Научная статья на тему 'Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности'

Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпеченко А. С.

В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода в профессиональном образовании; информационная компетентность как многоуровневое понятие и основа для овладения профессиональной компетентностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности»

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.

3. Зеер Э.Ф. Личностио-развивающие технологии начального профессионального образования.

4. Батыршина А.Р. Технология организации самостоятельной работы студентов (на опыте изучения курса // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 80 б - «Нефтегазовое дело».

6. Сенашко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. - 2006. - № 7.

7. Жураковский В., Сазонова 3., Чечеткина Н., Ткачева Т., Курбатов С. Управление самостоятельной работой: мировой опыт // Высшее образование в России. - 2003. - № 2.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© Карпеченко A.C.*

Калужский торгово-экономический колледж, г. Калуга

В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода в профессиональном образовании; информационная компетентность как многоуровневое понятие и основа для овладения профессиональной компетентностью.

Независимо от уровня развития российского общества, формирование компетентных специалистов рассматривается как один из важнейших показателей благополучия государства. Поэтому подготовка профессиональных кадров для различных сфер деятельности всегда имеет первостепенное значение.

Использование терминов «готовность», «способность», «ответственность», «понимание» и «мировоззрение» значительно расширяет рамки традиционной знаниевой парадигмы. Поэтому, несмотря на то, что ранее знаниевая парадигма полностью принималась педагогическим сообществом и до сих пор принимается некоторой его частью, в современном образовании все большую актуальность приобретает компетентностный подход, который, не противопоставляясь традиционному знаниевому или точнее «ЗУНовскому» и принимая необходимость усиления его практико-ори-

* Заведующая компьютерной лабораторией.

ентированности, существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими.

Базовыми категориями компетентностного подхода являются разные по смыслу, но близкие по звучанию, понятия «компетентность» и «компетенция». Возможны два варианта связи и взаимного отношения между этими понятиями: признание их вполне совпадающими и рассмотрение их как не-разграниченных понятий и разделение и определение признаков отличия понятий «компетенция» и «компетентность».

Однако нельзя не согласиться с тем, что эти понятия имеют свойственные исключительно им отличительные особенности и общие категориальные признаки, подчеркивающие важность взаимодействия различных отраслей науки. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время не сложилось однозначного общепринятого определения понятий «компетенция» и «компетентность» и их содержание является объектом бурных дискуссий в научных кругах.

Согласимся с мнением A.A. Темербековой, которая полагает что «Компетентность - это интегральное качество человека, выражающееся в способности к успешной (эффективной) профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости на основе полученных знаний, умений и способов действий. Формирование компетенции понимается как формирование определенного объема знаний, умений и способов действий, которыми следует владеть, а компетентность - интегральный результат сформированное™ определенных компетенций. При таком подходе компетентность шире компетенции, а компетентный - значит обладающий, владеющий соответствующей компетенцией или компетенциями» [5].

Очевидно, что в современной отечественной педагогике существует достаточное число подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. При тщательном анализе становится очевидным, что различные подходы не исключают друг друга, хотя некоторые даже развивают, усовершенствуют другие или реализуют разные планы рассмотрения. Для доказательства по-липодходности образования И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин используют концепцию четырехуровневого методологического анализа, которая позволяет описать содержание и дать характеристику компетентностного подхода на философском, общенаучном, конкретно-научном и технологических уровнях [1]. Методологический анализ позволяет определить сущность (совокупность связей, отношений, сторон, свойственных компетентности), описать структуру компетентности, выявить факторы, условия формирования и развития компетентности в ходе педагогического процесса, а также определить место самого компетентностного подхода в системе методологического знания педагогической науки и практики. В работах М.Д. Ильязовой компетентность описана и в системе методологического анализа, и с точки зрения различных научных подходов (системного, целостного, генетического, дея-

тельностного, процессуально-результативного, личностного, полисубъектного, антропологического, этнопедагогического, вероятностного) [2]. Особое внимание обращают на себя деятельностный и личностный подходы, открывающие большое поле для исследования компетентности, поскольку компетентность это свойство личности, позволяющее ей успешно выполнять профессиональную деятельность.

Несмотря на разность мнений, авторы сходятся в том, что реализация компетентностного подхода в образовании способствует достижению его основной цели - подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции» и здесь тоже возможны минимум два подхода к пониманию этого понятия. Байденко В.И., Оскарссон Б., Шелтон А., Зеер Э.Ф. рассматривают ключевые компетенции как качества личности, существенные для осуществления деятельности в большой группе разнопрофильных профессий и ставят приоритет на личностных свойствах. Новиков A.M. считает, что ключевые компетенции это «сквозные» знания и умения, необходимые в любой профессиональной деятельности и обладающие свойством широкого переноса на различного вида работы.

Многие исследователи к ключевым компетентностям относят информационную компетентность (H.H. Абакумова, C.B. Тришина, Л.В. Бурын-дина, A.B. Хуторской).

Вопросам рассмотрения понятия «информационной компетентности» посвящены работы как отечественных исследователей (Н.И. Гендиной, Ю.С. Зубова, С. Д. Каракозова, O.A. Кизика, Н.Х. Насыровой, В.А. Фокеевой, В.Л. Аку-ленко, О.Б. Зайцевой, А.Л. Семёновой, Н.Ю. Таировой, О.М. Толстых), так и зарубежных (Shawna Hellenius), анализ которых, указывает на тот факт, что понятие «информационной компетентности» на сегодняшний день не является однозначно определенным. Исследования показали, что многозначность понятия информационная компетентность вызывает трудности в ее определении. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы.

Информационную компетентность рассматривают как составляющую профессиональной компетентности (Б.С. Гершунский, В.В. Шапкин, Н.Х. На-сырова, O.A. Кизик, Т.А. Гудкова, И.А. Зимняя); как одну из ключевых компетентностей (A.B. Хуторский, C.B. Тришина); во взаимосвязи с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», ха-

растеризующими уровень развития личности, как составляющую информационной культуры личности (Н.И. Гендина, Н.И Колкова, Г.А. Староду-бова, И.Л. Скипор, Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов).

Однако, большинство авторов сходится во мнении о том, что информационная компетентность это многоуровневая категория. В разных работах можно встретить разное количество уровней информационной компетентности, которые по существу, составляют иерархию уровней: каждый последующий уровень включает черты предыдущего и имеет особенные черты, отличающие его от предыдущего. По мере продвижения по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат - информационная компетентность. Следовательно, информационная компетентность развивается, при переходе с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания знаний и умений определенному уровню развития.

Очевидно, что информационная компетентность является ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни и первым шагом на пути к достижению образовательных целей, поэтому ее необходимо развивать.

Мировые стандарты по информационной компетентности для успешного обучения состоят из трех основных компонентов [4]:

1. получение информации - пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.

2. оценивание информации - пользователь оценивает информацию критически и компетентно.

3. использование информации - пользователь применяет / использует информацию точно и творчески.

Документом, описывающим формирование компетентности специалиста является Государственный образовательный стандарт, введенный Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

В соответствии с законодательством РФ федеральные государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ, с участием государственных органов власти, общественных организаций, объединений работодателей [6].

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения так же учитывают требования Болонской декларации, которую Россия подписала в 2003 году и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. В связи с этим актуальным является реализация трех первоочередных задач Болонского процесса: принятие трехуровневой модели высшего профессионального образования, использование кредитной системы при характеристике учебной нагрузки и введение Европейского приложения к диплому [3].

И, несмотря на то, что в стандартах третьего поколения информационная компетентность не представлена отдельным блоком, анализ стан-

дартов по специальности «Менеджмент», показывает, что успешное овладение и общими, и профессиональными компетенциями возможно только при высоком уровне информационной компетентности.

Требования социального заказа и государственного образовательного стандарта к уровню профессиональной подготовки выпускника специальности «Менеджмент», включают 2 группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Анализ стандартов позволил сделать вывод о том, что так или и иначе вся деятельность менеджера связана с обработкой больших массивов информации. И именно от того, насколько эффективно будет осуществляться работа с информацией, зависит уровень развития всех остальных компетенций. Современные реалии накладывают свой отпечаток на деятельность менеджера - обработка информации должна осуществляться средствами ИКТ.

Содержание информационной компетентности менеджера в стандартах третьего поколения в соответствии с мировыми стандартами по информационной компетентности:

1. получение информации:

- бакалавр: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18); умеет находить и оценивать ... (ПК-48) и т.д.;

- магистр: владеет способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1); владеет способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3) и т.д.

2. оценивание информации:

- бакалавр: умеет анализировать и оценивать ... (ОК-4); ... способен к восприятию, обобщению и анализу информации...(ОК-5); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13); владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического экспериментального исследования (ОК-15); способен к анализу и проектированию ... (ПК-7); способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); способен анализировать взаимосвязи .. .(ПК-9) и т.д.

- магистр; владеет способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5); владение методами экономического анализа ... (ПК-6); владение методами стратегического анализа (ПК-7); владеет способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8); владеет способностью обобщать и критически оценивать ре-

зультаты ... выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9) и т.д.

3. использование информации:

- бакалавр: умеет оперировать ... знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); способен использовать. (ПК-11); владеет методами и программными средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34); умеет использовать в практической деятельности информацию, полученную в результате ... исследований (ПК-36); способен анализировать ... и принимать обоснованные решения (ПК-40) и т.д.

- магистр: владеет способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11); владеет способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12); способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14) и т.д.

Предложенный перечень не претендует на полноту и может быть дополнен в зависимости от мнений других авторов. Тем не менее, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что успешное освоение большей части общекультурных и профессиональных компетенций, а значит и успешное осуществление своей профессиональной деятельности основывается на информационной компетентности.

Список литературы:

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.

2. Ильязова М.Д. Компетентностный подход в системе методологического анализа // Научный журнал «Успехи современного естествознания» / Российская Академия Естествознания. - 2007. - № 4.

3. Кириленко В.П., Пиджаков А.Ю. Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу// Юридическое образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 2.

4. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] / Русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. Последняя редакция: 30 июля 2006 г. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». - Режим доступа: www.ifap.ru.

5. Темербекова А. А. Понятийно-терминологический аппарат исследования процесса формирования информационной компетентности учителя.

6. Техническое задание на разработку федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (макет), утвержденное заместителем министра образования и науки Российской Федерации И.И. Калиной 01 сентября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm.

ДИАГНОСТИКАМЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

© Клёцкина A.A.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В статье раскрываются основные компоненты методико-математиче-ской компетентности будущих учителей начальных классов и формы их диагностирования в условиях вузовской подготовки.

Любая диагностика предполагает наличие некоторой нормы, ориентир на которую позволяет определить те или иные оценочные суждения относительно диагностируемой реальности.

В контексте нашего исследования предметом диагностики является ме-тодико-математическая компетентность будущего учителя начальных классов в условиях вузовской подготовки.

Под методико-математической компетентностью будем понимать способность будущего учителя осуществлять методическую деятельность в области обучения математике младших школьников со знанием дела.

Это, в свою очередь, предполагает:

1. овладение студентом, по отношению к содержанию учебного материала, не только совокупности знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, но и теми способами деятельности, которые должны выполнять учащиеся при усвоении этих знаний, умений и навыков;

2. овладение умениями разрабатывать способы усвоения учебного материала на основе психологических особенностей младших школьников и закономерностей усвоения, которые включают мотивацию, активные универсальные учебные действия с учебным материалом, самоконтроль;

* Доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.