ние командного подхода требует больших временных затрат, и не все преподаватели чувствуют себя комфортно при работе в группе [5].
Планирование, контроль и управление реализацией конкретного проекта мы рассмотрим на практическом примере (см. пример 4).
Рассматриваемые в статье аспекты внедрения дистанционного обучения тесно взаимосвязаны между собой. Команды разработчиков и система управления являются частью общей структуры дистанционного обучения (факультета дистанционного обучения в вузе или учебного центра организа-
ции). Методики ДО должны интегрировать стандарты или требования, определяющие как состав и содержание учебных материалов, так и технологии обучения.
На практических примерах мы показали формализацию оргструктуры и основные процессы проектов ДО: инициирование, формирование команд, планирование, контроль и управление реализацией конкретного проекта.
Комментарии и вопросы по тематике статьи Вы можете направить авторам по электронным адресам: [email protected]; [email protected].
Литература
1. Федеральный закон от 10.01.2003 № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452).
3. Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий (утв. приказом Минобрнауки РФ от 10 марта 2005 г. № 63).
4. Козлов А.С., Куликова Е.Н. Мультимедийные образовательные комплексы: структура, разработка и использование //Информационно-аналитические системы в учебном процессе: подходы, технологии, опыт.- М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
5. Kelly M. 1994. «Course Creation Issues in Distance Education.» In R. Garrison and D. Shale, eds., Education at a Distance: From Issues to Practice. Malabar, FL: Kreiger Publishing, pp. 93-94.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ю.Г. Репьев, к.т.н., проф. каф. Электротехники Тел.: (8861) 255-79-55, E-Mail:[email protected] А.В.Платонов, асп. Тел.: (8861) 255-79-55, E-Mail: [email protected] Кубанский государственный технологический университет http://www.kubstu.ru
This paper is devoted to an actual problem of carrying out of laboratory practical works on technical disciplines in conditions of the open education. The decision of a problem by creation of information laboratory for electrotechnical disciplines is offered.
Введение
Лабораторный практикум является важнейшим, базовым компонентом процесса обучения при подготовке инженерных кадров. Цели практикума во всех случаях примерно одинаковы. Это помощь в усвоении теоретического мате-
риала, изучение экспериментальных методик и методов обработки результатов измерений. Наконец, это знакомство с конкретными приборами, установками, электрическими схемами. При этом лабораторная работа - это не просто разглядывание
установки и работы приборов, а активно выполняемая работа.
На сегодняшний день в учебном процессе применяются различные технологии проведения лабораторных работ. Наиболее распространенными из них являются метод натурного эксперимента и виртуальный лабораторный практикум.
При традиционном методе проведения лабораторных работ - на реальных лабораторных стендах - студент проводит эксперимент на реальном оборудовании, имеет возможность увидеть, «почувствовать» данное оборудование; получаемые в ходе выполнения данные имеют естественную физическую природу. Но при этом наблюдается и ряд существенных недостатков - организационно-методических и сугубо технических, снижающих эффективность процесса обучения [1].
Во-первых, существует организационный и временной разрыв между этапом подготовки к выполнению лабораторной работы, который обычно планируется на внеаудиторную самостоятельную работу студентов, и этапами выполнения и контроля. В условиях слабого развития у студентов умения работы с литературой, недостатка времени и в силу ряда других факторов большинство студентов приходит на лабораторный практикум неподготовленными, что негативно сказывается и на эффективности выполнения последующих этапов лабораторной работы. Многочисленные попытки объединить все три этапа в целостный процесс в рамках одного традиционного лабораторного занятия приводят к существенному дефициту учебного времени для реализации полноценного процесса обучения.
Во-вторых, при выполнении лабораторной работы неподготовленный студент может получить частные экспериментальные результаты, не поняв общую картину изучаемого физического явления, что приводит к низкой эффективности использования учебного времени и самого процесса обучения.
Кроме того, лабораторная база объективно физически и морально устаревает, вследствие чего происходит периодический выход из строя различных компонентов лабораторных стендов, и при выполнении лабораторных работ студенты большую часть времени тратят не на проведение эксперимента, а на поиск неисправностей. Необходимо также отметить высокую стоимость лабораторного оборудования.
Важным является и тот факт, что применение традиционного лабораторного практикума не представляется возможным при дистанционной форме обучения.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: устаревшая, традиционно применяемая методика проведения лабораторных работ в силу присущих организационно-методических, технико-экономических недостатков и ограниченности применения делает ее малоэффективной для дальнейшего использования.
Виртуальный лабораторный практикум.
В этом смысле появление виртуальных лабораторных практикумов позволило объединить все три этапа проведения лабораторной работы в единый процесс в течение одного лабораторного занятия. При этом подготовительный этап, выполняемый на компьютере с помощью виртуальной лабораторной работы, позволяет быстро и эффективно подойти к пониманию сущности изучаемого явления и его изменениям при варьировании теми или иными его параметрами [2,3,4,5].
Применение виртуального лабораторного практикума открыло дорогу для использования технологий дистанционного обучения при подготовке инженерных кадров, в особенности в условиях заочной формы обучения.
Сегодня применение виртуального лабораторного практикума стало неотъемлемой частью образовательного процесса при подготовке инженерных кадров. Вопросы разработки и применения виртуальных лабораторных работ широко освещены в научных статьях и публикациях [6-9].
Существует несколько подходов к созданию виртуальных лабораторных работ:
1. Виртуальный лабораторный практикум разрабатывается с применением различных языков программирования высокого уровня (Visual C, Visual Basic, Delphi и т.д.). Преимуществом данного подхода является максимальная конкретизация конечного продукта применительно к изучаемой дисциплине. Отрицательной стороной являются большая трудоемкость разработки программного продукта и «закрытость» полученного программного продукта.
2. Виртуальный лабораторный практикум разрабатывается с применением современных инструментальных средств (Labview, Demoshield, Stratum и т.д.). Это наиболее эффективный и перспективный подход, позволяющий в сжатые сроки раз-
работать комплекс виртуальных лабораторных работ. Оперативность разработки обусловлена наличием большого количества готовых средств для моделирования, интерфейсного и информационного наполнения.
3. Виртуальный лабораторный практикум разрабатывается с применением моделирующих программ (Electronics Workbench, MatLAB, MicroCAP, Multisim и т.д.). Сложность данного подхода заключается в проблематичности качественного интерфейсного оформления работ и в необходимости владения специализированными языками программирования.
В целом, использование для образовательных целей компьютерных телекоммуникационных технологий вызвало интерес к дистанционной форме обучения, среди достоинств которой можно назвать сочетание эффективности личностно-ориентированной модели обучения с возможностью получения образования независимо от местонахождения обучающегося и без отрыва от его основной профессиональной деятельности.
Вопросы применения новых информационных технологий в дистанционном образовании широко освещены в работах и публикациях последнего времени [10-15].
В настоящее время в стране действуют сотни образовательных учреждений, использующих дистанционные технологии обучения. Это свидетельствует о быстром росте спроса на образовательные услуги, предоставляемые учреждениями дистанционного обучения.
Однако анализ специальностей, которые можно получить в рамках дистанционного обучения, показывает, что это в основном специальности гуманитарного цикла. В преподавании естественнонаучных дисциплин дистанционными методами могут возникнуть (и уже зафиксированы) такие проблемы, с которыми преподавание гуманитарных дисциплин не сталкивается.
Основная проблема видится в различии способов подачи информации, преобладающих в системе естественнонаучного и гуманитарного образования [16].
В соответствии с одной из существующих концепций, информация воспринимается человеком, проходя следующие этапы: сенсорно-моторный, символьный, логический и лингвистический. На первом этапе происходит чувственное восприятие информации, на втором - ее преобразование в образы, на третьем - ее осмысление, на чет-
вертом - фиксирование в сознании через «слово-образ».
В преподавании гуманитарных дисциплин, как правило, учебная информация представляется лишь на лексическом уровне (с некоторым обращением к символьному этапу). Проблема дистанционной передачи такой информации не является особенно сложной задачей. В преподавании же естественнонаучных дисциплин всегда присутствовал сенсорно-моторный этап. В этом большую роль играют лабораторные практикумы и учебные эксперименты.
Учебный эксперимент является одним из важнейших методов обучения, источником знаний и средством наглядности одновременно. Он может использоваться в качестве введения к той или иной теме курса (мотивация), как иллюстрация к объяснению нового материала (восприятие и осмысление), как повторение или обобщение пройденного (интериоризация) или как контроль приобретенных знаний, умений, навыков,-т.е. на всех этапах процесса обучения.
Методически грамотно организованный эксперимент способствует как формированию практических умений, так и активизации теоретических знаний, полученных ранее. В процесс обучения вовлекаются различные каналы восприятия (слух, зрение, осязание, обоняние и т.д.). Это позволяет организовать полученную информацию, как систему ярких образов и заложить ее в долговременную память.
С другой стороны, подготовка и проведение лабораторных работ являются довольно непростым делом и требуют от преподавателя знания некоторых методических особенностей, в значительной степени зависящих от наличия тех или иных приборов и инструментов.
Частично эти и другие проблемы можно решить, используя при обучении компьютерный эксперимент (виртуальный лабораторный практикум). Под данным термином понимается лабораторная работа, проводимая полностью на компьютере, без использования других технических средств обучения.
Некоторые эксперименты, проводимые в области компьютеризации учебного процесса, показывают, что применение компьютерного эксперимента позволяет существенно сократить время, которое тратится на рутинную работу (варьирование параметров эксперимента путем изменения схемы установки, расчета результатов измерения и
т.д.), тем самым высвобождая время для более серьезного уяснения целей и задач проводимого эксперимента. Кроме того, появляется возможность продемонстрировать опыты, которые невозможно провести в условиях учебного кабинета.
Разумеется, что в дистанционном образовании возможна реализация эксперимента только в его компьютерном варианте. Однако при всей привлекательности и несомненной дидактической выгоде компьютерного эксперимента в обучении остаются нерешенными некоторые проблемы.
Во-первых, восприятие информации учащимся существенным образом отличается от того, как это происходит при выполнении традиционной лабораторной работы. В частности, сенсорно-моторный этап практически отсутствует (все действия студенты выполняют посредством клавиатуры или «мышки», но не имеют дело с реальными объектами). Без данного этапа восприятие не может быть полноценным. Следовательно, неполноценным может оказаться и преподавание соответствующей дисциплины.
Во-вторых, возникает проблема получения политехнических навыков работы с реальными приборами и установками.
Очень важна и все еще мало исследована проблема формирования адекватного представления о мире при работе с нереальными объектами. Частично эту проблему можно решить, используя в процессе обучения программные продукты, максимально точно отображающие процессы и явления, происходящие в реальном мире.
Таким образом, одной из основных проблем дистанционного преподавания предметов естественнонаучного цикла является отсутствие возможности реальной постановки учебного и лабораторного эксперимента.
В силу вышесказанного, проблемы лабораторного практикума на данный момент остаются неразрешенными. Поиски решения обозначенных проблем продолжаются российскими и зарубежными специалистами: предлагаются различные новые методики проведения лабораторных работ. Среди предлагаемых вариантов можно выделить следующие основные.
Существующие пути решения проблемы.
Американская компания National Instruments предлагает для проведения лабораторных работ использовать компьютерный мониторинг объекта управления посредст-
вом среды LabView (рис. 1 - см. цв. встав-ку)[17,18]. Работа с LabView не сводится к простому программированию, моделированию - это работа с измерительной техникой. Студенты работают с реальными сигналами, измеряют значения физических величин, управляют исполнительными механизмами. При всех преимуществах данного подхода к проведению лабораторных работ следует отметить необходимость наличия, кроме самой лабораторной базы для проведения эксперимента, дополнительных аппаратных средств сбора данных (аналого-цифровые преобразователи, цифро-аналоговые преобразователи, модуляторы и т.д.), которые в значительной степени увеличивают стоимость системы и требуют постоянного мониторинга со стороны обслуживающего персонала. Кроме того, данная методика также неприменима в условиях дистанционной формы обучения.
Дальнейшим развитием данного подхода является удаленный мониторинг физических объектов, который стал возможным благодаря широкому распространению сети Интернет. Так, российское объединение «Росучприбор» в рамках программы «Распределенная учебная лаборатория удаленного доступа INTERLAB» предлагает использование распределенной учебной лаборатории [19].
Распределенная учебная лаборатория (рис. 2 - см. цветную вставку) - организационно-техническая система, обеспечивающая возможности выполнения лабораторных исследований с применением учебного и научного лабораторного оборудования, находящегося в составе различных подразделе -ний одного или нескольких образовательных учреждений и доступного обучающимся с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом удалении от этого оборудования.
Однако при дистанционном мониторинге состояния объектов отсутствует сенсорно-моторный этап. Вторым недостатком предлагаемой технологии является высокая стоимость как программно-аппаратного комплекса, так и стоимости работы с удаленными объектами в режиме реального времени.
Таким образом, проблема лабораторного практикума на современном этапе пока не нашла адекватного решения.
Информационная лаборатория.
Нами предлагается концепция информационной лаборатории - программно-
аппаратного комплекса для проведения лабораторного практикума, состоящего из ма-нипуляционного стенда и виртуальных лабораторных работ [20-22].
Если внимательно посмотреть, как проводятся учебные эксперименты на лабораторных стендах типовой электротехнической лаборатории (рис. 3 - см. цв. вставку), то можно отметить, что студенты практически не имеют дело с реальными элементами (резисторами, конденсаторами, катушками индуктивности и т.п.), а видят лишь их условные обозначения на стенде и выводы этих элементов, которые они и используют, производя сборку необходимых для эксперимента схем. Реальные же элементы находятся внутри этого стенда, и студенты с ними знакомятся только на первых, вводных занятиях.
Эта особенность проведения лабораторных работ на реальных лабораторных стендах и заложена в основу создания мани-пуляционного стенда для информационной лаборатории, который визуально ничем не отличается от реального стенда - имеются те же изображения элементов, те же выводы (рис. 4 - см. цв. вставку). Отличие манипу-ляционного стенда от реального состоит только во внутреннем его содержимом, в котором реальные энергетические процессы электрических цепей стенда трансформированы в информационные процессы микроконтроллерной системы управления мани-пуляционного стенда.
Проведение лабораторной работы с использованием манипуляционного стенда сводится к следующему: стенд подключается к персональному компьютеру посредством последовательного или USB-порта; студент собирает схему на манипуляционном стенде так, как и на обычном стенде; данные о собранной схеме в режиме реального времени передаются в персональный компьютер, который производит соответствующую обработку информации, поступившей со стенда. Рассматривалось несколько различных вариантов реализации программы обработки данных, однако в итоге по объективным причинам была выбрана среда графического программирования Lab View, которая позволяет оперативно организовать обработку внешних данных за счет встроенных стандартных инструментов.
Разработанная программа позволяет проводить комплекс из 16 лабораторных работ по курсу «Теоретические основы электротехники».
Программа обеспечивает следующие возможности:
1. Проверка правильности сборки схемы в режиме реального времени. На экране монитора отображается схема цепи, которую необходимо собрать для проведения выбранной лабораторной работы. При правильном соединении элементов на манипу-ляционном стенде на экране монитора соответствующее соединение выделяется зеленым цветом. При допущении ошибки в сборе контакты неверно соединенных элементов выделяются окружностями на экране монитора. Таким образом, пользователь имеет возможность получить оперативную оценку своих действий.
2. Изменение номиналов элементов. После того, как пользователь правильно собрал всю схему, программа автоматически переходит в режим проведения эксперимента. Номиналы элементов схемы вводятся либо непосредственно с манипуляционного стенда, либо с помощью стандартных устройств ввода персонального компьютера.
3. Расчет всех величин, необходимых для анализа схемы эксперимента: токов ветвей, напряжений на элементах, фазовых соотношений на элементах и участках цепи, и ряда других дополнительных параметров.
4. Построение графиков зависимостей всех необходимых величин и осциллограмм сигналов. Визуализация осуществляется посредством построения графиков функциональных, параметрических зависимостей, амплитудно-частотных, фазо-частотных, амплитудно-фазовых характеристик. Предусмотрена возможность масштабирования, изменения пределов отображения графиков.
Выводы
Предложенный вариант проведения лабораторных работ способствует приобретению у студентов манипуляционных схемотехнических навыков сборки электротехнических схем.
Применение манипуляционного стенда дает возможность автоматически контролировать процесс сборки схем лабораторных работ.
Появляется возможность использовать один небольшой стенд для проведения большого числа работ.
Низкие массогабаритные показатели, электробезопасность и низкая стоимость информационной лаборатории делают ее общедоступной, открывая широкие возможности для ее использования в дистанционном обучении.
Универсальность концепции информационной лаборатории позволяет применять ее не только для преподавания электротехники, но и для ряда других технических дисциплин (электроника, микросхемотехника и т.п.).
Кроме того, на сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют парк персональных компьютеров, которые используются для решения различных задач (создание методических пособий, математические вычисления, сопровождения баз данных и т. п.).
Подключив к компьютеру манипуляци-онный стенд и установив соответствующее программное обеспечение, получаем из компьютерного класса лабораторию для проведения лабораторного практикума по изучаемой дисциплине, в нашем случае -электротехнике.
Разработка информационной лаборатории проводилась при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации.
Литература
1. http://www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez29.html - А.М. Толстик. Проблема лабораторного практикума в дистанционном образовании.
2. Репьев Ю.Г. Компьютерное моделирование при проведении лабораторного практикума по электротехнике //Проблемы совершенствования образовательных процессов: тез. докл. - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. технол. ун-та, 1993. -:С.8-9
3. Репьев Ю.Г., Срибный А. А. Моделирование в лабораторном практикуме по теории цепей //Теория цепей и сигналов: Тез. докл. 3-й Всерос. научн.-техн. конф. с международным участием. Таганрог, 11-15 сент.1996. -Новочеркасск: Ред. Журн. «Изв. вузов. Электротехника», 1996. -С.98-99
4. Репьев Ю.Г., Срибный А.А. Компьютерная технология повышения эффективности проведения лабораторного практикума по теоретической электротехнике //Совершенствование образовательных процессов. -Краснодар: Изд-во Кубан. гос. технол. ун-та, 1995. -С.33-37.
5. Репьев Ю.Г., Срибный А.А. Пакет компьютерных лабораторных работ АОС-КЛУ-1.0 по ТОЭ «Компьютерная лаборатория» (КЛ) //Тезисы докл. на научно-метод. конф. «Компьютеризация учебного процесса по эл. техн. дисципл.» -Астрахань: Астрах. техн. ин-т рыбной промышл., 1993. - С.77.
6. http://FreeHunter.newmail.ru/utk-1a.html - Мельников П.А., Сергейцев А.А., Учуваткина Е.С., Забора И.Г. - Компьютерный тренажер, как часть учебно-тренажерного комплекса по электротехнике.
7. Бушнев Д. В., Романов А.В. Программные средства реализации виртуального лабораторного практикума по техническим дисциплинам // Новые технологии в научных исследованиях, проектировании, управлении, производстве: Труды Региональной научно-технической конференции . Воронеж: ВГТУ, 2002. - С. 33-34.
8. http://aks.dem.ru/resources/CPLW.htm - Кюршунов А. С. Компьютерный лабораторный практикум в поддержку очного и дистанционного обучения физике
9. http://itfm.ulstu.ru/Docs/13/!/ - Мордовский госуниверситет им.Н.П.Огарева. Н.Р.Некрасова, С.П.Панфилов. Моделирование компьютерный лабораторных работ по электротехнике.
10. http://teacher.fio.ru/news.php?n=425&c=291 - Учитель.т /Интернет-образование/Дистанционное обучение
11. http://www-2net.spbstu.ru/CD_ED/method-rec/ch3_1.html - Учебно-методические материалы для заочно-дистанционной формы обучения.
12. http://stup.ac.ru/do/win/odo/htm/91.htm - Кревский И.Г. К проблеме лабораторных практикумов в дистанционном обучении //Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе: Сборник материалов II Международной научно-технической конференции. - Пенза, ПДЗ, 2000.
13. http://www.websoft.ru/db/wb/D4C2649A5DDA6E39C3256C5B005784B7/doc.html - Особенности разработки учебных материалов.
14. Новые информационные технологии в электротехническом образовании: Сборник научных трудов пятой международной научно-методической конференции. -Астрахань: Изд-во ЦИТЭП, 2000.
15. Арбузов Ю.В. и др. Новое в концепции: дистанционный лабораторный практикум //Проблемы информатизации ВШ 1997. - №1-2.
16. http://center.fio.ru/vio/VЮ_01/Present/ITO/2000/II/1/122.html - Нижегородский Государственный Педагогический университет. Пономарев С. М., Ховричева М.Л. Особенности лабораторного эксперимента в преподавании естественнонаучных дисциплин.
17. www.labview.com - Официальный сайт Labview
18. www.labview.ru - Сайт русскоязычной поддержки Labview.
19. http://rosuch.distera.ru - Сайт РНПО "РОСУЧПРИБОР"
20. Инновационные процессы в высшей школе //Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции /Кубан. гос. технол. Ун-т. -Краснодар, 2000. -159 с. //Ю.Г.Репьев, С.А.Соболев, А.В.Платонов. Манипуляционная плата для виртуального лабораторного практикума по теоретической электротехнике.
21. Инновационные процессы в высшей школе //Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции /Кубан. гос. технол. ун-т. -Краснодар, 2002. -213 с. //Ю.Г.Репьев, С.А.Соболев, А.В.Платонов. Информационная лаборатория по теории электрических цепей.
22. Современные технологии обучения «СТО-2004» //Материалы X международной конференции / Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ». - Санкт-Петербург, 2004 // Ю.Г.Репьев, А.В.Платонов. Информационная электротехническая лаборатория.
КОМПЬЮТЕР И ТЕКСТ (мобильность информации)
С.В.Селеменев, учитель истории, «Отличник народного просвещения» Тел.: 8-3832-3436637, E-mail: [email protected] школа №175, г. Новосибирск
The author considers the problem of the creation of " the text for a computer". The basic characteristic of the electronic text is its mobility. The key element of the new information environment becomes the graphic menu. The text of the menu is the result of work with
electronic documents.
Ноев ковчег современности - персональный компьютер. Он - средство индивидуального спасения в постоянно прибывающих водах информационного потопа. На его электронных палубах-дисках найдется место «каждой твари по паре». Самое почетное должны занять тексты - важнейшие свидетельства от человечества.
Электронный текст неравнозначен печатному. Его содержание демонстрируется на экране. Это неизбежно влечет изменения как в устоявшейся системе предъявления материала, так и в привычных способах восприятия его смысла. Компьютер перестает быть только вспомогательным средством обработки печатного текста. Обычной становится организация текста, позволяющая быстро найти необходимое в информационном месиве (гипертекст). «Перейти по ссылке» в наше время звучит так же привычно, как в свое время звучало - «отправить в ссылку». Наметилась тенденция к оформлению книг (пока по информационной тематике) в стиле компьютерных программ.
Слова «фреймовые технологии», «кластерное содержание», «интерактивное обучение» и т.д., все чаще появляющиеся в материалах педагогических изданий, уже не кажутся только данью моде. Они говорят о начале конвергенции электронного и печат-
ного учебного текста. И речь может идти не только о более выразительной форме последнего. Печатные тексты прокладывают коридор в информационной среде. Электронные - отправляют в безбрежное пространство. Ной осмотрелся, открыв окно ковчега только на седьмой день. Мы, оказавшись в водовороте информации, должны научиться нужные факты видеть сразу. Сегодня важнейшее свойство информации - ее мобильность.
Уровень мобильности определяется временем, затраченным на поиск необходимых фактов, их организацию и понимание в электронной среде. Он становится важнейшим показателем производительности информационного труда. Данные извлекаются посредством компьютера в виде особым образом оформленных текстов. Ниже излагается один из возможных вариантов создания и прочтения мобильного электронного текста.
Информационная электронная среда (е) автором определяется следующей системой понятий:
е-документ - файл, содержащий любые сведения,
е-текст - несколько документов, объединенных общей темой и связанных авторским меню,
е-массив - открытая совокупность текстов, содержащая большое количество документов, связанных системой авторских меню,
е-страница - часть (фрагмент) документа, отформатированная для показа на экране.