Научная статья УДК 004.622
DOI 10.35266/1999-7604-2023-2-30-36
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Дмитрий Александрович Кузин Валерия Александровна Безуевская 2
1 2 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия
1 kuzin_da@surgu.ru https://orcid.org/0000-0001-7888-4094
2 bezuevskaia_va@surgu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5744-0811
Аннотация. В статье представлены задачи и этапы разработки информационной системы мониторинга региональных проектов и ее апробация в рамках реализации проекта в ХМАО-Югре по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся (https://monitoring.surgut.digital): концептуальный анализ предметной области, разработка архитектуры программного обеспечения, проектирование элементов пользовательского интерфейса, разработка алгоритмов, а также задачи развития функционала системы и перспектив ее масштабирования для расширения географии применения.
Ключевые слова: мониторинг проектов, система сбора данных, контрольная карта Шухарта, VueJS, Laravel, Postgres
Для цитирования: Кузин Д. А., Безуевская В. А. Информационная система мониторинга региональных проектов // Вестник кибернетики. 2023. Т. 22, № 2. С. 30-36. DOI 10.35266/1999-76042023-2-30-36.
Original article
INFORMATION SYSTEM FOR REGIONAL DRAFTS MONITORING
Dmitry A. KuzinValeriya A. Bezuevskaya 2
1 2 Surgut State University, Surgut, Russia
1 kuzin_da@surgu.ru https://orcid.org/0000-0001-7888-4094
2 bezuevskaia_va@surgu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5744-0811
Abstract. The article presents the objectives and developmental stages of an information monitoring system for regional drafts and the system's testing through implementation of a draft for self-determination and career guidance of students in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra (https://monitoring.sur-gut.digital). This includes a concept analysis of the subject field, development of software architecture, design of a user interface elements, algorithms programming, and objectives to broaden the system's functions and prospects for its scaling in order to expand its geographical use.
Keywords: draft monitoring, data collection system, Shewhart control chart, VueJS, Laravel, Postgres
For citation: Kuzin D. A., Bezuevskaya V. A. Information system for regional drafts monitoring.
Proceedings in Cybernetics. 2023;22(2):30-36. DOI 10.35266/1999-7604-2023-2-30-36.
ВВЕДЕНИЕ
С 2021 г. в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (ХМАО) осуществляется системная работа по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и молодежи [1], в рамках которой разработан
комплекс мероприятий, утвержденный постановлением Правительства ХМАО от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"» [2]. Мероприятия, направленные
на ранний и осознанный выбор обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории, планируются и реализуются с учетом приоритетных и перспективных направлений экономики и социальной сферы ХМАО при участии предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории региона, и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2030 г.
Региональным центром (https://модельный-центр.рф/) по координации профориентацион-ной работы в автономном округе приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 23.04.2019 № 548 определен Сургутский государственный университет (СурГУ).
После определения Департаментом образования и науки ХМАО ответственных от каждого муниципального образования за предоставление показателей и локальных отчетов Региональный центр c 2019 г. проводит регулярный ежегодный мониторинг для оценки результатов реализации профориентационной работы, включающий следующие этапы:
- внесение данных и агрегация их в одном массиве;
- анализ данных на уровне региона;
- разработка рекомендаций по корректировке профориентационной работы.
Наиболее трудоемким этапом мониторинга до 2022 г. был этап внесения значений показателей в электронную таблицу общего доступа и агрегации данных, поскольку используемая технология не позволяла разграничить полномочия доступа пользователей к отдельным разделам таблицы и не обеспечивала ее функциональность.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В 2022 г. СурГУ согласно положению [3] приступил к разработке информационной системы «Мониторинг региональных проектов» (ИС), и в 2023 г. ИС была введена в эксплуатацию. Информационная система представляет собой веб-приложение с архитектурой SPA (Single Page Application) [4], клиентская часть которого реализована на языке JavaScript
с применением фреймворка VueJS 3 [5], а серверная - на языке PHP и фреймворка Laravel [6]. В качестве СУБД используется PostgreSQL. Концептуальная модель предметной области, лежащая в основе функционала ИС, имеет следующие характеристики:
- область деятельности, в которой осуществляется мониторинг, - региональные проекты;
- с каждым проектом ассоциируется определенное множество показателей (метрик);
- ввод данных происходит в соответствии с учетными периодами (ежегодно или с иной периодичностью);
- набор метрик, по которым происходит сбор данных для каждого учетного периода, может отличаться;
- значение метрики, измеряемое в относительных единицах, вычисляется как частное учетного значения и нормирующего значения, например, отношение количества учащихся 8-11-х классов, прошедших профориентаци-онное тестирование (учетное значение), к общему количеству учащихся 8-11-х классов;
- наличие так называемых «бинарных» метрик, значение которых показывает выполнение или невыполнение показателя;
- сбор и агрегация данных на уровне муниципальных образований - городов и районов ХМАО, и связь каждого вводимого значения метрики с муниципальным образованием и учетным периодом;
- каждое учетное значение содержит комментарий пользователя, характеризующий динамику изменения показателя по отношению к предыдущему периоду и ее анализ;
- группирование метрик и треков по функциональности;
- «горизонтальное» разграничение полномочий пользователей: введение нормирующих метрик - для сотрудников Регионального центра; ввод данных по отдельным метрикам -для пользователей профильных учреждений муниципальных образований.
Полный список метрик и их описание приведены в методических рекомендациях [7]. Инфологическая модель данных системы приведена на рис. 1.
Рис. 1. Инфологическая модель данных
Примечание: составлено авторами.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ная страница представляет собой панель кар-
Веб-интерфейс ИС доступен по адресу точек проектов, на которых расположены ос-https://moшtoring.surgutdigital (рис. 2). Глав- новные элементы управления.
© Помощь
Пароль
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
Целью системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся является создание условий для обеспечения эффективного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их способностями, интересами и отвечающего требованиям рынка труда
Метрики О Отчетные периоды
% Карта Шухарта Ьы Графики
К Сводные данные
0 Анализ по трекам
Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Мониторинг представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием системы
Рис. 2. Главная страница информационной системы мониторинга
Примечание: составлено авторами.
В открытой части (без аутентификации) сравнительные диаграммы (рис. 3), анализ
пользователю доступен просмотр справочни- треков (рис. 4), сводные данные с динамикой
ков метрик, учетных периодов, каталог дан- показателей и контрольные карты Шухарта [8]
ных, а также аналитические инструменты - (рис. 5).
Рис. 3. Сравнительные диаграммы значений
Примечание: составлено авторами.
Рис. 4. Лепестковая диаграмма значений по трекам
Примечание: составлено авторами.
Березовский район I Нижневартовский район Октябрьский район I Советский район город Покачи
[ Нефтеюганск») й район I Ханты-Мансийский район 1
город Л ангела с 1 город Мегион 1 город Пыть-Ях 1
Рис. 5. Контрольная карта Шухарта
Примечание: составлено авторами.
После прохождения аутентификации пользователю становится доступен интерфейс для ввода данных, при этом как на стороне клиента, так и на стороне сервера осуществляется контроль доступности периода ввода значений и контроль полномочий пользователя (рис. 6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам работ внедрения и ввода в эксплуатацию информационной системы «Мониторинг региональных проектов» можно сделать следующие выводы:
1. Использование для сбора и анализа данных простых инструментов типа электронных таблиц оправданно в тех случаях, когда круг пользователей системы ограничен, в то время как для многопользовательских систем требуется разработка специализированных 1Т-решений с дополнительными инструментами контроля целостности и безопасности данных.
2. Ресурсы, затраченные на разработку специализированного 1Т-решения, компенсируются экономией времени на сбор и анализ данных за счет интуитивно-понятного интерфейса, учитывающего специфику предметной области.
3. Разработанная система может быть масштабирована на неограниченное количество
При выборе метрики и вводе значения пользователю доступны данные о значении предыдущего периода, а также описание, поясняющее, что должен включать в себя текстовый комментарий, оценивающий причины полученной динамики изменения показателя.
проектов с возможностью ее эксплуатации в других регионах РФ. Кроме того, поскольку проекты в области управления качеством образования реализуются по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ, целесообразно внедрение такой системы с аналогичными задачами по агрегированию и анализу данных на федеральном уровне.
4. Система мониторинга региональных проектов находится в процессе постоянной доработки. В будущем интерфейс системы получит новые инструменты визуализации данных, функции автоматической генерации аналитических отчетов с использованием искусственного интеллекта, а также средства журнализа-ции действий пользователей. Кроме того, будут внедрены инструменты обратной связи и автоматического уведомления пользователей о системных событиях.
1.1 Доля общеобразовательных учреждений, в которых проводится диагностика профессиональных склонностей обучающихся 8-1'
Нормирующий пок
Вводимое значение
профессиональных
Значение предыдуц 11
Нормирующее зна1 Результирующее зн Значение текущего ОТСУТСТВУЕТ Комментарий для
¿? Редактиров
1.2 Доля обучающ рекомендации
Нормирующий пок Вводимое значение получивших индив^
Значение предыдуц 673
Нормирующее зна1 Результирующее зн Значение текущего ОТСУТСТВУЕТ Комментарий для
¿? Редактиров
1.3 Доля обучаю!, индивидуальные
Нормирующий пок
Доля общеобразовательных учреждений, в которых проводится диагностика профессиональных склонностей ^ обучающихся 8-11 классов, подбор сфер профессиональной деятельности
Значение предыдущего периода 2021-2022 учебный год: 11 (100.00%)
Текущее значение: ОТСУТСТВУЕТ
Введите Количество обидеобразовательныхучреждений МО, в которых проводится диагностика профессиональных склонностей обучающихся 8-11 классов, подбор сфер профессиональной деятельности
Введите значение метри
Введите комментарий, анализирующий динамику изменения метрики относительно предыдущего периода. По значению и динамике показателя по сравнению с предыдущим годом проведите качественный анализ и оцените состояние работы по проведению диагностики профессиональных склонностей обучающихся 8-11 классов, подбору сфер профессиональной деятельности. В анализе необходимо учесть факторы, влияющие на значение показателя:
- компетентность руководителей образовательных организаций, несущих ответственность за организацию и проведения диагностических процедур;
- мотивация обучающихся к проводимым опросам, возможная их незаинтересованность;
- недостаточная информированность и заинтересованность родителей/законных представителей в участии их детей в данных исследованиях.
Введите комментарий, анализирующий динамику изменения метрики относителы!
ндивидуальные
"У Сохранить I "У Закрыть
Вводимое значение: Количество обучающихся 8-11 -х классов, прошедших профориентационное тестирование и получивших
Рис. 6. Форма для ввода данных
Примечание: составлено авторами.
Список источников
1. Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования. URL: https://clck.ru/33Qq2c (дата обращения: 25.02.2023).
2. План мероприятий («дорожная карта») по самоопределению и ранней профессиональной ориентации обучающихся ХМАО-Югры на 20212023 годы (прил. к приказу Депобразования и молодежи Югры от 27.09.2021 № 10-П-1303). URL: https://depobr.admhmao. ru/upload/iblock/24c/ 10_P_1303-ot-27.09.2021.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
3. Положение о мониторинге степени сформирован-ности и эффективности функционирования систем управления качеством образования органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющих управление в сфере образования, по показателю «Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся» (прил. к приказу Депобразования и молодежи Югры от 20.05.2022 № 10-П-953) // Департамент образования и науки ХМАО-Югры : офиц. сайт. URL: https://depobr.admhmao.ru/ (дата обращения: 25.02.2023).
4. Гардейчик С. М., Шербаф А. И. SPA-архитектура мультифункционального веб-приложения // Вести БГПУ. Серия 3. Физика. Математика. Информатика. Биология. География. 2018. № 3. С. 85-91.
5. Прогрессивный JavaScript-фреймворк VueJS. URL: https://v3.ru.vuejs.org (дата обращения: 25.02.2023).
6. Laravel. URL: https://laravel.com (дата обращения: 25.02.2023).
7. Методические рекомендации для специалистов ОМСУ, курирующих подготовку аналитического отчета о системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся (прил. 1 к письму Депобразования и науки Югры). URL: https://clck.ru/34cqdt (дата обращения: 25.02.2023).
8. Контрольные карты Шухарта как способ контроля бизнес-процессов // Loginom Company : офиц. сайт. URL: https://loginom.ru/blog/shewhart-control-shart (дата обращения: 25.02.2023).
Информация об авторах
Д. А. Кузин - кандидат технических наук, доцент. В. А. Безуевская - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по развитию.
References
1. Methodical guidelines on developing the managing mechanisms for quality of education. URL: https://clck.ru/33Qq2c (accessed: 25.02.2023). (In Russian).
2. Plan of measures ("road map") for self-determination and early career guidance of students in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra for 2021-2023 (appendix to the Order of the Department of Education and Youth of Ugra of September 27, 2021 No. 10-P-1303). URL: https://depobr.admhmao.ru/upload/ iblock/24c/10_P_1303-ot-27.09.2021.pdf (accessed: 25.02.2023). (In Russian).
3. Regulation on monitoring the level of development and effectiveness of functioning of systems fir management of quality of education used by the local self-government bodies of urban districts and municipal districts of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Ugra, which are in charge of educational management, according to the indicator "System of work on self-determination and career guidance of students" (appendix to the Order of the Department of Education and Youth of Ugra of May 20, 2022 No. 10-P-953). Department of Education and Youth of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra: official web-site. URL: https://depobr.admhmao.ru/ (accessed: 25.02.2023). (In Russian).
4. Gardeychik S. M., Sherbaf A. I. SPA-architecture of a multifunctional web-application. BSPU Bulletin. SERIES 3. Physics. Mathematics. Informatics. Biology. Geography. 2018;(3):85-91. (In Russian).
5. The progressive JavaScript framework VueJS. URL: https://v3.ru.vuejs.org (accessed: 25.02.2023). (In Russian).
6. Laravel. URL: https://laravel.com (accessed: 25.02.2023).
7. Methodical guidelines for specialists working at a local self-government body who are in charge of compiling an analytical report on a working system of self-determination and career guidance of students (appendix No. 1 to the letter of the Department of Education and Science of Ugra). URL: https://clck.ru/34cqdt (accessed: 25.02.2023). (In Russian).
8. Kontrolnye karty Shukharta kak sposob kontrolia biznes-protsessov. Loginom Company: official website. URL: https://loginom.ru/blog/shewhart-control-shart (accessed: 25.02.2023). (In Russian).
Information about the authors
D. A. Kuzin - Candidate of Sciences (Engineering),
Docent.
V. A. Bezuevskaya - Candidate of Sciences (Education),
Docent, Vice-Rector for Development.