Брындин Е.Г.
руководитель общественного движения «Нравственная Россия», директор - Исследовательского центра
«Естествоинформатика», г. Новосибирск
bryndin15@yandex.ru
ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ СУБСТАНЦИИ, ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕКА В ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОСМОЛОГИИ
Ключевые слова: информационная сущность, духовная субстанция, человек, Вселенная, светское учение, богословие.
Keywords: information entity, spiritual substance, man, Universe, secular teaching, theology.
Введение
Центральным вопросом космологии является вопрос о начале Вселенной. Священное Писание говорит, что Бог сотворил мир из ничего. Ничто существует только в сознании. Ничто можно понимать как информацию Премудрости Творца, предшествующую бытию мира. Возникает вопрос, может ли наука в рамках своих методов прийти к заключению о творении мира из ничего? Как научный метод, совершенно отделенный от религиозного взгляда, может объяснить начало всех вещей. Вопрос начала всегда остается безответным, если мы исходим только из научного взгляда. Следовательно, этим вопросом должна заниматься также философская и богословская космология.
Философская космология принимает основные данные научной космологии в качестве отправного пункта. Философская космология основана на двух фактах, имплицитно принимаемых в науке. Во-первых, вселенная существует. Во-вторых, она существует особым образом. Мы живем в особенном типе вселенной. Сами космологи свидетельствуют о том, что наша вселенная является уникальной в том смысле, что если бы некоторые из фундаментальных параметров, определяющих ее свойства, были другими, вселенная была бы лишена не только живых существ, но и галактик и звезд. Философская космология непосредственно связана с космологией богословской. Православное богословие источником космологических представлений имеет Священное Писание. Библейское Откровение авторитетно и неизменно, труд ученых, напротив, состоит в раскрытии картины мира через термины и понятия на основе постоянно развивающегося научного опыта.
Для мира Бог есть начало, - пишет святитель Григорий Нисский, - предел, источник существования и цель всех стремлений. «Он (Бог) помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвёл материю, соответствующую форме мира», - пишет святитель Василий Великий. Красота и гармония мира определяются причастностью творческому акту Бога: «Бог не только причина мира, но и его художник». Целостность и гармоничность мира являются основанием его познаваемости для человеческого разума и причиной всякого научного знания.
Духовная Творящая Премудрость создала красоту и гармонию Вселенной. Человек способен к творчеству, причем самому разнообразному, что роднит его с Творцом. «Предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклесиаст 1:13).
Творец после общего воскресения сформирует доброе творческое человеческое общество для космологического служения и бытия. «Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание, и радость» (Екклесиаст 2:26).
Григорий Палама считал, что Вселенная есть отражение духовной субстанции, как первопричины1. Как и утверждает Экклесиаст: «это уже было в веках, бывших прежде нас» (Екк. 1:10). Принципы порядка во Вселенной не очень отличаются от того, что религиозный человек подразумевает под Богом. Академик А.Д. Сахаров, творящий космологические модели с поворотом стрелы времени, представлял себе Вселенную и человеческую жизнь с осмысляющим началом, лежащего вне материи и научного знания. «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притчи 3:19). Премудрость Божья сотворила Вселенную по дуальному принципу.
Бог, Вселенная, начало, Природа, закон принадлежат одновременно и семантическому пространству космологии, и пространству теологии. Библия учит нас, как взойти на небо. Возникшая в начале XX столетия теория относительности, ставшая естественнонаучной основой космологии, содержит внешние отпечатки небесного света. В современной космологии теологема света связана с реликтовым излучением — самой древней разновидностью света, электромагнитными волнами, возникшими в ранней Вселенной.
Любое сообщество живых существ - муравьев, пчел, рыб, птиц и, конечно, людей не может существовать без потоков информации, циркулирующих в нем. Информация превратилась в необычайно широкое понятие и встала в
1 Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер. В. Вениаминова. - М.: Канон, 1995.
596
один ряд с такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Однако единого общепризнанного определения информации не существует до сих пор, более того, это понятие остается одним их самых дискуссионных в современной науке. Вот различные определения понятия информация:
- это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер),
- отрицательная энтропия (негэнтропия) (Л. Бриллюэн),
- вероятность выбора (А.М. Яглом, И.М. Яглом),
- снятая неопределенность (К. Шеннон),
- мера сложности структур, мера упорядоченности материальных систем (А. Моль),
- снятая неразличимость, передача разнообразия (У .Р. Эшби),
- отраженное разнообразие (А. Д. Урсул),
- мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени (В.М. Глушков),
- сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (философский словарь).
Слово 'information' переводится с латинского языка, как 'разъяснение. Этим термином пользуются для определения совокупности сведений о конкретном предмете, явлении, событии.
Понятие количества информации ввёл в широкий общенаучный обиход Н. Винер. До Винера это понятие называлось по-другому (отражение, сведения, сообщения, сигналы и др.), но суть у этих понятий была общая - говоря современным языком, информационная.
Датой рождения «Теории информации» считается 1948 год. Именно тогда в реферативном журнале американской телефонной компании «Белл систем» появилась статья 32-летнего инженера-связиста Клода Шеннона «Математическая теория связи», в которой он предложил способ измерения количества информации. С этого момента понятие «информация» начинает расширять сферу своего применения.
Слово 'information' переводится с латинского языка как 'разъяснение. Этим термином пользуются для определения совокупности сведений о конкретном предмете, явлении, событии.
Содержание об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемое человеком является живой информацией. Живая информация - это содержание объектов и явлений Вселенной, их параметров, свойств и состояний, которые воспринимают живые организмы в процессе жизнедеятельности. Энергия ветра, солнца или воды обладает живой информацией.
Живые организмы отличаются от неживых объектов целым рядом свойств: обменом веществ, раздражимостью (свойством отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности), способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.п. Все эти свойства живых организмов невозможны без получения и использования информации от окружающей природы и обмена информацией между живыми организмами.
Живые организмы отличает от неживой природы получение и использование информации от окружающей природы, а также обмен информацией между живыми организмами. Генетическая информация передается по наследству от организма к организму, а индивидуальная память знаний и умений не наследуется, а приобретается в течение жизни каждого организма.
У каждого из нас есть интуиция, помогающая отличить живую информацию Вселенной от человеческих знаний. Живая информация присутствует в жизни каждого из нас. Живая информация укрепляет, приводит в равновесие, развивает умение любить, открывает истину и ведет к познанию тайн Вселенной.
Согласно открытию темной энергии и достижениям современной физики, удалось показать, что Галактики Вселенной ведут себя как живые существа, размножаясь и отмирая. То есть Вселенная имеет в самой себе живую информацию.
Междисциплинарное исследование сущности информации наукой, философией и теологией указывает на его актуальность. Статья посвящена рассмотрению информационной сущности духовной субстанции и Вселенной.
1. Информационная сущность Духовной Субстанции и Вселенной
Математик, философ и теолог Уильям Дембаки в своих работах «Вывод замысла» и «Разумный замысел: мост между наукой и теологией», построенных на идее замысла, утверждает, что происхождение информации предполагает разумный источник, от которого исходит замысел. Если Логос перевести с греческого языка как Информация и Премудрость, тогда Евангелие от Иоанна глава 1 стих 1 с греческого языка гласит: Вначале была Информация, и Информация была у Бога, и Премудрость была Бог.
Духовная субстанция имеет информационный фундамент. «Творец от вечности пред существовавшее в Нем ведение о всем сущем осуществил и произвел в дело, когда восхотел (преподобный Максим Исповедник)». Информационный фундамент духовной субстанции составляют духовные зерна для взращивания. Плодами духовных зерен являются любовь, радость, мир, долготерпение, благо, доброта, милосердие, вера, кротость, воздержание и другие. На таковых нет закона (Галатам, 5:22-23). Творец, Духом оживотворяя духовные зерна информационного фундамента духовной субстанции, создавал Вселенную Премудростью1. «Созидает Бог не движением телесных рук, но действием живого Слова и сообщением Животворящего Духа (святой Василий Великий)». Сначала сотворил энергетические
1 Брындин Е. Божья Премудрость есть фундамент бытия и источник правильной жизни // Всероссийская конференция «Современная христианская психология и антропология: актуальные вопросы». - СПб.: ЦХПА, ООО «Контраст», 2021.
сущности, такие как свет, ангелы и другие. Затем сотворил материальные сущности, такие как звезды, земля и другие. Также творил и духовную сущность человека. Сотворенная Вселенная была отражением информационного фундамента духовной субстанции.
Духовный информационный фундамент Вселенной был искажен через Адама и Еву, а также темных духов. Сатана, как бывший приближенный к Богу ангел и посвященный в тайны творения, создал темных духов и с ними, используя злую свободу человека, повышает духовную энтропию Вселенной.
Человек может формировать жизнь по воле божьей, наполняя богоподобный информационный фундамент души духовными зернами Священного Писания в любви с Божьей помощью и оживотворяя его. Соединение с Господом праведным мирным радостным духом в любви к нему и ближнему, помогает наполнять богоподобный информационный фундамент души духовными зернами, осознанием подобия божьего через наше несовершенство проявлением пагубных страстей. Святые говорили, что если бы не было пагубных страстей и темных духов, то не было бы проникновения в божественное совершенство. Наполнение душ верующих духовными зернами очищает их и делает их даже святыми.
По духовному информационному фундаменту Вселенной Премудрость Божья осуществляет промысел и делает Святой Дух коммуникатором Космоса. В Библии приведено множество примеров духовой информационной коммуникации Бога с пророками, и Иисуса Христа с людьми, темными духами и стихиями. Иисус Христос изгонял темных духов, повелевал духам людей, а также стихиям.
Духовный информационный фундамент текущей Вселенной постоянно меняется. Премудрость Божья сравнивает духовный информационный фундамент текущей Вселенной с духовным информационным фундаментом сотворенной Вселенной. Когда духовный уровень человечества достигает критической отметки, наступают катастрофы, болезни, эпидемии. Эпидемия коронавируса характеризует критический духовный уровень человечества и его слабой связи с Духом Божьим.
Соединение духа человека с духом Господа дает душе возможность входить в духовный информационный фундамент Вселенной, сотворенной Премудростью Божьей. Проникать и выявлять новые закономерности, и создавать полностью экологические безвредные технологии, чтобы обустраивать жизнь на Земле и в Космосе доброй психической энергией в любви ко всей Вселенной без разрушений, по ее законам. Когда исследователь сеет щедро духовные зерна в душу, он щедро пожнет в духовном информационном фундаменте Вселенной Творца в возрастании ее познания. Откроются новые возможности жизнедеятельности во Вселенной, когда человечество будет устраивать ее по воле божьей, а не разрушать ради прибыли.
2. Сущностные аспекты богословского и светского знания
Информация о творении духовной субстанцией по образам это объективное содержание сущностей Вселенной и их взаимосвязь, определенная промыслом Премудростью Творца. Информация является содержанием образа, что удерживает его в равновесии, делает его устойчивым. Содержание о сущностях душа выявляет субъективно с помощью органов чувств, разума и технологий, представляя в форме светского знания. Выявление содержания сущностей и их взаимосвязей находится в зависимости от духовного состояния исследователей и общества в целом. Творцу известно духовное состояние каждой души и общества. Глубокое познание Вселенной и взаимодействие с ней возможно по благодати Божьей и требует от каждого человека духовного богоподобного совершенствования души в любви и повышения духовного уровня общества на основе богословского учения.
По учению Григория Паламы, светское знание и богословское отчетливо имеют границы и следуют параллельными путями1. Светское знание для временной жизни во Вселенной. Богословское знание для вечной жизни.
Григорий Палама пришел к выводу, что результаты, полученные на пути теологии, более значимы, чем результаты природного пути. Он видел, что открывается путь, который ведет к созерцанию Бога. Богословие - это только рассуждение о Боге, в то время как созерцание Бога - это беседа с Богом.
Бог не есть сущность, потому что не Бог исходит из сущности, а сущность из Сущего, так как Бог объемлет в Себе целостность Бытия. Если существо Бога остается недосягаемым, Его божественные действия могут быть нам доступны. Следовательно, человек, благодаря своему видению действий возвышается до уровня личности, которая может говорить с Богом и может стать другом и работником Бога.
Акцент на опытном деятельном ведении, превышающем чисто теоретическое знание, характерен для многих святоотеческих творений. Блаженный Диадох писал: «Знание опытом соединяет человека с Богом, не побуждая душу к речам о предметах».
Верный и надежный истолкователь божественных вещей Исаак Сирин говорит, что нам даны два душевных ока. Все святые отцы говорят, что у нас есть два душевных ока, и неодинакова польза от видения ими. Одним оком мы видим скрытую в природных вещах божественную силу. Другим оком видим славу Его святой природы, когда Бог благоволит ввести нас в таинства духовные, Его премудрость и Его промысел о нас, постигаемый через величие Его водительства нами. Блаженный Исаак Сирин нам объяснил, назвав одно око постижением Божией силы, премудрости и промысла и вообще извлекаемым из творений познанием их Творца, а другое - видением не Божией природы, а славы Его природы. Это вот видение Господь и дал Своим ученикам, а через них всем уверовавшим в Него и на деле показавшим свою веру. Божественная природа - одно дело, а ее слава - другое, хоть они не отдельны друг от друга; и в то же время хотя слава отлична от Божией природы, ее нельзя причислять к вещам сущим во времени, потому что она
1 Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Перевод В. Вениаминова. - М.: Канон, 1995.
598
превосходит существование и неизреченным образом присуща природе Бога1. Эта слава и есть то, благодаря чему мы приобретаем в самих себе Бога и видим Его.
Мы приобретаем и видим эту славу Божией сущности не исследованием законов сущего и знаний божественного чудотворства, премудрости и промысла. Все подобное подлежит зрению души - тому, которым нельзя видеть божественную славу. Потому не во всякого, кто имеет знание сущего или видит посредством такого знания, вселяется Бог. У такого человека есть только знание творений, откуда он путем вероятных рассуждений догадывается о Боге. Наоборот, таинственный обладатель божественного света, видящий в истинном созерцании, познает и в себе имеет Бога. Уподобление Богу и единение с Ним, как учит Божественное Писание, достигается лишь любовью к заповедям и их святым исполнением.
Нет никакой пользы от простого знания. Даже знание сотворившего все это Бога не может само по себе никому принести пользы, говорит Иоанн Златоуст. «Мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает (1 Коринфянам 8:1)». Нет пользы от Писания там, где нет жизни в любви, которую Господь пришел насадить на Земле2. Более того, от простого знания не только нет пользы, но и величайший вред. Венец зла, главнейший дьявольский грех -гордость - возникает от знания. Знание возродится через любовь и идущую за ней благодать и станет боговидным, чистым, мирным, смиренным, послушным, исполненным слов назидания и благих плодов. По Писанию душевный человек не вмещает того, что от Духа, считает это глупостью, заблуждением и вымыслом, в большей части пытается полностью опровергнуть и в открытой борьбе извратить и оспорить, как может, а кое-что и лукаво принимает, используя примерно так же, как отравитель сладкие яства.
Единого Духа Святого есть дар и премудрость и ведение, как и все божественные дарования; но каждый из сих даров, как и из всех других, свое имеет действие. Ведение опытно сочетает душу с Богом, на собеседование же о сем и других вещах духовных не подвигает души. Поэтому некоторые из мудро проходящих уединенную жизнь, хотя просвещаются в чувстве ведением, но к словесам о вещах божественных не преступают. Премудрость же, если она дается кому вместе с ведением страха Божия, с любовью раскрывает внутренние воздействия ведения. Поскольку ведение обычно просвещает воздействием внутренним, а премудрость словом. Ведение приносит молитва и великое безмолвие при совершенном непопечении о мирских делах. А премудрость приносит нетщеславное изучение евангелия житием в любви.
Дар богословия никому не уготовляется от Бога, кроме тех, которые отрекшись от своего ради славы Евангелия Божия, чтобы в духовной нищете благовествовать о богатстве Царствия Божия3. Святые отцы учат нас разуму божественному, придавая ему значение вселенского разума.
Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира, не устранится от мирских дел. В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром. Исаак Сирин говорит о даре любви как признаке святой души, переселившейся в вечность своими помышлениями еще во время пребывания на Земле. Когда достигнешь области любви, тогда ум вышел из темницы мира, поставил ногу свою на стезю нового века, и начал обонять чудный новый воздух Духа Святого. Благодать, таинственно порождает в душе Божественный образ и подобие для Света будущего века в устроении вселенского рая с Богом, возрастая в познании и умениях и гармонично сочетая духовный и информационный аспекты жизнедеятельности4.
Заключение
Бог сотворил Вселенную и уведомил об этом человечество. Духовная чистота является необходимым условием полноценного доступа к Вселенной Творца и залогом вечной жизни. Развитые, данные Богом таланты духовных личностей будут актуальными для вечной жизни после всеобщего воскресения. Творческие космологические свойства будут даны человеку для творения космического бытия в сотворенном космосе Богом. «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс. 81: 6) «...и не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35). «Вселением в человека Духа он получил достоинство пророка, апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом» (св. Василий Великий).
Для этого совершенному человеку будет дана также способность космической трансценденции и естественного взаимодействия со стихиями, как это делал Иисус. «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры, и море повинуются Ему? (Матфей 8:24-27). Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невоз-
1 Брындин Е.Г. Благая весть о духовных дарах для духовной жизни // IV Международная научно-практическая конференция «Православие и общество: грани взаимодействия». - Чита: ЗабГУ, 2020. - С. 212-214.
2 Брындин Е.Г., Брындина И.Е. К укладу жизни в единстве свободы по закону любви // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы научно-практической конференции. - СПб.: ЦРКиСО, 2019. - С. 15-20.
3 Bryndin E. Human Evangelization and Diaconic Service of Believers to Neighbors in Unity of Liberty According Law of Love // International Journal of Research in Humanities and Social Studies. 2020. - Vol. 7, N 4. - P. 1-8.
4 Зенько Ю. Человек микрокосмос как образ Божий? - СПб.: ЦХПА, ООО «Контраст», 2020. - 128 с.; Bryndin E. Synergetic Paradigm of System Development of Universe and Social Harmony // Social Science Learning Education Journal. 2019. - Vol 4, N 8. -P. 19-21; Bryndin E. International Harmonization of Human Life and Society // International Peer-Reviewed Journal on Humanities & Social Science. 2020. - Vol. 6, N 11. - P. 135-137; Bryndin E. Harmonization - Civilization Improvement Process // Global Journal of Human Social Science. 2020. - Vol. 20, N 1. - P. 15-19; Bryndin E. Theological Cosmological Concept of the Purpose of Perfect Person // Journal Humanities Social Sciences. 2021. - Vol. 4, N 2. - P. 202-206.
можного для вас» (Матфей 17:20). Максим Исповедник считал, что трансценденция поможет удерживать причастие с Истоком и Подателем жизни в космосе.
Промысел Творца о человечестве состоит в устроении вселенской жизнедеятельности в любви по воле божьей, возрастании в познании духовной субстанции и божественного творения через Святого Духа по духовному информационному фундаменту, а также в совершенствовании умений поддержания первозданной вселенской красоты, как образом и подобием божьим, гармоничным сочетанием духовных и информационных аспектов вечной жизнедеятельности.