УДК 004.9
Чан Тхи Хыонг, В. Ф. Шуршев
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ МОРСКОГО ПОРТА (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ)
В настоящее время в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ) широко развертывается работа по строительству и развитию сети морских портов. Особое внимание уделяется внедрению новейших технологий, расширению и модернизации действующих портов, строительству глубоководных и перевалочных портов международного масштаба для обслуживания крупных судов [1]. Строительство глубоководного порта Ванфонг (провинция Кханьхоа), порта Бендинь-Шаомай (Хошимин), расширение сети портов Хайфон, бурное развитие портового комплекса Сайгон и других портов (рис. 1) осуществляются для обеспечения возможности захода более крупных судов с целью увеличения общего объема грузов, проходящих через порты Вьетнама [2].
Кам»*.
Рис. 1. Карта морских портов СРВ
Перегрузочные процессы - основная производная деятельность порта, которая включает в себя все перегрузочные операции по загрузке и разгрузке транспортных средств - судов, вагонов, автомобилей. Для реализации перегрузочных работ со значительным объемом грузопотоков порт оборудуется перегрузочными машинами различной грузоподъемности, системой причалов, складов, сетью транспортных путей и т. д.
В морских портах требуется значительное ускорение перегрузочных процессов, сокращение стояночного времени судов и снижение комплексных затрат по судну и порту [3]. Вместе с тем сложность и трудоемкость загрузочно-разгрузочных работ, современное развитие техники перегрузочного оборудования требуют совершенствования управления перегрузочным процессом с применением информационным технологией [4].
Во Вьетнаме существует проблема неэффективного управления перегрузочными процессами морских портов - управления, которое осуществляется без использования современных методик с информационными технологиями. Именно поэтому актуальна задача по совершенствованию управления перегрузочным процессом морского порта за счет использования информационных технологий.
Для оценки эффективности управления были сформированы критерии, оценивающие качество перегрузочного процесса. Разработанная система критериев состоит из двух групп (рис. 2):
- критерии, описывающие технологические элементы перегрузочных комплексов;
- критерии, обеспечивающие элементы перегрузочных комплексов.
Исследование перегрузочных процессов показало, что в группе «Критерии, описывающие технологические элементы перегрузочных комплексов» необходимо выделить следующие составляющие: причал, склад, перегрузочное оборудование, транспортные пути.
Критерии, описывающие свойства причала, включают в себя следующие параметры: длина, глубина, количество.
Критерии, описывающие свойства склада, включают в себя площадь и виды складов: открытые склады для хранения бочек, соли, угля и др., крытые склады для хранения определенного вида груза.
Группа перегрузочного оборудования характеризуется критериями, представляющими собой альтернативные машины перегрузочных процессов. Это портовые краны, погрузчик, конвейеры, элеваторы, вспомогательное оборудование.
Транспортные средства содержат следующие критерии: железнодорожные, автомобильные, водные; прочие.
Система критериев, оценивающих качество перегрузочных процессов
Т ехнологические
Обеспечивающие
Причал
Склад
Перегрузочное
оборудование
Длина, м. Г лубина, м. Количество
Площадь.
Вид
Портовые краны (количество и грузоподъемность)
Конвейеры
Элеваторы
Транспортные средства
Железно-
дорожные
Погрузчики (количество и грузоподъемность)
Автомобильные
Водные
Количество
автомашин.
Типы
автомашин
Количество путей, поездов Объем вагонооборота. Вид вагонов, их длина и ширина. Станции
Вспомогательное
оборудование
Прочие
Водопровод
Прочие
Силовая и осветительная электросеть
Портовые
буксиры.
Плавучие
булкеровщики.
Водоналивные
баржи
Средства
связи
Прочие
Рис. 2. Критерии, оценивающие качество перегрузочных процессов
Группа обеспечивающих элементов содержит следующие критерии: водопровод, силовая и осветительная электросеть, средства связи, прочие.
Набор критериев, входящих в каждую из групп, не является исчерпывающим и может пополняться и изменяться в зависимости от целей задачи принятия решения.
Модель управления перегрузочным процессом можно представить в виде кортежа
Мпр = {V, Ж, Е},
где V - входные параметры, к которым относятся технологические и обеспечивающие критерии; Ж - выходные параметры, представляющие собой качество перегрузочных работ, которое характеризуется такими параметрами, как минимальное время разгрузки-погрузки, расход топлива, электроэнергии, эксплуатационные расходы; Е - алгоритмы, методики и функции перевода входных параметров в выходные.
Для мониторинга качества перегрузочных процессов создается информационная система, в которой их деятельность рассматривается как информационные потоки.
Информационная система создается с целью повышения эффективности обработки судов, вагонов, автомобилей, оптимизации перегрузочных процессов, что предполагает минимизацию затрат времени, расхода топлива, электроэнергии, эксплуатационных расходов.
Концептуальная система информационной системы представлена на рис. 3. Входными данными системы является информация о перегрузочных комплексах, судах, вагонах, автомобилях и грузопотоках. Управляющие воздействия - режим работы порта, план обработки судов, вагонов, автомобилей. С информационной системой работает диспетчер. Выходная информация - минимальное время разгрузки-погрузки, затраты топлива, электроэнергии, эксплуатационные расходы.
Информация о перегрузочными комплексах
Информация о судах, вагонах, автомобилях
Информация о грузопотоках
Режим работы порта
План обработки судов, вагонов, автомобилей
ЩШ:
Диспетчер
Информационная система управления перегрузочным процессом
Время разгрузки-погрузки, минимум
Затраты топлива, электроэнергии, минимум
Эксплуатационные расходы, минимум
Рис. 3. Концептуальная диаграмма информационной системы управления перегрузочным процессом
При разгрузке-погрузке судов реализуется принцип минимального маршрута движения перегружаемых машин и одинакового времени работы машин.
Судну, находящемуся в порту, требуется ускоренно реализовать перегрузочные процессы и освободить место стоянки. Прежде всего, для разгрузки грузопотоков необходимо определить причал с тем, чтобы его глубина соответствовала грузовместимости судов и на этом причале находился портовый кран, соответствующий виду грузопотоков. После этого определяется склад для хранения грузов так, чтобы этот склад был ближайшим до определенного причала. При этом маршрут движения машин будет минимальным и, как следствие, снижается расход электроэнергии, топлива. Самой важной из перегрузочных операций является расстановка перегрузочных машин и использование каждой машины в период разгрузки-загрузки судна для того, чтобы все машины работали одинаковое время с максимумом грузоподъемности.
Ускорение обработки транспортных средств в порту и сокращение стояночного времени судов способствуют повышению конкурентоспособности портов. Именно поэтому каждому морскому порту необходимо совершенствовать технологию и организацию погрузочноразгрузочных работ. Способствовать этому и призвана разрабатываемая информационная система управления перегрузочным процессом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа развития транспорта во Вьетнаме. Hanoi baut Häfen und Flughäfen // DVZ: Dtsch. Logist. -Ztg. - 2007. - 61. - № 59-60.
2. Перспективы развития транспорта во Вьетнаме. Hanoi baut Häfen und Flughäfen // DVZ: Dtsch. Logist. -Ztg. - 2007. - 61. - № 59-60.
3. Лазарев Н. Ф. Перегрузочные процессы в морских портах. Обработка и обслуживание судов. -М.: Транспорт, 1987. - 197 с.
4. Степанец А. В. Оптимальное управление работой морского порта. - Владивосток: ИНТЕРМОР, 1997. - 188 с.
Статья поступила в редакцию 8.07.2009
INFORMATION SYSTEM OF CONTROL OF THE TRANSFER PROCESSES IN SEAPORTS (BY THE EXAMPLE OF SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM)
Tran Huong Thi, V. F. Shurshev
Nowadays in Vietnam there is a problem of mismanagement of seaport’s transfer processes, which takes place without the use of modern techniques with information technologies. In this connection to monitor the quality of the transshipment processes the information system, which considers them as the information flows, has been developed. The information system helps to improve the efficiency of vessels, wagons, cars processing, to optimize transshipment processes minimizing the amount of time, fuel, electricity, maintenance costs. The system of criteria of the quality of the transshipment process control of the sea port and the conceptual model of the system are offered.
Key words: seaport, transfer process, information system, control, criterion.