Научная статья на тему 'Информационная среда дистанционного обучения как средство реализации индивидуализированного обучения в общей школе'

Информационная среда дистанционного обучения как средство реализации индивидуализированного обучения в общей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1466
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / INFORMATION ENVIRONMENT OF DISTANCE LEARNING / LEARNING PROCESS / INDIVIDUALIZED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапенюк М. В.

В статье раскрыто содержание понятия информационной среды дистанционного обучения, рассматриваются теоретико-методические основы и нормативно-распорядительное обеспечение организации учебного процесса в школе с ее использованием. Раскрывается значимость информационной сферы дистанционного обучения как средства реализации индивидуализированного обучения в условиях классно-урочной формы, технологии восполнения пробелов в знаниях учащихся, средства формирования универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the concept of the information environment of distance learning (IEDL); deals with theoretical and methodological bases and standard administrative documents for the organization of the educational process in school using IEDL; reveals the importance of IEDL as a means of implementing the conditions of the is class-fixed form; technology of completion of gaps in knowledge of pupils, means of formation of universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Информационная среда дистанционного обучения как средство реализации индивидуализированного обучения в общей школе»

М.В. Лапенок

Информационная среда дистанционного обучения как средство реализации индивидуализированного обучения в общей школе

В статье раскрыто содержание понятия информационной среды дистанционного обучения, рассматриваются теоретико-методические основы и нормативно-распорядительное обеспечение организации учебного процесса в школе с ее использованием. Раскрывается значимость информационной сферы дистанционного обучения как средства реализации индивидуализированного обучения в условиях классно-урочной формы, технологии восполнения пробелов в знаниях учащихся, средства формирования универсальных учебных действий. Ключевые слова: дистанционные технологии обучения, информационная среда дистанционного обучения, учебный процесс, индивидуализированное обучение.

На этапе становления информационного общества меняется парадигма образования. Классическая, или функционалистская, образовательная парадигма была ориентирована на обеспечение эффективного функционирования человека в коллективе, на производстве, в обществе. Организационно-методической стороной такой модели обретения знаний является нормативно-репрессивный принцип в условиях классно-урочной организационной формы. «Признание незыблемости классно-урочной формы и принятой в массовой школе наполняемости классов с неизбежностью приведет к тому, что попытки совершенствования содержания или методики преподавания конкретных учебных дисциплин не смогут заметно сказаться на уровне их усвоения большинством учащихся» [7, с. 7].

Компетентностная парадигма в образовании сформировалась под воздействием социально-экономических и информационных факторов, среди которых главенствующим является переход к свободному рынку труда и к конкурентной модели его формирования. Работодатель заинтересован в выпускниках учебных заведений, которые умеют и готовы не только применить свои знания, но и добывать недостающие. «Так

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

что личностно-ориентированный подход теперь тоже не теоретическое построение от педагогики, а неуклонное требование экономических реалий» [1, с. 9]. Следствием ориентации на личностные интересы учащегося становится требование построения обучения по индивидуальным учебным планам - возможность формирования индивидуальной образовательной траектории. И.В. Роберт говорит о необходимости самостоятельного выбора обучаемым «траектории обучения», о личностно-ориентированном режиме учебной деятельности в условиях изменения структуры представления учебного материала, которое становится нелинейным [6, с. 45]. В документе «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”» отмечается, что российским органам управления образованием необходимо разработать и внедрить систему обеспечения индивидуальных образовательных программ учащихся, в том числе в рамках моделей дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся старших классов [4, с. 3].

Специалисты в области педагогики едины во мнении о необходимости модернизации школы в направлении адаптации целей, организационных планов и программ, форм и методов образовательной работык научно-технологическому и социальному развитию. Наиболее важным для педагогически обоснованной реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания, по мнению И.В. Роберт, является развитие теории создания и использования информационно-коммуникационных предметных сред со встроенными элементами технологии обучения [6, с. 130]. Дистанционное образование, организованное в информационно-коммуникационной предметной среде со встроенными технологиями обучения, признается перспективным и получает все более широкое распространение в общеобразовательной и высшей школе [Там же, с. 69]. В развитие понятия информационно-коммуникационной предметной среды введем понятие информационной среды дистанционного обучения. Под информационной средой дистанционного обучения будем понимать совокупность компонентов, обеспечивающих:

1) осуществление информационного взаимодействия между всеми участниками дистанционного образовательного процесса (сетевыми преподавателями, педагогами-кураторами, учащимися, создателями курсов, администраторами и другими авторизованными пользователями - родителями учеников, руководством школы), реализуемого с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий;

2) осуществление дистанционного информационного взаимодействия между обучающимися и учебным информационным ресурсом,

отображающим закономерности предметных областей, соответствующих учебным дисциплинам образовательной программы, и разработанным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим комплексам дистанционного обучения (по составу, содержанию и др.);

3) осуществление организационного управления учебной деятельностью, в том числе мониторинга продвижения учащихся по образовательным траекториям, контроля результатов усвоения учебного материала, другой информационно-поисковой деятельности посредством специального программного обеспечения - системы дистанционного обучения;

4) реализацию возможностей информационно-коммуникативных технологий, таких как незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения.

Организация учебного процесса в общеобразовательной школе с использованием информационной среды дистанционного обучения позволит оптимизировать использование учебного времени и индивидуализировать обучение как в рамках классно-урочной формы, так и при самостоятельной учебной, познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся в системе общего образования, а также для предупреждения и восполнения пробелов в знаниях школьников, обучающихся в условиях традиционной классно-урочной формы и вынужденных пропускать занятия по болезни и другим причинам.

Условием использования информационной среды дистанционного обучения в учебном процессе является полнота контента учебного информационного ресурса, в нем должны быть представлены все тематические разделы каждой учебной дисциплины, входящей в образовательную программу общей школы. При этом форма представления учебного материала должна соответствовать как видам занятий, предназначенным для освоения нового теоретического материала, так и тем видам занятий, которые предназначены для приобретения основных умений и навыков, а также для контроля усвоения материала.

В отличие от информационных ресурсов, которые предназначены для исключительно дистанционного изучения (например, для дистанционного изучения определенного профиля), и в которых целесообразно ограничить доступ к какому-либо разделу учебного материала в случаях, когда не освоены в должной степени предшествующие разделы, учебный

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

информационный ресурс, используемый с целью восполнения пробелов в знаниях, появляющихся вследствие вынужденных пропусков занятий, должен быть доступным в любой своей части: как в начале изучения темы, когда осваивается понятийный аппарат и основные положения теории, так и в средней или заключительной части, когда отрабатываются умения и навыки или выполняются итоговые проверочные задания.

В работе автора статьи была описана методика использования информационной среды дистанционного обучения в учебном процессе общеобразовательной школы с целью предупреждения и восполнения пробелов в знаниях школьников, появляющихся вследствие вынужденных пропусков занятий по болезни и другим причинам в условиях традиционной классно-урочной формы [2, с. 175].

Построение индивидуальных траекторий требует составления индивидуального плана занятий, организованных как в рамках классно-урочной формы, так и вне класса с использованием дистанционных образовательных технологий и информационного учебного ресурса дистанционного обучения. Согласно ст. 63 закона «Об образовании в РФ» при обучении по индивидуальному учебному плану для обучающегося составляется индивидуальное расписание занятий, которое формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогическим работником с обучающимися. В расписание занятий не включаются учебные курсы, предметы, модули, которые осваиваются обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий без участия педагогического работника. Из вышесказанного следует, что занятия, проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий, но вместе с сетевым педагогом, включаются в расписание занятий. Такие занятия позволяют реализовать закрепленное в закон! «Об образовании в РФ» право педагогических работников на применение авторских методик обучения, на выбор учебных пособий и иных средств обучения, на пользование информационными ресурсами, доступ к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, необходимым для педагогической деятельности, на участие в экспериментальной деятельности и внедрении инноваций [5, ст. 49].

В условиях использования информационной среды дистанционного обучения на уроке в классе построение индивидуальных траекторий выполняется с учетом индивидуальных показателей освоения учащимися учебного материала (количество и скорость выполнения заданий). В условиях использования информационной среды дистанционного

обучения вне класса индивидуальные траектории будут зависеть: а) от объема и времени изучения учебного материала - в случае полностью дистанционного освоения учебных курсов, б) от времени пропусков занятий и успеваемости школьников - в случае частично дистанционного освоения учебных курсов из-за вынужденных пропусков занятий в классе. Индивидуальные траектории должны обеспечивать проведение всех форм занятий с учетом сформированного плана и индивидуальных особенностей учебной работы школьников, систему накопительной оценки учебной работы школьников (включая поддержание коллекции выполненных ими заданий и работ), текущий контроль хода и результатов учебной работы. При этом количество заданий по каждому разделу учебной дисциплины, представленной в информационной среде дистанционного обучения, должно быть достаточным для формирования неповторяющегося набора тестов для каждого учащегося группы.

В технологическом аспекте информационная среда дистанционного обучения представляет собой специальный образовательный портал на базе информационно-методического центра городского/районного отдела образования либо на базе образовательного учреждения, где представлены все материалы учебно-методического обеспечения, необходимые для осуществления учебного процесса в соответствии с учебным планом образовательной программы. В соответствующих разделах портала размещаются учебные информационные ресурсы (в том числе теоретические материалы, практические задания, лабораторные работы, тесты, контрольные работы), базы данных учащихся и сетевых педагогов, а также сервисы для администрирования и сетевого общения участников учебного процесса.

Содержание учебных информационных ресурсов информационной среды дистанционного обучения, применяющихся в учебном процессе общеобразовательной школы, в модели обучения, развивающей классно-урочную форму посредством использования дистанционных образовательных технологий, соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (2005 г.), в котором фиксируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Концепция новых стандартов общего образования (2011 г.), исходящая из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, определяет «фундаментальное ядро содержания общего образования», которое нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

отдельным учебным предметам, определяя элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых уровень общего образования не может быть признан достаточным для последующего личностного развития [8, с. 2]. В связи с введением стандартов общего образования (2011 г.) необходимо модернизировать содержательное наполнение информационного ресурса. В обеих версиях информационной среды дистанционного обучения (2009 и 2011 гг.) учебный информационный ресурс должен включать учебно-методические комплексы образовательных программ, состав которых определяется федеральными документами [3; 5; 8].

В проекте образовательного стандарта 2011 г. понятие «универсальные учебные действия» (УУД) определено как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В стандарте указано, что «УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса» [8, с. 38]. Организация учебного процесса в общей школе с использованием информационной среды дистанционного обучения как раз и позволит реализовать вышеназванные положения стандарта. Тем более, что согласно стандарту целью овладения учащимися УУД является «формирование способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться» [Там же, с. 37].

Организация учебного процесса в средней школе с использованием информационной среды дистанционного обучения способствует формированию и развитию следующих основных универсальных действий.

1. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Это достигается за счет того, что условия виртуального общения (асинхронной коммуникации по встроенным сервисам информационной сферы дистанционного обучения типа электронной почты, чата, форума) дают учащемуся «паузу во времени» для того, чтобы адаптироваться в сетевом коллективе и выработать свою тактику поведения. Учебная деятельность школьника, реализуемая с использованием информационной сферы дистанционного обучения, не предусматривает его личных контактов с другими учащимися или с преподавателями, но предусматривает их виртуальное общение, в том числе для консультаций с педагогом-кура-тором (как правило, классным руководителем) и с сетевыми педагогами-предметниками, организующими учебную деятельность отсутствующего

в классе школьника на базе информационной среды дистанционного обучения. При необходимости и в соответствии с индивидуальным учебным планом этот учащийся может быть вовлечен в работу виртуальных групп сотрудничества.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия, в состав которых входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) и постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) [8, с. 40]. Недостаток невербального общения компенсируется, во-первых, плановыми занятиями в рамках классно-урочной формы, во-вторых, включением в учебный план дистанционных занятий в режиме реального времени с использованием видеоконференцсвязи, а также неформальных мероприятий типа домашних страниц (homepages), общей фонотеки любимой музыки, обсуждения в чатах как учебной, так и неучебной тематики.

3. Регулятивные универсальные учебные действия, такие, как целепо-лагание, т.е. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование, т.е. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.

4. Общеучебные познавательные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Для организации в общеобразовательной школе учебного процесса, предусматривающего предупреждение и восполнение пробелов в знаниях, появляющихся вследствие вынужденных пропусков занятий, наряду с созданием информационной среды дистанционного обучения (образовательного портала) необходимо разработать правовую нормативнораспорядительную базу. Учебный процесс, проводимый в условиях сочетания классно-урочной формы обучения и дистанционных образовательных технологий, документы (локальные нормативные акты) должны регламентировать следующим образом:

- устанавливать ответственность участников учебного процесса за определенные виды деятельности, такие как назначение педагогов-курато-ров и сетевых педагогов-предметников, составление индивидуального

Педагогика и психология

26

Актуальные проблемы педагогики

] .

плана занятии учащихся на период пропусков, мониторинг продвижения учащихся по образовательным траекториям, контроль результатов усвоения учебного материала и др.;

- устанавливать взаимоотношения, в том числе отношения подчинения, между участниками учебного процесса (учащимися, педагогами-кураторами / классными руководителями, сетевыми педагогами, родителями, администраторами);

- регламентировать порядок (процедуры) перехода и возврата учащихся с традиционной классно-урочной формы обучения на дистанционную в случае вынужденных пропусков занятий, при том, что период отсутствия учащегося заранее неизвестен;

- обеспечивать мотивацию, в том числе за счет материального вознаграждения, педагогов и администраторов, которые, кроме ведения традиционных занятий, курируют дистанционное обучение школьников в период их отсутствия.

Эти документы (Положение об организации учебного процесса с использованием информационной сферы дистанционного обучения, Договор по оказанию услуг с родителями учащихся, Дополнение в Устав образовательного учреждения, Дополнение в Трудовой договор) разрабатываются специалистами администрации отдела образования и образовательного учреждения.

В федеральном законе «Об образовании в РФ», указано следующее.

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе реализовывать с использованием дистанционных образовательных технологий общеобразовательные и профессиональные образовательные программы различных уровня и направленности при всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании.

2. Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий частично. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом [5, ст. 66].

Представленный в статье анализ документов позволяет сделать следующие выводы.

1. Организация учебного процесса в общеобразовательной школе на базе информационной среды дистанционного обучения правомочна при условии разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы,

регулирующие образовательные отношения с использованием дистанционных образовательных технологий.

2. Организация учебного процесса в общеобразовательной школе в условиях информационной среды дистанционного обучения перспективна и востребована:

- для реализации индивидуализированного обучения в рамках классноурочной формы, предполагающего необходимость дифференцированного подхода к обучению, ориентацию на интеллектуальное и нравственное развитие личности, учет индивидуальных особенностей каждого ученика;

- для создания технологии (механизма) восполнения пробелов в знаниях, возникающих из-за пропусков учащимися занятий по различным причинам;

- для формирования и развития универсальных учебных действий, обеспечивающих способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- для развития творческой и познавательной активности учащихся.

Библиографический список

1. Гейн А.Г. Информация как педагогический ресурс // Информатика. 2011. № 3. С. 8-21.

2. Лапенок М.В. Теоретико-методические основы организации информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 170-177.

3. Приказ МинОбрНауки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

4. Приказ Президента Российской Федерации от 04.02.2010 Пр-271 «Национальная образовательная инициатива ”Наша новая школа”».

5. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 декабря 2010 г.

6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. М., 2008.

7. Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем. Екатеринбург, 1998.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.