Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
312
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕТИ / УГРОЗЫ / ДЕТИ / INTERNET / INFORMATION SECURITY / NETWORKS / THREATS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гунько Я. С.

В статье рассматривается проблема информационной безопасности детей при использовании сети Интернет; влияние социально-информационных технологий на ребенка; методы решения и мероприятия по предотвращению влияния угроз со стороны Интернета и ЭВМ. Целью работы является анализ поставленной проблемы; выявление основных угроз и их описание, места их проявлений, а также предложение комплексных подходов по устранению проблемы информационной безопасности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF CHILDREN ON THE INTERNET

The article deals with the problem of information security of children using the Internet; the impact of social and information technologies on the child; methods of solutions and measures to prevent the impact of threats from the Internet and computers. The aim of the work is to analyze the problem; identify the main threats and their description, their manifestations, as well as the proposal of integrated approaches to address the problem of information security of children.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

УДК-004.056.53

Гунько Я. С. студент 1 курса, специальности: «Организация и технологии защиты информации», НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-

информационных технологий-ИМСИТ» Россия (г. Краснодар)

Gunko Y. S.

1st year student, specialties: «Organization and technology of information protection», NAN CHOU VO ""Academy of Marketing and Social Information Technologies -IMSIT «Russia (Krasnodar) ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Аннотация: в статье рассматривается проблема информационной безопасности детей при использовании сети Интернет; влияние социально-информационных технологий на ребенка; методы решения и мероприятия по предотвращению влияния угроз со стороны Интернета и ЭВМ.

Целью работы является анализ поставленной проблемы; выявление основных угроз и их описание, места их проявлений, а также предложение комплексных подходов по устранению проблемы информационной безопасности детей.

Ключевые слова: Интернет, информационная безопасность, сети, угрозы, дети.

INFORMATION SECURITY OF CHILDREN ON THE INTERNET. Annotation, the article deals with the problem of information security of children using the Internet; the impact of social and information technologies on the child; methods of solutions and measures to prevent the impact of threats from the Internet and computers.

The aim of the work is to analyze the problem; identify the main threats and their description, their manifestations, as well as the proposal of integrated approaches to address the problem of information security of children. Keywords: Internet, information security, networks, threats, children.

В настоящее время информационная безопасность тесно связана со всей нашей деятельностью, происходящей в жизни. Она, наряду с экологической, государственной, экономической и другими видами безопасности является неотъемлемой составной частью любого современного предприятия, сферы обслуживания, продажи услуг - везде, где участвует человек. В современном мире особенно остро встает проблема того, как правильно вырастить будущее поколение, а самое главное, как обезопасить его от угроз, исходящих, в том числе, и из сети Интернет [1].

За последнее время, в результате значительного возрастания численности пользователей персональных компьютеров - систем ЭВМ, информационная безопасность детей должна стоять на первом месте, и пути решения должны быть самыми эффективными.

Что из себя представляет сам термин Информационная безопасность? Информационная безопасность - состояние, при котором человек не может быть подвержен угрозам (отсутствует риск причинения физического, морального, психологического вреда здоровью), исходящих из различных автоматизированных систем; информация об этом человеке надежно защищена от третьих лиц, а также разработаны все мероприятия, направленные на предотвращение и быстрое устранение появившихся угроз [2].

Стоит выделить основные Интернет-угрозы, с которыми может столкнуться ребенок при использовании компьютера и сети Интернет:

1. Киберзависимость;

2. Заражение вредоносными программами при скачивании файлов и просмотре Интернет-ресурсов. Дети, при использовании компьютера и т.п., могут «подхватить» на своё устройство вредоносное ПО, которое может нарушить работу техники, а также стать предметом хищения денежных и информационных средств;

3. Нарушение нормального развития. Дети сталкиваются с нежелательным контентом, препятствующий нормальному развитию психики ребенка [3];

4. Неправильное формирование нравственных ценностей. Это, в частности: пропаганда неуважения к социальным классам, активное привлечение к высшим и этическим идеалам, противоречащим нормам моральной культуры;

5. Знакомство с человеком, имеющего недобрые намерения.

Абсолютно все представленные риски в полной мере влияют на ребенка

и его не окрепшую психику, что, несомненно, является губительным фактором для всего молодого поколения.

Социальные сети 47%

■ Социальные сети ■ Медиа-массы

■ Интернет порталы ■ Веб-форумы

■ Сайты для детей

Рисунок 1 - Основные места проявления угроз На Рисунке 1 представлены основные места проявления угроз. Как у любой проблемы, существуют так называемые «базы», а именно - то место, откуда она может появиться и представлять опасность:

• На первом месте (47%) - Социальные сети. И это понятно с первого взгляда. Самой распространенной среди детей и молодежи может быть: ВКонтакте, Одноклассники. В этих социальных сетях ведется постоянное модерирование контента, но это не спасает от прямого воздействия на ребенка всевозможных сообщений, содержащих агрессивную речь, шок-контент, угрозы и т.п.

• На втором месте (28%) - Медиа-массы. Это сервисы по предоставлению фильмов, видео, музыки и т.п. Вся проблема лежит в контенте такого типа. Модерация слабо выражена, т.к. большинство сайтов незаконны и распространяют контент, который противоречит законам РФ. Ребенок запросто может увидеть ненадлежащий фильм, картинку, услышать музыку с ярко-выраженной агрессивной и ненормативной речью.

• На третьем месте и, по совместительству, на четвертом (11%) -Интернет-порталы и Веб-форумы. Интернет-порталы могут просто перенаправлять на сторонние сайты с шок-контентом, а Веб-Форумы непосредственно могут создавать, хранить, отправлять такой контент.

• На пятом месте (3%) - Сайты для детей. Они являются самыми менее подверженными для таких угроз. Постоянная модерация и контроль со стороны администрации ресурсов. Но все же, риск всегда имеется даже в самых защищенных местах.

Для того, чтобы ребенок был обезопасен от воздействия на него подобных угроз, можно выделить несколько способов и мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение информационной безопасности:

1. Информирование родителей об угрозах, исходящих из сети Интернет;

2. Установка прокси-серверов, DNS;

3. Создание комплексных подходов по обучению детей пользованию компьютером и Интернетом;

4. Активное усовершенствование технологий по поиску и ограничению контента, нарушающего законодательство РФ и влекущее за собой возможную угрозу для детей в сети Интернет.

Некоторые из предложенных способов хотелось бы рассмотреть немного подробнее:

• «Информирование родителей об угрозах, исходящих из сети Интернет» - непосредственно родители должны, в первую очередь, знать о том, что может ждать ребенка, при использовании персонального компьютера, и, в случае обнаружения угроз, быть первыми, кто поможет ребенку.

• «Установка прокси-серверов, DNS» - очень действенный способ по защите от нежелательного контента и угроз в целом. С помощью данного мероприятия проводятся меры, по установке «барьера» между персональным компьютером ребенка и сетью Интернет. Родители могут сами выставлять, на какие сайты можно заходить, сколько можно проводить времени за компьютером, а самое главное -таким образом можно ограничить выход в Интернет полностью.

• «Создание комплексных подходов по обучению детей пользованию компьютером и Интернетом» - необходимо научить детей пользоваться компьютером и выходом в сеть. На научном языке это называется «Обучение компьютерной грамотности», что абсолютно точно передает смысл данного мероприятия. На классном часу, в общеразвивательных кружках и т.д. нужно проводить беседы на данную тему.

В непростых условиях современного мира все труднее идти в ногу со временем. Дети - будущие активные пользователи различных сетей и персональных компьютеров, а самок главное: наше будущее поколение. Необходимо с ранних лет предоставлять им не только физическую, но и психологическую защиту от угроз, которые могут встретиться на пути у молодого поколения. Говоря об информационной безопасности, хочется привести статистику «Безопасного Интернета», а именно то, что в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что

составляет 18% от всех пользователей, в нашей стране, и эта цифра с каждым годом растет [4]. Для обеспечения безопасности всех этих пользователей, необходимо разработать и, самое главное, правильно использовать те ресурсы, которые могут быть получены для полной и надежной информационной безопасности детей и молодежи в сети Интернет, а также, в большей степени, приобщать детей к занятиям в кружках, спортивных секциях, развивающих факультативов и т.д.

При самых худших вариантах развития событий, в которых все предложенные мероприятия проводиться не будут, или будут, но не должным образом - наше будущее страны будет полностью неправильно сформировано, а также захвачено влиянием Интернета.

Использованные источники:

1. Тимошкин Александр Иванович Защита информации: Учебное пособие / А.П. Жук, Е.П. Жук, О.М. Лепешкин, А.И. Тимошкин. - 2-е изд. -М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 392 с.

2. Информационная безопасность: Учебное пособие / Партыка Т. Л., Попов И. И. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. -432 с.

3. Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А., Семибратов А.М., Смирнов Н.К., Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2015. - 176 с.

4. Обеспечение информационной безопасности [Электронный ресурс] Взрослые проблемы детского Интернета: круглый стол. — Электрон. дан. (1 файл,1 запись). — Режим доступа: http://raec.ru/upload/files/120601-plugotarenko.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.