Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА «МЕДИАЛИНГВИСТИКА-XXI ВЕК» КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА «МЕДИАЛИНГВИСТИКА-XXI ВЕК» КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯПЛАТФОРМА / «МЕДИАЛИНГВИСТИКА-XXI ВЕК» / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прокофьева Наталья Анатольевна, Щеглова Екатерина Александровна

В настоящее время очевидно, что становление и развитие научного направления невозможно без консолидации научного сообщества разных стран в том числе на основе интернет-ресурсов. Цель исследования - определить роль информационной платформы, посвященной конкретному научному направлению (медиалингвистике), в образовательном процессе высшего учебного заведения и в консолидации научного сообщества. Было установлено, что информационно-коммуникационная платформа служит инструментом приращения паблицитного капитала субъекта научной и образовательной деятельности; предоставляет инфраструктуру, необходимую для развития научного направления; позволяет создавать централизованную базу электронных ресурсов, получить материальную выгоду за счёт использования экономичных современных технологий передачи научной информации; является основой для создания экспертного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА «МЕДИАЛИНГВИСТИКА-XXI ВЕК» КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС»

УДК 070 Б01 10.24411/1999-5407-2020-10209

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА «МЕДИАЛИНГВИСТИКА-XXI ВЕК» КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС

Н. А. Прокофьева, Е. А. Щеглова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Исследование выполнено при поддержке гранта НИР СПбГУ IAS_4.41.1006.2017

В настоящее время очевидно, что становление и развитие научного направления невозможно без консолидации научного сообщества разных стран в том числе на основе интернет-ресурсов. Цель исследования - определить роль информационной платформы, посвященной конкретному научному направлению (медиалингвистике), в образовательном процессе высшего учебного заведения и в консолидации научного сообщества. Было установлено, что информационно-коммуникационная платформа служит инструментом приращения паблицитного капитала субъекта научной и образовательной деятельности; предоставляет инфраструктуру, необходимую для развития научного направления; позволяет создавать централизованную базу электронных ресурсов, получить материальную выгоду за счёт использования экономичных современных технологий передачи научной информации; является основой для создания экспертного сообщества.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная платформа, ««Медиалингвистика-XXI век», медиалингвистика, образовательный ресурс, профессиональный ресурс.

В настоящее время исследователи речи сходятся на том, что ведущей разновидностью языка, являющейся источником нормы, становится язык массмедиа [1; 3; 9; 11]. Это обусловлено разными процессами, в частности значительным увеличением информационного потока в современном мире, развитием новых - оперативных - каналов связи, развитием глобальной коммуникации. Как следствие, литература утрачивает роль законодателя языковой моды и отступает на второй план.

Язык массмедиа - очень живая и подвижная разновидность литературного языка, которая отражает насущные потребности общества, становится воплощением самого общества. Высокий уровень конкуренции в борьбе за читателя ведёт к постоянному диалогу с аудиторией и стремлению соответствовать предъявляемым запросам. Соответственно, мы наблюдаем тенденцию к демократизации языка массмедиа, переструктурированию иерархической системы коммуникативных целей, развитию функций массмедиа, расширению границ медиатекста, доминированию поликодовой структуры медиатекста, росту фатического начала в массмедиа.

Научное сообщество не может не реагировать на такие динамичные изменения системы языка, поэтому на протяжении последних лет мы наблюдаем повышение интереса учёных к исследованию языка массмедиа в самых разных аспектах: жанровом, интенциональном, праксиологическом, культурологическом, ценностном, конфликтологическом и проч. Важным, однако, представляется не только наблюдение новых явлений и их анализ, но и освещение этих процессов в учебной аудитории.

В связи с этим появляются новые научные коллективы (кафедра медиалингвистики в МГУ, кафедра журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета, кафедра медиалингвистики СПбГУ), внедряющие в учебный процесс новые дисциплины, а также новые магистерские программы («Медиалингвистика»

в Вильнюсском университете, «Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа» в Санкт-Петербургском государственном университете). Создаются новаторские по своей сути учебники и учебные пособия, ориентированные на будущих специалистов медиасферы, - журналистов, а также специалистов по рекламе и связям с общественностью (среди них можно упомянуть такие образовательные продукты кафедры медиалингвистики СПбГУ, как «Современный русский язык» (2014) [7], «Стилистика и литературное редактирование» в 2 т. (2016) [10], «Современный русский язык. Языковые техники создания медиатекстов. Практикум» (2016) [8] - все издания под редакцией Л. Р. Дускаевой). Отдельно отметим издание, имеющее как образовательное, так и научное значение - словарь-справочник «Медиалингвистика в терминах и понятиях», ставший результатом консолидации усилий международного коллектива авторов [5].

Очень важным аспектом представляется научение будущих журналистов на практических примерах, функционирующих в той сфере, где им предстоит работать. Новаторский подход в преподнесении знания реализуется в изучении языка в действии. Именно таким подходом вызвано появление учебников и учебных пособий, целиком составленных на материале медиаязыка (например, "Современный русский язык. Сборник упражнений по орфографии и пунктуации" под редакцией В. И. Конькова (2014) [6]).

Не менее важным представляется консолидация научного сообщества. Это связано с повышающимися требованиями к уровню научных работ и интеграцией в общемировой научный процесс. Значимым является знакомство с актуальными направлениями исследований и включение в учебный процесс новейших разработок разных научных школ.

Кроме того, время диктует свои условия и в других отношениях: в эпоху Интернета поиск научных источников в большинстве случаев осуществляется на различных электронных ресурсах. Часто получение полного текста публикации невозможно или требует оплаты, а получение печатного варианта монографии или статьи затруднено сроками выхода или небольшими тиражами, что не позволяет легко получить запрашиваемое издание в библиотеке.

Всё это приводит к логическому выводу о необходимости создания универсального электронного ресурса, который бы решал все обозначенные проблемы. Первый действующий образец такого ресурса «Медиалингвистика-ХХ1 век» - http://jf.spbu.ru/ medialingvistika - был запущен в 2012 году в рамках сайта Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. В связи с переформатированием и расширением контента в 2014 году поменялся адрес сайта: http://medialing.spbu.ru/index/. Теперь это полноценный ресурс, предлагающий разностороннюю информацию о проектах Медиалингвисттческой комиссии, учебных и научных изданиях, выходящих в указанном направлении. В рамках проекта вышел первый номер научного журнала в электронном формате - на русском и английском языках: http://medialing.spbu.ru/part10/58.html. Этот проект стал настолько успешным, что стал уже самостоятельной платформой https:// medialing.ru/ и функционирует как самостоятельный интернет-ресурс, со своими целями и задачами.

Успешная реализация в виртуальном пространстве проектов, направленных на поддержку научной деятельности, свидетельствует в пользу востребованности инновационных форм научной коммуникации. В то же время большинство подобных проектов отличается узкой направленностью и является либо электронными библиотеками, либо базами данных, либо ресурсами, удовлетворяющими только потребности организации-учредителя. В данном контексте востребованным становится создание информационно-коммуникационной платформы, которая могла бы обслуживать потребности отдельного научного направления, став катализатором его развития.

Первые шаги по воплощению в жизнь проекта «Медиалингвистика - XXI век» были предприняты в начале 2012 года. Идея создания веб-ресурса, который позволил бы российским и зарубежным исследователям обмениваться информацией и объединять усилия для решения научных задач, была поддержана администрацией Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, благодаря чему уже осенью была запущена первая версия интернет-ресурса. 30 ноября 2012 года в рамках Международной научно-практической конференции «PR и реклама в системе территориального маркетинга» состоялась официальная презентация проекта «Медиалингвистика - XXI век».

В настоящий момент электронный ресурс «Медиалингвистика - XXI век» (http://medialing.spbu.ru/index/) функционирует в качестве самостоятельного веб-ресурса. В течение всего времени существования сайта благодаря усилиям кафедры медиалингвистики и использованию имеющихся у Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ технических возможностей, веб-сайт привлекает внимание научного сообщества и является активно посещаемым ресурсом. География пользователей ресурса крайне широка, среди посетителей - жители всех регионов России, при этом в среднем 28-35% аудитории составляют посетители из других стран (так, по состоянию на сентябрь 2014 года Беларусь, США, Канада, Украина, Польша и Германия являются странами, где ресурс «Медиалингвистика» посещают активнее всего).

Сегодня командой проекта «Медиалингвистика - XXI век» разработаны и наполнены контентом основные разделы русскоязычной части ресурса: «Главная»; «Новости»; «Библиотека» (в библиотеке размещено около 400 текстов - авторефератов, диссертаций, статей, монографий, учебных пособий), «Журнал», «Лица», «Конференции», «Контакты». На страницах ресурса размещаются записи лекций и мастер-классов. Благодаря публикации сборников на указанной платформе осуществляется продвижение научной продукции и популяризация научных идей кафедры. Внимание профессионального сообщества к проекту привлечено. Контент сайта регулярно обновляется.

Можно констатировать, что информационно-коммуникационная платформа является полифункциональным ресурсом. Ниже нами выделены важнейшие из них.

1) Информационная платформа служит инструментом приращения паблицитного капитала Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ как субъекта научной и образовательной деятельности.

Исследование речи массмедиа является приоритетным направлением для кафедры медиалингвистики факультета журналистики СПбГУ. Стремясь сохранить традиции и развивая заложенные предшественниками идеи, с 2011 г. коллектив кафедры последовательно реализует амбициозную цель - развитие медиалингвистики как научного направления не только в России, но и за рубежом. В 2011-2019 гг. кафедра медиалингвистики при поддержке руководства ВШЖиМК СПбГУ организовала ряд мероприятий, направленных на повышение авторитета СПбГУ в сфере речеведческих медиаисследований: 1) международный семинар «Медиалингвистика в России: проблемы и перспективы» 12 октября 2011 года; 2) международный научно-практический семинар «Медиатекст как полиинтенциональная система» 7-8 декабря 2011 года; 3) круглый стол «Медиатекст как объект лингвистических исследований» в Санкт-Петербурге 19 апреля 2012 года: 4) II международный научно-практический семинар «Речевая коммуникация в средствах массовой информации» 17-19 апреля 2013 года; 5) III международный практический семинар «Речевые жанры в массмедиа» 21 марта 2014 года; 6) 25 апреля 2014 года состоялся круглый стол «Преподавание стилистики в вузе», в рамках которого широкой научной общественности были представлены проекты новых учебных пособий по стилистике, активно обсуждались вопросы преподавания наук лингвистического цикла студентам направлений «Журналистика», а также «Реклама

и связи с общественностью»; 7) 23-24 апреля 2015 года состоялся IV международный научно-практический семинар «Профессиональная речевая коммуникация», на котором впервые были поставлены вопросы разделения медиадискурса на три ветви, что влечёт за собой разработку специфического подхода к изучению каждого из направлений;

8) 22 апреля 2016 года организована панельная дискуссия «Поликодовый медиатекст как объект лингвистического исследования», таким образом заявляются и разрабатываются животрепещущие вопросы теории и практики медиалингвистики и медиаобразования в России и за рубежом; 7) 14 апреля 2017 года состоялась панельная дискуссия «Коммуникативная среда СМИ: проблемы стилевого взаимодействия», которая продемострировала, что проблема стилевого взаимодействия является актуальнейшей проблемой современной речевой практики и теоретической стилистики; 8) 20 апреля 2018 года прошла панельная дискуссия «Выразительные ресурсы медиаречи в условиях новых коммуникационных технологий», затронувшей проблемы языка современных медиа;

9) в рамках форума «Медиа в современном мире. 59-е Петербургские чтения» запланирована новая тема - «Проблемные зоны лингвостилистического анализа медиаречи».

27 августа 2013 года на XV Международном съезде славистов, проходившем в Минске, создана новая международная комиссия исследователей славянской медиалингвистики, организация которой инициирована кафедрой медиалингвистики СПбГУ. Председателем этой комиссии утверждена заведующая кафедрой медиалингвистики СПбГУ, профессор Л. Р. Дускаева. В июле 2017 года члены Медиалингвистической комиссии подтвердили полномочия председателя в обращении к Международному комитету славистов.

Новым этапом развития ресурса стала организация научного мероприятия нового уровня - Международного форума медиалингвистов. Первый шаг в этом направлении был сделан подготовкой и проведением I Международной конференции «Язык в координатах массмедиа» в Варне 6-9 сентября 2016 года. Уже 3 июля 2017 года состоялось открытие II Международной научно-практической конференции «Язык в координатах массмедиа» в Санкт-Петербурге. В сентябре 2019 года III Международная научно-практическая конференция состоялась в Москве в расширенном формате: «Язык в координатах массмедиа и права» (Москва). В в сентябре 2020 г. в Санкт-Петербурге планируется проведение форума «Язык в координатах массмедиа, этики и права». Информационно-коммуникационная платформа предоставляет возможность своевременно информировать научное сообщество о предстоящих мероприятиях и консолидировать научную общественность. Анонсируемые конференции и форумы пользуются неизменным успехом.

2) Ресурс предоставляет инфраструктуру, необходимую для развития научного направления не только в России, но и за рубежом, и обеспечивает научное сообщество современным инструментарием для обмена научными знаниями.

На главной странице представлена актуальная информация о проводимых мероприятиях и свежих новостях научного сообщества, размещены анонсы, сведения о выходе очередного выпуска Международного научного журнала «Медиалингвистика», сведения о выходе новых книг в сфере медиалингвистики, даны контакты и сведения о коллективе, обеспечивающем работу ресурса.

Важнейшим продуктом коллектива кафедры является Международный научный журнал «Медиалингвистика». Развёрнутая структура представления журнала научному сообществу позволяет легко получить информацию о регламенте подачи публикаций, особенностях рецензирования рукописей, редакционной политике и прочем. Важно, что здесь содержатся все состоявшиеся выпуски журнала, все статьи доступны для скачивания и чтения, что способствует доведению до сведения научного сообщества новейших разработок в области научного знания о медалингвистике. Выделение журнала на отдельную платформу позволяет вставлять перекрёстные ссылки, способствующие индексации обоих ресурсов и продвижению их в интернет-сообществе.

Страница «Новости» - это публикация актуальной информации о предстоящих и уже состоявшихся научных мероприятий. Этот раздел способствует обмену мыслями и идеями внутри научного сообщества.

Подчас очень важно знать человека, с которым сотрудничаешь или труды которого изучаешь, поэтому приятным дополнением становится раздел «Лица», где представлены сведения о научной карьере и основных научных интересах современных исследователей медиалингвистики. Электронные адреса позволяют вступить в научную дискуссию не только на конференциях и форумах, но и непосредственно в живом общении.

Традиционно представлена страница «Главная», где изложена основная информация о деятельности коллектива кафедры медиалингвистики СПбГУ как базовом коллективе, обеспечивающем работу ресурса, а также страница «Контакты», содержащая сведения о людях, ответственных за каждое из направлений деятельности ресурса.

Значительных трудов требует также поддержание английской версии сайта, существование этого раздела целиком рассчитано на англоязычную аудиторию и консолидацию научного сообщества.

3) Платформа позволяет создавать централизованную базу электронных ресурсов, востребованных в обеспечении образовательной и экспертной деятельности.

В настоящий момент ресурс http://medialing.spbu.ru/index/ можно считать уникальным в своём роде, поскольку он является не только научным, но и образовательным, выполняя главное свое предназначение - интеграцию усилий научного сообщества. Основную часть контента составляют работы медиалингвистов России и зарубежья (монографии, диссертации, авторефераты диссертаций, подборки свежих статей ведущих ученых, опубликованных в разных журналах и сборниках). Ресурс включает в себя оповещение о наиболее важных конференциях, семинарах, защитах диссертаций, содержит отчеты об этих мероприятиях. Важную часть контента составляют методические материалы, печатные и мультимедийные; уже сейчас на сайте размещены все новейшие методические материалы, созданные кафедрой медиалингвистики СПбГУ, записи мастер-классов, публичных и открытых лекций известных ученых, сделанные во время проведения международных мероприятий, проведенных кафедрой.

В настоящее время в исследованиях, посвященных изучению онлайн-образования, отмечается необходимость сочетания онлайн-компонента с традиционными образовательными практиками (смешанное образование - в русской терминологии, blending learning - в английской), поскольку дистанционное обучение в чистом виде требует, в частности, слишком высокого уровня сознательности от обучающихся [2; 4; 12; 13; 14], а отсутствие онлайн-компонента означает несоответствие вуза запросам современности. Информационная платформа позволяет поддержать интерес студентов к дисциплинам лингвистического цикла на факультетах журналистики и связей с общественностью. Неотъемлемой частью ресурса является раздел «Библиотека», который позволяет студентам легко получать доступ к новейшим исследованиям и методическим пособиям в той сфере, которую они изучают. Здесь есть доступ к монографиям, диссертациям, авторефератам, имеющим отношение к медиалингвистике.

4) Информационная платформа позволяет Институту «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ получить материальную выгоду за счёт использования экономных современных технологий передачи научной информации. Относительная дешевизна оплаты существования сайта позволяет экономить средства на дизайн, печать и распространение печатных материалов. Многие сборники переведены исключительно в электронную форму существования и т.д.

5) Ресурс является основой для создания экспертного сообщества. Об этом говорит уже то, что многие участники форумов присоединились к деятельности медиалингвистов именно благодаря ресурсу. Через ресурс состоялись новые научные знакомства,

позволяющие расширять международное сотрудничество и укреплять научные связи. Многие учёные, деятельность которых описана в разделе «Лица», присоединились к сообществу уже после организации ресурса.

Подводя итоги, можно констатировать, что реализация проекта ориентирована на следующие нематериальные результаты:

- интеграция профессионального сообщества, т. е. объединение исследовательских усилий российских и зарубежных медиалингвистов, философов, культурологов, социологов и политологов, изучающих речевую деятельность в медиапространстве (результаты предварительного этапа уже позволяют говорить о том, что заинтересованность представителей сообщества в проекте крайне высока);

- функционирование специального современного информационного канала, который сделает возможным информирование не только научного сообщества, но и обучающихся на факультетах журналистики о ходе исследования в медиалингвистике;

- укрепление авторитета Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ в новой области знаний;

- презентация научного направления кафедры и позиционирования кафедры в научном, педагогическом и медийном пространстве;

- повышение квалификации и профессионализма молодых научно-педагогических кадров;

- экономия материальных средств, связанная с тем, что разработка информационно-коммуникационной платформы нового типа позволит СПбГУ экономить финансовые средства, расходуемые на издание сборников материалов конференций, разного типа учебно-методических пособий, на переиздание и копирование специальных работ, используемых в учебном процессе; на проведение семинаров и мастер-классов.

Список литературы

1. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2001. 304 с.

2. Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дисс. ... д. пед. наук. М., 2007. 40 с.

3. Костомаров, В. Г. Язык текущего момента. Понятие правильности. М., 2014. 330 с.

4. Малинина, И. А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 26.01.2019).

5. Медиалингвистика в терминах и понятиях. Словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2018. 436 с.

6. Современный русский язык. Сборник упражнений по орфографии и пунктуации / под ред. В. И. Конькова. СПб., 2014. 186 с.

7. Современный русский язык. Учебник для вузов. Третье поколение / под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2014. 348 с.

8. Современный русский язык. Языковые техники создания медиатекстов. Практикум / под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016. 428 с.

9. Солганик, Г. Я. Современная языковая ситуация и тенденции развития русского литературного языка // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 5. С. 122-134.

10. Стилистика и литературное редактирование. В 2 томах / под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

11. Юдина, Н. В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? М., 2010. 293 с.

12. Blended Learning Today: Designing in the New Learning Architecture. Oxford, 2014. 28 c.

13. Bonk Curtis, J., Graham Charles, R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. John Wiley & Sons, 2006. 624 с.

14. Garrison, D., Vaughan, N. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. San Francisco, 2007. 272 с.

INFORMATION PLATFORM "MEDIA LINGUISTICS - XXI CENTURY" AS EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL RESOURCE

N. A. Prokofeva

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, n.prokofieva@spbu.ru

E. A. Shcheglova

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, e.scheglova@spbu.ru

The aim of the study is to determine the role of information platform "Media linguistics - XXI century" in educationalprocess and scientific activities ofinstitutions of higher education. Currently, it is obvious that the formation and development of a scientific direction is impossible without the consolidation of the scientific community in different countries including web-based resources. . Media linguistics is a relatively young but rapidly developing science. This rapid growth is due to the necessity of studying media language as a primary resource changes in the language system. Its emergence and the definition of the boundaries amongst scientific fields is evidenced by such facts as 1) the creation Media Linguistics Commission of the International Committee of Slavists; 2) the emergence of specialized departments in universities; 3) the publication of innovative textbooks and manuals; 4) the publication of the dictionary "Media linguistics in terms and concepts" (2018). It became possible thanks to the creation in 2012 of the resource "Metalinguistic-XXI", which provided easy information exchange between members of the professional community. The fact of needfor such a resource in the educational process at training of specialists of the respective areas is undeniable. Information platform allows to maintain the students interest to the disciplines of the linguistic cycle at the faculties ofjournalism and public relations, to provide students access to specialized literature (section "Library"). It wasfound that information and communication platform serves as a tool to increment public asset of the subject of scientific and educational activities; provides the infrastructure necessary for the development of the scientific direction; allows you to create a centralized database of electronic resources; allows you to obtain material benefits through the use of cost-effective modern technologies of communication of scientific information; is the basis for the creation of the expert community.

Key words: information platform, «Media Linguistics - XXI century», media linguistics, educational resource, professional resource.

References

1. Valgina, N. S. (2001) Aktivnye processy v sovremennom russkom yazyke [Active processes in modern Russian], Moscow, 304 p. (In Russ.).

2. Kapustin, Yu. I. (2007) Pedagogicheskie i organizacionnye usloviya effektivnogo sochetaniya ochnogo obucheniya i primeneniya tekhnologij distancionnogo obrazovaniya

[Pedagogical and organizational conditions of effective combination of face-to-face education and application of remote education technologies]. Moscow, 40 p. (In Russ.).

3. Kostomarov, V. G. (2014). Yazyk tekushchego momenta. Ponyatiepravil'nosti [Language of the current moment. Concept of correctness.], Moscow, 330 p. (In Russ.).

4. Malinina, I. A. (2013) Primenenie tekhnologij smeshannogo obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole [Application of mixed foreign language education technologies in higher education], in: Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation], no. 10, available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936, accessed 12.02.2019. (In Russ.).

5. Duskaeva, L. R. (ed.) (2018). Medialingvistika v terminah i ponyatiyah. Slovar'-spravochnik [Medialinguistics in terms and concepts. Dictionary reference], Moscow, 436 p. (In Russ.).

6. Konkov, V. I. (ed.) (2014). Sovremennyj russkijyazyk. Sbornik uprazhnenijpo orfografii ipunktuacii [Modern Russian. A collection of spelling and punctuation exercises], St Petersburg, 186 p. (In Russ.).

7. Duskaeva, L. R. (ed.) (2014). Sovremennyj russkij yazyk. Uchebnik dlya vuzov. Tret'e pokolenie [Modern Russian. The textbook for higher education institutions. The third generation], Moscow, 348 p. (In Russ.).

8. Duskaeva, L. R. (ed.) (2016). Sovremennyj russkij yazyk. Yazykovye tekhniki sozdaniya mediatekstov [Modern Russian. Language techniques for creating media projects], Moscow, 428 p. (In Russ.).

9. Solganik, G. Ya. (2010). Sovremennaya yazykovaya situaciya i tendencii razvitiya russkogo literaturnogo yazyka [Modern language situation and trends of modern Russian language development], in: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika 2010 [Bulletin of the Moscow university. Series 10. Journalism], no. 5, pp. 122-134. (In Russ.).

10. Duskaeva, L. R. (ed.) (2016). Stilistika i literaturnoe redaktirovanie. V 2 tomah [Stylistics and literary editing. In 2 volumes], Moscow. (In Russ.).

11. Yudina N. V. (2010). Russkij yazyk v XXI veke: krizis? evolyuciya? progress? [Russian Language in the XXI Century: Crisis? evolution? progress?], Moscow, 293 p. (In Russ.).

12. Blended Learning Today: Designing in the New Learning Architecture (2014). Oxford, 28 p.

13. Bonk, Curtis J. and Graham, Charles R. (2006) The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. John Wiley & Sons, 624 p.

14. Garrison, D. and Vaughan, N. (2007) Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. San Francisco, 272 p.

Прокофьева Наталья Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет.

n.prokofieva@spbu.ru

Щеглова Екатерина Александровна - кандидат филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет.

e.scheglova@spbu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.