Научная статья на тему 'Информационная подготовка студентов в вузе – как один из компонентов процесса формирования профессиональной идентичности будущего специалиста'

Информационная подготовка студентов в вузе – как один из компонентов процесса формирования профессиональной идентичности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятилова Т. В.

В статье рассматривается вопрос формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов в образовательном пространстве вуза в условиях всеобщей информатизации общества. В современных условиях будущий экономист для того чтобы быть успешным в профессиональной деятельности просто обязан владеть информационно-коммуникационными технологиями. Вопрос информационной подготовки экономистов в вузе и поднимается в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная подготовка студентов в вузе – как один из компонентов процесса формирования профессиональной идентичности будущего специалиста»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ - КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

© Девятилова Т.В.*

Череповецкий государственный университет, г. Череповец

В статье рассматривается вопрос формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов в образовательном пространстве вуза в условиях всеобщей информатизации общества. В современных условиях будущий экономист для того чтобы быть успешным в профессиональной деятельности просто обязан владеть информационно-коммуникационными технологиями. Вопрос информационной подготовки экономистов в вузе и поднимается в этой статье.

В настоящее время Россия вступила в эпоху всемирного формирования информационного общества. Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров - все эти информационные потоки необходимо экономисту оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления [1].

Именно на это направлена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Одна из задач Программы - повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ.

По оценкам СМА1, почти 3 млрд. руб. предприятия и организации инвестировали в повышение квалификации своих сотрудников в сфере ИТ (ИТ-обучение). Уровень знания ПК является одной из важнейших характеристик специалиста, работающего или поступающего на работу, что отмечается в отделе кадров в должностном опроснике.

* Старший преподаватель кафедры Математическич методов и информационных технологий в

экономике

1 Источник: CNews Analytics, 2005.

Следовательно, именно система образования призвана решать принципиально новую проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного общества, и одним из важнейших компонентов формирования профессиональной идентичности студентов в образовательном пространстве вуза является профессиональная подготовка1 студентов со средствами информатизации.

Профессиональная подготовка будущих специалистов-экономистов к работе со средствами информатизации есть формирование совокупности специальных знаний, умений и навыков, личностных качеств, позволяющих выполнять работу в информационной области деятельности, в данном случае с информационными потоками, которые необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение, используя информационные и коммуникационные технологии.

Вопросы подготовки студента в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, они отражены в работах А.П. Суханова, Э.П. Семенюка, К.К. Колина, Ю.С. Зубова, Ю.С. Брановского, А.Н. Беляевой, В.Я. Бутори-на и др.

По большому счету, обучение студента в вузе можно считать начальным этапом своей профессиональной деятельности. Именно в образовательном пространстве вуза осваиваются необходимые знания, умения, навыки необходимые для дальнейшей трудовой деятельности, здесь происходит развитие личностных профессиональных качеств студента. Под образовательным пространством вуза будем понимать сущность системы, охватывающей человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося.

Костяком образовательного пространства является образовательная программа. Образовательная программа - это то, что объединяет в одно целое все образовательное пространство. В образовательных программах экономических специальностей современной России предусмотрен и апробирован ряд учебных дисциплин «информационного» цикла. Они входят как в качестве дисциплин федерального уровня: «Информатика»,

1 Подготовка - это запас знаний, навыков, опыта, приобретенный в процессе учебы, практической деятельности [5].

Профессиональная подготовка - совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности [6].

2 Под образовательной средой понимается комплекс факторов и услуг, определяющих условия обучения: обеспеченность учебными помещениями, доступ к компьютерам и Интернет, возможность использования оргтехники, наличие помещений для самостоятельных занятий и отдыха и т. п.

«Информационные системы в экономике» так и в качестве дисциплин регионального (вузовского) компонента: «Информационные технологии в экономике», «Разработка и применение пакета прикладных программ в экономике», «Перспективные информационные технологии».

В государственных стандартах третьего поколения также отражается важность информационной подготовки студентов. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата прописано, что выпускник должен владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Все эти требования можно объединить понятием «информационной культуры». В современном понимании информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Можно сделать вывод, что в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ включены требования по формированию информационной культуры будущих специалистов.

Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие составляющие компоненты информационной культуры личности: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.

Когнитивный компонент характеризует отношение студента к теории и практике информатизации (знания и представления о новой информационной картине мира в идеях, гипотезах и теориях). Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта.

Содержательный компонент определяет систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности студента. Этот компонент связан с деятельностью обучающихся в области организации разнообразных видов информационной деятельности.

Коммуникативный компонент включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды.

Рефлексивный компонент представляет собой систему, сочетающую собственные позиции и установки студента, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком.

Информационная культура личности, по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. Так А. Атаян выделяет три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический) [3].

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности. Этот уровень соответствует компьютерной грамотности студентов, включающей знания информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, возможностей использования компьютеров в своей деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека. На этом уровне формируется компьютерная культура студентов, которая содержит в себе теоретические и практические знания в области применения информационно-коммуникационных технологий в повседневной профессиональной деятельности с соблюдением морально-этических и правовых норм.

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки. Этот уровень характеризует достижения в информационной грамотности студентов.

Формирование информационной культуры личности не происходит автоматически, оно требует усилий, специально организованного пространства и специально организованной деятельности. Очевидно, что учебный процесс должен быть ориентирован на обучение, т.е. направлен на полезность для студента осуществленной учебы, на практическое при-

менение студентами в дальнейшей профессиональной деятельности полученных знаний, умений и навыков, на развитие необходимых профессиональных качеств.

Итак, учитывая цели сегодняшнего высшего образования, можно сказать, что профессиональная подготовка студентов в вузе на базе информационно-коммуникационных технологий есть формирование информационной культуры студентов, что становится одним из главных моментов процесса обучения. Формирование информационной культуры студентов решит одну из главных задач по формированию профессиональной идентичности будущего специалиста - экономиста.

Список литературы:

1. Сайт ФЦП (Федеральная целевая программа) «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-rus.ru.

2. Сайт Министерства информационных технологий и связи РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minsvyaz.ru.

3. Алборова С.З., Атаян А.М. Компьютерные деловые игры как средство развития информационной культуры // X Ежегодная международная конференция-выставка «ИТ0-2001». - М., 2001.

4. Атаян А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. - М., 2004.

5. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. - М.: Дрофа; Русский язык, 2000.

6. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.bse.sci-lib.com.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

© Диденко Л.А.*

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

В статье акцентируется проблема формирования различных компе-тентностей студентов педагогического вуза. Из множества компетент-ностей автор выделяет те, которые являются наиболее важными для современного студента педагогического вуза.

* Начальник отдела Педагогических и производственных практик, доцент кафедры Педагогики, психологии и управления образования Института дополнительного образования и повышения квалификации КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.