Научная статья на тему 'Информационная компетентность в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: сравнительный анализ'

Информационная компетентность в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
543
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCY / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / DIGITAL LITERACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арнаутов А. Д.

Глобальный процесс информатизации всех сторон жизнедеятельности человека, открытость отечественной системы образования и стремление удовлетворять международным требованиям в контексте решения образовательных проблем в области подготовки кадров к осуществлению профессиональной деятельности с использованием ИКТ актуализировали проблему сопоставления взглядов на феномен «информационная компетентность» зарубежных и отечественных ученых. Проведённое исследование позволяет определить требования к содержанию дисциплин информационного цикла, отвечающих за формирование функционального уровня информационной компетентности. В статье обоснована необходимость обогащения общепринятой структуры информационной компетентности, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты, личностным компонентом. Предложенный личностный компонент связан с персональным присутствием каждого пользователя в глобальном информационном пространстве, что в целом обеспечивает более целостное определение информационной компетентности на современном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRORMATION COMPETENCY IN RUSSIAN AND INTERNATIONAL RESEARCH: A COMPARATIVE ANALYSIS

The global informatization of all areas of our life, the openness of native educational system and the need to meet international requirements to the quality of education of specialists, who are able to perform professional tasks using ICT, emphasizes the need to compare views of Russian and international scientists on the phenomenon of information competency. The research allows defining the requirements to the contents of information science courses aiming for developing the functional level of students' information competency. The paper substantiates the necessity of enrichment of information competency structure, including well-known components of motivation, cognition, performance, and reflection, with a new personal component. The personal component refers to the personal ICT user. The proposed structure is aimed at defining information competency in a more contemporary and holistic approach.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: сравнительный анализ»

References

1. Abdullina L.B. Organizaciya raboty po 'ekologicheskomu obrazovaniyu doshkol'nikov. Materialy dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 28 noyabrya Sterlitamak: SGPA im. Zajnab Biishevoj, 2011: 5 - 10.

2. Serebryakova T.A. 'Ekologicheskoe obrazovanie v doshkol'nom vozraste. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

3. Berzina R.F. Rabota s prirodnym materialom kak sredstvo formirovaniya 'ekologicheskoj kul'tury doshkol'nikov. Materialy dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 28 noyabrya Sterlitamak: SGPA im. Zajnab Biishevoj, 2011: 26 - 29.

4. Sistema 'ekologicheskogo vospitaniya vdoshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: informacionno-metodicheskie materialy, 'ekologizaciya razvivayuschej sredy detskogo sada, razrabotki zanyatij po razdelu «Mir prirody», utrenniki, viktoriny, igry. Avtor-sostavitel' O.F. Gorbatenko. Volgograd: Uchitel', 2008.

5. Petrova T.I., Petrov S.S. 'Ekologicheskoe obrazovanie doshkol'nikov na sovremennom 'etape. Materialy dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 28 noyabrya Sterlitamak: SGPA im. Zajnab Biishevoj, 2011: 123 - 127.

Статья поступила в редакцию 06.06.17

УДК 37.013.46

Arnautov A.D., senior teacher, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

INFRORMATION COMPETENCY IN RUSSIAN AND INTERNATIONAL RESEARCH: A COMPARATIVE ANALYSIS. The global informatization of all areas of our life, the openness of native educational system and the need to meet international requirements to the quality of education of specialists, who are able to perform professional tasks using ICT, emphasizes the need to compare views of Russian and international scientists on the phenomenon of information competency. The research allows defining the requirements to the contents of information science courses aiming for developing the functional level of students' information competency. The paper substantiates the necessity of enrichment of information competency structure, including well-known components of motivation, cognition, performance, and reflection, with a new personal component. The personal component refers to the personal ICT user. The proposed structure is aimed at defining information competency in a more contemporary and holistic approach.

Key words: informatization, information competency, digital literacy.

А.Д. Арнаутов, ст. преп., ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск,

E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Глобальный процесс информатизации всех сторон жизнедеятельности человека, открытость отечественной системы образования и стремление удовлетворять международным требованиям в контексте решения образовательных проблем в области подготовки кадров к осуществлению профессиональной деятельности с использованием ИКТ актуализировали проблему сопоставления взглядов на феномен «информационная компетентность» зарубежных и отечественных ученых. Проведённое исследование позволяет определить требования к содержанию дисциплин информационного цикла, отвечающих за формирование функционального уровня информационной компетентности. В статье обоснована необходимость обогащения общепринятой структуры информационной компетентности, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты, личностным компонентом. Предложенный личностный компонент связан с персональным присутствием каждого пользователя в глобальном информационном пространстве, что в целом обеспечивает более целостное определение информационной компетентности на современном уровне.

Ключевые слова: информатизация, информационная компетентность, цифровая грамотность.

В эпоху глобальной информатизации происходит качественное переопределение не только смысла и характера профессиональной деятельности человека, но и самого понятия профессионализма. Усложняются требования к подготовке будущих квалифицированных специалистов на всех уровнях образования, что в первую очередь связано с внедрением информационных технологий во все области деятельности человека. В связи с этим сформировался новый тип компетентности человека, связанный с деятельностью в условиях информатизации - информационная компетентность [1].

Целью данной статьи является выявление и сопоставление точек зрения отечественных и зарубежных ученых на сущность и структуру информационной компетентности для обоснования требований к содержанию дисциплин информационного цикла, способствующих формированию функционального уровня названной компетентности.

Поскольку для обеспечения соответствия всех уровней образования современным требованиям к подготовке будущих специалистов необходимо чёткое определение базового понятия «информационная компетентность», последняя является предметом многочисленных исследований, как в России, так и за рубежом. При этом в российской научной практике широко встречаются синонимичные термины «информационная грамотность», «информационно-коммуникативная компетентность», «цифровая грамотность» и др.

Несмотря на различные формулировки родового понятия, наиболее распространенным является определение информационной компетентности, синтезированного в рамках компетент-ностного подхода как интегративное, динамическое личностное

качество субъекта деятельности, представляющее его способность и готовность к поиску, оценке, использованию, хранению, передаче и преобразованию информации, выполненные с использованием технических средств и информационных технологий для продуктивного решения профессиональных задач [2].

В зарубежной научной практике также наблюдается разнообразие подходов к определению информационной компетентности, однако чаще всего в литературе в этой связи упоминаются термины «информационная грамотность» и «цифровая грамотность». Рассмотрим подробнее особенности понимания данного понятия зарубежными исследователями.

Понимание информационной компетентности в современной науке базируется на первичной трактовке понятия «информационная грамотность», сформулированного на этапе раннего развития индустрии информационных технологий, и понимаемого как:

- умение применять информационные ресурсы в работе (1974 г.) [3];

- способность понимать и использовать информацию в разных форматах из разных источников, представленных посредством информационных технологий (1997 г) [4].

Такая трактовка информационной компетентности совпадает с трактовкой, данной Лау.

Развивая концепцию цифровой грамотности, британская некоммерческая организация поддержки среднего и высшего образования JISC, в частности, определяет её через набор академических и профессиональных ситуационных практик, поддерживаемых всевозможными изменяющимися технологиями [5].

Здесь важно отметить ориентацию на праксиологический компонент исследуемого феномена. Такого же мнения придерживается Буркинал, связывающий информационную грамотность с навыками эффективно находить и использовать информацию для решения проблем [6]. Важный аспект ИК для цифрового общества отмечает Лимберг, включающий в информационную грамотность ценностное отношение к информации и цифровой среде [7]. Хортон, определяя информационную грамотность, включает в ее структуру знания, умения и навыки владения аппаратными, программными, сетевыми и другими элементами ИКТ; медиаграмотность, а также знания, умения и навыки, необходимые для понимания средств коммуникации и иных форматов создания, хранения, передачи и представления данных [8]. Социальный аспект цифровой грамотности подчеркивает Нобель, определяя цифровую грамотность как личностную характеристику, присущую каждому и изменяющуюся в течение жизни, представляет ее шире, чем «информационная грамотность» и включает в нее умение успешно выполнять действия в цифровой среде в любых целях, получать и использовать знания, умения и навыки для планирования, выполнения и оценки действий в цифровой среде, рефлексировать по поводу собственного цифрового развития [9].

Рассматривая цифровую грамотность, Эшет-Алкалай и Ами-чай-Хамбергер [10] включают в нее:

а) процессуально-деятельностные характеристики;

- фотовизуальные навыки - чтение инструкций с дисплея;

- навыки репродукции информации - использование существующей цифровой информации для создания новой значимой;

- навыки конструирования знаний на основе нелинейной гипертекстовой навигации;

- информационные навыки - оценка качества и достоверности информации.

б) личностные качества человека, выражающиеся через понимание норм поведения в цифровой среде и применения их в цифровой коммуникации.

Несмотря на некоторые стилистические рассогласования, для нас ценно такое понимание цифровой грамотности, определяющие не только пользовательские навыки (чисто операционные), но и личностные, а также навыки создания новой значимой информации (т.е. продуктивной деятельности), в том числе и на основе нелинейной гипертекстовой навигации.

Выявлению сущности цифровой грамотности способствует раскрытие её структуры. В частности, Торнеро выделяет в цифровой грамотности четыре измерения [11]:

1. Операционное - способность использовать компьютеры и коммуникационные технологии.

2. Семиотическое - способность использовать все доступные языки, участвующие в формировании новой мультимедиа вселенной.

3. Культурное - отношение к информационной среде как новому интеллектуальному пространству информационного общества.

4. Гражданское - новый «репертуар» прав и обязанностей в новом технологическом контексте.

Аналогичную точку зрения высказывает Хокли, раскрывая цифровую грамотность в четырех категориях [12]:

1. Языковая - текстовая, визуальная, мультимедиа и кодовая грамотность.

2. Информационная - грамотность в поиске, фильтрации и оценки информации.

3. Социальная - навыки общения в социальных сетях, сотрудничество, информационная безопасность и межкультурный контекст.

4. Грамотность "редизайна" - вышестоящий тип цифровой грамотности, включающий навыки честной, законной, этической трансформации, заимствования и использования информации.

Нетрудно увидеть одинаковое семантическое наполнение измерений Торнеро и категорий Хокли (Таблица 1).

Более развернутую структуру цифровой грамотности представляет Белшоу [13], выделяя восемь компонент исследуемого феномена (известные в зарубежных исследованиях как восемь ключевых «С» цифровой грамотности):

1. Культурная - понимание и верная интерпретация цифрового контекста.

2. Когнитивная - концептуализация цифровой среды и взаимодействие с ней.

3. Конструктивная - способность эффективно принимать участие в сетевых проектах, трансформировать информацию.

Таблица 1

Сравнение семантики понятия «цифровая грамотность»

Измерения цифровой грамотности, согласно Торнеро Категории цифровой грамотности, согласно Хокли

Операционное Информационная

Семиотическое Языковая

Культурное Социальная

Гражданское Грамотность «редизайна»

4. Коммуникативная - понимание устройства коммуникационных медиа.

5. Конфидентная - уверенность в собственной технической грамотности, понимание того, что человек использует технологию в своих целях, нежели становится ею ведомым.

6. Креативная - способность находить новые пути выполнения новых задач новыми инструментами.

7. Критическая - способность к критической оценке ресурсов, и их тщательному отбору, нежели к простому поиску в океане информации.

8. Коллективная - использование технологий для стимулирования общественных процессов.

Важной характеристикой современной эпохи является освоение человеком новых когнитивных инструментов в связи с использованием цифровых технологий, что привносит значительное обогащение в определенном культурном контексте. Белизл отмечает, что такое интеллектуальное обогащение проецирует трансформацию возможностей человеческого мышления [14]. Такая точка зрения согласуется с утверждением Л.С. Выготского о том, что включение нового инструмента (в нашем случае, информационно-коммуникационных технологий), во-первых, порождает новые функции; во-вторых, ряд естественных ранее процессов становится в новых условиях просто ненужными; в-третьих, изменяются интенсивность, длительность, последовательность психических процессов [15].

Синтезируя мнение исследователей, представим «размытый» образ феномена, называемого информационной компетентностью, описав его структуру. Термин «размытый» указывает на отсутствие границ в его структуре и в составляющий действиях, раскрывающих компоненты этой структуры и позволяющих его обогащать в соответствии с развитием ИКТ.

Компонент, названный Торнеро «культурным», раскрывается через ценностное отношение к информации, информационной среде как новому интеллектуальному пространству информационного общества. Этому компоненту содержательно соответствует мотивационно-ценностный компонент, выделяемый отечественными исследователями в любой компетентности [16; 17; 18].

Сопоставление точек зрения Хокли, Белшоу, Торнеро позволяет выделить компонент информационной компетентности, называемый в исследованиях отечественных ученых когнитивным компонентом и раскрывающимся через:

• грамотность в поиске, фильтрации и оценке информации;

• понимание и верную интерпретацию цифрового контекста;

• способность к критической оценке ресурсов и их тщательному отбору, нежели к простому поиску в океане информации;

• оценку качества и достоверности информации.

Компонент информационной компетентности, называемый деятельностной в работах отечественных исследователей, представляется зарубежными учеными через составляющие действия: способность использовать аппаратные, программные, сетевые и другие элементы ИКТ при создании новой значимой цифровой информации на основе существующей; конструирование знаний на основе нелинейной гипертекстовой навигации.

Анализ сущностных характеристик и составляющих действий информационной компетентности, представленных в исследованиях зарубежных ученых, определил необходимость выделения личностного компонента в структуре ИК, представляющего собой понимание прав и обязанностей, норм поведения в цифровой среде и применение их в цифровой коммуникации, освоенные навыки общения в социальных сетях, сотрудниче-

ство, информационная безопасность, навыки честной, законной, этической трансформации, заимствования и использования информации.

Таким образом, проведённый сравнительно-сопоставительный анализ позволяет отметить достаточно выраженную согласованность точек зрения отечественных и зарубежных исследователей на феномен «информационная компетентность». Отличия в трактовке сущности и структуры информационной компетентности отражаются во включенности в структуру рефлексивно-оценочного компонента, позволяющего способствовать переходу ИК на новый уровень в ее динамическом развитии. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие этого компонента в структуре информационной компетентности, опосредованно он присутствует в формулировке Нобеля, который включает в социальный аспект информационной грамотности не только умения успешного выполнения действий в цифровой среде, но и способность рефлексировать по поводу собственного цифрового развития. Принимая к сведению сказанное выше, считаем необхо-

Библиографический список

димым обогащение общепринятой структуры информационной компетентности (мотивационно-ценностный, когнитивный, дея-тельностный, рефлексивно-оценочный компоненты) личностным компонентом с учетом обоснованных рекомендаций зарубежных ученых.

Выявленная сущность и структура информационной компетентности позволяет проектировать содержание дисциплины информационного цикла учебного плана, ориентированных на формирование, как отдельных ее компонент, так и интегратив-ного качества личности для продуктивной жизнедеятельности в современном цифровом обществе.

Приведённый анализ зарубежных исследований продемонстрировал сложную и многокомпонентную картину современного уровня глубины понимания цифровой грамотности и информационной компетентности, который должен быть принят к сведению при проектировании образовательного процесса по дисциплинам информационного цикла с учетом опережающих текущее развитие требований.

1. Гутман С. Образование в информационном обществе. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2004. Available at: http://www.ifapcom.ru/files/publications/2004-0brazovanie-infobschestvo.pdf

2. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006, Available at: http://www.ifap.ru/library/book101.pdf

3. Zurkowski P.G. The Information Service Environment Relationships and Priorities. Related Paper No. 5, 1974. Available at: http://files.eric. ed.gov/fulltext/ED100391.pdf

4. Gilster P. Digital literacy. New York: Wiley Computer Publisher, 1997.

5. Developing digital literacies Guide. Available at: https://www.jisc.ac.uk/full-guide/developing-digital-literacies

6. Burchinall L.G. The communications revolution: America's third century challenge. The Future of Organising Knowledge. Available at: http:// personalpages.manchester.ac.uk/staff/drew.whitworth/burchinal_the_communications_revolution.pdf

7. Limberg L., Olof S., Sanna T. Three Theoretical Perspectives on Information Literacy. Human IT: Journal for Information Technology Studies as a Human Science, 2012, № 11: 93 - 130. Available at: http://etjanst.hb.se/bhs/ith/2-11/llosst.pdf

8. Horton F.W. Understanding Information Literacy. A Primer. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001570/157020e.pdf

9. Knobel M. Digital Literacies: Concepts, Policies and Practices. New York, Peter Lang Publishing, 2008.

10. Eshet-Alkalai Y., Amichai-Hamburger Y. Experiments in Digital Literacy. CyberPsychology & Behavior. 2004, № 7: 421-429.

11. Tornero J.M.P. Promoting Digital Literacy: Final Report - Understanding Digital Literacy. Available at: http://ec.europa.eu/education/archive/ elearning/doc/studies/dig_lit_en. pdf

12. Hockly N. Digital literacies. ELT Journal. 2012; 66: 108 - 112.

13. Belshaw D. What is' digital literacy'? A Pragmatic investigation. Available at: http://etheses.dur.ac.uk/3446/1/Ed.D._thesis_(FINAL_T0_ UPL0AD).pdf

14. Belisle C., Rosado E. Analysing Digital Literacy Frameworks. Available at: http://halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/13/77/79/PDF/ Analysing-Edu-Frameworks.pdf

15. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. Москва: Педагогика, 1982.

16. Гафурова Н.В. О развитии ключевых компетентностей средствами информатики. Available at: http://www.ito.su/2003/IZ1/ I-1-2317.html

17. Осипова С.И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования. Педагогика. 2016; 6: 53 - 59.

18. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Available at: http://eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm

References

1. Gutman S. Obrazovanie v informacionnom obschestve. Sankt-Peterburg: Rossijskaya nacional'naya biblioteka, 2004. Available at: http:// www.ifapcom.ru/files/publications/2004-Obrazovanie-infobschestvo.pdf

2. Lau H. Rukovodstvo po informacionnojgramotnostidlya obrazovaniya naprotyazhenii vsejzhizni. Moskva: MOO VPP YuNESKO «Informaciya dlya vseh», 2006, Available at: http://www.ifap.ru/library/book101.pdf

3. Zurkowski P.G. The Information Service Environment Relationships and Priorities. Related Paper No. 5, 1974. Available at: http://files.eric. ed.gov/fulltext/ED100391.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gilster P. Digital literacy. New York: Wiley Computer Publisher, 1997.

5. Developing digital literacies Guide. Available at: https://www.jisc.ac.uk/full-guide/developing-digital-literacies

6. Burchinall L.G. The communications revolution: America's third century challenge. The Future of Organising Knowledge. Available at: http:// personalpages.manchester.ac.uk/staff/drew.whitworth/burchinal_the_communications_revolution.pdf

7. Limberg L., Olof S., Sanna T. Three Theoretical Perspectives on Information Literacy. Human IT: Journal for Information Technology Studies as a Human Science, 2012, № 11: 93 - 130. Available at: http://etjanst.hb.se/bhs/ith/2-11/llosst.pdf

8. Horton F.W. Understanding Information Literacy. A Primer. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001570/157020e.pdf

9. Knobel M. Digital Literacies: Concepts, Policies and Practices. New York, Peter Lang Publishing, 2008.

10. Eshet-Alkalai Y., Amichai-Hamburger Y. Experiments in Digital Literacy. CyberPsychology & Behavior. 2004, № 7: 421-429.

11. Tornero J.M.P. Promoting Digital Literacy: Final Report - Understanding Digital Literacy. Available at: http://ec.europa.eu/education/archive/ elearning/doc/studies/dig_lit_en. pdf

12. Hockly N. Digital literacies. ELT Journal. 2012; 66: 108 - 112.

13. Belshaw D. What is' digital literacy'? A Pragmatic investigation. Available at: http://etheses.dur.ac.uk/3446/1/Ed.D._thesis_(FINAL_TO_ UPLOAD).pdf

14. Belisle C., Rosado E. Analysing Digital Literacy Frameworks. Available at: http://halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/13/77/79/PDF/ Analysing-Edu-Frameworks.pdf

15. Vygotskij L.S. Psihika, soznanie, bessoznatel'noe. Moskva: Pedagogika, 1982.

16. Gafurova N.V. O razvitiiklyuchevyh kompetentnostejsredstvamiinformatiki. Available at: http://www.ito.su/2003/I/1/I-1-2317.html

17. Osipova S.I. Kompetentnostnyj podhod v realizacii inzhenernogo obrazovaniya. Pedagogika. 2016; 6: 53 - 59.

18. Hutorskoj A.V. Tehnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij. Available at: http://eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm

Статья поступила в редакцию 21.07.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.