Научная статья на тему 'Развитие электронных информационных ресурсов региональных органов государственной власти'

Развитие электронных информационных ресурсов региональных органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
870
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Розанова Нина Николаевна

С развитием информационных и коммуникационных технологий и повсеместным их внедрением во все сферы человеческой деятельности стала очевидна роль электронных ресурсов как эффективного средства построения обратной связи между государством и обществом. Формирование в России открытого информационного пространства на основе развития электронных информационных ресурсов органов государственной власти становится одним из важнейших элементов построения гражданского общества. В статье на примере Администрации Смоленской области рассматриваются информационные системы и ресурсы, обеспечивающие поддержку деятельности органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие электронных информационных ресурсов региональных органов государственной власти»

в

□а

МЕТОДОЛОГИЯ ваз КАЧЕСТВО управления аа а

Развитие электронных информационных ресурсов региональных органов государственной власти

С развитием информационных и коммуникационных технологий и повсеместным их внедрением во все сферы человеческой деятельности стала очевидна роль электронных ресурсов как эффективного средства построения обратной связи между государством и обществом. Формирование в России открытого информационного пространства на основе развития электронных информационных ресурсов органов государственной власти становится одним из важнейших элементов построения гражданского общества. В статье на примере Администрации Смоленской области рассматриваются информационные системы и ресурсы, обеспечивающие поддержку деятельности органов государственной власти.

Н.Н. РОЗАНОВА,

доцент кафедры управления факультета управления ГОУ ВПО Смоленский государственный университет, канд.пед.наук

пп

□ ПС

□ ПС □□

Ключевые слова:

единое информационное пространство, электронные информационные ресурсы, информационнотехнологическая инфраструктура региона, Интернет-ресурсы государственных органов, электронное правительство.

Одной из главных задач на современном этапе формирования качественно «нового» государственного управления в условиях демократических преобразований становится совершенствование характера взаимоотношений властных структур и населения, когда государство осуществляет взаимодействие с гражданами на паритетных основах. Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если государственные органы сами стремятся в максимально допустимых пределах предоставлять объективную информацию о своих решениях и действиях, то есть следовать принципам информационной транспарентности, среди которых основными являются:

^ регулярность и оперативность предоставления информации;

^ доступность, достоверность и полнота содержания информации;

^ установление разумного баланса между открытостью и соблюдением интересов государственного органа.

С принятием законов о доступе к государственной информации стало реальным создание в ближайшем будущем единого информационного пространства, которое обеспечит гражданам и организациям (независимо от мест проживания и расположения) равные права на доступ к государственным информационным ресурсам. Интернет вывел на новый уровень взаимоотно-

шения власти и граждан, обеспечивая прозрачность управленческих решений и предоставляя возможность постоянного общественного контроля над деятельностью государства. Технические возможности Интернета сделали официальные сайты эффективным средством для реализации взаимодействия государственных органов с населением, наиболее оптимальным, быстрым и самым экономичным способом распространения информации о деятельности государственных гражданских служащих и доведения официальной точки зрения государства по социально значимым вопросам до сведения общественности.

Развитие электронных информационных ресурсов органов государственной власти происходит на основе активно формирующейся нормативноправовой базы. Ключевое место в ней занимают:

^ федеральные законы: от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

^ Стратегия развития информационного общества в Российской Фе-

дерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от

07.02.2008 г. № Пр-212;

^ распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации: от 28.01.2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)», от 25.10.2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах», от

06.05.2008 г. № 632-р «Концепция формирования электронного правительства до 2010 года»; от 15.06.2009 г. № 478 «О единой системе информационносправочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационнотелекоммуникационной сети Интернет».

В Смоленской области информатизация является одним из приоритетных направлений реализации программы социально-экономического развития, в которую входят: совершенствование интегрированной системы региональных информационных ресурсов и инфраструктуры, повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечение качественных и доступных услуг гражда-

28

век| КАЧЕСТВА № 6 • 2010

нам и организациям на основе применения современных информационных технологий.

В исполнение федерального законодательства приняты соответствующие региональные нормативно-правовые акты:

О закон Смоленской области от 22.12.2003 г. № 112-з «О долгосрочной областной целевой программе «Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы»;

О постановления Администрации Смоленской области: от 05.11.2003 г. № 284 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Администрации Смоленской области и иных органов исполнительной власти Смоленской области»; от 14.10.2008 № 561 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Электронная Смоленщина» на 2009-2010 годы»; от

11.12.2009 № 755 «Об информации о деятельности Администрации Смоленской области и о деятельности органов исполнительной власти Смоленской области, размещаемой в информационнотелекоммуникационной сети Интернет»; от 28.09.2010 № 584 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Смоленской области» на 2011-2012 годы» и ряд других. Департамент Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде является координирующим органом и ответственным исполнителем по формированию и развитию региональных электронных информационных ресурсов. О внимании к этой сфере свидетельствует тот факт, что в 2010 г. статус данного подразделения был повышен (ранее - Главное управление информационных технологий и связи). Подтверждением обозначенной тенденции стало и создание в апреле 2010 г. Совета при Губернаторе по развитию информационного общества.

В Смоленской области в целом достаточно успешно реализуются программы по развитию информационного общества, информатизации сферы управления, здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты населения и формированию электронного правительства.

«Электронное правительство» Смоленской области - это комплекс информационных систем и ресурсов, обеспечивающих поддержку деятельности ор-

ганов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении и объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры области. Повышение информационной открытости органов исполнительной власти области, доступности информации для граждан, а также создание механизмов общественного контроля за их деятельностью обеспечивается путем создания:

О Интернет-ресурсов, содержащих информацию о деятельности органов власти, а также предоставления доступа к ним граждан и организаций;

О единой системы навигации по Интернет-ресурсам;

О инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации;

О системы публикации и распространения данных о результативности деятельности органов власти [1, с. 159].

Целенаправленный подход к развитию региональной информационной инфраструктуры в области электронных ресурсов позволил добиться определенных положительных результатов.

По данным информационнопоисковой системы Рамблер, с 2000 г. Интернет-сервер Администрации Смоленской области в рейтинге Интернет-серверов органов исполнительной власти субъектов РФ по числу посещений находится на 3-5-м месте. Региональная Интранет-сеть интегрирует информационные ресурсы органов власти, обеспечивает их информационное взаимодействие. Всего сеть объединяет около 2800 организаций-пользовате-лей. В 2009 г. создан региональный портал государственных услуг и реестр государственных услуг, увеличивается количество государственных услуг и функций, выполняемых через Интернет.

По данным исследований, проведенного в 2008 г. Институтом развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Смоленская область вышла на четвертое место среди органов региональной власти по уровню шеЬ-сайтов. В 2005 г. на всероссийском конкурсе «Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий» Смоленская область заняла третье место в номинации «ИКТ и качество государственного управления» (по критериям: прозрачность; оперативность; подотчетность) и второе место по интегральной оценке во второй группе регионов.

а ::::

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ аза

аа

а

К настоящему моменту все органы исполнительной власти Смоленской области имеют интерактивные сайты в Интернете. Все больше органов местного самоуправления открывают собственные сайты. Чтобы стимулировать создание и совершенствование деятельности Интернет-сайтов органов местного самоуправления районные администрации выделяют средства на приобретение компьютерной техники, проводят ежегодный областной конкурс «Лучший Интернет-сайт органа исполнительной власти и органа местного самоуправления Смоленской области».

Стремительно развивается блогос-фера, предоставляющая возможность интерактивного взаимодействия с представителями различных категорий граждан. В частности, свой блог имеет Губернатор Смоленской области.

В 2003 г. областная целевая программа «Правовая информатизация Смоленской области», направленная на обеспечение прав граждан на свободный доступ к наиболее востребованной правовой информации, стала лауреатом Национального конкурса «Инновационные региональные и муниципальные программы России», объявленного Советом Федерации Федерального собрания РФ и Государственным университетом управления.

Для преодоления «цифрового неравенства», обеспечения доступа граждан к социально значимой информации создана региональная Интранет-сеть публичных центров правовой информации на базе библиотек, учебных заведений, органов власти и органов местного самоуправления. Сегодня Смоленская область входит в число лидеров по созданию сети публичных центров правовой и деловой информации. Интранет-сеть Смоленской области включает в себя порядка 350 центров правовой и деловой информации. С 2008 г. проводится ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Ин-фокоммуникационные технологии в региональном развитии» [2; 3].

В то же время, наряду с явными достижениями Администрации Смоленской области в развитии электронных информационных ресурсов, существует и ряд проблем в данной сфере. Отметим некоторые из них.

Требует совершенствования система порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На настоящий момент практически отсутствует воз-

МЕТОДОЛОГИЯ

№ 6 • 2010 ВеК| КАЧЕСТВА

29

МЕТОДОЛОГИЯ

и ч

ва

ваа

ваа

аа

в

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Литература

1. Закон Смоленской области от 22.12.2003 г. № 112-з «О долгосрочной областной целевой программе «Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы» // Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 2003. № 2 (часть 2).

2. Лопашинов П., Ма-каренкова И. Программа «Электронная Смоленщина» // Народное образование. 2006. № 7. С. 167-170.

3. Сайт Департамента Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде // №р://^^тт-smolensk.ru.

4. Сайт Института развития свободы информации // №р:/^ш(. svobodainfo.org/ru.

можность предоставления региональных государственных услуг в режиме онлайн без необходимости посещения государственного органа.

У населения Смоленской области отмечается низкая востребованность электронных информационных ресурсов как источника информирования о деятельности органов исполнительной власти Смоленской области (немногим более 10% смолян*). Данная проблема, на наш взгляд, связана не только с цифровым неравенством жителей области, но и с недостаточной полнотой и актуальностью информации, предлагаемой на официальных сайтах региональных органов власти.

Население не удовлетворено качеством электронных информационных ресурсов, размещаемых на официальных сайтах государственных органов Смоленской области. В частности, подтверждением могут служить результаты онлайновых опросов на сайте Департамента Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде. Отвечая на вопрос «Достаточно ли для вас информации о деятельности органов государственной власти на их официальных сайтах?», 26,7%

респондентов ответило положительно, 30% - отрицательно, отметив поверхностность сведений на сайтах, а 43,3% указало, что хотя информации много, но «нужной часто почему-то нет» [3].

Уровень информационной открытости органов государственной власти Смоленской области недостаточно высок. На основе исследований Института развития свободы информации [4] проводится ежегодный мониторинг содержания официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Эксперты института разработали методику оценки наполнения сайтов, которая учитывает требования нормативных правовых актов, регулирующие вопросы доступа к информации, общепринятые технические требования, предъявляемые к сайтам, а также потребности физических и юридических лиц в информации.

Согласно Итоговому сводному рейтингу информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 2009 г. Смоленская область занимала 29-е место среди всех регионов, чему соответствует степень информационной открытости 37,35%. Негативная тенденция прояв-

ляется в отрицательной динамике уровня информационной открытости в течение последних лет: в 2008 г. Смоленская область занимала 12-е место среди всех субъектов РФ со степенью информационной открытости 50,96%; 2007 г. - 18-е место с уровнем информационной открытости 44,64%.

Существуют проблемы функционирования Интернет-представительства Администрации Смоленской области, в числе которых: отсутствие возможности зарегистрироваться и пользоваться индивидуальными настройками; невозможность чтения сайта в других форматах, в том числе с помощью БМБ-сервиса; отсутствие форума для обсуждения материалов, размещенных на сайте; затруднительная навигация по сайту и др.

Таким образом, для дальнейшей успешной реализации региональных программ в сфере развития электронных информационных ресурсов необходимо учитывать и решать обозначенные проблемные явления, что позволит повысить эффективность осуществления информационного управления Смоленской области, организации и поддержания открытого диалога власти и общества. ■

НОВОСТИ СЕРТИФИКАЦИИ

Новые услуги ОАО «Ростелеком» сертифицированы

В декабре 2010 г. Центр сертификации услуг связи завершил очередной этап начатого два года назад большого комплекса работ по сертификации услуг ОАО «Ростелеком» в Системе добровольной сертификации «Интерэкомс». Центральный орган по сертификации принял положительное решение о выдаче сертификатов соответствия на новые услуги ОАО «Ростелеком»: «Виртуальная частная сеть Ethernet (VPLS)», «Организация виртуальной частной сети Ethernet (MPLS L2 VPN)» и «Присоединение и пропуск трафика виртуальных частных сетей (InterAS VPN)».

Процедура добровольной сертификации является лучшей мировой практикой в области оказания услуг и эффективно используется руководством ОАО «Ростелеком» в целях повышения гарантий высокого качества предоставления услуг, совершенствования управления, бизнес-процессов, что особенно важно в условиях проводимой на предприятии процедуры масштабной реорганизации и интеграции.

Качество услуг ОАО «КОМСТАР-ОТС» подтверждено сертификатами

11 ноября 2010 г. на Конгрессе организаций связи и информационных технологий «Качество услуг связи и ИКТ - современному информационному обществу»вице-президенту по технологиям ОАО «КОМСТАР-ОТС» А.И. Кириллову вручены четыре сертификата. Орган по сертификации представлял на церемонии директор Центра сертификации услуг связи (ЦСУС), д.э.н., академик МАКТ и МАИ Ю.И. Мхитарян.

Удовлетворительные результаты сертификационной проверки позволили Центральному органу по сертификации Системы добровольной сертификации «Интерэкомс» принять положительное решение о выдаче сертификатов, подтвердив тем самым заявленное на сертификацию качество

четырех услуг ОАО «КОМСТАР-ОТС»: «Местная телефонная связь», «Междугородная и международная телефонная связь», «Доступ в Интернет по выделенным каналам» и «Беспроводный доступ в Интернет (WiMAX)».

Проведенная ЦСУС профессиональная независимая оценка качества услуг ОАО «КОМСТАР-ОТС» способствует систематизации и аккумулированию знаний о качестве услуг, повышению компетентности специалистов служб компании, накоплению интеллектуального капитала предприятия и созданию долговременных конкурентных преимуществ.

Качество услуг «РТКомм.РУ» подтверждено

17 декабря 2010 г. очередной инспекционный контроль завершился положительным решением Центрального органа по сертификации Системы добровольной сертификации «Интерэкомс» о выдаче ОАО «РТКомм. РУ» удостоверений, подтверждающих действие сертификатов на услуги «Выделенный доступ к сети РТКомм-Интернет» и «Построение виртуальной частной сети на основе технологии MPLS».

Сертификация услуг ОАО «РТКомм.РУ» была проведена в 2003 г. Регулярно осуществляемые Центром сертификации услуг связи инспекционные проверки, а также две ресертификации подтверждают соответствие фактического уровня качества услуг компании заявленным нормативам.

Руководство ОАО «РТКомм.РУ» активно проводит политику в области качества: компания имеет сертифицированную систему менеджмента качества, принимает участие в ежегодно проводимых в рамках Глобального проекта «России - новое качество роста» международных конференциях и конгрессах, является призером многих конкурсов в области качества («За лучшие достижения в бизнесе», «Лучший топ-менеджер-2007», «100 лучших клиентоориентированных компаний» и др.), обеспечивает подготовку специалистов по качеству. ■ www.interecoms.ru/CIT

* По результатам комплексного социологического исследования, проведенного Управлением информационной политики и общественных связей аппарата Администрации Смоленской области в 2009 г.

30

век! КАЧЕСТВА № б • 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.