Научная статья на тему 'Информационная экономика как основа формирования нового качества образовательного потенциала'

Информационная экономика как основа формирования нового качества образовательного потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION ECONOMY / EDUCATION / INTERNET / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитов А. В.

Статья посвящена вопросам формирования нового качества образовательного потенциала страны в условиях информационной экономики. Автором отмечена необходимость создания единого информационного пространства, способствующего распространению новых информационных технологий, использованию новых возможностей для обучения, соответствующих национальным и международным стандартам. Рассмотрены основные преимущества обучения с применением интерактивных методов, информационно-коммуникационных технологий и среды Интернет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ECONOMY AS THE BASIS FOR DEVELOPING A NEW QUALITY OF EDUCATIONAL POTENTIAL

The paper is devoted to developing of a new quality of educational potential of a country in an information economy. The author states the need to create a single information space contributing to spreading new information technologies, to using new learning opportunities that meet national and international standards. The author examines the main benefits of studying using interactive methods, information and communication technologies and the Internet.

Текст научной работы на тему «Информационная экономика как основа формирования нового качества образовательного потенциала»

УДК 330.1 а.В. Никитов

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Статья посвящена вопросам формирования нового качества образовательного потенциала страны в условиях информационной экономики. Автором отмечена необходимость создания единого информационного пространства, способствующего распространению новых информационных технологий, использованию новых возможностей для обучения, соответствующих национальным и международным стандартам. Рассмотрены основные преимущества обучения с применением интерактивных методов, информационно-коммуникационных технологий и среды Интернет

Ключевые слова: информационная экономика, образование, Интернет, информационно-коммуникационные технологии.

A.V. Nikitov

INFORMATION ECONOMY AS THE BASIS FOR DEVELOPING A NEW QUALITY OF EDUCATIONAL POTENTIAL

The paper is devoted to developing of a new quality of educational potential of a country in an information economy. The author states the need to create a single information space contributing to spreading new information technologies, to using new learning opportunities that meet national and international standards. The author examines the main benefits of studying using interactive methods, information and communication technologies and the Internet.

Key words: information economy, education, Internet, information and communication technologies.

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, что становится важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, благополучия и безопасности страны. При исследовании проблем модернизации образования следует учитывать критерии образовательного потенциала, который определяется возможностью находить, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию с целью получения и применения необходимых для человеческого развития знаний. Во всем мире состояние национальных систем образования стало ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Современную экономику более точно можно определить как экономику человеческого капитала, который является необходимым и достаточным фактором и условием создания постиндустриальной экономики, или инновационной экономики, базирующейся на знаниях, интеллектуальном труде и высоких технологиях, и в первую очередь информационных. В связи с этим в рамках инновационного развития экономики наблюдается становление новой экономики - экономики знаний, или информационной экономики, в которой ключевое значение приобретают умственная сила людей и технологии, обеспечивающие многократное ее возрастание.

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия «информационная экономика», экономика, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распростране-

нию информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

В широком смысле под «информационной экономикой» можно рассматривать комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей, а также всю систему формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенную в сети Интернет. При данном подходе к «информационной экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Таким образом, переход человечества к информационному обществу характеризуется сменой индустриального технологического базиса на информационный, на смену сырью и энергии приходят информационные технологии

- технологическая основа информационной индустрии, важнейшим ресурсом которой являются информация и знания.

Информация - это некие знания и сведения, создаваемые и накопленные человечеством и реализуемые на практике через человека, влияющие на существование и развитие человеческого общества, т.е. составляющая накопленного и существующего человеческого капитала. В состав информации входят накопленные человечеством научные знания, методы и технологии их освоения и использования, достижения техники, производств, культуры, медицины, политики, спорта. В нее входят и передаваемый из поколения в поколения опыт и навыки (менталитет, традиции) и т.д. Причем информация становится производительным фактором в том случае, когда заложенные в ней знания и сведения используются на

♦--------------------------------------------------

практике. Отсюда следует, что информационный ресурс -это ресурс развития деятельного и образованного общества, базирующегося на использовании современных знаний, опыта и технологий.

Отличительной особенностью и фундаментальной основой современной экономики является повышенное внимание к знаниям как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу. Закономерна и актуальна проблематика эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий значительного расширения спроса на новые технологии, а также влияния «новой экономики» на социальную и экономическую действительность. В условиях информационной экономики возрастает роль образовательного потенциала как фактора создания национального богатства, повышаются требования к его качественным характеристикам. В информационной индустрии творческий труд является доминирующим в производстве благ. Человеческий интеллект становится главной производительной силой, благодаря которой создается интеллектуальный продукт, т.е. продуктом творческого труда является информационный, а не материальный продукт. Кардинально меняются роль и место человека в экономике. Креативный (творческий) человек становится главной производительной силой, так как только он способен производить новые знания и информацию - главный ресурс информационной экономики.

Таким образом, современная цивилизация вступила в принципиально новую стадию развития - информационную. Информацию общества принято связывать с тремя основным аспектами развития:

- ускоренное накопление информации;

- создание новых технологий и развитие средств информации и вычислительной техники;

- инновации на уровне общества и личности.

Анализ этих составляющих информации показывает,

что эффективно развивающееся государство вкладывает средства в образование, стремится к максимальному развитию и использованию человеческого потенциала. Ф. Фукуяма справедливо замечал, что классовые различия будут вызваны прежде всего разницей в образовании. Современное общество нуждается в человеке, обладающем знаниями, подготовленном к жизни, ориентирующемся в социокультурном пространстве и способном понять и определить свое место в мире. В современном мире антропологическое основание образования связано с тем, что акцент смещается с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни».

Распространение новых информационных технологий расширило площадь образовательной сферы и создало условия для использования новых возможностей при обучении групп граждан, ранее слабо задействованных в процессах образования. Так, возможности системы Интернет в области образования, по мнению многих авторов, таковы:

- открываются новые перспективы для обучения инвалидов;

- для детей разных регионов мира увеличиваются возможности общаться и выходить на новый уровень культурного развития;

- возникают новые средства для когнитивного обучения и интеллектуального сотрудничества;

- новые технологии дистанционного обучения создают условия для профессионального роста.

------------------------------------------------♦

В программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» высшим учебным заведениям настоятельно рекомендуется шире использовать возможности коммуникационных технологий. В нем отмечается, что современные информационные технологии

- могучий инструмент прогресса во всех отраслях общественной жизни. Поэтому в наше время к традиционным стратегическим материалам и энергетическим ресурсам добавляется еще и информационный ресурс общества, качественно сформировать который можно, лишь совершенствуя систему образования, готовя творчески мыслящих людей, способных самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, повышением квалификации, культурного уровня, нравственности. Такие члены обновленного общества должны прежде всего досконально владеть современными информационными технологиями и уметь в короткие сроки овладевать новыми. Достичь этой цели в учебном процессе можно прежде всего через новейшие, личностно ориентированные и информационные технологии. Традиционное обучение, которое рассчитано на среднего студента, на усвоение и воспроизведение знаний и умений вне конкретной практической и информационной ситуации, не способно решать такие задачи.

В качестве приоритетов развития экономики России были определены ориентиры на вхождение в единое образовательное пространство Европы, на осуществление модернизации образовательной деятельности в контексте современных требований, на практическую реализацию присоединения к Болонскому процессу. Поэтому одной из главных задач образовательных учреждений является обеспечение соответствия содержанию, уровню и качеству подготовки специалистов современным требованиям. Первоочередная роль в этом принадлежит формированию информационной культуры личности.

Общий анализ исследований по этой проблеме показал, что вопрос информационной культуры, использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе и подготовке специалистов, способных найти свое место в информационном обществе, является актуальной проблемой, которую исследуют педагоги, психологи, экономисты. На современном этапе модернизации образования информатизация ее объектов и процессов предполагает создание новой образовательной информационной среды для обеспечения дальнейшего повышения ее качества.

Главной целью информатизации образования является повышение ее качества, подготовка подрастающего поколения к полноценной плодотворной жизни. Причем реализация главной цели предусматривает достижения следующих задач:

- формирование информационной культуры, что становится сегодня неотъемлемой составляющей общей культуры каждого члена общества;

- создание новых и дополнительных (за счет введения информационно-коммуникативных технологий) условий для повышения качества образования;

- развитие новых форм образования и учебных технологий, которые принципиально базируются на информационно-коммуникативных технологиях, реализация на этой основе концепции открытого и дистанционного образования.

Информационные технологии способны полностью заменить устаревшие технические средства обучения

(телевизор, видео-, аудиомагнитофон, диапроекторы, кодоскопы, киноустановки), дают возможность отказаться от неудобных в сохранении и тиражировании таблиц. Изображения, содержание аудио- и видеокассет для достижения наглядности можно легко перевести в цифровой формат и сохранять в памяти компьютера, быстро воспроизводя необходимый материал. Кроме того, современные информационные технологии дают возможность создавать собственные наглядные пособия, которые отвечают индивидуальным особенностям студентов, методике преподавания дисциплины. Их можно быстро и без особых усилий изменять или обновлять.

Информационные технологии обеспечивают современную привлекательную форму подачи учебного материала, имеют высокую информативную наполняемость, позволяют избавиться от лишних экономических затрат на тиражирование учебной литературы, осуществлять консультационную помощь и дистанционное обучение. Новые технологии включают такие разновидности обучения, как программное, интеллектуальное обучение, использование гипертекстов и мультимедиа, имитационного обучения и т.д. Характерными чертами учебного процесса, построенного на новейших технологиях, является гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность. Работа с компьютерными средствами обучения позволяет выбрать индивидуальный темп обработки учебной информации, максимально персонифицировать образовательный процесс, что является важным для более полного развития способностей личности. Должны измениться акценты образования. Главным показателем эффективности обучения должна стать не просто сумма знаний, которые учащийся усвоил в процессе обучения, а способность к их самостоятельному получению, к самообучению, умение пользоваться источниками и средствами информации, постоянно повышать уровень своего образования. Эта задача может считаться приоритетной в рамках компетентностного подхода, реализуемого в стандартах образования третьего поколения, где сделан акцент на инструментах, которые можно с известной степенью условности назвать инновационными.

Применение этих инструментов обусловлено рядом факторов: растущими возможностями интегрирования учебного процесса в интернет-пространство, появлением порталов, формирующих адекватную запросам высшей школы информационную среду, повышением технической оснащенности вуза, позиционированием компьютерной грамотности как одной из ключевых компетенций преподавателей. Но главным мотивационным условием внедрения активных методов обучения, опирающихся на возможности компьютерной техники и интернет-технологий, является смещение акцентов в деятельности вузов в сторону менеджмента качества. При этом традиционные средства должны быть переосмыслены в русле компетентностного подхода, а инновационные средства постепенно выведены из стадии эксперимента и адаптированы для повсеместного применения в российской вузовской практике. В данной идеологии в диалектическом единстве находится и сам процесс обучения, и средства контроля его эффективности. Контроль становится обучающим, повышающим степень усвоения материала, усиливающим ориентацию учебного процесса на формирование профессиональных компетенций и практических навыков студента.

Дополнительным аргументом в пользу интеграции информационных технологий в учебный процесс является необходимость соответствия образу жизни современного поколения студентов, использования привычных для него форм получения и восприятия информации. Говорить на одном языке, существовать в одинаковых системах координат - значит, преодолеть в существенной мере коммуникативные проблемы.

Рассмотрим некоторые наиболее интересные с точки зрения доступности и эффективности методы и инструменты обучения.

Одним из них является совершенствование источников и составных частей теоретического обучения, связанное с необходимостью насыщения курса материалами, ориентированными на формирование современного взгляда на процессы и практические навыки. Не секрет, что использование учебников любой степени свежести чревато естественным запаздыванием реакции на изменения бизнес-среды. В большинстве учебных пособий, являющихся базовыми для изучения, ставится задача представления фундаментальных концепций, способствующих пониманию сущности предмета, за рамками изложения остается львиная доля информации, связанная с практической деятельностью. Восполнение преподавателем дефицита актуальных сведений имеет сильное мотивационное воздействие на студентов в процессе обучения [3].

Среди основных источников информации, формирующих знание и понимание терминов, взаимосвязей, концепций, необходимых для освоения дисциплины, помимо рекомендуемых учебников и учебных пособий, выделим некоторые, предоставляемые интернет-средой: электронная библиотека, официальные порталы министерств и ведомств, информационные порталы и т.д. Стоит отметить, что эти возможности для проведения лекционного занятия очень широки. Например, в настоящее время многие финансовые компании, позиционирующие себя как открытые и социально ответственные, в том числе за финансовую грамотность населения, имеют насыщенные корпоративные сайты, которые можно использовать для иллюстрации теоретического материала при изучении курса «Рынок ценных бумаг» [2].

Конкурентные преимущества образовательных процессов во многом связаны с возможностью интеграции традиционных методов обучения с компьютерными технологиями. При разработке лекционного курса теоретические основы дисциплины можно дополнить примерами из бизнес-практики. В этом может помочь обращение к любому аналитическому порталу, с помощью которого несложно сформировать иллюстрации к материалу лекции, обогатить презентацию интерактивными графиками.

Следующим инструментом, способствующим повышению качества образования, является внедрение тестирования в среду электронного обучения. В зависимости от задач можно выделить следующие виды тестов: тесты, поддерживающие интерес к изучаемому предмету, обучающие и контролирующие тесты и тесты, обеспечивающие сертификацию. Разнообразить аудиторные занятия, переключить или сконцентрировать внимание могут помочь такие нехитрые приемы, как он- и оффлайн тестирование. Серьезные образовательные задачи не следует ставить, используя этот прием, но можно создать определенную атмосферу, стимулирующую восприятие темы занятия. Примером могут служить тесты, обеспе-

чивающие усвоение обучающимися терминологического минимума, подключающие эмоциональную компоненту к освоению дисциплины.

Обучающие и контролирующие тесты крайне важны в современных средствах обеспечения эффективности учебного процесса. Дополнительный стимул для развития тестирования средствами интернет-технологий придает сложившаяся практика оценки работы вуза при процедуре аккредитации. Проверка выполнения требований государственных образовательных стандартов проводится в форме компьютерного тестирования студентов и связана с формированием единых требований к оценке качества подготовки специалистов. Формирование навыков дистанционного тестирования позволяет снять тревожность студентов, обусловленную не только необходимостью соответствовать уровню знаний, но и демонстрировать этот уровень современными средствами.

Тесты, обеспечивающие сертификацию, представлены, как правило, на сайтах, имеющих помимо информационных и аналитических разделов организованные дистанционные курсы и онлайн семинары по различным модулям дисциплины, многие их которых бесплатны для посетителей сайта. Курсы имеют хорошую методическую поддержку: предоставляются теоретические материалы, тесты для самопроверки и оценочные тесты, позволяющие переходить к следующей теме. Сопровождение обучающихся идет в соответствии с индивидуальным учебным планом, сбалансированным по сложности и времени изучения учебного плана дистанционного курса.

Несомненным преимуществом этого ресурса и дополнительным аргументом для студента является именной сертификат, выдаваемый по итогам успешного прохождения обучения на портале.

К эффективным методам обучения можно отнести также использование кейс-метода с привлечением возможностей Интернета, занимающего значительное место в обеспечении практической направленности обучения и формировании профессиональных компетенций. Источниками для разработки классических кейсов могут служить уже указанные ранее информационно-аналитические порталы, а также материалы сайтов медиахолдингов, журналов и т.д. Если позволяют технические условия, то традиционный кейс, основанный на описании практической ситуации, статье или аналитическом

УДК 330.35

обзоре, можно дополнить трансляцией видеосюжетов с последующим обсуждением по схеме классического сценария [1].

К инновационным методам обучения можно отнести участие в вебинарах - очень интересный, перспективный вид обучения. Это презентации, лекции, семинары, организованные при помощи веб-технологий в режиме реального времени. Участники вебинара находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет. Главная особенность вебинаров

- интерактивность, возможность демонстрировать, принимать и обсуждать информацию. Главная проблема -сложно привязать вебинар к учебному процессу, так как учебная программа определяет четкие сроки изучения дисциплины, не совпадающие со временем проведения интернет-семинара. Однако если преподаватель сможет органично вписать этот вид деятельности в процесс изучения дисциплины, например, дать задание просмотреть видеозапись вебинара или стать его участником с последующим контролем в виде эссе или мини-теста, то эффективность формирования общепрофессиональных коммуникационных компетенций будет наградой за координационные усилия.

Таким образом, использование инновационных методов обучения, связанных с активным использованием Интернета, позволяет обеспечить более высокую степень заинтересованности и вовлеченности студентов в освоение дисциплины и лучшие результаты при контроле остаточных знаний.

В заключение отметим, что в современных условиях развития экономики России наиболее актуальным является создание единого информационного пространства, способствующего распространению новых информационных технологий, использованию новых возможностей для обучения, соответствующих национальным и международным стандартам и служащих основой повышения качества образования.

1. Лебедев Д.В. Оценка объемов информационных услуг в российской экономике // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).

2. Соколова Г.В. Анализ возможностей интеграции ресурсов Интернета в процессе формирования профессиональных компетенций // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 33 (240).

3. Тюхматьев В.М. Интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста // Вестник СГСЭУ 2010. № 4 (33).

Е.А. Орехова

РАЗВИТИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

С развитием экономики все большее значение приобретает человеческий фактор. Данный фактор является субъективной категорией, так как человеку присущи его личные сознание, воля, ценностные ориентации. Отношения между экономическими субъектами определяются уровнем доверия между ними. Концептуальные выводы о положительной роли доверия в экономическом развитии подтверждаются аналитическими моделями и итогами статистических наблюдений. В то же время доверие в экономических отношениях может носить и отрицательный характер. Дефицит доверия может привести к серьезным кризисным явлениям. Развитие доверительных отношений опосредуется как формальными, так и неформальными институтами, а также различными направлениями политики государства.

Ключевые слова: доверие, доверительные экономические отношения, социальный капитал, гуманизация экономики, экономический кризис, кризис доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.