Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗРАБОТКИ КУБСАТОВ В РАЗЛИЧНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗРАБОТКИ КУБСАТОВ В РАЗЛИЧНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная поддержка / кубсат / информационное сопровождение / космические аппараты / спутник / космос / information support / cubesat / information support / spacecraft / satellite / space

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С.Р. Бобров, Е.И. Лоцан

Малые космические аппараты являются неотъемлемой частью на пути исследования космоса. Но основная часть «кубсатов» проектируется и создается на базе российских университетов, которые ограничены в возможностях финансирования информационной поддержки данных проектов. Статья раскрывает данную проблему и предлагает свое решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL SUPPORT OF CUBESAT DEVELOPMENT AT VARIOUS UNIVERSITIES

Small spacecraft are an integral part of the path of space exploration. But the main part of cubesat is designed and created on the basis of Russian universities, which are limited in the possibilities of financing information support for these projects. The article reveals this problem and offers its solution.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗРАБОТКИ КУБСАТОВ В РАЗЛИЧНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ»

УДК 659.441.81: 629.783

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗРАБОТКИ КУБСАТОВ В РАЗЛИЧНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

С. Р. Бобров Научный руководитель — Е И. Лоцан

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Bobrov serg@mail.ru

Малые космические аппараты являются неотъемлемой частью на пути исследования космоса. Но основная часть «кубсатов» проектируется и создается на базе российских университетов, которые ограничены в возможностях финансирования информационной поддержки данных проектов. Статья раскрывает данную проблему и предлагает свое решение.

Ключевые слова: информационная поддержка, кубсат, информационное сопровождение, космические аппараты, спутник, космос

INFORMATIONAL SUPPORT OF CUBESAT DEVELOPMENT AT VARIOUS UNIVERSITIES

S. R. Bobrov Scientific supervisor — E. I. Lotsan

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Bobrov_serg@mail.ru

Small spacecraft are an integral part of the path of space exploration. But the main part of cubesat is designed and created on the basis of Russian universities, which are limited in the possibilities of financing information support for these projects. The article reveals this problem and offers its solution.

Keywords: information support, cubesat, information support, spacecraft, satellite, space

Любая деятельность нуждается в её признании и поддержке со стороны широкой общественности. Информационное сопровождение — публикации в различных средствах массовой коммуникации, помогают создать требуемый образ организации, информируют людей о результатах её деятельности.

Информационное сопровождение университетских проектов малых космических спутников имеет свои особенности, которые вступают друг с другом в некоторое противоречие: с одной стороны, это сложная научная и техническая деятельность, но, с другой стороны, это учебная деятельность. В-третьих, малые размеры кубсатов не производят того впечатления, какого они заслуживают. Все эти особенности требуют особого внимания к выбору информационных поводов для публикаций, медиаканалов, сюжетов и героев публикаций.

Российские университеты принимают активное участие в проектировании малых спутников (МАИ, МГТУ, МЭИ, СГАУ, МГУ, НИУ ВШЭ, НГУ, ТПУ). Сибирский

государственный аэрокосмический университет (ныне СибГУ им. М.Ф. Решетнева) занимается разработкой малых космических аппаратов с 2007 г., с момента подписания соглашения о стратегическом партнерстве с космическими предприятиями края и Красноярским научным центром Сибирского отделения РАН. Для понимания особенностей информационного сопровождения высокотехнологичных многоцелевых проектов, был изучен уже имеющийся опыт такой деятельности. В качестве материала для исследования были выбраны проекты последних 3-5 лет. Были поставлены следующие исследовательские вопросы:

Какие коммуникационные каналы используются для освещения проекта? Какие аудитории являются целевыми? О каких события сообщается? Кто выступает в качестве ньюсмейкера (эксперта, ЛОМа)? Какими особенностями отличается язык и стиль сообщений?

МГТУ им. Н.Э. Баумана, спутник «Бауманец» (2006-2017). Для публикации информации используется сайт факультета МГТУ «Специальное машиностроение», раздел «Проекты создания студенческих спутников». Сам сайт факультета найти относительно легко, но так как ссылка на него при запросе не стоит на первом месте, то понадобится время, чтобы нажать на нужную [1]. Имеется страница «Бауманец (космический аппарат)» в Википедии. Вся информация рассчитана на специалистов в области космонавтики и образования — сообщаются технические характеристики, полётные задания, рассказывается об участии студентов. В сообщения упоминаются ректор института и гендиректор НПО машиностроения. Стиль сообщений — научно-технический, газетно-информационный, жанр — анонс или пост-релиз.

МГУ имени М.В. Ломоносова, спутник «Ломоносов» (2016). Имеется отдельный сайт проекта (lomonosov.sinp.msu.ru), на котором есть полная информация для ознакомления, присутствуют разделы «научная аппаратура», «программа эксперимента», «научные задачи», сведения о партнёрах, список публикаций, информация об учёных — участниках проекта (но не о студентах!), результаты проекта [2]. На сайте публикуются новости, в первую очередь связанные с самим спутником, — запуск, его составляющие, испытания и т. д. Имеется три видеоролика «Ломоносов на орбите», «Экстремальный космос Ломоносова», «Ломоносов на пороге открытий». Статьи написаны научным языком. В тексте присутствует большое количество специальной терминологии для описания различных операций, в которых принимает участие спутник. Человеку, который не посвящён в эту тему, будет трудно разобрать многие моменты.

В текстах СМИ можно увидеть другую картину. Идёт выбор наиболее интересных событий из жизни спутника: исследования космических гамма-всплесков на борту спутника «Ломоносов», спутник «Ломоносов» зарегистрировал двести тысяч экстремальных событий в атмосфере Земли, получены изображения с прибора ШОК, Спутник «Ломоносов» поймал несколько «аномальных» космических лучей. На спутнике «Ломоносов» отказала часть научной аппаратуры. Большая часть новостей завязана на происходящие в космосе события, но также есть информация о деятельности на земле, а именно запуск, мероприятия, проводимые создателями в качестве презентаций и т.д.

В тексте можно увидеть упоминание директора НИИ ядерной физики МГУ Михаила Панасюка, ректора МГУ Михаила Садовничего, они дают свои комментарии по поводу проекта.

Таким образом, мы видим, что аудитория проекта расширяется — наряду со студентами и специалистами, информация адресуется и широкому кругу читателей, интересующихся космосом. Публикации в СМИ направлены на более широкую аудиторию, написаны простым языком, в них выделяются более яркие события, происходящие в жизни спутника, например, странные взрывы в космосе.

Томский политехнический университет, спутник «Томск-ТПУ-120» (2016). Проект «Томск-ТПУ-120» также не имеет своего сайта. Информация о нем представлена на сайте ТПУ в разделе новостей [3]. На сайте института в тексте описывается сам спутник, как выглядит, из чего сделан. Перечислены его задачи, поставленные для полёта в космос, которые спутник должен выполнить. Также рассказывается, что событие приурочено к 120-летию института. Сообщения как на сайте, так и в СМИ концентрируются на уникальности спутника — «сделанный на ЗБ-принтере». Также интересен факт использования элемента СШ2е^аепсе — любители могут принимать сигналы, которые передаёт спутник.

Лидеров мнений обозначили лишь вскользь. В тексте представлены небольшие комментарии Валерия Борикова, директора института неразрушающего контроля ТПУ, также свой комментарий давал советник гендиректора РКК Александр Чернявский.

СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, «БЮСИВЕ — студенческий малый космический аппарат» (2014-2015). Проект не имеет своего сайта, но имеется аккаунт во ВКонтакте, где публиковались новости о проекте, а также размещался образовательный и развлекательный контент. Имеются интервью с создателями спутника, видео из лаборатории, записи новостных сюжетов местных телеканалов. Жанр — анонс, разъяснение необходимости и пользы кубсатов. Герои публикаций — преподаватели и аспиранты СибГАУ. Публикации в СМИ обращают на себя внимание подчёркиванием уникальности проекта: Первый студенческий нано-спутник построят в красноярском вузе [4].

Результаты исследования позволяют сделать вывод об отсутствии каких-либо стандартов или традиций в освещении студенческого космического проекта. В целом университеты придерживаются правила маркетинга высокотехнологичной продукции — ориентации на лиц, принимающих решения, и экспертов: акцент на технологическое, научное или методическое значение проекта, обилие специальной терминологии. Редким исключением предстаёт проект ТПУ, где учитывается, что новости о спутнике будут интересны и горожанам: упоминается юбилей вуза, имеется возможность присоединиться к проекту — принимать сигналы спутника, наконец, в качестве научной темы используется ЗБ-печать, о которой аудитория уже более или менее информирована.

С другой стороны, аккаунт в социальной сети, наполненный развлекательным контентом и ссылками на события околонаучной и научно-популярной тематики, отвлекает внимание от самого проекта СиЬеБАТ, не даёт возможности сосредоточиться на его технологических или научных особенностях.

Очевидно, что проект информационного сопровождение, который бы подчёркивал научную и методическую значимость малого космического аппарата, должен учитывать интересы разных аудиторий.

Представляется, что аудитории информационного сопровождения можно разделить на следующие группы: научные и производственные компании, нуждающиеся в высокообразованном персонале; государственные и муниципальные органы, заинтересованные в развитии промышленности и науки на своей территории; дети и молодёжь, находящаяся в поиске образовательной и жизненной траектории; широкая, но не заинтересованная в науке и технологиях общественность, желающая видеть успехи России в освоении космоса. Концепция информационного сопровождения — предоставлять каждой аудитории именно ту информацию и именно в той форме, которая ей близка и необходима, руководствуясь общей глобальной целью — формирование имиджа университета как как активного и успешного участника российского космического проекта.

Библиографические ссылки

1. Проекты создания студенческих спутников // Молодежный космический центр [Электронный ресурс]. URL: https://sm.bmstu.ru/faculty/mkc/133-proekty-sozdaniya-studencheskih-sputnikov.html (дата обращения 12.03.2022).

2. «Ломоносов» российский университетский спутник [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosov.sinp.msu.ru/ (дата обращения 22.03.2022).

3. Малый космический аппарат «Томск-ТПУ-120» RS4S [Электронный ресурс]. URL: https://swsu.ru/space/tomsk-tpu-120-rs4s/ (дата обращения 01.04.2022).

4. SibCube проект студенческого космического аппарата СибГАУ класса CubeSAT / Д. М. Зуев, А. Г. Пятков, П. В. Мовчан и др.// Вестник СибГАУ 2014. №4(56). С. 160-166.

© Бобров С. Р., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.