Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая система как ключевой элемент в управлении организации для отбора, формирования, реализации и мониторинга научно-технических проектов'

Информационно-аналитическая система как ключевой элемент в управлении организации для отбора, формирования, реализации и мониторинга научно-технических проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косякова И. В., Ларионов И. В.

В статье отражены основные направления деятельности Правительства Самарской области по развитию инновационной экономики региона. Подробно описывается деятельность элементов инновационной инфраструктуры Самарской области. Обозначена необходимость создания информационно-аналитической системы для отбора, формирования, реализации и мониторинга инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косякова И. В., Ларионов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL SYSTEM AS A KEY ELEMENT IN MANAGING THE ORGANIZATION FOR SELECTION, FORMATION, IMPLEMENTATION AND MONITORING OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROJECTS

The paper describes the basic directions of activity of the Government of the Samara region on the development of innovative economy in the region. The activity of elements of innovative infrastructure of the Samara region is described in detail. The need to create a data-processing system for the selection, formation, implementation and monitoring of innovative projects is stated.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система как ключевой элемент в управлении организации для отбора, формирования, реализации и мониторинга научно-технических проектов»

И.В. Косякова, И.В. Ларионов*

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОТБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

В статье отражены основные направления деятельности Правительства Самарской области по развитию инновационной экономики региона. Подробно описывается деятельность элементов инновационной инфраструктуры Самарской области. Обозначена необходимость создания информационно-аналитической системы для отбора, формирования, реализации и мониторинга инновационных проектов.

Ключевые слова: инновации, научно-техническая деятельность, инновационная инфраструктура, информационно-аналитическая система, Самарская область.

В целях инициации, формирования, реализации научно-технических проектов Самарской области в регионе создан «инновационный лифт» — система последовательной поддержки инновационных проектов со стадии «идея» до стадии организации производства высокотехнологической продукции.

Ключевая роль в обеспечении жизнедеятельности «инновационного лифта» принадлежит элементам инновационной инфраструктуры Самарской области, их скоординированной деятельности, эффективности работы каждой организации.

Анализ деятельности организаций инновационной инфраструктуры Самарской области выявил ряд проблем, решение которых чрезвычайно затруднено без создания специальной системы отбора, анализа, обработки и хранения данных по научно-техническим (инновационным) проектам Самарской области.

Среди указанных проблем можно выделить:

участие однотипных, а иногда одних и тех же проектов в конкурсах различных организаций инновационной инфраструктуры Самарской области, а также различных конкурсах федеральных органов власти и федеральных институтов развития. В связи с этим возникают высокие риски повторного финансирования из бюджета одних и тех же работ.

отсутствие у инноваторов, в основном ученых или начинающих предпринимателей, необходимого опыта и навыка грамотного экономического описания проектов, подаваемых на региональные и федеральные конкурсы, что приводит к многочисленным ошибкам в расчетах, нестыковке основных показателей или вообще

* © Косякова И.В., Ларионов И.В., 2013

Косякова Инесса Вячеславовна (iv-kos@mail.ru), Ларионов Иван Валериевич (larionov@samarafond.ru), кафедра национальной и мировой экономики Самарского государственного технического университета, 443100, Российская Федерация, ул. Молодогвардейская, 244.

к их отсутствию. Изложение экономической части, как правило, страдает недостаточной системностью. Как результат — сложность оценки проектов экспертами и часто проигрыш в конкурсах. Особенно федеральных, так как на региональном уровне больше возможности разобраться в сущности и показателях проекта;

— подготовка и реализация инновационных проектов длительна по времени и проходит много этапов, как получения промежуточных результатов, так и финансирования, часто из различных источников. Мониторинг хода подготовки и реализации таких проектов (сроков, результатов, в том числе различных бюджетных и социальных индикаторов и т. д.), эффективная оценка реализуемости конкретного проекта при существующей динамике работ и внешних условий чрезвычайно затруднено;

— оценка проектов ведущими федеральными экспертными организациями и центрами компетенций осуществляется, как правило, исключительно в электронном виде. Передача материалов проектов, поступивших на конкурсы ИИФ, в специализированные экспертные системы указанных выше организаций без использования специальных электронных систем обработки и передачи данных, периодически вызывает ошибки, связанные с человеческим фактором, существенно увеличивает нагрузку на сотрудников ИИФ, удлиняя и усложняя конкурсные процедуры.

Для решения указанных проблем с целью унификации научно-методических подходов в сфере экспертизы инновационных проектов на региональном и федеральном уровнях существующей методики оценки инновационных проектов Минобрнауки России под специфику конкурсов, проводимых в Самарской области, разработки требований и стандартов представления информации об инновационных проектах Самарской области для: осуществления мониторинга хода подготовки и реализации инновационных проектов (сроков, результатов, в том числе различных бюджетных и социальных индикаторов и т. д.); осуществления первичной оценки реализуемости конкретного проекта; проведения анализа содержания работ по проектам с целью недопущения повторного финансирования одних и тех же работ; обеспечения обмена данными с внешними основными экспертными системами Минобрнауки России; подготовка технического задания на разработку программной среды аналитической системы, — необходимо создание и использование информационно-аналитической системы (далее — ИАС).

Разработка такой уникальной ИАС может стать основой для создания общеобластного ресурса, направленного на решение вышеуказанных и других проблем, ориентированного на потребности организаций инновационной инфраструктуры Самарской области, органов государственной власти региона.

Ключевым условием работоспособности, эффективности и актуальности ИАС является обработка информация об научно-технических проектах, которая загружается в аналитическую систему.

Ключевой организацией инновационной инфраструктуры Самарской области в части инициации, формирования и реализации научно-технических проектов Самарской области является Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области (далее — Фонд, ИИФ). В период с 2007 по 2012 гг. организацией проанализировано более 1000 проектов, более 170 проектов получило финансовую поддержку на сумму 255 млн рублей.

Поддержка инновационных проектов Фондом осуществляется в форме грантов и займов, предоставляемых победителям следующих конкурсных отборов инновационных проектов: «Идея», «Идея-М», «Опытный образец», «СОНАР», областной конкурс по предоставлению займов для реализации инновационных проектов.

Результаты, полученные по итогам указанных конкурсов, являются ключевыми для осуществления деятельности других элементов инновационной инфраструктуры региона — более 70% проектов, «выращенных» ИИФ, реализуются этими организациями.

В связи с этим использование ИАС именно в Фонде является ключевым условием эффективной деятельности других организаций инновационной инфраструктуры.

Авторы считают целесообразным рассмотреть два подхода к формированию принципов реализации и конструкции ИАС: в первом подходе основной единицей учета является конкурс, во втором подходе — проект. Оба подхода были промоделированы на основе изучения группы реализуемых (или реализованных) при поддержке ИИФ инновационных проектов.

Первый подход предполагает большую простоту в реализации и позволяет учитывать экономические параметры всех поданных на конкурсы проектов. На основе собранных данных представляется возможным создавать обобщенные отчеты в рамках любого проводимого конкурса. Но этот подход не позволяет учесть ключевые особенности жизненного цикла инновационных проектов — много -этапность подготовки и реализации, а также множественность источников финансирования, которая подразумевает возможность продолжения участия проекта в другом конкурсе. Соответственно, это не позволит на следующих этапах разработки без значительного усложнения структуры взаимосвязей внутри системы организовать процесс учета многоэтапных проектов с разными типами источников финансирования.

Второй подход более сложен на начальном этапе реализации, на стадии планирования, но лишен основного недостатка первого подхода. При применении этого подхода возможно вести учет экономических параметров сколь угодно сложных в плане типов финансирования и этапности проектов.

Для обеспечения принципа универсализации аналитической системы предпочтительным является второй подход, который при реализации потребует больших ресурсов на начальном этапе, но в дальнейшем обеспечит максимальную гибкость в вопросах формирования экономических отчетов.

С целью учета многоэтапности подготовки и реализации инновационных проектов, а также множественности источников их финансирования предлагается создание аналитической системы двух типов проектов: базового инновационного проекта и простого инновационного проекта.

Простой проект — проект, принявший участие и победивший на конкретном региональном или федеральном конкурсе по инновационной тематике, или профинансированный из внебюджетных средств в рамках конкретного хозяйственного договора с промышленным предприятием. Проекты, победившие на федеральном конкурсе, или профинансированные из внебюджетных средств в рамках конкретного хозяйственного договора с промышленным предприятием, учитываются в том случае, если до этого, на предыдущих стадиях своей подготовки, они были профинансированы из средств бюджета Самарской области. Для работы с простым проектом в аналитической системе должно храниться его описание, содержащее индикаторы, позволяющие учитывать эффективность проекта, а также по возможности полные тексты заявочных и отчетных материалы по проекту, позволяющие проводить оценку по существу во избежание повторного финансирования одних и тех же работ.

Каждый из простых проектов рассматривается как один из этапов подготовки и реализации базового (корневого) инновационного проекта. В системе информация о базовом инновационном проекте должна представлять собой агрегированную информацию о показателях простых инновационных проектов, являющихся

его частью, при необходимости пересчитанных с учетом этапности и множественности финансирования. В системе также должно храниться описание каждого базового проекта, позволяющее оценить его актуальность, состояние подготовки или реализации.

Для разработки корректировки требований и стандартов представления информации об инновационных проектах Самарской области, а также оптимизации процессов обработки данных о проектах необходимо реализовать компьютерную модель.

В качестве основных требований к разрабатываемому модулю выделяются:

— универсальность и простота использования платформы, на которой будет реализован модуль;

— доступность применяемых технологий широкому кругу пользователей;

— возможность дальнейшей модификации и расширения модуля;

— минимизация расходов на дальнейшую разработку и поддержку аналитической системы.

Для реализации модели предполагается исследовать три подхода:

Разработка и программирование собственной математической модели для просчета экономических параметров;

Использование сторонней разработки и ее адаптация под требования заказчика;

Совмещение первых двух подходов.

Анализ и отбор наиболее эффективного подхода к формированию принципов реализации и конструкции ИАС будет подробно изложен авторами позже.

Библиографический список

1. Данные некоммерческой организации «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области». ИЯЬ: www.samarafond.ru.

2. Осипов А.Н., Колотилин Б.А., Ларионов И.В. Организационно-экономические основы интегрированного управления инновациями // Инновации. 2010. № 2 (136). С. 87-90.

3. Белоусов В.Л. Формирование набора типовых элементов управления инновационных инфраструктур // Инноватика и экспертиза: научн. тр. ФГУ «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГУ НИИ РИНКЦЭ). М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009. Вып. 1(3). С. 25—38.

4. Косякова И.В., Ларионов И.В. Формирование и реализация научно-технических проектов. // Вклад молодой науки в национальную экономику России: материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых / отв. ред. И.В. Косякова. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2011. Ч. 3. 249 с.

5. Ларионов И.В., Колотилин Б.А. Интегрированное управление инновационными проектами как основа модернизации экономики страны // ШЕМ-2011: тр. I Всероссийской научно-практической конференции в сфере инноваций, экономики и менеджмента с международным участием / под ред. А. А. Дульзона; Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 302 с.

I.V. Kosyakova, I.V. Larionov*

INFORMATION AND ANALYTICAL SYSTEM AS A KEY ELEMENT IN MANAGING THE ORGANIZATION FOR SELECTION, FORMATION, IMPLEMENTATION AND MONITORING OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROJECTS

The paper describes the basic directions of activity of the Government of the Samara region on the development of innovative economy in the region. The activity of elements of innovative infrastructure of the Samara region is described in detail. The need to create a data-processing system for the selection, formation, implementation and monitoring of innovative projects is stated.

Key words: innovation, scientific and technical activities, innovation infrastructure, information and analysis system, Samara Region.

* Kosyakova Inessa Vyacheslavona (iv-kos@mail.ru), Larionov Ivan Valerievich (larionov@samarafond.ru), the Dept. of National and World Economy, Samara State Technical University, Samara, 443100, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.