Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая поддержка медико-социального обеспечения Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Ведение мониторинга состояния здоровья лиц, занятых на работах с химическим оружием'

Информационно-аналитическая поддержка медико-социального обеспечения Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Ведение мониторинга состояния здоровья лиц, занятых на работах с химическим оружием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рогожников В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая поддержка медико-социального обеспечения Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Ведение мониторинга состояния здоровья лиц, занятых на работах с химическим оружием»

Информация Информация Информация

Информационно-аналитическая поддержка медико-социального обеспечения федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»

Ведение мониторинга состояния здоровья лиц, занятых на работах

с химическим оружием

В 1993 г. Россия подписала, а в 1997 г. ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия. В связи с этим была принята федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

В создании данной программы активное участие приняло и Федеральное медико-биологическое агентство. Были подготовлены нормативные документы, являющиеся основанием для проведения работ по медико-санитарному обеспечению процесса уничтожения химического оружия (УХО). Разработана система мероприятий по охране здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий (ЗЗМ), и членов международных инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия.

Научно-исследовательским институтом гигиены, профпатологии и экологии человека (НИИ ГПЭЧ) ФМБА России и Научно-исследовательским институтом гигиены, токсикологии и профпатологиии (НИИ ГТП) ФМБА России были разработаны предельно допустимые концентрации и предельно допустимые уровни отравляющих веществ в воздухе рабочей зоны. На основании этого проектировщики и технологи делали проекты заводов по УХО. Грамотно спланированный безопасный технологический процесс и двойной контроль (в том числе промышленно-санитарными лабораториями центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России) позволили избежать чрезвычайных ситуаций и смертельных случаев от отравлений.

В настоящий момент федеральная целевая программа «Уничтожения химического оружия в Российской Федерации» является одной из самых эффективных и успешно реализованных, имеет конкретные результаты, в том числе в области медико-санитарного обеспечения. Слаженная работа военных, медиков, санитарно-гигиенической службы позволила в течение многих лет в соответствии с Конвенцией уничтожать химическое оружие без причинения вреда здоровью граждан России и международных наблюдателей, а также без нарушения экологической обстановки в регионах, где расположены объекты по хранению химического оружия (ХХО) и УХО.

Проблема уничтожения химического оружия в Российской Федерации определялась в первую очередь наличием его больших запасов, хранящихся в 7 специализированных арсеналах Министерства обороны РФ.

Для реализации программы было построено 7 объектов по уничтожению или утилизации продуктов детоксикации отравляющих веществ в городах Камбарка, Кизнер, Щучье, Почеп, поселках Горный, Марадыковский, Леонидовка.

Необходимо было решить ряд задач, в том числе по обеспечению безопасности на всех этапах процесса и созданию системы мониторинга окружающей среды и состояния здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. Важным аспектом также было развитие социальной инфраструктуры в районах расположения и уничтожения химического оружия.

Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 1627-р обеспечение ме-

роприятий по охране здоровья персонала объектов по УХО, а также граждан, проживающих и работающих в ЗЗМ, было возложено на ФМБА России (Федеральное управление «Медбиоэкстрем»).

Решение медико-биологических проблем и формирование системы государственного контроля быши невозможны без информационной поддержки, что требовало создания соответствующих информационно-аналитических систем.

В связи с этим Поручением Правительства РФ от 20 октября 2003 г. № П43-12003 перед Минздравом России (Федеральным управлением «Медбиоэкстрем») и Российским агентством по боеприпасам была поставлена задача создания единой системы медицинского мониторинга (ЕСММ) при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия.

Единая система медицинского мониторинга — это система анализа, оценки, динамического наблюдения за состоянием здоровья как отдельный групп населения, так и индивидуально каждого человека и среды обитания в целях выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания, в том числе химического фактора. Система позволяет принимать эффективные управленческие решения по предотвращению и ликвидации последствий вредных техногенных воздействий.

Работы по созданию и внедрению ЕСММ ведутся с 2005 г. головным исполнителем — ФГУП «Научно-исследовательский центр информационных технологий экстремальные проблем» ФМБА России (ФГУП «НИЦ ИТЭП»).

ЕСММ разрабатывалась как единая информационная аналитическая технология и единый программно-аппаратный комплекс, функционирующий на трех уровнях.

Информационные технологии быши реализованы через комплексы средств автоматизации (КСА) ЕСММ, типовые для всех объектов по УХО, с возможностями настройки на определенный объект. Типовой КСА ЕСММ представляет собой совокупность технических средств, программного и информационного обеспечения.

Типовыми КСА оснащены:

• врачебные здравпункты объектов по УХО;

• промышленно-санитарные лаборатории;

• медико-санитарные части и центры гигиены и эпидемиологии;

• обслуживающие объекты;

• поликлинические консультативно-диагностические центры, создаваемые в районах расположения объектов по УХО на базе центральных районных больниц;

• медицинские подразделения объектов по УХО и ХХО;

• Федеральное медико-биологического агентство;

• Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия;

• НИИ ФМБА России (НИИ ГПЭЧ и НИИ ГТП);

• ЦДКБ ФМБА России (ранее ДКБ № 38 ФМБА России).

С помощью этой системы быша достигнута очень важная и практически недостижимая цель — информационная координация между всеми объектами и заинтересованными службами. Информация собирается со всех объектов по УХО в сводную базу данных, систематизируется, приводится к единому формату и функционирует с использованием сводной базы данныгх верхнего уровня, базы данныгх среднего уровня и распределенной базы данных нижнего (территориального) уровня.

КСА, установленные на объектах санитарно-гигиенического и медицинского назначения, объединяются в иерархическую территориально-распределенную структуру, охватывающую регионы Российской Федерации, в которыгх находятся предприятия и обслуживаемые химически опасные объекты.

На рисунке представлены все участники, осуществляющие медико-санитарное обеспечение работ по УХО и включенныге в ЕСММ.

Информационной основой ЕСММ является автоматизированный справочно-инфор-мационный фонд (АСИФ) — сводный банк данных, который представляет собой совокупность проблемно-ориентированныгх баз данных и содержит:

• систематизированные многолетние данные наблюдения за состоянием здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала объектов по ХХО и УХО, граждан, проживающих в ЗЗМ;

• сведения о профмаршруте работников объектов;

Структурная схема единой системы медицинского мониторинга

• данные о производственной структуре объектов;

• информацию о неприкосновенном запасе медикаментов, перевязочного материала и оборудования;

• данные о медицинских кадрах лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих объекты;

• данные мониторинга санитарно-гигиенического состояния условий труда;

• нормативные методические и справочные материалы, необходимые для анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья наблюдаемого контингента объектов и ЗЗМ и воздействием факторов среды обитания человека.

Данные АСИФ отражают динамику состояния здоровья лиц, принимающих участие в работе по ХХО или УХО и проживающих в ЗЗМ, а также динамику заболеваемости наблюдаемые контингентов.

На основе этих данных быш создан единый регистр граждан, занятых на работах, связанные с УХО. Регистр создан для персонифицированного учета граждан, социальный статус которых подпадает под действие законодательных актов и разработанных Правительством РФ программ по УХО, а также для анализа заболеваемости и проведения эпидемиологических исследований, ориенти-

рованных на определение фактических токсикологических рисков.

Ключевым моментом эффективности комплексной системы мониторинга являет -ся то, что он включает два взаимосвязанных блока: медицинский и гигиенический. Именно это дает возможность получать наиболее полную информацию и прослеживать причинно-следственные факторы.

I. Подсистема «Мониторинг здоровья» имеет целью сбор и анализ данные о состоянии здоровья контингента работников объектов по ХХО и УХО, населения, проживающего в ЗЗМ, а также бывших сотрудников предприятий разработки и производства химического оружия.

Все лица, занятые на работах, связанные с хранением, уничтожением и перевоз -кой химического оружия, а также жители ЗЗМ регистрируются и проходят медицинское обследование в лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих объекты.

Подсистема работает в учреждениях различные типов. Лечебно-профилактические учреждения нижнего уровня обеспечивают ввод персональных медицинских данных и их анализ на своем уровне. Это:

• заводские поликлиники и поликлиники медико-санитарных частей ФМБА России;

• поликлинические консультативно-диагностические центры при центральных район-

ных больницах;

• поликлиники и медпункты войсковых частей.

Учреждения верхнего уровня выполняют формирование сводной базы данных по всем объектам и ее анализ. Это:

• Федеральное медико-биологическое агентство;

• Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

Медицинский мониторинг за состоянием здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала, привлекаемых работников, населения ЗЗМ складывается из следующих мероприятий:

• предварительных медицинских освидетельствований при приеме на работу;

• медицинских осмотров до и после смены;

• периодических медицинских осмотров;

• амбулаторно-поликлинических обследований;

• лабораторно-инструментальных исследований;

• периодических медицинских освидетельствований в ВМедА, НИИ ФМБА России и центрах профпатологии;

• динамического наблюдения за лицами, перенесшими острые и хронические отравления, а также наблюдения за лицами, прекратившими трудовую деятельность.

Объем первичной информации и информации диспансерного наблюдения определяется следующими документами работника объекта и/или жителя ЗЗМ, утвержденными приказом руководителя ФМБА России:

• картой регистрации с вкладышами осмотров врачей-специалистов;

• дневником до и после сменных осмотров работника объекта по УХО;

• картой регистрации отравлений (подозрения на отравление).

В подсистеме используются 26 формализованных бланков на прием к врачам различных специальностей, разработанных и утвержденных ФМБА России.

Для обеспечения информационной совместимости всех включенных в подсистему автоматизированных рабочих мест используется нормативно-справочная информация — единая база медицинских знаний, включающая более 6 тыс. элементов и официальные справочники:

• Российский справочник административно-территориальных единиц;

• Международную классификацию болезней и причин смерти Х пересмотра;

• справочник процедур и исследований (справочник медицинских услуг);

• справочник нормативных значений результатов лабораторных исследований, разработанный с привлечением специалистов НИИ и КБ.

Каждому физическому лицу присваивается идентификационный номер, который является единым, основным и неизменным идентифицирующим признаком физического лица в системе. Это позволяет не упускать из виду ни одного человека, включенного в регистр граждан, занятых на работах с химическим оружием, при миграции с объекта на объект или изменении статуса лица.

II. Подсистема «Мониторинг санитарно-гигиенического состояния объектов по уничтожению и хранению химического оружия» («СанГиМо») — это комплекс средств автоматизации, созданный в целях оптимизации системы санитарно-гигиенического сопровождения процессов хранения и уничтожения химического оружия.

«СанГиМо» является инструментом обеспечения санитарно-эпидемиологических исследований в отношении безопасности условий труда на объектах по УХО и мест проживания населения ЗЗМ и выполняет следующие задачи:

• оздоровление условий труда;

• предупреждение профзаболеваний;

• предупреждение возможного вредного воздействия производственных условий и промышленных сбросов и выбросов на здоровье персонала и населения;

• предупреждение и ликвидация загрязнения окружающей среды: водоемов, атмосферного воздуха, почвы.

Основой обеспечения безопасности человека и окружающей среды служит система производственного контроля безопасности (ПКБ), мониторинга окружающей среды (МОС) и государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Производственный контроль безопасности — это контроль уровня содержания отрав-

ляющих веществ, продуктов их разложения и общепромышленных загрязнителей в объектах окружающей среды: воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, воде, почве, на поверхности технологического оборудования и в производственных помещениях.

Производственный мониторинг окружающей среды — система слежения, оценки, прогноза изменений состояния окружающей среды и оповещения о создании критической ситуации, опасной для здоровья людей и среды. Объектами контроля являются:

• атмосферный воздух ЗЗМ и на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и жилой зоны;

• атмосферный воздух промышленной площадки;

• вода открытых водоемов в ЗЗМ и вода ливневой канализации;

• почва в ЗЗМ;

• снег.

Госсанэпиднадзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил осуществляется:

1) на объектах по УХО территориальными органами управления ФМБА России; эта деятельность обеспечивается промышленно-санитарными лабораториями центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России в соответствии с плановыми мероприятиями контроля за состоянием:

• воздуха рабочей зоны;

• атмосферного воздуха в СЗЗ;

• поверхности оборудования и производственных помещений, СИЗ, почвы;

• источников организованных выбросов в атмосферу;

2) в ЗЗМ учреждениями Роспотребнад-

зора.

«СанГиМо» объединяет информацию, получаемую промышленно-санитарными лабораториями центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России и лабораториями производственного контроля (ПКБ и МОС). Результаты передаются в учреждения федерального уровня (ФМБА России, Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия) в виде еженедельных донесений, что оптимизирует осуществление надзорной деятельности территориальных органов ФМБА России. В ежегодных отчетах содер-

жится полный перечень результатов исследований по приоритетным загрязнителям.

«СанГиМо» поддерживает решение следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование донесений о санитарно-гигиенической характеристике условий труда персонала на объекте по УХО и мест проживания населения в ЗЗМ, о ходе процесса УХО и образования реакционных масс, о ходе процесса утилизации реакционных масс на объекте по ХХО и УХО;

• регистрация случаев профзаболеваний на объектах по УХО;

• ведение справочной информации по приоритетным загрязнителям объектов по УХО ( имеющаяся информация более чем на 300 веществ выверена и дополнена ФГУП «НИИ ГТП» ФМБА России);

• прием/передача донесений и отчетов, НСИ, зон наблюдения;

• регистрация структуры объектов по УХО и объектов контроля и надзора;

• формирование резервных копий сводной базы данных;

• формирование базового набора аналитических документов.

В целях повышения эффективности использования государственных информационных ресурсов между ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора и ФГУП «НИЦ ИТЭП» ФМБА России существует система взаимодействия и информационного обмена данными «СанГиМо».

Основные результаты выполненных работ по созданию и внедрению ЕСММ за период с 2005 по 2014 г.:

• разработано информационное и программное обеспечение функциональных подсистем ЕСММ — «Мониторинг здоровья», «СанГиМо», ведение АСИФ, подсистемы управления и информационного взаимодействия;

• для ведения базы данных медицинского мониторинга здоровья прикрепленного контингента внедрено информационное и программное обеспечение подсистемы «Мониторинг здоровья» в деятельность НИИ ФМБА России (НИИ ГПЭЧ и НИИ ГТП), ЦДКБ ФМБА России, лечебно-профилактических учреждений ФМБА России, обслуживающих предприятия, выполнявшие ранее разработку и

производство химического оружия (МСЧ № 21, 29, 39, 40);

• созданы автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов медицинской службы Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия и ФМБА России;

• введены в эксплуатацию КСА ЕСММ территориального уровня на всех объектах по УХО, в общей сложности установлено 120 АРМ, объединенных на каждом объекте в локальные вычислительные сети, в состав каждого АРМ помимо оборудования входит программное обеспечение, в том числе прикладное программное обеспечение подсистем «Мониторинг здоровья» и «СанГиМо»;

• проведено обучение пользователей на рабочих местах;

• ежегодно специалисты ФГУП «НИЦ ИТЭП» выезжают на объекты по УХО для сопровождения ЕСММ, а также с 2005 г. ежегодно на базе ФГУП «НИЦ ИТЭП» совместно со специалистами ФМБА России проводятся организационно-методические семинары;

• осуществляются технологическое сопровождение и систематическое пополнение, контроль и обработка данныгх АСИФ ЕСММ.

По состоянию на 1 октября 2014 г. сводная база данных ЕСММ содержит данные наблюдения о 131 187 лицах, из них:

• сотрудники объекта — 24 827 человек;

• военнослужащие — 6314 человек;

• жители ЗЗМ — 110 649 человек, включая 22 247 детей на текущий момент.

Помимо персональной информации в сводной базе данных содержится информация о результатах мониторинговых исследований условий труда персонала на объектах по УХО и мест проживания населения в ЗЗМ.

По состоянию на 1 октября 2014 г. сводная база данных ЕСММ содержит сведения о проведенныгх исследованиях всеми лабораториями (ЦГиЭ ФМБА России, МОС, производственная лаборатория) на объектах по УХО с момента запуска объекта: 4 223 369 исследо-

ваний, из них с превышением — 1386 исследований, в том числе ЦГиЭ ФМБА России проведены 218 234 исследования, из них с превышением — 135.

На 1 октября 2014 г. в регистре граждан, ранее работавших и работающих с химическим оружием, в рамках ЕСММ зарегистрированы 23 969 лиц.

Можно смело утверждать, что ЕСММ является эффективно работающей системой, полностью выполняющей поставленные перед ней задачи, а регистр граждан, ранее работавших и работающих с химическим оружием, — самая информативная база данных многолетнего наблюдения за состояния здоровья людей, работающих в экстремальные условиях труда. Особенностью этого регистра является то, что наблюдение осуществляется с момента предварительного осмотра перед приемом на работу, т.е. имеются исходные данные о состоянии здоровья, до контакта с опасными факторами. Далее наблюдение осуществляется постоянно, планомерно и в полном объеме. Охват осмотрами и обследованиями с учетом групп опасности, профмаршрутов и миграции на всех предприятиях по УХО практически стопроцентный. В совокупности с данными подсистемы «СанГиМо» эта информация имеет огромную научную и социальную ценность, так как позволяет отследить четкую взаимосвязь между ухудшением состояния окружающей среды или воздействием вредные факторов и состоянием здоровья человека. Кроме того, данные регистра и ЕСММ аргументированно подтверждают, что тщательно продуманные мероприятия по охране здоровья персонала объектов по УХО и населения ЗЗМ, своевременное медицинское обследование и санаторно-курортное лечение позволяют снизить риск здоровью до минимума и даже улучшить показатели здоровья прикрепленного контингента.

В.А. Рогожников,

доктор медицинских наук, профессор, заместитель руководителя ФМБА России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.