образом.

Блоки формирования системных показателей мониторинга и оптимизации получают метаданные о структуре показателей РЭС, а также по каждому показателю: наименование, единица измерения, график обновления, характеризуемый период, перечень измерений для многомерных показателей; функции агрегации по времени и другим измерениям и пр.

Для проведения мониторинга происходит ранжирование показателей по метаданным. Блок формирования критериев оценки получает эти критерии с устройства задания и хранения критериев оценки. После этого ранжированный список показателей мониторинга с их описанием, критерии оценки и сами значения показателей с устройства выборки данных поступают на устройство оценки состояния РЭС, которое вычисляет интегральный показатель состояния социально-экономического положения РЭС в заданном промежутке времени.

Для решения оптимизационных задач блок формирования критериев оптимизации получает эти критерии с устройства задания и хранения критериев оптимизации. Затем список показателей мониторинга с их описанием, критерии оценки и значения показателей с устройства выборки данных поступают на устройство решения оптимизационных задач, которое по результатам вычислений выдает оптимальные значения показателей.

Несмотря на некоторую схожесть работы вышеописанных блоков мониторинга и оптимизации результаты их работы принципиально различны: в случае мониторинга - это интегральная оценка состоя-

ния РЭС по выбранному направлению анализа, которая имеет ограниченное количество градаций, например, плохо, удовлетворительно, хорошо. Блок оптимизации не оценивает текущее состояние, а предлагает оптимальный набор значений показателей для РЭС при заданных ограничениях и критериях.

Текущие значения показателей с устройства выборки данных, оценка деятельности РЭС по результатам мониторинга, вычисленные оптимальные значения показателей РЭС поступают на устройство подготовки решений. Работа этого устройства основана на ситуативной модели управления. В зависимости от поступивших данных о состоянии РЭС, а также режима работы интегрированной системы, определенного устройством задания режимов, устройство подготовки решений выдает задание в блок поиска и добавления эталонной ситуации на поиск уже решенной ранее аналогичной ситуации. Если подобная ситуация уже встречалась, возможное решение передается на блок принятия решения. Если ситуация уникальна, тогда запускается алгоритм добавления эталонной ситуации. Устройство хранения эталонных ситуаций реализовано с использованием интеллектуальной технологии нейронных сетей, что дает возможность системе обучаться.

Блок принятия решений представляет собой АРМ руководителя региона, куда поступает информация о возможных вариантах решений по реализации функций управления РЭС. С использованием блока управляющих воздействий руководитель может выбирать конкретные решения в пределах своих полномочий. Важно отметить, что результаты, полученные в ходе реализации принятого решения, учитываются в системе по цепи обратной связи с РЭС. Это позволяет системе качественно и количественное оценить принятое решение, для того чтобы записать его параметры в устройстве хранения эталона ситуации.

Описанная модель нашла свою практическую реализацию на базе АИС управления субъектом РФ, разработанной комитетом информационного и программного обеспечения правительства Челябинской области. В информационно-технологическом аспекте АИС состоит из компонентов, обеспечивающих следующие процедуры: сбор, входной контроль (верификация) и ввод информации; накопление, обработка и хранение информации в упорядоченном виде; выдача информации в объеме и виде, соответствующих требованиям запросов пользователей; формирование прогнозных показателей на основе накопленной информации, действующих методик, математических моделей задач управления и выбранных сценарных условий.

Приведем краткое описание наиболее важных разработанных и введенных в эксплуатацию программных комплексов, функционирующих в рамках описанной АИС (на все основные программы получены свидетельства государственной регистрации).

Анализ хозяйственно-экономической деятельности наиболее значимых промышленных предприятий субъекта РФ.

Программа предназначена для мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности промышленных предприятий и комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъектов.

Анализ макроэкономических показателей развития субъекта РФ.

Позволяет осуществить анализ макроэкономических показателей социально-экономического развития субъекта РФ.

Анализ, категоризация и сравнение многомерных данных (ОЬЛР-технология) в контексте региональной экономики позволяет выявить тенденции и ключевые показатели социально-экономического состояния области и эффективно управлять развитием региона. При этом анализ можно осуществлять последовательно, вначале выделяя и идентифицируя ключевые факторы, затем зондируя детали. Значительным преимуществом ОЬЛР-технологии является возможность оперативно формировать отчеты необходимой структуры без привлечения программиста.

Система поддержки принятия решений на основе мониторинга, анализа и прогноза показателей социально-экономического развития регионов.

Предназначена для обеспечения органов государственной власти региона (субъекта) РФ оперативной, актуальной аналитической и прогнозной информацией о состоянии экономики субъектов РФ по данным службы статистики. Дает возможность выявлять и анализировать проблемы региона, усиливать контроль изменений социально-экономической

обстановки в регионе, а также повышать эффективность процесса принятия решений за счет сокращения времени на получение необходимых и достоверных данных, которые представляются в удобном для пользователя виде (табличном и/или графическом). Система обеспечивает централизованный сбор, хранение, обновление, структуризацию, систематизацию, интеграцию, обработку и консолидированный анализ многообразных данных социально-экономических показателей региона.

Мониторинг социально-экономического положения муниципальных образований субъекта РФ. Оценка деятельности муниципальных образований субъекта РФ, выполненная на основе анализа сотен показателей, что позволяет формировать обоснованные управленческие решения по координации деятельности муниципальных образований со стороны государственных органов субъекта РФ. Предусмотрен сбор данных от подразделений в установленном формате по электронной почте и автоматическая верификация и загрузка их в хранилище данных мониторинга. Рабочее место аналитика имеет как программу получения и вывода на печать стандартных отчетов, так и средство построения нерегламентиро-ванных запросов и выгрузки полученных данных в Excel.

При создании АИС разработан ряд других важных программных комплексов, таких как: учет нормативных документов, обращений граждан, мобилизационных работ, анализ структуры затрат на услуги связи (телефонные счета) и прочее.

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТА РФ

Н.М. Рязанов, О.В. Логиновский, A.C. Козлов

Программный комплекс мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований субъекта РФ (далее - мониторинг) ставит своей целью оценку деятельности глав муниципальных образований субъекта РФ и формирование наборов данных для принятия органами государственной власти (ОГВ) субъекта РФ обоснованных управленческих решений.

Созданию программного комплекса предшествовало изучение сложившихся процессов мониторинга и анализа макроэкономических показателей социально-экономического развития Челябинской области и ее территорий. Итоги проведенного анализа свелись к следующим основным положениям.

Ведение указанного мониторинга и анализа осуществляется большим количеством структурных подразделений ОГВ Челябинской области. Несмотря на предоставляемые сведения руководство области испытывает недостаток информации при принятии решений, связанных с анализом

дел и оценкой деятельности территориальных образований Челябинской области. Этот дефицит во многом обусловлен тем, что сведения, поступающие от структурных подразделений, с одной стороны, не всегда достоверны и часто даже противоречивы, с другой стороны, зачастую поступают несвоевременно и не имеют соответствующих технологий для того, чтобы получать интересующий срез информации на момент принятия решения (в режиме реального времени). Причины состоят в следующем.

Понимание перечисленных проблем позволило обозначить функции, которые должен включать в себя проектируемый программный комплекс для удовлетворения потребностей руководителей региона в информации.

Рассматривая работу подразделений, в которых происходит анализ макроэкономических показателей, отметим, что во многих случаях аналитик вынужден работать с исходными данными, представленными на разных, в основном бумаж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.