Информационная система поддержки учебного процесса для кафедры «Безопасность жизнедеятельности и защита
окружающей среды»
Селихина Александра Викторовна аспирант 2-го года обучения кафедры «Теоретическая и прикладная механика», программист управления дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000 [email protected]
Аннотация
В статье описываются основные направления в рамках текущего года экологии. Рассмотрены основные шаги в решении экологических проблем, а также в организации охраны труда. Обоснована необходимость информатизации охраны труда в учреждениях высшего образования. Исследование позволило более четко определить функции информационной системы по охране труда. Описан пример поддержки учебного процесса для кафедры «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» The article describes the main directions within the current year of ecology. The main steps in the solution of environmental problems, as well as the organization of labor protection, are considered.. The necessity of informatization of labor protection in institutions of higher education is grounded. The study made it possible to more clearly formulate the functions of the information system on labor protection. An example of the support of the educational process for the department "Life safety and environmental protection" is described.
Ключевые слова
год экологии, министерство труда, охрана труда, информационная система, безопасность жизнедеятельности
year of ecology, Ministry of Labor, labor protection, information system, life safety
Введение
Взаимоотношения человечества с окружающей средой в планетарном масштабе рассматривает глобальная экология - комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные ее изменения под влиянием деятельности человека. С экологией тесно связано такое направление как «Безопасность жизнедеятельности». Безопасность деятельности — одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше время проблемы безопасности еще больше обострились. Актуальность данного направления подчёркивается аксиомой потенциальной опасности деятельности: ни в одном её виде невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна [1].
Основные направления года экологии в Российской Федерации
5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны
(рис. 1).
Рис. 1. Официальный сайт года экологии
Владимир Путин отмечает важность всех экологических проблем в стране, а также призывал к созданию механизмов решения данной проблематики. По мнению экспертов в 2017 году начнется практическая реализация тех изменений законодательства в сфере экологии, которые в предыдущие годы неоднократно рассматривались российским парламентом.
Не обошел своим вниманием президент и такой аспект как организация охраны труда. По его словам, обязанность государства - это надежное обеспечение прав и законных интересов трудящихся, создание системы, которая защищала бы здоровье, жизнь людей и, с другой стороны, не позволяла бы недобросовестному работодателю экономить на стандартах безопасности, игнорировать экологические требования. При этом, как отмечает Владимир Путин, безопасность труда - это серьезный экономических фактор. «Прямые экономические потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда ежегодно составляют примерно 2 трлн рублей. Я еще раз хочу подчеркнуть: безопасность труда - это важнейшая экономическая и социальная задача», - говорит президент [2].
Кроме финансовой и административной ответственности работодателя за несоблюдение надлежащих условий труда нужны и другие, комплексные шаги в этой сфере. К ним, по словам Владимира Путина, относится целый комплекс мероприятий, от внедрения в вузах и профессиональных училищах образовательных программ по охране труда до улучшения работы контрольных и надзорных органов, а также автоматизацию мероприятий по охране труда.
Необходимость модернизации охраны труда в образовательных учреждениях
Немаловажную роль играет организация охраны труда в учреждениях высшего образования. На рис. 2 отражен процент числа организаций, которые провели оценку условий труда в 2016 году [3]. Образование занимает 3 место, но процент остается достаточно низким. Перспективным направлением в совершенствовании охраны труда является создание информационно-аналитических систем, позволяющих на основе анализа процессов в образовательных учреждениях и требований к персоналу по обеспечению образовательного процесса, должностных обязанностей, прогнозировать отклонения от нормативных показателей и устранять возможные критические ситуации.
оптовая и розничная торговля обрабатывающие производства образование операции с недвижимым имуществом строительство
транпортировка и хранение
здравоохранение и предоставление социальных услуг
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство и рыболовство
Рис.2. Отраслевая структура числа организаций, завершивших проведение специальной оценки условий труда на 01.01.2017
Охрана труда является сложной системой, имеющей свои специфические цели, задачи и средства их достижения. Одним из важнейших принципов организации является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях образовательного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда [4]. Обеспечение безопасности работников и непрерывное совершенствование деятельности в области охраны труда - это первостепенная задача для каждого работодателя. Для этих целей существует должность инженера по охране труда. Но сложность работы в данном направлении заключается в том, что численность сотрудников может доходить до тысячи и более человек. Здесь возникает необходимость разработки информационной системы, которая позволит автоматизировать процессы охраны труда. Соответствующая система должна обладать следующими функциями:
- управление обучениями (индивидуальными и групповыми);
- учет допусков и нарядов,
- отражение этих процессов в соответствующей документации;
- управление инструктажами;
- система уведомлений о приближающихся событиях, нарушения сроков;
- ведение личных карточек по выдаче материала и спецсредств защиты;
- отчеты о проведении проверок условий труда каждого сотрудника.
В целях совершенствования мер, направленных на улучшение состояния условий и охраны труда, снижение производственных рисков одним из ключевых параметров министерство труда в своем докладе «О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в Ростовской области за 2016 год» выделил совершенствование функционирования системы обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также повышение эффективности и качества образовательного процесса. Что на данном этапе развития системы образования немыслимо без использования информационных технологий.
Информационная система поддержки учебного процесса для кафедры «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»
Реформа современного высшего образования в России и требования современного рынка труда ведут к необходимости использовать новые, эффективные современные технологии обучения. В рамках национального проекта «Образование» существенным образом меняется содержание образовательного процесса, внедряются инновационные технологии в учебный процесс, включая информационных и телекоммуникационных технологий, реализуемых посредством электронного обучения.
Проблемы безопасности жизнедеятельности (БЖД) в Российской Федерации в последнее время встают все острее, в связи с чем возникает необходимость качественных изменений в подготовке соответствующих специалистов и всех групп населения в сфере БЖД. На первое место выдвигается формирование у преподавателей и обучаемых студентов профессионального мышления, твердых знаний и глубокого понимания всех процессов БЖД [5].
Решение поставленных проблем путем внедрения информационных образовательных технологий, включая технологии дистанционного обучения серьезно тормозится, главным образом, в связи с отсутствием эффективных электронных образовательных ресурсов по БДЖ. Для решения поставленной задачи в ДГТУ на основе открытой инструментальной среды Moodle и программного обеспечения, разработанного ранее, и была создана интегрированная система «СКИФ» (Система комплексная, информационная, формирующая).
Для решения поставленной задачи в ДГТУ на основе открытой инструментальной среды Moodle и программного обеспечения, разработанного ранее, и была создана интегрированная система «СКИФ» (Система комплексная, информационная, формирующая) (рис. 3).
Рис.3. Портал СКИФ ДГТУ
Основные модули (подсистемы) выполнены в виде сайтов со сходным унифицированным интерфейсом и компьютерным дизайном. Наиболее важными из них являются подсистема дистанционного обучения, библиотека электронных ресурсов (рис.4) и электронное издание «Блокнот молодого ученого» [6].
Рис.4. Библиотека электронных ресурсов
Преподаватели факультета "Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология" Донского государственного технического университета, прошедшие повышение квалификации, занимаются регулярным размещением на портале
электронного обучения своих курсов для всех форм обучения, а также проводят тестирования студентов.
Быстрое развитие технологий меняет характер приобретения и распространения знаний. К таким технологиям относятся мультимедийные, которые успешно применяются в обучении. Мультимедиа предлагает множество объединённых средств массовой информации. При объединении увиденного, слышанного и сделанного продуктивность усвоения составляет 80%. Мультимедиа является полезной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различной наглядной информации, а также возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации [7].
Содержание разрабатываемой информационной системы поддержки учебного процесса может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс. А это ведущий преподаватель по БЖД, автор соответствующих учебников (пособий), а также методист. Следовательно, создание и поддержка информационной системы в обязательном порядке должно осуществляться при участии ведущих педагогов, методистов и авторов учебных материалов на бумажных носителях.
Заключение
Год экологии станет основополагающим в области внедрения информационных технологий в сферу охраны труда в образовательных учреждениях. Изменения также коснуться учебного процесса. Обучение специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности также должно подвергнуться всесторонней информатизации. Анализ современных направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.
Литература
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.В. Тофановский. -Волгоград: ФГБОУ ВО « ВГАФК », 2014. -101 с.
2. О мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работников на производстве. URL:
https://ohranatruda.ru/news/898/146600/ (дата обращения 29.09.2017)
3. Доклад "О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в Ростовской области за 2016 год". URL:
http://mintrud.donland.ru/Default.aspx?pageid=129568 (дата обращения 30.09.2017)
4. Документы по ОТ и ТБ, Управление охраной труда на предприятии. URL: http://5854081.ru/statyi/staty_oh_trud/upravlenie_ohranoy_truda_na_predpriyatii.htm (дата обращения: 01.10.2017)
5. Глазачев С.Н. Проблемы экологического образования и воспитания в системе наукограда // Материалы международной научно-практической конференции. -Мичуринск, 2016. - С. 12
6. Селихина А.В. Информационно-аналитическая система поддержки электронного обучения по направлению «Безопасность жизнедеятельности»// Международный журнал "Образовательные технологии и общество"-№2-2017 г.-с.397-404
7. Клюева А.Р. Использование мультимедийных технологий в подготовке кадров по направлению «безопасность жизнедеятельности»// Вестник Московского института государственного управления и права-№2(18)-2017 г.- с. 13-15.