Научная статья на тему 'Информационная культура в контексте нового этапа развития социального бытия'

Информационная культура в контексте нового этапа развития социального бытия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / SOCIAL MEDIUM / INFORMATION / IT PENETRATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION CULTURE / SOCIAL REALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Андрей Андреевич, Мрочко Владимир Леонидович

Анализируются концепции информационного общества. Информатизация рассматривается как сложный и противоречивый процесс, характерный для современной цивилизации. Отмечается, что в информационно-культурных связях наиболее четко проявляются основные тенденции мирового развития. Указывается необходимость исследования генезиса бытия социального в непосредственной взаимосвязи с формированием информационной культуры отдельного человека и социума в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковалев Андрей Андреевич, Мрочко Владимир Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors did analyze the information society conceptions, considering IT penetration as complicated and contradictory process specific to modern civilization. They have noted that main trends in global change were most evident in information-cultural links. The authors did point out the necessity of social reality genesis study in direct conjunction with separate person’s and the entire social medium’s information culture formation. They have tried to bridge a gap in understanding of problem under study.

Текст научной работы на тему «Информационная культура в контексте нового этапа развития социального бытия»

ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО

УДК 321.74

Информационная культура в контексте нового этапа развития социального бытия

А. А. Ковалев1, В. Л. Мрочко2

1 Северо-Западный институт управления

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург)

2 компания «Комп Лайн» (Москва)

Анализируются концепции информационного общества. Информатизация рассматривается как сложный и противоречивый процесс, характерный для современной цивилизации. Отмечается, что в информационно-культурных связях наиболее четко проявляются основные тенденции мирового развития. Указывается необходимость исследования генезиса бытия социального в непосредственной взаимосвязи с формированием информационной культуры отдельного человека и социума в целом.

Ключевые слова: социум; информация; информатизация; информационное общество; информационная культура; социальное бытие.

Эффективность решения проблем современного общества непосредственно зависит от степени вовлеченности человека в происходящие в природе и социуме процессы. Фундаментальное значение для социального бытия начинает приобретать потенциал че-ловекотворческой культуры. Об этом можно судить по параметрам личност-но ориентированных факторов абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека. Связано это с научным осознанием того, что культура является основой социального бытия, гарантирующей выживание современного человечества. Таким образом, определение специфики социального контекста взаимодействия человека и культуры принципиально важно для активизации

© Ковалев А. А., Мрочко В. Л.

социокультурного развития индивидуальности человека, его социальных способностей.

Реальность повседневной жизни можно воспринимать как интегрирующий субъектный мир, формируемый коммуникационной деятельностью людей, и как упорядоченную совокупность образов, систематизированных посредством механизма объективации деятельности социального мира. Деятельность выступает средством универсального выражения смыслов сознания в формах культуры и одновременно — механизмом переформатирования форм культуры в универсалии содержаний сознания. Так результаты деятельности социума становятся культурой, формируя социокультурные процессы. При этом надлежит

учитывать следующее обстоятельство: в результате динамичного увеличения масштабов и количества сфер деятельности современного сообщества грани дифференцированности и единства субъекта и объекта усложняются, что вызывает такую же динамику роста последствий от ошибочного решения проблем, увеличивая опасность отчуждения деятельности общества и отсутствия контроля за результатами такой деятельности.

Целостность социального мира как объекта заключается в процессах, возникающих в связи с дефицитом ресурсов жизнедеятельности людей и включающих экономический, политический, общественный, гуманитарный и другие структурные компоненты. Благодаря управлению субъектом этими процессами, изменяется и развивается социальное бытие, которое выступает общей категорией наполнения социального мира, через нахождение и пребывание субъектов в нем. Социальное бытие вторично по отношению к естественному бытию, поскольку является комплексной при-родно-социальной реальностью, обеспечивающей цивилизационное бытие посредством материальных и культурно-духовных достижений социума, путем саморазвития, а иногда и через конфликтное противостояние. Таким образом, через определение социального бытия как совокупности элементов и компонентов окружающего объективного мира, совокупности различных форм взаимоотношений субъектов общества между собой, их деятельности, социальный мир рассматривается как проявление социального бытия.

Вместе с тем информационная культура общества предполагает наличие способностей, позволяющих применять информационные технологии и механизмы, дающих возможность формирования и использования информационных

данных и ресурсов в интересах функционирования и развития жизнедеятельности общества [1]. Однако при этом не следует отождествлять явление информационной культуры с технологическим набором и алгоритмом приемов работы с информационными потоками путем использования механизмов и инструментов компьютерных или прочих аналитико-обобщающих технологий, так как структурной составляющей информационной культуры выступает не столько информационная потребность человека, сколько саморазвитие его как личности: творческий и духовный потенциал и стремление к компиляции знаний и транслированию идей обществу.

Анализ теоретических исследований в области проблематики информационного общества показывает, что даже в пределах одного направления существуют разногласия по поводу определения сущности и особенностей нового цивилизационного строя. Общеизвестно, что развитие социально организованной материи в целом происходит прогрессивно, потому мы философски анализируем информационную культуру в контексте прогрессивного развития социального бытия [2].

Автор концепции информационного сообщества Й. Масуда [3] сформулировал тезис о том, что на современном этапе информация выступает не просто формой представления данных или сообщений, а социальным феноменом, который охватывает абсолютно все сферы жизни человечества: производственную, управленческую, общественную, бытовую, политическую и прочие. Связано это с тем, что современный этап характеризуется формированием интеграционной формы цивилизации как синтеза реального, информационного и виртуального миров, определяющих

субъективный мир человека через объективизм отношений социум — природа — техника.

Согласно М. Кастельсу, с появлением новых видов технологий, в частности сети Интернет, сформировалась новая форма миропорядка, основанная на базе сетевых правил, которыми определяется функционирование сфер экономики, политики, социальных взаимоотношений и общества в целом, включая даже такое явление, как сетевая война. Последнее продиктовано тем, что возникающие социальные конфликты и противостояния, представляющие по своей природе форму обострения антропогенных и социальных кризисов, являются также толчком, стимулом для дальнейшего развития. Обусловливается это фактором исчер-паемости ресурсов, необходимых для поддержания устойчиво неуравновешенных процессов, что порождает явление конкуренции, а также парадоксальным стремлением устойчиво неуравновешенных процессов к форме нестабильного состояния, несмотря на то что по своей сути данные системы ориентированы на достижение и сохранение устойчивости. Но при этом они подвержены формированию внутреннего дисбаланса из-за продолжительного состояния такой устойчивости [4].

Характерной чертой современного социального сообщества стал процесс глобализации, который в значительной степени усложнил информационные, экономические, культурно-духовные и инновационные взаимоотношения субъектов на межгосударственном и внутригосударственном уровнях. Формируемое отличие, которое обеспечивает различение, представляет собой единицу информации, являющейся элементарной идеей, по И. Канту. Таким образом, синергия мира идей и коммуникаций проявляется в форме

сложной системы, которая открывается, усложняясь и становясь нестабильной при осуществлении деятельности по обмену идеями и при увеличении количества носителей этих идей, что приводит к росту числа самих идей. Взаимодействие в процессе коммуникации усиливает хаотичность и непредсказуемость поведения субъектов.

Следовательно, переход современного сообщества к информационному этапу развития возник как результат объективизации предыдущего индустриального этапа через формирование социо-тех-нолого-имитационного уклада — базовой основы нового исторического пути цивилизации. При переводе производственной деятельности и личностных коммуникаций в параллельную социальному миру реальность глобальное развитие новейших технологий и социальных сетей сформировало тяготение к выделению технологического мира как самостоятельного вида человеческой деятельности и культуры.

Информация как главный фактор зарождающейся информационной цивилизации стала базовым средством формирования и функционирования основных сфер жизнедеятельности: экономики, политики, международных отношений. Этот процесс распространился и на вопросы войны и безопасности.

Современным средством доминирования в мировой политике, экономической и духовно-культурной сферах является информационная война, которая представляет собой механизм формирования системы управления информационными потоками в целях использования информационно-психологического пространства в своих интересах. Для достижения этой цели информационно-интеллектуальное противостояние осуществляется во всех плоскостях человеческой жизнедея-

тельности: цивилизационной, культурной, религиозной, общественно-гражданской, социальной и этнической [5].

Современная война не только является формой межгруппового физического насилия, но и выступает уже в виде информационной агрессии, насилия психологического. А так как манипулятивное воздействие инструментов информационной войны оказывает деструктивное влияние на порядок и организацию мирового информационного пространства и провоцирует эскалацию уже реальных конфликтов в социуме, необходимо формирование системы достаточной безопасности для мирового общества. С этой целью создаются действенные механизмы и инструменты, способные обеспечить фильтрацию и координацию информационных потоков.

Функционал современной информационной войны (противоборства) заключается в конструировании или трансформации идей, норм, смыслов, убеждений, ценностей в общественных отношениях социума. Таким образом, данный функционал можно использовать и как деструктивный инструмент, позволяющий манипулировать сознанием и навязывать чуждые ценности, и как созидательное начало, помогающее преодолевать отжившие барьеры, что способствует либо развитию общественных отношений, либо сохранению духовных и культурных ценностей общества. Следовательно, духовно-культурный мир человечества представляет собой результирующую борьбы за формирование созидательного целостного цивилизацион-ного и культурного пространства в целях консолидации мирового сообщества.

Важность понимания процессов, происходящих в духовно-культурной сфере, состоит в том, что культура является наиболее глубинным уровнем

социального бытия, поскольку интегрирует в себе такие структурные элементы, как: моральные и ценностные установки, институт семьи, этническая и национальная самоидентификация, религия, исторические и гражданско-обществен-ные традиции. Таким образом, культура является определяющей детерминантой жизни общества, поскольку оказывает влияние абсолютно на все сферы его жизнедеятельности.

Так как культура представляет собой интеграционную совокупность норм и объектов, созданных человечеством, искусственное дополнение к природным формам человеческого поведения, возникшее в процессе переосмысления приобретенных знаний и навыков, образов самопознания и символических образований окружающего сообщество мира [6], то она не может быть внесоциальным явлением. Культура выступает в роли продукта социума. Таким образом, феномен культуры допустимо рассматривать как освоенную, «очеловеченную» среду существования человеческого общества, организованную через создание и применение средств специфических технологий, с помощью насыщения ее (среды) результатами этой деятельности. Это мир понятий и явлений, обозначенных образами, — мир, сконструированный человеческим обществом в целях познания, осознания, фиксирования и передачи социально значимой информации относительно опыта, знаний и идей. Иными словами, культура — это более высокий уровень развития цивилизации, когда сознание и поведение индивидуумов направлены не столько на удовлетворение биологических потребностей, сколько на социальные интересы и формируют общепринятые нормы и правила их воплощения. Следовательно, культура

выступает одновременно и как продукт, и как мерило, и как формирующее начало и непосредственный наполнитель социального.

Как продукт коллективной деятельности человечества культура представляет собой систему согласованных и упорядоченных процедур и норм существования и развития сообщества, систему механизмов и инструментов обозначения и оценки форм деятельности, направленную на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. Важно отметить, что помимо эмоционально-психологической составляющей, базовым звеном в формировании и закреплении культурных достижений цивилизации выступает именно информация [2].

Итак, в современных условиях мир необходимо рассматривать не как физическое или географическое пространство, а как интегрирующую совокупность всех существующих форм реальной и виртуальной действительности в их взаимосвязанности и взаимопроникновении.

На современном информационном этапе развития цивилизации дифференциация социального мира обусловлена доминированием деятельности социальных субъектов, многомерностью и информационной насыщенностью происходящих на внутреннем и внешнем, объективном, уровнях процессов управления и самоорганизации, эскалацией борьбы хаоса и порядка.

Формационный и цивилизацион-ный подходы к анализу социального мира дают нам понимание развития общества как динамики сложных систем, на которые оказывают влияние внешние и внутренние факторы ряда сфер жизнедеятельности сообщества: экологические, экономические, политические, социальные, духовно-культурные и др.

При этом на внерациональные факторы, диктуемые не деятельностью, а поведением, субъекты социального мира не имеют достаточного формирующего или контролирующего влияния по причине стихийной природы этих факторов. Таким образом, социальный мир представляет собой сложную, открытую и непредсказуемую диссипативную систему.

Литература

1. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Проблемы информатизации. 1993. № 3-4. С. 6-19.

2. Мрочко Л. В. Информационная культура общества и личности: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 200 с.

3. Masuda Y. The Information Society as PostIndustrial Society. 2nd print. Washington: World Future Society, 1983. XIV, 171 p.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: Гос. ун-т Высш. шк. экономики, 2000. 606 с.: ил.

5. Панарин И. Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. 553 с. (Великий путь).

6. Культурология. XX век: Энциклопедия: в 2 т. / [Гл. ред., сост. и авт. проекта С. Я. Левит]. Т. 1: А—Л. СПб.: Университетская книга: Але-тейя, 1998. 447 с.

7. Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эво-люционно-исторической психологии. Изд. 3-е, стер. М.: URSS: Либроком, 2012. 256 с. (Синергетика в гуманитарных науках).

Ковалев Андрей Андреевич — кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург). E-mail: senator23@yandex.ru

Мрочко Владимир Леонидович — кандидат исторических наук, генеральный директор IT-компании «Комп-Лайн» (Москва). E-mail: vlmrochko@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.