Научная статья на тему 'Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры в контексте экосистемы цифровой экономики России'

Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры в контексте экосистемы цифровой экономики России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1240
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / ЭКОСИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭКОСИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ (ЦИФРОВАЯ) ЭКОСИСТЕМА АДВОКАТУРЫ / ADVOCACY / DIGITAL ECONOMY ECOSYSTEM / INFORMATION SOCIETY ECOSYSTEM / DIGITAL ECOSYSTEM / IT (DIGITAL) ADVOCACY ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гаврилов С. Н., Володина С. И.

В статье дан обзор общих признаков «экологического подхода» в сфере информатизации. Определено соотношение и взаимосвязь понятий «цифровая экосистема», «экосистема программного обеспечения», «экосистема цифровой экономики», «экосистема информационного общества», «информационная (цифровая) экосистема адвокатуры». Определено место информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры как части экосистемы цифровой экономики России и экосистемы информационного общества. Описана структура и дана общая характеристика информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гаврилов С. Н., Володина С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT (DIGITAL) ECOSYSTEM OF THE ADVOCACY IN THE CONTEXT OF RUSSIAN DIGITAL ECONOMY ECOSYSTEM

The paper provides an overview of the general features of an «environmental approach» in the field of information. The relationship and interrelation of the concepts «digital ecosystem», «software ecosystem», «ecosystem of digital economy», «ecosystem of information society», «IT (digital) advocacy ecosystem» is defined. The importance of the IT (digital) ecosystem of the advocacy as a part of the ecosystem of the digital economy of Russia and the ecosystem of the information society has been determined. The author describes the structure and gives the general characteristic of the IT (digital) ecosystem of the advocacy.

Текст научной работы на тему «Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры в контексте экосистемы цифровой экономики России»

АДВОКАТУРА И НОТАРИАТ

С. Н. Гаврилов*, С. И. Володина**

Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры в контексте экосистемы цифровой экономики России1

Аннотация. В статье дан обзор общих признаков «экологического подхода» в сфере информатизации. Определено соотношение и взаимосвязь понятий «цифровая экосистема», «экосистема программного обеспечения», «экосистема цифровой экономики», «экосистема информационного общества», «информационная (цифровая) экосистема адвокатуры». Определено место информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры как части экосистемы цифровой экономики России и экосистемы информационного общества. Описана структура и дана общая характеристика информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры.

Ключевые слова: адвокатура, экосистема цифровой экономики, экосистема информационного общества, цифровая экосистема, информационная (цифровая) экосистема адвокатуры.

001: 10.17803/1994-1471.2019.103.6.156-166

Термин «экосистема» все чаще употребляется применительно к 1Т-сфере.

Одной из целей программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р (далее — Программа цифровой экономики), является создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются

ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.

Речь идет не просто о необходимости внедрения и развития информационных технологий, но именно о создании экосистемы цифровой экономики.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16170 «Концептуальные основы нормативного регулирования единой цифровой среды адвокатуры России».

© Гаврилов С. Н., Володина С. И., 2019

* Гаврилов Сергей Николаевич, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, адвокат [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Володина Светлана Игоревна, кандидат юридических наук, адвокат, доцент кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

По нашему мнению, построение упорядоченного информационного пространства (цифровой среды) адвокатской корпорации должно осуществляться не просто как механистичное накопление и использование информационных продуктов, пусть и современных, а на системной основе и при соответствующем уровне качества таких продуктов.

В таком случае должен быть применен подход, при котором проектирование архитектуры информационных систем, выбор технологий и платформ, разработка программного обеспечения, подбор необходимого оборудования и решение других вопросов формирования информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры следует рассматривать как создание части цифровой экономики страны при сохранении и реализации принципа независимости адвокатуры как института гражданского общества.

В литературе такой подход называют «экологическим», а создаваемые цифровые продукты рассматриваются в виде некой экосистемы2.

1. «Естественное» vs «искусственное». Обращает на себя внимание определенная метафоричность понятия «экосистема», применяемого в контексте информационных технологий.

Полагаем, что употребление данного понятия, изначально связанного с природным (биологическим) миром, применительно к ИТ-сфере лишь фиксирует аналогию многих процессов, происходящих в столь различных средах (в естественно-природной и искусственно созданной). В настоящее время наблюдается «растительный поворот» в гуманитаристике и технологиях.

В числе свойств естественных экосистем возможно назвать такие, как разнообразие, сложность, целостность, взаимосвязанность и взаи-

мозависимость организмов и среды, адаптивность, самовоспроизводимость, саморегуляция, устойчивость, равновесие, эмерджентность3, эволюционирование, сукцессия4.

В своей сущности естественные экосистемы имеют кибернетическую природу. Обладая множеством внутренних механизмов, а также сетевых каналов, по которым идут потоки физических, химических и иных сигналов, экосистема живет. При этом естественные экосистемы — это системы не «алгоритмического уровня». Связи между элементами в них носят сложный, не всегда очевидный характер.

В литературе отмечалось, что «цифровые экосистемные модели основаны на естественных экосистемах, особенно они схожи в отношении аспектов, связанных с конкуренцией и сотрудничеством между различными субъектами»5. Вследствие этого и появился термин «экологический подход». Под ним, в частности, подразумевают методологию исследований программного обеспечения как целой (системной) части окружающей среды, рассматриваемой в форме экосистемы6.

Вот, например, какие признаки ^-продуктов выделяют в литературе, проводя аналогии между биологическими и информационными системами:

— изменение (развитие) — непременное свойство программ, обусловленное наличием обратных связей и связанное с законами эволюции программ;

— метасистема, в рамках которой развивается программа, включает продукты деятельности, процессы и организацию, содержит большое количество обратных связей, стабилизирующих внутренних механизмов, влия-

2 См., например: Гопоненко А. А., Исхакова А. Р. Цифровые экосистемы программной инженерии // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18782 (дата обращения: 31.12.2018).

3 Эмерджентность (от англ. emergent — неожиданно появляющийся) — новые, уникальные свойства экосистемы, возникающие в результате синергичного взаимодействия ее компонентов.

4 Сукцессия (от лат. succesio — преемственность, наследование) — последовательная закономерная смена одного биологического сообщества другим.

5 Цит. по: Гопоненко А. А., Исхакова А. Р. Указ. соч.

6 См.: Гопоненко А. А., Исхакова А. Р. Указ. соч.

ющих на процессы планирования, управления и повышения эффективности; — эффективное планирование и обслуживание программы требует понимания ее места в метасистеме, а также взаимодействия как между элементами, так и внутри них7. 2. «Экосистема» и «информационные технологии». Употребление термина «экосистема» происходит в различных контекстах. Говорится, например, о «цифровой экосистеме», об «экосистеме программного обеспечения», «экологии программного обеспечения», наконец, об «экосистеме цифровой экономики» и «экосистеме информационного общества».

«Цифровая экосистема». Существуют различные подходы к определению понятия «цифровая экосистема». В частности, предлагаются следующие определения: «совокупность устройств, сервисов и технологий для удобного (с точки зрения простого обывателя) использования современных технологий в повседневной жизни» (В. Шендрик); «конвергенция трех сетей: ИТ-сети, социальной и обмена знаниями» (F. Nachira, P. Dini, A. A. Nicola); «домен кластерной среды, включающий биологические, экономические и цифровые виды» (E. Chang, M. West); «цифровые артефакты и инфраструктура передачи данных, их хранения и обработки, пользователей систем, включая социальные, экономические, политические, психологические и иные факторы, влияющие на осуществление взаимодействий» (H. Dong, F. K. Hussain, E. Chang)8 и др.

«Экосистема цифровой экономики». В соответствии с пп. «с» п. 4 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стра-

тегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» (далее — Стратегия развития информационного общества в РФ), «экосистема цифровой экономики — партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан».

В литературе используется и такое понятие, как экосистема информационного общества.

Если рассматривать информационную экосистему как некую часть окружающей среды, а информационное общество как «общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан»9, то экосистему информационного общества возможно определить как информационную часть окружающей среды, интегрированную в информационное общество.

«Если говорить об экосистеме информационного общества, — отмечает Е. В. Петрова, — то изначально она, подобно любой экосистеме, строится как часть окружающей среды (в данном случае информационной) и лишь потом встраивается в структуру информационного общества. Конечно, это не означает, что существуют четко выделенные этапы «пока еще среда» и «теперь уже общество». Речь, скорее, идет о философско-методологическом анализе становления экосистемы информационного общества, при котором неизбежно приходится выделять некую логическую структуру и прибегать к определенной схематизации»10.

7 См.: Луцкий М., Сидоров Н. Программное обеспечение — экологический подход к исследованиям // Natural and Artificial Intelligence. SOFIA, 2010. С. 186.

8 Цит. по: Авдеенко Т. В., Алетдинова А. А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: теория и практика. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Т. 10. № 1. 2017. С. 11. URL: http://elib. spbstu.ru/dl/2/j17-242.pdf/download/j17-242.pdf (дата обращения: 30.12.2018).

9 См.: пп. «г» п. 4 Стратегии развития информационного общества в РФ.

10 См.: Петрова Е. В. Проблема диалектической взаимосвязи природного и социального аспектов адаптации человека в экосистеме информационного общества // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. № 1. С. 79.

«Экосистема программного обеспечения». В. А. Хоменко в статье, опубликованной в 2011 г., сообщает, что обзор веб-сайтов ведущих производителей программного обеспечения показывает: большинство из них применяет понятие «экосистема программного обеспечения». При этом автор отмечает, что производители применяют этот термин «как есть», без теоретических базы или ссылок на соответствующие труды, и что лишь корпорация «Майкрософт» дает определение экосистемы программного обеспечения как совокупности взаимодействий и взаимных влияний организаций (государственных, учебных и коммерческих) и индивидуумов, работающих с программным обеспечением11.

В настоящее время термин «экосистема программного обеспечения» часто используется в контексте совокупности процессов разработки, внедрения и эксплуатации программного обеспечения.

Экосистему программного обеспечения важно рассматривать не только как разработку, внедрение и эксплуатацию программного обеспечения с учетом экологических принципов и требований. Речь должна идти не только об использовании «зеленых технологий» (о сбережении энергии, минимизации загрязнения окружающей среды и др.), но и об учете принципов и свойств естественных экосистем при разработке, внедрении и эксплуатации программного обеспечения с пониманием, что экосистема программного обеспечения «живет» во многом по аналогичным законам с биологической экосистемой.

Используется, например, такое понятие, как экология программного обеспечения, которое, впрочем, предполагает учет того же «зеленого подхода» при производстве и эксплуатации программного обеспечения.

Под экологическим подходом в программном обеспечении М. Луцкий и Н. Сидоров предлагают понимать методологию исследований, в основе которой лежит рассмотрение объекта как части окружающей среды в форме экосистемы, с учетом устойчивого развития12.

Авторы отмечают, что применение экологических исследований в индустрии программного обеспечения показывает, что их распространение идет в трех основных направлениях:

— экологичность производства и использования технических объектов;

— использование ресурсосберегающих и безотходных производств программного обеспечения;

— применение к программному обеспечению экологических исследований (при рассмотрении его как экосистемы)13.

Именно третье направление, по нашему мнению, требует особого внимания и является наиболее важным при проектировании информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры и разработке соответствующего программного обеспечения.

Основываясь на результатах работы зарубежных коллег14, авторы отмечают, что «при рассмотрении программных систем в контексте реального мира как экосистемы одна из основных задач исследований состоит в сборе, накоплении, систематизации и анализе информации о количественном характере взаимосвязей внутри программной системы, между программной системой и внешней средой для получения следующих результатов:

— оценка качества исследуемых программных систем — как экосистем;

— влияние причин изменений компонентов, источников и факторов воздействия;

— прогноз устойчивости программных систем как экосистем и допустимости изменений»15.

11 Хоменко В. А. Экосистемы программного обеспечения // Вестник Нац. техн. ун-та «ХПИ» : сб. науч. тр. Темат. вып. : Новые решения в современных технологиях. Харьков : НТУ «ХПИ». 2011. № 23. С. 114—118. URL: http://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/12822 (дата обращения: 04.01.2019).

12 См.: Луцкий М., Сидоров Н. Указ. соч. С. 181.

Полагаем, что признак «устойчивого» развития может проявляться не во всех случаях. Ключевым является то, что объект рассматривается «как часть окружающей среды в форме экосистемы».

13 См.: Луцкий М., Сидоров Н. Указ. соч. С. 182.

14 Lehman M. M., Belady L .A. Program Evolution. Academic Press, 1985. 532 p.

15 См.: Луцкий М., Сидоров Н. Указ. соч. С. 187.

На основе зарубежных исследований (I. Berk, S. Jansen, L. Luinenburg и др.) Е. Ю. Журавлева дает следующее определение: «Экологии ПО (программного обеспечения) — коллекция систем программного обеспечения, которые развиваются и эволюционируют совместно в одной среде. Среды могут быть организационными (компания), социальными (коммьюнити с открытыми источниками) или техническими (инфраструктуры)». Автор описывает контексты определения экологий программного обеспечения16.

Таким образом, понятие «экосистема», употребляемое в сфере информатизации, прижилось и применяется весьма активно.

3. Соотношение и взаимосвязь понятий «информационная (цифровая) экосистема адвокатуры», «цифровая экосистема», «экосистема цифровой экономики», «экосистема информационного общества», «экосистема программного обеспечения», «экология программного обеспечения». Совмещение «информационно-цифрового» и «экосистемного» аспектов, а также попытка рассмотреть информационную (цифровую) экосистему адвокатуры в контексте феноменов «цифровая экосистема», «экосистема программного обеспечения», «экосистема информационного общества» позволяет предложить следующую модельную конструкцию.

Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры является:

— элементом экосистемы информационного

общества;

— частью экосистемы цифровой экономики;

и как совокупность программных продуктов и сетей (инфраструктуры):

— должна быть построена с учетом экосистем-ных принципов и с использованием свойств, присущих экосистемам;

— должна функционировать на основе экоси-стемных принципов, проявляя и используя свойства, присущие экосистемам.

Если исходить из правомерности проведения аналогий между экосистемами биологического и искусственного (информационного) характера, рассмотренные понятия («цифровая экосистема», «экосистема цифровой экономики», «экосистема информационного общества», «экосистема программного обеспечения»), позволяют выстроить некую иерархическую структуру видов информационных экосистем по аналогии с биологическими, где:

— «экосистема информационного общества» — например, в рамках России — это мегаэко-система;

— экосистема цифровой экономики России — это макроэкосистема (биом);

— «цифровая экосистема» — например, информационная (цифровая) экосистема адвокатуры — это мезоэкосистема;

— «экосистема программного обеспечения» — например, программного обеспечения информационной системы17 — это микроэкосистема.

При всей условности и схематичности приведенных нами аналогий предложенный подход позволяет в некоторой степени определить сущность и возможное место информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры в информационном пространстве.

В таком случае информационная (цифровая) экосистема адвокатуры, отвечающая уровню мезоэкосистемы, содержит комплекс микро-

16 Журавлева Е. Ю. Экосистемы научного программного обеспечения: определения и взаимосвязи // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Труды XX Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2017, Санкт-Петербург, 21—23 июня 2017 г : сборник научных статей. Вып. 1. СПб. : Университет ИТМО, 2017. 192 с. URL: https:// openbooks.ifmo.ru/ru/file/6409/6409.pdf (дата обращения: 13.01.2019).

17 «Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

экосистем (например, информационных систем), является частью экосистемы цифровой экономики России как макроэкосистемы (био-ма) и экосистемы информационного общества как мегаэкосистемы.

4. Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры и экосистема цифровой экономики России. Построение корпоративного информационного пространства адвокатуры при ее определенной корпоративной обособленности (своего рода самости) и сохранении принципа независимости адвокатуры предполагает определить место корпоративного информационного пространства в контексте общероссийского экономического информационного пространства.

Цифровая экономика, в соответствии с Программой цифровой экономики России, представлена следующими объектами, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

— рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

— платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

— среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Очевидно, что в предложенной интерпретации объектов экосистемы цифровой экономики России информационная (цифровая) экосистема адвокатуры, а также сама адвокатская корпорация (адвокатская деятельность) могут рассматриваться:

— как одна из государственно, экономически и публично значимых сфер деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи;

— как сфера практического применения платформ и технологий для развития компетенций в области адвокатской деятельности

и деятельности органов адвокатского самоуправления; — как среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов в области адвокатской деятельности (в деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи — с адвокатами, адвокатскими образованиями, органами адвокатского самоуправления во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными органами в рамках процессуальных отношений; с иными органами и организациями в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц). Значимость адвокатуры для развития циф-ровизации экономики и развития информационного общества состоит, по-нашему мнению, в следующем. Выполняя публично и государственно значимую функцию (являясь институтом, обеспечивающим конституционное право каждого на получение квалифицированной помощи, и институтом гражданского общества), адвокатура вместе с тем является значительной частью рынка юридических услуг — экономическим игроком. Таким образом, занимая уникальное место в системе публично-правовых и одновременно экономических отношений, адвокатура может стать моделью выстраивания системы информационного (цифрового) взаимодействия между гражданским обществом и государством в публично-правовой и экономической сферах.

Очевидно, что формирование «продвинутой» цифровой среды потребует не только одностороннего развития государственных сервисов в сфере госуслуг, электронного судопроизводства и т.п., с одной стороны, и развития, например, сегмента автоматизации адвокатской деятельности (Legaltech) информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры — с другой. Следует планировать соответствующие интеграционные механизмы между участниками электронного взаимодействия.

На уровне сегмента информатизации деятельности органов адвокатского самоуправления в информационной (цифровой) экосистеме адвокатуры таким — интегрированным — сер-

висом может стать, например, автоматизированный процесс назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве. В данном случае речь идет не только об информатизации одной из уголовно-процессуальных функций, но и об обеспечении «бюджетной прозрачности» системы оплат адвокатам, участвовавшим в делах по назначению. Это потребует информационной интеграции, например, с системами межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и (или) межведомственного электронного документооборота (МЭДО) путем разработки модулей сопряжения («шлюзов»). Данный проект весьма важен как для государства, так и для самой адвокатуры. В качестве одного из сервисов экосистемы он может стать драйвером построения информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры в целом.

Программой цифровой экономики России предусматривается, что реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности) будет осуществляться на основе дополнения Программы соответствующими разделами. Представляется возможным на основе проведенных (проводимых) исследований и реализованных (реализуемых) мероприятий по построению информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры сформировать соответствующие стратегию и тактику развития экосистемы адвокатуры, а также разработать «дорожную карту», дополнить Программу цифровой экономики России соответствующим разделом.

5. Структура и общая характеристика информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры. По мнению Т. В. Авдеенко и А. А. Алетдино-вой, технологии и сервисы цифровых экосистем должны включать:

— развитую информационно-коммуникационную структуру;

— интерактивные сообщества, участвующие в предметно-ориентированных кластерах;

— информационные ресурсы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— базы знаний;

— новые формы электронного взаимодействия;

— платформы для интеграции бизнеса, правительства и общества;

— цифровую среду.

По мнению авторов, расширяются функции всех сервисов: предоставление и использование цифровых услуг; электронная обработка всех видов информации; поддержка информационного взаимодействия; бизнес-аналитика на основе использования искусственного интеллекта; усиление междисциплинарного взаимодействия; поддержка различных потребностей в цифровой экосистеме; вовлечение в предметно-ориентированные кластеры18.

Согласно предлагаемой нами модели, информационная (цифровая) экосистема адвокатуры состоит из информационной среды, информационных систем, сервисов, ресурсов, сетей (инфраструктуры) и др., а также предполагает наличие оператора19 (в нашем случае — адвокатской корпорации), который должен являться не только и не столько потребителем технологических возможностей, сколько ключевым компонентом экосистемы.

Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры рассматривается нами как распределенная корпоративная информационная система20 адвокатуры России, использующая корпоративные и иные (некорпоративные) информационные ресурсы21 и информационные системы (интегрированная с ними), а также ин-

18 Авдеенко Т. В., Алетдинова А. А. Указ. соч. С. 12.

19 «Оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных» (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

20 «Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

21 «Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных,

формационно-телекоммуникационная сеть22 (инфраструктура), которые эксплуатируются оператором23 посредством использования информационных технологий24, технических средств и в совокупности образуют цифровую корпоративную мезоэкосистему, входящую в цифровую макроэкосистему (биом) — экосистему цифровой экономики России и мегаэ-косистему информационного общества.

Согласно предлагаемой нами модели, информационная (цифровая) экосистема адвокатуры:

а) структурно включает:

— оператора информационно-телекоммуникационного взаимодействия (адвокатская корпорация (члены корпорации, корпоративные структуры)), являющегося эксплуа-тантом корпоративной информационной системы (далее — КИС) и (или) иных элементов информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры в рамках информационно-телекоммуникационного взаимодействия;

— КИС по типу ERP-систем (Enterprise Resourse Planning System) или аналогичных ей;

— информационно-телекоммуникационные сети и иную инфраструктуру;

— иные (в том числе интегрированные) некорпоративные информационные системы, ресурсы, сети (инфраструктуру), используемые для цели и задач информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры;

— информационную среду как совокупность информационных средств, воздействующих на адвокатскую корпорацию как оператора информационно-телекоммуникационного взаимодействия;

— внешних (некорпоративных) участников информационно-телекоммуникационного взаимодействия, включая операторов некорпоративных информационных систем (сервисов, ресурсов, сетей, инфраструктуры и др.);

б) характеризуется наличием:

— зрелой корпоративной культуры адвокатской корпорации как участника информационно-телекоммуникационного взаимодействия (оператора);

— развитой когнитивной базы адвокатской корпорации;

— безопасного программного обеспечения и сервисов25, а также соответствия информационных систем и других элементов экосистемы требованиям Федерального закона

других информационных системах)» (п. 11 разд. 2 ГОСТ Р 43.0.2-2006 «Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения»).

22 «Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники» (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

23 Оператор в предлагаемой нами модели — адвокатская корпорация (члены корпорации, корпоративные структуры), являющаяся эксплуатантом информационной системы и (или) иных элементов информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры в рамках информационно-телекоммуникационного взаимодействия.

24 «Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

25 Безопасное программное обеспечение и сервис — программное обеспечение и сервис, сертифицированные на соответствие требованиям к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации» (пп. «а» п. 4 Стратегии развития информационного общества в РФ).

от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (с послед. изм. и доп.);

— развитой КИС (включая наличие необходимых, актуальных и достаточных корпоративных ресурсов; использование надежных, современных информационных технологий и технических средств (систем, подсистем, устройств, сервисов и др.));

— необходимых, актуальных, достоверных и достаточных корпоративных и иных (в том числе некорпоративных) информационных ресурсов;

— доступа и (или) эффективной интеграции с иными (в том числе некорпоративными) информационными системами, ресурсами, сетями, инфраструктурой для цели и задач информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры;

в) обладает свойствами целостности, адаптивности, саморегуляции, устойчивости, развития (эволюционирования/сукцессии), синер-гии/эмерджентности;

г) предполагает создание условий:

— для создания корпоративных систем и механизмов, обеспечивающих совершенствование корпоративной культуры, включая формирование и развитие когнитивной базы адвокатской корпорации;

— конвергенции (интеграции) трех сегментов (уровней) информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры: 1) сегмента автоматизации адвокатской деятельности (Legaltech); 2) сегмента информатизации деятельности адвокатских образований; 3) сегмента информатизации деятельности органов адвокатского самоуправления (включая КИС в качестве основного компонента данного сегмента);

— информационного сопровождения корпоративных функций и процессов, а также построения и функционирования различных

сервисов (например, автоматизированного распределения дел по назначению, электронного документооборота);

— совершенствования КИС;

— доступа и (или) эффективной интеграции с иными некорпоративными информационными системами, ресурсами, сетями, инфраструктурой для цели и задач информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры;

— развития информационно-телекоммуникационных сетей и иной инфраструктуры;

— применения совокупности информационных технологий и использования средств, которые интегрируют цифровые артефакты и при помощи инфраструктуры обеспечивают передачу данных, их хранение и обработку, а также сопровождение необходимых функций и процессов;

— взаимодействия в информационной среде корпоративных и внешних участников (в частности, для интеграции в системах СМЭВ и МЭДО);

— реализации иных задач для достижения цели информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры.

Оговоримся, что предложенная нами характеристика проектируемой информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры является рабочей и дана в качестве исходной, предполагающей проведение специальных исследований, которые планируются нами в рамках проекта построения информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры.

При этом очевидно, что разработка и построение информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры должны осуществляться на междисциплинарной основе с учетом культурологического, психологического, этико-правового, технологического и ряда других факторов, влияющих на осуществление информационно-телекоммуникационного взаимодействия.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Авдеенко Т. В., Алетдинова А. А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: теория и практика. Научно-технические ведомости СПб.ГПУ. Экономические науки. — 2017. — Т. 10. — № 1. — URL: http://elib.spbstu. ru/dl/2/j17-242.pdf/download/j17-242.pdf.

2. Гопоненко А. А., Исхакова А. Р. Цифровые экосистемы программной инженерии // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5. — URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18782.

3. Журавлева Е. Ю. Экосистемы научного программного обеспечения: определения и взаимосвязи // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Труды XX Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2017, Санкт-Петербург, 21—23 июня 2017 г : сборник научных статей. — СПб. : Университет ИТМО, 2017. — Вып. 1. — 192 с. — URL: https://openbooks.ifmo.ru/ru/file/6409/6409.pdf.

4. Луцкий М., Сидоров Н. Программное обеспечение — экологический подход к исследованиям // Natural and Artificial Intelligence. — SOFIA, 2010.

5. Петрова Е. В. Проблема диалектической взаимосвязи природного и социального аспектов адаптации человека в экосистеме информационного общества // Философия науки и техники. — 2017. — Т. 22. — № 1.

6. Хоменко В. А. Экосистемы программного обеспечения // Вестник Нац. техн. ун-та «ХПИ» : сб. науч. тр. Темат. вып. : Новые решения в современных технологиях. — Харьков : НТУ «ХПИ». — 2011. — № 23. — С. 114—118. — URL: http://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/12822.

7. Briscoe G. and Wilde P. De. Digital Ecosystems: Evolving service-oriented architectures // Conference on Bio Inspired Models of Network, Information and Computing Systems. — IEEE Press, 2006.

Материал поступил в редакцию 6 мая 2019 г.

IT (DIGITAL) ECOSYSTEM OF THE ADVOCACY IN THE CONTEXT OF RUSSIAN DIGITAL ECONOMY ECOSYSTEM

GAVRILOV Sergey Nikolaevich, PhD in Law, PhD in History, Lawyer [email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

VOLODINA Svetlana Igorevna, PhD in Law, Advocate, Associate Professor of the Department of

Advocacy of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. The paper provides an overview of the general features of an «environmental approach» in the field of information. The relationship and interrelation of the concepts «digital ecosystem», «software ecosystem», «ecosystem of digital economy», «ecosystem of information society», «IT (digital) advocacy ecosystem» is defined. The importance of the IT (digital) ecosystem of the advocacy as a part of the ecosystem of the digital economy of Russia and the ecosystem of the information society has been determined. The author describes the structure and gives the general characteristic of the IT (digital) ecosystem of the advocacy.

Keywords: advocacy, digital economy ecosystem, information society ecosystem, digital ecosystem, IT (digital) advocacy ecosystem.

22 The study has been carried out with the financial support of the Russian Fund of Basic Research within the framework of the scientific project No. 18-29-16170 «The Concept Foundations of the Normative Regulation of a Uniform Digital Environment of the Bar of Russia».

ВБРЕРЕМСББ (ТКДМБИТЕРДТЮМ)

1. Avdeenko Т. V., Aletdinova А. А. Cifrovizaciya ekonomiki па osnove sovershenstvovaniya ekspertnyh sistem upravleniya znaniyami // Cifrovaya ekonomika i Industriya 4.0: teoriya i praktika. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPb.GPU. Ekonomicheskie nauki. — 2017. — Т. 10. — № 1. — URL: http://elib.spbstu.rU/dl/2/ j17-242.pdf/download/j17-242.pdf.

2. Goponenko А. А., Iskhakova А. К. Cifrovye ekosistemy programmnoj inzhenerii // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. — 2018. — № 5. — и^: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18782.

3. Zhuravleva Е. Yu. Ekosistemy nauchnogo programmnogo obespecheniya: opredeleniya i vzaimosvyazi // Informacionnoe obshchestvo: obrazovanie, nauka, kul'tura i tekhnologii budushchego. Trudy XX Mezhdunarodnoj ob»edinennoj nauchnoj konferencii «Internet i sovremennoe obshchestvo», 1МБ-2017, Sankt-Peterburg, 21—23 iyunya 2017 g : sbornik nauchnyh statej. — БРЬ. : Universitet !ТМО, 2017. — Vyp. 1. — 192 s. — URL: https://openbooks.ifmo.ru/ru/file/6409/6409.pdf.

4. Luckij М., Sidorov N. Programmnoe obespechenie — ekologicheskij podhod k issledovaniyam // Natural and Artificial !ntelligence. — SOF!A, 2010.

5. Petrova Е. V. Problema dialekticheskoj vzaimosvyazi prirodnogo i social'nogo aspektov adaptacii cheloveka v ekosisteme informacionnogo obshchestva // Filosofiya nauki i tekhniki. — 2017. — Т. 22. — № 1.

6. Homenko V. А. Ekosistemy programmnogo obespecheniya // Vestnik Nac. tekhn. un-ta «HP!» : бЬ. nauch. 1г. Temat. vyp. : Novye resheniya v sovremennyh tekhnologiyah. — Har'kov : NTU «HPI». — 2011. — № 23. — S. 114—118. — и^: http://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/12822.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.