Научная статья на тему 'Информационная поддержка образовательных технологий'

Информационная поддержка образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SUPPORT / INFORMATION UNITS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутко Е. Я.

Статья анализирует применение информационных технологий в образовании. Описана диверсификация информационных образовательных технологий. Раскрыты два основных направления применения этих технологий в сфере образования. Первое направление связано с обучением. Второе направление связано с поддержкой образовательных технологий. Раскрыто содержание информационных технологий поддержки образования. Приведены примеры этих технологий. Статья описывает формирование информационных единиц как информационную технологию поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support of educational technologies

The article analyzes the application of information technologies in education. Paper describes the diversification of information educational technologies. Paper describes two main areas of application of these technologies in education. The first direction is related to training. The second direction is connected with the support of educational technologies. The article discloses the content of information technologies for the support of education. The article describes examples of information technologies supporting education. The article describes the formation of information units as an information technology support.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка образовательных технологий»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Дата публикации: 1.09.2017 № 4 (28). С. 53-57. УДК 81.23

Е. Я. Бутко

Информационная поддержка образовательных технологий

Статья анализирует применение информационных технологий в образовании. Описана диверсификация информационных образовательных технологий. Раскрыты два основных направления применения этих технологий в сфере образования. Первое направление связано с обучением. Второе направление связано с поддержкой образовательных технологий. Раскрыто содержание информационных технологий поддержки образования. Приведены примеры этих технологий. Статья описывает формирование информационных единиц как информационную технологию поддержки.

Ключевые слова: образование, информационные технологии, информационная поддержка, информационные единицы, образовательные технологии

Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Accepted: 1 July 2017 Published: 1 Septemer 2017 No. 4 (28). pp. 53-57.

E. Ya. Butko

Information support of educational technologies

The article analyzes the application of information technologies in education. Paper describes the diversification of information educational technologies. Paper describes two main areas of application of these technologies in education. The first direction is related to training. The second direction is connected with the support of educational technologies. The article discloses the content of information technologies for the support of education. The article describes examples of information technologies supporting education. The article describes the formation of information units as an information technology support.

Keywords: Education, information technologies, information support, information units, educational technologies

Введение

овременное образование характеризуется / процессами интеллектуализации, инфор-V__<- матизации [1] и ростом использования когнитивных технологий [2]. Необходимость улучшения образования - это большая проблема, которая существовала и будет существовать [3]. Решение данной проблемы обусловливает необходимость исследования применения информационных технологий в образовании. Информационные технологии могут быть использованы для улучшения обучения и помогают студентам эффективно осваивать компетенции. Информационные технологии в образовании делятся на две большие группы: собственно технологии передачи знаний и информационные технологии поддержки об-

учения. В целом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) [4] являются одним из ключевых средств повышения эффективности образования. Необходимость совершенствования мероприятий по модернизации технологий обучения требует соответствующего обоснования. Такое обоснование возможно на основе изучения практики и опыта уже существующих решений управления с использованием ИКТ [5]. Развитие управления высшим образованием требует анализа опыта наиболее действенных решений по применению информационных технологий (ИТУ) в образовании не только как инструмента обучения, но и как инструмента поддержки.

Диверсификация информационных технологий

в образовании

Применение информационных технологий в образовании актуальная тема и имеет множество аспектов реализации. Аспекты можно поделить на общие, безотносительно к дисциплине, и частные применительно к изучаемому предмету и методике его преподавания.

Общую характеристику образовательных процессов можно дать, используя модель И.В. Роберт «3Р»: «раскрытие; развитие; реализация» [6]. Группировка образовательных технологий по группам дает возможность выделить «группы технологий процессов». Эти группы включают: маркетинг образовательных услуг [7]; информирование, передачу знаний, тестирование, управление учебным заведением; управление персоналом [8] и др.

В целом можно говорить об информационно-технологическом управлении [9] образовательными процессами. Основой такого управления являются информационные модели образовательной ситуации, информационные модели учащегося, информационные модели информирования, Информационные модели тестирования, Информационные модели активного обучения, модели виртуального обучения и другие. В частности, метод ключевых показателей можно рассмотреть как метод построения информационной модели, параметрами которой являются ключевые показатели. При этом такие показатели должны быть информационно определяемыми показателей [10]. Информационно определяемые показатели - это показатели, значение которых в явном виде определяется на основе сбора первичного информации, измерений или вычислений по первичным данным.

Развитие информационных технологий поддержки образования

Информационные и коммуникационные технологии - это широкое понятие, включающее системы, процессы и людей, вовлеченных в коммуникацию посредством технологии. ИТУ в образовании базируются на обычных информационных технологиях [9].

О значении технологий поддержки говорит пример Университета Британской Колумбии [11], который является глобальным центром исследований и обучения, неизменно входит в число 40 лучших университетов в мире. В Ванкуверском (Канада) кампусе [12] этого университета существует факультет технологий поддержки образования (Educational Technology Suppor), который готовит специалистов по этому направлению. Технология информационной поддержки в образовании является «мультипликатором передачи знаний» для преподавателя. Вместо того, чтобы учитель был единственным источником помощи в классе, учащиеся могут получить доступ к веб-сайтам, онлайн-учебникам и т.д.

Информационные технологии поддержки (ИТП) исключают информационную ситуацию [13], при которой преподаватель является единственным источником информации в классе. Благодаря ИТП учащиеся могут получить доступ к веб-сайтам, онлайн-учебникам и т. д.

Благодаря ИТП образование не прекращается в конце учебного дня потому, что у студентов есть доступ к учителям, ресурсы и задания через Интернет и доступ к сетевым образовательным ресурсам в любое время. Студенты также могут получить помощь и репетиторство в любое время, будь то учитель по электронной почте или в режиме онлайн, или с веб-сайта помощи. Правда следует отметить негативную сторону сетевой поддержки образования. Большинство не специализированных образовательных сайтов «замусорены» недостоверной информацией [14, 15] и не всегда дают ключ к правильному пониманию материала.

Информационные технологии поддержки позволяют создавать новые формы обучения типа «групповой сетевой проект», который исключает непосредственный контакт учащихся и может объединяет в проекте студентов из разных городов и стран. Эти групповые проекты помогают учащимся осваивать важные навыки, такие как общение, командная работа, критическое мышление и групповое решение проблем. ИТП служат основой освоения этих проектов и навыков. Студенты могут создавать такие образовательные объекты такие как веб-сайты, блоги и мультимедийные презентации в рамках своего проекта. Они могут использовать Интернет для исследований и в качестве образовательного ресурса. Они могут общаться со студентами в других вузах и проводить с ними совместную работу. Они также изучают технологические навыки при выполнении этих проектов.

Время и деньги всегда являются проблемой в образовании, и ИТП могут в этом помочь. Виртуальные полевые поездки, электронные формы вместо бумаги, электронная почта вместо печатных заметок, виртуальные лаборатории, электронные учебники и тысячи бесплатных онлайн-ресурсов могут экономить время и деньги и дать студентам профессиональные навыки

Можно выделить некоторые направления применения ИТП в сфере образования: Развитие технологий управления. Получение и применение информационных ресурсов для задач образования [16]. Развитие информационных технологий для управления контентом [17]. Извлечение знаний для формирования образовательных ресурсов [18]. Извлечение неявных знаний в процессе обучения. ИТП позволяют формировать и применять информационные единицы как основу образовательных технологий и информационных образовательных ресурсов [19, 20]. ИТП позволяют применять когнитивные факторы при обучении и тестировании.

Рассмотрим некоторые модели. Как показывает опыт, эффективным механизмом управления вузом и повышения конкурентоспособности является сбалансированная система показателей [10, 21], которая относится к технологиям поддержки образования. Такая технология позволяет рассматривать показатели деятельности образовательной организации и персонала как связанный комплекс. Индивидуальная сбалансированная система показателей (Personal Balanced Scorecard - PBSC) [22] рассматривается в настоящее время как эффективный метод ко-учинга (наставничество, работа с учащимися, включающая в себя индивидуальное обучение и консультирование).

Развитие информационного образовательного пространства России предусматривает создание системы интегрированных сетевых образовательных ресурсов [16]. Создание ресурсов относится к технологиям поддержки, использование ресурсов - образовательная технология. Эти образовательные ресурсы имеют разные масштабы и функции. Работа с масштабами также входит в технологии поддержки. Аналогичная ситуация обстоит с виртуальным обучением [23]. Создание виртуальных образовательных технологий и моделей относится к технологиям поддержки, использование виртуальных технологий в образовании - образовательная технология

_Поддержка передачи знаний

Передача знаний в образовательных и процессах связана с технологиями: передачи общеобразовательных знаний , трансформацией неявных знаний в явные [24], закреплением знаний, преобразованием знаний в компетенции [25], формированием профессиональных знаний [26]. Совокупность этих технологий как единая система обозначается понятием управление знаниями в образовании. К числу актуальных проблем поддержки управления знаниями в образовании относится изучение теоретических основ представления знаний для хранения в БД и БЗ.

Под управлением знаниями понимают любые процессы и принципы, связанные с созданием, приобретением, завладением, обменом и использованием знаний или опыта. В некоторых определениях подчеркивается, что это процесс приобретения коллективного опыта для его всестороннего использования компанией там, где он может оказаться полезным для достижения наивысшей отдачи. Коллективный опыт или «ресурсы знаний» определяются как ключевые компетенции, общепринятая практика или ключевое искусство. В некоторых определениях подчеркивается, что в качестве основы управление знаниями имеет использование людей, процессов или технологий, позволяющее организации оптимизировать обмен знаниями и их сохранение.

В современной литературе управление знаниями трактуется как новая управленческая функция, которая заключается в целенаправленном формировании, обновлении и применении знаний для повышения эффективности образовательного учреждения и образовательных процессов. В этом же контексте, управление знаниями определяется как новый вид управленческой деятельности, направленный на интенсивное использование нематериальных активов [27] как главных ресурсов экономики знаний и стимулирование инноваций с целью максимизации эффективности экономики и отдельного предприятия и формирование на этой основе реальных конкурентных преимуществ.

Сущность управления знаниями в образовании заключается в целенаправленном воздействии субъектов управления на развитие корпоративного человеческого капитала с целью расширенного воспроизводства новых знаний и образовательных информационных продуктов, обеспечивающих вузу стратегические конкурентные преимущества. Можно отметить ряд ключевых аспектов, вытекающих из трактовки сущности управления знаниями.

Во-первых, руководство образовательным учреждением должно обладать такими управленческими знаниями и компетенциями, которые были бы адекватны требованиям воспроизводства человеческого капитала высокого качества. Эти субъекты управления, или руководители в сфере воспроизводства корпоративных знаний должны обладать такими навыками управленческой деятельности, которые были бы лидерским основанием высокоэффективного функционирования их управленческого капитала.

Во-вторых, если объектом соответствующего управленческого воздействия является человеческий капитал, представленный сложным и противоречивым единством человеческих личностей и характеров, то ожидаемое высокое качество данного управления должно быть функцией целенаправленных воздействий на соответствующие социокультурные, социально-психологические, социологические и иные гуманитарно-экономические аспекты и сферы коллективной корпоративной деятельности.

Следовательно, конечный продукт образовательного учреждения, выступающий в форме образовательной услуги, есть не только функция непосредственно профессиональных знаний и компетенций руководителей и персонала вуза, сколько интегральный результат социальных, институциональных, и иных знаний данного вуза. Поэтому существующие подходы к управлению образовательными знаниями тесно связаны с когнитивной моделью человеческого капитала предприятия.

Основные функции системы управления образовательными знаниями заключаются в решении двух общих взаимосвязанных задач.

Во-первых, в формировании инновационного и самообучающегося корпоративного человеческого капитала, способного к высокой скорости творчески-трудового, созидательного «конвертирования». Во-вторых, в создании социальных условий, в рамках которых корпоративный человеческий капитал инновационного качества реализует себя в создании востребованных рынком и другими потребителями инноваций в форме образовательных продуктов.

Применение информационных единиц в информационных образовательных технологиях

Формирование информационных единиц является ярким примером информационной технологии поддержки не только в образовании, но и во многих направлениях информационного моделирования [19, 20]. Информационные единицы (ИЕ) с позиций лингвистики являются аналогами элементов языка информатики. В последнее время ИЕ единицы широко применяют в разных научных и технологических направлениях. Они служат инструментом описания и инструментом формирования: процессов, моделей, ситуаций. При их использовании применяют системный подход как метод построения некой информационной модели или системы по аналогии с построением сложной системы [20]. Применение ИЕ позволяет применять системный подход при формировании образовательных ресурсов и образовательных технологий. Информационные единицы применяют при разных методах обучения: традиционном, информационном, виртуальном, дистанционном. ИЕ применяют как элементы передачи знания и построения целостных систем в образовательных технологиях. Образовательные информационные единицы, в отличие от информационных единиц, применяемых, например, в теории связи, имеют форму, семантику и когнитивную окраску. Последнее свойство исключается в теории связи. Анализ и изучение информационных образовательных единиц актуально и особенно важно в дистанционном и виртуальном образовании, в котором они являются элементами и основой передачи знаний и обучения. От правильного учета и использования этих единиц зависит процесс качества восприятия и понимания учебного материала. Информационные образовательные единицы являются информационными кирпичиками в системе построения образовательных сценариев, технологий и ресурсов.

С позиций системного подхода информационные единицы являются элементами сложной системы, описывающей управленческие процессы. В аспекте управления представляют интерес группы информационных единиц: структурная, семантическая, процессуальная; операционная, визуальная, транзакционная. Все группы информационных единиц являются средством описания

различных технологий управления или технологий поддержки управленческой деятельности.

Структурная группа информационных единиц включает средства для описания структур управленческих моделей и структур ситуаций, в которых находится управляемый объект. Семантическая группа информационных единиц включает средства передачи содержания управляющих и корректирующих воздействий. Процессуальная группа включает средства для описания управленческих процессов на формальном уровне управления.

Операционная группа информационных единиц включает средства для описания управленческих процессов на операционном уровне управления. Она по существу реализует управленческие процессов на практике. Визуальная группа информационных единиц включает средства представления результатов обработки информации в виде изображений, презентаций, визуальных динамических моделей, моделей виртуальной реальности. Она выполняет функции поддержки управленческих решений. Транзакционная группа включает средства для описания обмена транзакциям при работе с базами данных и хранилищами.

Анализ методов управления с применением информационных единиц дает возможность не только повышать качество управления, но и осуществлять междисциплинарный перенос знаний. Примененная методика с применением информационных единиц дает возможность проводить сравнительный анализ разных методов и технологий управления.

С формальной стороны информационные единицы дают возможность использовать аппарат структурного программирования для анализа технологий управления, что повышает качество управления, поскольку использует методику порождающих грамматик [28].

Заключение

Применение информационных технологий поддержки является обязательным фактором развития образования. Такая поддержка распространяется как на информационные образовательные технологии так и на обычные методы лекторского обучения, слайды, презентации, электронные доски экономят время преподавателя и позволяют концентрировано организовывать обучение. Создание виртуальных моделей как технология поддержки дает возможность применять виртуальное обучение и более эффективно исследовать окружающий мир. Создание мультимедийных образовательных технологий является технологией информационной поддержки. Применение мультимедийных технологий позволяет по новому организовывать обучение, включая адаптивные методы и гибкие траектории. Фор-

мирование информационных единиц являет- разовательных моделей и образовательных

ся технологией информационной поддержки. технологий создает системность в образова-

Применение информационных единиц для нии и обеспечивает междисциплинарный пе-

формирования образовательных ресурсов, об- ренос опыта обучения.

_ЛИТЕРАТУРА

1. Цветков В.Я. Глобализация и информатизация // Информационные технологии, 2005, - №2 - с.2-4.

2. Болбаков Р.Г. Анализ когнитивности в науке и образовании // Перспективы науки и образования- 2014. - №4.

- с.15-19/

3. Бутко Е.Я. Информационное управление высшим образовательным учреждением // Перспективы науки и образования. - 2017. - №1(25). - с.29-33.

4. Цветков В.Я. Методологические основы применения ИКТ при управлении высшим учебным заведением // Информатизация образования и науки. - 2010.- №1(5). - с.25 -30.

5. Алиева Н.З., Е.Б. Ивушкина, О.И. Лантратов. Становление информационного общества и философия образования - Издательство «Академии естествознания» 2008, - 220с/

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.

7. Ожерельева Т. А. Особенности развития маркетинга образовательных услуг// Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №3. - с.113-И5

8. Бутко Е.Я. Информационные технологии в управлении персоналом образовательного учреждения // Государственный советник. - 2015. - №4. - с48-52.

9. Поляков А.А., Цветков В. Я. Информационные технологии в управлении. - М.: МГУ факультет государственного управления, 2007 - 138с.

10. Пушкарева К.А. Информационно определяемые показатели для управления персоналом вуза // Управление образованием: теория и практика - 2014. - № 2.(14) - с.130- 139

11. https://www.ubc.ca/ (дата доступа 20.05.2017).

12. https://www.ubc.ca/our-campuses/vancouver/ (дата доступа 20.05.2017).

13. Tsvetkov V. Ya. Information Situation and Information Position as a Management Tool // European researcher. Series A. 2012, Vol.(36), № 12-1, p.2166- 2170

14. Тюрин А. Г. Математическое и программное обеспечение семантического поиска в портально-сетевых комплексах учебного назначения. Дис. к.т.н. 01.13.11. - М.: МИРЭА, 2012. - 121с.

15. Болбаков Р. Г. Развитие и применение методов и алгоритмов когнитивной семантики в мультимедийных образовательных портальных системах. Дис. к.т.н. 01.13.01. - М.: МИРЭА, 2013. - 172с.

16. Ожерельева Т.А. Управление сетевыми учебными ресурсами // Управление образованием: теория и практика - 2013. - № 2. - с112-116.

17. Спикльмайр С. и др. Zope. Разработка Web-приложений и управление контентом: Пер. с англ - М.: ДМК Пресс., 2003.

18. Цветков В.Я. Извлечение знаний для формирования информационных ресурсов. - М.: Госинформобр. 2006.

- 158с.

19. Ozhereleva T. А. Systematics for information units // European Researcher, 2014, Vol.(86), № 11/1, pp. 1894-1900.

20. Tsvetkov V. Ya. Information Units as the Elements of Complex Models // Nanotechnology Research and Practice, 2014, Vol.(1), № 1. р57-64.

21. Бутко Е. Я. Применение индивидуальных сбалансированных показателей для управления персоналом // Образовательные ресурсы и технологии. - 2016. - 1 (13). - с.39-45.

22. Рамперсард Х. Индивидуальная сбалансированная система показателей. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2005

23. I. P. Deshko, K.G. Kryazhenkov, E. E. Cheharin. Virtual Technologies // Modeling of Artificial Intelligence. 2016, Vol. 9, Is. 1, pp. 33-43. DOI: 10.13187/mai.2016.9.33 www.ejournal11.com.

24. Сигов А. С., Цветков В.Я. Неявное знание: оппозиционный логический анализ и типологизация // Вестник Российской Академии Наук, 2015, том 85, № 9, - с.800-804. DOI: 10.7868/S0869587315080319

25. Бутко Е. Я. Качественное образование // Экономика и образование сегодня. 2005. № 5. С. 24

26. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование //Педагогика. -2002. - №. 3. - С. 16-21.

27. Зайцева О.В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №12. -с.105-109.

28. Камша В. П., Камша Л. С., Виктор К. О парадигме компьютерной лингвистики //НТИ. Сер. - Т. 2. - С. 1-8.

Информация об авторе Information about the author

Бутко Е. Я. Butko E.Ys.

(Москва, Россия) (Moscow, Russia)

д. э. н., профессор. и.о. ректора Doctor of Economics, professor,

Московский государственный университет геодезии Acting Rector of the Moscow State University of

и картографии Geodesy and Cartography

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.