Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая деятельность и коммуникации'

Информационно-аналитическая деятельность и коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1937
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-аналитическая деятельность / Информационное общество / Информация / анализ / Знание / изменения / процессы / подвид / informational analytical activity / Information society / Information / analysis / Knowledge / Changes / processes / subspecies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галущенко Ольга Викторовна

Обосновывается роль и содержание информационно-аналитической деятельности в системе коммуникации. Делается вывод, что она является и продуктом последней, и активным генератором и катализатором передачи информации в пространстве. Определяются потенциальные направления коммуникационного интегрирования информационной аналитики по мере информатизации общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of informational analytical activity in communications system is defined in article. The article concludes that the informational analytical activity is the product of recent and active generator and a catalyst for information transfer in the space. The publication represents potential directions of communication integration of information analytics in an information society

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая деятельность и коммуникации»

УДК 001.891:316.77

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАЦИИ

© 2010 г. О.В. Галущенко

Ростовский государственный медицинский университет, Rostov State Medical University,

пер. Нахичеванский, 29, г. Ростов-на-Дону, 344022, Nakhichevansky Lane, 29, Rostov-on-Don, 344022,

okt@rostgmu. ru okt@rostgmu. ru

Обосновывается роль и содержание информационно-аналитической деятельности в системе коммуникации. Делается вывод, что она является и продуктом последней, и активным генератором и катализатором передачи информации в пространстве. Определяются потенциальные направления коммуникационного интегрирования информационной аналитики по мере информатизации общества.

Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность, информационное общество, информация, анализ, знание, изменения, процессы, подвид.

The role of informational analytical activity in communications system is defined in article. The article concludes that the informational analytical activity is the product of recent and active generator and a catalyst for information transfer in the space. The publication represents potential directions of communication integration of information analytics in an information society.

Keywords: informational analytical activity, information society, information, analysis, knowledge, changes, processes, subspecies.

Порожденные информационными технологиями коммуникативные изменения, которые обозначили себя в XX в. и перешли в век XXI, сформировали информационное пространство со своеобразной архитектоникой и пластикой, где, согласно представлениям М. Маклюэна, «задачи осознания и сознательного упорядочения переносятся в физическую жизнь человека, вследствие чего он впервые сознает технологию как расширение своего физического тела» [1, с. 58], где множественность кодов коммуникации способствует преобразованию человеческих отношений и человеческой ментальности [2, с. 78].

Современное общество можно представить как информационную систему, узлами которой являются отдельные люди, а информационные процессы могут быть разделены на внутренние (мышление) и внешние (информационные потоки). Несмотря на активное внедрение компьютерных технологий, без человеческой деятельности, определяемой как «способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром» [3, с. 137], данная система несостоятельна. Деятельность принято рассматривать как определенный тип отношения человека и мира, который задан «исторически и социально» [4, с. 88], как «информационно направленный процесс», «акт коммуникации», являющейся в свою очередь «актом культуры» [5]. Данный подход нашел свое отражение в базовой метафоре теории коммуникации, акцентирующей внимание на активности реципиента в коммуникационном процессе и общественной обусловленности содержания и формы коммуникации, репрезентирующей общество как

коммуникативную систему, социальное действие -как коммуникативное действие, человека - как коммуникативную личность, речевое событие - как коммуникативный акт, знание - как коммуникативную рациональность [6].

Информационно-аналитическая деятельность (ИАД) характеризуется целенаправленным поиском, сбором, качественно-содержательным преобразованием информации, генерацией нового знания и продуктивным его использованием для выработки эффективных решений в различных областях [7]. Очевидно, что она соотносится с информационной деятельностью (ИД), т.е. организационно оформленной разновидностью научного труда, связанной с системой научных коммуникаций [8 - 10]. Принимая во внимание трактовку ИД, ИАД и классификацию первой [11, с. 25 - 28], информационную аналитику можно обозначить как подвид специальной (профессионально ориентированной) ИД и связать ее с системой научной коммуникации.

Последняя традиционно понимается как обмен информацией между субъектами научной деятельности [12, с. 145] с целью ее переработки для создания новой научной информации, нового знания [8, с. 7]. Как и наука, ИАД является неотъемлемой частью информационного пространства, необходима социуму как информационный способ познания реальности, опирающийся на научное знание. Информационная аналитика сопряжена с активным получением, передачей, анализом информации, продуцированием знания, т.е. имеет мотивационное основание, приводит к интенсификации этих действий на всех направлениях: новационном (приобщение к новым знаниям), ориен-

тационном (ориентация в системной структуре пространства), стимуляционном (актуализация знаний и стремление к получению недостающих знаний) и корреляционном (уточнение или обновление знаний) [13, с. 186], т.е. встроена в систему научной коммуникации. ИАД отличается от научной деятельности, так как чаще имеет дело с феноменологией бытия, осуществляет оценку фактов и событий, прогнозирует их развитие с учетом как обобщенных типичных, так и дополнительных факторов (субъективно-личностных, случайных и др.) [14], тем самым способствует пониманию происходящего в мире на основе анализа различной информации, а затем принятию адекватных действий. Это делает ИАД неотъемлемой частью социальной коммуникации, предполагающей движение смыслов (знаний, умений, эмоций и т.д.) во времени и пространстве между субъектами социальной сферы [13, с. 220]. Поскольку ИАД как деятельность является актом культуры, несомненна ее связь с социокультурной коммуникацией. Основой для данного утверждения служит объединение фундаментальных понятий: «информация», «анализ» и связанного с ними понятия «знание», их внутреннее взаимопроникновение и культурологическая значимость для коммуникационного взаимодействия в информационном обществе [7].

Итак, будучи информационно направленным процессом, ИАД встроена в систему коммуникации (СК). Однако соотнесение той и другой, изложенное выше, было бы неполным без учета особенностей современного коммуникационного пространства. Его развитие зависит от лавинообразного нарастания количества информации в Интернете. Когда в середине 60-х гг. М. Маклюэн обратил внимание на реальность, в которой физическое тело испытывает воздействие технологий в виде «расширений», где средства коммуникации, «будучи расширениями нас самих, зависят от нас и в своем взаимодействии и эволюции» [1, с. 58 - 59], невозможно было предположить, что предсказания канадского ученого будут настолько точными. Согласно данным отчета компании «Neteraft», по состоянию на 01.03.2007 г. в Интернете насчитывалось 110 460 149 сайтов, совокупный объем цифровой информации в 2007 г. составил 281 млн гигабайт (281 экзабайт). Исследователи предполагают, что до 2011 г. объем информации увеличится в десять раз [15]. Поскольку «разнообразная и расширяющаяся Цифровая Вселенная» [15] является глобальным информационным массивом, то и виды деятельности человека, связанные с переработкой информации, активизируются именно в Интернете. Если следовать рассуждениям М. Маклюэна, можно предположить, что сфера деятельности человека также подвержена «расширениям» посредством нарастания возможностей коммуникационных технологий. Они, внедряясь в социум, образуют мир, где личность ощущает «привязанность» к ним «как сервомеханизм» [1, с. 56]. В системе коммуникаций ИАД также испытывает «расширения», она «напитывается» технологическими нововведениями, активно использует их для поиска, обработки и анализа информации, способствует развитию информационно-аналитических систем, призванных обеспечить перера-

ботку разнообразной информации. В странах с развитой информационной инфраструктурой, с повсеместным широким доступом к Интернету качественно меняется комфортность профессиональной среды аналитика, которая становится более динамичной, коммуникационно наполненной. Информационный аналитик может сам создавать информацию, используя телеконференции, Интернет-телефон, электронную почту. В Интернет-среде он не ограничен временными, пространственными, географическими факторами в контактах с любыми специалистами, экспертами, другими аналитиками. На международном уровне примером сетевого коммуникационного взаимодействия специалистов в части аналитического подхода к решению глобальных мировых проблем может служить специализированная сеть Web-сайтов программы «Новый путь мирового развития» (http://www.clubofrome.org/eng/programmes), открытая общественной организацией «Римский клуб» в 2008 г.

По мнению Т. Дэвенпорта, «мир становится более аналитическим» [16]. С одной стороны, по мере информатизации общества ИАД превращается в самостоятельную профессиональную сферу. Вузы разрабатывают образовательные программы по специальностям с аналитической составляющей. Так, на сайте УЧЕБА^и (http://www.ucheba.ru/prof) в ответ на поисковый запрос «профессия - аналитик» можно найти информацию о 267 вузах Российской Федерации. Аналитические материалы подготавливаются отдельными специалистами и группами, агентствами экспертов-аналитиков. Одним из крупнейших мировых информационных агентств, которое уже более столетия неизменно сохраняет официальный статус государственного и остается наиболее авторитетным российским источником информации, считается «Информационное телеграфное агентство России» (ИТАР-ТАСС). Оно выпускает более 100 информационных продуктов в электронном и печатном виде, ежесуточно готовит аналитические материалы общим объемом более 200 полноформатных газетных полос. В сфере бизнеса аналитика используется для работы с коммерческой информацией, для разработки и принятия решений, основанных на фактах, способствует стратегическому планированию, создает конкурентное преимущество. Тезис М. Маклюэна о том, что «все формы богатства создаются движением информации» [1, с.70], актуален по отношению к деятельности известных сетевых служб Amazon.com и Yahoo. По оценкам экспертов, они признаны активнейшими участниками электронной коммерции и лидерами по использованию аналитических методов в бизнесе [16]. В обществе формируется представление об информационной аналитике как необходимом компоненте культуры управления, предпринимательской деятельности, инструменте современного менеджмента, составной части корпоративной культуры.

С другой стороны, средства массовой информации активно поставляют, а общество потребляет так называемый информационно-аналитический продукт, который используется в качестве дезинформации в политической и экономической конкурентной борьбе, в

процедурах лоббирования, в массовых рекламных кампаниях по манипуляции общественным мнением [17]. Его создание вряд ли можно назвать ИАД. С точки зрения Ж. Бодрийяра, информация такого рода равносильна деградированной форме события, поскольку массовая коммуникация, ориентируясь на бессознательное, занята не производством информации, а ее «разыгрыванием» [18]. Принцип: больше информации, меньше смысла [2, с. 77], положенный в основу изготовления аналитического суррогата, вносит дисгармонию в инфосферу, искажает действительность, препятствует достижению действия, ориентированного на взаимопонимание [19, с. 15].

Перечисленные изменения вписываются в современную реальность, которая если не потенцирует с каждым технологическим витком новый вид деятельности, то способствует активизации и видоизменению известных деятельностных форм. А они в свою очередь формируют коммуникационное пространство. По меткому замечанию М. Маклюэна, «наша частная и корпоративная жизнь превратилась в информационные процессы» [1, с. 62]. Современные исследования воздействия коммуникационного пространства на социокультурную динамику нацелены на разработку системных моделей коммуникации, включающих информационные процессы в более широкий социальный контекст [20], с учетом необходимости глубокого переосмысления коммуникативной природы социальной реальности, неразрывно связанной с реальностями различных типов. Так, А.В. Соколов считает, что типизацию коммуникации следует рассматривать на основе типизации реальностей: 1) биосфера - биологическая коммуникация; 2) психосфера - психическая; 3) материя - материальная; 4) социосфера - социальная; 5) всеединство - коммуникационное всеединство [21].

Информационная аналитика, будучи способом познания реальности, базирующимся на рациональном подходе в условиях хаотически действующих причин, совокупностью процессов поиска, селекционирования и аналитических методов обработки информации, набор которых варьируется в зависимости от сферы применения, связана с социальной коммуникацией. Принимая во внимание градацию последней [21, с. 6], обозначим потенциальные направления интегрирования ИАД: документная коммуникация (информационные социальные институты, в том числе библиотеки); электронная коммуникация (техногенные коммуникационные каналы, в том числе Интернет); техногенная виртуальная коммуникация (симулирование реальности через использование интерактивных устройств). Поскольку ИАД невозможна без межличностного общения, ее можно трактовать как социально-культурный коммуникационный акт, встроенный в «коммуникационное всеединство - интегральное целое» [21, с. 7] взаимодействующих типов коммуникации.

Итак, выделение информационно-аналитической или аналитической коммуникации в качестве отдельного вида/типа коммуникации весьма спорно в силу многоаспектности её применения. Как информационно направленный процесс, как подвид специальной

информационной деятельности информационная аналитика нацелена на переработку информации с использованием различных аналитических подходов, активно интегрирована в систему коммуникации. Она в равной мере является и «продуктом» данной системы, и активным генератором и катализатором передачи информации в коммуникационном пространстве. Развитие и широкое внедрение подлинной ИАД, а также «аналитического суррогата» позволяет говорить о социальной роли информационной аналитики и рассматривать проблемы различного характера: от культурологических, аксиологических, этических до психологических и социометрических.

Литература

1. Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2007. 464 с.

2. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // СоцИс. 2007. № 2. С. 76 - 85.

3. Современный философский словарь / под ред.

B.Е. Кемерова. М., 1996. 608 с.

4. Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 1997. 576 с.

5. Болокова М.А. Информационные потоки в системе массовой культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2006.

6. Иванова Н.Г.Научная деятельность: социально-коммуникационный подход // Новые идеи в философии. Пермь, 2001. Вып. 10. C. 222 - 225.

7. Галущенко О.В. Информационно-аналитическая деятельность в современном обществе // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2009. № 3. С.5 - 9.

8. Блюменау Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов. СПб., 2002. 240 с.

9. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность: философско-методологические проблемы. М., 1984. 204 с.

10. Галиуллина Г.С. Информационная деятельность в системе научных коммуникаций в посттоталитарном обществе. Челябинск, 1998. 170 с.

11. Уханов В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1998.

12. Фокеев В.А. Библиографическая наука и практика. Терминологический словарь. СПб., 2008. 270 с.

13. Культурология. XX век: словарь / под ред. А.Я. Левит. СПб., 1997. 640 с.

14. Гайдамак Е.С. Информационно-аналитическая деятельность специалиста в области образования // Математика и информатика: сб. Омск, 2003. Вып. 3.

C. 254 - 258.

15. Gantz J.F., Chute Ch., Manfrediz A. et al. The Diverse and Expanding Digital Universe: An Updated Forecast of Worldwide Information Growth Through 2011. March 2008 // EMC2: website. URL : http://www.emc. com/collateral/analy st-reports/expanding-digital-idc-white-paper.pdf (дата обращения: 17.08.2009).

16. Davenport T. The Right Way to Use Business Analytics // CIO.COM: website. 2005. URL: http://www.cio.com/ ar-

йс1е/12557/ТЪе_Ш^_Шау_о_и8е_Вште88_Ат1у11с8 (дата обращения: 14.08.2009).

17. Сляднева Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информационные ресурсы России. 2001. № 2. С. 14 - 25.

18. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000. 96 с.

Поступила в редакцию

19. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. 377 с.

20. Тухватулина Л.Р. Роль коммуникативного пространства в деформациях культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2006.

21. Соколов А.В. Коммуникации и реальности. Эскизный проект классификационной схемы // Научно-техническая информация. Сер. 2. 2009. № 5. С. 1 - 9.

24 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.