Научная статья на тему 'Информационная база прогнозирования, требования к статистическим данным'

Информационная база прогнозирования, требования к статистическим данным Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1416
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НАЛОГИ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / FINANCIAL PLANNING / FINANCIAL FORECASTING / BUDGETARY PROJECTION / TAXES / THE BUDGET / THE FINANCIAL PLAN / MACROECONOMIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попков Сергей Юрьевич

В предполагаемой статье раскрываются основные требования к финансовому прогнозированию, анализируется современная налоговая система, а также основные характеристики бюджета. Значительное внимание уделяется изучению организации процесса анализа и прогноза налоговых доходов и макроэкономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The INFORMATION BASIS of the PREDICTION, the REQUIREMENTS FOR STATISTICAL DATA

In the follow article there were considered the basic requirements to financial forecasting, analyzed the modern tax system, and also the basic characteristics of the budget. Considerable attention has been devoted to studying of the organization of process of the analysis and the forecast of tax incomes and macroeconomic indicators.

Текст научной работы на тему «Информационная база прогнозирования, требования к статистическим данным»

18. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

18.1. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ К СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ

Попков Сергей Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент Кафедры Финансы и кредит Московского городского университета управления Правительства Москвы.

sergey -grant@yandex.ru

Аннотация: В предполагаемой статье раскрываются основные требования к финансовому прогнозированию, анализируется современная налоговая система, а также основные характеристики бюджета. Значительное внимание уделяется изучению организации процесса анализа и прогноза налоговых доходов и макроэкономических показателей.

Ключевые слова: финансовое планирование, финансовое прогнозирование, бюджетное проектирование, налоги, бюджет, финансовый план, макроэкономические показатели.

THE INFORMATION BASIS OF THE PREDICTION, THE REQUIREMENTS FOR STATISTICAL DATA

Popkov Sergey Yurievich, candidate of economic Sciences, associate Professor of Department of finances and credit of the Moscow city of the University of management of the Moscow Government.

sergey -grant@yandex.ru

Annotation: In the follow article there were considered the basic requirements to financial forecasting, analyzed the modern tax system, and also the basic characteristics of the budget. Considerable attention has been devoted to studying of the organization of process of the analysis and the forecast of tax incomes and macroeconomic indicators.

Keywords: Financial planning, financial forecasting, budgetary projection, taxes, the budget, the financial plan, macroeconomic indicators.

В данный период государственная налоговая политика приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков без учета их реальной платежеспособности и в недостаточно эффективных способах его осуществления. В результате, развитие теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметились тенденции массового уклонения от уплаты налогов. Сложившиеся технологии управления процессом налогообложения стали базироваться исключительно на идее борьбы с «неплательщиками налогов», «недоимщиками», «не сдающими отчетность» и «нулевиками».

Вместе с тем, в условиях современных рыночных отношений необходимо, чтобы налоговая система была справедливой, эффективной и доступной для понимания. Сложившиеся сегодня отношения между обществом и органами государственной власти, обеспечивающими взимание налогов, должны быть уже не только фискальными, но и партнерскими.

В указанных условиях особое значение приобретает грамотное государственное планирование и прогнозирование объемов налоговых потоков, оперативное

решение в ходе указанных непрерывных процессов тактических задач в налоговой практике, выработка четкой государственной налоговой стратегии. При этом одной из функций государства по-прежнему остается поддержание стабильного роста поступлений налоговых платежей, однако, обеспечение достаточного объема доходов бюджета становится уже не только залогом финансового благополучия страны, ее обороноспособности, но и основой для реализации и финансирования новых социальных программ и системы мер, направленных на повышение уровня налоговой культуры и правосознания граждан.

В целях достижения непрерывности цикла финансового планирования, создания системы финансового обеспечения последовательного решения задач стратегического, среднесрочного и текущего управления на определенном территориальном уровне и, в частности, более обоснованного и экономически выверенного, преемственного из года в год бюджетного проектирования в качестве материалов входной информации для разработки проекта бюджета на очередной финансовый год и на среднесрочный период целесообразно использование:

- основных параметров и формата среднесрочного прогноза социально-экономического развития;

- входной информации, используемой в рамках бюджетного процесса, которая:

- изначально имеется в динамике за продолжительный ретроспективный период, в полном, обработанном и репрезентативном виде в распоряжении подразделений финансового органа территории, занимающихся разработкой бюджета;

- основывается на постоянно (периодически) уточняемых данных, как плановых или прогнозных, так и отчетных (фиксирующих степень достижения плановых или прогнозных установок);

- может рассматриваться как аналитическая, позволяющая прямо или косвенно, логически или процедурно перейти к разработке среднесрочного финансового плана;

- основных принципов и задач разработки среднесрочного финансового плана, которые во многом аналогичны тому, что предопределяет бюджетное проектирование.

Все перечисленное выше соответствует основным требованиям к прогнозированию и выбору параметров среднесрочного финансового плана в процессе ввода информации.

Налоговое прогнозирование призвано оценивать не только генерируемые поступления налогов и сборов в бюджетную систему, но и последствия трансформации законодательства, проводить анализ динамики объема выпадающих доходов, проводить оценку задолженности по налогам и сборам.

При прогнозировании поступления налоговых платежей первостепенное значение приобретает анализ основных факторов, которые определяют динамику налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Предлагаемый подход к прогнозированию налоговых поступлений повышает заинтересованность налоговых органов в собираемости налогов и сокращения недоимки, так как предполагает максимально возможную мобилизацию текущих и прогнозируемых платежей в бюджет.

Процесс формирования финансовых планов на разных уровнях должен быть адаптирован к конкретным требованиям территорий и механизму их реализации,

при этом на уровне муниципальных образований данный процесс сопряжен с осуществляемой в настоящее время реформой местного самоуправления. Местные органы власти зачастую не могут проводить собственную экономическую, социальную политику из-за необеспеченности бюджетов на уровне муниципальных образований собственными источниками доходов, так как в значительной степени они зависят от федерального и регионального финансирования. Поэтому при принятии параметров бюджета на три года, определением на среднесрочную перспективу объемов бюджетных трансфертов, выявлением тенденций развития экономики территории у местных органов власти появляется возможность проведения самостоятельной социально-экономической и финансовой политики на уровне муниципального образования.

Под исходными данными понимаются количественные показатели, используемые финансовым органом города Москвы для расчёта прогнозных показателей налоговых поступлений.

Исходными данными для формирования бюджета города Москвы на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана являются:

а) роспись утверждённого бюджета на текущий год;

б) данные о фактическом исполнении бюджета региона за предыдущий финансовый год на основании отчёта;

в) показатели среднесрочного прогноза социально -экономического развития региона;

г) данные, содержащиеся в стратегическом плане развития города;

д) финансовые нормативы, утвержденные Бюджетным кодексом РФ и нормативными актами высшего исполнительного органа государственной власти территории;

е) прогнозируемые объемы предоставления государственных и муниципальных услуг, представленные в натуральном выражении.

Под сведениями, необходимыми для формирования доходной части бюджета понимается информация, используемая финансовым органом города при расчёте основных показателей бюджета.

Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов - это сведения о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве, о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой; о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.

Составление бюджета основано на:

1) Бюджетном послании Президента РФ;

2) прогнозе социально-экономического развития территории на финансовый год;

3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год;

4) прогнозе сводного финансового баланса по территории на финансовый год;

5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета

К сведениям, необходимым для формирования бюджета на очередной финансовый год, относятся:

- политические приоритеты, заявленные Президентом Российской Федерации, главой исполнительной власти города;

- сведения о действующем на момент начала разработки бюджета налоговом законодательстве и основных направлениях налоговой политики на среднесрочную перспективу;

- нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- виды и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;

- нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, определённые федеральным законом о государственных минимальных социальных стандартах.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году и уровень инфляции (темп роста цен).

Показатели прогноза среднесрочного социальноэкономического развития региона определяются исполнительным органом государственной власти, ответственным за экономическое развитие региона на основе:

- оценок соответствующих показателей социальноэкономического развития Российской Федерации;

- стратегического плана развития территории;

- политических приоритетов, заявленных исполнительной властью региона на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу.

Показатели прогноза среднесрочного социальноэкономического развития региона подразделяются на:

а) макроэкономические показатели;

б) показатели, отражающие сценарные условия развития региона.

К основным макроэкономическим показателям относятся:

- Курс доллара США;

- Валовый региональный продукт (ВРП) в сопоставимых ценах;

- Индекс-дефлятор ВРП;

- Индекс потребительских цен (в среднем за год);

- Зависимость прироста курса доллара США от инфляции;

- Темп роста курса доллара США к предыдущему году;

- Темп роста ВРП к предыдущему году;

- Темп роста минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ) к предыдущему году;

- Темп роста стоимости основных фондов к предыдущему году;

- Темп роста прожиточного минимума к предыдущему году;

- Темп роста фонда оплаты труда с выплатами социального характера к предыдущему году.

В целях повышения эффективности прогнозных расчётов могут быть использованы другие показатели.

Показатели, отражающие сценарные условия развития города определяются исполнительной властью региона в целях обеспечения многовариантности прогноза на основе:

- стратегического плана развития территории;

- политических приоритетов, заявленных исполнительной властью региона на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу.

К основным показателям, отражающим сценарные условия развития региона, могут быть отнесены:

- расчётные коэффициенты, отражающие возможные оценки по получению доходов на среднесрочную перспективу;

- расчётные коэффициенты, отражающие объёмы государственных нужд, финансируемых за счёт средств региональных бюджетов;

- расчётные коэффициенты, отражающие возможные оценки по получению средств из бюджетов вышестоящего уровня (федеральный бюджет);

- расчётные коэффициенты, отражающие изменение нормативов отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В целях повышения эффективности прогнозных расчётов в качестве сценарного условия развития региона могут быть использованы другие показатели, при условии:

- наличия их формализованной взаимосвязи с расчётными показателями налоговых поступлений;

- влияние данных показателей на выбор того или иного варианта прогноза;

- возможность адекватного прогноза показателей на среднесрочную перспективу на основе сведений, доступных финансовому органу при формировании налоговых поступлений.

В целях повышения точности прогнозов налоговых поступлений финансовый орган может осуществлять комплексную оценку показателей, используемых при формировании доходов бюджета, получаемых им от других органов в процессе формирования, уточнения и корректировки проекта бюджета.

При оценке финансовым органом показателей, используемых при формировании среднесрочного финансового плана, последние проверяются на непротиворечивость, и соответствие требованиям по допущениям, принятым при прогнозировании.

При неудовлетворении вышеперечисленным требованиям, финансовым органом осуществляются мероприятия по анализу допущений и сценарных условий, принятых при прогнозировании налоговых поступлений, результатом которых являются:

- возможные уточнения оценок прогноза макроэкономических показателей, выполненных экономическим органом региона для Правительства региона;

- предложения по расширению спектра используемых при формировании прогноза налоговых поступлений макроэкономических показателей;

- возможные уточнения по методикам прогноза налоговых доходов

Кроме того, в основу прогнозирования налоговых поступлений должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Неотъемлемой частью прогнозирования налоговых доходов должен стать анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствие товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам.

Прогнозы налоговых поступлений должны быть ориентированы на долгосрочную перспективу, стимулируя

тем самым предсказуемые на длительный период интересы, мотивации и поведение налогоплательщиков.

Возможная схема организации процесса анализа и прогноза налоговых и доходов и макроэкономических показателей в финансовом органе города Москвы представлена на рисунке 1.

Данные из отраслевых органов исполнительной власти региона

Данные из прочих доставе рных источников

Процесс ввода исходных д энных для прогнозирования налоговых поступлений

Баз а данных об исполнении бюджета региона за ряд пет

Процесс хранения исходных данных для прогнозирования налоговых доходов

Выявление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зависимости

данных

(корреляция.

кластерный анализ

и т.п.)

Анализ устойчивости зависимости на среднесрочном горизонте прогнозирования

Комплексная оценка макрозкономическ И.хпоказателей на основе иммитационных моделей баланса экономик в СНС

Трендовые,

регрессионные

динамические и др

модели

прогнозирования

Процесс использования данных для построения прогнозов налоговых поступлений

Рисунок 1. Схема организации процесса анализа и прогноза налоговых доходов и макроэкономических показателей в финансовом органе города Москвы

Список литературы:

1. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М.: НОРМА, 2004.

2. Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2004.

- 240с.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - ред. на

29.12.2004. -ст. 172

4. Теория статистики: Учебник. / Под ред. Р.А. Шмойловой.

- М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. -М.: Финансы и статистика, 2004

Reference list:

1. Krohina U.A. Russian finantional right. - М: NORMA, 2004.Stiglitz G. A steep dive. America and the new economic order. M. 2011.

2. Bocharov V. V. the Financial analysis. - SPb.: Peter, 2004.

- 240p.

3. The budgetary code of Russian federation. - . on

29.12.2004. -p. 172

4. The statistics theory: the Textbook. / under the editorship of R. A. Shmojlova. - М: the Finance and statistics, 2002.

5. The finance: the Manual / Under the editorship of A.M.Kovaleva. - М: the Finance and statistics, 2004

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата экономических наук Попкова С.Ю.

«Информационная база прогнозирования, требования к статистическим данным»

Статья посвящена вопросу оценки потенциала информационной базы прогнозирования и используемых для этого статистических данных в современной российской практике. Автор объективно обосновал различия между уровнями прогнозирования доходов и расходов бюджетов, и указал на качественные различия в целеполагании, статистических основах и условий прогнозирования доходов и расходов для федеральной, региональной и муниципальной социально-экономических систем.

Совершенно справедливо в рецензируемой статье рассматриваются проблемы согласования вышеназванных уровней прогноза, и указывается на недостаточную проработанность возможностей прогнозирования муниципальных бюджетов в первую очередь с позиций составления бюджетов развития, а не реализации фискальной составляющей налогообложения. Не всегда полная согласованность в предъявлении требований к статистическим данным, сложность их сопоставления нарушают, по справедливому замечанию автора, требования справедливости, эффективности и доступности процедур взимания налогов и мешают построению не фискальных, а партнерских взаимоотношений между органами государственной власти и бизнесом. Предложения, разработанные в статье, направлены в первую очередь на устранение этого базового дисбаланса.

Попков С.Ю. ограничивает свой анализ перспективами построения взвешенных и согласованных среднесрочных прогнозов на всех уровнях, что представляется вполне обоснованным, так как подобная система долгосрочного прогнозирования в условиях волатильности современной экономики, может оказаться оторванной от реалий социальноэкономического развития.

Обращает на себя внимание и представленная в завершении статьи схема организации процесса анализа и прогноза налоговых доходов и

макроэкономических показателей в финансовом органе города Москвы, которая может стать основой для дальнейших научных разработок и сама по себе представляет несомненный научный интерес. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что статья Попкова С.Ю. на тему «Информационная база прогнозирования, требования к статистическим данным» может быть рекомендована к публикации в журнале, рекомендованной Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Декан факультета повышения квалификации Всероссийской государственной налоговой академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.