Научная статья на тему 'Информатизация процессов управления качеством работы вуза'

Информатизация процессов управления качеством работы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КАЧЕСТВО / ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / INFORMATION SYSTEM / QUALITY / WORKFLOW / EFFICIENCY / PLANNING / ORGANIZATION / PRODUCTION PROCESS / WORKFLOW / EFFICIENCY / PLANNING / ORGANIZATION / PRODUCTION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванина Маргарита Федоровна, Ерохин Андрей Густавович, Фролова Елена Александровна

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу. Основная цель деятельности кафедры постоянное совершенствование учебного процесса для повышения его качества. Эффективно достичь этого возможно только при правильной организации процесса планирования работы кафедры. Большое число документов, составляющих документооборот кафедры, требует значительных затрат времени, в первую очередь, от сотрудников, совмещающих административную и педагогическую работу. Внедрение автоматизированной информационной системы позволяет существенно сократить рутинную работу сотрудников и перевести деятельность преподавателей на новый качественный уровень. В статье описывается программно-аппаратный комплекс планирования учебного процесса кафедры, разработанный на кафедре «Информационные системы» Московского технического университета связи и информатики. Основной задачей при разработке данного комплекса была автоматизация процесса составления кафедральных документов в течение учебного года. Для этого была проведена декомпозиция всех производственных процессов кафедры, разработаны формы ввода данных. Выходные документы определяются нормативными документами системы менеджмента качества университета. Внедрение на кафедре автоматизированной информационной системы снизило затраты времени по планированию и организации учебного процесса кафедры более чем на 90 %, а также позволило освободить преподавателей от рутинного процесса заполнения планов и отчетов. В статье детально описаны производственные процессы кафедры, приводятся образцы кафедральной документации, формируемые предлагаемой информационной системой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванина Маргарита Федоровна, Ерохин Андрей Густавович, Фролова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computerization of quality management processes work department of the university

The Department is the basic educational-scientific structural subdivision of higher educational institutions engaged in educational, methodical and research work. The main objective of the Department is continuous improvement of the educational process to improve its quality. Effectively this can be achieved only with proper organization of the work planning process of the Department. A large number of documents that make up the workflow of the Department, requires a significant investment of time in the first place, from the staff, combining administrative and pedagogical work. The introduction of the automated information system can significantly reduce the routine work of the employees and transfer the work of teachers to a new level. The paper describes the software-hardware complex of school planning of the Department, developed at the Department "Information systems" the Moscow technical University of communications and Informatics. The main challenge in designing this complex was to automate the process of compiling the Metropolitan papers during the school year. This was accomplished through the decomposition of all production processes of the Department, developed data entry forms. Output documents are defined by the regulatory documents of the quality management system of the University. Introduction at the Department of automated information system reduced the time for planning and organization of educational process of the Department by more than 90 %, and allowed to liberate teachers from routine process of completing the plans and reports. The paper described in detail the production processes of the Department, the sample Department documentation generated by the proposed information system

Текст научной работы на тему «Информатизация процессов управления качеством работы вуза»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http ://www .agequal.ru 2016, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2016/AGE QUALITY 3 2016.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ванина М.Ф., Ерохин А.Г., Фролова Е.А. Информатизация процессов управления качеством работы кафедры вуза // Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №3. С. 120-149. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/316009.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 004.9

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

РАБОТЫ КАФЕДРЫ ВУЗА

Ванина Маргарита Федоровна

доцент, кандидат технических наук, доцент, Московский технический университет связи и

информатики.

123423, Москва, ул.Народного Ополчения, 32, [email protected].

Ерохин Андрей Густавович

доцент, кандидат технических наук, профессор, Московский технический университет связи и

информатики.

123423, Москва, ул.Народного Ополчения, 32,

andrew [email protected].

Фролова Елена Александровна

доцент, Московский технический университет связи и

информатики.

123423, Москва, ул.Народного Ополчения, 32,

efrolova@me .com.

Аннотация

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу. Основная цель деятельности кафедры - постоянное совершенствование учебного процесса для повышения его качества. Эффективно достичь этого возможно только при

[email protected]

правильной организации процесса планирования работы кафедры. Большое число документов, составляющих документооборот кафедры, требует значительных затрат времени, в первую очередь, от сотрудников, совмещающих административную и педагогическую работу. Внедрение автоматизированной информационной системы позволяет существенно сократить рутинную работу сотрудников и перевести деятельность преподавателей на новый качественный уровень. В статье описывается программно-аппаратный комплекс планирования учебного процесса кафедры, разработанный на кафедре «Информационные системы» Московского технического университета связи и информатики. Основной задачей при разработке данного комплекса была автоматизация процесса составления кафедральных документов в течение учебного года. Для этого была проведена декомпозиция всех производственных процессов кафедры, разработаны формы ввода данных. Выходные документы определяются нормативными документами системы менеджмента качества университета. Внедрение на кафедре автоматизированной информационной системы снизило затраты времени по планированию и организации учебного процесса кафедры более чем на 90 %, а также позволило освободить преподавателей от рутинного процесса заполнения планов и отчетов. В статье детально описаны производственные процессы кафедры, приводятся образцы кафедральной документации, формируемые предлагаемой информационной системой.

Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА; КАЧЕСТВО; ДОКУМЕНТООБОРОТ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ПЛАНИРОВАНИЕ; ОРГАНИЗАЦИЯ; ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

[email protected]

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одному или нескольким родственным направлениям или специальностям [1].

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней [6]. Поэтому механизм управления учебно-педагогическим процессом на уровне коллектива кафедры имеет большое значение. Организация образовательного процесса должна обеспечивать академические свободы для преподавателя по выбору методов и форм организации учебного процесса, а для студента - по выбору своей образовательной "траектории" [9].

Если рассматривать кафедру с точки зрения системного подхода [15], то ее основными элементами являются сотрудники: заведующий кафедрой, его заместитель, преподаватели, методисты, заведующие лабораториями, лаборанты. Каждый элемент системы выполняет свою определённую задачу, но именно взаимосвязь элементов обеспечивает выполнение главной задачи системы - обучение студентов. Все элементы данной системы связаны между собой и образуют структуру, так как при отсутствии какого-либо элемента система просто не будет существовать. Таким образом, эффективное управление кафедрой вуза является важнейшей задачей [12;13;14].

В современной динамичной внешней и внутренней среде любой организации эффективное управление невозможно без мощной информационной поддержки. Специфика объекта управления, которым является образовательная деятельность, делают актуальной задачу разработки автоматизированных систем информационной поддержки образовательной деятельности основных производственных подразделений вузов - кафедр [2].

[email protected]

Эффективное и качественное управление кафедрой, основанное на применении информационных технологий, является основным условием ее успешного развития, а также выпуска востребованных рынком труда специалистов [10;11]. Это, в свою очередь, увеличивает конкурентоспособность кафедры на рынке образовательных услуг [7].

Для того чтобы система обучения студентов выполняла соответствующие функции, ВУЗу нужно иметь:

• стратегию в области обучения;

• регламент и порядок обучения (учебные планы, фонды оценочных средств, утвержденные учебные программы, электронные курсы);

• положение по обучению и тестированию студентов;

• сформулированные требования по обучению, выражаемые в компетенциях;

• программно-аппаратный комплекс управления обучением.

Обучение студентов должно быть выстроено с максимально возможным результатом и минимальными затратами, как временными, так и финансовыми.

Управление подготовкой студентов, то есть администрирование учебных процессов, требует наличия оптимально выстроенных бизнес-процессов, коммуникаций. В данной работе под администрированием понимается непрерывный процесс, позволяющий поддерживать уровень знаний и навыков студентов на требуемом уровне путем планирования и организации рабочего времени преподавателей кафедры.

Типовая процессная модель кафедры вуза

Согласно нормативной документации, любая кафедра обычно имеет стандартный набор входов и выходов, а также руководствуется в своей деятельности минимальным набором управляющих воздействий на основе имеющихся механизмов. Контекстная модель функционирования кафедры в нотации IDEF0 показана на рис. 1.

-ASuUiJlaailfcJL

Аспиранты

(Икганин) i bis HLu-y мин i ы—

Да^иданты из других

ггедраздепений

документами

Анкеты

Директивна им

н(рь49г™еная

д|жу|леитаи^я

Ифнкциопирвйшие

кафедры

Лерсакал-кафедры

Rhinvchmt-H

iCfieu^aJintrti Научный труды-, Публикации и гд.

Научно - педагеи^нбшш кадры

Ттнансоные потоку

Мегоаичаскоа

обеспечение

Xjojftc говсрнп н документация

Рис 1. Контекстная диаграмма модели функционирования кафедры

(разработано авторами) Поток студентов и абитуриентов является основным «ресурсом» процесса функционирования кафедры. Документы из других подразделений вуза -информационные потоки, необходимые для текущей работы кафедры. Финансовые потоки - это средства за платные образовательные услуги и другие доходы. К хоздоговорной документации относится вся информация, связанная с научной деятельностью кафедры.

Декомпозиция контекстной диаграммы по функциональным признакам представлена на рис. 2.

Абитуриенты

Документы ил

другИ-

подрадделетй

Асгцранты

Хоздоговорна

документация

дсьшаии_

Оеноаиля деятельность

тяящшщфЩ

3

Директибкаа и нормативная документация Внутренне

Бджетчр'Эеакие

Анкеты

распоряжения

Анализ и оценка деяге/ьности

Персвчал каф.г дры

Выпускники

(СЛйЦЛвЛИСТь!)

1ШЩ.

Д.

Методическая

обеспечение

НааШл_

педвг01ичесч1в кадры

Хоздеговоркяя документация

Отчетность

Рис 2. Декомпозиция контекстной диаграммы (разработано авторами) В процессе функционирования кафедры можно выделить основную деятельность, которая вытекает из целей и задач кафедры. Кроме того, кафедра занимается финансовым планированием. Необходимо также выделить такой процесс, как «анализ и оценка» необходимый для принятия управленческих решений в рамках кафедры.

Декомпозиция процесса «Основная деятельность кафедры» приведена на

рис.3.

Абитуриента

Xoi,,oTOBt>tnaa документе уя

Уче5мя papers

Документы из АРУ MX

подраздел»«™ Аспиранты

I

г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно -меследоаам/ьека* работ«

Студенты

Директивная ииоематнвная д^ументаци* F^yQQllü«

(специалисты)

Методическое

обеспечение

' Восгаи т ат ельна («бота

"лтШ

Методическая работе

Хоздоговорная документация

Научные труды, гаубликаи^и и т.д.

Отчетности

К'* 7 p^i'va (»f^ftf.

обеспечение

Тодгаювка научн!^ -педагогических ¥_

«■ЯР08 , ¡научно

J пй да го гические

к

кадры

Персонал кафедры

Рис. 3. Декомпозиция процесса «Основная деятельность кафедры»

(разработано авторами) Основным процессом с точки зрения цели функционирования кафедры является «Учебная работа». Деканом и учебным управлением ВУЗа формируется структура многоуровневой подготовки по направлениям и специальностям кафедры и обеспечивается соответствие учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин кафедры образовательным стандартам и осуществляет контроль их выполнения. По всем видам учебной деятельности кафедра организует и контролирует учебный процесс. Процесс «Учебная работа кафедры» раскрыт более подробно ниже на рис. 4.

AGmypmswrn

Документы из дру (И*

I ФГОСВО

Устпв ЗУЗЭ

Орини*!11*1я учоСиога процессе

Методичке*«

I IrpcöTtan

Ут«№ждс>»чхе yvcCnwt планы и сгои^ияы дистопии

Плэпироовг^с учеСиого процесса

.'дадал&^дяяв;

ВЫПУСКИ*** («1⹫ПИС1М1

Отчетность

Рис. 4.Декомпозиция процесса «Учебная работа кафедры» (разработано

авторами)

Процесс «Учебная работа кафедры» состоит из организации учебного процесса (проведение лекций, лабораторных, практических занятий и самостоятельной работы, учебных и производственных практик, текущего, итогового и остаточного контроля знаний и выпускной квалификационной работы) и планирования учебного процесса. Схема организации учебного процесса на кафедре приведена на рис. 5.

Рис. 5.Организация учебного процесса (разработано авторами) Все виды работы в рамках учебного процесса осуществляются профессорско-преподавательским составом кафедры. В учебном процессе используется также методическое обеспечение. На выходе организации учебного процесса мы видим, прежде всего, выпускников. Кроме того, результатом учебного процесса является набор ведомостей успеваемости по различным контрольным точкам и зачетным единицам.

Для успешной организации учебного процесса необходимо осуществить его планирование (рис. 6).

Рис. 6. Декомпозиция процесса «Планирование учебного процесса»

(разработано авторами) Индивидуальное планирование учебной работы

План учебной работы преподавателя - это составная часть индивидуального плана работы преподавателя. Индивидуальные планы работы преподавателей включают себя планы учебной, научно-исследовательской и методической работы. Планы учебной работы представляют собой документы с проставленным количеством часов по видам учебной нагрузки, детализированные с точностью до одного месяца.

[email protected]

Обычно распределение учебной нагрузки предшествует планированию учебной работы. Распределение учебной нагрузки - это процесс распределения часов учебной нагрузки кафедры по профессорско-преподавательскому составу. Предельные размеры часов зафиксированы в стандартах системы менеджмента качества. Распределение обычно осуществляется на основе опыта предыдущих лет работы, а также по соответствию научной специальности и профиля подготовки.

Процесс методической работы кафедры

Методическая работа кафедры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на методическое обеспечение учебного процесса, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, всех форм и методов учебной работы в вузе. Основная цель методической работы кафедры - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества образовательного процесса. Декомпозиция процесса методической работы кафедры приведена на рис. 7.

Рис. 7. Декомпозиция процесса «Методическая работа кафедры» (разработано авторами) Методическая работа - процесс, обеспечивающий учебную работу кафедры методическим обеспечением, необходимым для качественной организации учебного процесса.

Важнейшим элементом методической работы кафедры является учебно-методическая работа. Функциональная диаграммы декомпозиции процесса «Учебно-методическая работа» представлена на рис. 8.

Рис. 8. Декомпозиция процесса «Учебно-методическая работа» (разработано авторами) На кафедре «Информационные системы» ФГОБУ ВО МТУСИ был создан программно-аппаратный комплекс планирования учебного процесса кафедры, содержащий соответствующую базу данных и ряд клиентских приложений [3;5;6]. Разработки по автоматизации деятельности кафедры начались достаточно давно[4;8]; при этом были накоплены теоретические и практические знания, необходимые для основательной разработки системы.

Планирование учебного процесса подразделяется на составление методического и календарного планов работы. Процедуры системы планирования учебного процесса кафедры направлены на реализацию следующих функций:

• ввод данных по учебной нагрузке кафедры в соответствии с текущими календарными планами, представляемыми кафедре учебным управлением;

• расчет учебной нагрузки преподавателя в период планирования на следующий учебный год;

[email protected]

• автоматизацию составления индивидуального плана работы преподавателя в соответствии локальными нормативными документами МТУСИ;

• автоматическое составление плана работы кафедры;

• генерацию отчетов по выполненной нагрузке в разрезе семестров;

• составление методического плана работы кафедры в целом и отдельных преподавателей;

• автоматическое составление расписания работы преподавателей кафедры;

• учет работы преподавателей с почасовой оплатой.

Система имеет модульную структуру, позволяющую эффективно дополнять ее функциональными возможностями в соответствии с требованиями новейших образовательных стандартов.

Модуль «Ввод данных по учебной нагрузке кафедры» позволяет в режиме реального времени планировать нагрузку конкретного преподавателя. Перед началом учебного года в базу данных вводятся данные о всей планируемой на следующий год нагрузке, которая затем распределяется между преподавателями. Эти данные в последующем используются для формирования индивидуальных планов штатных преподавателей и распределения имеющегося на кафедре почасового фонда. В дальнейшем, в течение учебного года, нагрузка корректируются (за счет приема студентов сверх плана и отчисления неуспевающих студентов). С помощью данного модуля можно оперативно перераспределять нагрузку (например, назначить дополнительных преподавателей в случае увеличения числа студентов).

На рис. 9 показана главная форма модуля «Ввод данных по учебной нагрузке кафедры».

Ввод и распределение нагрузки

И S3

Строка плана Специальность" Семестр. Дисциплина От деление:

I

09030300 0 Прикладная ВИДОМ

|г Ш

77 [у] Теорий систем и системным анализ

[

Всего а ведено по строкам плана

Распределение нагрузки по видам

П репо даватель:

И

Раслределено нагрузки в процентах

Ш

I :

К предыдущей строке плана ^

Строка Вид нагрузки Часы Преподаватель lin-ill

У St 1 Е пек V 36 Воронцов Ю.А. 01 ИЗ

1 пр V 3€ крзннец A.B. 01 ИЗ

61 1 конс.тек. V 2 Козин ец A.B. 0 ИЗ

6 1 ака V в Воронцов Ю.А. 0 ИЗ

« ' 1 KP V SO Козин ец А. В 0 ИЗ

6 1 I канс.эк;. V 2 КОЗИНец А В. 0 ИЗ

6' 1 V П ■ 1 0 ИЗ

Всего часов по кафедре

К следующей строке плана |

Запись: И < 6 из 39 ► И > & Без фильтра Поиск

Рис. 9. Ввод данных по учебной нагрузке кафедры (разработано

авторами)

Модуль «Расчет учебной нагрузки преподавателя» предназначен для оценки общего объема нагрузки конкретного преподавателя. Здесь можно оценить объем нагрузки штатного преподавателя в часах и в долях ставки, а также общую нагрузку преподавателя на год в разрезе дисциплин, видов учебной нагрузки, семестров и статуса учебной нагрузки (штатная/почасовая). На рис. 10 показан пример расчета нагрузки преподавателя в часах и долях ставок, а на рис. 11 - пример отчета, отображающего всю нагрузку конкретного преподавателя.

3 Вбод и распределение нагрузки

S S3

Строка плана; I j 1

Специальность 09030100 Гу1 Информлтикл и вычисли те n&ttap Всего введено

Семестр '5 S по строкам

Дисциплина 177 |у| Объектмо-ориемтмровднное программирование плана

Отделение: JA а '

Распределение нагрузки по видам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватель

Бу*гопьцН.6. | у | +■

Распределено нагрузки в процентах

Строка Вид нагрузки Чаеы Преподаватель

[Щ »

Нагрузка в процентах

S3

Часы П Пропет 31 ЯЛ %

час. Норма: [ S4Ö час.

36 Титова м.в

10 Тутова Н.Э.

36 Тутова Н.В.

2 тутова H B

Тутова н.в.

5 Тутова H.S

2 Тутова Н.В.

2 Тутова H B

Всего часов го кафедре

К. следующей строке плана

ЗлПИСЬ' И * 30

ч\ Без фильтра Поиск.

Рис. 10. Расчет учебной нагрузки преподавателя (разработано авторами)

S3

Выберите преподавателя двойным щелчком мыши:

Воронцов ЮА Бщгояьц Н.В.

Ванина М.Ф.

Ворожцов A.C.

Давыдова Е. В Ервмичев В.И. ЕрохинА.Г. Фролове ЕА. Блинова О.В. TijioeaH В вакансия Козинец А.6

Ш Преподаватели

(3 TZ

Ван It- J Ы Ф

Рис. 11. Пример нагрузки конкретного преподавателя (разработано

авторами)

[email protected]

После распределения нагрузки по преподавателям осуществляется печать индивидуального плана преподавателя. Образец формируемого плана приведен на рис. 12. Индивидуальный план представляет собой документ установленной формы. Форма документа утверждается локальными нормативными актами ВУЗа и отображается в документах системы менеджмента качества (СМК). Импорт данных реализован с помощью системы драйверов ODBC и программной надстройки MS Query.

На основе индивидуальных планов преподавателей возможно формирование плана работы кафедры ВУЗа на учебный год (рис. 13, 14). Форма плана работы кафедры также утверждается локальными нормативными актами и отображается в документах СМК. Фактически план работы представляет собой набор сводных данных по отдельным преподавателям в разрезе видов учебной нагрузки. Если в процессе планирования невозможно распределение какой-либо нагрузки, то возможно отнесение ее на вакантные должности, которые будут замещены позднее. В этом случае вакантная нагрузка отображается в плане работы кафедры.

Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное бюджетное образовательное \"чреждешк высшего образования «МОСКОВСКИЙ ТТХННЧГСКНИ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ»

{МТУ СИ)

1;:-:гг:;Iг!•:--:: I::тЛ■ I

Факультет гконоыккн и УпсаЕкенид

согласовано утверждаю

Декан ф-та Зле. кафедрой " "_:о1б г. " "_:о1« г.

Индивидуальный план работы преподавателя на 2016/2017 уч. год

Воронцов ЮршТ Алексеевич, гав кафезр01~1. профессор, з т. н

;ф»огоа1- кш, отчгсп«, лояхно;ть. чж» р. 1:- у - скияь)

1. ^^ЧЕННАЯ РАБОТА

(1/0 Вид МНЯТНЙ Факультет, поток, группа Количество часов

план выполнение

1 сем г сеь всего 1 сем 2 сем всего

лекции ТС и CA (д) ИСиТ(д) Сет. Тех.(д) ИСиТ(д) ИСЫ(0(д> Пр. прает\(д> И0иЬЮ(д) Пр. гракт.(д1 90 90 180

пракгич гая. ИСиТ(д) Сет Тех (д) 36 3 39

гас раб. Сет Тех (д) ИСнТ(д} ИОиМО(д) Пр. практ.(д) ИОнМО(д) Пр. лракт 1Д) 144 144 288

консультации текущие ИСиТ|д) Сет Тех.{д} ИСиТ(д) ИОиМО(д) Пр. практ.(д) ИОнМО{д> Пр. практ.(д! А 3 7

экзамены ТСиСА(д) Сет. Тех.(д) ИСиТ(д) ИОиЫО(д) 20 8 28

зачеты ИСиТ(д) ИОиМО(д) Пр прает.(д) Пр праггг.(д1 4 12 16

курсовые работы Сет Тех.(д) 43 43

дополнительные занятия Сет Тех.(д) ИСиТ(д> ИОиМО(д) Пр лракг (д) ИОиМО(д) Пр. лракт.(д) 8 8 16

консультации к экзаменам Сет. Тех.(д} ИСиТ(д) И0и1.Ю|Д; б 6

руководство 8КР ВКР(д) 40 40

работа в комиссии по защите ВКР ГЭК(д) 2 2

государственный экзамен Гос. Экз.(д) S С

руководство аспирантами Рук асп (д) 50 50

всего 360 360 720

Рис. 12. Индивидуальный план работы преподавателя (разработано

авторами)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МОСКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ>

(ЛГГУСИ)

согласовано Утверждаю

Декан факультета Ректор университета

" " 2016 г. " " 2016 г.

план работы

кафедры Информационных систем

на 2016^2017 учебный год_

Рис. 13. План работы кафедры (разработано авторами)

№ п п Фа-.чипия м инициалы чпенэ каф&дры <и | J а Е г i-в « е о <Ё К | т I Hi ■т Ч 2 ? Ч И X О V ъ * 1 3 2 £ ■5 с 41 3 о 2 CL •ъ 2 0 1 3 X 13 м 2 а. з X € 15 II и 5 3 3 X Л X || О-^ ГО g I X X a CL ¡8 1! ч о 1 X 0 1 S 3 3 & С £ |1 X ж ц -е- I i с Э CL i cn о. ta а. г 1 о 2 s 1 11 >-• и ! 1 . * С § I и ей If S s I * tf о ||в J Я Сй Л If ш X G I g в. I | а! Э £ 1— « m a £ Е Q. Е 1 1 С Л

1 Воронцов Ю. А 180 39 a s 7 2В 16 43 16 6 40 г 5 50 720

2 Бухгольц Н, В 18 19 108 1 8 5 50 2 210

3 Вэнинэ М Ф. 102 1J6 92 8 14 26 13 3 4 378

i Ворожцов А С 54 19 36 5 13 2 4 20 100 252

-----с о

Рис. 14. Сводные данные по отдельным преподавателям в разрезе видов учебной нагрузки (разработано авторами) Важнейшей частью учебного процесса в любом ВУЗе является методическая работа. Для этого составляется план методической работы кафедры (рис. 15).

После составления данного вида плана необходимо сформировать индивидуальный план методической работы каждого преподавателя. Данный вид плана также является документом СМК и его форма утверждается локальным нормативным актом. Формирование таких планов осуществляется программным способом с помощью механизма полнотекстового поиска.

Список преподавателей содержится в одной из таблиц базы данных. Пример плана методической работы преподавателя показан на рис. 16.

План методической работы кафедры информационных систем на 2016/2017 учебный год

Номер перечня Номер ПОЗЕ1ЦШ1 Наименование мероприятий, заданий, работ Форма отчетности Исполнители Срок Отметка о выполнении

1 т 3 4 5 б 7

А. Учебно-методическая работа

А.2. Раз! эаботка программ учебных дисциплин

А.2.2. Разработка рабочих программ

А.2.2.1 (ПЭД 11) Актуализация рабочих программ по дисциплинам направления 09.03.03 "Прикладная информатика" Рабочая программа проф. Воронцов Ю.А,, доц. Бухгольц Н.В., доц. Ванина М.Ф., доц. Ворожцов A.C., д оц, Еремичев В.И., проф. Ерохин А.Г., доц. Фролова E.A.t доц. Тутова Н.В., асс. Козин ец A.B. 28.09 2016

А.2.2.2 (ПЭД И) Актуализация рабочих программ по дисциплинам направления 38.03 01 08010000 "Экономика" Рабочая программа доц. Ванина М.Ф., доц. Фролова Е.А., доц. ТутоваН.В. 28.11.2016

А.2 2.3 (ПЭД _Ш_ Актуализация рабочих программ по дисциплинам напоав л еш тя Рабочая программа доц. Ванина М.Ф . доц. ТутоваН.В,, ст. преп. Лавыаова Е.В . посмЬ 28.12.2016

Рис. 15. План методической работы кафедры (разработано авторами)

№№ поз кафедр плана Наименование мероприятий, заданий, работ ПЭД сроки Форма отчетности Отм 0 выпопн (№ и дата документа фиксирующего выполнение) Подпись зав кэф

1 сем 2 сем

2. Научно-методическая работа

en Участие г ГБ геш ПО nvs тлеисцэыесаде сО«лаче*в целост-оет* юлтгг^гмостно- оо^елтсоез^-чд оо<1 ело фз<уг*тетэ 3«>ovw>/упссаеге-мэс смете год» 31,10 яме Ítrííl

635 »t^i-ccíní cTiTfa «эрдочетешиксога <асасч01 пая» V, V." 't

5*22 пегготою a<ru "we -я <*»« сОдоостгг»-»« ст>саот» -с -¿rceurt-sG xerrotö Пристава» №фор«тяа:" лэязо 1Í От 2017

Б i 1 Руководство xoeea^^ev иетадичем» 1 Tíu^-« ( "В '1- »ГйТь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 16. План методической работы преподавателя (разработано

авторами)

В течение учебного года кафедрой ВУЗа формируются различные отчеты. Одним из таких отчетов является отчет по выполненной учебной нагрузке, который составляется в конце каждого семестра. Пример данного

отчета показан на рис. 17. Данные для отчета также берутся из базы данных нагрузки преподавателей кафедры.

КАРТОЧКА УЧЕТА

учебной нагрузки за 1 семестр, годовая 2016/2017 уч. года по кафедре ИС

N9 п п Фамилиям инициалы преподавателя кафедры 5 § X п т 5 ■ о. PJ Cl Ю та 1 II 1 в О 4) ь- ъ о> S та ■2 rt ъ i Т В ■Г, ■О 1 о. с 3 о о а 2 о to га О. 3 О о CL D 2 X я 1 г о о 'я дополнительные занятия X га | 1с h -D X SI и 0? 1 £ CL У m о ю < Щ £ Cl х £ У Q_ I ^ | m It 4» m £ г 3" о « <•» я О CL С ■X 2 X X V a й CL X ГО V г >» га 2 i? повышение квалификации <k CD ffl CL ЕВ О CL С О S ш 2 к га II щ Cl з г >. О Cl Л о. со й % О Cl . X н с m га i о m 0 га х 1 s s 1 с" - п О «£• та О. (0 CL ® _ ш О о ст Cl g- §i о flj =Е й- S « ° 1 £ 2 2 „ - £ н и О 5 из ¡г г I п X £ а а. | Ш

1 Воронцов Ю- А. 90 36 144 4 20 4 43 8 6 5 360

2 Бухгопьц Н. В 58 18 36 t 5 50 2 130

3 Ванина М. Ф. 84 128 44 7 14 24 13 2 4 320

л Iff Ifi я 11 5

Рис. 17. Отчет по выполненной нагрузке (разработано авторами) В начале каждого семестра также составляется расписание работы преподавателей по дням недели. Данные для расписания вводятся на основе данных расписания ВУЗа в целом, пример расписания показан на рис. 18.

Расписание работы преподавателей кафедры ИС на первый семестр 2016/17 учебного года

Ф.И.О. преподавателя Понеделщи* Bropmt* Сред»

1 2 3 4 s 1 2 s 4 S 1 2 s 4 5 1

в 30 -11 05 II 15 - 12.50 13 00- 14 35 1500- 16 30 16 AS -18 15 9 30- 11.05 11.15-1250 13 00-14 35 15.00-16 30 16 45 -1» 15 9 30-1105 11 15-12 50 1300-14 35 15 00-16 30 16 45 - 18 15 9.30- 11 05

Воронцов ЮА ntu«4» > V »!■)«. »Mi №l»l if V f Vl«L мм-М Пр •т. KftXL .4—_

HwliOt. Or V №ttlL

"И IViHl "-1. tVlKt.

Бухгольц Н,в. «в Ht.'ia

Рис. 18. Расписание работы преподавателей кафедры (разработано авторами) Также данные расписания в дальнейшем используются для формирования отчетов по работе преподавателей с почасовой оплатой, формируемые ежемесячно (рис. 19).

Почасовая нагрузка кафедры

Отд Спец. Семестр

Дисциплина

Часы Вид

Блинова 0.8 д 420301

А Д

420301 420301

Бухгольц Н.8 д 090303

Бенина М Ф. з 380302 а 380302 з 3S0302

14<тернет-технологин рекламы в рекламной деятеп 1 конс.т Интернет-технологии рекламы в рекламной деятеп 2 экз 141тернет-технопопш рекламы в рекламной деятеп 21 КП

Итоги для Блинова O.S.

формата ка и программирование

Итоги для Б\«гольиН.Б

1*Ь ф орматика № форма тика

JiülüEiSffilEiU

24

13,2 KP

13 ?

12 лаб 1 дол Б_контр

Рис. 19. Учет работы преподавателей с почасовой оплатой (разработано

авторами)

Оценка трудоемкости процесса планирования учебной и учебно-методической работы кафедры в течение учебного года (у.г.) в соответствии с проведенной декомпозицией этих процессов (см. рис. 1-8) представлена в следующей таблице.

Таблица (разработано авторами).

Трудоемкости процесса планирования

NN п/п Вид операции Срок исполнения Документ Трудоемкость (час.)

До начала эксплуатации системы В результате внедрения системы

1 Ввод данных по учебной нагрузке кафедры в БД Апрель текущего у.г. «Ввод и распределение нагрузки» (см. рис. 9) 25 3

2 Распределение учебной нагрузки по преподавателям кафедры Апрель текущего у.г. 10 2

3 Расчет и анализ учебной нагрузки преподавателей Май текущего у.г. «Нагрузка в процентах» (см. рис. 10) 3 0,5

4 Индивидуальное планирование учебной работы Май текущего у.г. «Нагрузка преподавателя» (см. рис. 11) 16 0,5

5 Формирование индивидуальных планов работы преподавателей Май текущего у.г. «Индивидуальный план работы преподавателя» (см. рис. 12) 2 0,5

6 Формирование плана работы кафедры Май-июнь текущего у.г. «План работы кафедры» (см. рис. 13) 10 0,5

«Сводные данные по отдельным преподавателям» (см. рис. 14) 10 0,5

7 Составление плана методической работы кафедры Июнь текущего у.г. «План методической работы кафедры» (см. рис. 15) 35 2

8 Формирование плана методической работы преподавателя Июнь текущего у.г. «План методической работы преподавателя» (см. рис. 16) 20 1

9 Составление расписания работы преподавателей кафедры Сентябрь планируемого уг. «Расписание работы преподавателей кафедры» (см. рис. 18) 5 0,5

10 Учет работы преподавателей с почасовой оплатой В течение планируемого уг. «Почасовая нагрузка кафедры» (см. рис. 19) 80 4

11 Составление отчета по выполненной Январь планируемого у.г. «Карточка учета» (см. рис. 17) 5 0,5

нагрузке Июнь планируемого у-г-

Построенная по данным таблицы диаграмма сравнительной оценки трудоемкости процесса планирования отображена на рис. 20. Как видно из представленных данных, снижение временных затрат кафедры по учету и планированию учебной работы составляет более 200 часов в год, или, в процентном отношении, 92% (что эквивалентно 0,25 средней ставки преподавателя). Помимо этого, за счет внедрения системы автоматизированного контроля значительно повышается показатель достоверности результатной информации.

Рис. 20. Сравнительная оценка трудоемкости процесса планирования

(разработано авторами) За счет внедрения системы автоматизированного планирования учебной и учебно-методической работы кафедры трудовые процессы ее сотрудников переходят на новый качественный уровень.

Литература

1 . Гельманова З.С., Осик Ю.И. Деятельность вуза в контексте качества

подготовки специалистов // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 1. - С. 31-36;

2 . Васильев, И. А. Качественное образование - детерминанта прироста

интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. - 2013. - № 9. - С. 103-120.

3 . Ванина М.Ф., Фролова Е.А. Оценка внедрения облачных решений в

бизнес компании // Век качества. - 2015. - № 2. С. 29-33.

4 . Ванина М.Ф., Ерохин А.Г., Кузовкова Т.А. Организация промежуточного

контроля знаний студентов на факультете экономики и управления с помощью системы электронного тестирования // Технологии информационного общества: Доклады научно-методических секций второй отраслевой научной конференции. - М.: Инсвязьиздат, 2008, с. 124-137.

5 . Ванина М.Ф., Ерохин А.Г., Фролова Е.А. Средства создания клиентских

приложений и их использование в курсах кафедры ИТЭУ // Технологии информационного общества: Материалы докладов научно-методических секций московской отраслевой научной конференции. - М.: Инсвязьиздат, 2007.

6 . Воронцов Ю.А., Ерохин А.Г. Методика базовой подготовки в области

прикладной информатики по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» // Технологии информационного общества: Материалы докладов научно-методических секций московской отраслевой научной конференции. - М.: Инсвязьиздат, 2007.

7 . Ермаков А.В. Информационно-телекоммуникационная система

современного университета для управления инновациями. - СПб.: Техника связи, 2015, 234 с.

8 . Ерохин А.Г. Использование облачных технологий в обучении студентов //

Труды конференции "Телекоммуникационные и вычислительные системы" Международного форума информатизации МФИ-2015, М.: Брис-М, 2015.

9 . Информационные и коммуникационные технологии в образовании:

монография / Под редакцией: Бадарча Дендева - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

10 . Федякова Н. Н. Совершенствование информационных систем управления

вузом // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2. С. 198-210.

11 . Губарев В. В. Системное представление качества образования //

Стандарты и качество. - 2002.- N 4. - С. 30-35.

12 . Дубицкий В. В., Огородникова И. А., Перепеча И. Ф. и др. К концепции

построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ. // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 2(25). - С. 96-100.

13 . Иванцивская Н. Г., Буров В. Г. Модель управления инновационным

процессом на кафедре // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - N 1(30). - С. 69-76.

14 . Иевенко М. В. Использование встроенных методик ERP-решений при

внедрении системы "Университет" // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - N 1(30). - С. 96-104.

15 . Иродов М. И., Разумов С. В. Создание системы управления качеством

подготовки специалистов в ВУЗе // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 2(25). - С. 90-95.

COMPUTERISATION OF QUALITY MANAGEMENT PROCESSES WORK DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY

Vanina Margarita Fedorovna

associate Professor, candidate of technical Sciences,

[email protected]

associate Professor, Moscow technical University of communications and

Informatics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

123423, Moscow, Narodnogo Opolcheniya st., 32,

associate Professor, candidate of technical Sciences, Professor, Moscow technical University of communications and Informatics.

123423, Moscow, Narodnogo Opolcheniya st., 32,

andrew145@yandex. ru. Frolova Elena Aleksandrovna associate Professor, Moscow technical University of communications and

Informatics.

123423, Moscow, Narodnogo Opolcheniya st., 32,

efrolova@me. com.

The Department is the basic educational-scientific structural subdivision of higher educational institutions engaged in educational, methodical and research work. The main objective of the Department is continuous improvement of the educational process to improve its quality. Effectively this can be achieved only with proper organization of the work planning process of the Department. A large number of documents that make up the workflow of the Department, requires a significant investment of time in the first place, from the staff, combining administrative and pedagogical work. The introduction of the automated information system can significantly reduce the routine work of the employees and transfer the work of teachers to a new level. The paper describes the software-hardware complex of school planning of the Department, developed at the Department "Information systems" the Moscow technical University of communications and Informatics. The main challenge in designing this complex was to automate the process of compiling the Metropolitan papers during the school year. This was accomplished through the decomposition of all production processes of the Department, developed data entry forms. Output

[email protected]. Erokhin Andrey Gustavovich

Abstract

documents are defined by the regulatory documents of the quality management system of the University. Introduction at the Department of automated information system reduced the time for planning and organization of educational process of the Department by more than 90 %, and allowed to liberate teachers from routine process of completing the plans and reports. The paper described in detail the production processes of the Department, the sample Department documentation generated by the proposed information system.

Key words: EDUCATION; INFORMATION SYSTEM; QUALITY; WORKFLOW; EFFICIENCY; PLANNING; ORGANIZATION; PRODUCTION PROCESS

REFERENCES

1 . Gel'manova Z.S., Osik Yu.I. Deyatel'nost' vuza v kontekste kachestva podgotovki

spetsialistov [The activities of the University in the context of quality of training] // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia [International journal of experimental education] . - 2016. - № 1. - P. 31-36.

2 . Vasil'ev, I. A. Kachestvennoe obrazovanie - determinanta prirosta

intellektual'nogo potentsiala strany [Quality education is a determinant of the growth of the intellectual potential of the country] // Obrazovanie i nauka [Education and science]. - 2013. - № 9. - P. 103-120.

3 . Vanina M.F., Frolova E.A. Otsenka vnedreniya oblachnykh resheniy v biznes

kompanii [Assessing the implementation of cloud solutions in the company's business // Vek kachestva [Century of quality]. - 2015. - № 2. P. 29-33.

4 . Vanina M.F., Erokhin A.G., Kuzovkova T.A. Organizatsiya promezhutochnogo

kontrolya znaniy studentov na fakul'tete ekonomiki i upravleniya s pomoshch'yu sistemy elektronnogo testirovaniya [The organization of intermediate control of knowledge of students at the faculty of Economics and management, using electronic testing system] // Tekhnologii informatsionnogo obshchestva: Doklady nauchno-metodicheskikh sektsiy vtoroy otraslevoy nauchnoy konferentsii [Information society technologies: reports of the scientific and methodological

[email protected]

sections of the second agricultural scientific conference], - M.: Insvyaz'izdat, 2008. P. 124-137.

5 . Vanina M.F., Erokhin A.G., Frolova E.A. Sredstva sozdaniya klientskikh

prilozheniy i ikh ispol'zovanie v kursakh kafedry ITEU [Tools for creating client applications and their use in the courses of the Department of ITAU] // Tekhnologii informatsionnogo obshchestva: Materialy dokladov nauchno-metodicheskikh sektsiy moskovskoy otraslevoy nauchnoy konferentsii [Information society technologies: Materials of reports of scientific-methodological sections of the Moscow branch of the scientific conference]. M.: Insvyaz'izdat, 2007.

6 . Vorontsov Yu.A., Erokhin A.G. Metodika bazovoy podgotovki v oblasti

prikladnoy informatiki po spetsial'nosti «Prikladnaya informatika (v ekonomike» [Methodology for basic training in the field of applied Informatics with a specialization "Applied Informatics (in economy)" // Materials of reports of scientific-methodological sections of the Moscow branch of the scientific conference]. M.: Insvyaz'izdat, 2007.

7 . Ermakov A.V. Informatsionno-telekommunikatsionnaia sistema sovremennogo

universiteta dlia upravleniia innovatsiiami [Information and telecommunications system of the modern University for innovation management]. - SPb.: Tekhnika sviazi, 2015, 234 p.

8 . Erokhin A.G. Ispol'zovanie oblachnykh tekhnologiy v obuchenii studentov [The

use of cloud technologies in the training of students] // Trudy konferentsii "Telekommunikatsionnye i vychislitel'nye sistemy" Mezhdunarodnogo foruma informatizatsii MFI-2015 [of the conference "Telecommunication and computing systems" of the International Informatization forum IIF-2015]. M.: Bris-M, 2015.

9 . Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: monografiia

[Information and communication technologies in education: monography] / Pod redaktsiei: Badarcha Dendeva - M.: IITO UNESKO, 2013. - 320 p.

10 . Fediakova N. N. Sovershenstvovanie informatsionnykh sistem upravleniia vuzom [Improvement of information systems of University management] // Integratsiia obrazovaniia [Integration of education]. 2016. V. 20, № 2. P 198-210.

11 . Gubarev V. V. Sistemnoe predstavlenie kachestva obrazovaniia [A systematic understanding of the quality of education] // Standarty i kachestvo [Standards and quality]. 2002. - № 4. P. 30-45.

12 . Dubitskii V. V., Ogorodnikova I. A., Perepecha I. F. i dr. K kontseptsii postroeniia vnutrivuzovskoi sistemy obespecheniia kachestva obrazovatel'nogo protsessa v OmGU [The concept of building internal quality assurance system of educational process in OmSU] // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2003. - № 2(25). P. 96-100.

[email protected]

13 . Ivantsivskaia N. G., Burov V. G. Model' upravleniia innovatsionnym protsessom na kafedre [Model of management of innovative process at the Department] // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. - 2004. - № 1(30). - P. 69-76.

14 . Ievenko M. V. Ispol'zovanie vstroennykh metodik ERP-reshenii pri vnedrenii sistemy "Universitet" [Using built-in methods ERP solutions when implementing the system "University"] // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. - 2004. № 1(30). P. 96-104.

15 . Irodov M. I., Razumov S. V. Sozdanie sistemy upravleniia kachestvom podgotovki spetsialistov v VUZe [The establishment of a system of quality management of specialists training in the University] // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2003. № 2(25). P. 90-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.