Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / INFORMATIONAL OPENNESS / TRANSPARENCY / LOCAL GOVERNMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подыниногина Л.А., Визер В.А.

В статье представлены основные нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение доступа пользователей к информации о деятельности органов управления. В статье приводятся основные барьеры, препятствующие к открытости и прозрачности деятельность органов власти, а также дан ряд рекомендаций по нивелированию существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION OPENNESS OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article presents the main regulatory legal acts governing the provision of user access to information on the activities of state bodies and local governments. The article presents the main barriers to the work of the authorities to openness and transparency, as well as a number of recommendations for leveling the existing problems.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

УДК 338.222

Подыниногина Л.А. студент магистратуры Визер В.А. студент магистратуры Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: в статье представлены основные нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение доступа пользователей к информации о деятельности органов управления. В статье приводятся основные барьеры, препятствующие к открытости и прозрачности деятельность органов власти, а также дан ряд рекомендаций по нивелированию существующих проблем.

Ключевые слова: информационная открытость, прозрачность, органы местного самоуправления.

Podininogina L.A.

Ural Institute of Management - Branch of RANEPA

Russia, Yekaterinburg Vizer V.A.

Ural Institute of Management - Branch of RANEPA

Russia, Yekaterinburg INFORMATION OPENNESS OF PUBLIC ADMINISTRATION

Annotation: the article presents the main regulatory legal acts governing the provision of user access to information on the activities of state bodies and local governments. The article presents the main barriers to the work of the authorities to openness and transparency, as well as a number of recommendations for leveling the existing problems.

Keywords: informational openness, transparency, local governments.

Информационная открытость деятельности органов государственной и муниципальной власти в настоящее время является неотъемлемой частью совершенствования государственного и муниципального управления в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №2 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»[1].

В отечественной науке феноменом открытости информации о деятельности органов власти заинтересован ряд ученых и исследователей, среди которых можно выделить Дубровскую Ю.В., Жаворонкову К.С., Каменскую Е.А. [3], Малахову О.В., Суханову В.А. [4], Россошанского А.В. [5], Кривоухова А.А. [6] и другие.

Л.Ф. Давыдова понятие «информационная открытость власти» определяет как «неограниченный временными рамками трансформирующийся динамичный результат коммуникации института

власти с различными социальными общностями, представляющий информационную репрезентацию муниципального управления, принимаемых и реализуемых на территории управленческих решений» [7].

Основным нормативным правовым актом, регулирующим обеспечение доступа пользователей к информации о деятельности органов государственного управления, является Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ [2], включающий четкий перечень данных, которые должны быть размещены в информационно-коммуникационной сети общего пользования «Интернет» (всего 29 пунктов).

Особую роль в принятии мер по информационной открытости играют органы местного самоуправления, так как данный уровень власти имеет наибольшую приближенность к населению. Информационная открытость и прозрачность ОМСУ имеет двойную функцию: во-первых, она позволяет снизить бюрократическую составляющую деятельности органов власти, тем самым повышая интерес населения к реализации различных форм непосредственного осуществления населением форм местного самоуправления, а также снижая коррупционную составляющую в исполнении возложенных на должностных лиц властных полномочий, во-вторых, информационная осведомленность людей о деятельности органов местного самоуправления позволяет повышать эффективность деятельности муниципальных органов посредством поиска новых инновационных форм управления не только в соответствии с требованиями действующего российского законодательства, но и относительно иных информационных потребностей населения, повышая тем самым результативность органов управления.

В настоящее время можно констатировать факт недостаточно высокого уровня информационной открытости органов местного самоуправления даже посредством официальных интернет-порталов. Ряд органов управления дополнительно используют альтернативные источники информирования населения о своей деятельности: газеты, буклеты, листовки и т.д., однако перечисленные формы достаточно затратные для органов власти, поэтому их использование ограничивается либо малым тиражом издаваемых материалов, либо их отсутствием вовсе. Органы местного самоуправления в недостаточной степени используют электронные формы информирования, например, СМС-оповещение, информационные терминалы в местах большого скопления людей и другие. Отчасти подобная тенденция объясняется низкой доступностью среди населения новых технологий информирования, в особенности в небольших по численности муниципальных образованиях. Для нивелирования существующих барьеров немаловажным фактом является квалификация специалистов, работающих в ОМСУ, так как даже при наличии современных электронных устройств, их дальнее обслуживание не всегда будет представляться возможным.

Еще одной причиной недостаточного уровня информационной открытости органов власти может являться ограниченный доступ населения к

сети Интернет. В связи с этим в настоящее время наиболее популярной формой обращения граждан остается письменный формат, в среднем доля граждан, обратившихся в электронной форме, составляет не более 10%.

В перспективе муниципальным образованиям рекомендуется разработать и принять Стратегию информационной открытости органов местного самоуправления, в которой будут отражены: планируемый результат, индикаторы достижения цели, конкретные меры по ее достижению.

Таким образом, в настоящее время очевидно существенное отставание в проводимой информационной открытости и прозрачности органов местного самоуправления. При этом бОльшая часть обозначенных проблем зависят не столько от технических возможностей органов власти, сколько от заинтересованности должностных лиц в преобразовании существующего характера информирования и внедрения новых современных форм информационной открытости муниципальных органов власти.

Использованные источники:

1. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2017 г.). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Каменская Е.А. Сущность и особенности информационной открытости органов власти в современной России. Общество: политика, экономика, право, 2011, № 2, С. 18-24.

4. Малахова О.В., Суханова В.А. Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики. Политология: актуальные аспекты, 2015, №2, С. 83-91.

5. Россошанский А.В. Проблема информационной открытости публичной власти в современной России. Власть, 2009, № 11, С. 29-33.

6. Кривоухов А.А. Доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления. Юридические науки, № 4, 2013, С. 142-145.

7. Давыдова Л.Ф. Информационная открытость муниципальной власти: реалии и проблемы: магистерская диссертация. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, 2015, с. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.