Научная статья на тему 'Информационная безопасность будущего специалиста как фактор нейтрализации угроз и опасностей производственной сферы'

Информационная безопасность будущего специалиста как фактор нейтрализации угроз и опасностей производственной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
467
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / INFORMATION SECURITY / INFORMATION THREATS / HUMAN FACTOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балашова М. В., Волович Л. А.

Рассматриваются современные требования к специалисту на производстве и его информационная безопасность как фактор, влияющий на снижение аварийности на предприятии. Приводится анализ педагогических подходов к обеспечению информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern requirements of the specialist and his information security are concerned as a factor, that influence the company's accident rate reduction. An analysis of pedagogical approaches to information security is given.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность будущего специалиста как фактор нейтрализации угроз и опасностей производственной сферы»

М. В. Балашова, Л. А. Волович

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ФАКТОР НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ И ОПАСНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

Ключевые слова: информационная безопасность, информационные угрозы, человеческий фактор.

Рассматриваются современные требования к специалисту на производстве и его информационная безопасность как фактор, влияющий на снижение аварийности на предприятии. Приводится анализ педагогических подходов к обеспечению информационной безопасности.

Keywords: information security, information threats, human factor.

Modern requirements of the specialist and his information security are concerned as a factor, that influence the company's accident rate reduction. An analysis of pedagogical approaches to information security is given.

Потребность в безопасности - важнейшая для человека. В Законе РФ «О безопасности» она определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом под жизненно важными интересами личности и общества понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства [1].

С термином «безопасность» тесно связаны термины «угроза» и «опасность». Угроза - есть реальная опасность. В широком смысле угроза безопасности - это потенциальное нарушение безопасности. Угрозы безопасности классифицируют по характеру и представляемой ими опасности: по сфере деятельности (политическая, экономическая, информационная и др.); по источнику угрозы (внутренняя, внешняя); по отношению к человеческой деятельности (объективная, субъективная); по вероятности реализации (реальные и потенциальные); по последствиям (всеобщие, локальные, частные).

Опасность - состояние, при котором возникает возможность причинения ущерба системе (обществу, государству). Под опасностью понимают явления, процессы, объекты, предметы, а также отдельные свойства предметов, способные в определенных условиях нанести вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально-

экономическим системам, техническим объектам, вызывая нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Сами опасности различаются по источникам, действующим силам, объектам их воздействия, а также по уровню развития и степени опасности.

Таким образом, под «безопасностью» понимается отсутствие опасностей или наличие возможностей надежной защиты от них.

Человек в процессе своей жизнедеятельности нуждается в постоянном притоке информации. При этом на него оказывает влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей средой, но и количество, объем, содержание и структура получаемой и перерабатываемой информации. Современный человек погружен в насыщенную и зачастую

агрессивную информационную среду, с которой он не всегда готов эффективно взаимодействовать. Традиционно, необходимую информацию человек получал из непосредственного опыта, личного общения и разнообразных источников информации, но в последнее время доля получаемой из источников информации резко увеличилась. Так что вместе с поиском и переработкой информации возникла необходимость в ее верификации. Таким образом, в XXI веке развитие процесса информатизации породило проблему информационной безопасности человека и общества. Суть этой проблемы состоит в том, что интересы человека и общества определяются состоянием окружающей их информационной сферы. Поэтому преднамеренные или непреднамеренные воздействия на информационную сферу внешних или внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества.

Вопросы информационной безопасности поднимаются на самом высоком уровне. В Доктрине информационной безопасности подчеркивается, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Информационная безопасность Российской Федерации, будучи одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации, оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Под информационной безопасностью Российской Федерации в доктрине понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [2].

Исторически сложилось так, что под термином «информационная безопасность» чаще всего понимается защита непосредственно самой информации от несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее. Многие исследователи для более четкого разделения понятия информационной безопасности в контексте защиты непосредственно самой информации, и информационной безопасности в смысле защиты от информации, применяют термин «информационно-психологическая безопасность».

Понятие «информационно-психологическая безопасность» было введено в научный оборот в 1996 году и на сегодняшний день отличается неоднозначностью трактовки. В самом общем виде информационнопсихологическую безопасность личности целесообразно рассматривать как состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе [3].

Согласно терминологическому анализу, можно утверждать, что понятие «информационнопсихологическая безопасность» является частью понятия «информационная безопасность», а, следовательно, проблема информационно-психологической безопасности является составной частью проблемы информационной безопасности.

В нашем исследовании при определении информационной безопасности мы исходим из утверждения А. А. Малюка, что информационная безопасность - это такое состояние рассматриваемой системы, при котором она, с одной стороны, способна противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних информационных угроз, а с другой

- ее функционирование не создает информационных угроз для элементов самой системы и внешней среды [4]. А под информационными угрозами мы понимаем факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Основными внешними факторами информационной среды, которые могут стать факторами риска и, следовательно, источниками информационной опасности, являются: количество, полнота циркулирующей информации, точность, доступность, своевременность ее поступления; наличие в ней специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние людей.

Исследование показало, что угрозы, исходящие от самой личности (внутренние угрозы), например, такие: неспособность к самостоятельному отбору информации, к ее критической оценке, низкий уровень информационной культуры, восприимчивость к различным информационным воздействиям, недооценка возможностей обучения методам защиты (нейтрализации угроз информационной безопасности)

- влияют на ее профессиональную деятельность, а любая профессиональная деятельность связана с воздействием на человека негативных факторов в виде потоков энергии, вещества и информации, характер-

ных для производственной среды. Источниками воздействия являются технические средства и технологии, коллектив, система организации, определяющая характер взаимодействий в коллективе, а также другие внешние факторы (природные, техногенные, социальные и т.п.). Неспособность человека к контролю, пониманию и противодействию различным проявлениям окружающего мира приводит к возникновению опасности. Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер [5].

Научно-технические революции привели к тому, что человек отдалился от орудий труда и стал управляющей, а не исполняющей частью производства. Это способствовало замене физического труда умственным и привело к увеличению нагрузки на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования действенности работы оборудования и других людей. В современных исследованиях (А.В. Галкин, А.И. Колодко, Е.В. Кловач, С.П. Левашов, Н.А. Махутов, У. Эдвардс, Фу Кинг-Сунь, Ч. Гарг-Янардан и др.) подчеркнута важность человеческого фактора на производстве. Так, согласно статистике, около 80 % аварийных ситуаций по всем отраслям производства возникает по причине человеческого фактора [5, 6, 7, 8].

Понятие «человеческий фактор» в России традиционно связывается с проблемой аварийности, так как именно человек, как правило, является «слабым звеном» в технологической цепи современного производства. Аварии и катастрофы в природнотехногенной сфере приводят к прямым и косвенным ущербам для национальной экономики (до 3-8% ВВП) [9]. Чаще всего под человеческим фактором понимают комплекс психо-физиологических особенностей человека, таких, как восприятие информации, принятие решений, психологические установки и т. п. и его социальных ролей, играющих важную роль в промышленной безопасности и охране труда.

Анализ большинства техногенных и природно-техногенных катастроф показывает, что они определяются тремя основными параметрами и опасными процессами: неконтролируемым выбросом опасных веществ; неконтролируемым выделением опасной энергии; неконтролируемым выделением или разрушением потоков информации [10]. Соответственно, для перевода критически важных объектов в безопасное состояние необходимо снизить возможность неконтролируемых выходов потенциально опасных веществ, энергий и потоков информации. Все это свидетельствует о важности решения вопросов информационной безопасности и самого предприятия, и его сотрудников. Как свидетельствует анализ чрезвычайных ситуаций, человеческий фактор может иметь важное значение для возникновения аварий и катастроф на всех стадиях жизненного цикла технического объекта - при проектировании, изготовлении и эксплуатации.

Интенсивное развитие и внедрение новых, более современных и совершенных принципов работы - это условие повышения конкурентоспособности,

а, следовательно, успешности работы компании. Однако, как отмечают исследователи, установка нового оборудования и переход на более современные технологии - это далеко не все слагаемые успеха. Необходимо, чтобы персонал, выполняющий производственные операции, обладал компетенциями, в полной мере соответствующими новым требованиям, и выполнял производственные операции качественно и безопасно. Исследование причин нарушений норм безопасности показывает, что 40% из них происходят из-за недостаточной квалификации работников [6, 7]. Некоторые исследователи связывают аварийность в первую очередь с неиспользованием достигнутых знаний (около 35 %) или с их недостатком (около 25%), при этом приходят к выводу, что роль недостатка знаний в аварийных ситуациях будет, несомненно, возрастать [9].

Современным компаниям требуются специалисты, которые могут эффективно работать в новых условиях, способны адаптироваться к быстрым изменениям технологий, к постоянному обновлению характера труда, а также повышать собственный профессионализм, с тем, чтобы соответствовать растущим потребностям производства, так как современные программы обучения не успевают за быстрым совершенствованием производственных технологий. Производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях [11].

Переход российского образования на новые государственные стандарты требует от высшей школы совершенствования подготовки будущего специалиста, становления его как профессионала, не только знающего свою профессию, но и легко ориентирующегося в окружающей информационной среде. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, будущий специалист должен знать: основные направления научно-технического развития, методологию научного творчества, правила и нормы охраны труда и безопасности жизнедеятельности, методы и средства обеспечения информационной безопасности объектов профессиональной деятельности. Владеть: методами сбора, обработки, анализа и обобщения научнотехнической информации, передового отечественного и зарубежного опыта, рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации, современными информационными технологиями. Обладать высокой общей культурой. Уметь: приобретать новые знания, ориентироваться в новейших достижениях науки, планировать и проводить теоретические и экспериментальные исследования; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных, вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,

рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями; разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, подготавливать информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию; организовать на научной основе свой труд, анализировать свои возможности, быть способным к переоценке накопленного опыта; осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Современному предприятию необходимы творческие, критически мыслящие и широкообразованные специалисты. Для того чтобы студент был подготовлен к будущей профессии, в высшем учебном заведении создается соответствующая информационная среда. Эта среда, как часть общего информационного пространства, может нести в себе как положительный образовательный потенциал, так и информационные угрозы, связанные с не согласованностью и не контролируемостью информационных потоков.

Анализ методик и подходов к обеспечению информационной безопасности показывает, что в настоящее время ведется активная разработка данной проблематики, так как повышение защищенности от опасностей и выработка способности надежно противостоять им является наиболее эффективным способом обеспечения информационной безопасности.

С обеспечением информационной защиты личности связаны следующие основные направления: защита от манипулятивных влияний; формирование информационной культуры или компетентности. На взаимосвязь и взаимовлияние информационной культуры и информационной безопасности существуют различные взгляды. Сама концепция информационной культуры чрезвычайно продуктивна для разработки проблем информационной безопасности. В ее рамках был разработан подробный перечень информационных навыков, необходимых для безопасного существования человека в современном информационном пространстве.

Некоторые из обозначенных проблем уже стали объектом правового регулирования. Однако важно, чтобы нормы общего и профессионального безопасного информационного поведения находились на уровне самоконтроля, самозащиты. Для этого недостаточно разработать эффективные методы по обеспечению информационной безопасности и по психологической защите личности, необходимо научить человека быть постоянно готовым противостоять информационным угрозам и самостоятельно обеспечивать собственную информационную безопасность.

Современные исследования рассматривают информационную самозащиту чаще всего с точки зрения информационно-психологической безопасности. Но, так как информационная безопасность есть более широкое понятие, чем информационнопсихологическая, то сводить информационную самозащиту только к защите от манипулирования будет не совсем верно.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Человек нуждается в постоянном притоке информации, важнейшие интересы человека, общества и государства определяются состоянием окружающего информационного пространства. Как показали исследования, информационная безопасность будущего специалиста играет большую роль в снижении влияния человеческого фактора на аварийность производства. Большой процент аварий связан с низкой квалификацией инженера совмещенной с негативным влиянием окружающей информационной среды. Информационное пространство вуза как часть общего информационного пространства оказывает мощное влияние на студентов. Это влияние бывает как отрицательным, проявляющимся в виде различных угроз и опасностей, так и положительным в виде целенаправленных методик по формированию способов противодействия данным угрозам и опасностям.

Литература

1. О безопасности. Безопасность и охрана правопорядка: сб. федеральных законов: по состоянию на 20.09.05 г. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2005.

- 223 с.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - М. : Ось-89, 2004. - 47 с.

3. Грачев, Г. В. Личность и общество: информационнопсихологическая безопасность и психологическая защита / Г. В. Грачев. - М. : ПЭРСЭ, 2003. - 303 с.

4. Малюк, А. А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации /

A. А. Малюк. - М. : Горячая линия-Телеком, 2004. - 280 с.

5. Левашов, С. П. Классификация производственных опасностей / С. П. Левашов // Безопасность труда в промышленности. - 2007. - № 11. - С. 64-66.

6. Галкин, А. В. О надежности персонала в обеспечении безопасности и эффективности производства / А. В. Галкин, М. Г. Голубев, А. Ф. Павлов // Безопасность труда в промышленности. - 2005. - № 9. - С.7-9.

7. Колодко, А. И. Повышение качества подготовки персонала для опасных производственных объектов / А. И. Колодко // Безопасность труда в промышленности. - 2007. -№ 5. - С. 13-15.

8. Человеческий фактор. В 6 т. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов : пер. с англ. / У. Эдвардс, Фу Кинг-Сунь, Ч. Гарг-Янардан и др. - М. : Мир, 1991. - 487 с.

9. Махутов, Н. А. Научные исследования и подготовка специалистов по обеспечению защищенности критически важных объектов / Н. А. Махутов, М. М. Гаденин // Машиностроение и инженерное образование. - 2004. - №1. -С. 19-32.

10. Безопасность России: правовой, социально-

экономический и научно-технический аспекты. Информационная безопасность / Ю. Н. Балуевский, А. Е. Гапонов,

B. С. Горбачев и др. - М. : Знание, 2005. - 512 с.

11. Дьяконов, Г.С. Особенности инновационного инженер-

ного образования / Г. С. Дьяконов, В. Г. Иванов, В. В. Кондратьев // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 12. - С. 13-17.

© М. В. Балашова - асп. каф. инженерной педагогики и психологии Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Института дополнительного профессионального образования КНИТУ, moiadres@yandex.ru; Л. А. Во-лович - д-р филос. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Института дополнительного профессионального образования КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.