Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017 № 6 (24). С. 88-95. УДК 378.1
С. И. В АСЮТ ИНСКАЯ
Модели в виртуальных образовательных технологиях
Статья описывает модели в виртуальных образовательных технологиях. Раскрывается структура виртуального обучения. Описано содержание виртуальной образовательной технологии. Описаны основные типы информационных моделей при виртуальном обучении. Описано тематическое содержание информационных моделей, применяемых в виртуальных образовательных технологиях. Описаны три типа целей информационных моделей для виртуального обучения. Описаны основные этапы образовательного сценария.
Ключевые слова: образование, виртуальное обучение, виртуальные образовательные технологии, информационные модели, динамические модели, виртуальные модели, технологии обучения
Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017 No. 6 (24). pp. 88-95.
S. I . VASYUTIN S KAYA
Models in virtual educational technology
The article describes a model in virtual education technologies. This article describes the structure of virtual learning. This article describes the contents of a virtual educational technology. This article describes the main types of information models in the virtual training. This article describes the thematic content of the information models used in virtual education technologies. This article describes three types of information models for virtual learning purposes. This article describes the main stages of the educational scenario.
Keywords: education, virtual learning, virtual learning technologies, information models, dynamic models, virtual models, technology training
Введение
К числу новых форм образования реальности относится виртуальная реальность, на основе которой можно получать новое знание. Виртуальность как технология основана на информационном подходе [1, 2]. Виртуальная реальность в образовании тесно связана мультимедийными технологиями [3],. «Виртуальность» как феномен имеет свою специфику [4-6]. Виртуальность включает такие компоненты как: виртуальное информационное поле, виртуальное информационное пространство, виртуальные образовательные модели, виртуальные образовательные технологии, виртуальные информационные конструкции [7, 8], информационное взаимодействие [9]. Эти компоненты обуславливают формирование об-
разовательных технологий, в которые виртуальность входит как составная часть. Виртуальное моделирование и виртуальные технологии создают новые факторы соотнесения визуальных представлений с объективной реальностью. Эти факторы: масштабность пространства, масштабность времени, обращение времени, моделирование нереальных ситуаций и т.д. Появление информационных моделей большой информационной ёмкости создало дополнительные возможности виртуального образования..
Место информационных моделей в образовательных технологиях
В виртуальных образовательных технологиях применяют обычные информационные модели. которым придают свойства виртуализации. На
рисунке 1 приведена схема образовательных ресурсов. Информационные образовательные технологии и информационные (образовательные) модели относятся к информационным (образовательным) ресурсам.
На рис.1 левая часть схемы описывает динамику образовательных ресурсов, правая часть схемы описывает статику. Соответственно для этой цели применяют прескриптивные и дескриптивные информационные модели [10, 11]. Информационные образовательные технологии трансформируются через темы, определяемые рабочей программой.
Динамика отражается модулями, сценариями обучения и сценариями тестирования. Следует подчеркнуть, что современное образование связывает обучение и тестирование и делает их комплементарными информационными ресурсами [12-14].
Инфокоммуникационные образовательные технологии иногда называют электронными, поскольку они ориентированы на применение электронных ресурсов и электронных обучающих систем (ЭОС) [14, 15]. Широкое применение электронные ресурсы нашли в дистанционных образовательных технологиях [7]
Виртуальная образовательная технология
Виртуальная образовательная технология (ВОТ) - образовательная технология, реализуемая с применением информационных и телекоммуникационных технологий при виртуальном информационном взаимодействии обучающегося и образовательного ресурса. Особенностью виртуального обучения является отсутствие посредника преподавателя между учащимся и виртуальной реальностью. Эта технология может
Информационные образовательные ресурсы
Информационные образовательные технологии
-
Информационные образовательные модели
Темы
Модули
Сценарии обучения
Сценарии тестирования
Сцены
(информационные
ситуации)
\ !
Информационные
единицы
Рис.1. Структура информационных образовательных ресурсов
Модули разбивают на сценарии обучения и сценарии тестирования. Темы задают и статические сцены (информационные образовательные ситуации), которые служат ориентировочными пунктами обучения. Основой организации сцен, сценариев являются информационные единицы и информационные образовательные единицы.
сравниваться с обучением на основе активной деловой игры [17].
В становлении системы виртуального образования большое значение имеет развитие и совершенствование инфокоммуникационных технологий, информационных и телекоммуникационных систем [18]. Виртуальное образование
строится на различных моделях. Это модели обучающие и вспомогательные: образовательных процессов, модели образовательных ресурсов, модели телекоммуникационного обмена, модели распределенной структуры образовательной сети.
В модели виртуальных образовательных процессов обучение строится на следующих принципах: в основе обучения должна лежать познавательная деятельность обучаемого; структурирование программы виртуального обучения должно быть модульным в динамической части и использовать информационные единицы в статической части.
В настоящее время в образовании применяют разнообразные методы электронного обучения [14, 15]. Виртуальное обучение являются частью такого обучения. В классическом лекционном образовании возникают проблемы, которые невозможно решить традиционным инструментарием и появляется потребность в применении динамических и виртуальных методов обучения, а именно:
1. Проблема формирования компетенций обучаемых для новых информационных ситуаций, которые возникают в реальной действительности, но недостаточно отражены устаревающими программами и планами. Например, появление новых приборов, как правило, не фиксируется в учебных программах. Но профессиональная подготовка требует знания и умения использовать такие приборы. Виртуальное обучение решает такие задачи.
2. Проблема организации эффективной адаптации обучаемого к разнообразным условиям трудовой деятельности. Учебные практики ограничены и заформализованы. Значительная часть времени уходит на рутинные работы (переноску оборудования и его настройку) составление отчетов, защиту, заполнение журналов, а не на профессиональную подготовку. Виртуальное обучение [19] благодаря масштабированию времени на порядки сокращает рутинные работы позволяет тратить большую часть времени на профессиональную подготовку. Кроме того в процессе виртуального обучения составление протоколов и журналов ведется автоматически с объективной оценкой действий обучаемого.
Как показывает практика, технологии обучения, основанные на использовании виртуальных технологий, служат инструментом для решения этих проблем.
Основные типы информационных моделей при виртуальном обучении
Под информационными моделями виртуального обучения [20] понимают активные модели обучения [21] позволяющие побудить обучаемого к творческому участию в обучении. В основе информационных моделей лежат понятия « ин-
формационная ситуации» [22] и «информационная единица» [23-25].
Сами по себе модели в виртуальном обучении подразделяются на статические и динамические. При виртуальном обучении оба типа моделей имеют визуальную форму представления, поэтому их также можно называть визуальными моделями.
Информационная динамическая модель первоначально и концептуально представляет собой информационную образовательную конструкцию [26, 27]. Затем ее дополняют инфраструктурой, визуальным интерфейсом и интерфейсом обеспечивающим динамику. Как правило эта модель первого плана.
Информационная статическая модель первоначально представляет собой информационную образовательную конструкцию [26, 27]. Затем ее дополняют инфраструктурой и визуальным интерфейсом. Она проще, чем динамическая модель. Как правило, это модель второго плана.
Визуальная обучающая модель отображает информационную ситуацию и ставит перед учащимся на первом этапе необходимость формулировки условий задачи для ее последующего решения. Здесь имеется отличие от аудиторного занятия. При аудиторном занятии условия задачи формулирует преподаватель. При виртуальном обучении условия решения задачи формулирует учащийся на основе изучения визуальной информационной ситуации.
Информационная ситуация при виртуальном обучении также имеет отличия и особенности. В основе модели информационной ситуации лежит процесс имитации реальных условий. Формулировка условий на основе информационной ситуации и последующее решение задачи формирует у обучаемых компетенции, соответствующие целям обучения. Таким образом, информационная ситуация должна быть ориентирована на овладение компетенциями. Имитация реальных процессов осуществляется на основе имитационных моделей, их визуального представления и виртуального моделирования [28, 29].
Состав моделей при виртуальном
обучении
При виртуальном обучении существует ряд типовых информационных моделей, которые служат основой такого обучения. Это видимые модели: модель информационной ситуации (модель ситуации); динамическая визуальная модель, модель сцены, когнитивная модель, информирующая модель, модель пространства, визуальный интерфейс, пространственные имитационные модели. К числу невидимых моделей относят: модель сценария, модель тестирования, модель проверки теста, сервисные модели, пространственные структурные модели..
При виртуальном обучении используют спе-
циальные виды моделирования: пространственное (геоинформационное), ситуационное, динамическое.
Ситуационное моделирование - имитация реальных производственных ситуаций и процессов с целью формирования у обучаемых профессиональных компетенций .
Динамическое визуальное моделирование - активный метод обучения, использующий информационное взаимодействие учащегося с виртуальной ситуацией. Предназначено для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.
Технология обучения с использованием динамических визуальных моделей основывается на концепции формирования у обучаемых знаний, умений и навыков в контексте выполнения действий в реальных ситуациях с учетом ориентировочной основы действий. В отличие от лекционно-семинарской методологии обучения, в рамках которой последовательно решается две задачи, во-первых, передачи знаний и, во-вторых, формирование умений и навыков их применения, в этой технологии решается задача: сформировать такие виды деятельности, которые включают в себя всю заданную систему «знаний» и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах. По существу это инкрементная образовательная модель [17]. Технология обучения с использованием динамических визуальных моделей предусматривает разработку различных моделей: ситуационной, визуальной и обучающей.
Информационная ситуационная модель или модель информационной ситуации [22] отражает реальный объект и реальную ситуацию и задает содержание изучаемых процессов и функций. Для описания ситуации могут использовать два подхода: эвристический и формальный.
Эвристический подход предполагает, как правило, неполное фрагментарное описание объекта с последовательным его дополнением по мере исследования ситуации. Он приводит к необходимости итеративной обработки информации и способствует развитию навыков принятия решений в сложной ситуации
Формальный подход строится на полном описании объекта и осуществляется с помощью ана-литико-математических методов представления. Этот подход приводит к необходимости алгоритмической обработки и способствует развитию аналитического мышления и системного анализа у обучаемых.
В практических технологиях обучения используют эвристические и формальные методы, причем модель производственно-экономических отношений удобнее создавать путем словесного и графического описания организационной структуры и характеристик изучаемой системы или объекта.
Визуальная модель, является дополнительным описанием и представлением ситуации с помощью визуальных средств и когнитивной графики. Она повышает оперативность анализа ситуаций и процесса обработки Визуальная модель включает в себя: цели решения задач, визуальной описание ситуации, сценарий обучения, правила прохождения сценария .
Обучающая модель является дополнением и по существу интегрирована в две выше рассмотренные модели. Она включает в себя: педагогические цели, квалификационную характеристику, комплект методических документов, систему оценки качества полученных знаний, систему фиксации и регистрации действий обучаемого.
При разработке информационных моделей для виртуального обучения устанавливают три типа целей: предметные, педагогические, профессиональные. Выделим некоторые частные признаки этих целей.
1. Предметные цели.
1 .1. Умение ориентироваться в данной предметной области
1.2. Формирование системного подхода к решению производственных задач.
1.3. Получение навыков принятия управленческих решений.
2. Педагогические цели.
2.1.Закрепление базовых и профессиональных знаний, полученных ранее.
2.2. Самотестирование и самооценка.
3 Профессиональные цели.
3.1. Формирование на основе узкопрофессиональных компетенций системных знаний.
3.2. Соответствие уровня профессиональных знаний обучаемых требованиям квалификационных характеристик.
3.3. Приобретение профессиональных навыков и умений.
Таким образом, применение виртуальных образовательных технологий (ВОТ) для обучения позволит сформировать у обучаемых системный подход к решению производственных задач, закрепить базовые и профессиональные знания, полученных лекционно-семинарским методом, получить навыки работать в производственном коллективе.
Рассмотрим концепцию использования ВОТ в процессе подготовки специалиста в основе, которой положена интеграция данного метода в уже существующий процесс обучения (Рис.2).
Информирование и инструктаж приближают учащегося к профессиональной деятельности. Ситуационная визуальная модель требует поиска условий и попытки решения задачи.
Если эта попытка не удается, происходит возврат к начальной ситуации и поиск дополнительных условий. Обращает на себя внимание обратная связь из сферы решения задачи деятельности, которая позволяет моделировать реальные ситуации, чем повышает компетенцию
будущего специалиста.
Результатом обучения является не только решение задачи. но и опыт по формулировки условий из ситуации, опыт ошибок в данной ситуации и опыт решения данной задачи. Все это формирует компетенции.
Рис.2. Использование ВОТ в процессе подготовки специалиста
Схема, приведенная на рис.2, в равной степени применима и для переподготовки специалистов в высшем послевузовском образовании для повышения квалификации. Применение ВОТ для высшего и послевузовского образования создает прямую связь между обучением и производством позволяющую осуществлять обобщение (накопление) опыта с учетом развития сферы профессиональной деятельности. Приходя на переподготовку, специалист принимает решения и выполнят задания на основе реального опыта, полученного им в процессе работы. Данную форму обучения отличают следующие признаки:
Имитируются реальные ситуации и процессы предметной области деятельности специалистов на основе использования, во-первых, комплекса имитационных моделей, во-вторых, путём имитации электронной рабочей среды деятельности специалистов, в-третьих, путём имитации среды информационного взаимодействия специалистов. Допускается возможность участия нескольких обучаемых при анализе и решении задач, диктуемой конкретной ситуацией. Допускается
включение различных реальных или моделируемых отношений между обучаемыми, такими как: партнерство, противодействие, соперничество, противоборство, конкуренция. Цели и задач обучения взаимоувязанны с компетенциями специалистов, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами.
Особенность ВОТ состоит в том что при обучении и особенно при тестировании они задают вероятностный характер событий и ситуаций. События, как и в реальной жизни, не детерминированы. Вероятностный характер ситуации обеспечивается введением элементов информационной неопределённости.
В технологии ВОТ задается гибкий масштаб времени: астрономический, сжатый или растянутый в зависимости от обстоятельств. Сжатый масштаб времени позволяет "проигрывать" много циклов деятельности за короткое учебное время. Растянутый масштаб времени, напротив, допускает возможность разделить цикл и рассмотреть его с большей детализацией. Комбинированное использование масштабов игрового времени достигается за счёт использования оперативных скачков времени. Деятельность обучаемых оценивается на основе специальной системы оценок. Для обучаемых устанавливается система стимулирования (подкрепления), которая способствует появлению у них реального интереса.
Инкрементная модель обучения, которая состоит в возможности получения новых знаний в процессе обучения и последующее их накопление.
В целом данную образовательную технологию можно рассматривать как виртуальную установку реальной деятельности специалистов. В ней имитируются производственные, управленческие, исследовательские и (или) познавательные процессы.
По сравнению с традиционным лекционно-семинарским методом обучения компьютерная ВОТ обладает рядом преимуществ: она активизирует учебный процесс, способствует хорошему усвоению теоретических знаний, вырабатывает навыки принятия инженерных и управленческих решений, обеспечивает быстрое приобретение первичного опыта работы в будущей среде трудовой деятельности, позволяет в среде близкой к реальной комплексно отработать компетенции соответствующего специалиста.
ВОТ включает в себя сценарий обучения, информационно-лингвистическое и также методическое обеспечение. Стержнем ВОТ является сценарий обучения. В нем излагаются в свободной форме сущности и последовательности обучения. В содержании сценария отражаются: цели и задачи обучения, деятельность обучаемого, порядок генерирования случайных событий; сжатие и растяжение времени моделирования
ситуаций; структурно-временная схема действия обучаемых/
Сценарии виртуального моделирования
Сценарии опираются на содержание информационных единиц: модулей и кредитов. Основными элементами сценария являются
Этап - структурный элемент сценария, включающий ситуации, условия, процессы, шаги, ассоциации, сущности характеризующиеся наличием возможной информационной неполноты, противоречий, значительным временем реакции, большим количеством заданий и предусматривающий применение дополнительных информационных ресурсов. В основе описания этапа используется универсальная формула Б.Ф. Скиннера
С^Р^П
где С - ситуация; Р - реакция; П - подкрепление.
Учебный материал Скиннер предлагал разбивать на мелкие части, каждая из которых должна содержать одну ситуацию. Однако он полагал, что ситуации должны быть настолько простыми (что почти автоматически обеспечивалось малостью доз учебного материала), чтобы реакции на них практически всегда были правильными
В отличие от Б.Ф. Скиннера в нашем случае ситуация не является простой и наоборот, она ставит перед обучаемым дополнительные задачи, требующие уточнения ситуации и формулирова-
риант ситуации характеризуется определенной полнотой информации или информационной асимметрией. Он представляет собой сочетание условий и «обстоятельств», смоделированное по реальным процессам функционирования и развития производственной социально-экономической системы.
Шаг - структурный элемент этапа, представляющий собой совокупность процессов, которую обучаемый должен выполнить лично. Основными шагами этапа являются ситуация, условие, схема Н. А. Краудера, оценивание.
Операция - процесс использования своего или внешнего информационного ресурса для перехода к следующему шагу внутри этапа или от этапа к этапу.
Цикл - это неоднократное повторное операций с учетом логического условия его завершения.
Условие - структурный элемент этапа, результат разрешения ситуации на основе анализа вариантов и использования дополнительных информационных ресурсов.
Схема Н. А. Краудера структурный элемент этапа, включающий совокупность вопросов и ответов [30], ассоциативные связи и возможность использования дополнительных информационных ресурсов и процессов (в отличие от классической схемы Краудера). Типовая схема (называемая также схемой разветвленного программирования) у Краудера (рис.3) состояла из вопроса (В) и трех вариантов ответов: 01 - правильный ответ, 02- неточный ответ, 03- непра-
03 р
Рис.3. Схема Н.А. Краудера
ния условий задачи, которую надо решить.
Ситуация - структурный элемент сценария, включающий варианты, характеризующийся небольшим временем реакции, ассоциативные связи с информационными ресурсами возможность использования дополнительных информационных ресурсов. Ситуация требует анализа вариантов и разрешения.
Вариант ситуации - структурный элемент ситуации, требующий принятия или дополнения. Ва-
вильный ответ.
При неточном ответе учащийся отправлялся к корректирующей информации (К), при неправильном - ему давалось разъяснение, помощь (Р). При правильном ответе учащийся получал положительное подкрепление (П) и переходил к следующей дозе информации (И2). Таким образом, схема разветвленного программирования имела три пути: для сильных, средних и слабых учащихся.
Оценивание - структурный элемент этапа, последний шаг этапа, на котором происходит оценивание действий обучаемого по количеству баллов, последовательности действий и времени действий. Результатом этапа является переход к следующему этапу сценария или завершение сценария.
В приведенном случае речь может идти о наличии информационной асимметрии или ее отсутствии. Для разрешения ситуации обучаемый обращается к информационным ресурсам ИР1, которые образованы справочной информацией, классификаторами, нормативной информацией и пр.
Обучаемый либо устраняет информационную асимметрию (неполноту), либо принимает вариант ситуации, который по его мнению является «полным».
На основе выполненных операций ситуация разрешается и обучаемый формирует условие решения задания на данном этапе. После этого происходит переход к третьему шагу сценария. На этом шаге обучаемый может использовать вспомогательные информационные ресурсы и процессы ИР2. Под процессами понимается возможность изучения и самотестирования. В целом это повышает уровень его подготовки.
Пройдя этот шаг, обучаемый попадает на завершающий шаг этапа - оценивание. Оценивание осуществляется количественно - оценка результата действий (ОРД) и качественно оценка последовательности действий (ОПД) и оценка времени действий (ОВД). После этого происходит переход к следующему этапу сценария. Последний этап завершается суммарным оцениванием результат прохождения сценария (ЕОРД), суммарным оцениванием последовательности
действий (ЕОПД), суммарным оцениванием времени действий (ЕОВД). Результат оценивается с помощью бально-рейтинговой системы (БРС).
Качественные оценки получают с помощью механизма применяемого в базах данных, операционных системах и системах информационной безопасности, который называется журнализа-цией или упрощенно журналом. Этот механизм фиксирует и регистрирует все действия пользователя (обучаемого), что в итоге позволяет проследить алгоритм его действий и определить время действий.
Заключение
Для реализации технологии виртуального обучения моделей необходимо применение информационных моделей, которые имеют ряд особенностей. Информационные модели и информационные конструкции служат основой построения динамических и статических виртуальных образовательных моделей. Виртуальные образовательные технологии используют информационную совокупность, форм, заданий; условий, - анкет и тестов; отчётных материалов; словарей и классификаторов, нормативно-справочной информации. Информационное обеспечение виртуального обучения может оформляться в форме приложений к сценарию. Основой реализации ВОТ является комплекс электронных обучающих средств. Технология виртуального обучения успешно решает задачи традиционного непрерывного образования. Она дополняет их возможностью адаптивного получения компетенций и развития у обучаемых творческих способностей и системного мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Theil H. The information approach to demand analysis //Econometrica: Journal of the Econometric Society. - 1965. - р.67-87.
2. Пак Н. И. Информационный подход и электронные средства обучения: монография Красноярск: РИО КГПУ, 2013.
3. Кужелев П. Д. Сценарии обучения с использованием мультимедиа // Образовательные ресурсы и технологии. - 2015. -№2 (10). - с.17-22.
4. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Okonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997.
5. I. P. Deshko, K.G. Kryazhenkov, E. E. Cheharin. Virtual Technologies // Modeling of Artificial Intelligence. 2016, Vol. 9, Is. 1, pp. 33-43.
6. V. Ya. Tsvetkov. Virtual Modeling // European Journal of Technology and Design, 2016, Vol.(11), Is. 1, pp. 35-44.
7. Дешко И.П. Информационное конструирование: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 64с. ISBN 978 -5-317-05244-7.
8. Tsvetkov V. Ya. Information Constructions // European Journal of Technology and Design, 2014, Vol.(5), № 3- p147-152
9. Tsvetkov V. Ya. Information interaction // European Researcher. - 2013. - Vol.(62), № 11-1. - p.2573- 2577
10. Ожерельева Т.А. Дескриптивные модели // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. - №5. (часть 4) - с. 675-675.
11. Цветков В.Я. Дескриптивные и прескриптивные информационные модели // Дистанционное и виртуальное обучение-2015. - №7. - с.48- 54.
12. Бутко Е.Я. Формирование информационных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. -2015. - №4 (12). - с.17-23.
13. Цветков В.Я. Комплементарность информационных ресурсов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №2. - с.182-185.
Й4. Зайцева О.В. Формирование электронных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. - 2016. - №4 (16). - с.21-27.
15. Тымченко Е. В. Электронное обучение специалистов // Славянский форум. -2015. - 1(7) - с.280-285.
16. Бутко Е.Я. Эволюция дистанционного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. - № 5. - с.53-61. |7. Зайцева О.В. Игровое инкрементное обучение // Славянский форум, 2016. -3(13). - с.105-111.
18. Колосова О. Ю. Инфокоммуникационные технологии в современном образовании //Современные наукоемкие
технологии. - 2008. - №. 8.
В®. Майоров А. А., Куприянов А. О., Шкуров Ф. В., Атаманов С. А., Григорьев С. А., Дубов С.С. Виртуальное обучение при
повышении квалификации специалистов // Управление образованием: теория и практика - 2013. - № 2. - с. 102-111. ¡20. Цветков В.Я. Дистанционное обучение с использованием динамических визуальных моделей // Образовательные
ресурсы и технологии. - 2015. - №2 (10). - с.28-37. fgi. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. 22. Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Информационная ситуация. // Международный журнал прикладных и фундаментальных
исследований. - 2010. - 12. - с.126-127. р3. Павлов А. И. Информационные модели и информационные единицы // Перспективы науки и образования. - 2015. - №6.
- с.12-17.
24. Tsvetkov V.Ya. Information objects and information Units // European Journal of Natural History. 2009. - №2. - p.99
25. Ожерельева Т.А. Логические информационные единицы // Славянский форум, 2015. - 2(8) - с.240-249
26. Ожерельева Т.А. Информационные образовательные конструкции // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016.
- №5. -с31-38
27. Лотоцкий В.Л. Информационные тестирующие конструкции // Перспективы науки и образования. - 2016. - №3. - с.32-37
28. Дешко И.П., Кряженков К.Г., Цветков В.Я., Чехарин Е.Е. Технологии виртуализации: Учебное пособие. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 64с
29. Дешко И.П., Кряженков К.Г., Цветков В.Я., Чехарин Е.Е. Экосистема виртуализации: Учебное пособие. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 64с. ISBN 978-5-317-05270-6.
30. Ожерельева Т.А. Развитие методов тестирования // Перспективы науки и образования- 2013. - №6. - с20-25
Информация об авторе Васютинская Станислава Игоревна
(Россия, Москва) Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Факультет экономики и управления территориями Московский государственный университет геодезии и картографии E-mail: [email protected]
Information about the author
Vasyutinskaya Stanislava Igorevna
(Russia, Moscow) PhD in Economic Sciences Associate Professor of Economics and Entrepreneurship Faculty of Economics and Management of Territories Moscow State University of Geodesy and Cartography E-mail: [email protected]