УДК 33 Рау Н.И., Антипин И.А.
Рау Н.И.
студент, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)
Научный руководитель: Антипин И.А.
доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: использование новых информационных технологий позволит повысить эффективность работы исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, снизить временные и финансовые затраты на межведомственное взаимодействие. Информационно-коммуникационные технологии играют ключевую роль в управлении государством. ИКТ - это одна из базовых частей управления в настоящее время, будь то предоставление государственных услуг населению страны или освещение актуальных тем через средства массовой информации.
Ключевые слова: органы власти, субъект РФ, ИКТ, информатизация, электронное правительство, СМИ, Интернет.
С приходом «цифрового века» развитие современного общества уже невозможно представить без информационных технологий. Сферу
государственного управления также не обошла стороной волна «информатизации».
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, среди которых можно выделить компьютерное оборудование, программное обеспечение, сотовая связь, электронные медиа, мультимедийные средства, а также Интернет [3]. Изучая научную литературу, особое внимание хочу остановить на работе профессора Ивана Александровича Антипина. Автор выделяет процессы качественных изменений в содержании социально-экономического развития субъектов РФ. «Существенное изменение содержания и форм социально-экономического развития регионов Российской Федерации обусловливает функциональные и структурные изменения во всей системе управления экономическими процессами. В связи с этим в практике регионального управления все большее распространение получают новые управленческие технологии и инструменты социально-экономического развития, основанные на использовании комплексного, стратегического подхода [2].
К таким новым управленческим технологиям я бы несомненно отнесла и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые составляют основу роста эффективности государственного управления и формируют цифровую информатизацию Свердловской области. Обозначая проблематику информатизации органов региональной власти, докажем этот аспект через базовый фактор эффективного применения ИКТ в органах государственной власти субъекта РФ.
Информатизация Среднего Урала, «просачиваясь» в работу органов государственной власти субъекта РФ, как базовый фактор эффективности применения ИКТ, концентрирует, в первую очередь, «амбассадоров» в цифровой среде. Ключевыми ИКТ, составляющими основу роста эффективности государственного управления, являются электронные ресурсы оперативного и
бесконтактного взаимодействия власти и населения. Это лидеры - «Электронное правительство» и интернет-СМИ Свердловской области.
«Электронное правительство» — это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением [1].
Говоря об информатизации органов государственной власти субъекта РФ на примере Свердловской области, необхоимо сказать об официальном сайте Правительства Свердлвоской области, как одного из главных источников «Электронного правительства» (рисунок 1).
Я г——д-ь Е* ЙКЖДи- вит
Рис. 1. Официальный сайт Правительства Свердловской области.
Первые предпосылки к развитию «Электронного правительства» были еще в Советском Союзе, но не получили должного развития. Принято считать, что США и Великобритания являются активистами в сфере информатизации государственного управления. Англичане планомерно и последовательно проводили политику предоставления услуг гражданам и бизнесу со стороны государства через «Интернет». Особенность внедрения заключается в том, что
тактический курс рассматривает все используемые в стране онлайн технологии: электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес - не как самостоятельные отдельные сферы деятельности, а как вплетенную, взаимозависимую совокупность этих технологий - основа перехода к цифровому обществу. Такие меры позволяют обеспечить предоставление услуг бизнесу и гражданам, повысить эффективность и открытость государственного аппарата, снизить расходы налогоплательщиков.
В России именно активное использование «Электронного правительства» начало внедряться с 2011 года. Развитие информационных технологий происходит не только на федеральном уровне, но и на уровнях субъектов, например, в Свердловской области. В 2013 году правительством Свердловской области была разработана концепция развития единой информационно-коммуникационной инфраструктуры Свердловской области до 2016 года [4]. В концепции обозначен ряд намеченных мероприятий, для улучшения качества работы с информационными технологиями: развитие ИК-инфраструктуры, охватывающей исполнительные органы государственной власти Свердловской области, реализация пилотного проекта по запуску единого каталога сервисов в одном из исполнительных органов государственной власти Свердловской области, начало оказания услуг оператором инфраструктуры в соответствии с регламентами технической поддержки, утвержденными Министерством транспорта и связи Свердловской области. Реализация настоящей концепции позволит:
- повысить качество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде,
- успешно развивать информационные системы органов государственной власти Свердловской области,
- унифицировать требования и регламенты эксплуатации ИКТ,
- создать рабочие места для специалистов с высоким уровнем компетенции в сфере информационных технологий и связи,
- сформировать правовые предпосылки для дальнейшего инновационного развития Свердловской области с использованием ИКТ.
Уже сейчас можно наблюдать внедрение указанной концепции в систему государственной и муниципальной службы. Обратимся вновь к истокам. Активное внедрение программы началось в 2011 году. Исследование реакции на переход к «Электронному правительству» сотрудников региональных органов власти Свердловской области показало, что основные проблемы связаны с институциональным сопротивлением «инновациям сверху» и недостаточным вовлечением исполнителей в процесс инноваций. Несмотря на столь ценные (и регулярно повторяющиеся) советы реальный процесс внедрения «Электронного правительства» постоянно упирался на организационное сопротивление. Эти барьеры удалось преодолеть со временем. Свердловская область поднялась с аутсайдеров до так называемой «золотой середины». Проанализируем подробнее.
Во второй половине 2011 года был составлен рейтинг по проекту ориентированных фундаментальных исследований Уральского отделения Российской академии наук № 11-7-01-СГ. Уточню, рейтинг регионов, внедряющих систему «Электронное правительство». Итоговые рейтинги составляются один раз в два года. Рейтинг 2011 года субъектов Уральского федерального округа представлен далее (таблица 1).
Таблица 1. Рейтинг субъектов Уральского федерального округа по уровню внедрения «Электронного правительства» в 2011 г.
Субъект федерации Место по РФ - 1 мая 2011 г. Место по РФ - 1 июня 2011 г. Место по РФ 1 октября 2011 г. Место по РФ 1 января 2012 г.
Тюменская область 9 14 12 11
Ямало-Ненецкий АО 22 15 16 8
Курганская область 55 35 45 42
Ханты-Мансийский АО 32 62 15 5
Свердловская область 35 69 25 37
Челябинская область 49 72 46 40
Свердловская область тогда (в 2011 году) стартовала как один из 7 пилотных регионов. Однако этот статус не помог достичь высоких показателей. Согласно рейтингу субъектов Российской Федерации по уровню внедрения «Электронного правительства», который публикует «Центр прикладной экономики» (г. Москва) на основе анализа состояния фронт-офиса, по итогам 2011 года Свердловская область занимала 37 позицию по России в целом, а по Уральскому федеральному округу - 5. В электронный вид в Свердловской области было тогда переведено 25 услуг (для сравнения, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре к концу 2011 года было переведено в электронный формат почти в 2 раза больше - 45 услуг). Далее, в 2019 году Свердловская область заняла 72 место из 85. А вот в 2021 году мы уже видим значительный прорыв вверх. По итогам рейтингования 2021 года Свердловская область заняла 41 место из 85.
Особого внимания в вопросе информатизации Свердловской области, как базового фактора эффективности применения ИКТ в органах государственной власти субъекта РФ, заслуживают и интернет-СМИ. Отмечу, что в Свердловской области на сегодняшний день наблюдается интересная тенденция - сокращение
количества зарегистрированных традиционных СМИ Среднего Урала. При этом интернет-СМИ этой тенденции не коснулось, так как в «цифровой» век ИКТ становятся явными лидерами процессов информатизации общества. Приведу статистику, на основе данных Управления Роскомнадзора по УрФО (таблица 2).
Таблица 2. Количество зарегистрированных СМИ в Свердловской области
2010 год 2020 год 2021 год
1747 СМИ 571 СМИ 543 СМИ (из них 350 -это интернет-СМИ)
Как неоднократно подчеркивает особую роль СМИ губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев, что СМИ должны быть не только критиками, но и партнерами государственной власти в достижении общей цели - укреплении позиций Свердловской области, обеспечении опережающего развития региона. Цитата: «Мы не получим опережающего развития региона, если не обеспечим позитивную динамику по всем направлениям, обозначенным в 11 приоритетных национальных проектах. Причем, эта работа должна быть командной. Для успеха важно обеспечить единство и согласованность действий всех её участников - исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций, партийных структур, средств массовой информации», - подчеркнул Евгений Куйвашев на открытии Медиафорума в Екатеринбурге [5]. Традиционно талант и профессионализм уральских масс-медиа не только признается, но и получает заслуженную высокую оценку на всероссийском уровне. Журналисты Свердловской области становились неоднократными победителями многих престижных всероссийских конкурсов и фестивалей: «Патриот России», «ТЭФИ-регион», «Панацея» и другие. А в 2019 году Свердловская область была признана одним из лидирующих регионов по качеству медиасферы. Критерии оценки развитости медиасферы содержат 48 индикаторов по 5 главным направлениям. Это, прежде всего, среда, в которой
работают средства массовой информации. Также, учитывается активность заинтересованных групп: власти, бизнеса, общественных организаций. Немаловажным считается аудитория и ее восприимчивость, а также состояние самих СМИ. Учитывается и разнообразие медиаконтента. Интегральные и частные индексы рассчитаны на основе публичной региональной и федеральной статистики, экспертных оценок, а также массового соцопроса во всех регионах страны [5]. Так, по результатам исследования все регионы России делятся на четыре класса, в зависимости от уровня развития СМИ. Свердловской области присвоена высокая оценка А, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и т.д. Всего в лидирующей группе оказались 11 регионов. Этот рейтинг субъектов по уровню развития медиаресурсов утвержден ежегодным «Индексом развития медиасферы», который составляется Комитетом гражданских инициатив и фондом.
Вернемся к статистическим данным. Мы видим, что некоторые СМИ укрупняются, объединяются или закрываются, в связи с новыми веяниями времени. Стала возрастать роль интернет-СМИ. Интернет-СМИ как новый вид медиа (средство) появились в результате развития информационно-коммуникационных технологий и интернета, сопутствующих этому процессу изменений информационно-коммуникативного пространства, а также структурных и содержательных преобразований в медиа и средствах массовой информации. В настоящее время интернет-СМИ занимают заметное место в системе средств массовой информации. При этом их роль в такой системе постоянно возрастает. Связано это с тем, что интернет глобально перестроил матрицу всей системы СМИ в глобальном, национальном и региональном масштабах, которая пополнилась качественно новыми СМИ, вещающими в «мировой паутине».
Определения интернет-СМИ в работах разных авторов разные. Более комплексно отражает современную инфраструктуру интернет-СМИ типология, предложенная А.В. Казаковой [4], где в качестве основания деления
используется пересечение двух параметров - характер медиаконтента и тип бизнес-модели интернет-ресурса:
-Интернет-дайджест (сборка новостей или статей из других источников), -Информационное интернет-СМИ (по большей части собственная информация): информационное агентство, сетевая версия оффлайнового (традиционного) СМИ, СМИ, выходящие только в интернете (интернет-журнал, интернет-газета), портал, представляющий организацию, компанию.
Активная работа по всем фронтам, особенно через интернет-СМИ (самыми востребованными среди населения в век цифровизации и высоких технологий) должна вестись, в первую очередь, через заинтересованные и структурные подразделения органов государственной власти субъектов РФ. Пресс-службе, а в частности, Департаменту информационной политики Свердловской области, необходимо стремиться через все информационно-коммуникационные технологии продвигать положительный имидж региона, конкретных представителей власти, повышать медиарейтинг, реализовывать информационную и коммуникационную функции как одной из главных задач информационной политики. И в этом огромную лепту играет успешно реализующаяся информатизация Свердловской области, что и требовалось доказать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" [электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ .№313-П от 15.04.2014;
2. Антипин, И. А. Региональное стратегическое планирование и управление: теоретические и методологические основы: монография / И. А. Антипин, под науч. ред. Н. Ю. Власовой, М-во науки и высш.образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. -Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2021. - 237 с;
3. Гулаков, Ю. Г. Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления. // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 69-71;
4. Казакова, А.В. Электронные СМИ: понятие и особенности. //Научная статья [электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-smi-ponyatie-i-osobennosti/viewer;
5. Официальный сайт Департамента информационной политики Свердловской области: [электронный ресурс] - Режим доступа: https://dip.midural.ru/news/show/id/242
Rau N.I., Antipin I.A.
Rau N.I.
Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)
Scientific advisor: Antipin I.A.
Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)
INFORMATIZATION OF SVERDLOVSK REGION AS BASIC FACTOR OF EFFECTIVENESS OF USE OF INFORMATION
AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC AUTHORITIES OF SUBJECT OF RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the use of new information technologies will improve the efficiency of the executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation, reduce the time and financial costs of interdepartmental interaction. Information and communication technologies play a key role in government. ICT is one of the basic parts of governance at the present time, whether it is the provision ofpublic services to the population of the country or the coverage of current topics through the media.
Keywords: authorities, subject of Russia, ICT, informatization, e-government, mass media,
Internet.