Научная статья на тему 'Информационная культура и информационная безопасность личности'

Информационная культура и информационная безопасность личности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1297
179
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАВЫКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Чурашева Ольга Леонидовна

Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, а также стремительное нарастание информационного потока способствуют усилению негативных информационных воздействий на личность и актуализируют проблему информационной безопасности личности. К основным информационным факторам, оказывающим негативное психологическое воздействие на личность, относятся: переход к гипертекстовой форме представления информации; фрагментарность информационных потоков; отсутствие необходимой информации; наличие информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, пропагандирующую культ жестокости; наличие непроверенной либо заведомо ложной информации. В последние годы в России был принят ряд федеральных законов, направленных на защиту личности от данных угроз. Широко используются технологии фильтрации интернет-ресурсов. Однако эти меры носят формальный характер, поскольку не влияют на способность личности к самостоятельному поиску, критической оценке и отбору информации. Наиболее действенным средством обеспечения информационной безопасности личности является высокий уровень ее информационной культуры. Особую актуальность проблема информационной культуры приобрела в связи с переходом ЮНЕСКО от концепции информационного общества к концепции общества знаний, где стратегическим ресурсом являются знания как результат переработки информации. Формирование информационной культуры рассматривается в настоящее время как одна из ключевых задач современного образования. От успешности ее решения в ходе образовательного процесса зависит, сможет ли личность эффективно взаимодействовать с современным информационным пространством. Высокий уровень информационной культуры является важнейшим условием профессионального и личностного роста человека.

INFORMATION CULTURE AND INFORMATION SECURITY OF A PERSON

Intensive development of information and communication technologies, as well as the rapid growth of the information flow contribute to the intensification of negative information influences on a person and keep the problem of information security of an individual in the foreground. The main information factors, that have a negative psychological impact on the individual, include: transition to a hypertext format of the information presentation; fragmentation of information flows; lack of essential information; availability of data inciting social, racial, national or religious intolerance and advocating cruelty; availability of unverified or deliberately false information. For the recent years Russia has adopted a number of federal laws designed to protect an individual from these threats. For example, the filtering of Internet resources is used widely. However, these measures are usually of a formal nature only, since they do not affect a person''s ability to search the data, exercise judgment in interpreting it and select the information independently. The most effective means of the information security of a person is a high level of information culture. The issue of information culture has become especially relevant due to the UNESCO transition from the information society conception to the knowledge society conception, where the knowledge is a strategic resource as a result of information processing. Development of the information culture is currently considered as one of the key purposes of the modern education. The success of its accomplishment in the course of education determines whether a person is able to interact effectively with the modern information space. A high level of information culture is essential for professional and personal development of the person.

Текст научной работы на тему «Информационная культура и информационная безопасность личности»

УДК 37.025.7 Чурашева Ольга Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Churasheva Olga Leonidovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Subdepartment for Library Science and Theory of Reading, Saint-Petersburg State University of Culture and Arts

INFORMATION CULTURE AND INFORMATION SECURITY OF

A PERSON

Резюме:

Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, а также стремительное нарастание информационного потока способствуют усилению негативных информационных воздействий на личность и актуализируют проблему информационной безопасности личности. К основным информационным факторам, оказывающим негативное психологическое воздействие на личность, относятся: переход к гипертекстовой форме представления информации; фрагментарность информационных потоков; отсутствие необходимой информации; наличие информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, пропагандирующую культ жестокости; наличие непроверенной либо заведомо ложной информации.

В последние годы в России был принят ряд федеральных законов, направленных на защиту личности от данных угроз. Широко используются технологии фильтрации интернет-ресурсов. Однако эти меры носят формальный характер, поскольку не влияют на способность личности к самостоятельному поиску, критической оценке и отбору информации. Наиболее действенным средством обеспечения информационной безопасности личности является высокий уровень ее информационной культуры. Особую актуальность проблема информационной культуры приобрела в связи с переходом ЮНЕСКО от концепции информационного общества к концепции общества знаний, где стратегическим ресурсом являются знания как результат переработки информации. Формирование информационной культуры рассматривается в настоящее время как одна из ключевых задач современного образования. От успешности ее решения в ходе образовательного процесса зависит, сможет ли личность эффективно взаимодействовать с современным информационным пространством. Высокий уровень информационной культуры является важнейшим условием профессионального и личностного роста человека.

Ключевые слова:

информационная культура личности, информационная безопасность личности, информационное общество, общество знаний, информационные угрозы, информационные навыки, образование, профессиональный и личностный рост.

Summary:

Intensive development of information and communication technologies, as well as the rapid growth of the information flow contribute to the intensification of negative information influences on a person and keep the problem of information security of an individual in the foreground.

The main information factors, that have a negative psychological impact on the individual, include: transition to a hypertext format of the information presentation; fragmentation of information flows; lack of essential information; availability of data inciting social, racial, national or religious intolerance and advocating cruelty; availability of unverified or deliberately false information.

For the recent years Russia has adopted a number of federal laws designed to protect an individual from these threats. For example, the filtering of Internet resources is used widely. However, these measures are usually of a formal nature only, since they do not affect a person's ability to search the data, exercise judgment in interpreting it and select the information independently.

The most effective means of the information security of a person is a high level of information culture. The issue of information culture has become especially relevant due to the UNESCO transition from the information society conception to the knowledge society conception, where the knowledge is a strategic resource as a result of information processing. Development of the information culture is currently considered as one of the key purposes of the modern education. The success of its accomplishment in the course of education determines whether a person is able to interact effectively with the modern information space. A high level of information culture is essential for professional and personal development of the person.

Keywords:

information culture of a person, information safety of a person, information society, knowledge society, information threats, information skills, education, professional and personal development.

Интенсивное развитие новых информационно-коммуникационных технологий, лавинообразное нарастание информационного потока, переход к гипертекстовой форме представления информации и другие факторы, которые, с одной стороны, являются объективными закономерностями развития информационного общества, с другой стороны, способствуют усилению нега-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тивных информационных воздействий на личность и тем самым актуализируют проблему информационной безопасности личности [1]. К основным информационным факторам, оказывающим негативное психологическое воздействие на личность в современных условиях, относятся:

1. Переход к гипертекстовой (нелинейной) форме представления информации вследствие стремительного развития сети Интернет. Данный процесс, без сомнения, имеет положительные стороны, главной из которых является возможность оперативного, свободного доступа к информации справочного, учебного, научного и развлекательного характера. В то же время российские и зарубежные исследователи уже давно говорят о негативных психологических последствиях данного процесса. В частности, такой точки зрения придерживается крупнейший зарубежный исследователь проблем чтения линейных и нелинейных текстов С. Биркертс в своей монографии «Элегии Гуттенберга: Судьба чтения в электронный век» [2]. По С. Биркертсу, глубокое чтение (deep reading, vertical reading) и глубокое мышление (deep thinking) - дуалистические процессы, которые создают информационную базу для нового поколения и ведут человека к проницательности и осведомленности. С. Биркертс указывает, что с появлением гипертекстовых документов стал доминировать другой тип чтения - «горизонтальное чтение» (horizontal reading), то есть поверхностное, ознакомительное чтение большого числа источников без углубления в суть вещей. При этом вся информация рассматривается как одинаково ценная и доступная, что существенным образом затрудняет отбор информации и ведет к информационным перегрузкам.

Многие российские и зарубежные исследователи пишут о том, что гипертекст, негативно влияя на когнитивную сферу, способствует формированию так называемого «клипового мышления». Так, А.А. Калмыков, анализируя отрицательные последствия влияния интернет-технологий, отмечает, что «...человек программируется на скользящий поверхностный просмотр, а не на углубленное включение. Он сам создает картину из фрагментов текста, причем все, что мешает свободной интерпретации, отбрасывается. Такой подход напоминает скольжение по поверхности текстуального пространства, гиперссылки чаще всего - это не движение вглубь, а в сторону, при этом субъект остается молчаливым наблюдателем даже там, где его провоцируют на высказывание» [3, с. 123]. Исследователь также отмечает снижение эмоциональной реакции, смешение в сознании реальности и виртуальной реальности.

2. Чрезвычайный избыток и разнообразие поступающей информации. С одной стороны, этот фактор является атрибутом современного общества. Следует отметить, что ученым еще не удалось и вряд ли удастся найти некую «красную линию» или предельное количество информации, которую личность может обработать в единицу времени (за исключением объема кратковременной памяти, который достаточно точно установлен). И тем не менее очевидно, что с состоянием информационной перегрузки сталкивался практически каждый современный человек.

3. Фрагментарность, то есть отрывочность, раздробленность информационных потоков. Данное явление характерно прежде всего для современного телевидения (в первую очередь для новостных выпусков), а также для интернет-ресурсов. Так, обилие всевозможных пиктограмм, картинок (статичных и движущихся), размещенных на интернет-ресурсах, отвлекает пользователя от содержания читаемого текста и тем самым затрудняет анализ и критическую оценку информации.

4. Отсутствие необходимой информации, неполная или неопределенная информация (информационный дефицит). Несмотря на обилие и разнообразие поступающей информации, проблема информационного дефицита сохраняет свою актуальность, поскольку обилие информации еще не является гарантией получения необходимой, надежной и достоверной информации.

5. Наличие информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропагандирующей культ жестокости и насилия, агрессивной информации, то есть, по зарубежной терминологии, информации «сомнительного характера».

6. Наличие непроверенной, недостоверной либо заведомо ложной информации. Прежде всего эта проблема актуальна для информации, размещенной в сети Интернет. Дело в том, что гипертекст как система, принципиально открытая для постоянного добавления новых элементов самими пользователями, насыщен информацией, за достоверность которой никто не несет ответственности.

Известны различные способы защиты от перечисленных угроз информационной безопасности личности. В частности, в последние годы в России был принят ряд федеральных законов, направленных на защиту личности от данных угроз: ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, ФЗ № 114 «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Широко используются различные технологии фильтрации интернет-ресурсов. Однако, несмотря на значимость и необходимость этих мер, следует отметить их формальный характер. По сути, они направлены на ограничение доступности информации определенного рода и никак не влияют на способность личности к самостоятельному поиску, критической оценке и отбору информации.

Наиболее действенным средством обеспечения информационной безопасности личности является высокий уровень ее информационной культуры, то есть владение следующими информационными навыками: способность четко осознавать информационные потребности, выявлять и оценивать источники информации (выявлять наиболее достоверные, полные и оперативные источники информации), находить, анализировать, организовывать, интерпретировать, синтезировать информацию, оценивать эффективность процесса удовлетворения информационных потребностей. Личность, обладающая высоким уровнем информационной культуры, может эффективно противостоять всем вызовам современной информационной среды.

Формирование информационной культуры личности является на современном этапе одним их приоритетов государственной культурной политики и важнейшей задачей педагогического процесса. Особую актуальность данная проблема приобрела в связи с переходом ЮНЕСКО от концепции информационного общества к концепции общества знаний. В концепции информационного общества акцент делался на всеобщую доступность информации, обеспечиваемую через внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Однако вскоре стало ясно, что само по себе обилие, разнообразие поступающей информации, а также оперативность ее доставки еще не является гарантией осведомленности и компетентности личности и общества в целом. На пути трансформации информации в личностное знание имеются барьеры, важнейший из которых связан с недостаточно высоким уровнем информационной культуры личности, то есть с неумением личности найти, отобрать, проанализировать получаемую информацию. Принимая во внимание важность этой проблемы, ЮНЕСКО сформулировала концепцию общества знаний, где стратегическим ресурсом являются знания как результат переработки (отбора, анализа, синтеза) информации, а высокий уровень информационной культуры является важнейшим условием успешного профессионального и личностного развития человека.

Проведенный нами контент-анализ публикаций [4] по вопросам формирования информационной культуры показывает, что формирование информационной культуры рассматривается в настоящее время как одна из ключевых задач современного образования различных уровней (общего, профессионального и дополнительного). От того, насколько успешно данная задача будет решаться в ходе образовательного процесса, зависит, сможет ли личность эффективно взаимодействовать с современным информационным пространством. Высокий уровень информационной культуры является не только средством обеспечения информационной безопасности личности, но и важнейшим условием успешного профессионального и личностного роста человека.

Ссылки и примечания:

1. Информационная безопасность личности имеет два аспекта. Первый из них, технический, связан с защитой персональных данных. Этот аспект достаточно хорошо разработан и не будет являться предметом нашего рассмотрения. Второй аспект информационной безопасности личности, психологический, связанный с защищенностью личности от негативных психологических воздействий, рассматривается в данной работе.

2. Birkerts S. The Gutenberg elegies : the fate of reading in an electronic age. Boston, 1995 [Электронный ресурс]. URL: http://archives.obs.com/obc/english/books/nn bdbirk.html (дата обращения: 11.12.2011).

3. Калмыков А.А. Гипертекст мышления и коммуникативное пространство // Человек. 2007. № 5. С. 122-129.

4. Чурашева О.Л. Библиометрический анализ публикаций по проблеме формирования информационной культуры личности // Библиосфера. 2014. № 3. С. 69-73.