Научная статья на тему 'Информационная техника и технология в практике здравоохранения'

Информационная техника и технология в практике здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б. Аскарова

The article describes the experience of the Karaganda regional Diagnostic Center to develop and implement its own software products, asses the role of automation jobs, work jobs in the automatic network mode, the opportunity to share information about the patient in the short term, the development of paperless technology, obtaining different output information accounting data. In this paper we derive the importance of implementation of the system to provide effective information to support agencies and organizations, and the management of medical help and direct support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б. Аскарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNICS AND TECHNOLOGY IN HEALTH PRACTICE

Мақалада Қарағанды облысының Диагностикалық орталығы әртүрлі шығатын ақпараттар мен есеп беру мәліметтерін алу, қағазсыз технологияны дамыту, емделуші туралы қысқа мерзімде ақпарат алмасу мүмкіншілігі, жұмыс орындарын автоматтандыру, жүйелі режимде автоматты жұмыс орындарының жұмыстарының маңыздылығын бағалау туралы, өзінің бағдарламалық өнімдерін енгізу және өңдеу бойынша жұмыс тәжірибесі айтылады. Мақалада медициналық көмекті басқару процесінде және оны тікелей көрсеткенде денсаулық сақтау жүйесін ұйымдастыру және мекемелерді тиімді ақпараттық қолдау үшін жүйе енгізудің маңыздылығы туралы қорытынды беріледі

Текст научной работы на тему «Информационная техника и технология в практике здравоохранения»

Казахстан от 7 октября 2009 года №1541 «Некоторые вопросы Министерства здравоохранения Республики Казахстан».

4. Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан, МЗ РК.

5. Постановление Правительства Республики

Казахстан №1174 от 4.08.09г. «По реализации Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан»;

6. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»

Поступила 02.02.2012 г.

M. M. Syzdykov

THE ESTIMATION OF A NORMATIVE-LEGAL BASIS OF INTRODUCTION OF UNIFORM NATIONAL SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICES AND ITS PRACTICAL VALUE

The article presented the normative and legal materials forming base for realization of Uniform national system of public health services.

M. M. Cbi3flbiKOB

flEHCAyflblK CAKTAYflblK EIPT¥TAC ¥ATTblK WYHECIH EHri3yflIK HOPMATHBTIK-K¥KblKTblK HEri3flEPIH EAFAflAy WdHE OHblK nPAKTMKAflblK M6HI

fleHcay^biK caKTaygbiK BipTyTac V^TTHK wYMeciH wY3ere acbipyga KO^gaHbrnaTbiH HopMaTUBTiK waHe K¥K^KTHK MaTepua^gap ycbiHbrnpaH.

Б. Аскарова

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАКТИКЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Областной медицинский центр (Караганда)

Образование и становление Областного медицинского центра (ОМЦ) началось с открытия в 1991 г. Областного диагностического центра. По Казахстану Центр значился вторым после Ал-матинского диагностического центра, который также был открыт в 1991 г. Технология организации лечебно-диагностического процесса заключалась в создании треугольника: «консультант -диагностическая служба - консультант». Предоставление медицинского заключения и решение вопроса о получении конкретного вида лечения зависело от уровня профессионализма врача-консультанта. Поэтому для Диагностического центра была выбрана структура, состоящая из консультативных отделений терапевтического и хирургического профиля и диагностических подразделений.

Диагностический центр оснащен современным диагностическим оборудованием, которое позволяет оказывать практически все виды диагностических исследований. В связи с внедрением новых методов и технологий в последние три года происходит оснащение оборудованием нового поколения с преимущественными диагностическими возможностями.

Для получения и обработки информации от служб, для установления связи между ними, быстроты предоставления населению информации о графике приема врачей, а также для централизованной регистрации пациентов и создания базы данных об обратившихся за медицинской помощью, получения выходных информаци-

онных и отчетных данных для анализа, управления и планирования деятельности на базе Диагностического центра была внедрена информационно-поисковая система (далее ИПС). В структуре Диагностического центра был открыт отдел информационной техники и технологии (ИТТ). Программисты отдела совместно с организационно-методическим отделом были основными консультантами по медицинским вопросам о разработке и внедрении информационно-поисковой системы, одними из первых в Республике Казахстан разработали собственные программные продукты. В 1992 г. в Диагностическом центре была реализована задача создания информационно-поисковой системы, которая связывала регистратуру с консультантом и диагностическими подразделениями. Группа программистов (Ф. Т. Са-тов, А. Бауэр, А. М. Нурбаев, Н. В. Киль) разработали программу всей локальной сети, которая в свое время была признана лучшей по РК. Эта программа была установлена в Диагностическом центре г. Павлодара в рамках реализации программы обмена опытом.

К моменту создания информационно-поисковой службы был осуществлен закуп вычислительной техники, начато обучение сотрудников: на базе отдела ITT проводили курсы по работе в системе информационной технологии.

В течение первого года апробация локальной системы проходила успешно. Программа предоставила консультантам возможность получить информацию о результатах диагностических исследований, появилась реальность взаимодействия между службами, вся информация управлялась и регулировалась администратором базы данных, стало возможным получить различную информацию о пациентах, как качественную, так и количественную.

На базе программы был создан электронный архив по годам, что позволило получать и

предоставлять в любой момент необходимую информацию о пациентах по запросам вышестоящих органов и учреждений, а также статистические данные. Для приемно-диагностического отделения стационара программистом А. О. Айтбае-вым была разработана «АРМ-приемного покоя». Администрацией планировалось создание локальной сети стационара, но в связи с началом внедрения Единой информационной системы здравоохранения этот план был отложен, так как стало известно, что Карагандинская область была включена в проект внедрения ЕИСЗ с 2012 г.

Опыт работы Карагандинского областного диагностического центра по разработке и внедрению собственных программных продуктов показывает, что автоматизация рабочих мест, работа в сетевом режиме предоставляет возможность обмена информацией о пациенте в короткие сроки, развития безбумажной технологии, получение различных выходных и отчетных данных.

На базе отдела ITT ОМЦ ежегодно проходят специализацию и практику студенты факультета информатики вузов г. Караганды.

Сегодня ОМЦ - это самое крупное лечебно -диагностическое медицинское предприятие области, имеющее в своем составе многопрофильный стационар на 425 коек, обеспечивающий специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь населению всей области и являющийся монопольным по основным профилям: нейрохирургическому, офтальмологическому, оториноларингологическому, токсикологическому. Областной диагностический центр осуществляет консультативный прием по 38 специальностям и проводит около 500 видов исследований. С 2010 г. работает отделение ранней нейрореабилитации и вертебрологии.

Функционирующая на сегодняшний день версия программы прошла несколько переработок с целью внесения дополнений для улучшения полноты информативности. Однако, как известно, информационные системы требуют систематического обновления информационной техники и программ. И в период реорганизации и интенсификации здравоохранения произошел простой в развитии службы и программисты Диагностического центра перешли на работу в другие организации

Использование автоматической системы управления (АСУ) - это достаточно перспективное направление развития вопросов управления ресурсами: материально-техническими, кадровыми, информационными. В ОМЦ в основном функционируют автономные программы: «АСУ-кадры». Программный комплекс работает в центре уже в течение 10 лет и предназначен для поддержания базы данных врачей и среднего медицинского персонала на уровне центра и получения различных выходных форм на основе этих данных. Программа курируется вышестоящим органом здравоохранения. Все квартальные и годовые отчеты производятся на основе дан-

ной программы. «АСУ-кадры» позволила решать вопросы, связанные с учетом кадров, движением трудовых ресурсов как по предприятию в целом, так и внутри подразделений. Система предоставляет необходимую и полную информацию о количественном и качественном составе работников. Это повышает качество учета и способствует созданию оптимальной базы для планирования и организации работы с кадрами (определение потребности в кадрах, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, планирование карьеры и т.п.). Персонал организации насчитывает около 1 200 сотрудников. Управление персоналом на уровне отдела кадров без автоматической системы управления (далее «АСУ кадры») было бы сложным процессом.

В помощь финансовому сектору функционирует программа «С-1», по амбулаторной службе работает «АРМ-регистратура», по стационару - «АРМ-приемный покой».

Подсистема «Медицинская статистика» формировалась последовательно и постоянно модернизировалась с учетом меняющихся требований и нормативных документов, регламентирующих учетную политику в лечебных учреждениях.

При создании собственных программ специалисты обменивались опытом работы с Алма-тинским и Самарским Диагностическим центрами, принимали во внимание опыт работы московской фирмы «РИВС» (Российские информационно-вычислительные системы), которая одной из первых отрабатывала на базе АРМ регистратуры с обеспечением электронной связи с консультативными и диагностическими службами Диагностического центра.

К настоящему времени в рамках реализации приоритетного национального проекта Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан и Единой информационной системы здравоохранения созданы все условия для развития. ОМЦ вошел в число медицинских организаций на внедрение ЕИСЗ в 2012 г.

Информационные ресурсы и технологии обработки информации в здравоохранении разработаны с обеспечением требуемого уровня централизации и координации работ. Внедрение системы обеспечит эффективную информационную поддержку органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания.

Внедрение ЕИСЗ позволит обеспечить решение комплекса задач по следующим направлениям:

■ повышение эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационной поддержки задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления;

■ повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационного обеспечения деятельности организации и персонала;

■ повышение информированности населения в вопросах ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний и получения медицинской помощи;

■ повышение качества обслуживания на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами.

Создание информационной системы в здравоохранении основывается на следующих принципах:

■ однократный ввод и многократное использование первичной информации, в том числе для целей управления здравоохранением;

■ использование электронных юридически значимых документов в качестве основного источника первичной информации;

■ интеграция информационных ресурсов здравоохранения с информационными ресурсами других ведомств в части совместного использования персональных данных и электронного обмена документами;

■ обеспечение эшелонированной системы информационной безопасности и защиты персональных данных, в том числе за счет использования электронных средств идентификации врача и пациента (электронная карта врача, социальная карта пациента);

■ централизованное управление разработкой, внедрением и сопровождением Системы на основании единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и адаптированных к отечественным условиям международных стандартов в области медицинской информатики;

■ принятие решения о модернизации и разработке новых компонентов Системы с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств на основе анализа совокупной стоимости владения;

■ поддержка конкуренции среди производителей медицинских информационных систем, обеспечение поэтапного перехода на принципы саморегулирования в этой сфере.

Полномасштабное внедрение информационных систем предоставит возможность:

■ значительного улучшения качества медицинской помощи в результате комплексной автоматизации всех видов деятельности;

■ повышения эффективности работы медперсонала за счет обеспечения оперативного доступа к полной информации о пациенте;

■ сокращения рутинных операций по оформлению медицинской документации;

■ создания собственной централизованной

базы медицинских данных и стандартов лечения, в том числе видео и звуковой информации;

■ автоматизации статистического, финансового и управленческого учета оказанных медицинских услуг с развитой аналитикой нагрузки, востребованности и доходности подразделений, персонала, услуг и специальностей;

■ повышения оперативности и эффективности обслуживания, доверия пациентов и их уверенности в качестве работы учреждения;

■ создания эффективных информационных потоков между всеми участниками лечебно-диагностического процесса;

■ накопления и хранения базы медицинских знаний и стандартов лечения.

При создании собственных автоматизированных комплексов, включающих в себя все аспекты деятельности лечебного учреждения в основу было положено стремление повысить производительность труда всех подразделений и служб, значительно сократить временные и финансовые затраты, улучшить сервисное обслуживание пациентов и качество оказания медицинской помощи населению.

Сегодня остро проявляется потребность в обмене информацией, знаниями, опытом, проблемами и достижениями всех участников реформирования информатизации медицины и здравоохранения.

С 2011 г. ОМЦ начал работать в Портале регистрации больных на плановую госпитализацию, а с января 2012 г. начал функционировать в системе «Электронный регистр стационарного больного».

В ОМЦ работает Телемедицинский центр, который обеспечивает проведение телеконференций, телемедицинских консультаций с ведущими клиниками республики и ЛПО области, обмен необходимой информацией для более качественного и оперативного обслуживания пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-М

2. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113 «О Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» на 20112015 годы»

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2011 года № 41 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Казакстан" на 2011 - 2015 годы»

4. Единая информационная система здравоохранения Республики Казахстан (ЕИСЗ РК)

Поступила 14.03.2012 г.

B. Askarova

INFORMATION TECHNICS AND TECHNOLOGY IN HEALTH PRACTICE

The article describes the experience of the Karaganda regional Diagnostic Center to develop and implement its own software products, asses the role of automation jobs, work jobs in the automatic network mode, the opportunity to share information about the patient in the short term, the development of paperless technology, obtaining different output information accounting data. In this paper we derive the importance of implementation of the system to provide effective information to support agencies and organizations, and the management of medical help and direct support.

Б. Асцарова

ДЕНСАУЛЫК САКТАУ Т6Ж1РИБЕС1НДЕГ1 АКПАРАТТЫК ТЕХНИКА МЕН ТЕХНОЛОГИЯ

Макалада Караганды облысынык Диагностикалык орталыры эртYрлi шыратын акпараттар мен есеп беру мэлiметreрiн алу, кагазсыз технологияны дамыту, емделушi туралы кыска мерзiмде акпарат алмасу MYMK^miri, жумыс орындарын автоматтандыру, жYЙелi режимде автоматты жумыс орындарынык жумыстарынык макыздылырын баралау туралы, взшщ бардарламалык внiмдерiн енгiзу жэне вкдеу бойынша жумыс тэжiрибесi айтылады. Макалада медициналык квмектi баскару nроцесiнде жэне оны тiкелей кврсеткенде денсаулык сактау жYЙесiн уйымдастыру жэне мекемелердi тиiмдi акпараттык колдау Yшiн жYЙе енпзудщ макыздылыры туралы корытынды берiледi.

Г. Танхай

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ПЕРВИЧНОЙ ОТКРЫТОУГОЛЬНОЙ ГЛАУКОМОЙ В АБАЙСКОМ РАЙОНЕ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2002-2011 ГГ.

Центральная районная больница Абайского района

Глаукома стоит в ряду важнейших медико-социальных проблем современной офтальмологии. Статистика показывает, что 1/3 слепых на земном шаре потеряли зрение от глаукомы. Это общий термин, под которым подразумевается повреждение (атрофия) зрительного нерва с повышенным внутриглазным давлением.

Несмотря на известные достижения в диагностике и лечении этого заболевания, глаукома остается одной из главных причин необратимой потери зрения у людей во всем мире. В 70-х гг. прошлого века общая численность больных с глаукомой в мире составляла около 20 млн. человек. На настоящий момент их число возросло до 105 млн., и по прогнозам ВОЗ к 2030 г. оно может увеличиться вдвое. Среди различных форм глаукомы в 72-80% случаев преобладает первичная открытоугольная глаукома (ПОУГ).

Исследования структуры и функций глаза у пациентов с первичной глаукомой с использованием современных высокоточных методик -ультразвуковой диагностики, плетизмографии, электрофизиологи-ческого исследования, оптической когерентной томографии - позволило выявить новые признаки заболевания.

Учитывая неуклонный рост заболеваемости ПОУГ, ее широкую распространенность во всем мире, прогрессирующее ухудшение зрительных функций, приводящее к потере работоспо-

собности и инвалидности, значительные финансовые затраты как пациента, так и государства на лечение, высказывается мнение о том, что ПОУГ можно отнести к социально значимым болезням.

Цель работы - комплексная оценка существующей системы диспансеризации больных с открытоугольной глаукомой и разработка научно -обоснованного предложения по ее совершенствованию. Работа предусматривала решение следующих задач: а) изучение состояния и динамики частоты распространения, заболеваемости и инвалидности при глаукоме на территории Абайского района Карагандинской области за 10 лет (2002-2011 гг.); б) обоснование предложения по совершенствованию системы диспансеризации больных глаукомой на региональном уровне; в) изучение экономических возможностей пациентов (отдельно городского и сельского населения) с первичной открытоугольной глаукомой, а также влияние диагноза глаукомы на качество жизни больных.

В последнее десятилетие в Абайском районе отмечается увеличение доли глаукомы в структуре причин первичной инвалидности при заболеваниях глаз: первичная открытоугольная глаукома занимает I место, на II месте - дегенеративные заболевания сетчатки, на III - болезни хрусталика, на IV - осложненная миопия. Несмотря на значительный рост количества слабовидящих и слепых пациентов с далеко зашедшей и терминальной стадиями глаукомы, показатели инвалидности оказались не информативными для оценки истинных показателей по частоте распространения заболевания в целом (табл. 1, 2, 3).

Годовая стоимость лечения глаукомы разными комбинациями лекарственных препаратов составляет от 6 510 до 17 750 тенге. Учитывая отсутствие в настоящее время универсального препарата для лечения глаукомы, в случае декомпенсации ВГД целесообразно применение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.