ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Б.Н. Турдумамбетова, старший преподаватель С.С. Субанбекова, преподаватель
Институт социального развития и предпринимательства (Кыргызстан, г. Бишкек)
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены потенциальные объемы работ по обеспечению информационной безопасности образовательного учреждения. Сформулированы основные направления информационной безопасности образовательных учреждений и определены те аспекты, которые заслуживают наибольшего внимания их руководителей.
Ключевые слова: автоматизированные информационные системы (АИС), образовательных учреждениях, информационная безопасность, информационная система персональных данных.
Скачкообразное насыщение компьютерами системы образования, случившееся в начале 2000-ых годов в Кыргызстане породило целый ряд насущных проблем, связанных с внедрением информационных технологий в образовательный процесс. В результате последние 10 лет основной задачей стало выстраивание информационной образовательной среды. Эта чрезвычайно нужная и важная проблема отодвинула все более частные проблемы на второй план. Сейчас, когда уже можно говорить, о существующей информационной среде в образовательных учреждениях (ОУ), начинают всплывать важнейшие проблемы, оставленные ранее до лучших времен.
Один из самых важных вопросов стоящих сейчас перед ОУ с точки зрения информационных технологий - это вопрос информационной безопасности образовательного учреждения. Целью данной работы является определить потенциальные объемы работ по защите информации, стоящие перед образовательным учреждением общего образования.
С нашей точки зрения, информационная безопасность ОУ включает в себя три больших направления:
- информационная безопасность компьютеров, локальной сети, серверов и информационных систем;
- информационная безопасность персональных данных;
- защита учащихся от доступа к не-
гативной информации.
Все направления требуют серьезной и кропотливой работы. Рассмотрим каждое из них в отдельности.
Информационная безопасность компьютеров, локальной сети, серверов и информационных систем.
Это направление наиболее близко к привычной деятельности специалистов, занимающихся информационной безопасностью. Здесь речь идет о защите от несанкционированного доступа, разграничении прав доступа, защиты от вирусов, и компьютерных атак.
К сожалению, учебное учреждение долго воспринималась как место, в котором работа по защите информации совершенно не требуется. Однако современные образовательные учреждения, имеют парк более из 100 современных компьютеров, объединенных в локальную сеть, файловые и почтовые сервера и используют от 5 до 10 автоматизированных информационных систем (АИС).
Рассмотрим модельное учреждение. За основу возьмем хорошо оснащенный институт, имеющую одно здание, собственную бухгалтерию и использующую информационные системы характерные для Бишкека. Будем считать, что подобный институт, в настоящее время, оснащена следующим образом.
- Два компьютерных класса по 10 машин (10 ученических + 1 профессорско-преподавательская), связанных во внутреннюю локальную сеть.
- Медиатека, в которой расположены 5-10 компьютеров, где могут работать и преподаватели и учащиеся, плюс компьютер библиотекаря.
- 20-25 компьютеров на кафедрах, оснащенных мультимедийными проекторами и иногда интерактивными досками, и имеющих выход в локальную сеть ОУ и через нее в Интернет.
- 2 компьютера на кафедрах. Эти компьютеры предназначены для подготовки к уроку преподавателей, не имеющих своих постоянных кабинетов.
- «Управленческие» компьютеры
- 2 в бухгалтерии
- 5 у ректора, секретаря и проректоров
- 1 сервера и 2 компьютера у инженерной службы.
Таким образом, общий парк машин может составить 60-70 компьютеров и 1 сервера. Часть компьютеров могут быть мобильными (ноутбуки), в том числе мобильным может быть и один из 2-х компьютерных классов.
Подробнее разберем задачи, решающиеся на тех или иных компьютерах.
Компьютеры в компьютерных классах предназначены для обучения учащихся на уроках «основы ИКТ» или интегрированных уроках по иным предметам. Для ведения обучения на данных компьютерах требуется выход в сеть Интернет и установка, требуемых педагогических программных средств (ППС). Занятия ведутся под контролем преподавателя.
Компьютеры в медиатеке предназначены для самостоятельной работы педагогов и учащихся. Компьютеры должны быть подключены к сети Интернет и к институту файловому серверу.
Компьютеры в учебных кабинетах предназначены для подготовки преподавателей к урокам, ведению электронного классного журнала и к работе на уроке с мультимедийным проектором и интерактивной доской.
Компьютеры в кафедрах предназначены для подготовки преподавателей к урокам, ведению электронного журнала.
Компьютеры в бухгалтерии работают
с системой 1С-бухгалтерия и АИС «Госзаказ» (АИС ГЗ)
Компьютер ректора должен быть подключен к Интернету и в нем должен быть настроен официальный электронный адрес учреждения. На компьютере должно стоять специальное ПОдля работы с ЭЦП для АИС ГЗ и АИС «Электронный торги», на нем должен быть доступ к файлам с управленческими документами (приказами, письмами, тарификацией и т.п.) и ко всем основным модулям АИС «Параграф» (Кадры, движение учащихся, журнал, учебный план и т.п.). Компьютер должен быть связан локальной сетью с остальными управленческими компьютерами.
Компьютеры секретаря и проректора тоже должны быть связаны в единую локальную сеть, иметь доступ в Интернет. На них на всех должен быть настроен вход в АИС «Параграф» с соответствующими правами. На компьютере секретаря необходим доступ к БД «Метрополитен» (база студентов, которым положен льготный контракт).
К файловому серверу должен быть доступ у всех компьютеров, правда с возможностью разграничить доступ логически к тем или иным разделам, а на сервере баз данных стоит серверная часть АИС «Параграф».
Компьютеры инженерной службы имеют администраторские права с полным доступом ко всем приложениям.
Все вышеперечисленное говорит о том, что в упрощенном случае локальная сеть учреждения должна быть разбита минимум на 3 сегмента (или домена).
1. Машины, на которых работают студенты (компьютерные классы и ме-диатека). С данных машин должен быть невозможен доступ к базам данных, к преподавательским и административным компьютерам.
2. Кафедральные компьютеры (в учебных кабинетах и кафедрах). Из данного сегмента сети должен быть невозможен доступ к управленческим компьютерам, но требуется выход к АИС «Параграф».
3. Управленческие компьютеры.
Наиболее закрытая часть локальной сети, доступ, к которой из остальной сети строго воспрещен.
Надо отметить, что к файловому серверу доступ должен быть возможен из всех трех сегментов сети, а к серверу баз данных из двух.
На всех компьютерах должно стоять полноценное антивирусное ПО, защищающее от вирусов, троянов, сетевых атак и т.п.
Еще одной немаловажной проблемой является одновременный доступ с компьютеров к информационной системе управления образовательным учреждением (в Бишкеке это АИС «Параграф») и к сети Интернет. В общем случае это крайне нежелательно, но в Бишкеке у образовательных учреждений выход в Интернет происходит через защищенный канал связи единую мульти-сервисную телекоммуникационная сеть (ЕМТС), что нивелирует данную проблему.
Кроме серьезных технических работ, важнейшей задачей являются организационные меры по защите информации, в том числе большой объем бумажной работы. Так необходимы регламенты о работе с локальной сетью, Интернетом, каждой информационной системой. Причем в регламентах должен быть описан порядок действий, запреты и ответственные должностные лица учреждения (в регламентах указываются должности, а не конкретные люди). Администрация учреждения должна выпустить приказы, в которых назначаются ответственные за работу с информационными системами, а также приказ о назначении ответственного за информационную безопасность учреждения. В этих приказах уже указываются конкретные фамилии.
Если бы речь шла о коммерческом предприятии с таким парком машин и объемами информации, стоимость полноценных работ по защите информации исчислялась бы десятками тысяч долларов или сотнями тысяч сомов. На практике деньги на защиту информации в бюджет ОУ не закладываются вообще, и все работы проводятся силами инже-
неров.
Конечно, далеко не все ВУЗы могут похвастаться таким уровнем внедрения информатизации. Но необходимо иметь ввиду, что рассмотренный вариант ВУЗов не является чем-нибудь уникальным, и есть гораздо более сложные случаи:
- когда ВУЗ имеет два, а то и три здания;
- когда внедряется система электронного документооборота;
- когда существует собственная кадровая служба (что не удивительно при более чем 100 сотрудниках);
- когда ВУЗ оказывает множество дополнительных платных услуг, и в этом случае, одно из ключевых подразделений;
- бухгалтерия становится отделом, для которого уже необходимо выделять отдельный сегмент сети и т. д.
Информационная безопасность персональных данных
Начиная с 2006 года Закон КР «О защите персональных данных» любое государственное образовательное учреждение является оператором персональных данных. С этим сложно спорить, поскольку любое учебное заведение хранит у себя персональные данные обучающихся и сотрудников и не только хранит, но и ведет автоматизированную обработку этих данных. В Бишкеке во всех общеобразовательных ОУ имеется АИС «Параграф» с помощью, которого и ведется данная обработка. Но на самом деле, автоматизированная обработка персональных данных ведется и в тех регионах, в которых системы управления ОУ еще не внедрены повсеместно. Если же разбирать ситуацию более пристально, то мы увидим, что существует еще и информация о родителях студентов, с паспортными данными, местом проживания, местом работы, контактными телефонами, испокон веков, заполнявшаяся на анкетах при поступление ВУЗов, а сейчас без раздумий переносящаяся в автоматизированные системы.
Подводя итог вышесказанного можно посчитать, что в институте на 800
студентов хранятся данные на 800 студентов, примерно 1200 родителей (обычное в институте соотношение - в среднем не меньше чем 1,5 родителя на 1 студента) и около 100 сотрудников учреждения. Итого в институте хранятся текущие персональные данные на более чем две тысячи человек.
Много это или мало? С одной стороны, видно, что такое количество данных требует работы по их защите, с другой с точки зрения нормативных документов (Приказы КР, ГКНБ КР, Мининсвязи КР), значения обрабатываемых персональных данных относятся к категории 3 и объем обрабатываемых персональных данных относятся к категории 2 (от 1000 до 100000 записей). А значит информационную систему персональных данных (ИСПДн) ОУ можно отнести к 3 курсу и ограничить работу по защите персональных данных организационными мерами.
Сразу оговоримся, что существуют случаи, когда нельзя говорить о 3 классе персональных данных.
Например, если образовательное учреждение имеет функции районного или муниципального центра, собирающего персональные данные с разных учреждений. В этом случае, даже если число записей не велико, сам функционал сбора, повышает класс ИСПДн до 2-го. Еще один случай повышения курса, когда информационные системы могут содержать данные о заболеваниях, судимостях, политических предпочтениях и т.п. данные. В этом случае надо говорить о 1 курсе ИСПДн.
Во всех вышеперечисленных случаях учреждение не может ограничиться организационными мерами, а должно заказать технические работы по защите персональных данных. Причем, именно заказать, поскольку такие работы осуществляются только при наличии соответствующих лицензий ГКНБ или КРТЭК и требуют серьезного финансирования.
Видно, что перечисленные документы делятся на несколько групп.
я группа приказы по учреждению. Самый важный из приказов - о назначе-
нии ответственных за безопасность ПДн. Одна из типичных ошибок администрации ВУЗов - назначить на эту должность преподавателя информатики или инженера. Но работа по организации безопасности ПДн это работа не столько с техникой, сколько с документами и людьми, а значит разумнее, чтобы отвечал за нее заместитель руководителя. Оптимальным вариантом, нам представляется ситуация, когда над задачей в связке работают заместитель директора и технический специалист (преподаватель информатики). К тому же, именно проректора, а то и только сам ректор, владеют информацией, о том, кто из сотрудников с какими персональными данными и с какими ИСПДн работает.
После выпуска первых приказов, ответственный или, созданная рабочая группа, готовят вышеперечисленный набор документов.
я часть документации это набор перечней, положений и частная модель угроз. Эти документы разрабатываются один раз и надолго. Существенные изменения в них вносятся только в случае добавления ИСПДн или серьезных изменений в организационной структуре ОУ. Эти документы разрабатываются в соответствии с образцами, спускаемыми из органов управления образованием, занимающихся информационными технологиями.
я группа документов состоит всего из двух документов, но зато требует большого объема организационной работы. Это согласие на обработку персональных данных и обязательство о неразглашении персональных данных. После того как эти документы разработаны, согласие необходимо взять у всех субъектов персональных данных - детей, педагогов и родителей. Обязательство о неразглашении подписывается всеми сотрудниками учреждения работающими с персональными данными. Все согласия и обязательства собираются и хранятся в бумажном виде в соответствующих папках и предъявляются проверяющим органам при необходимости. я группа документов - Журналы, ко-
торые должны вестись круглогодично.
Грамотно проведенная работа позволит, не только подготовить необходимый комплект документов для возможной проверки, но и серьезно настроить сотрудников, работающих с персональными данными и ввести персонифицированную ответственность за эти данные.
С каждым годом все больше родителей знают требования к защите персональных данных (и учащихся и своих), а значит, учебное учреждение должна быть готова работать в ситуации жесткого прессинга по поводу автоматизированной обработки персональных данных со стороны родительской общественности.
Системы контентной фильтрации, используемые в ВУЗахКР, делятся на два типа в соответствии с подходом к фильтрации ресурсов.
Системы с белым списком - доступ разрешен только в сайты из белого списка. Это например, Интернет-цензор -разработан в Москве одним из лидеров на рынке интеллектуальных домов -системным интегратором «Интернет-дом» при содействии Фонда поддержки развития общества «Наши дети».
Белые списки составляются экспертами разработчика, с возможностью добавить или удалить сайт из этого списка. Проект предназначен, прежде всего, для родителей, однако сильно пропагандировался в ОУ. Из недостатков можно отметить необходимость устанавливать программу на каждый конкретный компьютер.
Еще один пример, ТЫРНЕТ Прокси -разработан в Санкт-Петербурге, порталом Тырнет. Белый список составляется компанией Тырнет с помощью приглашенных экспертов. Предназначен для родителей, но есть комплексная реализация проекта в школах Приморья. Устанавливается на сервер, через который в ОУ настроен вход в сеть Интернет.
Системы с черным списком-доступ разрешен только во все сайты кроме сайтов из черного спи-ска.Основнымисистемами являются программы разработанные московской
компанией ЦАИР (Центранализа Интернет-ресурсов);
№1РоНсе- более свежий продукт компании ЦАИР.
Вообще ЦАИР наверное единственная компания, чьей основной специализацией является как раз создание систем Интернет-фильтрации различных уровней от домашнего до регионального.
Хуже всего дело обстоит с Обучением учащихся правилам безопасной работы в сети Интернет. По данному направлению нет рекомендованной учебной программы и нет предметов, в рамках которого эту программу можно было бы преподавать. Вести в колледжах с 8 класса в рамках предмета «Основы ИКТ» - поздно, а в предметах ОБЖ (5-6 класс) или «Окружающий мир» (3-4 класс) данные модули не предусмотрены. Стоит надеяться, что подобный модуль может быть введен в данные предметы в ближайшее время.
Альтернативой может быть введение курса с условным названием «Медиабе-зопасность» как факультативного или как курса из регионального или школьного компонентов. Для работы над подобным курсом можно рекомендовать материалы, разработанные компанией Майкрософт и Лабораторией Каспер-ского. С 2006 года ведутся работы по созданию подобного курса (Основы безопасности жизнедеятельности в Интернете или ОБЖИ) в Санкт- Петербурге на базе Информационно-методического центра Петроградского района. К настоящему моменту разработаны методические рекомендации для учителей и рабочая тетрадь для учащихся 5 классов.
Конечно, некоторые изменения к лучшему есть и в этом направлении. Так 1 сентября 2011 года в большинстве школ России начались с урока Медиа-безопасности, что было сделано по рекомендации П. Астахова, являющегося уполномоченным по правам ребенка в РФ. Однако кропотливой повседневной работы в данном направлении практически нигде нет.
Нельзя сказать, что задачи информационной безопасности не решаются в
образовательных учреждениях. Наоборот, по каждому из вышеперечисленных направлений проводятся работы, но в большинстве учреждений работы эти носят фрагментарный характер. Связано это с несколькими ключевыми моментами:
- не выделяется финансирование на работы по защите информации;
- нет единой политики информационной безопасности образовательных учреждений ни у региональных органов управления образованием ни у министерств (комитетов), занимающихся информационными технологиями;
- у администрации образовательных учреждений нет представления о том, что именно и как необходимо защи-
щать.
При этом необходимо отметить, что только комплексная работа по всем вышеуказанным направлениям может привести к решению проблемы защиты информации и созданию безопасной информационной образовательной среды.
Данная работа и является попыткой объяснить необходимость единого и комплексного подхода к информационной безопасности образовательного учреждения и сформулировать положения, которые могли бы стать основой документа формирующего единую региональную или муниципальную политику в области информационной безопасности в образовании.
Библиографический список
1. Закупень Т. Понятие и сущность информационной безопасности, и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ // Информационные ресурсы России. 2009. №4.
2. Столбов А. Обработка персональных данных в медицинских организациях // РС Шеек Кеу1еж ИТ в медицине. 2009. октябрь.
3. Шубинский М.И. Информационная безопасность для работников бюджетной сферы. Учебное пособие / НИУ ИТМО. СПб., 2012.
4. Шафеева Е.Ю. Шубинский М.И. Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ). Методическое пособие / МПСС. СПб., 2010.
5. Становление правительства Кыргызской Республики «О Концепции информационной безопасности Кыргызской Республики» от 22 марта 2005 года №143
INFORMATION SECURITY
B.N. Turdumambetova, senior lecturer S.S. Subanbekova, lecturer
Institute for social development and entrepreneurship (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. This article discusses the potential scope of work to ensure the information security of the educational institution. The basic directions of information security of educational institutions and identifies those aspects that deserve the most attention to their leaders.
Keywords: automated information systems (AIS), educational institutions, information security, information system of personal data.