Научная статья на тему 'Информационная экономика и новая экономика: общее и особенное, понятийный аппарат и содержание'

Информационная экономика и новая экономика: общее и особенное, понятийный аппарат и содержание Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1993
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION ECONOMY / NETWORK ECONOMY / NEW ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумаченко Наталья Эдуардовна

Рассматривается содержание термина «информационная экономика», трактующегося как содержательная сторона фазы информационно-коммуникационной революции, основаниями которой выступают радикальные изменения, связанные с новой ролью информации в развитии производительных сил, и качественные изменения конкурентной среды субъектов. Термин «сетевая экономика» описывает инструментальное содержание таких изменений, объясняет их механизм и новые принципы функционирования агентов экономической системы. Базовыми компонентами новых условий функционирования сетевой экономики выступают: сетевые принципы функционирования экономической системы и, обусловленные последними, сетевые эффекты. Названные изменения приводят к преобразованию границ конкурентного пространства, что отражается на развитии структур национальной экономики и перспективах развития национальной экономики. Экономическая система, структурные изменения которой определяются внедрением информационных технологий, составляет содержание понятия «новая экономика». Можно говорить о том, что новая экономика это результат влияния процессов, спровоцированных в русле информационной экономики, в отражении всей экономической системы, социосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ECONOMY AND NEW ECONOMY: GENERAL AND SPECIFIC, CONCEPTS AND CONTENT

The paper studies the content of the term "information economy" and interprets information economy as the manifestation of information and communication technology revolution which is based on radical changes caused by the new role of information in the development of productive forces, and qualitative changes in the competitive environment. The term "network economy" describes the essence of such instrumental changes, explains their mechanisms and new principles of functioning of agents in the economic system. The author states that the basic factors of the new conditions of the network economy are network principles of the economic system and their network effects. These changes lead to the transformation of the boundaries of the competitive space which affects the development of the structures of the national economy and the prospects for the development of the national economy. The economic system where structural changes are determined by the advent of information technology is referred to as "new economy".

Текст научной работы на тему «Информационная экономика и новая экономика: общее и особенное, понятийный аппарат и содержание»

В основе формирования структуры экономики должна быть новая, усовершенствованная система интересов. Частно-государственные предприятия, которые составляют главную часть промышленного производства, должны значительно повысить эффективность своей деятельности. Производственный компонент этой модели должен быть больше сосредоточен на внутреннем требовании. Для этого необходимо значительное расширение промышленного производства посредством оптимального использования его основных факторов, особенно фактора земли. Использование природных ресурсов и доходов от продажи сырья должно служить основанием для модернизации высокотехнологичных отраслей промышленности.

Таким образом, для перехода к устойчивому экономическому росту, уменьшению зависимости от внешней конъюнктуры необходимо проведение активной политики диверсификации экономики. Главное внимание должно быть сосредоточено на развитии отраслей промышленности и секторов, имеющих абсолютные или относительные преимущества. В основу развития современного понятия экономического роста России должен быть положен методологический подход по оптимальной комбинации различных факторов производства.

1. Абрамов Р.А. Теоретические подходы к диверсификации экономических систем // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 28 (157).

2. Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсно-зависимой экономике? // Вопросы экономики. 2006. № 7.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

4. Блинова Т.В. Диверсификация структуры занятости и источников доходов сельского населения // Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в ХХ1 веке: мат. VI Всеросс. науч. конф. «Сорокинские чтения» (г. Москва, 1 - 2 декабря 2010 г.). М.: МАКС Пресс, 2010.

5. Блинова Т.В., Русановский А.В. Диверсификация структуры занятости и формирование модели посткризисного развития экономики // Экономика и управление. 2009. № 3.

6. Бойко И.В. Внешнеторговая политика и технологическая диверсификация рыночной экономике // Инновации. 2009. № 9 (131).

7. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрили-яна. М., 1997.

8. Гордиенко А. Диверсификация бизнеса - один из важнейших инструментов развития компании // Общество и экономика. 2011. № 11 - 12.

9. Данилов-Данильян В.И. Экономико-математический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003.

10. Перепёлкин В.А. Формирование структуры экономики постиндустриального общества. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2010.

11. Проблемы диверсификации экономики России / авт. колл. под рук-вом Е. Литвак // Общество и экономика. 2009. № 7 - 8.

12. Русановский В.А., Шилова Е.В. Теоретические модели экономического роста в зарубежных научных школах // Вестник СГСЭУ. 2006. № 12.

13. Словарь современной экономической теории Макмил-лана. М.: ИНФРА-М. 2003.

14. Шестоперов А., Фокина А. Налоговая политика как инструмент диверсификации экономики России // Общество и экономика. 2010. № 7 - 8.

15. Clark C. The Conditions of Economic Progress. London: Macmillan, 1980.

nataliechum@yandex.ru Наталья Эдуардовна Чумаченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

УДК 330.1

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И НОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ, ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

И СОДЕРЖАНИЕ

Рассматривается содержание термина «информационная экономика», трактующегося как содержательная сторона фазы информационно-коммуникационной революции, основаниями которой выступают радикальные изменения, связанные с новой ролью информации в развитии производительных сил, и качественные изменения конкурентной среды субъектов. Термин «сетевая экономика» описывает инструментальное содержание таких изменений, объясняет их механизм и новые принципы функционирования агентов экономической системы. Базовыми компонентами новых условий функционирования сетевой экономики выступают: сетевые принципы функционирования экономической системы и, обусловленные последними, сетевые эффекты. Названные изменения приводят к преобразованию границ конкурентного пространства, что отражается на развитии структур национальной экономики и перспективах развития национальной экономики. Экономическая система, структурные изменения которой определяются внедрением информационных технологий, составляет содержание понятия «новая экономика». Можно говорить о том, что новая экономика - это результат влияния процессов, спровоцированных в русле информационной экономики, в отражении всей экономической системы, социосферы.

Ключевые слова: информационная экономика, сетевая экономика, новая экономика.

-♦

N.E. Chumatchenko

INFORMATION ECONOMY AND NEW ECONOMY: GENERAL AND SPECIFIC, CONCEPTS AND CONTENT

The paper studies the content of the term "information economy" and interprets information economy as the manifestation of information and communication technology revolution which is based on radical changes caused by the new role of information in the development of productive forces, and qualitative changes in the competitive environment. The term "network economy" describes the essence of such instrumental changes, explains their mechanisms and new principles of functioning of agents in the economic system. The author states that the basic factors of the new conditions of the network economy are network principles of the economic system and their network effects. These changes lead to the transformation of the boundaries of the competitive space which affects the development of the structures of the national economy and the prospects for the development of the national economy. The economic system where structural changes are determined by the advent of information technology is referred to as "new economy".

Keywords: information economy, network economy, new economy.

Кардинальные изменения, обусловленные внедрением информационных технологий, не одно десятилетие являются предметом исследования ученых. Указанные процессы сопровождали развитие идей и способствовали формированию новых теоретических концепций в рамках экономической теории и социологии. Ускоряющееся развитие процессов, связанных с внедрением информационных технологий, вызвали появление новых терминов в рамках таких концепций, как «информационная экономика», «сетевая экономика» и «новая экономика».

Возникновение термина «информационное общество» связано с именем американского экономиста Ф. Мах-лупа, который в работе «Производство и распределение знания в Соединенных Штатах» исследовал информационный сектор экономики на примере США 1962 года. Затем этот термин прозвучал в докладе японских ученых в 1966 году. По Беллу, информационное общество - новое название для постиндустриального общества, подчеркивающего «основу определения его социальной структуры - информацию» [цит. по: 3, с. 50 - 66].

С.А. Дятлов считает, что на современном этапе общество вступает в наиболее зрелую фазу развития научно-технической революции - информационно-коммуникационную революцию. Такую революцию еще можно назвать информационно-инновационной, результатом которой является формирование информационно-сетевой экономики [3, с. 50 - 66].

Одно из определений информационной экономики гласит: «Информационная экономика - это ступень в развитии производительных сил, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных и коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах» [7, с. 23 - 24].

Таким образом, стрежневым пунктом информационной экономики становится информация и ее использование. Информация как продукт подчиняется иным правилам предъявления спроса на нее. Иной статус

информации связан с характеристиками сетевых благ, которые можно приписать и информации. Сетевые блага обладают следующими свойствами: комплемен-тарность (покупка части системы и требование функционирования в едином стандарте); совместимость и стандартность; существенная экономия на масштабе производства.

Информация становится знанием, когда превращается в производительную силу. Не отрицается возможность для любого массива знания когда-либо применить их. Существенными являются временные параметры принятия решений, что делает вовремя поступившую информацию чрезвычайно важной для субъекта. Временные параметры (что важно для динамики конкуренции) дополняются исключительностью информации, равно как и исключительными качествами субъекта, способного использовать эту информацию (что важно для характера самой конкуренции на рынках). Таким образом, характер конкуренции меняется; локальная монополизация возникает из синтеза обширного массива дифференцированной информации и специализации знания. Монополизируется микроуровень экономики, а объектом конкуренции становится интерспецифический ресурс - знание и отдельный специалист [11].

Подобное мнение о воздействии на характер конкуренции приводится и в статье Робина Мэтьюза «Информационная стратегия и семиотика». Процесс формирования информационной экономики меняет бизнес-среду и динамику конкуренции для всех субъектов экономической деятельности. Сетевые структуры и формы управления организуют пространство тесного взаимодействия между различными сферами (технологической, политической, социальной, культурной) [6, с. 60 - 66].

Стало быть, новый статус информации в качестве сетевого ресурса меняет среду функционирования для субъектов экономики. Кастельс, один из идеологов концепции постиндустриального общества, подчеркивает это в определении информационного общества как ин-формационального. Ключевым пунктом, делающим общество информациональным, является становление нового этапа развития общества «специфической формой социальной организации, в которой сбор, обработка и распространение информации являются фундаментальной основой производительности и власти вследствие новых технологических условий, возникающих в

этот период» [4, с. 39]. Ученый подчеркивает инструментальный характер информации, отмечая опору на современные информационные технологии. Прогрессивная роль знания видится им в следующей формуле: знания как источник технологии и знания как применение технологии, самоподдерживающий улучшающий круг [4, с. 39].

Информационная экономика мыслится как подмножество индустриальной: «она заключается в глубоком улучшении технологии и использовании знаний и информации во всех процессах материального производства и распределения на основании гигантского скачка вперед в размахе и возможностях системы обращения» [4, с. 104].

Таким образом, именно технологии становятся основой, меняющей экономические отношения субъектов в экономической системе и требующей соответствующей перестройки социальных, институциональных структур. Более того, по мысли Кастельса, информации присваиваются атрибуты власти: информациональное общество указывает на «... атрибут специфической формы социальной организации, в которой, благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный технологический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [4, с. 42].

Функционально информационная экономика, по Ка-стельсу, подчиняется сетевой логике. Как указывает исследователь, она не дает исчерпывающего его описания и другие его компоненты (общественные движения и государство) сетевой логике не подчиняются.

Сетевая экономика - это экономика, связанная с производством и распределением сетевых благ. Масштаб производства демонстрирует в своей сети действие при подключении к ней все большего количества узлов, существенные же вложения требуются на этапе создания сети. Это обстоятельство отличает рынок сетевых благ от обычного рынка тем, что эффект масштаба во втором случае возникает постепенно, сеть же характеризуется экспоненциальным ростом ценности, кроме того, что эффект масштаба принадлежит и фирмам - участникам сети. Исследователь Р.И. Цвылев указывает, что возникновение сетевой экономики и формирование сопутствующих сетевых структур обусловлено развитием информационных технологий [12, с. 141]. Интересен его взгляд на формируемые структуры как на пространство сетевых горизонтальных связей в безотраслевой сетевой экономике. «Безотраслевая» означает, что принцип формирования объединений акторов происходит на проектной основе, и в этом смысле объединения могут носить характер внеотраслевых и межотраслевых образований.

Специфический характер сетевой экономики обусловлен эффектами, качественно отличающими ее от альтернативных механизмов взаимосвязи между агентами экономической системы.

Сетям свойственно распространение сетевых эффектов, когда каждое дополнительное привлечение потребителя в сеть дает возрастание полезности всем остальным. Меткалфе выяснил, что сеть, наращивая свои размеры до критического уровня, становится ценной; при этом несколько небольших сетей, объединенных в единое целое, увеличивают свою ценность (закон

Меткалфе). Накопление критической массы важно для дальнейшего наращивания положительных эффектов сети.

Существуют так называемые эффекты ловушки. Эффекты ловушки могут быть объяснены посредством специфичности ресурсов, которые обусловливают издержки перемещения из одной отрасли в другую. Это исключительно технологические вопросы преобразования информации из одной формы в другую, издержки, связанные с обучением, издержки, обусловленные подключением к сети, существующие контакты и соглашения, издержки, связанные с потерей лояльности. Фактически стандартизация снимает вопрос о смене провайдера, ПО и пр., но наличие ловушек обусловливает нелинейность развития сети. Эффекты ловушки во многом затрагивают трансакционные издержки, в дальнейшем навязывая стандарты, связанные с их обслуживанием и величиной.

Одной из качественных характеристик сетевой экономики является переход к гибким отношениям между акторами. Сетевой принцип организации отменяет настоятельность высокой концентрации производства, заменяя их системой горизонтальной кооперации. Такая возможность приводит к взаимопереплетению экономических процессов и преодолению национальных границ в процессе производства. Это обстоятельство освобождает фирму от привязки к факторам национальной экономики (по Портеру). Справедливости ради стоит отметить, что данное обстоятельство способствует возможному вымыванию с рынка относительно неконкурентоспособных фирм в масштабах глобальной конкуренции, но востребованных национальной экономикой в пределах собственных границ с точки зрения занятости и участия в создании ВНП. Отсюда информациональная экономика М. Кастельсом рассматривается как глобальная, и с ней связывается возникновение феномена глобальной конкуренции.

Ряд принципов сформулировал и один из идеологов сетевой экономики Кевин Келли. Среди них названные характеристики значимости связей между узлами сети, экспоненциальный рост сетей, феномен возрастания ценности сети с ростом самих сетей. Примечательны два разнонаправленных, но в то же время формирующих единый тренд принципа - принцип увеличивающихся отдач (нелинейно) и принцип обратного ценообразования (бесплатное сетевое благо приносит больший доход благодаря расширению спектра альтернативных услуг). Первый принцип из данной пары заслуживает, на наш взгляд, внимания, поскольку названные отдачи, во-первых, двусторонние (спрос и предложение), во-вторых, эти процессы во многом определяют динамику процесса распространения сети (в совокупности с отношением «полезность/затраты»). Другая пара принципов также обусловливает друг друга: принцип переломных точек (когда пройден определенный критический момент, процесс роста сети становится самоподдерживающимся) и самоподдерживающееся распространение продукта благодаря бесплатному доступу. Отсюда вытекает еще один принцип, суть которого заключается в авансовом предоставлении доступа в сеть. Дальнейшее завоевание рынка требует некоторого довольно длительного периода времени, что, собственно, также указано в качестве принципа (принцип временного спуска). Принцип,

в меньшей степени относимый в настоящее время к сетевой экономике, - закон замещения - указывает на возрастание интеллектуальности товаров, что оптимизирует потребление ресурсов и в конечном счете все сумеет сделать сетевым товаром.

И, наконец, принципы, которые зачастую умалчиваются, когда речь идет о преимуществах информационно-сетевой экономики. Принцип маслобойки, который связан с гибелью компаний и исчезновением рабочих мест. В долгосрочной перспективе это означает для национальной экономики утрату возможности претендовать на достойное место в глобальной конкуренции, если структура ее производства не позволяет этого сделать. Закон неэффективности гласит: приращение производительности от применения информационных технологий не позволяет существенно увеличить производительность, выгода получается в сопряженных с основными сферах деятельности. Инновации дают в среднем 40% экономического роста, остальное обусловлено трудом и капиталом (согласно исследованиям американских экономистов М. Боскина и Л. Лау). К тому же участие капитала само по себе не оторвано от инновационной и информационной составляющих преобразований.

Интерес представляет научный социологический термин, который применим к объектам на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, - «сетевая координация». Этот термин обозначает рамочное поле, правила игры. Сетевая координация при всей «демократичности» создаваемых сетевой экономикой структур вполне обоснованно ставит вопрос о возможном управленческом воздействии на сетевые структуры. Де Лонгом и Майклом Фрумкином сформулированы отличия сетевого управления от рыночной и иерархической форм.

Сетевая экономика с ее возможностями тиражирования уничтожает исключительность товара (что в итоге влияет на процесс ценообразвания). Затраты на тиражирование нивелируют состязательность в конкуренции между продавцами. По Саймону, обилие информации создает феномен, подобный той конъюнктуре, которая обычно складывается на товарных рынках, - информация обесценивается. В результате ценностью обладает не столько информация, сколько внимание к ней [11].

Это породило феномен «экономики внимания». Сетевая экономика стимулирует возникновение долгосрочных партнерских отношений, что делает покупку непрозрачной [6, с. 60 - 66]. Работоспособность и привлекательность сетевой экономики - величина, производная от критической массы агентов, способных объединяться в сети [8].

Таким образом, механизмы сетевой экономики затрагивают: механизм субъектного взаимодействия, характеристики объекта и схему его обращения, процесс ценообразования на последний, институциональные основы отношений.

Сетевая экономика, будучи структурой, описывающей функциональные характеристики, как и информационная, не исключает институциональной компоненты. Само по себе наличие компьютерных технологий и возможность формирования сети не означает возникновения отлаженного механизма, требуется наличие института доверия. Это говорит о необходимости дополнения исключительно технологических возможностей функционирования институциональными рамками взаимодействия (причем тех, которые во многом лежат за пределами непосредственно управляемого пространства) [11].

Названные характеристики способствуют радикальному изменению внешней среды для всех субъектов экономической системы, что формирует новые отношения, способствует возникновению новых субъектов. Достаточно популярным в научной литературе становится термин «новая экономика», который находится в том же терминологическом поле, что и названные дефиниции.

Первое упоминание термина «новая экономика» относится к 1898 г. (Л. Гронлунд «Новая экономика»). Автор указывает на необходимость социальных преобразований и определяет новую экономику как экономику доминирования коллективизма.

Келли называет новую экономику сетевой, фактически ставя знак равенства между ними, указывая на отдельные значимые ее аспекты: глобальный масштаб технологических преобразований, «виртуализация» благ (прежде всего информационных), феномен увеличения взаимозависимости [1, с. 26 - 29].

Один из подходов, описывающих термин «новая экономика», акцентирует внимание на том, что «рассматривается новый постиндустриальный этап развития экономической системы социосферы» [5, с. 19]. Новая рыночная экономика - это производство товаров и услуг с применением информационных технологий, а также в целях развития отраслей, применяющих эти технологии. Исследование феномена новой экономики представляет интерес, поскольку она может дать ключ к пониманию механизмов экономического роста экономики с качественно иным содержанием, обусловленным внедрением информационных технологий. В этом заключались попытки Солоу определить влияние инноваций в информационные технологии на рост производительности [10, с. 56]. Рост информационной среды, по мысли исследователей, есть реакция на резкое возрастание объема аналитической деятельности человека. Фактически речь шла о том, чтобы приписать информации статус пятого фактора производства [9].

Рождение новой экономики, как считает экономист Н.Н. Думная, приводит к изменению структур экономики. В частности, можно говорить о следующих тенденциях.

1. Кластерная организация экономического пространства. Кластер - объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Кластер - образование, по сути имеющее черты сетевой структуры. Его фрагментарность основана на территориальной близости образующих его компаний, совместное участие в процессе создания стоимости. Кластер, как эффективно функционирующая структура, хорошо согласуется с идеей «рассеянных знаний» Ф. Хайека. Этот термин означает использованные каждым участником хозяйственной деятельности индивидуальные и разрозненные сведения фрагментарного характера. Феноменальный успех кластеров состоит в использовании этой информации, что служит процессу оптимального выбора контрагента [2, с. 78 - 85]. Виртуальное пространство бизнес-сети, которое предоставляет каждому контрагенту получение информации и возможность контактировать с любым из участников сети, становится реальностью на настоящий момент и способствует созданию кластеров. Виртуальная бизнес-сеть (Virtual Business Network - VBN) способна обеспечить коммуникации между предполагаемыми бизнес-

агентами и служить созданию межорганизационных проектов. С учетом названного феномена конкуренции, обусловленного внедрением информационных технологий, стоит отметить роль узлов, которые являются образующими для кластеров и участие которых в кластерах становится критическим.

2. Распространение аутсорсинга, т.е. экстернали-зация хозяйственных процессов фирм. Аутсорсинг предполагает использование внешних ресурсов посредством заключения договоров субподряда с компаниями, специализирующимися на тех видах деятельности, которые рассматриваемая компания не считает доминирующими. Во многом широкое распространение аутсорсинг получил благодаря ИКТ, что привело к возникновению так называемого ИТ-аутсорсинга. Несомненными преимуществами использования последнего являются: экономия издержек, возможность концентрации на основных направлениях бизнеса, синергический эффект от объединения потенциалов субъектов, абсолютная степень ин-тернализации и экстернализации.

3. Развитие сетевых форм организации бизнеса. Сетевые принципы функционирования экономической системы открыли новые возможности для субъектов -сетевые формы организации и сетевые институциональные структуры (горизонтальные структуры). Сформулированные принципы диктуют подчиненность будущих образований существующим структурам, направлениям информационных потоков. Существование сетей сделало возможным формирование структур «здесь и сейчас», включив в значимые параметры фактор времени. Потенциальная возможность сформировать любые связи, создать сеть, подчиненную целям создаваемого проекта, гибкость и изменчивость меняют среду функционирования для субъектов экономической системы. Кроме того, это ставит вопрос о необходимости исследования динамики развития экономической системы, представленной многообразием создающихся и исчезающих образований. Стимулами, поддерживающими такие процессы, становятся сетевые эффекты, ситуация, когда все участники сети выигрывают от роста самой сети (эффект Факса - полезность увеличивается с ростом числа участников). Сетевые структуры ставят в зависимость функционирование отдельных субъектов, одновременно с этим продуцируя мультипликационный эффект, обусловленный ростом сети.

4. Существенное увеличение роли среднего бизнеса. Гибкость и оперативность сетевых структур делают фирмы менее зависимыми от размеров собственно фирм (упомянутое выше отсутствие настоятельной необходимости в высокой концентрации производства).

Таким образом, термин «информационная экономика» отражает содержание процессов, обусловленных развитием производительных сил. Информация и знания становятся критерием наступления этапа информационной экономики. Факт использования знаний и информации влияет на принципы и динамику взаимодействия на рынках, формируя новые правила конкуренции и временных параметров процессов на рынках. По Ка-стельсу, это приобретает характер технологической парадигмы, которая указывает на трансформацию всех сфер экономических отношений, опираясь на информационные технологии. Кастельс также подчеркивает важность глобальных преобразований и говорит о социальной компоненте процессов.

Сетевая экономика с подчеркнуто инструментальной точки зрения более детально подходит к анализу происходящих изменений. В частности, рассмотрены схемы взаимоотношений субъектов экономики, новый статус объектов, формирование отношений нового качества на рынках. Исследования сетевых структур позволяют говорить о принципах функционирования последних, обозначающих положение субъектов на современных рынках и определяющих лицо конкуренции. Сетевая экономика, обусловленная применением информационных технологий, требует соответствующего институционального оформления. Помимо логичных правил игры необходимо присутствие института доверия.

Если сетевая экономика описывает принципы взаимодействия субъектов в новых условиях, то термин «новая экономика» в наибольшей степени определяется как итог происходящих изменений - «новый постиндустриальный этап развития экономической системы со-циосферы». Следовательно, можно говорить о том, что новая экономика - это результат влияния процессов, спровоцированных в русле информационной экономики, в отражении всей экономической системы, социосферы. Основанием для такого рода выводов являются характеристики новой экономики, лежащие за пределами информационных технологий и информационной экономики, хотя и связанные с ними.

Таким образом, названые дефиниции разделяют пространство происходящих процессов на содержательные, инструментальные и результативные. Такое разделение позволит вести предметное исследование и обосновывать меры управленческого воздействия на экономическую систему.

1. Белоцерковец В.В. Новая экономика: терминологическая перспектива и современность // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. № 6.

2. ДумнаяН.Н. Новая рыночная экономика. М.: МАКС Пресс, 2009.

3. Дятлов С.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование. СПб.: Астерион, 2008.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

5. Лазарев И.А., Хижа Г.С., Лазарев К.И. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития. М.: Дашков и К°, 2011.

6. Лазарев И., Лазарев К., Хижа Г. Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития // Экономические стратегии. 2005. № 8.

7. Никитенкова М.А. Информационная структура США: государство и рынок / РАН. Ин-т Сша и Канады. М.: Academia, 2009.

8. Паринов С.И., Яковлев Т.И. Экономика XIX века на базе интернет-технологий. URL: http://colscy.narod.ru/21vek.htm.

9. Помылев А.А. Информационная экономика: эволюционный подход к анализу. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/infor-matsionnaya-ekonomika-evolyutsionnyy-podhod-k-analizu.

10. Русановский В.А., Шилова Е.В. Теоретические модели экономического роста в зарубежных научных школах // Вестник СГСЭУ. 2006. № 12.

11. Стрелец И. Информационная экономика как общемировой социальный феномен // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 1 (25). URL: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/004.htm.

12. Сухарев О.С. Информационная экономика, трансакци-онные издержки и развитие // Журнал экономической теории. 2012. № 1. URL: http://www.pandia.ru/text/77/294/82673.php.

13. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.