Научная статья на тему 'Информационная асимметрия на рынке труда выпускников вузов'

Информационная асимметрия на рынке труда выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная асимметрия на рынке труда выпускников вузов»

УДК 331.53 ББК 65.01

ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Т.И. Безденежных, В.В. Шапкин

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21

Исходным пунктом классической экономики является рациональность поведения экономических субъектов. При этом предполагается свободный и равный для всех доступ к необходимой для принятия рационального решения информации. Вместе с тем широко распространенным и неотъемлемым признаком экономической жизни является асимметрия информации, оказывающая существенное влияние на функционирование рынков и поведение экономических субъектов. Асимметрия информации - это ситуация, когда некоторые экономические субъекты обладают большей долей рыночной информации, чем остальные. Экономическая сущность информационной асимметрии - различие возможностей экономических агентов в доступе к объективно существующей информации. Затрудняя рациональное поведение экономических агентов и порождая дополнительные трансакционные издержки, асимметрия информации приводит к снижению общественного благосостояния и неэффективному функционированию рынков. Часто она становится причиной ограничения конкуренции и появления монопольной власти.

Из предложенных в научной литературе классификаций информационной асимметрии отметим четыре классификационных основания: 1) по времени протекания (предконтрактный и постконтрактный); 2) по предмету информационной асимметрии (проявление асимметрии в отношении предмета сделки, в отношении ее параметров, в отношении характеристик участников сделки, в отношении действий участников сделки); 3) по характеру возникновения информационной асимметрии (спровоцированная участниками сделки, имеющая внешний характер); 4) по влиянию на экономических агентов (затрагивающая одну из сторон сделки, затрагивающая обе ее стороны, затрагивающая третьих лиц, не участвующих в сделке, затрагивающая агентов по определенному критерию) [1].

Эффекты, генерируемые асимметрией информации, в экономической теории принято называть неблагоприятным отбором и моральным ущербом. Первый представляет собой разновидность предконтрактного оппортунизма: это выделение в качестве потенциальных партнеров по контракту те экономических субъектов, выбор которых является наименее предпочтительным в данной ситуации. Моральный ущерб олицетворяет постконтрактный оппортунизм - возможность извлечения дополнительной выгоды одной из сторон рыночных отношений в ущерб другой стороне уже после заключения сделки благодаря сокрытию или скрытому использованию имеющейся у нее информации.

На рынке труда можно наблюдать все основные формы асимметрии информации. Практически с информационной асимметрией мы имеем дело всегда, когда речь идет о найме на работу: фирмы как покупатели рабочей силы мало знают о деловых качествах нанимаемых работников. Каковы в действительности знания, навыки и компетенции тех, кого они принимают на работу, удается выяснить только после некоторого периода трудовой деятельности работника. Однако сами продавцы рабочей силы имеют полное представление о своих компетенциях и способностях. Завышая в представляемом резюме или на собеседовании свои способности, работник создает для нанимателя ситуацию неблагоприятного отбора, ограничивая его возможности принять на работу в фирму реально более конкурентного претендента. Отметим, что и работник нередко может оказаться в ситуации неблагоприятного отбора, когда наниматель скрывает информацию о реальных условиях труда или обещает завышенные стимулирующие выплаты или социальный пакет.

Эффекты асимметрии на рынке труда сильно влияют на общественную эффективность, становясь причинами безработицы, снижения производительности и эффективности труда, трудностей в поиске квалифицированных кадров, поэтому эта проблема требует большего внимания исследователей и практиков. Находя способы повышения эффективности информационного обмена на рынке труда, можно тем самым обеспечивать рост эффективности всего рыночного хозяйства. Преодоление асимметрии на рынках может при-сходить путем извлечения недостающей информации на основе сигналов, благодаря сигнализированию. Сигнализирование - это наличие или распространение общедоступных (легальных) сведений, позволяющих судить о качестве объекта рыночной сделки. Сигналы о качестве могут быть результатом целенаправленной экономической политики, проводимой государством или независимыми организациями потребителей и производителей на рынках с асимметричной информацией. Чем эффективнее действуют сигналы о качестве, тем более полно преодолеваются эффекты асимметрии информации. Примерами таких сигналов на рынке труда являются уровень образования претендента на занимаемую должность, официально подтвержденная квалификация (класс, разряд и т.д.), профессиональный опыт (стаж работы).

Действие сигналов об уровне образования на рынке труда претендентов изучал американский экономист М.Спенс [М.Брепее], который предложил модель сигнализирующего равновесия [2]. По условию модели на конкурентном рынке труда (признаком его является соответствие равновесной зарплаты уровню предельного продукта) предлагают свои услуги два типа работников - высокопроизводительные, предельный продукт которых равен МРЬ и низкопроизводительные, предельный продукт которых равен МР2. Доля высокопроизводительных работников в общей численности претендентов составляет Ь, а доля низкопроизводительных соответственно - (1-Ь). Так как и те и другие работники выступают в роли совершенно заменяющих друг друга факторов производства, производственная функция фирмы, нанимающей сотрудников, имеет вид: 0(Ьь Ь2) = МР^^Ц + МР2*Ь2, где ^ - числен-

ность высокопроизводительных («хороших») работников, а Ь2 - численность низкопроизводительных («плохих») работников.

Если бы информация о трудовых качествах работников была симметричной, полностью известной как нанимателю, так и претенденту на должность, то фирма могла бы легко различить тех и других и, исходя из соображений эффективности, назначила бы каждой категории работников зарплату на уровне предельных продуктов: Wl = МР1 и W2 = МР2. При этом Wl > W2. Но в условиях асимметрии информации фирме необходимо найти основание для разграничения двух категорий работников и назначения им разной заработной платы. Спенс предлагает в качестве такого основания (сигнала) рассмотреть уровень образования работников, измеряемый продолжительностью (количество лет) послешкольного обучения (в учреждении НПО, СПО, ВПО).

Пусть у высокопроизводительных работников он составляет N лет и N

- у низкопроизводительных, причем N > N Понятно, что получение образования сопряжено с явными и неявными издержками, общая величина которых за один год будет различаться у рассматриваемых категорий работников: с1 -у первых и с2 - у вторых. По предположению Спенса, высокопроизводительным работником обычно становится способный ученик, ему обучение дается легко (например, не требуются репетиторы), поэтому для него среднегодовые затраты на обучение будут меньше, чем у низкопроизводительного работника

- менее способного ученика. Графики функций издержек получения образования рассматриваемыми категориями работников с1К и с2К изображены на рис.1. На этом же графике указаны уровни зарплаты, которые предложит фирма нанимаемым работникам исходя из ее представления о связи уровня образования и предельном продукте работников каждой категории.

С^

W'

W1

С2= с2К

С1= с^

0 N0 N

Рис. 1. Раздельное сигнализирующее равновесие на рынке труда

В предложенной модели Спенс вводит упрощающее предположение, что образование не влияет на производительность труда, т.е. годы обучения служат лишь сигналом об имеющихся постоянных способностях. Условия сигнализирующего равновесия в модели М. Спенса следующие: работники принимают решение о том, какой уровень образования является для них оптимальным, и несут соответствующие издержки по его достижению. При этом полученный уровень образования является единственным сигналом, ко-

торый позволяет им претендовать на получение более высокой зарплаты. С другой стороны, фирма, которая совершенно не осведомлена об истинной производительности труда потенциальных работников, составляет вероятностные представления относительно связи между наблюдаемым сигналом -сроком послешкольного обучения - и неизвестными трудовыми качествами работников и, исходя из этого, формулирует свои предложения по заработной плате.

В этом случае работникам надо определить, каким должно быть оптимальное количество лет послешкольного образования, а фирме надо решить, какую зарплату назначить работникам с разным уровнем образования. При оптимальном количестве лет обучения выигрыш работников от получения образования в модели М.Спенса, измеряемый превышением зарплаты «хороших» работников над зарплатой «плохих» работников, должен превышать издержки, вызванные расходами на образование, т.е. W1 - W2 > с1* N и W1 - W2 > с2 * N 2 . Отсюда получаем, что оптимальный уровень образования N0 должен удовлетворять следующему условию:

- ^^2)/ с2 < N0 <^1 - ^^2)/ с1.

Уровень образования N1 = N 0 выберут все «хорошие» работники, ведущие себя рационально, так как для них выгоды превышают издержки: W1 - W2 > ^N0. Для «плохих» работников уровень образования N0 не будет рациональным, поскольку в этом случае их выгоды оказываются меньше затрат на образование: W1 - W2 < с2*^. Для них будет рациональным уровень образования N = 0, поскольку, даже проучившись любое меньшее N0 количество лет, они не смогут претендовать на зарплату W1. То есть им выгоднее отказатья от продолжения образования после школы.

Рассмотренный тип равновесия с разрывом функции дохода W(N) в точке N0 носит название разделенного сигнализирующего равновесия, поскольку работники с хорошими трудовыми качествами самостоятельно совершают выбор по приобретению сигнала с целью отделить себя в глазах работодателей от работников с плохими трудовыми качествами. Получаемое разделенное сигнализирующее равновесие оказывается неэффективным с точки зрения общества. Причина этой неэффективности в том, что, «покупая» сигнал, «хорошие» работники извлекают частную выгоду в виде более высокой заработной платы, но их инвестиции в получение сигнализирующего уровня образования не приносят общественной выгоды, поскольку, согласно условиям модели, не изменяют их производительности, а значит, и не влияют на объем выпуска фирмы.

Другой возможный тип сигнализирующего равновесия - объединенное сигнализирующее равновесие. В этом случае работники с разными трудовыми качествами делают одинаковый выбор - получают одинаковый уровень образования, хотя издержки при этом у каждой категории работников различны. В этом случае сигнал оказывается неинформативным, и фирма предлагает всем работникам одинаковую среднюю зарплату, равную W = МР1*Ь + МР 2 (1 - Ь). Если подобная ситуация устроит фирму и наемных работников, то проблемы неблагоприятного отбора не возникнет, поскольку

максимизирующая прибыль фирма произведет эффективный объем выпуска, как и в случае, если бы она могла четко разграничить работников по их трудовым качествам. Но с общественной точки зрения объединенное сигнализирующее равновесие тоже неэффективно, так как «хорошие» работники получат меньше, чем они заслужили, а «плохие» работники - больше.

Видим, что сигнализирование об уровне образования на рынке труда не приводит к общественной эффективности, т.е. сигнализирование не является универсальным средством для улучшения функционирования рынков с асимметричной информацией. Требуются иные механизмы для снижения асимметрии информации. Эта проблема особенно актуальна в свете задач, поставленных на заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны 23 декабря 2013 г. о повышении общественной производительности труда.

Рассмотренная проблема особенно актуальна для молодых специалистов - выпускников профессиональных образовательных учреждений. Располагая ограниченным набором инструментов для преодоления информационной асимметрии в отношении потенциальной производительности выпускников, работодатели не склонны нанимать их на позиции, требующие высокой квалификации, избегая тем самым возможных рисков. Исследование зависимости заработной платы выпускников санкт-петербургских вузов через различные интервалы времени после окончания вуза от качества образовательных услуг не установило устойчивой зависимости будущих зарплат специалистов от денежных затрат на обучение. Это, как отмечает И.Н.Курмышев [1], подтверждает вывод о серьезном влиянии информационной асимметрии на функционирования рынка труда выпускников. Понятно, что в этой ситуации важное значение для работодателей имеет бренд, престижность университета или наличие с определенными университетами долговременных договорных отношений. Последнее эквивалентно эффекту вертикальной интеграции для снижения рыночных трансакционных издержек.

Проблема трудоустройства молодых специалистов становится еще более актуальной в связи с тем, что высшее образование в стране практически становится всеобщим: число мест приема в вузы превысило количество выпускников средних общеобразовательных школ. Поэтому для работодателей при выборе все более значимым фактором становится, наряду с дипломом о профессиональном образовании, стаж работы претендентов. Это проявляется в динамике трудоустройства выпускников после окончания образовательного учреждения и нивелировании размера зарплаты, устанавливаемой работодателями в зависимости от уровня образования (числа лет обучения) работника. Эта новая ситуация на рынке труда обусловила рост доли студентов дневных отделений, совмещающих учебу с трудовой деятельностью. Сегодня уже 46% студентов, обучающихся в бакалавриате, имеют работу, что соответствует среднемировому показателю. При этом российские студенты предпочитают работать сразу на рабочих местах по получаемой профессии (специальности), получая при этом меньшую зарплату по сравнению с той, которую они получали бы, работая барменами или продавцами. С.Ю. Рощин, основы-

ваясь на данных российского мониторинга социально-экономического положения и здоровья населения, делает вывод о том, что работа во время обучения облегчает переход от учебы к трудовой деятельности после окончания вуза, существенно снижая период безработицы и страхуя от низких зарплат в первый период работы молодого специалиста [3].

Сегодня отсутствуют модели, описывающие эту ситуацию и ее влияние на снижение информационной асимметрии на рынке труда Исключением является исследование А.Ю. Апокина, в котором выявлено несоответствие между рассмотренной выше классической сигнальной моделью и наблюдаемыми стилизованными фактами на рынке труда студентов и выпускников и установлено влияние эффекта сообучения на структуру равновесий в модели образовательных сигналов с добровольным выявлением типа агента [4].

Можно выделить несколько заинтересованных групп, со стороны которых могут предприниматься действия по снижению информационной асимметрии на рынке труда. К их числу относятся сами выпускники, работодатели, вузы и органы власти, ответственные за проведение социально -экономической политики. Выпускники, как уже сказано, снижают информационную асимметрию, подавая сигналы, позволяющие стороне спроса узнать о потенциальной их квалификации через имеющийся опыт профессиональной трудовой деятельности претендента. Образовательные учреждения воздействуют на представления работодателей о выпускниках через изменения в образовательной политике и государственных образовательных стандартах, через увеличение собственной информационной прозрачности в аспекте качества подготовки специалиста. Со стороны работодателя такие меры прежде всего включают механизмы просвечивания и фильтрации. Важное место в этой работе занимает система сертификации специалистов предприятий и выпускников образовательных учреждений.

Задача государства - обеспечить возможность реализации описанных механизмов, в том числе в формате программ стимулирования активности всех заинтересованных групп по преодолению информационной асимметрии. Большое значение имеет публикация государственными органами данных статистики рынка труда (уровень безработицы, заработной платы и др.), сведений об изменениях в законодательстве, касающихся трудовых отношений, информация СМИ об условиях труда в различных компаниях и отраслях экономики. Все эти данные позволяют и работодателям, и кандидатам (в том числе выпускникам) лучше ориентироваться на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курмышев И.Н. Информационная асимметрия и рынок труда: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб.: СПбГУ, 2012.

2. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Под ред. И.Е Рудаковой. М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Рощин С. Ю. Переход «учеба - работа»: омут или брод?: Препринт / Высшая школа экономики // Проблемы рынка труда. Серия WP3. 2006. № 10.

4. Апокин А.Ю. Модель сигналов на рынке труда с учетом студенческой занятости и эффекта сообучения: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: ВШЭ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.