ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2007 Юридические науки Выпуск 8 (13)
ИНФОРМА ТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
С.Е.Гасумова
Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул.Букирева, 15
Рассматриваются социальные аспекты государственной политики в области информационных ресурсов в контексте анализа проблемы обеспечения открытости и общедоступности государственных информационных ресурсов.
В современных условиях информационные ресурсы государства или отдельного региона должны рассматриваться как стратегически важная социально-экономическая категория, сопоставимая по значимости с природными ресурсами. Социальные аспекты данной проблемы, по убеждению проф. К.К.Колина, заключаются в том, чтобы создать в обществе такие условия, которые стимулировали бы носителей живых знаний к их отчуждению и фиксации в формализованном виде, пригодном для широкого социального использования [5. С. 102]. Для того чтобы эффективно использовать информационные ресурсы, необходимо точно знать, где именно они находятся, кто ими владеет и кто в них заинтересован, а также насколько эти ресурсы доступны и подготовлены для практического социального использования.
Рассмотрим социальные аспекты государственной политики в области информационных ресурсов.
Целями государственной политики в области информационных ресурсов являются обеспечение для общества и всех его членов:
• достаточности информационных ресурсов;
• доступности информационных ресурсов;
• достоверности информационных ресурсов [Там же. С. 116-117].
Конституция Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими
© Гасумова С.Е., 2007
его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Каждому гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [7].
Вообще, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» [27] информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными (и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений). Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными (ст. 10). Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
При этом крайне важно, что существует целый ряд информационных ресурсов, доступ пользователей к которым не может быть ограничен органами власти ни при каких обстоятельствах. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных
объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
В ст. 12 гарантируется реализация права на доступ к информации из государственных информационных ресурсов. Так, все пользователи (граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам. Более того, они не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация с ограниченным доступом). В свою очередь, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций. Они должны также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес (пример информирования граждан в печатной форме о региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей - на рис. 1).
В законе подчеркивается, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного
контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Действительно, стратегическим направлением государственной политики информатизации общества сегодня является перевод всех социально значимых информационных ресурсов общества в электронную форму и обеспечение их доступности для граждан, в том числе на основе удаленного доступа в сетевом режиме. Именно это должно позволить многочисленным пользователям находить необходимые им ресурсы, осуществлять компьютерный анализ и обработку разнообразной информации при помощи новых информационных технологий [5. С. 104].
Новые информационные технологии предоставляют новые возможности обеспечения доступности и открытости социальной информации для общества. Информатизация отраслей социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры, социального развития - должна служить формированию «человеческого капитала», воспитанию всесторонне развитой личности. Должен сокращаться разрыв в удовлетворении потребностей между социальными группами, что особенно актуально в условиях культурного и имущественного расслоения российского общества, когда в среднем на один миллион жителей приходится только один театр, на 100 тыс.- одна библиотека, а разница в доходах наиболее и наименее обеспеченного населения достигает 150%.
Сегодня в соответствии с российским законодательством открытость и доступность общественному контролю, объективное информирование общества выступают одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы [27]. Однако на практике информационная доступность управленческих структур социальной сферы отстает от других отраслей, оставляя желать лучшего. Например, в рейтинге информационной открытости органов власти за июль - август 2003 г., опубликованном в «Российской га-
зете», ведомства культуры, образования, эта проблема, по мнению специалистов, бу-труда и социального развития получили дет ключевой для населения.
ЛДМИНЙСТРА11ИЯ DFPIiiCKOW ОБЛАСТИ
KOM.-IIH I L! ЗНЩИ В NjJtLb! .-.^¡кй
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Мы псненцем вам!
1:егк:+напьмый ÍSHÉ ДГпНЫК ? ДеГЯЙ, ftía pwv^cnfrü
r:n^í:iiMí- Гч: II- -IÜM '-Тй t.i:ji;--:h.Li4 ¿i:.- ьл|к ку-ik'! к., ¡jiuf^W I.VA
:■ I:J|.iijyL__-" i fiL^j
tcr а К =.; roncELi ■¡.■■-инэзить t^ama. Ван по м.щйятс.я итеуЦув! l>inдокумент! <-ц) аашкманив октана рпаки и пэпачитагьсгеа пс ¡лжггу Ь5вшвтз промслымкд
О БОЗиа»ЬО(ЛИ íbrTb!ÍC4HOÍ4lTWHMki;
, .-viíirnrüin:'!" 'iriii!'ijfx:Lij.'!ii.:i;jMi/Nr!iin:?:^iw^iMiii>:ii!i и Гл. . 1: |чми:
-^¡MI^M-m ЕЗДоувдфня: ^ :n;aBKS.c У6&--Э Pi.íítu йэддаанкш jotdoiooth 1Й5явЯввйг1ПЁГЩ ny<ic копня
ло^п^^л! ¡i-и i ■ y.xiij
J w:mhi Слп^ц^ ü ís и ¿uiin.'.í.fiii^'.'.vLibiM ¡ iur.¿H|j hih-.:
маета и-пегьетБЗ ¡m^ aoK^.ioi--. подтгеся^ющи? гк-ав; «■ос-за-ности -¡а х-нлса
,.' ^МЯЙЕг Op гНОь Ei-VTpiHH№: 'Л йЩуТСТЕИМ Á'HÜUJ Mí yr.iHü.lt-h-lif
пркгтуппб-иепртгивжкг-ш 'ТизщсроЕЬ? грЕ^аан;
KV.IH¡IHIV;IÍ^: ^икмглсии:1 íj¿g^!f:r: IIнмп mu uy LMIHI ;I~i.I rrm пгмс^ ЯР ii|i:k|j/i .iKinH!i.i;ni:j >•■ .:nufj, .t.írj ¡jiijj^iii wt iibk h.
paütvHüa.
■J к-олир глцг,стпг .rnv: ::ririnn;<: ■■
J ili :к>л!7.чч1ыми1 .'LUMO-DtllOíbiKyiür^bHf:.
С указанHhiMM дсшуме-нтвми ^Ерпи.:яйтееь в чиллитет по защите ripaa детей эппэрятэ эдминист^ации-Перископ об пас™ "" |г. Пермь, ул, ЛенимД. 3"¡, ЬР.Е>. Í02C. 1022; твгйгЬИНЫ для УйвцтоПИийм -44. 235-13-21. 235-13--72).
■HLiLi lL.vhL^'it ¡H,"Li,í.JV'1ii'::M,'i¡bVH :.l gfjrouú tW Л :Г\1 ь: I ч H: Lfí JCCVÍL'ÍISJ^Í, i.'.'.H&llir
■r.w.'í- .YILin.l L1 fity 'AV fiSE^S^' O1-1 í'-. l1- Kr,V:hMy.;>,iHVH
Областная tienen а я программа «Семья и дети Прикамья-*
Рис. 1. Информационный материал о региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, распространявшийся в Пермской области в 2005 г.
экспертную оценку 5 баллов из 9, здравоохранения (на тот момент отдельного министерства) - 3 балла.
Пробелом в законодательстве является особенно актуальный для социальной сферы вопрос соотношения открытости и общедоступности информации и возможности получения за нее оплаты с пользователей. Например, в большинстве регионов на сайтах органов власти есть платные разделы, и
Социально значимые телерадиопрограммы и издания в целях улучшения информационного обеспечения населения Российской Федерации с 1996 г. соответствующим постановлением правительства [19] отнесены к продукции для федеральных государственных нужд. Расходы, связанные с их оплатой, предусматриваются в федеральном бюджете.
С 2002 г. началась реализация Федеральной целевой программы «Электронная
Россия (2002-2010 годы)». Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий является одной из задач Федеральной целевой программы «Электронная Россия» [20]. В программе отмечается, что открытые информационные системы пока недоступны для граждан с невысокими доходами, а также существенно ограничена возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, бюджетными организациями, местными средствами массовой информации, органами государственной власти и местного самоуправления.
Для решения этих задач предусматриваются мероприятия по двум направлениям: содействие развитию общей телекоммуникационной инфраструктуры страны и создание пунктов подключения к общедоступным информационным системам. Значительная часть средств, выделяемых ежегодно на «Электронную Россию», направляется именно на создание компьютерных сетей в бюджетных организациях и пунктов доступа в Интернет в российской глубинке. Пункты доступа создаются на почтах, в учебных заведениях, в библиотеках и уже сейчас их количество достигает более 13,5 тыс. по России [22]. Проект «Кибер-Почт@» по развертыванию сети пунктов коллективного доступа в Интернет предусматривает помощь специалистов всем желающим вне зависимости от возраста и уровня знания компьютерных и интернет-технологий. Доступ в Интернет с помощью «КиберПочты» должен позволять гражданам вести поиск работы, получать дистанционное образование, заказывать товары в электронном магазине. Желающим помогут также завести собственный электронный адрес, распечатать электронные письма, газеты или нужный материал из сети Интернет. К 2010 г. программой «Электронная Россия» предусмотрено открытие таких
пунктов уже во всех отделениях почты [13. С. 2].
В перспективе, на наш взгляд, целесообразно было бы использовать опыт США, где, к примеру, будки с терминалами компьютерной сети в рамках проектов «круглосуточная мэрия» устанавливаются также в продовольственных магазинах, торговых центрах и других общественных местах. Причем подобная информационно-справочная система функционирует круглосуточно и бесплатно [6. С. 218].
Вообще, следует признать, что первоначально ФЦП «Электронная Россия» достаточно косвенно затрагивала социальную сферу. Однако мониторинг отношения общественности к программе, проведенный Всероссийским центром исследования общественного мнения в 2003 г. [16. С. 6], показал приоритет для населения именно мероприятий социальной направленности, таких как телемедицина, дистанционное образование, обучение компьютерной грамоте, создание возможностей для доступа к глобальной сети - например, бесплатных интернет-пунктов. За обеспечение прозрачности государственной власти высказались более 40% россиян. В результате разработчики пришли к выводу о некоторых недоработках программы и необходимости придания ей «социального характера» путем выделения конкретных проектов, нацеленных на удовлетворение насущных потребностей как общества в целом, так и отдельных граждан. К ним отнесены федеральные проекты «Телемедицина», «Дистанционное обучение», федеральная система оперативного контроля состояния природных ресурсов и опасных объектов и комплекс проектов по реализации концепции «электронного правительства» [26. С. 13].
Перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования (в том числе в сети Интернет на официальных сайтах) утвержден постановлением Правительства РФ в 2003 г. [17]. Постановление обязывает федеральные органы исполнительной власти путем создания информационных ресурсов обеспечить доступ граждан к информации о своей
деятельности и осуществлять размещение указанных информационных ресурсов своевременно и регулярно. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления также рекомендуется обеспечить доступность информации по вопросам ведения для граждан с учетом данного Перечня обязательных для размещения сведений.
В России разработаны также Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и Концепция управления государственными информационными ресурсами, направленные на формирование государственных информационных ресурсов и обеспечение их открытости и широкого социального использования. Текст этих документов доступен на сайте Министерства РФ по связи и информационным технологиям
http://www.minsvyaz.ru/.
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., разработанная в 2003 г., провозглашает, что основной целью применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование «электронного правительства», ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.
В концепции сформулированы приоритеты использования информационных технологий в области социально-экономического развития, в частности: • в сфере здравоохранения - повышение качества медицинской помощи на основе систем мониторинга состояния здоровья населения, систем анализа существующих и перспективных потребностей населения страны в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, систем персонифицированного учета медицинских услуг, внедрения технологий телемедицины и др.;
• в сфере образования - повышение эффективности системы планирования, мониторинга и контроля объемов и структуры подготовки специалистов, качества образовния, деятельности бюджетных образовательных учреждений. повышение доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения и электронных учебников и др.;
• в сфере социальной защиты, адресной помощи, трудоустройства и миграции человеческих ресурсов, трудовых отношений и условий труда - повышение оперативности и качества реагирования на обращения граждан, совершенствование механизмов анализа, прогноза и мониторинга рынка труда, повышение эффективности предоставления социальных пособий на основе принципа адресности, создание единого государственного регистра населения;
• в сфере культуры - оптимизация сети учреждений культуры и искусства, создание системы учеты культурных ценностей и др.
Обеспечение информационной открытости, согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., должно осуществляться путем создания:
• интернет-ресурсов, содержащих информацию о деятельности органов власти, а также предоставления доступа к ним граждан и организаций;
• единой системы навигации по интернет-ресурсам органов государственной власти;
• инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности федеральных органов государственной власти;
• систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения
• и др.
К числу наиболее значимых государственных информационных ресурсов Концепция управления государственными ин-
формационными ресурсами относит следующие массивы информации:
1) Библиотечные ресурсы около 150 тыс. библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек имеют автоматизированные информационные технологии и базы данных.
2) Архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн ед. хр., в том числе в непосредственном ведении Росархива - свыше 193 млн ед. хр. и несколько сот баз данных.
3) Информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федерального и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также государственные предприятия отраслей материального производства.
4) Информационные ресурсы Государственной системы статистики, включающие информационные фонды по отраслям статистики, информационные фонды интегрированных баз данных, Единый государственный реестр предприятий и организаций, первичную статистическую информацию.
5) Государственные информационные ресурсы правовой информации, сосредоточенные в Минюсте России и ФАПСИ, подведомственных им центрах правовой информатизации, а также разнообразные ресурсы судебных органов.
6) Информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней, включающие массивы социальной и управленческой информации.
Концепция управления государственными информационными ресурсами рекомендована Правительством Российской Федерации для использования при разработке федеральных программ по формированию общедоступных государственных информационных ресурсов. В документе отмечается, что для органов власти всех уровней остается характерным отсутствие ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Это способствует
сохранению закрытости и недемократичности российской власти. Информационные ресурсы являются необходимым условием эффективной деятельности во всех сферах жизни общества. Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования на рубеже XX-XXI вв. становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.
Совершенствование правовой базы процесса информатизации управления социальной сферой на основе принципа информационной открытости способствует повышению эффективности самого управленческого процесса в результате вовлечения в него общественности, обеспечению обратной связи с населением, привлечению внимания к социальным проблемам и в конечном итоге - достижению социальной стабильности в обществе.
Перейдем к рассмотрению формирования и развития единого информационного пространства в социальной сфере России и Пермского края в условиях информатизации.
Анализ тенденций процесса информатизации современного общества свидетельствует, что в XXI в. происходит формирование единого мирового информационного пространства, которое будет основано на развитии глобальных информационных систем и удаленном доступе к базам данных различного назначения. Включенность той или иной страны в это мировое информационное пространство, а также уровень развития собственного национального информационного пространства будут двумя важнейшими необходимыми условиями для вступления на путь ускоренного развития.
Сегодня четко просматривается совершенно новая глобальная проблема информационного неравенства различных стран мирового сообщества. Многие развивающиеся страны в будущем перейдут в категорию отсталых, не войдя вовремя в единое мировое информационное пространство.
Суть проблемы информационного неравенства или цифрового разрыва (digital divide), по мнению акад. РАН, проф. К.К.Колина, заключается в том, что возни-
кающая в процессе информатизации общества новая высокоавтоматизированная информационная среда оказывается в различной степени доступной для отдельных людей, организаций, регионов и стран мирового сообщества [6. С. 264]. Например, по статистике 90% землян не имеют доступа к Интернету. В июне 2006 г. по данным ComScore в мире было 713 млн пользователей Интернета старше 14 лет. При этом почти каждый четвертый из них (153 млн) был американцем. Еще 78,3 и 18 млн живут в Китае и Индии. Еще 238 млн - в 10 следующих мощных странах, последней из которых оказалась Россия (хотя цифра 11,4 млн пользователей по России занижена минимум вдвое) [2. С. 7]. По официальным российским данным по итогам 2005 г. в России было 22 млн пользователей сети Интернет [11. С. 1, 3].
Для России проблема информационного неравенства также остро встает при формировании национального информационного пространства. Это объясняется неравномерностью процесса информатизации внутри страны. Удаленные от центральных областей периферийные регионы существенным образом отстают в информатизации, что не позволяет улучшать жизнь населения, повышать социальную стабильность, развивать культуру, образование и науку на современном уровне. К примеру, в 2006 г. в России все еще остаются нетелефонизиро-ванными более 46 тыс. сел и деревень [30. С. 11]. Кроме того, существенную роль играет разрыв в доходах между различными социальными группами. По данным опроса центра Левады в сентябре 2006 г., домашний компьютер есть у 22% россиян, среди них 33% москвичей. А Интернетом пользуются хотя бы раз в неделю лишь 10 и 28% соответственно. Мобильные телефоны есть у 58% россиян и 70% москвичей [2. С. 7]. По данным ВЦИОМ, наиболее активные «интернетчики» - обеспеченные россияне с доходом на одного человека более 5000 руб. в месяц [31. С. 7].
В 1995 г. по поручению Правительства РФ была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресур-
сов. Эта Концепция предполагала разработку и реализацию целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей информатизации российского общества на основе скоординированного развития его национальных информационных ресурсов.
В Пермском крае в 2003 г. была утверждена Концепция политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области [18]. В ней сформулировано определение единого информационного пространства Пермской области, которое, на наш взгляд, можно трактовать и применительно к России в целом.
Единое информационное пространство - это совокупность взаимоувязанных государственных, муниципальных, корпоративных и частных информационных систем и ресурсов, телекоммуникационных систем и сетей, размещенных на территории России, и комплекс обеспечивающих систем.
Главной целью формирования и развития единого информационного пространства в Пермской области является создание условий для развития социальной сферы и экономики области, повышения эффективности работы органов государственной власти области и органов местного самоуправления за счет широкого примененеия информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности.
Основные компоненты единого информационного пространства России - это:
1) информационные ресурсы, содержащие подготовленную для социального использования информацию;
2) информационная инфраструктура общества, обеспечивающая возможность использования этих ресурсов [5. С. 107108].
Под информационной инфраструктурой общества понимают совокупность организационных структур (государственных, региональных, ведомственных), обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам [Там же. С. 338].
Важное значение имеет обеспечение доступности единого информационного пространства для всех без исключений социальных групп. Например, в российском законодательстве уделяется особое внимание реализации прав инвалидов в условиях информатизации, их информационному обеспечению. Решению проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями в информационной среде призваны способствовать указ Президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27 июля 1992 г. №802 и постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» от 7 декабря 1996 г. №1449. В нем говорится о важности таких мероприятий, как совершенствование учета и отчетности по проблемам инвалидности и инвалидов; поддержка Правительством Российской Федерации редакций, издательств и предприятий полиграфии, осуществляющих выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов и по проблемам инвалидности; увеличение выпуска кино- и видеопродукции с субтитрами для глухих; разработка долгосрочной государственной комплексной программы научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов, включающей создание национального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, региональных центров информации и исследований по проблемам инвалидности; образование Национального центра информации и исследований по проблемам инвалидности и инвалидов.
В указанном постановлении Правительства РФ регламентируются мероприятия по организации скрытого субтитрирования общественно значимых, информационных и других телепрограмм, в том числе освещающих проблемы социальной интеграции инвалидов в общество, по развитию сурдоперевода разножанровых общественно значимых и информационных телепрограмм для инвалидов с нарушением слуха, по выпуску кино- и видеопродукции с субтитрами, подготовке теле- и радиопрограмм пуб-
лицистической, образовательной, научно-познавательной и культурно-просветительной направленности, адресованных инвалидам, и программ по заявкам инвалидов, поддержке периодических печатных изданий и выпуску специальной литературы для инвалидов и т.п.
Для социальной сферы принципиальную важность имеют такие компоненты единого информационного пространства, как единое информационно-правовое, единое научно-образовательное и единое информационно-культурное пространство. Благодаря усилиям государства эти сферы формируются достаточно активно в последние годы.
Концепция правовой информатизации России была утверждена указом Президента еще в 1993 г. [8]. Формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, является глобальной задачей. Удобное распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшим достоинством в окружающем нас мире. Современная информационная система должна давать гражданам уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы.
Между тем на сегодняшний день крайне остро ощущается дефицит даже элементарных информационно-юридических услуг, который наряду с другими факторами оказывает весьма серьезное негативное влияние на общественное правосознание и правопорядок в России. Отсутствие развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан возможности эффективно участвовать через демократические институты в принятии решений из-за недоступности информации.
Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования
информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.
В федеральных и региональных органах государственной области на сегодняшний день создана и эксплуатируется единая автоматизированная система сбора, обработки и распространения текстов нормативных документов в электронном виде.
Однако без решения проблемы создания системы обеспечения свободного доступа всего населения к правовой информации формирование правового государства и гражданского общества в России невозможно. Как отмечает Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Т.И.Марго-лина, недоступность информации о действующем законодательстве, юридическое невежество порождают правовой нигилизм и нестабильность в обществе [4. С. 31-36]. Граждане должны иметь возможность получать информацию о своих правах и обязанностях. С 1998 г. в Российской Федерации начала реализовываться межведомственная Программа формирования общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек [12. С. 9-23].
Целью этой программы было создание системы доступа граждан к правовой информации, существующей сегодня не только на бумажных носителях, но и в наиболее оперативной и удобной для использования электронной форме. Услуги публичных центров правовой информации адресованы прежде всего тем гражданам, для которых приобретение собственного компьютера и дорогостоящей юридической базы данных по определенным причинам невозможно -учащимся, студентам, пенсионерам, домохозяйкам, начинающим предпринимателям. Эти категории населения получили реальную возможность оперативно и бесплатно ознакомиться с законодательством в условиях формирования правовых основ общества новой России. В настоящее время сеть публичных центров правовой информации включает около 1200 пунктов, расположенных в библиотеках - единственных учреждениях социально-культурной сферы, доступных для всех. В Пермской области публичные центры правовой информации созданы на базе 66 библиотек [23. С. 64-157].
Единая образовательная информационная среда в России стала активно развиваться с 2001 г., когда начала реализовы-ваться федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», действовавшая до 2005 г.
Единая образовательная информационная среда должна обеспечивать:
• единство образовательного пространства на всей территории страны;
• повышение качества образования во всех регионах России;
• сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
• создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
• создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
В настоящее время работы по информатизации сферы образования и созданию единого образовательного пространства продолжаются в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и приоритетного национального проекта «Образование» [15].
В Пермском крае в соответствии с распоряжением губернатора от 5 декабря 2000 г. № 709 создание и обеспечение функционирования единого регионального информационного научно-образовательного пространства является основной целью развития информатизации системы образования и науки. Этот процесс ориентирован на интеграцию имеющихся в регионе средств информатизации в системе образования и науки. Базовый элемент информационного пространства составляет региональная распределенная информационная система образования и науки. Целью создания региональной распределенной информационной системы образования и науки является объединение разрозненных и разнородных фрагментов информационного поля системы образования и науки региона в единое общедоступное информационное поле.
Формированию единого информационно-культурного пространства сегодня на
федеральном уровне уделяется пока недостаточно внимания. Единой государственной программы в этой сфере до сих пор не существует. А между тем, используя информационные технологии, возможно кардинально повысить качество жизни всего населения России независимо от места проживания, удаленности от промышленных и культурных центров. Например, доступность культурных ценностей жителям нашей страны характеризуют такие цифры: по статистике в среднем по РФ на один миллион жителей приходится только один театр, на 100 тыс.- одна библиотека, россияне тратят на свое культурное развитие лишь 220 руб. в год. В сельской местности ситуация значительно хуже, чем в городе: две трети российских сел вообще не имеют даже никаких киноустановок и библиотеки.
В таких условиях создание общедоступных государственных информационных ресурсов по социальной и культурной проблематике (например, виртуальных музеев и электронных библиотек) должно стать одним из приоритетов государственной социальной политики. В российском Интернете примером может служить виртуальный музей радио и телевидения по адресу www.tvmuseum.ru, созданный в 2004 г. усилиями ЮНЕСКО, российского Правительства и Гостелерадиофонда. Крайне актуальными становятся проекты, подобные осуществляемому Министерством культуры РФ и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек «Создание модельных библиотек в сельской местности». Участники проекта получают комплекты оргтехники, телевизор, видеоплеер, музыкальный центр, компьютерные столы и офисные стулья, им обеспечивается доступ в Интернет.
Отметим, что доступ к культурным ценностям россиянам вплоть до недавнего времени в некоторой степени осуществлялся через бесплатные интернет-библиотеки (например, одна из самых популярных -библиотека lib.ru Максима Мошкова, получившего за этот проект множество премий). Однако на их деятельность на правах обычных библиотек был введен запрет в 2004 г. изменениями к закону об авторских и смежных правах. Новая версия закона определяет, что библиотека может предостав-
лять электронный объект только в помещении библиотеки и если невозможно сделать его цифровую копию [10. С. 12].
В Пермском крае наработан определенный опыт эффективного социально-политического подхода к решению проблемы формирования единого информационно-культурного пространства. Так, создание условий для реализации прав всех жителей Прикамья на получение доступа к культурным ценностям и информации является одним из направлений Концепции социальной политики в Пермской области. Ускоренное решение данной проблемы считается залогом экономического и социального развития области в целом. Экономическая эффективность и темпы информатизации учреждений культуры, внедрение новых информационных технологий, управление процессами формирования региональных информационных ресурсов и их использования во всех сферах жизнедеятельности человека требуют программного подхода.
На решение этих задач направлена областная целевая программа «Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)» [4]. Целью программы является формирование электронных информационных ресурсов учреждений культуры и обеспечение доступа к ним жителей области на основе интернет-технологий для удовлетворения социально-экономических, образовательных и культурных потребностей. В рамках программы осуществляется содействие ускоренному внедрению передовых технологий в библиотеки, музеи и другие учреждения культуры региона. Особое внимание уделяется обеспечению учреждениям возможности использования цифровых технологий для создания электронных баз и банков данных по собранным в них коллекциям в целях предоставления к ним качественного доступа населению и сохранения их для будущих поколений. Одной из задач программы является также организация пунктов общественного доступа к региональным информационным ресурсам и ресурсам сети Интернет в муниципальных библиотеках области.
География доступа к созданным электронным ресурсам должна достигнуть в результате реализации программы 92,5%, а число пользователей - возрасти в 4,1 раза, что обеспечит право на получение информации, в том числе к ресурсам областных учреждений культуры, жителей городов и районных центров области, а опосредованно - и сельского населения. Это позитивно повлияет на культурный и образовательный уровень жителей и повысит их социальную и экономическую активность.
В сфере здравоохранения России в настоящее время создается национальная телемедицинская сеть [1. С. 4-7]. На пациента, обратившегося первый раз, будет заводиться специальная телемедицинская карта -универсальный ключ доступа к его персональным сведениям. С помощью этой карты в любом уголке страны человек сможет получить медицинскую помощь, а врач - узнать о состоянии здоровья пациента и назначенных ему ранее лекарствах. Независимо от того, в каком российском регионе будет проходить обследование, у гражданина не возникнет никаких проблем со страховыми организациями и получением льготных лекарственных препаратов.
Первичным звеном сети станут базовые узлы подключения для экспресс-исследования состояния здоровья, где будет осуществляться мониторинг здоровья граждан. Он позволит получать первичные данные для оценки психофизиологического состояния человека и выдать рекомендации, к каким специалистам следует обратиться. Базовые узлы будут располагаться в поликлиниках, больницах, общеобразовательных учреждениях, военкоматах. Далее по иерархии будут созданы муниципальные, региональные, окружные и федеральные телемедицинские центры, куда последовательно будет передаваться вся необходимая информация. Во главе национальной телемедицинской сети будет стоять главный научно-информационный вычислительный центр. Подобная структура позволит на каждом ее уровне повышать диагностические и профилактические возможности.
Таким образом, мы рассмотрели основные аспекты формирования единого информационного пространства социальной
сферы, сформулировали проблемы и перспективы в различных областях.
Важную роль в информатизации социальной политики и управления социальной сферой играют интернет-технологии. Интернет предоставляет хорошую возможность обеспечения доступности и открытости власти для общества. В настоящее время происходит постепенный процесс интеграции административных органов, бизнес-структур и граждан страны (а в рамках глобализации - целых государств) в единое информационное пространство, с тем чтобы все структуры стали открытыми и доступными, а процесс их взаимоотношений с рядовыми гражданами был бы предельно упрощен и ускорен. Это прежде всего высокий уровень сервиса для населения, а также значительное снижение издержек на взаимодействие с государственными чиновниками. Электронная форма взаимоотношений с гражданами делает все услуги экономичными и оперативными. В социальной сфере это равная доступность благ и услуг образования, медицины, культуры вне зависимости от места проживания, т.е. преодоление регионального неравенства, сокращение расстояний и часовых поясов [3].
На Западе использование Интернета органами управления рассматривается как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти. Внедрение информационных технологий в государственное управление позволяет заметно оптимизировать работу госаппарата: снизить издержки на содержание, сократить время прохождения и согласования документов, усилить межведомственное взаимодействие и теснее интегрироваться с гражданским обществом. Один из самых главных аргументов в пользу «электронного правительства», которые приводят его сторонники, -повышение «прозрачности» власти за счет перехода на новый уровень обратной связи как с гражданами, так и с бизнесом.
В России, по данным ВЦИОМ на сентябрь 2006 г., подавляющее большинство россиян - 85% - предпочитают получать информацию из передач центрального телевидения. Интернет используют как источник информации лишь 13 % населения, что сравнимо по популярности с показателями
регионального радио. Наибольшая доля людей, часто использующих Интернет в качестве источника информации, проживает в Москве и Санкт-Петербурге - 26%. В крупных и средних городах их доля сокращается до 16-18%, а в небольших городах и селах -до 7-10%. В целом, число пользователей сети Интернет в России сегодня приближается к четверти населения. Большинство пользователей Интернета - 77% - нуждается в нем для решения вопросов, связанных с работой или учебой, 44% опрошенных выходят в Интернет, чтобы почитать новости и воспользоваться электронной почтой [31. С. 7].
Вообще, саму возможность использования в социальной сфере массового, свободного, удаленного доступа населения к информации, касающейся актуальных проблем жизнедеятельности граждан, которую предоставляет сеть Интернет, необходимо рассматривать как одну из величайших ценностей современного общества. Сегодня подобная технология позволяет, наконец, реализовать целый ряд законодательных гарантий доступа граждан к информации, носивших ранее во многом декларативный характер.
Напомним, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» [27] органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
Существует конкретный перечень обязательных для размещения в информационных системах общего пользования (в том числе в сети Интернет) сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства здравоохранения и социального развития и других ведомств социальной сферы. Он утвержден постановлением Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Прави-
тельства РФ и федеральных органов исполнительной власти» [17]. Данный перечень рекомендован также органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления для принятия мер по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности.
Итак, к обязательным для размещения в сети Интернет сведениям относятся:
1. Нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности.
2. Акты органа власти (постановления, приказы. распоряжения...).
3. Порядок деятельности органа исполнительной власти по обеспечению реализации прав, свобод и законных интересов граждан.
4. Сведения о реализации федеральных целевых программ.
5. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций.
6. Сведения об официальных мероприятиях (заседания, встречи, брифинги, семинары, «круглые столы» и т.д.).
7. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей.
8. Сведения о международных договорах и соглашениях.
9. Сведения о проектах разрабатываемых законов.
10. Аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности.
11. Сведения о взаимодействии с иными органами государственной власти, общественными объединениями, политическими партиями и другими организациями.
12. Обзоры обращений граждан и организаций, результаты рассмотрения обращений и принятые меры.
13. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию в отрасли и динамику ее развития.
14. Прогнозы.
15. Официальная статистическая информация.
16. Сведения об открытых конкурсах (условия проведения, порядок участия, составы конкурсных комиссий.).
17. Формы заявлений, принимаемых к рассмотрению.
18. Перечни находящихся в ведении информационных систем общего пользования и банков данных, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
19. Сведения о государственной службе (перечень вакантных должностей, квалификационные требования к кандидатам.).
20. Сведения о руководителях (фамилии, имена, отчества и по согласованию -биографические данные).
21. Структура органа, задачи и функции структурных подразделений, телефоны справочной службы и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты).
22. Сведения о подведомственных организациях (перечень, адреса, телефоны, сведения о создании, реорганизации и ликвидации, основные показатели деятельности).
23. Телефоны и адресные реквизиты подразделений по работе с обращениями граждан.
24. Сведения об участи в программах международного сотрудничества и др.
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время на уровне субъектов Российской Федерации, а тем более на муниципальном уровне, требования данного перечня обязательных для размещения на сайте органа власти сведений пока соблюдаются далеко не в полном объеме.
Более того, федеральные органы исполнительной власти зачастую лишь в принудительном порядке на основании судебного решения создают либо дорабатывают содержание своих сайтов в соответствии с Перечнем обязательных для размещения сведений. Что касается ведомств социальной сферы, то, например, в 2004 г. суд обязал Министерство труда и социального развития (в настоящее время - здравоохранения и социального развития) привести в соответствие с законодательством содержание официального сайта. В марте 2005 г. решением суда по иску Института развития свободы информации о нарушении постановления правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов испол-
нительной власти» Федеральная служба по труду и занятости и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию были обязаны разместить на своих сайтах всю необходимую информацию. В октябре 2005 г. подобные требования суд предъявил также к таким значимым для социальной сферы органам, как Главное управление специальных программ Президента РФ и Министерство регионального развития РФ [25].
Основным аргументом государственных органов власти в неисполнении требований законодательства сегодня является отсутствие в штатном расписании специалистов по ведению сайтов. Как отмечают специалисты, к сожалению, даже создав собственные сайты, большинство федеральных органов власти пока ограничиваются формальным исполнением нормативов: заводят доменное имя, размещают там эмблему службы и фотографию ее здания, пускают по левой колонке несколько ссылок с не требующей обновления информацией [24].
Однако в целом в последние годы отмечается существенный прогресс в формировании и использовании интернет-ресурсов в социальной сфере в России. Активно развивающимися информационными технологиями на базе сети Интернет можно назвать:
- создание и использование web-ресурсов государственными (и пока в меньшей степени - муниципальными) органами и учреждениями социальной сферы;
- создание и использование интернет-ресурсов некоммерческими организациями (см. рис. 2);
- а также создание и ведение баз и банков данных по социальной тематике различными коммерческими организациями (например, БД по трудоустройству, по частным детским учреждениям, медицинским услугам и т.п.).
Интересно, что с 30 декабря 2006 г. в России введена обязанность для некоммерческих организаций размещать на сайте в сети Интернет годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала не позднее 10дней с даты его утверждения [29]. Эта беспрецедентная по важ-
ПРИГЛАШАЕМ НА НАШ САЙТ л Мол о дац семья Прикамья»!
С' иел гября стф^хс^ ¿^и-д Крийтепт-^ ^щрц шю.^й сош.а, Ляр^с |.;ши; IVтй-,ьяиу атуядЯ
11.4 ]1^яолоЖыь1 итшяг^лс, рп^ОркиснсЯ+ый ма:ери<ь.ы д.-я
МОШуерД И МПЛОДЦЫ ЖИСМ 1 РИМСКОГО !фИМ. Мпжчо У-иЫЬ
П0СЛЩ:1ле ннчострг о й-с^ирилтигс яи ¿к^Яый 11нг|^Г1М,ПЩиО о I тгстткур^ил а
П]1Шжиищ:м к "оТ[:■;.■ шШ4^1.': ну и объединения
мйтвднх С^.чей, ъаттгср^^Шшыд я ряямешаши имфп^м.аптга у иыоьН рЗй&и, J шиияа- ттйртнфйЬ .■. килномыц-"1си1Ш\0и.
Рис. 2. Рекламные листовки о сайте Краевого центра молодой семьи, распространявшиеся в Пермском крае в 2006 г.
ности мера позволит довести до населения и органов государственной власти сведения о деятельности фондов, автономных некоммерческих организаций, общественных организаций, общественных фондов и религиозных организаций, доходы от целевого капитала которых используются в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).
Среди наиболее значимых ресурсов сайтов органов государственной власти и МСУ для социальной работы на федеральном уровне следует выделить следующие: Министерство здравоохранения и социального развития РФ - http://www.mintrud.ru/; Информационный портал ФЦП «Электронная Россия» - http://www.e-rus.ru/; Сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов «Приоритетные национальные проекты» -http://www.rost.ru/ (реклама сайта - рис. 3); Информационно-аналитический сервер Минобразования России «Дистанционное образование: состояние и развитие» -http://de.unicor.ru/ и др.
В Пермском крае - это Пермский региональный сервер (разд. «Социальная сфера» и др.) - http://www.perm.ru/social/; сайты Департамента развития человеческого потенциала Пермского края -http://www.human.perm.ru/; Министерства социального развития Пермского края -
http://www.social.perm.ru/; администрации г. Перми (разд. «Социальная защита», «Антинаркотический отдел», «Общественный потенциал», «Здравоохранение», «Образование» и др.) - http://www.gorodperm.ru/; Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Пермскому краю - http://www.szn.perm.ru/ и др.
К основным недостаткам российских сайтов органов государственной власти специалисты относят отсутствие либо неоперативность обратной связи; отсутствие интерактивных разделов, в рамках которых посетители могли бы общаться и решать текущие проблемы (гостевая книга, конференция, форум); несоответствие контента потребностям и интересам целевой аудитории пользователей и отсутствие оперативного администрирования.
Соответственно можно сформулировать условия, при которых сетевые ресурсы государственных органов социальной сферы могут стать популярными.
Во-первых, сайт должен презентабельно выглядеть, поскольку он представляет собой виртуальную «визитную карточку» владельца. Современный дизайн, соответствие требованиям времени на уровне структуры и технологий - обязательные требования.
Во-вторых, ресурс должен оперативно обновляться. Возможности сети Интернет позволяют свести разрыв от появления но-
вости до ее публикации буквально к нескольким минутам.
В-третьих, информация должна быть эксклюзивной и востребованной. Необходимо тщательно исследовать потребности аудитории для формирования контента.
При этом мобильную связь могут себе позволить 58% россиян и 70% москвичей, т.е. по количеству владельцев мобильных телефонов мы вполне соответствуем западноевропейским нормам. Из этих цифр специалисты делают вывод, что если у населе-
Рис. 3. Реклама сайта Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов «Приоритетные национальные проекты» - http://www.rost.ru/, опубликованная в «Российской газете» [21. С. 3]
И, наконец, в-четвертых - интерактивность. Ничто не привлекает пользователя сильнее, чем возможность напрямую задать вопрос представителям власти или просто поделиться мнением о предпринимаемых ими действиях и получить онлайн-ответ [3].
Отсутствие интернет-ресурсов, интересных, полезных и важных для населения, обусловливает низкие темпы роста численности пользователей всемирной сетью в нашей стране. По официальным данным, в России в начале 2006 г. было 17 млн владельцев компьютеров и 22 млн пользователей сети Интернет [11. С. 1, 3]. По оценкам фонда «Общественное мнение», 88% не только никогда не бывали во Всемирной паутине, но и не испытывают желания начать ею пользоваться.
ния есть возможность массово пользоваться мобильной связью, компьютеры и Интернет себе тоже смогли бы позволить. Не происходит этого, очевидно, потому, что нет такой потребности. Даже когда компьютеры есть, их возможности используются далеко не всеми. Значит, нужна информация, для доступа к которой требовались бы компьютер и соединение с Интернетом. Этой информации все еще недостаточно. Кроме того, требуется обучение населения новым информационным технологиям, нужны программы, необходимо создание инструментов и потребности в их использовании [2. С. 7].
Библиографический список
1. Виноградов А.И. О проекте по созданию национальной телемедицинской сети Российской Федерации / А.И.Виноградов // Информационное общество. 2006. №1.
2. Гагин А. Клик за границу / А.Гагин // Росс. газ. 2006. 22 нояб. №262.
3. Государственные органы социального развития и социальная сфера в Интернете: анализ отечественного и зарубежного опыта, рекомендации: обзор / Консалтинговое Интернет-агентство «Промо.ру Интерэктив» (Группа «Дот-Промо») для Минтруда России в рамках Проекта СПИЛ 2.2.5.2/25. // Уровень жизни населения России: Доходы. Социальная защита: [CD-ROM] / Министерство труда и социального развития РФ. Тула, ОАО «ПКТИ АСУ», 2002.
4. Закон Пермской области «Об областной целевой программе «Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)» от 12.03.2004 №1271-260.
5. Колин К.К. Социальная информатика: учеб. пособие. М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2003.
6. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика / К.К.Колин. М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
7. Конституция РФ от 12.12.1993. Ч. 2 ст. 24, ч.4 ст. 29.
8. Концепция правовой информатизации России: утв. указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. №966.
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 3.09.2005 №1340-р.
10. Кузнецов И. Взламывать запрещено: закон назвал Интернет-публикацию «доведением до всеобщего сведения» / И.Кузнецов // Росс. газ. 2004. 18 мая. №101.
11. Кузьмин В. Россия в цифре / В.Кузьмин // Там же. 2006. 17 фев. №34.
12. Кузьмин Е.И. Формирование системы доступа граждан Российской Федерации к правовой информации: итоги и перспективы / Е.И.Кузьмин, М.Н.Усачев,
А.А.Демидов // Публичные центры правовой, деловой и муниципальной информации в России: сб. материалов. М.: «Либерея», 2004.
13. Майгур В. Почта укореняется в кибер-пространстве / В.Майгур // Росс. газ. 2005. 29 дек. №294.
14. Марголина Т.И. Прикамье: организация доступа к правовой информации через сеть библиотек / Т.И.Марголина // Публичные центры правовой, деловой и муниципальной информации в России: сб. материалов. М.: «Либерея», 2004.
15. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов 21.12.2005, протокол №2.
16. На то и мышка, чтоб клерк не дремал // Росс. газ. 2003. 26 авг. №168.
17. Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования: утв. постановлением Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12.02.2003 №98.
18. Постановление Законодательного Собрания Пермской области «О концепции политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области» от 19.06.2003 №890.
19. Постановление Правительства РФ «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации» от 12.01.1996 №11.
20. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» от 28.01.2002 №65.
21. Российская газета. 2006. 30 нояб. №269.
22. Статистика отрасли связи: 1-е полугодие 2006 г.: [Электронный ресурс] // Материалы сайта Министерства РФ по связи и информационным технологиям http://www.minsvyaz.ru/.
23. Статистика сети и основных ресурсов публичных центров правовой информации // Публичные центры правовой, деловой и муниципальной информации в России: сб. материалов. М.: «Либерея», 2004.
24. Телехов М. Парад эмблем: почти все органы федеральной исполнительной власти обзавелись сайтами / М.Телехов // Росс. газ. 2006. 27 янв. №16.
25. Телехов М. Суд - за сайт: федеральные органы власти должны будут создавать свои Интернет-ресурсы / М.Телехов // Там же. 2005. 21 окт. №237.
26. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»: достижения, проблемы, перспективы // Библиотечка «Российской газеты». 2003. Вып. №15.
27. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003).
28. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ. Ст. 3.
29. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 №275-ФЗ.
30. Хлыстун Л. Всегда на связи / Л.Хлыстун // Росс. газ. 2006.20 апр. №14.
31. Яковлева Е. Интернет-человек: откуда россияне берут информацию / Е.Яковлева // Там же. 2006.10 окт. №226.
INFORMATIZATION OF SOCIAL POLITICS AND SOCIAL SPHERE ADMINISTRATION
S.E.Gasumova
Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15
In the article social aspects of governmental politics towards information resources are examined through analysis of the problem of common access providing to the governmental information resources.