Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ Б. КЛИНТОНЕ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ Б. КЛИНТОНЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная революция / информационная политика / информационная война / РФ / США / Information revolution / Information policy / Information war / Russian Federation / the USA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Медовкина Л.Ю.

В данной статье автор определяет, что в конце ХХ в. вследствие информационной революции произошло создание и развитие информационной среды и, что так называемая информационная революция впервые началась в США. Автор приходит к выводу, что центральное место в национальном политическом курсе в период президентства Б. Клинтона занимала информационная политика. Целью национальной информационной политики США при Б. Клинтоне было регулирование информационных потоков в общественно-политической, экономической, научно-технической и военной областях для дальнейшего использования информационной составляющей в процессе так называемых информационных войн, прежде всего, на постсоветском пространстве и особенно на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE POLICY OF THE UNITED STATES UNDER B. CLINTON

In this article the author determines that at the end of the twentieth century, as a result of the information revolution, the information environment was created and developed, and that the so-called information revolution first took place in the United States. The author comes to the conclusion that the central place in the national political course during the presidency of B. Clinton was occupied by information policy. The goal of the national information policy of the United States under B. Clinton was the regulation of information flows in the sociopolitical, economic, scientific, technical and military fields for the further use of the information component in the process of so-called information wars, first of all in the post-Soviet area, and especially in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ Б. КЛИНТОНЕ»

The scientific heritage No 14 (14),2017

63

POLITICAL SCIENCES

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ Б. КЛИНТОНЕ

Медовкина Л.Ю.

к.и.н., доцент, доцент кафедры международных отношений и внешней политики Донецкий национальный университет

INFORMATIVE POLICY OF THE UNITED STATES UNDER B. CLINTON

Medovkina L. Y.

Candidate of Historical Sciences., Associate Professor, Associate Professor International relations and foreign policy

Donetsk National University

Аннотация

В данной статье автор определяет, что в конце ХХ в. вследствие информационной революции произошло создание и развитие информационной среды и, что так называемая информационная революция впервые началась в США. Автор приходит к выводу, что центральное место в национальном политическом курсе в период президентства Б. Клинтона занимала информационная политика. Целью национальной информационной политики США при Б. Клинтоне было регулирование информационных потоков в общественно-политической, экономической, научно-технической и военной областях для дальнейшего использования информационной составляющей в процессе так называемых информационных войн, прежде всего, на постсоветском пространстве и особенно на территории Российской Федерации.

Abstract

In this article the author determines that at the end of the twentieth century, as a result of the information revolution, the information environment was created and developed, and that the so-called information revolution first took place in the United States.

The author comes to the conclusion that the central place in the national political course during the presidency of B. Clinton was occupied by information policy.

The goal of the national information policy of the United States under B. Clinton was the regulation of information flows in the sociopolitical, economic, scientific, technical and military fields for the further use of the information component in the process of so-called information wars, first of all in the post-Soviet area, and especially in the territory of the Russian Federation.

Ключевые слова: информационная революция, информационная политика, информационная война, РФ, США.

Keywords: Information revolution, Information policy, Information war, Russian Federation, the USA.

Информационная политика в развитых государствах представляет собой комплекс технологий, методов и способов деятельности компетентных органов страны по контролированию, регулированию и проектированию процессов в области получения, хранения, обработки, внедрения и распространения информации. Правительство регулирует надлежащее распределение информационных ресурсов, совокупные основы информационной деятельности, определяет приоритеты для обеспечения государственных интересов.

В конце ХХ в., вследствие информационной революции произошло создание и развитие информационной среды. Возникли и очень быстро распространились новейшие технологические процессы, которые позволили населению Земли формировать, хранить, обрабатывать и передавать информационные сообщения в любом количестве в режиме реального времени [5]. На сегодняшний

день ни для кого не является тайной, что так называемая информационная революция впервые зародилась в США.

Американские политические лидеры одними из первых поняли, что научно-технологическое развитие, которое лежит в основе производительности труда, имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан США. В условиях всемирной экономической и технической конкуренции руководство Соединенных Штатов Америки сошлось во мнении, что следует разрабатывать научно-техническую политику, основанную на национальном общественном согласии.

Предшественник президента Билла Клинтона (1993-2001 гг. президентства), экс-президент Джордж Буш (1989-1993 гг. президентства) в «Повестке дня реформирования общества Америки» особую ценность придавал иностранным инвестициям, направленным в научные разработки, формирование и развитие высоких технологий. Клинтон положил данную концепцию в основу главных

принципов собственной предвыборной кампании, а его правительство за первые два года его президентства выступило организатором большого количества проектов в этой сфере деятельности [9].

Центральное место в национальном политическом курсе в период президентства Б. Клинтона занимала информационная политика. Для сохранения статуса лидера и регулирования интенсификации бизнеса в 1993 г. в США был принят национальный проект «Национальная информационная инфраструктура» (NII - National Inform Infrastructure), который базировался на возможностях глобальной сети Интернет [1, С. 186-188].

Учреждение «Национальной информационной инфраструктуры» (НИИ) выступило в роли интегрирования и слияния всех физических частей, открытых для различных отраслей промышленности. Более того, данный проект подразумевал, что новейшие достижения в технологической сфере, являющиеся открытыми и доступными государству, бизнес-сфере и физическим лицам, представляют собой основу для жизни национального общества в информационном веке.

Следует отметить, что целью национальной информационной политики США при Б. Клинтоне было регулирование информационных потоков в общественно-политической, экономической,

научно-технической и военной областях для упорядочивания контроля со стороны государства и независимости деятельности в сфере предпринимательства. Информационная составляющая расценивалась как ключевой национальный ресурс. Системы, которые обеспечивали формирование, обработку и распространение информации, стали основным стратегическим фактором становления информационной индустрии и построения системы информационной инфраструктуры.

Государственная политика подразумевала необходимость увеличения и повышения качества информационной составляющей, усиления воздействия на государства Латинской Америки, Центральной и Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и на страны постсоветского пространства.

При президенте Б. Клинтоне Соединенные Штаты Америки, как отмечалось выше, первыми в мире стали расценивать кибернетическое пространство как новую зону ведения военных действий наравне с наземной, морской и воздушно-космической областями. В 1998 г. Комитет начальников штабов вооружённых сил США опубликовал «Доктрину проведения информационных операций» (Joint doctrine of information operation) [11]. В представленной доктрине впервые сообщается о прецеденте подготовки к началу наступательных информационных мероприятий. Момент начала таких мероприятий не ограничивается ведением боевых действий, предполагалось применять их и в мирное время. Однако американскими специалистами в области информационных войн отмечалось, что процесс использования наступательного информационного оружия будет проводиться при полном следовании соответствующим международным

The scientific heritage No 14 (14),2017 нормам и договорам [5]. Осенью 1999 г. был создан центр ведения кибернетической войны. Ранее директивой президента США PDD-68 от 30.01.1999 была создана специализированная структура для ведения информационных войн - Международная группа по общественной информации (International Public Information Group) [11].

Задачи этого учреждения включают в себя высококачественное использование разведывательной информации, чтобы «влиять на эмоции, мотивы, действия иностранных правительств, организаций и отдельных лиц». Важную роль в формировании Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов (ЦРУ) сыграло интеллектуальное общество.

В «Независимой газете» 31 мая 2000 года были точно определены методы информационного и психологического воздействия Соединенных Штатов в России. Помимо «Свободы» и «Голоса Америки», консультативные и информационно-ресурсные центры находились в посольствах и консульствах, которые действуют с целью информационной ма-нипуляционной деятельности в своих районах от Москвы до Владивостока на территории Российской Федерации. В дополнение к этому, существует большое количество фондов, филиалов Национального института прессы, пресс-центра Агентства международного развития [6]. При президенте Б. Клинтоне американское руководство сформировало четкое и очень конкретное понимание того, какой образ Соединенных Штатов должен формироваться в глазах политического класса Российской Федерации и населения государства.

Сформировавшаяся к началу XXI в. теория информационных операций американской армии дала возможность значительно увеличить диапазон решаемых целей во всех фазах военных противостояний.

В период президентства Билла Клинтона в 1993- 2001 гг. продолжался процесс американизации масс-медиа в «технологическом» и методологическом отношении, а также процесс завоевания все большего сегмента информационно-культурного спектра продукцией Голливуда. К началу 2000-х гг. около 60-70 % российского рынка киноиндустрии было заполнено культурно чуждой, разлагающей и развращающей нравственность населения РФ кинопродукций из США. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке видеопродукции и компьютерных игр.

Что касается вопросов межэтнических и меж конфессиональных отношений, то в 1990-х годах во время пребывания у власти Б. Клинтона в неолиберальных средствах массовой информации Соединенные Штаты проводили свою деятельность на основе провокации и управления вооруженными конфликтами, используя безумные мотивы, прежде всего, демонизацию (технология манипуляции, которая пропагандирует идею создание общественного мнения) чеченцев, а также российских кавказцев. Тема «этнических преступных сообществ», которая препятствует жизни россиян, стала одной из главных в начале 1990-х годов. Затем, после начала

The scientific heritage No 14 (14),2017 первого чеченского противостояния, героизм сепаратистов был освещен средствами массовой информации на высоком уровне. Высокая поддержка Запада контролируемых конфликтов (хаоса) была очевидна.

Одним из ярких примеров формирования информационной операции является конфликт в Сербии в 1999 году. Информационная и психологическая подготовка к вооруженной интервенции НАТО началась в 1998 году. Глава югославского государства Сл. Милошевич начал демонизировать и в то же время представлять славянских людей с некоторой реинкарнацией карателей Второй мировой войны [4]. В западных СМИ началось постепенное подстрекательство антисербских настроений: они писали о жестокости сербского населения в Косово и Метохии. Результатом регулярной демонстрации на телевизионных каналах, газетах и журналах «сербских зверств» и «страданий албанских народов» было то, что к концу 1998 года - началу 1999 года общественное мнение Запада было в основном подготовлено к принятию решительного решения, которое касалось косовской проблемы. Опросы общественного мнения, проведенные накануне войны в странах НАТО, показали, что воздушные удары в Союзной Республике Югославии готовы поддержать около 55-70% населения этих стран. Глядя на «ужасы геноцида», западный зритель воспринимал вопиющее и грубое вмешательство «цивилизованных» стран во внутренние дела Югославии как нечто само собой разумеющееся, нормальное, правильное и необходимое [10].

В связи с такими политическими изменениями наиболее вероятным сценарием является информационная агрессия против государства, которая предшествовала полномасштабным боевым действиям. Это позволяет достигать и достигать информационного преимущества - сбора, обработки и распространения непрерывного потока информации, а также предотвращения использования информации противником [5, с.158].

Согласно информации вашингтонских исследователей, в первую неделю боевых действий 80 % сюжетов, которые были опубликованы журналистами, содержали только те факты, которые наблюдали репортёры, но не было ни единого интервью. Кроме того, около 60 % из этих репортажей были прямыми и не сопровождались никакими комментариями. Журналисты, находившиеся бок о бок с военными и будучи обязанными им своей безопасностью, постепенно разделяли точку зрения солдат. Такая работа журналистов в зоне боевых действий, стала орудием крупномасштабной PR-компании [5].

Информационную политику США в период пребывания у власти Билла Клинтона можно увидеть в России в первой чеченской Кампании. Конфликт в 1994-1996 гг., который стали называть «Первая Телевизионная война» в России.

Первая Чеченская кампания, по мнению многих ученных была проиграна Российской Федерацией, особенно в области информации. К причи-

_65

нам, следует отнести следующие, а именно свободное перемещение журналистов, которые беспрепятственно могли брать интервью у террористов и тот факт, что журналисты не выступали на стороне собственного государства, а относились с сочувствием к боевикам. Чеченская компания разделила СМИ на, тех, кто поддерживает позицию законных властей государства и тех, кто был подконтролен Западу и шел против легитимной власти. Такая позиция СМИ не могла принести успеха и достигнуть поставленных целей в информационном противостоянии, а именно сформировать единое мнение у общественности [8].

Во время конфликта Запад стремительно формировал среди российских слушателей, зрителей и читателей убеждение в том, что «бюджет не выдержит военных расходов». Кроме того, прочеченские агитаторы-пропагандисты давили на мораль, доказывая, что сопротивление бандитам и налетчикам -занятие не для порядочных людей и, тем более, не для настоящих христиан. Следует отметить, что в своей книге «Моя жизнь» Билл Клинтон описывает Первую чеченскую кампанию как кровавую войну России против сепаратистов в Чечне, акцентируя внимание на том, что Россия необоснованно применяла силу и не прилагала достаточно усилий для разрешения конфликта путем переговоров [3, С. 733]. Не поддержав военные действия, Б. Клинтон все же прилетел в Москву на празднование 50-й годовщины окончания Второй мировой войны в Европе, аргументируя свой визит в РФ необходимостью принятия решения по двум «непростым» вопросам, которые касались расширения НАТО и помощи России в развитии ядерной программы Ирана. Результатом переговоров стало согласие Б. Ельцина присоединиться к программе «Партнерство ради мира», но свое решение он отказался объявить публично до выборов [3, С. 734]. Этот факт дает нам возможность утверждать, что это была четкая информационная составляющая переговорного процесса. Если бы все результаты переговоров были объявлены, то Б. Ельцин был бы обвинен в больших уступках Западу, что могло бы повлиять на результат будущих выборов президента.

Во время второй военной кампании в Чечне, которая началась в 1999 г., правительство РФ в значительной степени изменило свою информационную политику, взяв под сильный контроль внутригосударственное представление информации о конфликте [7].

Таким образом, несмотря на изменения курса внешней политики администраций США в 19932001 гг., информационная политика развивалась последовательно, не завися от партийной принадлежности главы государства. Средства массовой информации постепенно стали действенным средством внешней политики США, частью которой являются боевые действия с применением летального оружия. Кооперация со СМИ предусматривалась при планировании Соединенными Штатами Америки военных операций.

66

The scientific heritage No 14 (14),2017

Список литературы

1. Брижко В. Е-майбутне та шформацшне право / В. Брижко, В. Цимбалюк, М. Швець, М. Коваль, Ю. Базанов; под общ. ред. М. Швеця. - 2-е вид., доп. - К.: НДЦП1 АПрН Украни, 2006. - 234 с.

2. Гринин Л.Е. Глобализация и процессы трансформации национального суверенитета / Л.Е. Гранин // Век глобализации. - 2008. - № 4. - С. 8697.

3. Клинтон У. Дж. Моя жизнь / Уильям Джефферсон Клинтон; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 1088 с.

4. Милош Джошан Од агресще до трибунала.

- Београд: Draslar partner, 2001. - С. 54.

5. Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир / И. Панарин, Л. Панарина. - М., 2003.

— 384 с.

6. Фёдоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010) / А.В. Фёдоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2010. - 202 с.

7. Цыгичко В.Н., Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Защита гражданского общества от информационного оружия в XXI веке / В.Н. Цыгичко, Д.С. Черешкин, Г.Л. Смолян. - М. - 2000. - 231 с.

8. Черешкин Д.С. Реалии информационной войны / Д.С Черешкин, Г.Л. Смолян, В.Н. Цыгичко // Защита информации. - М. : «Конфидент». - 1996. - № 4.

9. Шариков П.А. Политика США в области информационной безопасности: дисс. ... канд. полит. наук.: 07.00.02 - М., 2009 // Электронный каталог Рос. дисс.: сайт. - Режим доступа. URL: http://www.dissercat.com/content/politika-ssha-v-ob-lasti-informatsionnoi-bezopasnosti (дата обращения: 01.07.2017).

10. Hosmer S.T. The Conflict Over Kosovo. Why Milosevic Decided to Settle When He Did / S.T. Hosmer. - RAND Corporation, 2003. - 188 p.

11. Official site of Federation of American Scientists // Электронный ресурс. - Режим доступа. URL: http://fas.org/irp/offdocs/pdd/pdd-68.htm (дата обращения: 01.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.