Научная статья на тему 'Информационная обязанность контрагента потребителя предоставить информацию о товарах, работах, услугах'

Информационная обязанность контрагента потребителя предоставить информацию о товарах, работах, услугах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КОНТРАГЕНТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бикташев Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная обязанность контрагента потребителя предоставить информацию о товарах, работах, услугах»

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2008

7.13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КОНТРАГЕНТА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРАХ, РАБОТАХ, УСЛУГАХ

Бикташев Т. М., аспирант КГУ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Роль информационных прав и обязанностей в гражданско-правовых договорах с участием потребителя на современном этапе сложно переоценить. Их несомненная значимость и важность обусловлена тем, что потребительские договоры широко распространены на практике и практически любой человек ежедневно выступает потребителем, являясь особым субъектом гражданского правоотношения, требующим дополнительной защиты. В условиях построения в стране рыночной экономики продавцы, изготовители, исполнители работ и услуг довольно часто пытаются навязать гражданам-потребителям выгодные лишь для себя условия приобретения товаров, работ и услуг. Особую тревогу также вызывает то, что значительная часть товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг оказывается относительно низкого качества, а иногда даже опасной для жизни и здоровья людей. В подобного рода ситуации своевременное получение полной, достоверной и необходимой информации о товаре, работе, услуге или о продавце, изготовителе, исполнителе, иной информации необходимой потребителю приобретает основополагающее значение. При этом следует иметь ввиду, что основная составляющая системы норм, регулирующих отношения с участием потребителей, - это, в первую очередь, нормы гражданского права, поскольку основанием возникновения отношений между потребителем и их контрагентом (продавцом, исполнителем и другими) является, как правило, договор, а нарушенные имущественные права потребителя можно полностью восстановить, применяя, в первую очередь, гражданско-правовые средства1.

Та информация, которая является объектом информационных прав и обязанностей в потребительских договорах и должна быть предоставлена потребителю изготовителем, исполнителем и продавцом согласно действующему законодательству является и будет в дальнейшем называться в данном исследовании потребительской информацией. Понятие потребительской информации можно раскрыть не только через обязанности контрагентов потребителя, но и используя категорию «субъективное право». В таком случае потребительская информация есть те сведения, которые потребитель вправе получить в силу действующего законодательства. Особые требования к предоставлению потребительской информации обоснованны целью законодателя защитить «слабую» сторону в договоре.

1 См.: Аврах А. М. Договор с участие потребителей в системе гражданско-правовых договоров: автореф. ... к.ю.н.: Казань, 2007.

Эти требования, по нашему мнению следует разделять на общие и специальные. К общим относятся:

- требование о полноте информации;

- требование о достоверности информации;

- требование к форме информации;

- требование к моменту доведения информации;

- требование к языку информации;

- требование к структуре содержания информации;

- способы доведения информации до потребителя.

Общими назвать их можно потому, что эти семь требований распространяются на любую информацию, независимо от ее категории, которая должна быть предоставлена потребителю для удовлетворения его информационного права.

Специальные требования к потребительской информации устанавливаются для отдельных товаров, работ и услуг в зависимости от их специфики.

Кроме того, статьи 9, 10, 11 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»2 устанавливают категории потребительской информации. Таким образом, при заключении гражданско-правовых договоров, в рамках согласования их существенных условий, у контрагента потребителя возникает информационные обязанности по предоставлению последнему информации о продавце, исполнителе, изготовителе, а также о режиме работы и предоставляемых товарах, работах, услугах. Для надлежащего исполнения указанных информационных обязанностей следует учитывать, что требования законодателя в данном случае раскрываются на двух уровнях: в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах (документах по техническому регулированию). Таким образом, можно разделить уровни правового регулирования на общий (Закон РФ «О защите прав потребителей») и специальный (иные нормативные правовые акты) уровни.

В статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливается общее содержание информации, которую надо предоставить потребителю для надлежащего соблюдения информационной обязанности - о товарах, работах и услугах, а также общая норма о порядке ее доведения до потребителя. Согласно п.1 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», такая информация должна обеспечивать возможность правильного выбора товаров, работ и услуг. Правильность выбора означает, что потребитель на основе предоставленной ему информации приобретает нужный ему товар (работу, услугу), который является качественным и безопасным. Данная статья вводит очень важный критерий относительно надлежащего соблюдения информационной обязанности контрагента потребителя по представлению необходимого объема и достоверности информации. Этим критерием служит наличие возможности у потребителя правильного выбора товара (работы, услуги). Именно этот критерий достаточно часто ложится в основу судебных решений по делам о защите прав потребителей3. Таким образом, в данном случае речь идет о гарантии реализации права потребителя на выбор товаров, работ и услуг, которое закреплено в ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

2 Закон РФ от 07.02 1992 г. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992 № 15. Ст. 766.

3 П. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 // Российская газета. 1994. 26 нояб. (№ 230).

Бикташев Т. М.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КОНТРАГЕНТА

В развитие ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» принят ряд нормативных правовых актов, носящие общий характер. Так, в соответствии с п.2 данной статьи Правительством РФ Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 481 утвержден перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.

Особые требования к содержанию и зачастую к способам доведения до потребителей информации об отдельных товарах (работах и услугах) могут быть установлены в других нормативных правовых актах( специальные нормы), посвященных отдельным товарам, работам и услугам. В качестве примера можно привести п.3 ст.11 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Специальные предписания о потребительской информации, касающейся товаров, работ и услуг, содержатся и в ряде нормативных документов по техническому регу-лированию4.

Однако на практике, несмотря на то, что информация предоставлена потребителю в полном соответствии вышеуказанными нормативными документами по техническому регулированию (ГОСТами), потребителю приходиться потрудиться, чтобы отыскать и прочесть ее на упаковке, либо она так «искусно» предоставлена производителем, что потребитель просто не может ее распознать.

Изготовитель достаточно активно использует средства русского языка и нередко пользуется созвучными названиями для привлечения потребителя к своей продукции. Примерами могут выступить «Йогуртович»

от «Ehrmann», «Чудо-Йогуртер» и «Чудо-Йогуртель» от компании «Вимм-Билль-Данн». Дизайн упаковок похож на оформления йогурта, но в действительности перечисленные товары являются йогуртовым продуктом, в котором содержание йогуртовой культуры значительно меньше, чем в настоящем йогурте.

Таким образом, производитель формально исполнивший свою информационную обязанность перед потребителем, тем не менее, находит возможность вводить его в заблуждение. В ГОСТах не указано, как правильно оформлять упаковку, какой должен применяться шрифт для информации о товаре, где она должна размещаться». ГОСТы направлены на безопасность товара, его качество, а не на предоставление информации о нем покупателю. Основным требованием, подвергающимся контролю является указание срока годности на упаковке. Решением данной проблемы могут стать технические регламенты, уточняющие порядок предоставления информации о товаре потребителю посредством упаковки. Только с учетом данного требования контрагент потребителя может считаться полностью исполнившим свою информационную обязанность.

Таким образом, соблюдение всех вышеуказанных в настоящем исследовании требований к надлежащему исполнению информационных обязанностей контрагента перед потребителем, сформулированных в Законе РФ «О защите прав потребителя» в качестве общих норм и в различных нормативных актах, носящих специальный характер регулирования, позволит избежать многих спорных ситуаций и получить потребителю, а также его контрагентам от гражданского-правового договора, заключенного между ними взаимную выгоду.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

4 ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1997 года №439 ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 17.07.1997 года № 255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.