Научная статья на тему 'Слово о начале времен'

Слово о начале времен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
397
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВИЕ ТВОРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Митрополит Омский И Таврический Владимир (Иким Василий Захарович)

Статья посвящена рассмотрению богословия Творения и представляет собой попытку синтеза богословских выводов, сделанных святыми отцами и современными православными исследователями в результате изучения первой главы книги Бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово о начале времен»

Владимир, Митрополит Омский и таврический «Слово о начале времен»

СЛОВО О НАЧАЛЕ ВРЕМЕН1

Митрополит Омский и Таврический Владимир, ректор Омской Духовной Семинарии

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению богословия Творения и представляет собой попытку синтеза богословских выводов, сделанных святыми отцами и современными православными исследователями в результате изучения первой главы книги Бытия. Ключевые слова: богословие Творения.

A WORD ON THE PRE-HISTORY

Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir Rector of Omsk Theological Seminary

Abstract. The article considers the theology of Creation. The article presents an attempt to synthesize theological conclusions made by the Holy Fathers and modern orthodox researchers while studying the first chapter of the book of Genesis.

Key words: theology of Creation.

В начале Ты [Господи] основал землю, и небеса - дело Твоих рук... все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, - и изменятся;

но Ты - тот же...

(Пс. 101,26-28)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры!

1еловек есть любимое создание Творца. По образному выражению святых Т отцов, человек был введен во Вселенную как царь и первосвященник. Его _!_именуют венцом творения: странно это слышать в нашем исковерканном мире. Но это действительно так. Даже ангельское Небо создавал Всевышний единым мановением. А перед сотворением человека словно бы останавливается творящая мысль Господня; как бы Сам с Собою беседует Премудрый перед этим деянием. Мы слышим: «Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Это - Предвечный Троический Совет.

Человек создавался на стыке двух миров: невидимого и видимого. Он был призван совместить в себе ангельскую духовность и вещественную оболочку. Это создание являлось связующим звеном Неба и земли, могло увлечь за собою землю к Не-

1Продолжение статьи: Владимир, Митрополит Омский и Таврический. Слово о начале времен. Ч. 1 // Вестник Омской православной духовной семинарии. - 2017. - № 2(3). С. 75-86.

бесам, как об этом говорил преподобный Максим Исповедник: «В человеческое существо, как в горнило, стекается все созданное Богом, и в нем из разных природ, как из разных звуков, слагается в единую гармонию». Такое создание должно было явиться совершеннейшим и любимейшим среди всех рожденных Божественной Любовью.

Как просто мог поступить Господь, желая одухотворить материю: достаточно было одеть в плоть Ангелов, уже испытанных на верность Небесному Отцу, - и вся Вселенная послушно бы устремилась к Нему вслед за такими хозяевами. Но иное судила Премудрость Божия. Всевышний сотворил новое существо: в комок земного праха вдунул дыхание жизни - благодать Духа, призывающую к вечности. Человек был создан из Божественности и слабости, из величия и ничтожества. И этому созданию строгая любовь Всевышнего также предназначила Свой страшный дар: свободу воли.

Не случайно в Священном Писании дан образ «задумчивости» Пресвятой Троицы перед этим деянием. Судьба человека во времени и в вечности являлась самой сложной из судеб всего сотворенного. Создание его по образу и подобию Божию включало в себя прозреваемую Всеведущим Творцом полноту истории человечества. А в начале времен человек получал только образ - семя Божественных совершенств, которое призван был взрастить в себе любовью к Создателю. Троический Совет говорит: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию - но в начале времен сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 26-27). Наделенный образом Господним, человек мог свободно избрать для себя путь к уподоблению Вселюбящему Божеству - обоготвориться самому и одухотворить мир, данный ему для царствования и священнодействия. Вот: царство, уготованное благословенным от создания мира (см.: Мф. 25, 34). Но, как и для ангельских сил, для человека существовала возможность иного выбора: противление своему Создателю, падение. Всезрящий Господь изначально знал: человек падет и никогда не сможет подняться сам. Премудрость Троического Совета - в тайне Искупления падших Кровью Господней.

Тайна вочеловечения Сына Божия! В сотворение мира включалась и эта непостижимая Жертва: Самопожертвование Всевышнего ради спасения человека. Величие - и трогательность, Всемогущество - и умилительность любви Святой Троицы к падшим. На Предвечном Троическом Совете уже звучали слова Отца, обращенные к Сыну: «Ради крови завета Твоего Я освобожу узников» (Зах. 9, 11). Так мы можем понять, кто мы такие. Мы - глина, окропленная и скрепленная Кровью Господней. Можно сказать: Бог сотворил мир из Своей Любви, а спасенных людей - из Жертвенной Любви, из Крови Своей. «Какой у нас Господь! О, как любит Господь Свое создание! Велик и непостижим наш Господь, но ради нас так Себя умалил, чтобы жили мы на Небесах и видели славу Его. Бедна душа моя, и нет сил описать Любовь Господню!» - восклицает преподобный Силуан Афонский2. Бог в Лице Сына сошел из неприступной славы -в земной прах, из неизреченного счастья - на позорную казнь. В страшном Самообнищании, в бесконечном Самоумалении открывал Творец миру, что это такое -Божественная Любовь. Такова была полнота времен, таившаяся уже в сотворении первых людей.

В начале времен человек был создан совершенным. Мы не можем себе и представить, какими прекрасными явились эти первые люди: Адам и Ева. Прекрасны были

2Силуан Афонский. О Любви // Писания / преподобный Силуан Афонский. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2016 - 383 с. С. 217.

№ 1, 2018 (4)

БОГОСЛОВИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПАтрОЛОГИЯ

Владимир, Митрополит Омский и таврический «Слово о начале времен»

души и тела их. Облеченные сиянием Божественной благодати, они не нуждались в иной одежде. Причастные Любви Господней, они были совершенны и во взаимной любви. Ничто не омрачало их жизни, ни в чем не имели они недостатка. Вселенная улыбалась им. Тенистые деревья услаждали их дивными плодами. Для них благоухали травы и цветы. Птицы пели для них, и звери ласкались к ним. Для них струились реки и пенились моря. Для них сияло солнце и светила луна, и звезды исполняли для них свой пленительный танец. Все богатства мироздания даровал Бог любимому Своему созданию - человеку.

Как нежные родители кладут свое дитя в уютную колыбель, так Небесный Отец поместил первых людей в чудесный мир райского сада. Там человек мог безмятежно и свободно возрастать до царственного своего призвания. Но уже и в этом уютном уголке мира наши прародители вовсе не были несмышлеными младенцами. Всеще-дрый Создатель наделил их высоким разумом и духовным могуществом. Господь Бог всех животных полевых и всех птиц небесных привел к человеку, чтобы видеть, как Он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). Чем являлся этот праязык, этот забытый первый язык человечества? Именуя животное или предмет, Адам вовсе не произносил случайный набор звуков - нет, он сразу постигал сущность и смысл названной вещи, обретал над нею власть. Подобное знание и не снилось никакой науке; подобная мощь и не грезилась никакой технике. Подобно Самому Богу, человек наделялся творческим и творящим словом и с помощью такого слова мог пересоздавать, преображать мир. То был первый шаг к вселенскому воцарению рода человеческого. Первым людям Всевышний дал заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28), чтобы затем и лучистые хороводы светил, огненные миры звезд ласкались к ним и их потомкам, как ластятся в райском саду игривые львы и добрые слоны. «О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога!» - восклицает святитель Тихон Задонский3.

Господь знал хрупкость человеческой природы, возведенной Духом из праха. Поэтому и не ставил первых людей перед таким испытанием, как ничем не связанные бестелесные духи, которым предлагался строгий выбор между «да» и «нет», полет к совершенству или падение в бездну. Несравненно мягче испытывалась свобода человеческой воли.

Всевышний со всех сторон окружил первых людей Своими Отеческими заботами, осыпал их множеством благодеяний - Адаму и Еве было дано все, чтобы они могли проникнуться благодарностью и любовью к Творцу. Само испытание их верности было как бы просто знаком, тенью искушения: от них требовалось только одно - не есть плодов с запрещенного дерева. Все нужное людям в изобилии давал рай: никакая потребность не могла понудить их к измене Господу. Небесному Отцу ничего не было жаль для любимых детей: именно для человека и росло в раю дерево познания добра и зла с его лакомыми на вид плодами. Но твердая пища, необходимая взрослым, бывает смертоносна для младенцев. Достигнув духовной зрелости, первые люди без опасности для себя могли бы постичь, что кроме добра Божия существует зло диавольское, и это знание дало бы возмужавшему человечеству новые силы для совершенствования. Об опасности преждевременного вкушения этих плодов

3 Цветник духовный: изречения мужей мудрых. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013 - 510 с. С. 116.

Господь предупреждал Адама и Еву, говоря: «Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 3). Однако именно к запретной от Бога пище протянули наши прародители свои преступные руки.

Свобода воли, придающая смысл и ценность любви, немыслима без испытания. У людей было более чем достаточно разума и сил, чтобы выдержать искус запретным плодом: но вот истинна ли была их любовь к Всевышнему? И Господь дал проявиться человеческой свободе - не убрал долой с людских глаз опасное дерево, позволил вползти в рай еще одной свободной твари - змию-искусителю, сатане.

Всезлобный дух полон мучительной ненависти. Этот внутренний ад диавол сам свободно избрал для себя, сам породил в себе, возненавидев Создателя своего, Бога Вселюбящего. Любовь дарует счастье - ненависть заставляет страдать. Терзаясь неутомимой враждой, сатана жаждет причинять страдания всему и всем, погрузить в свой ад весь мир. Ненавидя Бога, диавол перенес ярость этой ненависти и на любимое создание Божие - человека. Всезлобному духу казалась нестерпимой мысль о том, что какая-то созданная из праха тварь блаженствует в раю, когда он, гордый Люцифер, так страждет. Сатана позавидовал человеку и «воплотился»: вошел в змия -изящнейшее и хитрейшее из райских животных. В судьбах мира эта материализация сатанинской ненависти могла быть преодолена только зримым явлением Божественной Любви: древнее «диаволовоплощение» побеждалось Боговоплощением.

Обращенная к Еве речь змия была чудовищной клеветой на Бога. Сатана говорил: «Господь лжет вам, не хочет дать вам сокровище, которое сделает людей такими же великими, как Он Сам». Так клеветала злая тварь на Всещедрого Творца. Истинная любовь не принимает клевету - это святое чувство не завидует, не мыслит зла, не радуется неправде (1 Кор. 13, 4-6). Такова ли была любовь Евы к Небесному Отцу? Слушая льстивое шипение змия, она забыла, что Всевышний даровал ей жизнь и райское счастье. Ей показалось соблазнительным сделаться некоей «богиней» не через возрастание в любви и совершенстве, а сразу, от кусочка этого «яблочка», такого приятного и вкусного на вид. Ева доверилась не правде Божией, а обольстительной речи диавола. Она откусила «лакомый» кусочек запретного плода. Это была измена, поругание Божественной Любви. Так пала Ева, мать всех живущих (Быт. 3, 20).

Адам сделался жертвой более тонкого соблазна. Льстивые речи он слышал не от змия-сатаны, а от любимой своей подруги, уже зараженной вселенской злобой. Адам явился как бы первым рыцарем прекрасной дамы, древнейшим джентльменом, он вкусил от погибельного плода, чтобы угодить жене. Так он предпочел свою земную любовь Любви Небесной. Но тотчас же и земное чувство его омрачилось, начало разрушаться. Пришла расплата за грех - и Адам уже обвиняет во всем свою подругу: мол, не я виноват, она соблазнила меня... Истинная любовь - от Вселюбящего Бога: она не может существовать без своего Небесного Источника. Так всегда, так и у нас: мы не можем истинно любить и даровать счастье своим ближним, если не верны Всевышнему. Только с Богом и в Боге наши лучшие земные чувства могут стать совершенными и вечными. Любовь к Небесному Отцу - вот золотой ключ к взаимной любви между нами. А потакая пустым и злым прихотям близких людей, ради этого забывая заповеди Господни, мы только губим и себя, и тех, кто дорог нашему сердцу.

Породивший в себе и из себя ненависть, диавол сделался и отцом лжи. Сатана солгал людям: попробовав запретный плод, они вовсе не стали, как боги, а лишились одежды Божественной благодати, поняли свою наготу и ничтожество. Образ Божий в

№ 1, 2018 (4)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

них затемнился, на первый план выступил земной прах. Нашим прародителям оставалась еще последняя возможность сразу же возродиться: для этого нужно было бежать к Небесному Отцу с плачем о своем грехе и своей беде, вернуться в любовь Божию. Но они бежали не к Богу, а помрачившимся рассудком надеялись скрыться от Него между деревьями рая (ср.: Быт. 3, 8). Последний зов Отчий прозвучал в райском саду: «Адам, где ты? ...Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3, 9, 12). Но не спасительным покаянием, а подсказанной диаволом клеветой отвечал Адам своему Творцу: «...Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12). Так падший человек начал клеветать на Всевышнего, обвинять в собственном грехе Самого Бога: зачем, мол, дал такую жену?

Вот так и мы начинаем клеветать на Небесного Отца: мол, в наших непотребствах и гибели виноваты родители, которых Ты дал; виновата жена или муж, которых Ты дал; виноваты друзья, которыми Ты окружил; виноваты век и страна, в которых Ты поселил... Но где же были мы сами: где был сам человек с его свободной волей, зрячим разумом, способным любить сердцем? И для каждого погибшего, для каждого падшего звучит глас Господень: «Адам, где ты? Что ты сделал со своей бессмертной душой?»

Тяжкий труд, болезни и телесная смерть были последними дарами, которые получили Адам и Ева при изгнании из рая. Да, это звучало проклятием, но являлось даром милосердия Всевышнего. Труд и боль как милосердное наказание за преступление, смерть тела - вместо вечной пытки, на которую обрекают себя закосневшие во зле существа. Так избавлен человек от уподобления демонам. Испытания и горести временной жизни, возвращение во прах взятой из праха телесной оболочки - все это могло побудить падших людей к раскаянию, к спасительной тоске по утраченному счастью единения с Небесным Отцом, к возвращению в Божественную любовь. Ибо у падшего человечества еще оставалась надежда...

Часто приходится слышать наивно-лукавый вопрос: дескать, Адам с Евой согрешили, а мы-то почему должны страдать? Что можно ответить таким совопро-сникам? Не грешите - и страдать не будете. Попробуйте в течение не то что года или месяца, а хотя бы на протяжении одного дня не вкушать запретных плодов -воздержаться не только от греховных дел, но и от нечистых мыслей: тщеславия и осуждения, похоти и гнева, зависти и недоброжелательства... Вряд ли что-нибудь получится у тех, кто считает себя лучше праотца Адама. Недаром даже святые отцы, великие подвижники, считали для себя великим благом хоть день один сохраниться от греха. С падением Адама и Евы пали все их потомки: человек стал удобопреклонным на зло. Почему это так? Изменив Небесному Отцу, люди исказили свою природу -из светлых созданий стали существами помраченными. Волчонок не спрашивает у своих родителей: почему я не рожден быть овцой? Вот так и Адамову роду не стоит спрашивать: почему над нами довлеет первородный грех? Иначе мы были бы не людьми, а существами иной природы (и, в частности, не задавали бы глупых вопросов). Но, несмотря на первородную порчу наших душ, Небесный Отец даровал нам надежду, дал нам силы для очищения и высветления себя, зовет нас из падшего мира в Небесное Царствие.

И после грехопадения у людей оставалась надежда. Надежда осталась, потому что человек не сам породил в себе зло, а был соблазнен. Диавол и падшие с ним духи омрачили себя изнутри, беспросветно. В людей зло вошло извне, и в их душах еще оставалась искра Божественного Света. Но мучительно долгий путь из бездны предстоял людям,

спасаемым Человеколюбием Господним. И поистине ужасно было перерождение наших прародителей из светлых детей Всевышнего в жалкие чада греха.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Человек жил в земном раю, как ангел какой, - был в теле, но не имел телесных нужд. Как царь, украшенный диадемою и облеченный в порфиру, свободно наслаждался он райским жилищем, имея во всем

Так было, пока имел человек дерзновение перед Богом. А ныне должны мы думать о том, что тело наше образовано из персти земной. И сколько бы мы ни насупливали бровей - должны принизиться, смириться; размышляя о природе своей, мы научаемся скромности.

Да, наша падшая оскверненная природа действительно научает нас скромности, напоминает людям об их изначальном и теперешнем ничтожестве. Об этом говорит наша искалеченная биология, болезни, уродства, старение и, наконец, зловоние от наших гробов. Об этом вопиет наша извращенная психология со вспышками мучительных страстей, расслабленностью воли, леностью и пустыми блуждениями ума. Даже святое чувство взаимной любви в нас искажено порою до неузнаваемости: подменяется чувственностью, смешивается со своекорыстием, человекоугодием или жаждой власти над ближним. Как низко пал, как жалко переродился и выродился душою и телом человек - бывший венец творения, изгнанник рая Божия.

Пал человек, властелин земли - и жестокие гримасы начали коверкать лицо земной природы. Разрушилась гармония созданных Господом живых существ: меж ними явились кровожадность и коварство, безобразие и нечистота. Даже насекомые начали приносить вред. Даже растения стали источать яд. Даже мельчайшие организмы, бактерии и микробы сделались мучителями и убийцами. Разнуздались и слепые стихии: в ярости вулканов, в разрушительной силе землетрясений, в свирепости ураганных ветров, в иссушающем зное и мертвящем холоде. В наши дни адские силы извлекаются даже из «кирпичиков» мироздания: из атомных ядер, из тепловых лучей. Не райский сад, а адский кошмар все больше напоминает собою изуродованная земля. Так сбывается предвещание Господне падшему Адаму: «Проклята будет земля в делах твоих» (Быт. 3, 18).

Грехопадение человечества стало вселенской катастрофой. Так, когда повержен царь, враги превращают в развалины его царство. Человек был призван одухотворить собою землю и космос; вместо этого он оземлился сам. Поэтому мертвы планеты, безжизненны звезды и пустуют пространства. Не преклоняться перед красными карликами и голубыми гигантами далеких галактик должен человек, а ужасаться собственной низости. Призванный царствовать во Вселенной, он сам превратил себя в «жалкий микроб на песчинке-земле» - и обрек на омертвение звездные миры. По слову Священного Писания: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20) - по злой воле падшего человечества.

Не самовластие и не свободу нашел человек, прельстившись диавольским соблазном стать, как бог, наперекор Небесному Отцу. Изменив любви Отчей, люди по-

4Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский, свт. Беседы, сиречь учителя вселенскаго и патриарха Константинопольскаго, святаго Иоанна Златоустаго, Толкование на послание к Римляном святаго апостола Павла, [Текст] исполненная богословских, догматических, таинственных православных решений, философских же и нравоучительных изряднейших изданий и поучений душеспасительных. М.: Синодальная тип., декабрь 1806. С. 99-101.

№ 1, 2018 (4)

4

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

пали в рабство к ненавистнику и человекоубийце - сатане, поработив этот мир страшному хозяину. Но диавол сумел только исказить лицо Вселенной, а не воцариться в ней. Святитель Григорий Палама говорит: «Не подумайте, что лукавый обладает небом и землею и сущими между ними тварями Божиими». Прочь, такая абсурдная мысль! Господь, измеривший пядью небо и держащий землю горстью, является Единственным Творцом и Владыкой их. Но злоупотребление вещами на основании страстей, мир неправды, злая похоть и гордость - не от Отца. Итак, этот мир во зле лежит по причине нашего злоупотребления и дурного заведования; вот этот мир, миродержителем которого является сатана. И грехолюбивые люди делают диа-вола своим самодержцем. Объяснив это, богомудрый святитель Григорий призывает верных: «Но мы, сочисленные Христу, возжелаем Горнего мира, убоимся геенны огненной, бежим от всяческой неправды и скверны: ибо по причине сих мы, увы, самим себе и миру сему поставляем князем - лукавого. Бежим, следовательно, от обманов злого мира и покажем, чрез добрые наши дела, что и мы сами - дело всеблагих рук Божиих. Потому что таким образом мы прекрасно будем пользоваться вещами нынешнего века и в свое время насладимся обетованными вечными благами5».

Мы живем в искаженном мире, полном соблазнов, греха и скорби. Мы живем во временном мире, разрушающемся и обреченном на уничтожение. Всевышний хранит этот мир от окончательного падения - до Судного часа, как сказано святителем Филаретом Московским: «Словом Божиим тварь сохраняется под Бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества6». Мы существуем как бы на тонкой пленке между истинным миром Божиим и гиблым диавольским антимиром.

Многие богословы считают, что весь путь человечества от грехопадения до Страшного суда - это всего один день Господень: седьмой день творения. Как известно из книги Бытия, почт Бог в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2). Но значит ли это, что Всевышний просто ушел из сотворенного Им мира, оставив его на произвол злых духов и падших людей? Ни в коей мере: думать так было бы безумием. Господь наш Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17).

Что же означает покой дня седьмого, таинственный отдых Божий? Только одно: Господь уже не создает новых форм жизни и материи. Бог сотворил мир, дал ему законы - и как бы отпустил тварь на свободу, но отнюдь не подчинил творение ее произволу. Всевышний поныне делает: Он владычествует над миром -но не насилием, не прямыми проявлениями Своего Всемогущества, а мудростью, таинственным Промыслом Своим.

То, что мы называем естественными явлениями, естественным ходом событий, -есть богоустановленные законы природы, изменить которые легче легкого для Самого Законодателя. «У Бога и вода попаляет, и огонь орошает, - говорит святитель Филарет Московский». «Для Бога проще возжечь новое солнце, чем нам с вами свечку зажечь», - замечает архиепископ Иннокентий (Борисов)7. Но Всепремудрый Господь не делает ничего бессмысленного. Зачем Творцу менять Им же данные правила миро-

5Омилии / святитель Григорий Палама; [пер. с греч. архимандрита Амвросия (Погодина] М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2008. Т. 2, 2008 - 527, [1] с. С. 503.

6Цит. по кн.: Флоровский Г.В. Пути русского богословия / прот. Георгий Флоровский Париж: [б.и.], 1937 -574 с. С. 180.

7Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). Сочинения. Т. 4. СПб., 1908. С. 183-186.

здания, проникнутые высочайшей разумностью, чудеснейшие? Эти истинные чудеса Премудрости Божией окружают нас со всех сторон; мы считаем их чем-то обычным, потому что привыкли к ним. Надо сказать, что это дурная привычка - лень разума, не желающего задуматься над сокровенным смыслом вещей. Так, если бы перед нами, как перед древними израильтянами в пустыне, постоянно горел огненный столп Славы Божией, мы бы к этому тоже привыкли, стали бы считать это естественным. Ведь перед нашими невидящими глазами и сейчас, и всегда находится ярко горящий столп Славы Творца: Вселенная.

Мы считаем сверхъестественным, чудесным лишь то, что выходит за рамки наших обычных представлений, перед чем заходит в тупик наша ограниченная наука. Что ж, на протяжении человеческой истории и такие чудеса Всещедрый Господь являл во множестве - для исцеления нашего маловерия, для научения или предостережения. Еще в ветхозаветной древности пламя огненной печи ласкало тела подвижников веры, как нежный туман, и горела вода на жертвеннике по молитве святого пророка Илии. В каждом истинном чуде Божием является высочайший смысл. Вспомним чудеса Христовы: умножение пищи для голодных, исцеление безнадежно больных, воскрешение мертвых - в каждом из этих деяний и польза для телесных нужд людей, и великая польза духовная. Это премудрые уроки, призывающие на путь вечного спасения.

Прямо противоположный характер носят явные вторжения в мир злых духов, которые также именуются сверхъестественными, или аномальными, явлениями. Эти гримасы вселенской злобы - устрашения или издевательские насмешки бесовские -поражают вопиющей бессмыслицей. Таковы бессвязные «прорицания» демонов на спиритических сеансах. Таковы безумные абсурды «астрала и ментала» в оккультных действах. Таковы бессмысленные поступки «инопланетян с НЛО». Таково хулиганство «барабашек» и «полтергейстов». Все это - давным-давно известные Церкви Божией, лишь подправленные на новомодный лад формы материализации нечистой силы. Цель демонических издевательств над малопросвещенными людьми - испугать или смутить, сбить с толку, увести от поиска Божественной Истины. Такое нельзя назвать истинными чудесами: это скорее похоже на балаганные фокусы; однако бесовское «фокусничание» далеко не безобидно. Иногда силы зла даже приносят людям кажущуюся пользу: таковы «исцеления» старинных колдунов и нынешних экстрасенсов - после недолгого облегчения болезнь возвращается к «исцеленному» с удесятеренной силой, а бессмертной душе его уже нанесен страшный удар. Любопытство к бесовским фокусам, тем более доверие к ним - это не вера, а суеверие напрасное и пагубное. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Суеверия - смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщающихся8». В последние времена таковым будет позорище бессмысленных чудес и знамений антихриста, из-за которого соблазнится и навеки погибнет множество суеверных людей. Верным же нужно помнить, что любое овеществление злобных духов, в том числе и антихристово фокусничество, становится возможным только из-за умножения человеческих грехов - только по попущению Правосудного Господа Вседержителя.

Механизм взаимодействия сил добра и зла позволяет увидеть новейшие открытия ученых. Квантовая физика утверждает, что все процессы во Вселенной опре-

8Предостережения от суеверных предрассудков, извлеченные из Писаний святых отцов и учителей Церкви // Душеполезное чтение, 1861. Ч. I. С. 105.

№ 1, 2018 (4)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

деляются нематериальными волновыми пси-функциями уравнений Шредингера -в переводе на язык Откровения это, как уже говорилось, духовные сущности, существа духовного мира. Обнаружены волновые функции положительные и отрицательные: первые стремятся к созиданию и сбережению существующего - это светлые ангелы; вторые несут с собой разрушение и уничтожение - это духи тьмы. Соприкосновение отрицательного духовного мира, античастиц этого антимира с чем-то в мире видимом означает мгновенную аннигиляцию, взрыв, смерть. Выяснилось, что даже слабейшая из отрицательных пси-функций способна уничтожить всю нашу Вселенную; это то, о чем говорили еще в древности святые отцы: «И мелкий бес может одним когтем разрушить мироздание, - если ему позволит Бог». Да, духовная мощь, которую сохранили в себе даже падшие ангелы, несравненно превосходит любую вещественную силу. Но разрушению Вселенной препятствуют действия положительных волновых функций, малейшая из которых способна подавить и мощнейшую отрицательную функцию-пси. Любой ангел Божий сильнее самого князя тьмы - диаво-ла. Зло постоянно восстает на добро, но у него нет сил. Эта картина, нарисованная пытливым разумом ученых, помогает понять сущность борьбы добра и зла в этом мире.

Бог зла не творил и не творит. Вселюбящий Господь не является причиной боли, страданий, скорбей и смерти - все это породил в себе и из себя ненавист-ник-диавол. Но что же такое гнев, ярость, отмщение Господни, о которых говорит образная речь Священного Писания? Как же совершается карающее злых Правосудие Господне? Бог никого не казнит: не из-за Него льются человеческие слезы и кровь, не Он зажег адское пламя. Бог попускает, позволяет демонам совершить все это. Говоря тем же, неприложимым к Всевышнему Духу, но приближающим нас к пониманию Его деяний образным языком, Господь просто убирает руку, - и в образовавшуюся «щель» немедленно врываются силы зла со своими садистскими и разрушительными действиями. Но происходит это только там, где попустит Бог, и только таким образом и в такой степени, как позволит Он. Так грешники подвергаются бедствиям, потому что их оставил Господь, - не Всеблагой Создатель мучает их, а демоны, которым они своевольно предались в рабство. Вот гнев, ярость и месть Божии; вот Всеправедные суды Его над нечестивыми и беззаконными. В этом отношении диавол со своими легионами - только «раб Божий», исполнитель воли Божественного Правосудия.

Однако Господь терпит зло во Вселенной вовсе не для того, чтобы кого-то наказывать. Всевышний попускает злу паразитировать на Своем творении совсем не для того, чтобы вершились суд и расправа. Так, Создатель вызвал (попустил) всемирный потоп, уничтоживший большую часть человечества, не из желания покарать, а потому что эти массы людей безнадежно увязли в грехе; появление новых поколений в подобной среде означало бы только умножение растопки адских печей - умножение существ, обреченных на вечную муку. Так и Страшный суд, когда земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10), придет только тогда, когда Царствию Божию будет уже нечего ждать от человечества. Ибо не для размножения зла, а для возрастания добра существует этот мир. Сокровенная Премудрость Божественного Промысла в том, что даже силы зла служат явлению высочайшего добра.

Таинственны пути Промысла; к ним неприложима плоская земная логика, зачастую понимание их оказывается для нас недоступным. Заглядывать в неисследи-

мую бездну судеб Божиих бывает даже небезопасно. Так и Духоносный подвижник, преподобный Антоний Великий, задумавшись однажды о смысле мирских событий, получил от ангела Господня строгое внушение: «Себе внимай!» Тем более безумны попытки судить и рядить о делах Бога Промыслителя при наших наивных представлениях о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Для ничтожного рассудка «хорошим» кажется лишь то, что приятно, а плохим - то, что заставляет страдать. Но в Очах Всевышнего злом могут оказаться не только наши якобы «невинные» удовольствия, но и кажущиеся нам несомненными добродетели и добрые дела. Бытовое человеческое добро, как и весь прочий земной прах, не имеет никакой цены для вечности. Мы начнем хоть что-то понимать в судьбах отдельных людей, народов, всего мира только тогда, когда постигнем, наконец, наше здешнее существование - это вовсе и не жизнь, а испытательный срок, дарованная нам возможность подготовки к истинной жизни в Царствии Небесном. Настоящее добро - это то, что приводит человека к покаянию и очищению, служит спасению и возвышению его бессмертной души. А таким спасительным добром может оказаться все, что угодно: война или чума, тюрьма или нищета, жесточайшая болезнь или тягчайшая утрата. Лишь Вселюбящему Богу ведомо, какими путями ведет Он к вечному счастью всех тех, кто способен спастись.

Почему в этом мире так часто страдают добрые люди, а злодеи благоденствуют? Этот вопрос с пафосом задавали писатели и философы, на нем богоборцы основывали свою хулу на Всевышнего, им спекулировали большевики, требуя безбожного рая на земле. Но перед лицом вечности все это - лишь жалкое кликушество смертной твари.

Почему страдает праведник? Действительно, Господь попускает страдания Своим избранникам даже чаще, чем погибающим грешникам. Но можно назвать ли человека несчастным только потому, что в забытом младенчестве ему привиделся дурной сон? Вот так и земные муки праведника, как капля, растают в океане уготованного ему Небесного блаженства, где отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4). И более того: именно скорбь временного мира помогла счастливцу достичь таких высот. Страдание имеет жгучее, очищающее действие, а в очищении нуждается каждый, даже святой человек, ибо в каждой душе таится злое семя первородного греха. Вот почему некоторые святые подвижники молили Господа послать им тяжкую болезнь: они чувствовали, что без страдания их душа разнеживается, теряет мужество в борьбе с соблазнами. Праведник стремится в вечность Божию, и страдание - его посох на этом крутом пути.

Почему благоденствует злодей? Что ж, он пьет, ест и веселится, предается гнусным наслаждениям и совершает безнаказанные преступления, «потому что завтра умрет». Это духовный самоубийца, его душа уже мертва для вечности: поэтому Бог-Сердцеведец «забыл его» и оставил преуспевать во зле. Зато такого несчастного отлично помнит его хозяин-сатана и ведет строгий учет его непотребств, чтобы потом предъявить жуткий счет, ибо чем больше зла успеет духовный мертвец натворить в этом мире, тем более жестоко сможет издеваться над ним диавол в адской бездне. Таков конец земного «счастья» тех, кто грешит на просторе, кто грешит бесстыдно, беспробудно.

Страдание праведника и благоденствие злодея - это два крайних, граничных случая судеб Божиих. Между ними находимся мы с вами: нестойкие в добродетели и

№ 1, 2018 (4)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

падкие на грех, спотыкающиеся на каждом шагу земного пути. Среди благополучия мы забываем о Господе и заповедях Его, начинаем мертветь душою. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится - гласит пословица. И попускаемые нам скорби - это зов любвеобильного Небесного Отца: опомнитесь, не губите себя навеки, вернитесь с кривых путей греха на путь правды, ведущий в счастливое бессмертие. От нас самих зависит, расслышим ли мы спасительный зов Вселюбящего. В скорбях, искушениях и испытаниях неразумный начинает роптать на Бога, мудрый - благодарит Создателя. Еще ветхозаветная премудрость отмечала: любящий отец вовремя наказывает детей, а не губит их вседозволенностью. И в апостольских Посланиях сказано: если мы остаемся без отеческого наказания, значит, мы не сыновья, а пасынки. Так Небесный Отец пытается спасти нас от вечных страданий через земную боль.

Таинственны пути Промысла Божия. В этом мире нет ничего случайного. Из веяний благости и действий злобы, в сплетении личных судеб людей и судеб целых народов, в смене веков и исторических потрясений Господь Промыслитель творит картину седьмого дня. В этой картине временного мира каждая (каждая!) человеческая душа получает столько, сколько может вместить, - Благость Божия дает каждому наилучшие условия для спасения. За гранью телесной смерти, очнувшись от духовной слепоты, каждый погибший грешник вспомнит, сколько раз Господь звал его к Себе, а он противился Отчим призывам. Так жертвы вселенской злобы останутся безответны на Суде Божием. Ведь Суд этот прост: из невыносимого и страшного только для погибших Отчего Сияния прозвучит единственный вопрос: человек, что ты сделал со своей бессмертной душой?

Бог Промыслитель творит картину мира, но в этой картине мы остаемся свободны. От нас самих, от каждого из нас зависит, черным или светлым мазком ляжет его жизнь на таинственный холст. Господу не нужно наше внешнее добро - Ему нужно, чтобы стали добры наши души. Для этого нам даровано все: и сердце, способное любить Бога и ближних, и глубокий разум, и Божественное Откровение, и Таинства Церкви Господней. Наша воля свободна: мы можем сказать «да» Божественной любви или диавольским льстивым соблазнам. Мы - обитатели седьмого дня творения. Наступит день восьмой: вечность Божия! Тогда распадется плоская картина временного мира: все светлое из нее войдет в живую жизнь Пресветлого Неба; все темное стечет в изнанку мироздания, в гиблый диавольский антимир. Где тогда окажемся мы с вами, каждый из нас?

Человек, бывший венцом творения Божия, пал и искалечил сам себя и все вокруг себя. Теперь даже искаженный нашим падением мир призывает нас: восстаньте из ничтожества своего! В окружающей нас природе появилось много такого, что пугает и отталкивает нас, но в ней жива память о райской гармонии, и в человеческих силах даже здесь восстановить свое былое величие. «Ты скажешь: змея ужасна. Но бойся Господа, и она не сможет повредить тебе. Жалит скорпион. Но бойся Господа, и скорпион не ужалит тебя. Кровожаден лев. Но бойся Господа, и лев сядет у ног твоих, как у ног Даниила», - говорит святитель Кирилл Иерусалимский. Действительно: хищные львы становились кроткими, как в раю, и ласкались не только к пророку Даниилу, но и ко многим христианским мученикам и отцам-пустынникам. По поводу жалящих насекомых есть новейшее свидетельство Святогорца: в кельях афонских монахов полно скорпионов, но к ним относятся так же безразлично, как в России к тараканам. Для праведных сбывается обетование Господне: на аспида и василиска

№ 1, 2018 (4)

наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90, 13). Ни животные, ни люди, ни демоны, ни сам диавол не смогут причинить вреда тому, кто страшится не твари, а Творца, боится своими грехами оскорбить Божественную Любовь.

На что мы ни взглянем в окружающей нас природе, всюду урок или упрек. Бессловесные твари подают нам благой пример, чтобы устыдился падший венец творения. Нерушима супружеская любовь и верность лебедей. Преданные собаки готовы умереть за любимого хозяина. Еще в Ветхом Завете трудолюбие крохотного муравья служило укоризной ленивым бездельникам. Но в искаженном мире много и образов-предостережений: отвратительного скотства, в котором погрязают падшие люди. Слепой крот копошится в земле, равнодушный к сиянию солнца: так и мы среди унылых житейских забот и суеты не видим Солнца Правды - Господа нашего. Вымытая свинья идет валяться в грязи - так и мы, очищенные святым Таинством Крещения, валяемся в смрадной тине порока. Стервятник жадно расклевывает падаль - так и мы набрасываемся на скверные, мертвящие нас услаждения. Человек, поступающий подобным образом, становится скотоподобным. Как у бессловесной скотины, все интересы его - в земном; он весь - земля и прах, непотребный для Неба. Но даже среди скотов мы не найдем тех гнусностей, которые изобрели для себя люди по диаволь-скому наущению (а сейчас эти мерзости уже открыто пропагандируются). Сатана -это первый садист задолго до маркиза де Сада; первый мазохист задолго до Зохера Мазоха; древнейший фрейдист задолго до Зигмунда Фрейда. Каждый скотский порок имеет за собой гнусного демона, каждый извращенный порок - демона гнуснейшего. Духи зла паразитируют на материальном мире: не имея собственных тел, они как бы присасываются к телу совершающего грех и услаждаются его делами. Хочется ли нам иметь на себе таких «наездников»? Омерзительный облик злых духов не имеет подобий в животном мире - отдаленное представление могут дать пресмыкающиеся: раздувающая капюшон кобра с раздвоенным жалом, лютый крокодил, или же безобразные насекомые - скорпион, сколопендра, мокрица, мохноногий паук-кровосос. Но все эти твари показались бы милыми и прекрасными в сравнении с чудовищами-бесами. Их мы берем в «друзья», когда услаждаемся грехом. Есть и такие люди, которые сближаются со вселенской злобой вплотную. Сладострастные мучители и убийцы, былые и нынешние извращенцы-содомиты, «продвинутые» экстрасенсы и черные маги, каменщики антихристова царства, приверженцы сатанистских культов демоноподобны. Скотоподобная или тем более демоноподобная человеческая душа помрачена безнадежно: она несовместима с Царством Горнего Света - это растопка для адских печей.

После смерти тела грешная душа проходит так называемые воздушные мытарства, где легионы демонов работают, как система магнитов. На разных этапах мытарств бесы корыстолюбия, блуда, пьянства, гордыни и других пороков заманивают душу к себе - и она притягивается к тому, к чему более всего пристрастилась за время земной жизни. Горе душе, если эти магниты остановят ее на пути к Небу Божию. Сатана - лжец: в его геенне погибший грешник не найдет пищи для своей низкой страсти, и муки неутоленного порока станут одной из пыток, вечно терзающих несчастного в адской бездне. Так, предаваясь на земле пороку, мы развиваем в себе свой внутренний ад, который увлекает нас под хохот демонов в ад кромешный. Горе тому, кто за временную жизнь не взрастил в себе семена бессмертия и навсегда остался чужим Горнему Царствию!

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

Тут опять слышится ропот совопросников века сего: неужели, мол, Всевышний настолько «жесток», что из-за каких-то «грешков» обречет Свое создание на вечную пытку? Но дело не в грешках, даже не в грехопадениях, даже не в ужаснейших преступлениях падших людей. Законы вечности совсем иные; они и несравненно строже, и несравненно милосерднее, чем это видится земным суемудрам. Всевышний Судия не похож на бухгалтера со счетами или аптекаря с весами, который тщательно высчитывает, больше добрых или злых дел совершил на земле человек, и в зависимости от этой арифметики отправляет его в рай, ад или мифическое чистилище, как это представляется заблудшим римо-католикам. Суть не в земных делах и делишках, а в качестве человеческой души. Небесный Отец простит всех, кого можно простить. Он возьмет в Свое Царство всех, кто сможет там существовать, -как уже принимал кающихся разбойников, блудниц, мытарей и грешников. Не нужно никаких чистилищ, где веками страданий искупал бы грешник земные свои беззакония перед переходом в рай, - нет, огонь Божественной Любви мгновенно выжжет из души всю земную скверну, если душа способна выдержать этот огонь. Таково Милосердие Бога Вселюбящего.

Но напрасны и безумны надежды тех, кто полагается на всепрощение Божие и упрямо продолжает грешить. «Бог милостив, спасемся все!» - восклицают они, стремительно скатываясь в диавольскую ловушку. Им хотелось бы прикинуться этакими розовыми младенчиками, которых добрый Боженька обязан кормить с ложечки манной кашей, а также стирать за ними грязные пеленки. Но человек - не младенец, а разумное существо, наделенное великими дарованиями и призванное к высочайшей участи. И Всесовершенный Господь - не всепрощающий добрячок. Царство Небесное - это не приют для рабов греха, которые просто не смогут там существовать, потому что не выдержат Пречистого Света. Погибшая душа потому и называется погибшей, что сделалась непригодной для жизни в вечности Божией. Человек уже на земле должен породниться с Небом, иначе Горнее Царствие отбросит его от себя. Таково непреложное и неизбежное Правосудие Господне.

Божественная любовь - это воздух Вечной жизни. И уже на земле мы должны научиться дышать этим чистейшим воздухом вершин: как бы развить в себе соответствующие «легкие», если не хотим потом задохнуться навеки. Для падшей твари, какой является человек, это необычайно трудно. Грехолюбивая плоть, тщеславный ум, страстное сердце - все втягивает нас в ядовитую атмосферу соблазна, которой дышит лежащий во зле мир. А спасительная вера Христова требует от нас полного очищения: не только чистоты поступков (уже на это многие оказываются неспособными), но и чистоты помыслов - высветления всех уголков души, призванной к Небесному Свету. Это кажется непосильным, и малодушные сразу отшатываются с криком: кто может это совершить? Да, самому человеку это невозможно, но все возможно с благодатной помощью Божией. Надо бороться: если упал - встать, пусть падать снова и снова, но снова вставать и молить о помощи Творца. Так в поте лица, в неустанном труде над собой простирает человек свою свободную волю навстречу Божественной любви, и тогда осеняет его Всемогущая благодать Духа, поднимая на все более высокие вершины. Так происходит встреча человека с его Создателем. Иного пути спасения нет.

Говоря о духовных «легких», необходимых человеку для дыхания в Любви Божией, можно сказать и о поисках противоположного способа существования. Созна-

тельные сатанисты зря тужатся отрастить себе какие-то «жабры» для плавания в княжестве тьмы: там вообще нечем дышать. В мрачном адском пламени ни для людей, ни для демонов нет никаких удовольствий: чудовищным страданиям подвергли себя все, и более всех мучается сам диавол, тщетно пытаясь смягчить эту пытку терзанием своих прислужников.

Святые отцы сравнивали земную жизнь с плавильной печью, в которой очищаются благородные металлы, но сгорает нестойкая древесина. Да, строгие испытания посылает нам Божественная Любовь. Но нелепо думать, что спасающиеся -это особые люди, которых выбрал для Себя Господь, оставив погибать остальных. Такие умствования протестантских сект - клевета на Создателя, Который любит всех и всем желает спастись. Предопределенность человеческих судеб свыше означает только то, что Бог из Своей вечности уже видит, какой выбор сделает и к чему придет каждая душа. Избранники Божии - это те, которые избрали для себя Бога. Спастись может любой. Для этого нужны только высокий порыв и крепкая решимость, а не дряблая раздвоенность мыслей и чувств: рай, мол, хорош, да грех-то сладок; хотелось бы, дескать, Богу угодить, да уж очень я слаб. Это лжесмирение, эти лукавые ссылки на свою немощь - губительный самообман упрямых грешников, душетлен-ное самоуничижение паче гордости. Да, без Бога человек действительно только ничтожное двуногое животное. Но с Богом человек становится велик и могуществен, он светло и свободно торжествует над лежащим во зле миром.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как велико достоинство души!» Через ее силы строятся города, переплываются моря, обрабатываются поля, укрощаются дикие звери, открываются искусства. Но что важнее всего - душа знает Бога, Который сотворил ее. Один только человек из всего видимого мира воссылает молитвы к Богу, получает Откровения, изучив природу Небесных вещей, и проникает даже в Божественные тайны. Для него существует вся земля, солнце и звезды, для него сотворены небеса; для него посылались апостолы и пророки и даже ангелы; для его спасения, наконец, Отец ниспослал и Своего Единородного Сына!9

Человек есть поистине венец творения. Это сказано не о падших людях временного мира, а о восставшем из падения наследнике Царствия - человеке восьмого дня. Величайшая слава достигается через преодоление. Ангелам было легче спастись, чем людям: им нужно было только не отпасть, не выпасть из уже дарованного им Пречистого Света. Устоявшим в добре Ангелам больше не нужно работать над собой: они живут в святости. А человек призван победить зло в себе и вокруг себя. Путь спасенных людей - это полет из бездны, закаляющий могучие крылья духа для Небесной жизни. Человеческая любовь проходит величайшие испытания, потому что приводит к высочайшему счастью. Вот почему труд и пот, слезы и кровь испытательного земного срока попустил и даровал Вселюбящий Творец любимейшему своему созданию. Так из праха и смуты, из мимолетности и смертности седьмого дня творит Всевышний избранных Своих сынов и дочерей - Богоподобное Небесное человечество. Велик человек! В неизвестной нам полноте ангельского бытия даже у семи светлейших Архистратигов мы видим не только славословие Богу, но и служение людям. Мы не знаем, какое место в Небесной Иерархии занял тот или иной святой человек. Но об Одной мы знаем: рожденная на земле Дева Мария стала выше и прекраснее всех лучезарных духов Добра и Света - Честнейшая Херувим и Славнейшая

9Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский, свт. Указ. соч. С. 133.

№ 1, 2018 (4)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

без сравнения Серафим. Царица, достойная Небесного Царя, - вот венец венца творения Божия. Так, среди лежащего во зле мира Промысл Божий взрастил совершеннейшее создание духовного и видимого миров. Если бы из всей тварной Вселенной, из всех человеческих сонмов явилось одно только Живое Чудо чудес - Пречистая Богородица, то и тогда седьмой день озарился бы величайшим смыслом. После Ее явления Всевышний как бы добирает остатки с земной нивы - но как щедр этот золотой урожай новозаветной святости: как ярко сияют в Горних мужественные Апостолы, доблестные мученики, преподобные подвижники, мудрые святители...

Человеческая душа - вот настоящее поле битвы между добром и злом. Это единственное сокровище, за обладание которым сражаются Бог и сатана. Океаны и континенты, солнце и звезды, галактики и метагалактики падшего мира - все это материальный мусор, который Бог рано или поздно сожжет, как изношенную одежду. Одна-единственная человеческая душа, душа каждого из нас несравненно дороже всей видимой Вселенной. В этом мире только душа человека имеет значение, ибо она - бессмертна. Если человек погубит себя, его вечные муки станут гнусным наслаждением для человекоубийцы - диавола. Если человек спасется, его счастливый свет усилит общее блаженство Небесного Царства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сознание человеческого величия для нас не повод к гордыне, а побуждение к горькому плачу. Как недостойны мы милости Божией, как темны наши зараженные грехом души, как близки мы к пропасти адской и далеки от Божественной Любви! Что мы сделали и делаем со своими бессмертными душами, во что мы превратили дарованное нам от Господа величие?! Сколько трудов и слез нужно нам, чтобы омыть наши преступления, очиститься от зловонного грехолюбия нашего! Какое снисхождение Небесного Отца требуется, чтобы нам стать хотя бы малейшими светлячками в Пречистом Его Царствии! Но не будем унывать. Всещедрый Господь распахнул перед нами двери, через которые мы можем вернуться в славу детей Его: двери покаяния.

Спасение человека - это всегда взлет из бездны. Есть множество примеров того, как на крыльях покаяния может вознестись сильная душа и из страшнейших падений. Злейшими страстями была одержима Мария Магдалина. Просвещенная Христом, она превзошла в мужестве всех учеников Его, бесстрашно проводила своего Спасителя на Крестном Его пути. Жестоким гонителем истинной веры и соучастником святоубийств был фарисей Савл. Увидев Свет Господень, он стал великим Апостолом Павлом, просветителем народов. Диким язычником, считавшим за доблесть убийства и разврат, был князь Владимир. Узнав Бога Живого, он стал Крестителем Руси, человеком удивительно милосердным, целомудренным и кротким (вот, кстати, одна из многих причин того, почему нам нельзя никого осуждать, - только Господь Сердцеведец знает, кто на самом деле тот, кого мы порицаем. Не хулим ли мы своим судом великого избранника Господня и избравшего его Всевышнего? Глубокая мудрость явлена в смиренной мысли святых отцов: считать себя хуже всех). А для нас самих пример взлетов из бездны означает одно: не отчаиваться. В любых испытаниях, страданиях, утратах, падениях, кажущихся совершенно безнадежными, - не отчаиваться, а уповать на Всемогущего Создателя. «Где способа спасения нет, там Бог способ находит», - говорит святитель Филарет Московский10.

10Цит. по кн.: Флоровский Г.В. Пути русского богословия / прот. Георгий Флоровский. Париж: [б.и.], 1937 -574 с. С. 185-186.

Божественная Любовь нашла выход даже из безнадежного положения, в какое попало падшее человечество. Помрачив свою природу грехом, человек стал злым существом, рабом диавола - и утратил свободу воли. Вновь переродиться для добра самим людям было так же невозможно, как хищнику начать питаться травой или улитке научиться летать. Сумрачны были ветхозаветные времена, когда человечество рабствовало злым духам. Даже лучших из тогдашних людей мог оседлать демон и ввергнуть в грехопадение со злорадным хохотом: «Бога ищешь? Чистоты захотел? Ну нет, валяйся в грязи!» Вот почему в Ветхом Завете много такого, против чего протестует христианское нравственное чувство: многоженство, вспышки гнева у пророков, воинственная жестокость. Вот почему даже праведники ветхозаветных времен сходили в ад - вывел их оттуда только Христос, Кровью Своею на все времена выкупивший из диавольского плена всех, кто стремился к Богу Живому. Человек не мог переродиться сам: и Вселюбящий Господь в Лице Сына стал Родоначальником спасаемого человечества. Это была полнота времен, начало преображения падшего мира. Непостижимой Жертвой - страданиями, кровью и смертью воплотившегося Всевышнего - возвращена людям свобода воли.

Нам даровано великое счастье - жить в искупленном, освобожденном Христом Господом мире. Демоны уже не имеют власти насиловать наши души, они могут только соблазнять и обольщать. Нам даровано несравненно больше, чем нашим прародителям. Первые люди, наделенные образом Господним, были только призваны к уподоблению Господу. Жертвенная любовь Сына Божия одарила нас кровным родством с Всевышним. Любой христианин, причащающийся Плоти и Крови Христовых, без всяких заслуг со своей стороны принимает в себя Богоподобие. В его душе - Всемогущество Божие, страшное для злых духов. Так верные могут следовать апостольскому завету: Противостаньте диаволу - и убежит от вас (Иак. 4, 7). Восстать против злого духа - значит возненавидеть зло в самих себе, проникнуться отвращением к приторной слизи греха, которой пичкает нас сатана. Если мы со всем мужеством восстанем против всего позорного и низкого, что было в нашем прошлом и есть в настоящем, всей силой плачущего от стыда сердца ополчимся против нечистот собственной души, тогда сбудется нам по слову молитвы: яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога. Если мы истинно покаемся и облечемся в благодать Божию, злые силы уже не смогут обольстить нас.

Мы сами впускаем в себя врагов, демонов-человекоубийц. Страшны следствия наших греховных поступков, так как ими мы несем мрак и сеем соблазн в окружающем мире. Но еще хуже то, что таким образом мы, освобожденные Христом, по своей воле вновь отдаемся в гнусное рабство и начинаем работать сатане. Позволяя себе грешить, мы тем самым позволяем демонам все прочнее укореняться в нашем внутреннем мире, все глубже запускать когти в нашу душу. Нечистота не только дел, но и мыслей наших, накапливаясь, приводит к тому, что злые силы вновь обретают над нами власть. И вот мы уже против воли впадаем в мерзкие нам самим состояния: совершаем поступки, которые у нас самих вызывают отвращение и ужас. Но и тогда нельзя отчаиваться. Упали? Встаньте и спешите к Небесному Отцу. Пусть несчастная душа с плачем жалуется Богу на то, что ее насиловал сатана. Стыдно душе признаваться Всевышнему в своем падении при Его свидетеле-священнике, но настоящий позор и погибель для нее - оставаться наложницей демона. Стыд исповеди спасителен, он научает человека: бойтесь греха! Плачьте

№ 1, 2018 (4)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

пред Господом о вине и беде своей: тогда Всещедрый Господь уврачует и защитит, избавит вас от власти злой силы.

Наши падения, наше бессилие в борьбе с соблазном, все наши немощи и скорби напоминают нам о том, что человек без Бога - только ничтожная тварь, прах из праха. Так мы учимся смирению. И если мы в послушании святым заповедям Божиим смиримся под Крепкую Руку Его, тогда на земле начнется совсем иная, светлая жизнь. Тогда мы поймем, как легко священное иго и благо святое бремя Христово.

Благодатная жизнь христианина - это глубокий покой, мир в душе. Среди любых испытаний в смирившемся сердце живет радость о Господе Милующем. Гаснут мучительные страсти: ненависть, тщеславие, жажда денег и комфорта, зависть и тому подобное. Нет мнимых страхов, иссушающей душу тревоги: что будет завтра? Верный доверился Небесному Отцу: возложил на Него печали свои. Самые слезы смиренного -это не злая соль обид и утрат, а сладость покаяния, потому что они несут с собой очищение. Через радость молитвы сердце человека раскрывается к чистым радостям этого мира. Освящаются все чувства и мысли того, кто начинает ходить перед Богом.

(продолжение следует)

Библиографический список:

1. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1, 2017 - 701 с. С. 457.

2. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский. Сочинения. Т. 4. СПб., 1908. С. 183-186.

3. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский, свт. Беседы, сиречь учителя вселенскаго и патриарха Константинопольскаго, святаго Иоанна Златоустаго, Толкование на послание к Римляном святаго апостола Павла, [Текст] исполненная богословских, догматических, таинственных православных решений, философских же и нравоучительных изряднейших изданий и поучений душеспасительных. М.: Синодальная тип., декабрь 1806. С. 99-101.

4. Омилии / святитель Григорий Палама; [пер. с греч. архимандрита Амвросия (Погодина] М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2008. Т. 2, 2008 - 527 [1] с. С. 503.

5. Предостережения от суеверных предрассудков, извлеченные из Писаний святых отцов и учителей Церкви // Душеполезное чтение, 1861. Ч. I. С. 105.

6. Силуан Афонский О Любви // Писания / преподобный Силуан Афонский. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2016 - 383 с. С. 217.

7. Слова на двунадесятые и великие праздники [Текст] / митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким). М.: Сибирская Благозвонница, 2017. - 911 с.

8. Флоровский Г.В. Пути русского богословия / прот. Георгий Флоровский Париж: [б.и.], 1937 - 574 с. С. 180.

9. Цветник духовный: изречения мужей мудрых. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013 - 510 с. С. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.