Научная статья на тему 'Информационная поддержка деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки'

Информационная поддержка деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ВУЗА / POSITIONING OF THE HIGHER SCHOOL / ИНФОРМАЦИОННО-ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION AND IMAGE POLICY / ЦЕЛЕВЫЕ АУДИТОРИИ / TARGET AUDIENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА / INFORMATION AGENDA / БРЕНДИРОВАНИЕ / BRANDING / PR-СТРАТЕГИЯ / PR STRATEGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Санникова Наталья Владимировна

В конкурентных условиях Новосибирской консерватории необходимо позиционировать себя в информационном пространстве соответствующих рынков рынка образовательных услуг, научного и творческого, связанного с концертной и конкурсной деятельностью. Позиционирование в информационной среде реализуется посредством проведения информационно-имиджевой политики и продвиже нием бренда вуза. Это необходимо для обеспечения эффективного выполнения государственного заказа, для привлечения абитуриентов и слушателей. Кроме того, информационно-имиджевая политика направлена на привлечение ресурсов для развития вуза: кадровых, партнерских, инвестиционных. Материалом для выстраивания информационно-имиджевой политики является сознательно формируемый специалистами список сведений, тем и событий, составляющих информационную повестку вуза внешнюю и внутреннюю. Внешняя повестка Новосибирской консерватории опирается на идеи лидерства в области академического музыкального образования, исполнительства и научной деятельности на Востоке и в Азии. Внутренняя информационная повестка «работает» непосредственно на профессиональное сообщество, городскую общественность и регион. Помимо распространения сведений об организации и нормативной документации, образовательных программах и продуктах, сведений о научной, творческой деятельности и т. п., в рамках внутренней информационной повестки реализуется PR-стратегия, направленная на формирование положительного имиджа Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Санникова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support of the Novosibirsk State Conservatoire afte M. I. Glinka activities

Being in a competitive environment, the Novosibirsk Conservatoire must position itself in the information space of relevant markets: educational services, research and creative markets associated with concert and competitive activities. Positioning in the information environment is implemented through information and image policies and promotion of the Conservatoire’s brand. This is necessary to ensure the effective implementation of the state order to attract students and trainees. In addition, information and image policy is aimed at attracting the personnel, partnerships, and investment resources for the development of the Conservatoire. A professionally formed list of information, topics and events constituting the Conservatoire’s external and internal information agenda is used to line up the information and image policy. The external agenda of the Conservatoire relies on the idea of leadership in the field of academic music education, performance and research activities in the East and in Asia. The internal information agenda is aimed directly at the professional community, public of the city and the region. In addition to the spread of information about the organization and regulatory documentation, educational programs and products, information on scientific, artistic and other types of activities, in the framework of the internal information agenda there is also a PR-strategy aimed at creating a positive image of the Novosibirsk State Conservatoire.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки»

УДК 78

Н. В. Санникова

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

овосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки в 2016 году празднует 60-летие. Это событие, безусловно, привлечет к вузу большой общественный интерес, а потому важно уделить серьезное внимание информационному сопровождению юбилейных мероприятий и не только. Перед специалистами встает двойная задача: во-первых, разжечь интерес вокруг консерваторских событий, и, во-вторых — правильно использовать это в имиджевых целях не только в юбилейный год, но и на долгую перспективу.

Все мы являемся свидетелями очень стремительного развития информационных технологий, которые внедряются в самые различные области жизнедеятельности каждого человека и общества. В мире сформировалось глобальное, широко открытое информационное пространство, к освоению которого буквально день ото дня выдвигаются все более и более высокие требования в ситуации конкурирования в этом самом информационном пространстве. В том числе речь идет о конкурировании на информационном поле в тех главных сферах, в которых ведет свою деятельность наш вуз — это образование, наука и творчество.

В этих условиях консерватории необходимо четко позиционировать себя в информационном пространстве соответствующих рынков — рынка образовательных услуг по реализуемым направлениям и программам, научного рынка и творческого, связанного с концертной и конкурсной деятельностью НГК. Информационное позиционирование - это доведение до потребителя информации ключевых идей, ценных для него и обособ-

© Н. В. Санникова, 2016

ляющих организацию (в данном случае -вуз) от конкурентов. Позиционирование Новосибирской консерваториизак-лючается в следующих идеях:

• НГК - это фундаментальное и многоуровневое музыкальное образование;

• НГК - это крупнейший центр инноваций в отрасли на огромной территории от Урала до Дальнего Востока;

• НГК - это неограниченные профессиональные, творческие перспективы, равноуспешно реализуемые как на отечественной культурной почве, так и далеко за пределами нашей страны - в Европе, Азии, Америке.

Позиционирование в информационной среде реализуется посредством проведения активной информационно-имиджевой политики и продвижением бренда вуза. Это чрезвычайно важно и необходимо для обеспечения эффективного выполнения государственного заказа и, в первую очередь, для привлечения абитуриентов и слушателей. Кроме того, информацион-но-имиджевая политика направлена на привлечение самых различных ресурсов для развития вуза: кадровых, партнерских, инвестиционных. Также информационно-имиджевая политика призвана отразить натиски наших конкурентов, прежде всего - в области образования. Это музыкальные вузы не только соседних регионов Сибири, но и вузы Забайкалья, Дальнего Востока. В области науки и творчества мы также имеем немало конкурентов, поэтому освоенные нашими специалистами границы деятельности и трансляции своего опыта необходимо сохранять и расширять.

Таким образом, информационно-имиджевая политика - это курс действий и большой комплекс мероприятий, нацеленных на управление процес-

н

сами восприятия организации (вуза) в целевых аудиториях. Представим их (целевые аудитории) в таком порядке, учитывая отзывчивость на продукты и результаты информационной политики вуза, а также принимая во внимание численность групп:

■ Абитуриенты

• Родители

• Профессиональное сообщество

• СМИ

• Студенты

• Преподаватели и сотрудники

• Будущие сотрудники

• Партнеры

• Учредители

• Органы власти

■ Общественные организации

• Фонды

Итак, мы обозначили, кому и зачем хотим донести образ нашего вуза и начали разбираться с тем, что мы хотим сказать потребителю информации. В продолжение темы нам не обойтись без понятия «информационная повестка вуза» - это сознательно формируемый специалистами список сведений, тем и событий, составляющих разнообразное «информационное меню». Информационную повестку можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя повестка формируется ценностью вуза самого по себе, уже по факту его существования. Поясним: вряд ли кто за пределами Великобритании знал Оксфорд или Кембридж, если бы в этих провинциальных местечках не было прославленных многолетними (и даже многовековыми) историями университетов. Эти вузы стали самым успешным и узнаваемым во всем мире брендом городов, и даже целых регионов.

Новосибирская консерватория имеет потенциал реализовывать свою внешнюю информационную повестку в различных географических направлениях, скорректировав акценты в своем позиционировании. В странах Востока и Юго-Восточной Азии Новосибирская консерватория привлекательна как ближайший центр академического музыкального образования и исполнительства. А для стран Европы и Америки наш вуз является, прежде

всего, мощным научным центром изучения и сохранения культуры коренных народов на огромных территориях от Урала до Тихого океана. Между тем, Новосибирская консерватория весьма нечасто заявляет о себе во вне - и не только в зарубежье, но и в федеральном инфо-пространстве. Мы еще вернемся к разговору о причинах и о путях преодоления этой ситуации.

Однако, для сопровождения деятельности вуза куда более важна внутренняя информационная среда, внутренняя информационная повестка, «работающая» непосредственно на профессиональное сообщество, городскую общественность и регион. Помимо распространения сведений об организации и нормативной документации, образовательных программах и продуктах, сведений о научной, творческой деятельности и т. п., в рамках внутренней информационной повестки реализуется РИ-стратегия, направленная на формирование положительного имиджа вуза. В чем она заключается?

• В поддержании роли эксперта в корпоративном сообществе посредством инициирования обсуждений проблем в сфере образования, музыкального исполнительства и науки, благодаря чему осуществляется так называемый внутренний РИ - трансляция в профессиональной среде имиджа Новосибирской консерватории как научного центра и производителя инноваций;

• в обеспечении регулярного присутствия вуза в СМИ;

• в целенаправленной работе с имиджем руководителя и сотрудников. Своим контентом мы моделируем мнение об отдельной персоне, которое по ассоциации приведет к положительному суждению обо всей команде: активный ректор - современный вуз, молодые преподаватели - развивающийся коллектив и т. п.);

• в разработке фирменного стиля НГК: бренд-бук.

Для начала поясним, что такое бренд-бук: это полное собрание атрибутики учреждения, обычно он доступен для скачивания в соответствующем разделе официального сайта. Бренд-бук содержит,

в первую очередь, логотип учреждения, представленный папкой в нескольких цветовых решениях, в вертикальном и горизонтальном вариантах расположения на странице, а также в различных, в том числе анимированных, форматах. Бренд-бук также может содержать фирменный слоган, варианты тематического оформления помещений для различных мероприятий, презентационный видеоролик, аудио-трек (гимн) и т. п.

Визуализированные составляющие бренд-бука должны быть решены в едином стиле, что является залогом узнаваемости атрибутики вуза; изображения крупных мероприятий (логотипы, афиши фестивалей, конкурсов и др.) должны поддерживать этот стиль. Все эти требования привели к необходимости реб-рендинга Новосибирской консерватории, который осуществляется в настоящее время и будет завершен к открытию юбилейных торжеств.

Настало время разобраться, посредством каких коммуникационных каналов транслируется информационная повестка и реализуется информационно-имиджевая политика вуза. Перечислим их в порядке от наиболее значимого:

• Официальный сайт Новосибирской консерватории - главная информационная площадка вуза. Содержание и структура сайта образовательного учреждения регулируется 293-м Федеральным Законом, а также распоряжениями Министерства образования и Министерства культуры РФ. Поставщиками информации на сайт НГК являются члены ректората, деканата и других подразделений вуза. Также на этой Интернет-площадке реализуется студенческий проект - электронная газета «Консерватория», которая публикуется под патронажем доктора искусствоведения, профессора М. Ю. Дубровской (в качестве главного редактора) и кандидата искусствоведения, руководителя Отдела информационных и медиаресурсов П. А. Мичкова (в качестве выпускающего редактора).

■ Социальные сети, эффективность которых в деле распространения информации в наши дни трудно переоценить.

Профайл Новосибирской консерватории в 1пв1а£гат и группа вуза в сети «ВКон-такте» день ото дня набирают популярность, число подписчиков составляет около 2500 пользователей. Периодически официальная страница Новосибирской государственной консерватории в социальной сети «ВКонтакте» занимает первое место в ТОП списке сообществ в разделе «Культура и искусство».

• Работа с лидерами мнений: получение комментариев и рекомендаций от авторитетных экспертов и ньюсмейкеров; медиаактивность ректора, который, как безусловный лидер мнений, эффективно влияет на имидж консерватории своим присутствием в информационном пространстве...

• Особенности контента и его размещения. Весьма сдержанный, академизи-рованный контент официального сайта может демократизировать наполнение пабликов: конкурсы, розыгрыши и интерактивы в соцсетях способствуют повышению интереса широкого круга любителей музыки к деятельности вуза.

■ СМИ. Этот информационный канал располагается не в первых пунктах списка потому, что целевая аудитория вуза черпает информацию из Интернета куда в большей мере, нежели из телевизионных эфиров, радио и печатных изданий. Это - во-первых, во-вторых — существует некий «конфликт интересов»: СМИ, как правило, не интересуют учебные, репетиционные и научные будни, узкопрофессиональные, пусть даже очень важные для музыкантов и вуза, события. Консерватория может предложить не так уж и много инфоповодов для широкой общественности. Почти все они возникают из околоучебной, околонаучной среды, и в ситуации все большей и большей коммерциализации СМИ приходится потрудиться, чтобы актуализировать наши события и внести в инфо-повестку дня.

■ Информационное взаимодействие с Учредителем, подведомственными ему структурами, а также с творческими партнерами.

• Продукты брендирования (информационная и сувенирная продукция).

• PR-акции.

■ Выставочная деятельность (в качестве примера приведем успешное участие НГК во Всероссийском фестивале науки и во Всемирном форуме снега).

■ Информационные плазмы в фойе.

• Онлайн-трансляции.

Проблемы реализации информационно-имиджевой политики НГК, безусловно, существуют, они проявляются в различных аспектах:

■ Кадровые.

Медиа-отрасль в наши дни находится уже на том этапе развития, когда демонстрировать профессионализм в инфо-дея-тельности просто необходимо. Необходимо писать грамотные информационные аналитические тексты с соблюдением правил соответствующих жанров, проводить массированную и эффективную работу в соцсетях, необходимо делать качественные видео и фотоотчеты (мы имеем немало примеров того, как рядовые, ре-портажные снимки для фотоотчетов попадали в шорт-листы самых престижных фотовыставок), осуществлять пост-про-дакшн мероприятий...

Как показывает опыт, лучше специалисты вырастают в стенах alma-mater при поддержке своих же опытных мастеров. Со студентами консерватории в этом направлении работать можно, но не точечно, как это сейчас получается в рамках некоторых учебных курсов или по линии деканата, разово привлекая ребят на работу по типу волонтерской. Нужно формировать студенческую ме-

диа-группу, которая, помимо комплекса задач и обязанностей, будет иметь ряд полномочий и систему поощрений, поддерживающую их особый статус и мотивирующую к работе.

- Финансовые.

• Недостаточная осведомленность сотрудников, отвечающих за распространение информации: специалисты различных подразделений вуза не всегда своевременно предоставляют информацию о значимых событиях в жизни факультетов или кафедр, не задумываясь о том, что они имеют потенциал стать ярким и заметным инфоповодом, работающим на имидж консерватории.

- Обратная ситуация: непонимание со стороны ряда представителей коллектива того факта, что инфосопровождение деятельности и РИ вуза - процесс не стихийный, не безобязательный, а требующий системного подхода.

В юбилейный для Новосибирской консерватории год различные вопросы позиционирования, информационно-имиджевой политики и продвижения бренда вуза потребовали не только серьезного осмысления и ревизии, но и вдумчивого планирования работы команды специалистов в этом направлении. Результаты трудов ответственных по информационной поддержке деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки предстоит оценить по итогам года 60-летия передового музыкального вуза Сибири.

Информационная поддержка деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

В конкурентных условиях Новосибирской консерватории необходимо позиционировать себя в информационном пространстве соответствующих рынков - рынка образовательных услуг, научного и творческого, связанного с концертной и конкурсной деятельностью. Позиционирование в информационной среде реализуется посредством проведения инфор-мационно-имиджевой политики и продвиже-

Information support of the Novosibirsk State Conservatoire names Glinka activities

Being in a competitive environment, the Novosibirsk Conservatoire must position itself in the information space of relevant markets: educational services, research and creative markets associated with concert and competitive activities. Positioning in the information environment is implemented through information and image policies and promotion of the Conservatoire's brand. This is

нием бренда вуза. Это необходимо для обеспечения эффективного выполнения государственного заказа, для привлечения абитуриентов и слушателей. Кроме того, информаци-онно-имиджевая политика направлена на привлечение ресурсов для развития вуза: кадровых, партнерских, инвестиционных.

Материалом для выстраивания информационно-имиджевой политики является сознательно формируемый специалистами список сведений, тем и событий, составляющих информационную повестку вуза - внешнюю и внутреннюю. Внешняя повестка Новосибирской консерватории опирается на идеи лидерства в области академического музыкального образования, исполнительства и научной деятельности на Востоке и в Азии. Внутренняя информационная повестка «работает» непосредственно на профессиональное сообщество, городскую общественность и регион. Помимо распространения сведений об организации и нормативной документации, образовательных программах и продуктах, сведений о научной, творческой деятельности и т. п., в рамках внутренней информационной повестки реализуется РИ-стратегия, направленная на формирование положительного имиджа Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

Ключевые слова: позиционирование вуза, информационно-имиджевая политика, целевые аудитории, информационная повестка, брендирование, РИ-стратегия.

necessary to ensure the effective implementation of the state order to attract students and trainees. In addition, information and image policy is aimed at attracting the personnel, partnerships, and investment resources for the development of the Conservatoire.

A professionally formed list of information, topics and events constituting the Conservatoire's external and internal information agenda is used to line up the information and image policy. The external agenda of the Conservatoire relies on the idea of leadership in the field of academic music education, performance and research activities in the East and in Asia. The internal information agenda is aimed directly at the professional community, public of the city and the region. In addition to the spread of information about the organization and regulatory documentation, educational programs and products, information on scientific, artistic and other types of activities, in the framework of the internal information agenda there is also a PR-strategy aimed at creating a positive image of the Novosibirsk State Conservatoire.

Keywords: positioning of the higher school, Information and image policy, target audience, information agenda, branding, PR strategy.

Санникова Наталья Владимировна - кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, доцент кафедры теории музыки, специалист по связям с общественностью и международному сотрудничеству НГК имени М. И. Глинки.

E-mail: sanaro@list.ru

Natalya Sannikova - PhD, member of Russian union of composers, Associate Professor of the Music Theory Department, International cooperation and PR specialist of the Novosibirsk State Glinka Conservatoire . E-mail: sanaro@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.