ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
УДК 321 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-3-139-148
Получено: 29.05.2023 Статья доработана после рецензирования: 02.08.2023 Принято: 07.08.2023
Информационная политика как ресурс управления государством
Судоргин Олег Анатольевич1
Д-р полит. наук, проф., дир. научно-исследовательского института управления целевой трансформацией экономики ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7670-7238, e-mail: [email protected]
Иванов Владимир Геннадьевич2
Д-р полит. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3650-5460, e-mail: [email protected]
Ницевич Виктор Францевич1
Д-р полит. наук, проф., начальник отдела докторантуры управления координации научных исследований ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1668-3067, e-mail: [email protected]
Нестерчук Ольга Алексеевна2
Д-р полит. наук, проф. каф. политического анализа и управления ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8776-2694, e-mail: [email protected]
1 Государственный университет управления, 109542, Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Россия 2Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, г. Москва, Россия
Аннотация
В данной статье рассматриваются многогранный характер информационной политики и ключевая роль, которую играют различные социальные институты в ее формировании и реализации. Также исследуется участие политических партий, движений и объединений граждан в качестве ключевых субъектов, ответственных за формирование и реализацию информационной политики. Кроме того, авторами анализируется значительное влияние политических партий на государственную власть в вопросах информационной политики, приводя примеры из таких современных стран, как Россия и США. Признается непреходящее значение политических партий как жизненно важных социальных институтов, обсуждаются их роль в информационном пространстве и их влияние на общество при приходе к власти. Изучены механизмы отношений между институтами государственной власти и средствами массовой информации, а также приведена их характеристика с учетом интересов обеих сторон в сфере современных коммуникаций. Выделены основные направления использования связей с общественностью по политическим мотивам руководящими органами с учетом повышенных ожиданий социальной ответственности, активности и сознательности со стороны других участников политического процесса и гражданского общества. Рассмотрено эффективное управление процессом институционализации информационной политики.
Ключевые слова: Информационная политика, политические партии, политические решения, средства массовой информации, регулирование, эффективность
Цитирование: Судоргин О.А., Иванов В.Г., Ницевич В.Ф., Нестерчук О.А. Информационная политика как ресурс управления государством // Управление. 2023. Т. 11. № 3. С. 139-148. DOI: 10.26425/2309-3633-2023-11-3-139-148
© Судоргин О.А., Иванов В.Г., Ницевич В.Ф., Нестерчук О.А.., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
POLITICAL DISCOURSE
Received: 29.05.2023 Revised: 02.08.2023 Accepted: 07.08.2023
Information policy as a resource for state management
Oleg A. Sudorgin1
Dr. Sci. (Polit.), Prof., Director of the Management Research Institute of the Economy Target Transformation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7670-7238, e-mail: [email protected]
Vladimir G. Ivanov 2
Dr. Sci. (Polit.), Assoc. Prof. at the State and Municipal Administration Department ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3650-5460, e-mail: [email protected]
Viktor F. Nitsevich1
Dr. Sci. (Polit.), Prof., Head of the Doctoral Studies Department of Scientific Research Coordination ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1668-3067, e-mail: [email protected]
Olga A. Nesterchuk 2
Dr. Sci. (Polit.), Prof. at Department of Political Analysis and Management ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8776-2694, e-mail: [email protected]
1 State University of Management, 99, Ryazansky prospekt, Moscow 109542, Russia
2Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, 6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russia
Abstract
This article examines the multifaceted nature of information policy and the key role played by various social institutions in its formation and implementation. It also explores the participation of political parties, movements and associations of citizens as key actors responsible for the formation and implementation of information policy. In addition, the authors analyze the significant influence of political parties on state power in matters of information policy, citing examples from such modern countries as Russia and the United States. The enduring importance of political parties as vital social institutions is recognized, their role in the information space and their impact on society when coming to power are discussed. The mechanisms of relations between the institutions of state power and the mass media are studied, and their characteristics are given, taking into account the interests of both sides in the field of modern communications. The main directions of using public relations for political reasons by governing bodies are highlighted, taking into account the increased expectations of social responsibility, activity and consciousness on the part of other participants in the political process and civil society. The effective management of the process of institutionalization of information policy is considered.
Keywords: Information policy, political parties, political decisions, mass media, regulation, efficiency
For citation: Sudorgin O.A., Ivanov V.G., Nitsevich V.F., Nesterchuk O.A. (2023) Information policy as a resource for state management. Upravlenie/Management (Russia), 11 (3), pp. 139-148. DOI: 10.26425/2309-3633-2023-11-3-139-148
© Sudorgin O.A., Ivanov V.G., Nitsevich V.F, Nesterchuk O.A., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/)
Введение / Introduction
Сфера информационной политики функционирует в многогранных институциональных рамках, проявляя широкий спектр значений и применений. В лингвистическом и научном дискурсе русского языка термин «учреждение» играет различные роли, представляя такие организации, как высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, эксклюзивные женские школы-интернаты, а также выделяя наборы тщательно разработанных правовых норм, призванных регулировать конкретные сферы общественных отношений, обеспечивая равноправие, справедливость, социальную защиту и порядок.
Эта концептуализация института, переплетенная с основополагающими принципами образования, научных исследований и организации общественной жизни, выходит за пределы простых физических структур. Она пронизывает саму структуру этих областей, формируя распространение знаний, стремление к открытиям и соблюдение общественных норм. Это свидетельствует о глубине человеческой организации, воплощая коллективную мудрость и общественные устремления.
В философской сфере социальный институт выходит за рамки своих физических и бюрократических измерений, становясь сложной системой социальных норм, определяющих поведение, этику и ожидания общества. В отличие от преходящих социальных групп или специфических организаций, социальный институт представляет собой стабильную форму организации социальной жизни. Она глубоко интегрирована в сложные общественные структуры, обеспечивая необходимые материальные ресурсы и благоприятные условия для ее жизнеобеспечения и функциональности. Эти ресурсы включают финансовые инвестиции, интеллектуальный капитал и другие жизненно важные элементы. Все они направлены на выполнение миссии и предназначения учреждения.
Всесторонний анализ социального института требует тщательного изучения его формальной структуры, охватывающей административную иерархию, процессы принятия решений и оперативные механизмы. Одновременно это требует рассмотрения основополагающих ценностей, традиций и культурных нюансов учреждения, определяющих его идентичность и социальную значимость. Эта аналитическая работа также требует исследования исторического контекста, отслеживания эволюции института с течением времени и выявления общественных сил, формирующих его траекторию. Более того, это предполагает углубленное изучение
взаимных отношений между учреждением и обществом в целом, которому такое учреждение служит.
Таким образом, изучение социального института представляет собой глубокое научное исследование, требующее целостного подхода, охватывающего такие дисциплины, как социология, история, психология и антропология. Систематически анализируя формальные структуры, социальные нормы и исторические контексты, исследователи могут разгадать сложные механизмы человеческого общества, прокладывая путь к выработке просвещенной политики, к социальным реформам и к более глубокому пониманию условий жизни человека.
Следовательно, информационная политика пересекается с институциональной сферой, где понятие института приобретает различные коннотации, особенно в сферах образования, науки и общественных организаций. Тщательное изучение социального института включает в себя исследование как его структурных, так и содержательных аспектов [Замараева, 2021].
Динамика политических институтов и информационной политики / Dynamics of political institutions and information policy
Политические институты, переплетенные с государственными функциями, моделями управления, составом государства и политическими системами, находятся под глубоким влиянием экономических рамок общества, политической воли и культурной структуры его жителей. Траектория общественного прогресса и последствия воздействия внутренних и внешних сил в значительной степени определяют эволюцию политических институтов и более широкий политический ландшафт.
Крайне важно, чтобы социальные институты, включая политические образования, динамично адаптировались к меняющимся социальным ландшафтам, особенно в условиях перехода к информационной эпохе. Эти институты оказывают существенное влияние на поведение субъектов в сфере информационной политики, формируя их поведение и взаимодействия.
Сравнительный анализ подходов разных стран к информационной политике и к ее институциональной основе позволяет получить ценную информацию. Например, в США стратегическое использование информационных технологий и эффективное управление информационным рынком привели к созданию высокоэффективных административных структур. Примечательно, что такие организации, как Административно-бюджетное управление США, берут на себя ответственность
за контроль информационных технологий и за проведение оценок рисков. Совместные усилия с участием представителей информационных агентств и средств массовой информации (далее — СМИ) совместно с государством сыграли ключевую роль в решении задач информационной политики [Чернег, 2021].
Центральное место в дискурсе занимает императив содействия развитию информационной сферы и беспрепятственному общению между властями и обществом в рамках обширной информационной сферы. В тех случаях, когда государственные структуры сталкиваются с трудностями при решении этих задач, другие заинтересованные стороны в информационной сфере берут на себя ответственность за их выполнение.
Институциональная структура, занимающаяся формированием и реализацией государственной информационной политики, включает в себя руководящие и координирующие органы, аналитические подразделения, базы данных, центры информационной безопасности, центры разработки стандартов информационного взаимодействия, службы по связям с общественностью и исследовательские организации [Блохин, Мухамадшоев, 2019]. Эти разнообразные компоненты образуют сложную сеть, предназначенную для приведения информационной политики в соответствие с потребностями общества и целями государства.
Более того, социальные институты играют ключевую роль в формировании и реализации информационной политики, в укреплении надежных информационных связей и в разрешении сложностей между правящей элитой, населением и военным сообществом. В этом контексте идеи В.Ф. Ницеви-ча открывают ценные перспективы.
Социальные институты олицетворяют организованные формы социальной жизни, которые поддерживают стабильность отношений в рамках общества, основными составляющими которых являются общество и государство. Однако такой концептуализации, хотя она и является основополагающей, может не хватать полноты, поскольку в ней часто упускаются такие важные элементы, как политические партии и группы по интересам, которые являются неотъемлемыми компонентами социальной структуры. Следовательно, целостное понимание информационной политики требует детального рассмотрения этих многогранных социальных элементов. Профессор В.Ф. Ницевич, один из исследователей в этой области, тщательно изучает военную информационную политику и подчеркивает взаимосвязи между институтами государственной власти (законодательной, исполнительной
и судебной), институтами гражданского общества и органами, связанными с военным аппаратом государства [Ницевич, 2004].
Тем не менее крайне важно признать, что не все социальные и политические институты предназначены для работы в информационной сфере. Специализированные учреждения, такие как электронные СМИ и РЯ-структуры, появились специально для работы в этой области. Следовательно, не все существующие социальные институты в равной степени участвуют в формировании и реализации информационной политики. Чтобы облегчить более всестороннее исследование, предлагается классификация учреждений информационной политики на первичные и специализированные категории.
В результате государственные институты, включающие Президента Российской Федерации, законодательные, исполнительные и судебные органы, активно участвуют в формировании и реализации информационной политики [Вакуленко, Прокофьев, Евреенова, 2022].
Авторы настоящей статьи предлагают обозначить вышеупомянутые государственные органы в качестве первичных учреждений. Такая классификация оправдана тем фактом, что их учреждение закреплено в Конституции Российской Федерации1, наделяющей их полномочиями по решению различных вопросов, в том числе в информационной сфере. Ин-ституционализация информационной политики возникает из-за несоответствия между потребностями граждан, общественных организаций и органов власти в информации, услугах в информационном пространстве и фактическим уровнем удовлетворенности, с которым сталкиваются эти заинтересованные стороны. Такое несоответствие служит ключевым фактором, влияющим на процесс институ-ционализации информационной политики.
Находясь на вершине властной иерархии, Президент Российской Федерации (далее — РФ) в качестве главы государства действует независимо от какой-либо конкретной ветви власти. Наделенный широкими полномочиями, Президент РФ играет видную роль в формировании инновационной политики в области информации. Такая деятельность находит отражение в информационной сфере, и Президент РФ является одной из первых политических фигур, создавших официальный сайт в сети «Интернет» (далее — Интернет). В результате за последние восемь лет Президент РФ неизменно достигал
1 Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.05.2023)
замечательных показателей популярности в информационной сфере.
Федеральное собрание РФ занимает первостепенную позицию в формировании информационной политики, выступая проводником интересов государства и общества, которые проявляются в информационном пространстве. Парламент представляет собой важнейшее связующее звено между социальной и информационной сферами. Однако требуется дальнейшее изучение, чтобы углубиться в конкретные механизмы, с помощью которых данный представительный и законодательный орган выполняет эту роль.
В Совете Федерации Федерального собрания РФ (далее — Совет Федерации) представители регионов оценивают принципы и направления государственной политики с учетом интересов субъектов федерации. Такой подход вытекает из конституционного положения, наделяющего Государственную Думу РФ полномочиями рассматривать федеральные законы, касающиеся одобрения и аннулирования международных соглашений, вопросов войны и мира, а также представительства в Совете Федерации. Более того, информационное измерение является неотъемлемым элементом деятельности законодательных органов. Сотрудничая со своими комитетами, в том числе с Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Государственная Дума устанавливает основополагающие критерии содержания, сущности и направления информационной политики. Работая совместно с Департаментом Государственной Думы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, они обеспечивают широкое распространение информации, касающейся парламентской деятельности. Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат, имеет общий веб-сайт, в то время как каждая палата ведет свой отдельный интернет-сайт для выполнения обязательств, предусмотренных законом.
Роль Правительства Российской Федерации в развитии и реализации информационной политики / The role of the Government of the Russian Federation in the development and implementation of information policy
Правительство РФ берет на себя значительную роль в информационной политике, предоставляя доступ к информации и распространяя подробные сведения о своей деятельности. В исследовании подчеркивается необходимость активного взаимодействия Правительства РФ с государственными институтами для повышения ясности. Наделенное
широкими полномочиями Правительство РФ может организовывать освещение своей деятельности и регулировать социально-экономическую сферу, предоставляя государственным институтам широкие возможности в информационной сфере. Следовательно, Правительство РФ активно реализует информационную политику и обладает ресурсами, необходимыми для обеспечения доступа к информации и изложения своей деятельности.
Роль Правительства РФ охватывает организацию, экономическое управление, контроль и законодательство, все из которых требуют активного информационного освещения. Федеральные органы исполнительной власти, такие как Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство иностранных дел РФ, Служба внешней разведки РФ и другие, выполняют важнейшие функции в рамках информационной политики. Однако степень их влияния на информационную политику различна.
Через информационные структуры и СМИ информация, касающаяся деятельности федеральных органов исполнительной власти, становится доступной общественности. Почти все организации поддерживают свои соответствующие интернет-сайты, служащие каналами распространения информации. Крайне важно подчеркнуть, что информационная политика должна быть всеобъемлющей, хорошо организованной и сбалансированной, хотя полная реализация этих принципов не всегда может быть достигнута на практике.
В обширных регионах России периодически возникает вопрос о разработке собственных концепций информационной политики, в то время как на национальном уровне такая универсальная концепция еще не создана. Это несоответствие приводит к путанице среди исследователей и специалистов, которые внимательно относятся к этому вопросу, стремясь к ясности.
Политические образования, включая партии, движения и ассоциации граждан, превратились в ключевые институты, ответственные за продвижение и реализацию информационной политики. Они активно участвуют в избирательных процессах, мобилизуя избирателей путем распространения информации через своих представителей. Следовательно, граждане получают прямой доступ к информации, позволяющий им оценивать реализацию своих интересов в различных областях общества [Поляничко, Очиткова, Очиткова, 2021].
Несомненно, политические партии обладают значительным влиянием на государственную власть
в сфере информационной политики. В современной России, в которой ярким примером выступает правящая партия «Единая Россия», влияние политических партий проникает в государственный аппарат, глубоко формируя информационный ландшафт. Политические партии обладают важнейшим статусом значимых государственных образований, сохраняя свое значение во многих странах. Например, Республиканская и Демократическая партии в США вступили в давнее соперничество. Когда партия приходит к власти, ее влияние в обществе становится весьма значительным из-за ее предшествующего участия в информационной сфере.
Судебная система, включающая такие структуры, как Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и другие суды, играет ключевую роль в формировании и реализации информационной политики. Их основной мандат включает мониторинг прав граждан в ходе разработки и реализации информационной политики, охватывающей такие свободы, как поиск, получение, передача, генерирование и распространение информации. Кроме того, судебная власть обладает полномочиями по всестороннему изучению и оценке правовых мер, регулирующих информационную среду и связанные с ней отношения. Судебная власть осуществляет судебный надзор, дает толкования по вопросам, относящимся к судебной практике, разрешает экономические споры и выносит решения по делам, касающимся информационной сферы.
Помимо основных институтов, влияющих на социально значимые инициативы в информационной сфере, все большее значение приобретают специализированные структуры. Эти учреждения созданы для содействия эффективному взаимодействию с другими заинтересованными сторонами и социальными образованиями, работающими в информационной сфере. Их основная цель заключается в развитии постоянного и плодотворного взаимодействия между различными социальными группами, общественно-политическими деятелями, а также в формировании общественного мнения, в проведении общественных кампаний и многом другом. Результаты их усилий служат ключевыми показателями общественной значимости информационной политики в современных условиях.
Отношения между средствами массовой информации и институтами государственной власти / Relations between mass media and institutions of State power
В современном обществе контролируемые государством СМИ играют центральную роль в формировании и реализации информационной политики. Их сотрудничество с правительственными органами, институтами гражданского общества и структурами военного командования имеет первостепенное значение. Федеральные правительственные учреждения используют эти государственные источники массовой информации в качестве канала для разъяснения целей обороны и всеобъемлющих директив гражданам и гражданским институтам. Такое стратегическое использование создает канал для четкой коммуникации, облегчая распространение важной информации, связанной с оборонными инициативами и всеобъемлющими правительственными директивами.
Точка зрения, отстаиваемая уважаемым российским ученым Н.А. Новиковым, акцентирует внимание на использовании государственными органами каналов массовой информации, находящихся под контролем государства, извлекая выгоду из возможности влиять на общественное мнение не только в области военной политики, но и в других политических сферах [Стаханов, Мечикова, Новиков, 2013].
С другой стороны, негосударственные СМИ обладают способностью разжигать широкий дискурс по преобладающим политическим вопросам, сопоставлять различные подходы к их разрешению и подвергать действия государственных институтов гражданскому контролю. Авторы настоящей статьи утверждают, что учет точки зрения негосударственных СМИ, которые представляют интересы негосударственных субъектов в разработке информационной политики, повышает социально значимую реализацию такой политики. Данный подход способствует более тесному взаимодействию между правительственными учреждениями и широкой общественностью, включая граждан в информационной сфере [Стаханов, Мечикова, Новиков, 2013].
Отношения между институтами государственной власти и СМИ характеризуются взаимностью, поскольку обе стороны преследуют свои интересы в сфере современных коммуникаций. СМИ стремятся получить доступ к высокопоставленным государственным и политическим деятелям, особенно к лидерам партий, главам государств и правительственным чиновникам в качестве жизненно важных источников информации «из первых рук» по важнейшим вопросам государственной политики.
Тем не менее многие ученые утверждают, что в то время как СМИ занимали позицию основного социально-политического учреждения в информационной сфере (в течение 19-го в. и первой половины 20-го в.), институт по связям с общественностью превратился в динамичное и расширяющееся образование, занимающееся формированием и реализацией информационной политики. Российские ученые утверждают, что современные государственные органы все чаще стремятся к значимому взаимодействию с широкой общественностью, включая политические партии, движения, союзы, ассоциации, общественные и религиозные организации, СМИ, а также и с законодателей, с целью заручиться общественным одобрением государственной политики. Авторы данной статьи согласны с точкой зрения российских ученых о том, что общественное одобрение является важнейшей предпосылкой эффективности информационной политики, особенно в демократическом обществе.
В советскую эпоху преобладало убеждение, что государственная власть не нуждается в общественной поддержке. Однако реальность была совсем иной, поскольку она всегда полагалась на такую поддержку. В закрытом советском обществе, где отсутствовала широкая коммуникация между правительством и общественностью, социальная поддержка достигалась с помощью односторонней пропаганды, которая не допускала обратной связи общества с властями [Кузьмина, Шевченко, Кузьмина, Агиевич, Москалев, 2021].
Несмотря на это, отношения между государственными органами и гражданами существовали, хотя и статичные, и однонаправленные. Власти проявляли случайный и косвенный интерес к получению обратной связи. Таким образом, государственная монополия на СМИ сыграла ключевую роль в политической цензуре.
Важно подчеркнуть, что институт по связям с общественностью, служащий инструментом власти, также функционирует как механизм общественного контроля над действиями тех, кто находится у власти, по крайней мере, в теории. Используя связи с общественностью по политическим мотивам, руководящие органы сталкиваются с повышенными ожиданиями социальной ответственности, активности и сознательности со стороны других участников политического процесса и гражданского общества. Однако такой ход событий не исключает возможности разворота, когда власти столкнутся с потерей доверия и общественной поддержки. Недавнее исследование освещает преобладающие настроения среди российской молодежи, характеризующейся пацифизмом, аполитичными
тенденциями или радикализмом, подчеркивая тем самым расширяющуюся пропасть между молодым поколением и правящей элитой [Соловьев 2005].
В настоящее время институт по связям с общественностью играет значительную роль в деятельности государственных структур, сопряженной с общественным взаимодействием. Основная цель такого института заключается в формировании общественного мнения относительно деятельности этих организаций. Активно функционируя в информационной сфере, институт берет на себя роль советника и посредника между правительством и обществом. Его функция заключается в преобразовании политических целей властей в убедительные визуальные эффекты и символы, которые, в конечном счете, влияют на поведение отдельных лиц и учреждений в общественной сфере [Rosenau, 2008].
В области исследований и анализа стоит отметить, что институционализация информационной политики считается инновационным процессом в современных условиях. Результаты этих исследований демонстрируют, что информационная политика приводит к конкретным последствиям в информационном пространстве и способствует более активному участию государственных органов. Кроме того, важно признать, что в современном обществе информационная политика признается профессиональной практикой, академической дисциплиной, научной теорией и неотъемлемым компонентом общей информационной политики [Шитова, 2020].
Один аспект исследования вращается вокруг роли институтов по связям с общественностью в реализации информационной политики. Эти институты включают правительственные учреждения, общественные политические институты, широкий спектр СМИ и структур по связям с общественностью. Исследование также подчеркивает важность обеспечения того, чтобы деятельность этих учреждений соответствовала законодательству и отвечала интересам граждан, общества и государства в информационной сфере. Кроме того, в статье выделяется императив общественного развития посредством информационной политики.
В современных условиях значение и роль института по связям с общественностью в контексте информационной политики всесторонне раскрываются с помощью тщательных исследований и анализа. Эти научные процедуры подтверждают, что информационная политика обладает существенным влиянием, служа ключевым инструментом формирования общественного мнения и поведения, тем самым подчеркивая ее критическую важность в динамике современного общества.
Формальное утверждение информационной политики в качестве официального института имеет огромное значение в демократических обществах, особенно в переходные периоды, отмеченные глубокими сдвигами в политических и экономических парадигмах. Создание основы информационной политики приобретает решающее значение, поскольку она обеспечивает доступность и широкое распространение информации, способствуя формированию информированных граждан [Судоргин, 2011]. Это особенно важно во времена преобразований общества и государственного аппарата, когда эффективный поток информации становится необходимым для сплочения общества и демократического управления.
Эффективное управление процессом институ-ционализации информационной политики представляет собой серьезную проблему для государственных органов и политических заинтересованных сторон. Эта многогранная задача требует тщательного выявления возникающих конфликтов в периоды социального прогресса, углубленного изучения преобладающих социальных проблем и потребностей, а также проведения всесторонних исследований и анализа для содействия их эффективному разрешению. Например, исследования влияния информационной политики на формирование общественного мнения относительно деятельности правительства или научные труды по обширной оценке эффективности использования СМИ в рамках информационной политики являются примерами тонкого подхода, необходимого в этой сфере.
Ключевая стратегия развития информационной политики заключается в создании и укреплении специализированных учреждений, владеющих навыками работы с информацией. Эти институты играют ключевую роль в представлении различных интересов субъектов в информационной сфере. Например, тщательный анализ эффективности институтов по связям с общественностью или детальное исследование, оценивающее влияние социальных сетей на информационную политику, представляют собой важнейшие направления исследований. Эти исследования и анализ служат бесценными инструментами, способствующими практической реализации информационной политики и более эффективному достижению ее целей. Благодаря таким целенаправленным трудам формируется более глубокое понимание сложного взаимодействия между информацией, общественным восприятием и поведением в обществе, что обеспечивает необходимые сведения для уточнения и оптимизации
стратегий информационной политики в современной демократической среде.
Заключение / Conclusion
В сфере информационной политики многогранный комплекс институтов, включающий правительственные учреждения, политические образования, СМИ и общественные организации, играет ключевую роль в разработке и распространении информации. Эмпирические исследования подтверждают использование информационных кампаний и стратегий по связям с общественностью государственными учреждениями, подчеркивая их важность в формировании общественного восприятия и мнения. Для обеспечения эффективности информационной политики первостепенное значение имеет строгое соблюдение правовых рамок. Эти рамки служат гарантией, защищая интересы граждан, общества и государства в сложной области распространения информации.
Центральное место в этом дискурсе занимает настоятельная необходимость для политических институтов, включая партии и правительственные органы, культивировать ясность и открытость в своем общении с социумом. Такая ясность не только укрепляет доверие, но и повышает вовлеченность граждан, что является жизненно важным элементом демократической структуры общества. Научные исследования подчеркивают ключевую роль институтов, занимающихся информационной политикой, в продвижении социального прогресса. Примечательно, что создание и поддержание независимых и беспартийных СМИ становятся катализаторами беспрепятственного потока информации. Такие СМИ пропагандируют различные точки зрения, укрепляя демократические ценности и воспитывая информированных граждан.
Более того, исследование выделяет глубокое влияние институтов информационной политики на формирование общественного мнения, защиту общественных интересов и продвижение социального прогресса. Эффективное управление институ-ционализацией информационной политики требует совместных усилий со стороны государственных органов и политических деятелей. Суть этих усилий заключается в выявлении социальных противоречий, проведении всестороннего анализа преобладающих социальных проблем и потребностей, а также во внедрении социотехнических мер для решения этих проблем. Важнейшим аспектом этого процесса являются создание и развитие структур, ориентированных на информацию, таких как независимые организации СМИ и регулирующие органы.
Эти учреждения играют ключевую роль в надзоре и контроле доступа к информации, обеспечивая сбалансированное распространение, соответствующее интересам общества и демократическим идеалам.
В заключении статьи следует отметить, что сложный ландшафт информационной политики опирается на сеть различных учреждений, каждое из которых несет определенную ответственность в экосистеме распространения информации.
Эмпирические исследования подчеркивают глубокое влияние таких учреждений на общественное мнение, на социальное благополучие и демократические ценности. Поскольку эти институты продолжают развиваться, их приверженность правовым рамкам и ясности является важнейшим столпом, обеспечивающим гармоничное сосуществование информированных граждан и демократического управления.
Список литературы
Блохин Д.С., Мухамадшоев Ф.К. Зарубежный опыт организации контейнерных перевозок. В кн.: Логистика — евразийский мост. Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Красноярск, 24—29 апреля 2019 года. Часть 1. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет; 2019. С. 442—448.
Богомолова В.О. Проблемы проведения экономического анализа на предприятиях. В кн.: Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Пенза, 24—25 октября 2019 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет; 2019. С. 161—164.
Вакуленко С.П., Прокофьев М.Н., Евреенова Н.Ю. Инновационные технологии грузовых перевозок железнодорожным транспортом: Учебник для специалистов. М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН; 2022. 184 с.
Замараева Е.Н. История возникновения и развития международных транспортных коридоров. Международный научно-исследовательский журнал. 2021;6—5(108):28—31. https://doi.Org/10.23670/IRJ.2021.108.6.141
Кузьмина Е.В., Шевченко С.А., Кузьмина М.И., Агиевич Т.Г., Москалев Ю.А. Информационная политика как инструмент устойчивого регионального развития в условиях цифровой трансформации. Экономика и предпринимательство. 2021;2(127):350—353. https://doi. org/10.34925/EIP.2021.127.2.067
Нисневич Ю.А. «Электронное правительство» как постиндустриальная философия государственного управления. Теория и практика общественно-научной информации. 2004;19: 153-70.
Поляничко В.А., Очиткова Е.С., Очиткова В.П. Ключевые компетенции руководителя образовательной организации. В кн.: Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 ноября 2021 года. Пенза: Наука и Просвещение; 2021. С. 175-177.
Соловьев А.И. Политика и управление: Когнитивные основания взаимосвязи. Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2003;3:36-49.
References
Blokhin D.S., Mukhamadshoev F.K. Foreign experience in organizing container transportation. Logistics - the Eurasian bridge. Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, April 24—29, 2019. Part 1. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University; 2019. Pp. 442— 448. (In Russian).
Bogomolova V.O. Problems of conducting economic analysis in enterprises. Contribution of young scientists to the innovative development of the Russian agro-industrial complex: collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference ofYoung Scientists, Penza, October 24—25, 2019. Penza: Penza State Agrarian University;2019. P. 161—164. (In Russian).
Cherneg V.S. US policy for the implementation of national interests in the development of international maritime communications in the Arctic region. Proceedings of the Southwestern State University. Series: History and Law. 2021;11(2):95-105. (In Russian).
Kuzmina E.V., Shevchenko S.A., Kuzmina M.I., Agievich T.G., Moskalev Y.A. Information policy as a tool for sustainable regional development in the conditions of digital transformation, Economics and Entrepreneurship. 2021;2( 127):350-353. (In Russian). https://doi.org/10.34925/EIP.2021.12X2.067
Nisnevich Yu.A. "'Electronic government' as a post-industrial philosophy of public administration", Theory and practice of social and scientific information. 2004;19: 153-70. (In Russian).
Polyanichko V.A., Ochitkova E.S., Ochitkova V.P. Key competencies of the educational organization manager. Science and modern society: current issues, achievements, and innovations: collection of articles of the VIII International Scientific and Practical Conference, Penza, November 30, 2021. Penza: Nauka i Prosveshchenie; 2021. Pp. 175-177. (In Russian).
Rosenau J. Quantification means a discovery of recurring pattern. International processes. 2008;6-3(18):67-72. .
Shitova M.A. State information policy as an aspect of public administration in the information society in the Russian Federation. Russian Political Science. 2020;1: 67-74. (In Russian).
Solovyov A.I. Politics and governance: Cognitive foundations of interconnection. Bulletin ofthe Moscow University. Series 21: Management (State and Society). 2003;3:36-49. (In Russian).
StakhanovD.V., Mechikova M.N., Novikov N.A. Logistics management in the manufacturing sector of the region. Economics of Industry. 2013;1:45-50. (In Russian).
Стаханов Д.В., Мечикова М.Н., Новиков Н.А. Логистический менеджмент на предприятиях производственной сферы региона. Экономика промышленности. 2013;1:45—50.
Судоргин О.А. Современная информационная политика государства: мировой опыт и российская практика. Дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.02. Москва: Московский государственный областной университет; 2011. 360 с.
Цуладзе А.М. Формирование имиджа политического лидера в условиях становления новой политической системы в России. Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.03. М.: Московский государственный областной университет; 141 с.
Чернег В.С. Политика США по реализации национальных интересов в сфере развития международных морских коммуникаций в Арктическом регионе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(2):95—105.
Шитова М.А. Государственная информационная политика как аспект государственного управления в информационном обществе в Российской Федерации. Российское государствоведение. 2020;1: 67—74.
Rosenau Ja. Quantification means a discovery of recurring pattern. International processes. 2008;6-3(18):67—72.
Sudorgin O.A. Modern information policy of the state: world experience and Russian practice. Dis. ...Dr. (Sci.) Polit.: 23.00.02. Moscow: Moscow State Regional University; 2011. 360 p. (In Russian).
Tsuladze A.M. The formation of the image of a political leader in the conditions of the formation of a new political system in Russia. Dis. ... Cand. (Sci.) Polit.: 23.00.03. Moscow: Moscow State Regional University; 141 p. (In Russian).
Vakulenko S.P., Prokofiev M.N., Evreenova N.Yu. Innovative technologies for freight transportation by rail: textbook for specialists. Moscow: All-Russian Institute of Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences; 2022. (In Russian).
Zamaraeva E.N. The history of the emergence and development of international transport corridors. International research journal. 2021;6—5(108):28—31. (In Russian). https://doi. org/10.23670/IRJ.2021.108.6.141